• Сенсорное развитие ребенка 4 5 лет. Игры с бельевыми прищепками

    22.04.2019

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

    Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

    «Собери пирамидку»

    Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

    Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

    Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

    «Складывание матрешки с двумя вкладышами»

    Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

    Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

    Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

    «Закрой окошки»

    Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

    Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

    Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

    «Найди такой же»

    Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

    Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

    «Оденем куклу»

    Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

    Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

    Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

    «Чудесный мешочек»

    Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

    Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

    Методические приемы: определять на ощупь предметы.

    «Разложи по коробочкам»

    Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

    Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

    Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

    «Подбери крышку к коробочке»

    Цель: подбор предметов по образцу.

    Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

    Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

    «Палочки цветные»

    Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

    Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

    Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

    «Цветные мячики»

    Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

    Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

    Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

    «Ленточки для кукол»

    Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

    Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

    Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой куклебольшой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

    «Привяжем к шарику ниточку»

    Цель: группирование предметов по цвету.

    Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

    Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

    «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

    Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

    Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

    «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

    Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

    Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

    Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

    «Веселый грузовик»

    Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

    Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

    Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

    «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

    Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

    Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

    Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

    Игры с прищепками

    «Солнышко»

    Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

    Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

    «Ежик»

    Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

    Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

    «Разноцветные человечки»

    Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

    Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

    «Забавные прищепки»

    Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

    Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

    «Найди подходящую заплатку»

    Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

    Дидактический материал: геометрические фигуры.

    Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

    Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)

    «Укрась бабочку»

    Цели:
    Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
    Материалы:
    Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
    Ход игры:
    Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
    В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

    «Почини одежду зайчатам»

    Цели:
    Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
    Материалы:
    Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
    Ход игры:
    Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
    Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
    Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
    Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
    Дети: на треугольник, квадрат и круг.
    Воспитатель: Правильно.
    Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
    Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

    «Большие и маленькие мячики».

    Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
    Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
    Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
    Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
    Все прыг да прыг,
    Спать наш мячик
    Не привык.
    Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

    « Спрячь мышку»

    Цели:
    Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
    Материал:
    Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
    Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
    Ход игры:
    Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
    - А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
    Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
    Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
    Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
    Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
    «Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
    Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
    Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

    Игра «Спрячь мышку» второй вариант

    Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
    Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
    - Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
    - Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
    Наступил день.
    Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
    Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
    - Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

    Игры с бельевыми прищепками

    Цели:
    Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
    Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
    Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
    Ход игры:
    Взрослый: Отгадайте загадку.
    Плаваю под мостиком
    И виляю хвостиком.
    Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
    Дети показывают глазик
    Взрослый: А где у нее ротик?
    Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
    Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
    Дети показывают хвостик и плавники.
    Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
    Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
    Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
    На спинке иголки, длинные, колкие.
    А свернется в клубок - ни головы, ни ног.
    Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
    Дети показывают.
    Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
    Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
    Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
    А вот новая загадка.
    Колкую, зеленую срубили топором.
    Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
    Дети. Это елочка.
    Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
    Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
    Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
    Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
    Дети. Желтого.
    Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

    Полянка

    Цели:
    Учить группировать предметы по цвету.
    Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
    Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
    Ход занятия:
    Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
    А как ты догадался? Правильно.
    В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
    Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
    Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
    Повторить можно с листочками разного цвета.

    Игра-шнуровка

    Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
    Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
    В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
    Ловкость рук я развиваю
    Со шнуровкою играю.
    Тренирую логику
    И мелкую моторику!

    «Светофор», «Мишка»

    Цель:
    Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
    Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
    Обогащать словарный запас.
    Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
    Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

    Подбери чашки к блюдцам

    Цели:
    Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
    Материалы:
    Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
    Ход игры:
    В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
    Какие? (Ответы детей).
    На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
    Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
    Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
    Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

    Бусы

    Цель:
    укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
    Материалы:
    пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
    Ход:
    Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

    «Разложи фигуры по местам!»

    Цель:
    Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
    Материалы:
    Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
    Ход:
    Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
    Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

    «Найди окошко для фигурки»

    Цель:
    Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
    Ход:
    Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
    - Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
    Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

    Игра «Волшебный мешочек»

    Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
    В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

    Игра «Назови свойства материалов»

    Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
    Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
    Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
    Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

    «Выложи орнамент»

    Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
    Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
    «Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
    Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

    Игра «Собери игрушку»

    Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
    Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

    Игра «Картинка из фигур»


    Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
    Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

    Игра «Чередование флажков»

    Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
    Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

    В этой статье:

    Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие - это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.

    Что нужно знать о сенсорном воспитании

    С раннего детства кроху нужно обучать вслушиваться в звуки, всматриваться в происходящие явления, ощупывать предметы, таким образом формируя у него перцептивные действия.

    Стоит понимать, что научить ребёнка обследовать предмет путём визуального и осязательного знакомства с ним недостаточно. Чтобы понять особенности предмета до конца, ему нужно будет научиться соотносить его качества и свойства с качествами и свойствами других предметов.

    Для того чтобы ребёнок научился выявлять качества и соотносить их с качествами других предметов, ему понадобятся мерки - так называемые эталоны, сложившиеся исторически.

    В рамках сенсорного воспитания будет происходить активное сенсорное развитие, кроме того, ребёнок научится познавать мир через личный чувственный опыт. Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг.

    Почему нужно начинать заниматься с младшими дошкольниками

    В каждом возрасте дети проявляют большую или меньшую чувствительность к разного рода воздействиям. Чем младше ребёнок, тем важнее для него чувственный опыт. В раннем дошкольном возрасте для малышей очень важно научиться знакомиться с основными свойствами предметов. Именно этот возраст считается самым подходящим для активного сенсорного развития.

    Специалисты уверены, что сенсорное развитие с совершенствованием функциональности органов чувств и накоплением сведений об окружающей среде в раннем возрасте имеет наиболее благоприятные прогнозы.

    Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития - это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л.А. Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже. Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.

    О пользе дидактических игр

    В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.

    В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра. Главное отличие вариантов
    заключается в ведущей роли воспитателя: в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.

    В основу дидактической игры ложатся сформированные представления о построении игрового сюжета, о всевозможных игровых действиях с использованием предметов. Крайне важно, чтобы со временем были созданы условия для транспортировки представлений и знаний в игры без участия взрослых.

    Что нужно знать о сенсорных эталонах

    Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.

    Сенсорное и эстетическое развитие тесно связаны между собой. Ребёнку, с лёгкостью разбирающемуся в звуках, цветах и запахах, доставит удовольствие наблюдать за особенностями окружающего мира, получая заряд бодрости и энергии от процесса. Если опыт сенсорного развития минимален, то и воображение окажется весьма скудным. Гармоничное интеллектуальное развитие не может проходить без развития восприятия, и это нормально.

    Что касается роли сенсорного развития в судьбе каждого ребёнка, то она настолько значима, что средствам и методам сенсорного воспитания младших дошкольников в детском саду стоит уделить особое внимание.

    В дошкольном возрасте дети познают явления природы, обучаются азам грамоты и математики. Результатов в этом процессе можно будет достичь исключительно после овладения знаниями о свойствах предметов, причём как внутренних, так и внешних. Так, например, чтобы срисовать обычный предмет с картинки, малышу нужно будет проанализировать его размеры, форму, цвет и прочие признаки.

    То же касается и конструирования. Конструировать у детей 3-4 лет получится только после того, как они научатся исследовать признаки предметов, соотносить свойства материала для работы со свойствами образца. Неумение ориентироваться во внешних свойствах предметов станет основной причиной неспособности получения объективных представлений о природе, как живой, так и неживой.

    Дети младшего дошкольного возраста учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени, и результатом вовсе не будет считаться способность называть свойства предметов или объектов. Говорить о том, что процесс усвоения прошел гладко, можно будет лишь в том случае, когда ребёнок научится пользоваться чёткими представлениями об особенностях каждого свойства и сможет их применять для анализа.

    Задачи сенсорного воспитания

    Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена на практических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.

    Со временем малыши 3-4 лет научатся справляться с вычленением формы зрительно, делая всё больше и больше успехов, пользуясь методом примеривания. Продолжительное использование метода примеривания позволит малышу отточить навык зрительного восприятия формы с возможностью её вычленения из предметов и последующим соотношением с формой остальных предметов.

    Конструирование для дошкольников 3-4 лет - одна из наиболее продуктивных деятельностей, стимулирующих сенсорное развитие. Осуществлять сенсорные процессы в этом случае можно будет в рамках самой деятельности, а не за её границами, таким образом раскрывая новые возможности для развития сенсорики дошкольников без ограничений.

    В процессе конструирования малыши учатся выделять не только внешние признаки предметов, но и совершенствуют практические и познавательные действия. У малышей, с которыми в возрасте 3-4 лет регулярно занимаются конструированием, хорошо развита способность зрительного восприятия предмета с возможностью его разбора на детали и последующего сбора в модель.

    Как уже упоминалось выше, основной вид деятельности детей до 3-4 лет - это игра. Именно игра ускоряет познавательное и сенсорное развитие. Важно, чтобы взрослые поработали над расширением кругозора дошкольника, создавая условия для его развития. Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.

    Как развивать двигательную и зрительную память

    В возрасте 3-4 лет концентрация внимания у детей становится заметно выше. Малыши удерживают внимание на определённой деятельности нужное время, способны запоминать названия геометрических форм, данные о растениях, животных, насекомых и птицах. Это означает, что дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, должны стать более продуктивными.

    Как развивать слуховую и словесно-логическую память

    В 3-4 года речь детей становится более совершенной, словарный запас из пассивного переходит в активный, поэтому использовать разные новые слова в общении доставляет им особое удовольствие. В этом же возрасте малыши увлекаются книгами, ежедневно упрашивая родителей почитать им любимые сказки и рассказы. Учитывая такие изменения в развитии крохи, следует подобрать соответствующие дидактические игры, способствующие развитию сенсорики:

    Как и для чего расширять кругозор у детей

    В 3-4 года ребёнок, сенсорное развитие которого проходит нормально, уже должен иметь чёткие представления об основных природных явлениях. Так, например, малыш должен понимать, чем весна отличается от лета, а зима от весны. Малыш должен знать и различать фрукты и овощи, называть деревья и животных, разбираться во времени суток.

    Добиться расширения кругозора можно только путём постоянного общения с ребёнком в возрасте 3-4 лет. Во время прогулки, дома, в гостях взрослые должны разговаривать с крохой, объясняя ему суть простых и сложных явлений природы, делая акценты на времени суток, на поведении людей в разное время дня, на типе трапезы (завтрак, обед или ужин) и пр.

    Кроме того, в возрасте 3-4 лет уже можно практиковать с малышом, в том числе и во время прогулки, развитие навыков счёта, считая всё, что попадается на пути, начиная от деревьев и заканчивая вагонами в трамвае или лапами у щенка.

    В заключение отметим, что дидактические игры, направленные на сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.

    Использовать для игр можно подручные предметы, главное - это мотивация и интерес малыша, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития малыша с раннего возраста. Важно уделять крохе внимание каждый день и каждый час.

    Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков . По сути, это развитие восприятия и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

    Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным периодом для которого является дошкольный возраст. Итак, узнаем об основах и особенностях такого развития в разные возрастные периоды.

    Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)

    В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия.

    Сначала дитя ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик. Так, пушистый воротничок для малыша похож на зайчика, меховую шапку он может назвать киской. В два года закрепляется восприятие величины предмета. Кроха может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие становится осмысленным, потому что двухлетки уже умеют сопоставлять. Они ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия. Так, предметы круглой формы - это мячики и шарики.

    В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример - собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: он уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

    Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете - это выделение основных цветов (белый, черный, красный), в величине - большой и маленький размер, в звуках - тихо и громко, в тактильных ощущениях - мягко и твердо.

    И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики в возрасте 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.

    В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия.

    Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.

    Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

    Основой сенсорного развития в возрасте 4-5 лет является рост активного словарного запаса, стремление активно познавать мир и действовать с новыми предметами, желание и умение копировать взрослых. Освоение сенсорных эталонов в этом возрасте расширяется. Так, к 5 годам дитя уже знает все основные цвета и формы предметов, степени их проявления. К примеру, в 3 года кроха знает, что такое холодный и горячий, а в 5 лет может охарактеризовать чай как теплый или немного горячий.

    После 3 лет большое значение для развития сенсорики имеет продуктивная деятельность ребенка. Он воспроизводит предметные свойства и отношения (мячик катается, пластилин лепится, кубик стоит, колокольчик звенит). Это способствуют усвоению сенсорных эталонов.

    У ребенка на этом этапе формируется восприятие времени и литературных произведений, музыки и живописи, что проявляется в умении описать картинку, мелодию (тихая, громкая, быстрая, спокойная, веселая). Также в этом возрасте у ребенка формируются пространственные отношения. Это ориентация в направлениях вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Ребенок уже легко может двигаться в заданном направлении, изменять по заданию взрослого положение корпуса тела, рук, ног. Усвоение слов-обозначений приводит к пониманию пространственных отношений вне зависимости от себя. Умение абстрагироваться от положения своего тела свидетельствует о конкретности и правильном восприятии предметов в пространстве.

    Что касается времени, то его восприятие у ребенка формируется гораздо позже по сравнению с другими сенсорными эталонами, которые можно усвоить в процессе тактильного и зрительного обучения. Малышу легче ощупать кубик и рассказать о его цвете, величине, твердости, нежели говорить о времени, которое является эталоном неопредмеченным. Оно не имеет наглядной основы. Именно по этой причине детки тяжело воспринимают логику временных отношений. В 5 лет им недоступно понятие год и месяц. Легче они воспринимают такие сенсорные эталоны времени, как утро и вечер, сегодня и вчера.

    В 5 лет они уже могут не только видеть эстетические качества картины, музыкального и художественного произведения, а и чувствовать их своим внутренним восприятием. Речь идет о формировании вкусов и предпочтений, когда ребенок называет картину, которая больше понравилась, но еще не может четко аргументировать, почему же именно эта картинка.

    Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов. Таким деткам необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Они с большими трудностями обследуют предметы. Но нужно отметить, что ребятишки с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения. Он не использует слова, которые обозначают величину ("широкий - узкий"), а пользуется общими характеристиками ("большой - маленький"). Такие детишки затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.

    Что касается сенсорного развития глухих детей, то у них возникают трудности в понимании и восприятии перспективных рисунков, пространственных отношений между несколькими предметами. У таких детишек всегда возникают трудности с восприятием контурных изображений.

    Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие служит основным источником представлений о мире. Зрение в таком случае позволяет частично компенсировать речь. Поэтому для этой категории деток очень важно раннее развитие зрительного восприятия в комплексе с обучением речи.

    Кинестетическое восприятие - самая информативная сенсорная функция для слабовидящих. Оно снабжает таких детей информацией о форме и весе, величине и объеме, фактуре и температуре предмета.

    При нарушении зрения у маленького ребенка надо развивать у него процессы хватания и ощупывания, удерживания и перекладывания предметов из руки в руку. Для слабовидящих и слепых деток огромное значение имеет слух. Он позволяет воспринимать информацию об окружающем мире и формировать сенсорные эталоны. С такими детьми следует больше слушать теле- и радиопередачи, читать и беседовать по поводу услышанного, развивать словесную память.

    Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

    Умственно отсталые ребята характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детишек сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому таким детям очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета малыш выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне.

    У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Именно поэтому работа с ними требует особых навыков и опыта, который есть у педагогов в специализированных учреждениях для детей с умственной отсталостью.

    Специально для - Диана Руденко

    МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

    Проект

    «Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

    Составила воспитатель

    1 квалификационной

    Тип проекта.

    Участники проекта.

    Дети средней группы, родители, педагоги.

    Практическая значимость проекта.

    Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

    Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

    Актуальность:

    Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

    перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

    Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

    Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

    Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

    Новизна проекта.

    Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

    Цель проекта.

    Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

    Задачи:

      Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

      Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

      Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

      Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

      Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

    Формы и методы реализации проекта:

    Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

    совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

    игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;

    выполнение самостоятельных предметных действий.

    Предполагаемый результат.

    Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

    Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

    Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

    Этапы реализации проекта.

      Этап -подготовительный.

    На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

    В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

    Сроки

    Подбор и изучение методической и справочной литературы

    Сентябрь

    Диагностирование детей в рамках проекта

    Сентябрь

    Анкетирование родителей

    Сентябрь

    Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

    Октябрь– апрель

      Этап –основной.

    На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

    будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

    МЕРОПРИЯТИЯ

    ЦЕЛЬ

    СРОКИ

    Д/и «Красивый букет»

    Д/и «Цвета»

    Д/и «Найди на ощупь»

    Д/и «Сложи бочонки »

    Д/и «Волшебный мешочек».

    Д/и «Дырявый коврик»

    Д/и«Шнуровка»

    Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.

    Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.

    Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
    Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.

    Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

    Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.

    Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.

    Д/и «Волшебный лес»

    Д/и «Найди одинаковые»

    Д/и «В какую коробку?»

    Игровое занятие «Моем посуду»

    Д/и «Собери игрушку»

    Д/и«Разложи фигуры по местам!»

    Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

    Учить различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения.
    Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам.

    Учить определять различные тепловые ощущения.

    Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.

    Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

    Д/и «Тактильные крышечки».

    Д/и«Самая длинная, самая короткая»

    Д/ игра «Запомни свой цвет»

    Д/и «Картинка из фигур»

    Д/и «Где солнышко»

    Д/и«Квадратики с секретом».

    Д/и «Шумовые яички»

    Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

    Учить находить ткани разных фактур на ощупь.

    Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

    Формирование умения детей группировать объекты по цвету.

    Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

    Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.

    Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».

    Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

    Д/и «Определи на ощупь»

    Д/и «Почини одежду зайчатам»

    Д/игра «Чередование флажков»

    Д/игра «Подбери к шарикам круги»

    Д/и «Какого цвета не стало?»

    Д/и «Один - много»

    Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.

    Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

    Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).

    Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

    Определить, какого цвета не стало.

    Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

    Д/и «Найди такой же вкус».

    Д/и «Какой музыкальный инструмент»

    Д/игра «Кому какой?»

    Д/игра «Выкладывание орнамента».

    Д/и «Какого цвета предмет?»

    Д/и«Гвоздики-резиночки»

    Д/и«Собери гирлянду»

    Учить находить кислый, сладкий, соленый и горький вкус.

    Учить различать на слух музыкальный инструмент.

    Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.

    Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.

    Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета.

    Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.

    Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

    Д/и «Шумовые яички».

    Д/и «Из каких фигур состоит машина?».

    Д/и « Из чего сделано?»

    Д/и «Разноцветные комнаты".

    Д/и«Геометрическое лото»

    Д/и«Найди пару»

    Д/игра «Окраска воды».

    Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
    Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.

    Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).

    Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.

    О своение умений выделять различные формы.

    Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.

    Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

    Д/игра «Картинка из фигур»

    Д/игра «Кто высокий?»

    Д/и «Большой – маленький»

    Д/и «Кто чем питается»

    Д/игра «Мозаика»

    Д/ игра «Что нужно кукле?»

    Игровое занятие «Домашний лимонад»

    Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.

    Формирование умения понимать относительность высоты предмета.

    Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.

    Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.

    Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

    Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму.

    Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.

    Работа с родителями.

    Мероприятия

    Сроки

    Анкетирование родителей.

    Сентябрь

    Создание предметно-развивающей среды

    Октябрь - апрель

    Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

    Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

    Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

    « Сенсорное воспитание ребенка в семье».

    Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

    Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

    Консультация «Предметно-развивающая среда дома».

    Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

    Индивидуальные беседы.

    Октябрь-апрель

    Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.

    3 этап –заключительный.

    На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

    Итоговое занятие «Домашний лимонад».

    Литература

    1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

    2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

    3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

    4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

    5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

    6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова

    Ирина Махалова
    Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития детей 4–5 лет

    Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «пытливые, любознательные солнышки» - мои дети. Мы целый день с ними играем, познаем мир : собираем пазлы, мозаики, картинки, матрешки; группируем разные предметы, классифицируем геометрические фигуры по нескольким признакам. А сколько радости нам доставляют игры с различным конструктором, песком, сенсорными коробками .

    Поэтому проблема сенсорного воспитания наиболее интересна для меня на сегодняшний день и стоит на первом месте, имея огромное значение для ребенка дошкольного возраста.

    «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

    Б. Г. Ананьев

    Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

    Сенсорное воспитание (от латинского sensus – это «чувство» , «ощущение» , «восприятие » , предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе.

    Таким образом, сенсорное воспитание , непосредственно связано с образовательной деятельностью «Познавательное развитие » , цель которой :

    развитие познавательных интересов , интеллектуальное развитие детей .

    Достижение данной цели идет за счет решение следующих задач :

    -сенсорное развитие детей ;

    - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

    Формирование элементарных математических представлений;

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей .

    Значение сенсорного воспитания велико :

    1. это основа для интеллектуального развития ;

    2. оно упорядочивает хаотические представления ребенка об окружающем мире;

    3. оно развивает наблюдательность , внимание;

    4. готовит ребенка к реальной жизни;

    5. позитивно влияет на эстетическое чувство;

    6. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

    7. обеспечивает овладение навыками учебной деятельности;

    8. влияет на расширение словарного запаса;

    9. влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, осязательной и других видов памяти.

    Задачи сенсорного развития детей 4-5 лет :

    Обогащение сенсорного опыта детей при ознакомлении с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования;

    Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;

    Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы;

    развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.) ; подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.) .

    Сенсорное развитие детей осуществляется в :

    Режимные моменты;

    Совместной деятельности;

    Организованной образовательной деятельности.

    Рассмотрим все 3 пункта наиболее подробно.

    В режимных моментах во время умывания, приема пищи, сборов на прогулки я веду работу с детьми по сенсорному воспитанию . Так, например, во время мытья рук я обращаю внимание детей на то , что вода бывает холодная и горячая; мыло – душистое, овальное, прямоугольное и т. п. Во время завтрака, обеда и полдника мы с детьми обговариваем вкусовые ощущения от блюд (например : каша – белая, желтая, сладкая, соленая, рисовая, пшенная и т. д.) во время сбора на прогулку я обращаю внимание ребят на текстуру одежды (например : у Ромы шарф – вязаный, колючий, теплый синий, а у Арины – шелковый, гладкий, холодный, цветной).

    Во время совместной деятельности с детьми – это наблюдения за объектами окружающего мира; поручения и дежурства (трудовая деятельность) ; игровой деятельности я обращаю внимание детей на цвет , форму, размер и расположение в пространстве предметов и объектов окружающего мира. Так, например, на прогулке при наблюдении за хлебной машиной – это фургон, красного цвета, кузов – прямоугольный, металлический, кабина – квадратная, 4 резиновых, круглых колеса : 2 сзади и 2 спереди.

    При сравнении деревьев (елка и береза) мы с детьми определяем, что у елки – колючие иголки, она зеленая, высокая. Ствол – треугольный, наверху растут шишки, пахнет смолой; а береза – ствол – прямоугольный, вытянутый, листья зеленые, круглые, вытянутые на конце.

    Во время дежурства дети вместе со мной не только учатся правильно сервировать стол, но игровые задания : «За сервируй стол как и я» , «Возьми и раздай круглые, глубокие тарелки для супа» и т. п.

    Во время закаливающих процедур после сна дети проходят по дорожкам здоровья, работаю с массажными мячами.

    Кроме того я использую разнообразные виды игр на сенсорное развитие детей :

    1. игры на развитие тактильных ощущений :

    «Поймай киску» , «Угадай на ощупь» , «Чудесный мешочек» «Что внутри?»

    2. игры на развитие слухового восприятия :

    «Определи на слух» , «Что поет?» , «На чем играю?»

    3. игры на развитие зрительного анализатора и мыслительных процессов :

    «Найди цвет» , «Художники» , «Бусы» , «Заплатки» , «Составь из частей»

    Во время организованной образовательной деятельности мною проводится работа по сенсорному воспитанию на различных занятиях с детьми. На познавательном развитие , музыкальном занятие, физкультурном, развитие речи и во время художественного творчества я обращаю внимание детей цвет , форма и размер предметов, объектов окружающего мира, а так же учимся подбирать описательные прилагательные к их текстуре (например : погремушка круглая, пластмассовая, зеленая) .

    На таких занятиях я эффективно использую приемы :

    1. сказкотерапия (дети словно проживают волшебную историю, передвигаясь в пространстве, выполняя различные задания);

    2. цветотерапия (оказывает влияние на настроение и общее состояние ребенка) ;

    3. музыкотерапия (музыка оказывает расслабляющий эффект) .

    Задачами этих занятий являются :

    1. развитие у детей навыков сотрудничества и коммуникативных умений;

    2. обучение навыкам саморегуляции, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;

    3. обучение релаксации;

    4. создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

    Но наиболее глубоко проблема сенсорного воспитания рассматривается мною на занятиях по развитию элементарных математических представлений, где мы вместе с детьми не только научились классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, а так же подбирать к ним соответствующие предметы из окружения, работать с алгоритмами.

    Эти занятия способствуют :

    1. обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями , накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов, обучению умению выделять цвет, форму, величину, знакомству с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;

    2. развитию мышления (логика, стимуляции речевого развития ;

    3. развитию эвритического мышления, моделированию логических отношений, способности решать задачи с проблемами, развитию внимания и памяти , обучению элементарным математическим понятиям.

    В дальнейшем мы будем углублять и расширять наши знания : определять фигуры по толщине, познакомимся с новыми геометрическими телами. В общем с помощью сенсорного развития будем углублять и расширять интеллект детей .

    Данная проблема заинтересовала и родителей нашей группы, были проведены индивидуальные консультации о пользе сенсорного развития детей . В дальнейшем планируется провести родительский круглый стол, где будут продемонстрированы игры по сенсорному развитию детей во время обучения математике.

    Таким образом, сенсорное развитие детей , с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка , а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду и школе.



    Похожие статьи