• Как не поссориться с ребенком из-за домашнего задания. Ребёнок не хочет учиться, делать Домашнее задание: Что делать

    23.06.2019

    Здравствуйте, дорогие читатели. Школа, родители и дети, которые категорически не хотят делать домашние задания. Уверена, что во многих семьях, где есть школьники это большая проблема каждого вечера. Ну не хотят наши школьники выполнять заданное на дом. Причин этому множество и надо сказать, что дело не только и не столько в их лени или непонимании пройденного.

    Проблема невыполнения домашних заданий школьниками существует и стоит она сейчас очень остро. Во многом это даже не вина самого школьника и не безответственность родителей, которые якобы не заставляют, не следят и не способствуют выполнению этих самых д/з.

    Родители и бабушки с дедушками, которые сами застали советскую школу видят огромную разницу в подготовке самих учителей и их способности и желании научить своих учеников. По всем своим знакомым у которых есть дети школьного возраста я наблюдаю одну и ту же картину.

    Дети готовы заниматься чем угодно, только не делать уроки. В школе, среди одноклассников нет здоровой конкуренции и желания выделиться хорошими оценками. Учителя чаще всего пускают все на самотек, о дома только пытаются заставить сделать домашние задания. Толку от этого нет потому, что нет мотивации. Среди одноклассников быть отличником «не круто», «круто» получать двойки.

    Такая ситуация если она развивается в семье приводит к затяжному стрессу. Переживают мама с папой и дедушка с бабушкой. Эта нервозность передается ребенку. Чтобы имеющиеся проблемы не вылились в депрессию и болезни нужно выйти из этого замкнутого круга.

    Чтобы ребенок, независимо от возраста учился и выполнял домашние задания нужна прежде всего его собственная заинтересованность. Желательно, чтобы эта заинтересованность была долговременной. Допустим у ребенка есть мечта-ездить в другие страны. Поддержите его и объясните. Что для этого нужно знание иностранных языков. Поощряйте его в этом стремлении всячески. Ищите вместе с ним книги, игры на иностранных языках, его общение в интернете со сверстниками.

    Сейчас в интернете можно найти массу обучающих очень хороших материалов. Конечно, в разных возрастных периодах помогать своему ребенку нужно по-разному.

    Как помочь делать уроки в первом классе

    1. Лучше всего если еще до школы ребенок походит на подготовительные к школе курсы. Там уже задаются небольшие работы на дом, и это помогает ребенку привыкнуть к требованиям. Он начинает сам понимать, что заданное на дом сделать необходимо.
    2. Перед поступлением в школу рассказать будущему первокласснику о том, что его ждет в школе и с какими требованиями ему придется столкнуться. Это настроит ребенка на обучение в школе и познакомит с необходимостью делать уроки постоянно. Уроки дома должны стать не повинностью, а нормой вашей повседневной жизни.
    3. Придумайте для первоклассника какое-то приятное занятие после качественно сделанных уроков. Может вы наконец разрешите вместе с вами смотреть какие-то передачи или запишите его в какой-то кружок или секцию. А может вы разрешите на час попозже ложиться спать и в это время заниматься чем-то интересным, конечно при условии, что уроки будут сделаны самостоятельно (без понуканий) и в срок.
    4. Будьте готовы к тому, что для того, чтобы сделать уроки быстрее ребенок просто постарается уменьшить их количество. Вот это пресекайте на корню. Можно удивляться детской изобретательности, когда дело касается нежелания делать уроки.
    5. С первого класса повесить над рабочим местом школьника расписание и график выполнения различных действий и работ, куда будут включены и уроки, и посещение кружков и секций, и прогулки, и какие-то небольшие домашние обязанности.
    6. Помогайте понять, рассказывайте, но никогда не выполняйте домашние задания за ребенка. Даже, если ребенок начинает нервничать, успокойте, поговорите и верните его к выполнению домашних заданий.
    7. Постарайтесь соблюдать режим и не отступать существенно от выработанного вместе с ребенком графика. Так легче детской психике адаптироваться и устранит излишнюю нервозность.
    8. Часто обсуждайте достижения своего ребенка и его одноклассников. Не для того. Чтобы его с кем-то сравнивать, ни в коем случае. Постарайтесь в разговорах выказывать уважение, восхищение желанием ребенка чего-то добиться, узнать сверх учебной программы. В школе сейчас это забыто, поэтому поддерживать желание учится придется поддерживать нам-родителям.
    9. Постарайтесь с первого класса выполнять дома в первую очередь и лишь потом идти в кружки, секции или на прогулку. Это дисциплинирует и является дополнительным стимулом закончить уроки в срок.

    Некоторые современные учителя, а за ними и родители начинают твердить, что сначала нужно погулять после школы, а затем только садиться за уроки. Не нужно к этому приучать, уважаемые родители. Это пошло от того посыла, что после школы должен пройти час, прежде, чем ребенок сядет за уроки дома.

    А теперь давайте посчитаем, сколько пройдет времени, если первоклассник после школы сразу придет домой и сделав все сядет за домашние задания. После последнего урока ребенок идет в раздевалку и одеваясь обсуждает свои дела с новыми друзьями. Редко, кто управляется за 15-20 минут. Дальше идет домой. Если школа рядом, это еще 10 минут, а часто и больше. Приходит домой раздевается 10-15 минут. Если взрослые разогрели обед, то на еду уйдет еще 15-20 минут, если разогревать самому, то на это уйдет в лучшем случае 30-40 минут. И сколько мы имеем в итоге? Минимум-час.

    А еще вынуть учебники и тетради, усесться за стол. Тут вспоминаем, что какой-то урок не записан и идем звонить одноклассникам. Да если за полтора часа ребенок только сядет зва уроки, это уже хорошо. Хотите, чтобы он до этого погулял?

    Только помните, когда наступит вечер, то писать уже придется при электрическом свете. Голова уже думает медленно и запоминает хуже. Родители приходят домой, и обсуждают прошедший день и так хочется поговорить с ними, а не писать в тетрадку или учить стихотворение. Возникает столько отвлекающих моментов. Представьте себя на месте ребенка и составьте вместе с ним график от которого ни вы, ни он не будете отклоняться.

    Почему ребенок не хочет делать уроки в средней школе

    Чаще всего это происходит из-за того, что ребёнок находится в постоянном стрессе. На него давят учителя, родители. Учёба – это очень тяжёлый путь, а если ещё учиться на хорошо и отлично, то это ещё более тяжёлый, как морально, так и физически, путь.

    Чтобы быть отличником нужно постоянно заставлять себя, принуждать к чему-то. Эти принуждения чаще всего исходят со стороны родителей и учителей! Всем знакомо: «Делай уроки!», «не ленись», «если задали – значит надо», «сядь ровно». Знакомо? Представьте, каково ребёнку изо дня в день слышать всё это!

    1. Здесь уже родителям нужно понять: «Почему ребенок не хочет выполнять уроки дома?» Может среди сверстников начался период, когда получать двойку-это круто. Часто отличник в этом случае находится в самой невыгодной ситуации. С одной стороны он тратит время на выполнение домашних заданий, когда одноклассники ничего не делают и свободно гуляют, играют, встречаются друг с другом, да еще и посмеиваются над теми, кто сидит над уроками дома.
    2. Может быть стали задавать больше, а ребенок медлителен. Ну, тут уж только можно помочь, то-то оптимизировать или научить какие-то задания делать быстрее. Например, не писать доклад полностью, а скопировать материал из интернета и дальше его вычитать и переработать некоторые фразы. Если медлительность результат черт характера и тип темперамента, то переделывать даже не стоит пытаться. Только время потратите, и нервы попортите и себе, и ребенку.
    3. Бывает так, что предмет дается тяжелее других или тема не понята. Тут лучше вовремя найти какие-то хорошие курсы, где среди таких же ребят освоить предмет веселее и легче. Можно найти, конечно репетитора, но только если вы не можете или не хотите объяснять сами, а в репетиторе вы уверены.
    4. Еще одной причиной нежелания делать уроки дома может быть абсолютно неинтересное преподавание предмета учителем. Здесь можно только поговорить с ребенком и объяснить, что не стоит портить себе всю успеваемость из-за нелюбимого предмета. Тут уж не требуйте максимума, а хотя бы просто хорошей успеваемости.

    Некоторые родители в средней школе пытаются мотивировать школьников деньгами за каждую оценку. Я против этого. Во — первых это расхолаживает и не приучает достигать конечного результата. А во-вторых, вы же не берете с него деньги за приготовление обеда или ужина. Не стоит извращать внутрисемейные отношения. Лучше пообещайте, когда он хорошо окончит учебный год (четверть, триместр) сходить с ним туда, куда он давно мечтал, и конечно обещание нужно исполнить.

    И все же, дети это тоже люди, а подростки, почти сформированные личности, которые имеют свою точку зрения, у которых есть свои интересы и они не созданы только для того, чтобы постоянно учиться. Да, ученье свет, но нельзя им злоупотреблять. Ученье должно быть в радость. Подростки должны интересоваться не только учёбой, золотыми медалями или пятёрками, а еще и общением с друзьями, посещением секций и кружков по интересам.

    Почему дети старших классов не хотят делать уроки дома

    Для многих родителей, то. Что я сейчас скажу будет неожиданностью. В 99% дети в этом не виноваты.

    1. Причины за время учебы уже сформировались и лежат на поверхности. Как правила причины все те же, что и в средней школе. Школы, перешедшие на так называемые профили начали пытаться взять на себя не свойственную им функцию- подготовить в институт.
    2. Да простят меня школьные учителя, но почти никто из них не сможет этого сделать. Ни нужных знаний, ни владения методиками школьные учителя не обладают. Зато у них появилась возможность заработать на дополнительных часах, чем они в большинстве своем и пользуются.
    3. В связи с этим дети вынуждены пребывать в школе по 8-10 часов ежедневно, отказываться от секций, кружков, выходных и пытаться сделать все заданное до 2-3 часов ночи. Думаете это единичный случай? Нет, это распространяется повсеместно. Начиная с 8 класса дети и родители забывают, что такое жить нормальной жизнью. Все подчинено интересам школы.

    И вот здесь я всех родителей призываю однозначно встать на сторону своего ребенка и бороться только на его стороне. Я не говоря сейчас о том, чтобы потакать лени, нет. Я говорю о том, что даже сам учитель не способен к завтрашнему дню решить 60-80 задач по физике или математике. Но, однако, он это задает своим ученикам. Хороший учитель задает несколько заданий и видит понимание или непонимание детей и не нужно это натаскивание и решение сотни задач.

    Если у вас в школе началось то же самое и вы хотите, чтобы ваш ребенок не вычеркнул из свой жизни любимые занятия и , то прочитайте нормы санпина. Они есть для каждого класса для всех форм обучения. С распечаткой этих норм идете к завучу в школу и говорите о том, что вы против, чтобы ребенок бросал тренировки и прочее. Уверяю вас, что даже спорить с вами особенно не будут. Это детей они обманывать приспособились. В крайнем случае напишите заявление.

    А вот с оценками по предметам придется смириться. Требуйте от ребенка понимания и решения нескольких номеров заданий, а не попытки выполнить невозможное. Могу сказать, что при таком подходе мой сын был по результатам ОГЭ одним из лучших. При этом он занимался на курсах по информатике, которые сам же и выбрал, посещал тренировки и не сходил с ума перед экзаменами.

    Я не знаю, какие именно причины породили в вашем ребенке нежелание делать уроки дома. Знаю одно, в ваших силах быть всегда на стороне своего ребенка и помочь ему в получении знаний и их реализации в жизни.

    Простая логическая игра "Поймай кота" . Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!

    Каждая любящая мать представляет, как ее малыш, став школьником, учится прилежно и с удовольствием. Подготовка к школе дело трепетное, волнительное. И вот, ребенок гордо надел ранец ушел на учебу, но по приходу домой родители начинают замечать, что интереса к урокам у него нет. Чадо не торопится садиться за домашние занятия и делает что угодно, лишь бы отсрочить это время. Случиться такая ситуация может в любом классе. Бывает, что год, два ученик был отличником, а потом все резко поменялось, тягу к занятиям словно «отрезало».

    Ребенок не хочет делать уроки – факт! Как быть? В чем искать причину? Почему так происходит? Неужели растет лентяй? Не торопитесь расстраиваться, возможно, у малыша проблемы и связаны они совсем не с ленью, хотя, и такое, конечно, не исключено. Не ругайте и не наказывайте, а попробуйте сначала разобраться и найти ответы.

    Распространенные причины

    Избалованность

    Чрезмерная любовь, опека, забота, вседозволенность делают «маленького командира» избалованным, капризным. Родительские чувства не должны препятствовать здравому воспитанию. Многие жалеют своих детей, не наказывая их за проступки и не заставляя совершать то, что, не доставляет удовольствия, но необходимо для пользы.

    Столкнувшись с учебой, чадо начинает понимать, что тут него требуются усилия. Время, которое можно потратить на игры, теперь необходимо отдавать занятиям. Нужно постоянно что-то учить, писать, читать. А делать это не очень приятно.

    Дети не так глупы, как могут казаться. Избалованный малец начинает манипулировать окружающими, впадая в истерики, притворяясь больным, жалуясь на что-то или просто отмалчиваясь. И это для того чтобы освободить себя от домашних уроков.

    Как быть

    Сначала нужно сесть и спокойно поговорить с дочерью (сыном). Скажите, что не будете его ругать и постараетесь решить его проблемы. Скорее всего, он пойдет на контакт и поделится истинными причинами отлынивания от учебы. Если ребенок не хочет делать уроки в силу своей избалованности, то есть, скажет, что ему просто не хочется ничего учить, а хочется гулять, смотреть телевизор и т. п., то вам предстоит серьезно «поработать» со своим чадом.

    Важно объяснять, и не раз, что жизнь состоит не только из развлечений. Занятия нужны для того, чтобы развиваться, становиться умным, образованным человеком. Составьте вместе расписание, где будет учтено время для дела и игр. Ни в коем случае не видитесь на капризы и не жалейте, если хитрец будет пытаться давить на вашу слабость. Проявляется строгость, но не кричите и не угрожайте. Просто жестко следуйте установленным правилам – сделаны задания, значит, можно отдохнуть и поиграть. Именно ваша стойкость сыграет в этом большую роль.

    Страх

    Отбить тягу к учебе могут слишком требовательные и грубые преподаватели, строгие родители. Особенно если это 1-ый или 2-ой классы. Малыш искренне старается что-то учить и следовать заданиям, но слишком часто слышит критику, упреки, обвинения в свой адрес, потому что делает много ошибок. Появляется нервозность, неуверенность в себе и, как следствие, теряется вообще всякое желание учить уроки – ругать будут в любом случае.

    Как быть

    Здесь потребуется проявить внимание и показать любовь. Задача родителей не критиковать ученика, а всячески помогать ему. Крики и обвинения только усугубят проблему. Ошибся малый – объясните спокойно в чем его промах и какие знания нужно подтянуть. Сделал правильно и вовремя – обязательно похвалите.

    Если дело в преподавателе, сходите в школу и поговорите, выясните, почему такое отношение к ученикам. Пообщайтесь с другими детьми, спросите, что они думают об учителе. Может ваш малыш что-то надумал, чего нет на самом деле, а, возможно, и действительно учитель слишком строг. В некоторых случаях лучше перевести школьника в другой класс. Если проблема выдумана, то посетите психолога, выясните причины страха. Советы специалиста помогут обрести уверенность в себе.

    Трудность в учебе

    Очень мало детей, которым одинаково легко даются все школьные предметы. Зачастую те темы, которые ребенок не может понимать быстро и легко, в силу своего определенного склада ума, становятся ненавистными. Такие проявления чаще встречаются в средних классах, где число предметов увеличивается. Ученик игнорирует занятия, ни в какую не хочет садиться за эти уроки, хотя другие может выполнять с удовольствием.

    Как быть

    В такой ситуации есть два выхода:

    1. Нанять репетиров по тем предметам, которые даются школьнику с трудом. Но обычно это срабатывает, только если сам «несчастный» имеет желание разобраться в темах и учить их.
    2. Просто понять, что дети бывают с разным складом ума. И если нет у дитя ни тяги, ни желания, ни способности, например, к предмету химии, то не стоит заставлять. Он все равно никогда не полюбит эту дисциплину, и она может в самом деле никогда не пригодится ему в жизни. Лучше сделайте упор на то, что дается легко и развивайте именно эти знания.

    Другие причины

    Конечно, поводов, почему ребенок не хочет делать уроки, может быть масса и выше описаны лишь самые наиболее часто встречаемые. Есть и те, которые бывают реже, но и о них стоит упомянуть.

    Скука. С этим могут столкнуться родители одаренных детей. Учение дается им легко, и они могут выполнить домашние задания на перемене, перед звонком. Поэтому не хотят тратить на это время дома. Если чадо действительно учится хорошо, то не стоит вмешиваться.

    Нежелание делать уроки в одиночку. Есть такие дети, которым во всем нужна компания и поддержка. Это уже черта характера. Они могут учить предметы самостоятельно, но нуждаются, чтобы кто-то был рядом, подбадривал, поддерживал.

    Ваша задача – не отказывать в помощи, но постепенно приучать дитя к самостоятельности.

    Лень. Это часто производная избалованности. Малыш привык получать все, ничего при этом не делая. Чем раньше вы начнете перевоспитания, тем будет проще. Используйте систему поощрений – сделал уроки, получи «пряник». Но не переусердствуйте. Иначе за каждый хороший поступок ученик начнет требовать награду.

    Как правильно организовать домашние занятия

    Для того чтобы ученик не терял интерес к учебе, и всегда делал домашнюю работу, психологи советуют с первых дней школы организовать правильный график и подход к урокам и следовать этому каждый день.

    • По приходу со школы, дайте ученику час или чуть больше на отдых. Он должен пообедать, может даже поспасть минут 40 или погулять на воздухе.
    • Делать домашнее задание лучше днем, до 18.00. Не откладывайте занятия на вечер, работоспособность мозга в это время замедляется, снижается концентрация.
    • Не позволяйте ребенку отходить от режима. Он должен соблюдаться каждый учебный день.
    • Приучите школьника начинать с тяжелых и сложных заданий, постепенно переходя к более легким.
    • Не используйте угрозы, крики и прочие раздражающие психику факторы. Только в спокойной мирной обстановке занятия могут быть эффективными и приносить пользу.
    • Не позволяете за рабочим местом употреблять пищу, максимум – чай или другой напиток.
    • Проветривайте комнату перед занятиями. Свежий воздух насыщает мозг кислородом.
    • Если малыш обращается за помощью, помогите, направьте, подскажите, но не делайте задание за него.
    • Не скупитесь на похвалу, когда ребенок закончит домашнюю работу. После чего позвольте ему проводить досуг, как ему нравится.

    Если малыш замкнут и не говорит о причинах отсутствия желания делать домашние задания, посетите психолога. Может он слишком напуган или травмирован чем-то, о чем вы не догадываетесь. Специалист поможет выяснить корень проблем.

    Чаще говорите ученику, что образование – это всегда престижно и оно дает гораздо больше возможностей человеку для успешной жизни. Рассказывайте истории, где люди, благодаря стараниям и усердию смогли добиться своих целей. И запомните – не всем дано быть вундеркиндами. Самое главное и важное что вы можете дать своему чаду – это любовь, понимание и поддержку. Зная, что он важен и любим, ребенок обязательно найдет свое место в жизни.

    Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

    Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

    Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

    Занятия с ребенком дома

    В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

    1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг - объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
    2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
    3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

    Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.



    Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

    Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого - шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

    Контроль выполнения уроков

    Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

    Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

    Что касается популярного диагноза «СДВ(Г)», который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

    В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

    Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

    1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
    2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
    3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.

    В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

    Средняя и старшая школа

    В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

    1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
    2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала - первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
    3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

    Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

    Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.


    Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

    Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

    Основные принципы выполнения домашних заданий

    После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

    1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
    2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
    3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
    4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
    5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
    6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка - дело второстепенное.

    Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

    Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки - тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

    «Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви».

    Андрей Метельский - врач-педиатр, подростковый психотерапевт, гештальттренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика - 20 лет.

    Давайте определимся с простым вопросом: зачем вообще дети ходят в школу? Что дает им силы день за днем выполнять монотонные, кажущиеся бесполезными действия? Я изучал этот вопрос более десяти лет и пришел к выводу, что аргумента, по сути, всего два. Они соглашаются на эту «пытку», потому что их любят родители, которых не хочется огорчать, а также в ожидании общения со сверстниками. Не тешьте себя иллюзиями: хотя подавляющее большинство учеников младших и средних классов скажут вам, что их главная задача - учиться, это не более чем заученный штамп, который им вбили в голову взрослые. Дети могли бы учиться, но им в этом всеми силами стараются помешать родители и учителя.

    Меня часто спрашивают, с какого класса можно позволять ребенку делать уроки самостоятельно. Ответ всегда один - возможность принимать решения и действовать самостоятельно можно и нужно давать с 7 месяцев. Как только ваш сын или дочь научились держать в руке ложку - они едят сами. Ровно в тот момент, когда получилось помыть эту ложку, они моют за собой посуду. Получилось застелить постель? Теперь и эта обязанность лежит на них. Школьная система разрабатывалась далеко не глупыми людьми - в 6-7 лет ребенок уже может учиться сам. Иначе все эти учебники, тетради и уроки полностью теряют смысл.

    У нас же все перевернуто с ног на голову. С первого класса и родители, и учителя считают, что правильно - заставлять, принуждать, контролировать и проверять. Очень скоро несчастного ученика тянут к репетитору, которого он ненавидит в той же степени, что и предмет, который приходится «подтягивать». Вы действительно верите, что подобный подход может вызвать у нормального, психически здорового человека хоть малейшую заинтересованность в дальнейшем обучении? Заставить человека полюбить то или иное занятие невозможно в принципе.

    Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви - той самой всепрощающей и понимающей, когда у взрослого хватает мужества и мудрости признать, что ребенок - личность, а не послушный слуга-робот.

    Сколько раз я слышал от взрослых: «Меня батька лупил как сидорову козу, вот я и человеком стал» или «Если бы мамка в свое время не заставила пойти на скрипку, пропал бы…» Все это полная ерунда. Не человеком он вырос, а психопатом. И еще одно важное наблюдение: чаще всего такие истории рассказывают родители, которым приходится отвечать на мой вопрос: «А зачем вы лупите своего ребенка?».

    Прекрасно помню: в школе у меня был трудовик, которого иначе как инопланетянином назвать нельзя. Помимо уроков труда, он совершенно бесплатно вел кружки авиамоделирования и игры на баяне. Причем человек не знал нот, мы учились играть на слух - было весело и интересно. К несчастью, это заметили родители и решили взять процесс под свой контроль. Они лишили меня уроков трудовика и отдали в музыкальную школу. Уроки, ноты, домашние задания… Уже через месяц я люто ненавидел инструмент, на котором с удовольствием до этого играл полгода. Я приложил все усилия, чтобы от этой каторги избавиться. Спасибо родителям, они быстро прозрели и поняли, что из затеи ничего путного не выйдет.

    Старшему и младшему сыну я всегда говорил: если тебе что-то непонятно - спроси у учительницы. Люди должны четко понимать, что вотчина школы - образование, а дело родителей - воспитание. Подменять функции друг друга нельзя. Какой вообще смысл лезть в тетрадь ребенка? Вы должны понимать, что педагоги с радостью будут вас провоцировать на тотальный контроль, рекомендуя проследить или поучаствовать. «Следить» за выполнением обязанностей ребенком вообще категорически нельзя. Он просто не научится отвечать за свои поступки и не будет осознавать последствия. Если дневник пестрит замечаниями «плохо подготовил домашнее задание» или «не выучил тему», я с уверенностью могу сказать, что у ученика над душой круглыми сутками стоят родители. Что же касается «поучаствовать» - помогать вы можете только в том случае, если вас об этом просят.

    Совершая ошибки, отвечая за них, думая над тем, как их исправить, ребенок учится контролировать ситуацию. Отсутствие такого контроля приводит порой к катастрофическим последствиям. Думаю, вы сильно удивитесь, если я скажу, что дети, которых постоянно заставляли делать уроки, намного чаще становятся наркоманами. Но это действительно так. Дело в том, что такие ученики привыкают, что за них все решают родители, им не надо думать о последствиях своих поступков. Поэтому когда им предложат наркотики, они также о последствиях думать особо не будут.

    Мы сегодня наблюдаем интересный сговор. Родители, отказываясь давать детям свободу, контролируют их для собственного спокойствия, не давая развиваться. Дети, не получая стимула к обретению самостоятельности, с удовольствием передают функции «кнута и пряника» родителям, более того, они с удовольствием занимаются манипуляциями и при любой, даже минимальной трудности зовут на помощь папу или маму. Преподаватели уверяют родителей, что они обязаны делать со своими отпрысками уроки, потому что это позволяет им меньше напрягаться на занятиях, подробно и интересно объясняя задание (ведь если урок был проведен качественно, дети получили все необходимые знания для самостоятельной работы).

    Я четко уверен, что если вам домой звонит учитель и начинает рассказывать о том, что ребенок плохо учится, самый правильный вариант - вежливо поздороваться и отдать трубку ребенку, сказав, что вы не считаете правильным встревать в отношения педагога и ученика.

    Уверен, после прочтения всего сказанного выше у многих родителей волосы дыбом на голове встали. Поверьте, все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Я провел десятки тренингов с родителями и всегда старался получить обратную связь. Ни разу! Ни единого разу не случилось так, чтобы, получив самостоятельность, дети стали учиться хуже. Да, в первое время они могут немного растеряться, несколько месяцев «плавать», но в итоге они обязательно выходят на качественно новый уровень жизни. Единственное важное условие - если уж вы приняли это решение, то раз и навсегда. Вытерпеть и привычно не вмешаться, особенно в первое время, очень сложно.

    В этой статье мы разберемся, почему ребенок не желает учиться, а также дадим действующие советы, как это желание в нем зажечь и направить его действия в правильное русло жизни.
    - «Пока с ребенком делали уроки, все соседи выучили таблицу умножения, а собака может пересказать повесть.», ― анекдот, который прочитав, улыбнутся все родители, чьи дети носят гордое звание «Школьник».

    Особую актуальность методы и способы выполнения домашнего задания с любимыми чадами обретают в тот день, когда с календаря срывается последний листок, оповещающий о завершении лета. Пройдет всего неделя и на учителей и психологов посыплются вопросы:
    - «Почему мой ребенок не хочет делать уроки»;
    - «Как заставить ребенка выполнять домашнее задание».
    Все чаще в квартире будут раздаваться крики, угрозы и намеки на применение физической силы.

    Ответьте на вопрос «Почему ребенок не хочет учиться?»

    Если вы не хотите, чтобы описанное выше стало сценарием жизни в вашем доме, начните с малого ― разберитесь в причинах нежелания ребенка выполнять домашнее задание.
    - «Он просто ленится!», - часто возглашают родители.
    Но психологи находят, как минимум, 5 причин, которые способны ответить на этот вопрос:
    1. Отсутствие мотивации. Большинство из нас относятся к поколению детей советского прошлого, в котором связь образования и положения человека в обществе была очевидна. Новые знания давали восторг, что выступало главным двигателем учебной мотивации. Что же сегодня происходит? Родители, невольно разговаривая между собой, дают понять ребенку, что успех в жизни зависит не от образования и усилий, а во многом определяется связями и деньгами.

    2. Негативный ярлык. Колкое замечание и постоянное акцентирование внимания на лени ребенка сделает из него лентяя. Здесь, как никогда, уместна фраза: «Как корабль назовешь, так он и поплывет!».

    3. Ещё одна причина кроется в родительской ошибке, которая заключается во всесторонней опеке. Желая дать ребенку все, чего не было в нашем детстве, массово скупаются самые новые игрушки, компьютеры, планшеты и приставки. В результате использования различных компьютерных игр дети делают ошибочный вывод, что мир строится без социальных навыков и физических усилий.

    4. Скучно! В одно слово умещается практически половина случаев нежелания детей выполнять домашнее задание. Многим нравятся сложные задачи и настоящий мозговой штурм, но и они могут с нежеланием приниматься за работу, если она для них слишком простая и неинтересная.

    А также...

    5. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

    6. Некоторые ребята не хотят делать Домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.

    7. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения Домашних заданий.

    Домашние задания даются ребёнку для того, чтобы он ещё раз повторил материал, пройденный в школе и усвоил его полностью. Именно при выполнении Домашних заданий ребёнок имеет большее право на ошибку, чем на контрольных. Поэтому относиться к ним, как к индикатору успеваемости, не стоит!

    Как заставить детей учить уроки. Метод кнута и…

    Слово «заставить» в данном случае является самым неподходящим и бесполезным. Мотивация к познанию формируется у малышей еще в раннем возрасте, как только они начинают свободно передвигаться.
    Самые простые фразы закладывают познавательный интерес:
    - «Посмотри, какой листочек…»;
    - «Попробуй сделать это самостоятельно!».
    Готовность пробовать новое и искреннее удивление ребенка должны поощряться, хвалите своего малыша за внимательность, находчивость и сообразительность .
    Когда ребенок подрастет и перейдет в категорию школьников, акцент перемещается в сторону интеллектуальных достижений и теперь вся похвала его «Я» полностью зависит от отметок.

    Будьте с ребенком «на связи».
    Берите ориентир на его чувства и обязательно показывайте свою заинтересованность, запомните простые фразы:
    - «Мне тоже не все равно…»;
    - «У тебя глаза горят от счастья. Ну-ка делись…»;
    - «Я тебя понимаю… Вижу, что ты приложил максимум усилий...».

    Если вы хотите выразить свое огорчение или неоправданные ожидания, говорите об этом четко, но не критикуйте ребенка, помогут фразы следующего типа:
    - «Я ожидал большего. Некоторые задания требуют от тебя больше времени...»;
    - «Почему ты не обратился за помощью к взрослым...».

    Внятно и открыто хвалите достижения ребенка, а не его самого, замените фразу: «Ты у меня такой умный» на фразу:
    - «Ты выбрал такое интересное решение. Умно…»;
    - «Мне очень нравится ход твоих мыслей...».

    Откажитесь от мотивации в виде собственного счастья или самочувствия.
    Никогда не произносите фразу:
    «Я буду самой счастливой, если ты принесешь хорошую отметку!», - некоторые дети могут постараться угодить маме или папе, но ведь стоит понимать, что они учатся не для нас.
    Лучше скажите: «Я опасаюсь, что если сейчас мы не позанимаемся, в дальнейшем будут большие проблемы...».

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана

    Разобравшись в векторальном наборе ребенка, можно избежать большего количества конфузов, которые напрямую связаны с образовательным процессом. Немало проблем связано с контрарностью внутренних качеств ребенка с вектором родителей. Считая себя истинными в последней инстанции, мы, родители, часто воспринимаем ребенка через собственную призму, совершая при этом главную ошибку воспитания.

    Дети с кожным вектором имеют прекрасную краткосрочную память, они способны удивить своей логикой и математическими способностями. С первого класса такие дети очень быстро справляются со всеми занятиями, если когда-то доберутся до их выполнения. Вернувшись со школы, такой ребенок предпочтет просмотр телевизора, прогулку и придумает себе еще массу занятий, уроки стараются откладывать на самый последний момент.

    Родителям таких детей следует выбрать тактику воспитания, которая будет включать обязательный контроль результатов и здоровое ограничение свободы действий, кроме того, данные рекомендации следует применять к ребенку с раннего детства. Если родители имеют анальный вектор и все присущие ему качества, они будут стараться воспитать в детях послушание, усердие, усидчивость. Они уверены в том, что быстро выучить уроки невозможно, поэтому своего «кожного» ребенка заставляют длительное время сидеть за столом и скрупулезно выполнять задания. Такое воспитание подобно смерти для детей, в которых природа заложила ловкость, гибкость и жажду перемен.

    Если ребенку свойственны качества анального вектора, это проявится в нерешительности, боязни начать новое дело, неуверенности и перфекционизме. Выполнять свое домашнее задание они будут долго и тщательно, что на первый взгляд выглядит как медлительность. Если родители обладают противоположным вектором, конфликты будут возникать из-за желания взрослого получить быстрый результат и постоянных упреков в нерасторопности. Подгоняя такого ребенка, вам еще дольше не получить ожидаемого результата и вы рискуете воспитать агрессивного упрямца.

    Дети со звуковым и зрительным векторами обладают жгучей страстью к познанию. Они учатся, потому что им это нравится, им хочется быть компетентными в различных вопросах. У таких детей практически не бывает проблем с выполнением домашнего задания, но учебная идиллия продолжается ровно до тех пор, пока к ним не применяется физическая сила, крик и манипулирование развлечениями или игрушками. Помните, уважаемые родители, такие дети никогда не будут работать на результат, они учатся для познания.

    Тяжелее всего в учебе детям с оральным вектором. Они не смогут выучить домашнее задание в одиночестве, поскольку требуют многократного повторения материала вслух.
    Главное правило ― выбирайте метод воспитания, ориентируясь на потребности ребенка, а не свои собственные!

    ----

    Родители со всего света хотели бы узнать ту волшебную формулу, которая побудит их детей делать Домашнее задание!
    Увы, это не произойдет по взмаху волшебной палочки, однако, существуют способы, которые помогут развить ваших детей и приучить их регулярно выполнять домашнюю работу.
    Для некоторых родителей будет более эффективным просто изменить отношение к детям, а так же к тому, как пробудить в них желание к самостоятельному изучению. Не волнуйтесь, это не так трудно, просто необходимо поработать над этим.

    Шаги

      1. Задумайтесь о преимуществах выполненных домашних заданий. Если вы уверены, что домашняя работа – бесполезный труд, то вам будет еще труднее заставлять детей ее выполнять. Есть несколько причин, по которым нам задавали домашние задания:

      • Домашняя работа закрепляет знания, полученные во время уроков. Иногда, знания не могут закрепиться сразу, без должной практики, поэтому, времени урока может далеко не всегда хватать для нормального понимания предмета, ребенку может потребоваться больше времени. Особенно это касается математики и точных наук.
      • Иногда, посредством домашней работы, дети могут самостоятельно изучить новый материал, которые они не успели пройти в школе, опять же, из-за отсутствия времени. Это так называемый «познавательный» момент домашних заданий.
      • Домашняя работа воспитывает самодисциплину, обучает умению распределять свое время, организовывает, развивает концентрацию внимания, а так же чувство ответственности. Самодисциплина – это очень важная характеристика, которую можно приобрести только в работе.
    1. 2. Смиритесь с фактом, что большинство детей не любит делать уроки. Когда вокруг столько всего интересного, особенно, в наш век цифровых технологий, трудно сосредоточиться на домашних заданиях, поэтому бросьте эти попытки. Как родитель, наставник, или другой человек, ответственный за то, чтобы дети выполняли домашнюю работу, вы должны понимать, что принимать этот факт – не значит соглашаться с ними. Речь идет о понимании и попытках понять, в то же время, устанавливая определенные границы и придерживаясь ожиданий, что они будут это делать.

      3. Будьте помощником, а не руководителем. Вы можете задабривать, просить, кричать, угрожать, подкупать и просто прыгать на месте хоть до посинения, но ни один из перечисленных способов не подействует на ребенка так, как нужно. Конечно, они отреагируют на ваше резкое поведение, на вас, стоящих у них за спиной, пока они не начнут работать, но не так нужно выполнять домашние задания, да и у кого будет столько времени, чтобы следить за ходом работы, когда вокруг еще столько дел? Вместо этого, постарайтесь упростить процесс выполнения домашней работы как можно сильнее:

      • Сделайте рабочее место удобным, тихим и не отвлекающим, чтобы дети могли спокойно заняться работой. Идеальным будет, если не будет слышно прохожих и машин, вокруг не будет лишних электронных устройств, а другие дети не будут играть вокруг.
      • Убедитесь, что у вашего ребенка все, что нужно, находится под рукой – будь то книга, или компьютер, калькулятор, или телефон с калькулятором, убедитесь, что у него есть все необходимые материалы, если он работает над каким-то проектом, чтобы не слышать отговорки вроде «У меня нет того, что мне нужно». Посидите немного с ними, чтобы убедиться, что у них есть все необходимое, включая все полезные сайты, которые могут им потребоваться, или дополнительная справочная литература.
      • Предложите ребенку рассказывать вам о том, как продвигается его домашнее задание, или об интересных фактах, которые он узнает.
    2. 4. Обсудите домашнюю работу с вашими детьми прямо и спокойно. В начале каждой четверти, или семестра, присядьте и поговорите с вашим ребенком о том, как он собирается делать домашнее задание в ближайшие месяцы. Таким образом, вы устанавливаете негласные правила, о которых вы сможете напоминать, если ребенок будет лениться, или хвалить, когда дети будут выполнять все работы.

      • Предоставьте выбор детям. Вместо того, чтобы усаживать ребенка за домашнюю работу, проведите семейную беседу, чтобы обсудить, когда ему удобнее всего ее делать. Дайте детям шанс почувствовать, что они сами выбрали, когда будут выполнять домашнее задание – до обеда, после обеда, или половину до и половину после. Единственное условие, которое можно поставить – не делать домашнюю работу прям перед сном – выберите время, до которого все домашние задания должны быть выполнены; таким образом, вы сможете предложить им что-либо взамен перед сном, например, почитать интересный рассказ, или поиграть в любые игры. Вы можете помочь им и тем, что будете подавать ужин регулярно, в одно и то же время.
      • Найдите, есть ли предметы, которые вызывают у ваших детей затруднения. Спросите их, не нужна ли им дополнительная помощь в этих предметах (вы, старший брат, или учитель, например). Иногда, домашняя работа не выполняется просто потому, что они не могут понять предмет ни дома, ни в классе.
      • Помогите ребенку разобраться, какой тип домашнего задания является трудным, а какой простым. Если ваш ребенок будет сначала работать над трудными заданиями, то он приложит больше усилий к их выполнению. Материал попроще будет идти быстрее, как только начнет появляться усталость.
      • Договоритесь о времени, когда ребенок не будет делать домашнее задание, например, выходные, или ночь пятницы, и т.д. Позвольте им самим решить, как они проведут это свободное время.
    3. 5. Используйте поощрения для дополнительной мотивации. Похвала за хорошую работу, а так же игнорирование, или отбрасывание низкой производительности, могут помочь вашим детям работать лучше и без лишних нервов, вместо того, чтобы переживать негативные стороны домашней работы.

      • Будьте осторожны с наградами за хорошо выполненные задания. Здесь основная цель состоит в том, чтобы полагаться на собственную мотивацию (которая вызовет удовлетворение от выполненной работы), а не погоню за материальным вознаграждением. Материальное вознаграждение сильно демотивирует ребенка, потому что он будет выполнять домашнюю работу не для того, чтобы получить чувство выполненного долга, или получить новые знания, а для того, чтобы поиграть в новую игру на его приставке, или получить какую-то новую вещь. Редкие материальные награды за отлично проделанную работу по проекту могут сыграть свою роль, однако, постоянных наград лучше всего избегать.
      • Наградите ребенка за выполненную домашнюю работу посредством интересных игр, или игрушек, и не забудьте сказать ему о том, какой он организованный и ответственный. Очень важно назвать причину, почему вы так гордитесь вашим ребенком, чтобы он сам это знал. Идея состоит в том, чтобы «ловить» их на том, что они делают хорошо и говорить им об этом.
      • Игнорируйте низкую производительность. Когда ваши дети не достигают поставленной цели – не указывайте им на это. Просто напомните, что вы договаривались с ними о выполнении домашней работы, выразите свое расстройство и надежду на то, что на следующий день ситуация изменится.
      • Пусть настоящие награды будут простыми, например, прогулка по парку, или пицца на дом, поиграть в игру, в которой вы чаще всего проигрываете, или поход в зоопарк. Таким образом, вы больше времени проводите с ребенком, ребенок сам заинтересован в выполнении домашних заданий и вы все получаете море удовольствий.
    4. 6. Переложите ответственность с вас на вашего ребенка. Это может быть непросто, особенно, если вы чувствуете свою ответственность за выполненное домашнее задание, однако, это важно, чтобы ваш ребенок научился отвечать за свои поступки и выполнение домашней работы, поэтому, все последствия должны оставаться за ним, а не за вами. Не вскидывайте груз ответственности за нежелание вашего ребенка делать домашнее задание на свои плечи; вы обеспечили ему место и все необходимые материалы, определили время для домашней работы, поэтому, это будет уроком для вашего ребенка и научит его ответственности. После нескольких раз невыполнения домашней работы и разбирательства с последствиями, ребенок поймет, что это его собственная ответственность в данном вопросе. Это не значит, что вам должно быть совершенно безразлично. Это значит, что вы должны попытаться привить вашему ребенку чувство ответственности за его поступки.

      7. Позвольте детям справляться с последствиями не сделанной домашней работы. Учителя не очень рады, когда их ученики не выполняют домашнюю работу. Если ваш ребенок категорически отказывается делать домашнее задание, то подождите, и он сам увидит, что сделает учитель на следующий день. Скорее всего, он начнет делать задания после этого!

      • Конечно же, если у вашего ребенка есть какие-либо отклонения, вам придется внести некоторые изменения к вашему подходу. Но не пренебрегайте помощью людей, которые обучены работать с детьми, у которых имеются отклонения; лучше всего попросить о помощи, когда вы не знаете, что делать дальше.
    5. 8. Забудьте о том, чтобы постоянно помогать детям делать домашнюю работу. Если ваш ребенок должен выполнить работу самостоятельно – оставьте его в покое. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то домашние задания потеряют свой положительный эффект. Домашние задания – это отличный способ развить самостоятельность в обучении любым вещам на всю жизнь.

      9. Будьте заинтересованы, но не суйтесь к ребенку постоянно. Никто не любит людей, которые постоянно пристают, и дети тоже. Постарайтесь выражать заинтересованность в их выполнении домашней работы, но не суйте нос в каждое задание, которое они выполняют.

      • Не требуйте точных подробностей обо всем, что ребенок сделал, как только он вышел из комнаты. Дайте ему слегка передохнуть.
      • Не копайте глубже, чем требуется. Если ваш ребенок говорит «Нам задали домашнее задание по математике», спросите: «А по какой теме?», вместо «Сколько страниц, и что за уравнения? Хотелось бы посмотреть, как ты будешь ее делать».
      • Перестаньте следить за выполнением домашней работы. Просто поверьте в вашего ребенка, иначе, вы закончите тем, что будете проверять все, что он делает, начнете бесить его и закончите тем, что он сядет вам на шею и будет считать, что так и нужно – когда родители делают за него работу.
    6. 10. Делайте ваше домашнее задание одновременно с младшим братом/сестрой. Чтобы побудить младшего ребенка делать домашнее задание – просто покажите ему хороший пример и сами сядьте выполнять ваше задание, чтобы он понимал, что вы так же несете ответственность за выполнение своей работы. Покажите вашему ребенку, что то, что он сейчас делает, может быть связано с какими-либо вещами во взрослой жизни. Если ваш ребенок читает – почитайте тоже. Если ваш ребенок делает математику – займитесь пересчетом семейного бюджета.

    7. 11. Найдите, что мотивирует вашего ребенка. В ходе недавних исследований выяснилось, что дети школьного возраста, у которых есть мотивация найти высокооплачиваемую работу, для которой потребуется высшее образование, намного чаще выполняют домашние задания, чем немотивированные дети, которые готовы работать там, куда их возьмут.

      • Если ваш ребенок хочет начать свою карьеру, которая потребует высшего образования, вы можете объяснить ребенку, что выполнение домашних заданий – это отличный вклад в его будущее.
      • Даже если ваш ребенок не настолько мотивирован, попытайтесь объяснить ему, что при выполнении домашней работы, ему будет открыто намного больше дверей в будущем. Конечно же, такие доводы подойдут только для детей более старших классов, которые уже начинают заглядывать в будущее.
    8. 12. Придумайте другое название для домашней работы. Каждому ребенку режет слух слово «работа». Плохо, когда ребенок связывает с этим словом уборку комнаты, или последствия разбитой вазы с пола, так же как и саму домашнюю работу. Постарайтесь обойти это слово дома, и не важно, что в школе это называется домашней работой, вы можете называть это «домашнее изучение», или «разминка для мозгов», или просто «учеба». В любом случае, замените словом, связанным с обучением и ростом, а не с работой.

      • Относитесь к домашней работе положительно. Отзывайтесь о ней хорошо, а периодически старайтесь напоминать, как она сможет помочь ребенку в будущем. Например, вы можете сказать своей дочери, которая хочет стать актрисой, что она не сможет выучить текст, если не научится грамотно читать. Настрой, с которым вы говорите о домашней работе, будет передаваться и вашему ребенку.
    9. 13. Превратите домашнюю работу в игру. Чаще всего, дети не делают домашние задания просто потому что это скучно. Почему бы не добавить игровой момент?

      • Превращайте задачи по математике в задачи про конфеты, или про деньги. Если речь пойдет о конфетах, скажите, что если он найдет правильный ответ, то получит именно такое количество конфет, как только справится с задачами. Или вы можете играть на деньги в настольной игре, или какие-либо бонусные очки, которые ребенок сможет обменять на награды.
      • Вы можете переделать трудные слова в забавные, чтобы было проще. Либо, вы можете сделать карточки с трудными словами, чтобы ребенок быстрее их запоминал.
    • Поощряйте точность и аккуратность. Если дети делают задания неаккуратно, постарайтесь ловить их на этом и поощрять их попытки сделать домашнюю работу качественно.
    • Ограничивайте телефонные разговоры во время домашних заданий. Держите телефон под рукой и будьте готовы ответить друзьям, что ваш ребенок занят и перезвонит им позже. Если ваш ребенок постоянно переписывается, то попросите его отложить телефон на видное место, и верните его ему, как только он справится с работой.
    • Давайте подсказки, или, если он решает задачи по математике, объясните ему решение на примере похожей задачи. Если вы будете просто давать ответы – ваш ребенок ничему не научится. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то он будет считать, что каждый раз когда у него не будет получаться – ему помогут.
    • Будьте в курсе дел. Поговорите с учителем вашего ребенка. Убедитесь, что вы знаете, в чем состоит домашнее задание и каковы правила в классе.
    • Если учитель требует, чтобы вы помогали ребенку с домашним заданием – делайте это. Свяжитесь с учителем. Таким образом, вы покажете ребенку, что школа и дом работают в команде. Следуйте инструкциям, которые вам даст учитель.
    • Будьте решительны. Вы окажете медвежью услугу вашему ребенку, если в один день составите расписание, а на другой просто забудете о нем. Вы пройдете испытание. Будьте готовы, и просто скажите «Мы договаривались, что ты будешь делать это сейчас – так и поступим. Мне уже не терпится обыграть тебя в ту компьютерную игру в 7 вечера».

    Предупреждения

    • Будьте внимательны: награждение и похвала вашего ребенка за выполненную домашнюю работу – это не то же самое, что материальные награды, за которые ребенок будет выполнять работу. Никогда не награждайте ребенка материально за выполненное задание, иначе, он всегда будет делать его только ради награды.
    • Не пытайтесь мотивировать их при помощи угроз и запугивания. Вы можете прийти к тому, что они будут слушаться вас во всем, но их доверие к вам будет полностью разрушено.
    • Не лезьте. Будьте готовы ответить на любые вопросы детей по поводу заданий, однако, постарайтесь не контролировать каждый их шаг и каждую выполненную задачу, осуждая их за ошибки.
    • Будьте внимательны: не стоит давить на ребенка, если у него проблемы с выполнением домашней работы. Называя ребенка глупым за любую оплошность, вы тешите только свое самолюбие и отталкиваете их от выполнения работы. Если им будет еще труднее делать домашние задания, то они просто не будут их выполнять. Таким образом, вы просто разрушите их доверие к себе.
    • Выключите телевизор, если ваш ребенок может его слышать. Если у вас есть другие члены семьи, которые часто смотрят телевизор – просто переставьте его туда, откуда ребенок не будет его слышать.
    • Наблюдайте за вашим ребенком – не испытывает ли он злости, когда что-то не получается? Дайте ребенку отдохнуть и собраться с мыслями, если у него что-либо не выходит.
    • Поговорите с учителем ваших детей, если вы считаете, что им задают слишком большой объем домашних заданий. В начальной школе время, в десять раз большее, чем цифра класса, в котором он учится, должно быть нормальным: более 90 минут для учеников средней школы, или более двух часов для учеников 10-11 классов уже слишком много.

    Что вам понадобится

    • Подходящее место для выполнения домашних заданий, лучше всего, собственное место для вашего ребенка;
    • Необходимые источники информации;
    • Хорошее освещение и удобный стул;
    • Здоровые перекусы (по желанию) – морковка, или хлопья с тёплым молоком не повредят после выполненной домашней работы.

    Рекомендации педагога-психолога родителям, чьи дети отказываются выполнять домашние задания

    Поступив в 1-ый класс, дети сталкиваются с большой нагрузкой не только в школе, но и дома, благодаря многочисленным и сложным домашним заданиям. Некоторые дети так устают, что предпочитают игнорировать задания учителя или выполнять их не полностью. Это неизбежно приводит к тому, что ребёнок скатывается на плохие отметки и отстаёт от программы. Но домашнее задание можно выполнять без особых усилий, слёз, лжи и наказаний. Нужно только найти правильный подход к ребёнку.

    1. Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что заданий любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
    2. Так как дети в силу возраста и особенностей характера могут пропустить кое-что, сказанное учителем, мимо ушей. Это приводит к тому, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, а домашние задания выполняются с ошибками. Это может случиться с каждым, но не стоит корить ребёнка за это, напоминая о прошлых неудачах раз за разом.
    3. Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
    4. Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.
    5. Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
    6. Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
    7. Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
    8. Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.
    9. Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.

    О том, как делать домашние задания, ребёнку много рассказывают в школе, своё представление об этом имеют и родители, но не все думают о том, что и ребёнок имеет право решать, что и как ему учить. Некоторые дети не нуждаются в том, чтобы бесконечно зубрить главы из учебников, чтобы запомнить материал, другим же приходится готовить уроки чуть дольше.

    Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравиться ребёнку.

    Видео

    Похожие статьи