• Проблемы многодетной семьи. А

    04.05.2019

    Неблагополучные многодетные семьи.

    Сознательная многодетность.

    В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

    2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

    Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

    Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

    Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

    Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се­мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

    В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

    Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

    Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

    Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные роди­тели в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в 1996 г. около 76 %.



    Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

    Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.

    Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей недостаточно.

    Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об­ществе.

    Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

    Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

    Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

    Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

    Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

    Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-ку­рортное лечение.

    Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера рождения ребенка - вероятность влияния прена-тальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии, но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения.

    Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

    Авдеева Татьяна

    Работа посвящена проблемам многодетных семей. Рассматриваются вопросы:

    1. Положение многодетных семей в современном мире

    2. Основные проблемы многодетных семей

    3. Многодетные семьи и государство

    Прилагаются статистические данные по Барвихинской школе

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
    ШКОЛА

    (Московская область, Одинцовский район, пос. Барвиха)

    тел.8-495-635-82-42

    НАУЧНАЯ РАБОТА

    «ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ»

    (исследование)

    Выполнила:

    Авдеева Татьяна Владимировна, 10 «Б» класс

    Московская область,

    П. Усово-Тупик,

    Д.15, кв.59

    Руководитель:

    Ерошин Владимир Максимович,

    Учитель истории и обществознания

    МБОУ

    Барвихинская СОШ

    Барвиха

    2014

    I Введение…………………………………………………………………

    II Положение многодетных семей в современном мире………………

    1)Многодетная семья: хорошо или плохо? ………………………….

    2)Основные проблемы многодетных семей………………………….

    III Ключевые проблемы многодетных семей………………….

    1) Жилищные проблемы…………………………………………

    2) Финансово-материальная проблема………………………..

    3) Проблема трудоустройства родителей…………………….

    4) Психолого-педагогическая проблема……………………...

    5) Проблемы в области образования………………………….

    6) Медицинские проблемы……………………………………..

    V Многодетные семьи и государство………………………….

    1) Государственные меры по поддержке многодетных семей

    VI Заключение……………………………………………………..

    VII Приложения……………………………………………………..

    Введение

    Во время демографического кризиса проблема многодетных семей становится наиболее острой. Казалось бы, государство и общество должны делать всё для увеличения количества таких семей в стране, но стоит нам открыть поиск Интернета, как появляются сотни и тысячи отчаянных криков о помощи. Полноценное развитие такого типа семей играет большую роль не только с точки зрения демографии, но и сточки зрения социальной и экономической сферы. Количество и положение многодетных семей напрямую влияет на демографическое положение страны.

    По результатам одного из российских исследований у нас в стране около 41 миллиона семей (приложение 1). Из них:

    34%-в семье один ребёнок.
    15%-два ребёнка.
    3%-многодетные семьи.

    По данным научной литературы , все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

    1.Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

    2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

    3.Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития.
    В научной литературе многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

    Для Московской области данная тема особенно актуальна, так как по сообщениям пресс-службы министерства социальной защиты населения , количество многодетных семей на протяжении нескольких лет возрастает на 7-9%, что создаёт возможность улучшения демографической ситуации и увеличения объёма рабочей силы в ближайшем будущем.

    Лично для меня данная тема актуальна, в связи с большим количеством детей из многодетных семей в моём классе.

    У многодетных семей существует множество проблем, основные из которых: жилищная, финансово-материальная, трудоустройства родителей, психолого- педагогическая, в области образования и медицинская.

    При исследовании этих проблем я обращалась к социологической литературе по данной теме и к материалам сети Интернет.

    Действительно ли возможно решить хотя бы некоторые острые проблемы многодетных семей в России в ближайшее время?

    Итак, прежде чем проводить работу, я определила следующие задачи: сформулировать основные проблемы многодетных семей в современной России; исследовать и выяснить причины проблем детей из многодетных семей; провести практическое исследование по данным проблемам посредством опроса учащихся Барвихинской СОШ разной возрастной категории.

    Методы выполнения задач: изучение разнообразных источников информации (научная литература, Интернет), проведение опроса учащих школы, живущих в многодетных семьях, о проблемах такого типа семей.

    Проведя исследовательскую работу, были получены следующие результаты:

    1. Выявлены и сформулированы главные проблемы детей из многодетных семей в современном обществе;
    2. Выяснены причины возникших проблем и меры, предпринимаемые государством в решении данных проблем;
    3. Проведён опрос учащихся разной возрастной категории и представлены его результаты.
    Положение и категории многодетных семей в современном обществе.

    Многодетная семья: хорошо или плохо?

    По статистике в нашей стране лишь 6,6% (некоторые статисты называют 2%) семей являются многодетными. Отношение общества к многодетным семьям всегда было противоречивым. Одни люди восхищаются ими, другие твердят: «Много детей бывает только у безответственных родителей!» Что ж, и так бывает. Порой, и в семье, где один или два ребенка, вырастают хорошие дети, а в среде многодетных семей - неблагополучные.

    Сторонники многодетных семей считают, что ребенок, воспитываясь в большом коллективе, получает ценный опыт социальной адаптации, волей-неволей учится налаживать контакт с каждым членом семьи. Такие дети более приспособлены к жизни. Для ребенка, выросшего в небольшой семье, привыкание к детскому саду, школе идет куда медленнее. С этими доводами трудно не согласиться. Все оно так. Хотя и тут без исключений не обойтись. Разные семьи - разное воспитание. И не только…

    Многие родители, которые не решились иметь трех или более детей, говорят, что воспитание – тяжелый труд. Заниматься одним-двумя еще возможно, на других детей не останется ни времени, ни сил. Сторонники же многодетности считают, что чем больше детей, тем легче их воспитывать. Старшие дети помогают младшим, они передают им навыки, полученные от родителей. В итоге дети из многодетных семей легче справляются с бытовыми проблемами.

    Я учусь в одном классе с множеством детей из различных многодетных семей. Могу с уверенностью сказать, что они отличаются повышенной ответственностью и серьёзным отношением к жизни. Преодолевая жизненные невзгоды вместе, они приобретают важнейшие положительные качества личности: доброту, милосердие, отзывчивость к чужому горю…

    Основные проблемы многодетных семей.

    У многодетных семей множество проблем. Но наиболее остро стоят следующие:

    1. Жилищные проблемы

    Они всегда остро стоят в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретения жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

    Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

    2.Финансово-материальные проблемы

    В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях.

    3.Проблемы трудоустройства родителей

    Необходимость проведения большей части времени с детьми подчас лишает родителей возможности самореализации в профессиональной сфере и хорошего заработка.

    5.Психолого-педагогические проблемы

    Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.

    6.Проблемы в области образования

    В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны общеобразовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

    7.Медицинские проблемы
    Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей.

    Рассмотрим подробнее каждую из этих проблем.

    1. Жилищная проблема.

    Такая проблема как улучшение условий проживания является в настоящее время достаточно острой. Особую актуальность эта проблема приобретает по отношению к многодетным семьям, которым наличие дополнительных квадратных метров абсолютно необходимо. Кроме того, зачастую у данной категории семей имеются весьма ограниченные ресурсы финансового характера.

    Многодетные семьи, согласно госпрограмме, обеспечиваются специальными сертификатами на приобретение подходящего жилья в первую очередь. В том случае если такого рода семьей был взят кредит на приобретение жилого дома и одновременно с этим она участвует в программе, предусматривающей улучшение жилищных условий многодетным семьям, то данная семья становится получателем льгот по ипотеке.

    Вот выдержка из Федерального закона о предоставлении льгот многодетным семьям: « Родители имеют право на ипотечный кредит с сроком кредитования до 30 лет (без первоначального взноса) на покупку жилья по социальной норме с отсрочкой первого платежа на три года. Государство компенсирует 75% ежемесячных платежей. После рождения следующего ребенка (или уже имеющих 4х и более детей) семье погашается весь кредит. В качестве альтернативы многодетные родители имеют право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья или индивидуального строительства в размере 90% от стоимости жилья. (обязательное условие - время проживания одного из родителей на территории субъекта России должно быть не менее 12 лет, суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются)»

    На субсидию в стопроцентном размере могут рассчитывать исключительно те семьи, которые были признаны нуждающимися в существенном улучшении имеющихся у них жилищных условий. Субсидия рассчитывается, исходя из непосредственной стоимости одного квадратного метра, который ранее был, занимаем данной семьёй.

    Но стоит нам открыть поиск Интернета, как открываются многие и многие сайты с мольбами о помощи. Вот лишь некоторые выдержки: «… семья сироты Елены Горбуновой с пятью детьми скиталась по съемным квартирам, а сейчас ютится в комнате у матери гражданского мужа, итого проживает 8 человек. Семья Божковых выписана по суду на улицу и проживает третий год в гараже. Семья Довгань вырвались из "плена" конфликтной ситуации Преднестровья и стала заложником "крепостного права", те без жилья, а значит без прописки...»

    Глобальность жилищной проблемы даже не в существующем дефиците площадей, основная часть которого приходится на беднейшие слои населения, но и в том, что исправление этой ситуации требует огромных затрат и воли государства, которых у него похоже нет. При текущих темпах строительства жилья в стране в 60 млн кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь «шведского» уровня обеспеченности жильем и это без учета старения и выбывания ранее построенного жилого фонда. С учетом же необходимости расселения устаревающего жилищного фонда может не хватить и века, чтобы начать жить как в Швеции.

    Сегодня в очереди на жилье в стране стоит около 2,5 млн семей, и сокращается эта очередь крайне медленно – на 5% в год. Даже если в очередь не будут вставать новые семьи, для решения жилищной проблемы бедных семей государству потребуется 20 лет.

    Однако, по результатам проведённого мной опроса среди участников 7-11 классов на вопрос « Есть ли у Вас своя комната» отрицательно ответили лишь 20% опрошенных. (приложение 2)

    1. Финансово-материальная проблема.

    Чтобы разобраться в сущности данной проблемы, обратимся к статистике:

    Основными источниками доходов многодетных семей являются заработная плата (83,2%) и социальные выплаты (47,7%).

    Большинство многодетных семей (62,3%) тратят на еду 50% и более семейного бюджета, 15,8% тратит больше 75% семейного бюджета. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

    В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

    Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

    То, что семья вынуждена тратить 50% и более семейного бюджета, уже само по себе говорит о недостаточном достатке. Прокормить и одеть троих детей намного сложнее, чем одного ребёнка. Мужчинам приходится работать на двух-трёх работах, что плохо сказывается на их здоровье. Женщины не имеют возможности работать из-за необходимости посвящать большую часть времени детям. Исключение составляют лишь те из них, кто работает на дому. Материальные трудности отрицательно сказываются на здоровье и поведении ребёнка. Появляются отрицательные качества: зависть, злоба, недовольство, агрессивность.

    По данным опроса, на вопрос «Мечтаете ли Вы о дорогом гаджете» отрицательно ответили 20% опрошенных.

    1. Проблема трудоустройства родителей.

    Обратимся к статистике.

    Вот как распределились ответы на вопрос о занятости многодетных родителей: 63,1 % родителей, участвовавших в опросе, в настоящее время работают, 36,9% по разным причинам на момент опроса не работали. В 30% полных многодетных семьях работают оба родителя. 58,5% работающих респондентов составляют мужчины. Необходимо отметить высокий процент неработающих женщин –82,6%, из них по причине ухода за ребенком не работают 56%. Из общего количества работающих респондентов работают в пределах 8 часов в день 58,1%, два выходных дня в неделю имеют 55% работающих многодетных родителей. 16% работающих многодетных родителей имеет 1 выходной день в неделю, 9% работает без выходных. Это, естественно, ограничивает время для общения данной группы родителей с детьми.

    Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

    Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

    Я задала учащимся школы вопрос «В твоей семье работают оба родителя?»

    Ответы распределились следующим образом: только мать работает у 22.2 % опрошенных; только отец работает в семье 44.4% опрошенных; оба родителя работают у 33.3% опрошенных. Таким образом, подтверждается гипотеза о проблемах трудоустройства родителей, так как матери часто не хватает времени и на работу, и на детей.

    1. Психолого-педагогическая проблема.

    Во многих многодетных неблагополучных семьях дети с раннего возраста растут без необходимого им внимания и опеки. Детские потребности удовлетворяются частично. Часто дети остаются без присмотра и не накормленные, любое заболевание диагностируется и лечится с опозданием. Отсюда вытекают и проблемы детей со здоровьем в дальнейшей жизни.

    Дети в таких семьях ощущают нехватку эмоционального тепла и внимания. Воспитание происходит в форме наказания и во многих случаях используется рукоприкладство взрослых, что порождает в ребёнке злобу и ненависть. Ребёнок ощущает себя нелюбимым, слабым и плохим. Эти чувства не покидают его длительное время. Неуверенный в себе ребёнок, склонный к обидам, вырастает агрессивным и конфликтным человеком.Нередко встречаются многодетные семьи, где один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, которые растут в такой атмосфере, часто страдают от физического и эмоционального насилия или становятся свидетелями таких ситуаций. Они легко обижаются и обижают других, не способны сочувствовать чужому горю и неприятностям. Чтобы избежать проблем в воспитании детей, родителям не следует строить свои отношения с ребёнком с позиции силы – это разрушает доверие к взрослым и не содействует стабильным отношениям в семье. Чтобы избежать проблем с детьми из многодетных семей, родителям следует проявлять уважение, терпение к детским чувствам и поступкам, большую часть свободного времени проводить в кругу детей и семьи. Главной задачей родителей является воспитывать детей и создавать семейные отношения таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие личности. Это путь к стабильности ребёнка и стабильности семьи.

    У учащихся нашей школы проблем в отношениях со сверстниками практически не возникает, веди отрицательно на вопрос «Много ли у Вас друзей среди сверстников?» отрицательно ответили лишь 11.1% опрошенных.

    1. Проблемы в области образования.

    Из-за недостаточного материального достатка дети из многодетных семей подчас лишены возможности получения качественного образования. По этой же причине они могут испытывать чувство неполноценности в общении со сверстниками. Только индивидуальный подход учителя к формированию личности ребёнка способен изменить положение.

    Если верить результатам опроса, двоечников из опрошенных нет, чаще всего оценку «3» получают 44% опрошенных, «4» получают также 44%, а вот отличников только 22%. (приложение 3). Из этого следует, что проблема в области образования у детей из многодетных семей существует и в нашей школе. Однако все опрошенные хотят и считают возможным получить высшее образование.

    1. Медицинские проблемы.

    А) Проблемы, связанные со здоровьем детей

    Многодетная семья - это большой коллектив, поэтому актуальной проблемой является проблема инфекционных заболеваний, особенно которыми легко заразиться. Ведь помимо того, что все члены семьи общаются дома, как правило, каждый ребенок посещает еще и детский коллектив - будь то группа детского сада, школьный класс или группа развития. И в первую очередь к таким заболеваниям, безусловно, относятся острые респираторные заболевания (ОРЗ). То есть, если у одного малыша в коллективе кто-то заболел банальной простудой, то велика вероятность того, что все члены многочисленной семьи в течение недели будут чихать и кашлять, лежать в кровати с высокой температурой. Поскольку не все детишки заболевают сразу, то период, когда кто-то из членов семьи нездоров, может растянуться на несколько недель. Решить проблему ОРЗ в многодетной семье сложно, но можно попытаться. И краеугольным камнем в ее решении является профилактика. Для предотвращения острых респираторных заболеваний важны закаливание, прием поливитаминных препаратов, вакцинация. Следует отметить, что вакцинация важна не только для детей, но и для взрослых членов семьи, в том числе для мамы в преддверии планируемой следующей беременности.

    Помимо респираторных заболеваний, велика вероятность распространения детских инфекций. Эта проблема имеет особое значение для мамы, так как, во-первых, детские инфекции переносятся взрослыми достаточно тяжело, а во-вторых, к моменту эпидемии в семье той или иной детской инфекции мама может находиться в состоянии ожидания следующего малыша. Тогда инфекционное заболевание отразится не только на здоровье мамы, но и на здоровье будущего ребенка; вероятны даже ситуации, при которых придется прервать беременность (например, при заболевании мамы краснухой). В связи с этим все дети в многодетной семье должны быть своевременно вакцинированы. Б) Проблемы, связанные со здоровьем матери

    Мама в многодетной семье значительную часть времени проводит в состоянии беременности или лактации. Каждая последующая беременность многодетной мамы подвержена некоторым рискам и осложнениям. Усталость, невозможность восстановиться от родов к родам, особенно если во время предыдущих беременностей и родов имелись осложнения, приводит к тому, что при каждой последующей беременности возрастает риск осложнений. Еще одна проблема, требующая внимания, - возраст мамы, имеющей уже нескольких детей. Третьи, четвертые и последующие роды, как правило, приходятся на возраст после 30-35 лет. Это также повышает вероятность осложнений беременности и повышает риск рождения детей с генетической патологией. В связи с этим следует во время беременности проводить соответствующие исследования: ультразвук на экспертном уровне в первом триместре беременности, исследование показателей крови, которые позволяют предположить генетическую патологию. Учитывая все эти обстоятельства, многодетная мама должна своевременно обращаться в женскую консультацию по поводу очередной беременности, как можно тщательнее соблюдать график посещения врача и все его рекомендации, не полагаясь лишь на имеющийся у нее опыт.

    1. Государственные меры по поддержке многодетных семей. Многодетным семьям и их членам (совместно проживающие бабушки и дедушки перечисленными ниже льготами не пользуются) в качестве мер социальной поддержки предоставляются следующие права и льготы:
      1) скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - не ниже 30% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
      2) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
      3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений (до 18 лет);
      4) 50%-ная скидка в оплате проезда один раз в год на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям до 18 лет из многодетных семей, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки (курсовки) в санаторно-курортные организации соответствующего профиля независимо от форм собственности, а также многодетным родителям (одному из них), сопровождающим детей к месту лечения и обратно;
      5) право на прием детей из многодетных семей в дошкольные учреждения в первую очередь;
      6)бесплатное питание (завтраки и обеды) для детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и общего профессионального образования за счет средств всеобуча, отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
      7) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательном учреждении за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
      8) при наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности;
      9) бесплатное пользование детьми до 18 лет из многодетных семей всеми видами медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, а также обеспечение протезно-ортопедическими изделиями при наличии медицинских показаний;
      10) один день в месяц для бесплатного посещения детьми из многодетных семей музеев, парков культуры и отдыха, выставок;
      11) одноразовое предоставление многодетной семье льготного кредита или беспроцентного займа на приобретение строительных материалов, строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      12) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
      13) первоочередное предоставление многодетным семьям садовых или огородных земельных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью;
      14) одноразовое выделение многодетным родителям для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий земельных участков с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      15) выделение в первоочередном порядке многодетным родителям, создающим крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочных кредитов или беспроцентных займов для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      16) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и т.д.) с закреплением данных положений в региональных программах занятости;
      17) первоочередное обучение и переобучение многодетных родителей специальностям, востребованным экономикой региона.

    Заключение.

    Моя исследовательская работа может использоваться как дополнительное пособие на уроках обществознания, в области психологии, на факультативных занятиях по обществознанию. Исследование возможно продолжить путём более тщательного изучения поставленных проблем и проведения новых опросов по теме.

    В процессе проведения исследования я определила и выяснила основные проблемы детей из многодетных семей и их причины, провела социологический опрос среди 20 учащихся 6-11 классов и выявила наличие определённых проблем детей из многодетных семей нашей школы. Результаты показали, что проблемы действительно существуют, но в нашей школе они стоят не так остро. В заключение хотелось бы сказать, что на вопрос «Хотели бы Вы быть единственным ребёнком?» положительно не ответил никто. Выходит, плюсов всё таки больше.

    1. Распределение ответов на вопрос: «Что является основным источником дохода вашей семьи», %

    Вышла очень интересная статья Егора Холмогорова посвященная проблемам многодетных семей. Правда часть статьи посвящена критике высказываний епископа Пантелеимона (Шатова), но у меня она вызвала интерес прежде всего описанием тех проблем с которым сталкиваются многодетные семьи. По своему личному опыту знаю, что подавляющее большинство людей (даже из моих близких) не имеют ни малейшего представления о сути реальных проблем с которыми сталкиваются многодетные семьи. Люди не понимают чем руководствуются родители в многодетных семьях принимая то или иное решение, но при этом часто критикуют, дают советы, которые им кажутся очень правильными (но они могут правильными для малодетной семьи и совершенно не подходить для многодетной) и очень обижаются, если их советы не принимаются, так как понять логику принятия решений не могут.

    Мнения автора, что основной проблемами являются инфраструктурные - это просто в точку. Многодетным семьям нужны просторные транспортные средства и более просторное жилье. Многодетные семьи гораздо острее нуждаются в детских садах и группах продленного дня в школах, так как это увеличивает свободное время родителей и снижает с них часть нагрузки связанной с контролем за ребенком, ну и так далее...

    Почитайте статью. Указанные в конце предложения весьма актуальны.

    Егор Холмогоров: Стань многодетным и обедней

    Вызвавшее много шума (хотя и не столько, сколько призыв муфтия к обрезанию) рассуждение епископа Пантелеимона (Шатова) о том, что многодетным православным семьям нужно готовиться к бедности, но все-таки стремиться к многодетности, обеспечивая детей за счет снижения потребительских расходов, содержит логическую и социологическую ошибку уже в том, что увязывает многодетность с бедностью в нерасторжимую связь. «Стань многодетным и обедней!»

    Эта увязка является искажением совершенно справедливого требования не презирать многодетных за бедность и не осуждать их бранными словами типа: «Рожать меньше надо!». Получается, что те, кто так говорит, по факту правы. Просто знак ставят другой.

    Призыв экономить на тряпках ради многодетности выдает абсолютное непонимание реальных инфраструктурных проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи. Это проблемы просто другого порядка, которые экономией на сумочках и ресторанах не решаются.

    Во-первых, это проблема родительского времени. Чтобы быть хотя бы бедным, а не умереть с голоду на улице, нужно работать. Для этого нужно рабочее время обоих родителей. А значит, нужны няни, ясли, детсады, продленки, а система социального ухода за детьми у нас, в общем-то, коллапсирует. И вместо выступления за поддержку этой системы со стороны церкви достопочтенный архиерей призывает нас готовиться к земле.

    Во-вторых, это проблема жилья. Многодетным семьям просто негде жить. Советский бытовой стандарт автоматически диктовал малодетность. Постсоветский и вовсе говорит: умри на съемной квартире. Единственный вариант для нормальной жизни по-настоящему многодетной семьи (то есть шесть детей и более) – это построить себе большой дом. То есть участок, плюс строительство, плюс коммуникации. Это огромные деньги.

    Может быть, уважаемый иерарх призвал государство содействовать введению ипотеки с регрессивной ставкой, специального кредита для многодетных, пропорционального снижения коммунальных платежей (которые уже реально превращаются в ад) в зависимости от числа детей?

    Нет, вместо этого, прямо как в пародиях из журнала «Безбожник», получается, что церковь призывает только смиряться со своей нищетой и готовиться быть детьми трущоб.

    В-третьих, это проблема транспорта. «Будь многодетным» – означает «ходи пешком». Наше путешествие по Крыму включало маму, папу, двух девочек, одного мальчика, няню. Мальчик пока еще может ездить на коленях у няни, но это ненадолго, и в обратный путь мы выдвинулись по отдельности: я самолетом, остальные на машине, поскольку кубанским гаишникам, конечно, не будет так наплевать, как крымским.

    То есть большая семья – это либо дорогой минивен, либо ходи пешком, что и предполагается. Зачем тебе куда-то ездить? Зачем тебе показывать детям Крым, Суздаль, Углич? Дома надо сидеть.

    В-четвертых, проблема содержания детей в школе и школьных поборов. Многодетные-нищие буквально обрекают своих детей на бесчисленное множество издевательств и унижений со стороны более богатых учеников и зачастую учителей. К этому еще добавим травлю со стороны ювенализированных соцслужб, которой подвергаются зачастую многодетные.

    Поскольку этот призыв обращен к русским и православным, то фактически получается следующая картина: рожайте, люди русские, и нищайте, подвергайтесь издевательствам и унижениям, в то время как разбогатевшие за счет дотаций иные многонациональности, у которых и с деньгами, и с многодетностью все в порядке, будут смеяться над вами в лицо.

    Пугающей выглядит сама социально-экономическая модель, к которой апеллирует владыка Пантелеимон. Это какой-то постиндустриальный анархо-капитализм образца 90-х годов и развитого тэтчеризма. Для традиционных аграрных обществ каждый ребенок в семье являлся не фактором бедности, а фактором богатства, трудовым ресурсом, очень рано входившим в хозяйственный оборот.

    В работах великого русского экономиста Чаянова была установлена экономическая стратегия традиционных русских семей: постоянный объем работы, разделенный на число рабочих рук. То есть чем больше была семья, тем меньше впахивал каждый ее представитель.

    Русские мужики не столько зарабатывали больше денег, сколько экономили усилия за счет расширения состава семейства. Та же модель сохранялась и в раннеиндустриальных обществах, где был разрешен детский труд. Там каждый маленький работник в семье не только обеспечивал себя, но и давал небольшую прибыль.

    Лишь в современных обществах с начала ХХ века, в обществах социалистических и социал-капиталистических ребенок превратился в чистый убыток – на нем нельзя ничего заработать, зато он требует колоссальных финансовых вложений. Счастливое и беззаботное детство признается едва ли не первостепенной целью семьи. Защита детей от социального ужаса становится главной родительской добродетелью.

    За этим тоже стоит определенная социально-экономическая стратегия: развитые индустриальные государства нуждались в высококвалифицированных образованных кадрах, поэтому им нужны дети, получившие качественное школьное, профессиональное и высшее образование, что возможно лишь при достаточно беззаботном и счастливом детстве.

    Нуждаясь в таких детях, развитые государства Европы, СССР, США пошли на создание целой индустрии беззаботного детства, подчиненного идее образования. Государства начали детсадами и школами, деньгами или льготами доплачивать семьям за то, что те воспитывают детей по определенному стандарту.

    Обратной стороной этого беззаботного детства стало сокращение числа маленьких «пользователей» этой услуги – детство по этому стандарту обеспечить для десятерых не могли даже богатые семьи, а детство по другому стандарту стало из богатых стран вытесняться. То есть даже те, кто готов был пахать на детях с десятилетнего возраста, фактически сделать этого не могли.

    Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем кризис этой модели беззаботного детства. Спрос в развитых странах на квалифицированную рабочую силу падает, так как она вытесняется автоматикой. Спрос на неквалифицированную удовлетворяется миграцией: мигранты выращены в другой стране, и мы на их образование расходов не несем – получается выгодней.

    Другими словами, никаких оснований для того, чтобы поддерживать для своих граждан программу «беззаботное детство», современные государства не видят и соцрасходы стараются урезать. Ну и число пользователей – тоже. Отсюда чудовищная демографическая динамика и у нас, и в странах первого мира.

    Фактически владыка Пантелеимон предлагает многодетным православным принять эту капиталистическую анархию постмодерна как должное, смириться с тем, что государству и обществу наши дети не нужны и они им даже враждебны, и принять стоическую позу, размножаясь в нищете, несмотря ни на что. Нетрудно догадаться, что особой популярностью такая позиция пользоваться не будет.

    Мне кажется, нашим пастырям следует научиться не пародировать штампы большевистской пропаганды, изображавшей церковь как узду смирения для простого народа, а реально включаться в борьбу за социальную реализацию христианских ценностей, в том числе и большой семьи.

    А для этого надо добиваться не борьбы с потребительством у простых людей, а борьбы с воровством и растратой у чиновников, грамотных социальных расходов на поддержание, а не сокращение, как сейчас, инфраструктуры в демографически депрессивных регионах.

    Вот история 2013 года, как женщину гоняли на скорой более 100 км по всей Ярославской области, в итоге ребенок у нее умер, – вот это должно быть в центре пастырского внимания. А от призывов к бедности, обращенных к и без того небогатым русским людям, добра не выйдет.

    Русская православная церковь должна стоять на позициях защиты социального государства, государства, которое берет на себя часть заботы о детях и поддержку демографического роста. И причина, почему церкви стоит этим заняться, очень простая: увеличение количества спасаемых. Давайте отдавать себе отчет, что все утопии о том, как китайцы или зулусы станут православными, – это фантазии.

    Единственная демографическая надежда православия в мире связана с русским народом – его численностью и воспитанием. Поэтому чем больше русских, тем больше православных. Чем больше русских, тем крепче наша государственность и культура. Чем больше русских, тем прочнее наша армия и тем сильнее она против внешних врагов православия.

    Поэтому церковь должна быть для нашего общества конструктивной социальной и национальной силой, вместо того чтобы лишь отталкивать людей анархо-капитализмом, прикрытым традиционалистской риторикой.

    А теперь, если хотите, я вам как муж многодетной мамы напишу список из нескольких программ, которые реально бы повысили многодетность.

    1. Бесплатные участки для многодетных под жилстрой. Программа есть, но раскачивается еле-еле. Мы вот стоим в очереди в Калужской области и надеемся. Но реально эта программа должна работать по всей стране, причем работать быстро.

    2. Регрессивная ставка ипотеки, привязанная к количеству детей, в регионах с отрицательной демографической динамикой для тех, кто там постоянно проживает больше семи лет.

    3. Регрессивная же квартплата, начиная с третьего ребенка. Где-то такое есть, но не везде. У нас, к примеру, такой радости нет, и, когда приходят квартирные счета, мы все дружно грустнеем.

    4. Налоговый вычет на услуги детсадов, нянь и т. д. Налоговый вычет, хоть с ним и много возиться, на самом деле реально удобный инструмент, который очень облегчает финансовое положение. Сейчас его дают при покупке квартиры, оплате учебы и лечения. Думаю, что прямые расходы на воспитание детей нужно включить в этот список.

    5. Продажа минивенов многодетным родителям по льготной ставке. Государственное субсидирование соответствующих производств автоконцернов. С тем же, допустим, «Фольксвагеном» договориться, чтобы он у нас эту линию развернул. Сейчас, говорят, минивены кое-где дают бесплатно при рождении седьмого ребенка. Но, простите, место в машине заканчивается на четвертом. И у пятого и шестого шансы по этой причине невысоки.

    6. Для самых бедных. Введение тех самых продовольственных карточек по американскому образцу, которое лоббирует Ткачев. Двойная польза была бы – и детям, и аграриям.

    Вот несколько несложных ходов, которые мог бы поддержать владыка Пантелеимон и вся РПЦ, и у нас в стране стало бы гораздо больше детей, гораздо больше русских детей, гораздо больше русских православных детей. И была бы от того радость ангелам на Небеси...

    Вариант номер 4.

    · Многодетная семья и ее основные проблемы

    · Проблемы семьи безработных

    · Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

    Многодетная семья и ее основные проблемы.

    В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

    Многодетная семья в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливается традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

    В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей. А так же существует множество проблем таких семей, я расскажу о некоторых из них.

    · Материально – бытовые (финансовые) проблемы.

    Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и так далее. В структуре доходов пособия на детей не велики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и так далее, и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

    В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

    Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

    · Проблема трудоустройства родителей.

    Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы.

    Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринематеьской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

    Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

    · Жилищная проблема.

    Она всегда остро стоит в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретения жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

    Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

    · Психолого-педагогические проблемы.

    В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

    Но в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннею иерархию отношений.

    Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, по этому разные по объему и сложности. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.

    Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями.

    Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают так же из-за плохой успеваемости в школе.

    В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

    Многодетные, особенно не полные семьи, отличаются большой безнадзорностью детей. Такие семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной сфере. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

    · Медицинские проблемы.

    Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

    Проблемы семей безработных.

    Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Россия столкнулась со все более обостряющей проблемой занятости населения при переходе к рыночным отношениям.

    Безработица – незанятость в производстве трудоспособного, желающего работать населения.

    Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспособного ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки мозгов»; снижения рождаемости и увеличение смертности ведет к «старению населения» и к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфраструктуры на рынке.

    Общие проблемы: финансовая, жилищно-бытовая, психологическая. В семьях безработных возрастает количество разводов, чаще отмечаются случаи жестокого обращения с детьми. У детей появляются отклонения в поведении, у них отмечаются нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.

    В связи с вышеперечисленными факторами семья не выполняет важнейшие функции, которые возложены на нее обществом, и это ведет к ее разрушению.

    Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

    Семья и система образования очень тесно связанны между собой. Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные и целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка в семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны общеобразовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

    Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Рассмотрим проблемы и взаимодействия семьи и системы образования на примере МОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный Тверской области.

    Каковы функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей?

    Главные функции взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

    1. информационная;

    2. воспитательно-развивающая;

    3. формирующая;

    4. охранно-оздоровительная;

    5. контролирующая;

    6. бытовая.

    Задачи взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

    1. формирование активной педагогической позиции родителей;

    2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

    3. активное участие родителей в воспитании детей;

    4. постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка;

    5. обучение родителей тому, как помочь ребенку в учебе;

    6. привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.

    Организация взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи предполагает :

    1. изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

    2. группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

    3. анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

    В МОУ СОШ №2 осуществляется следующая работа с родителями:

    1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей:

    1. Психолого-педагогических

    · Психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1-й, 5-й классы);



    Похожие статьи