• Развод и его последствия для детей. Влияние развода родителей на детей

    14.04.2019

    Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5--6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6--10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10--11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще не особенно интересовать.

    Дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелями которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направлено в первую очередь на то, чтобы унизить в его глазах достоинство одного из родителей. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, остававшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагоприятных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой.

    Результаты многих исследований показывают явное отрицательное влияние развода, но не дают однозначного ответа на вопрос: что лучше для развития ребенка развод или дальнейшая жизнь в семье с родителями, находящимися в постоянном и глубоком конфликте. Результаты таких исследований свидетельствуют о том, что конфликтные отношения в семье оказывают больше отрицательного влияния на развитие детей, чем спокойная, стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь. С другой стороны, некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери модель комплиментарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии. Ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, по мнению С. Кратохвила, зависит от интенсивности и продолжительности семейного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а также от настроенности ребенка против одного из родителей.

    Важно, чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношений.

    Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиться взаимное доверие и любовь.

    Если оба разведенных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми, они могут вместе продумать все таким образом, чтобы их дети выиграли, а не проиграли. В многочисленных дискуссиях по этому поводу, обнаружилось, что равный вклад разведенных родителей в воспитание ребенка благоприятен для него. Детям нужны прежде всего любящие родители. Один малыш так выразил эту потребность: «Зачем человеку две руки? Чтобы одной держаться за маму, а другой за папу». Коротко, но очень емко.

    Жизнь в неполной семье неизбежно накладывает печать на формирование личности ребенка. Дети, растущие без отца, чаще относятся к категории "трудных". Среди них больше отстающих в учебе, конфликтующих с педагогами и товарищами, совершающих правонарушения.

    По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов, формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями. 90% детей разводящихся родителей, узнав о разводе, испытывали кратковременный шок с ощущением боли и безотчетным страхом. По данным американских исследователей, 50% отцов прекращают навещать своих детей спустя три года после развода. Около половины детей чувствуют себя отринутыми и заброшенными. На вопрос, когда они себя чувствовали более несчастными -- 5 лет спустя после развода или через 1,5 года 37% детей отвечали: спустя 5 лет.

    Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

    Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.

    Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. Особенно остро переживают уход отца 5--7 - летние дети, прежде всего мальчики. Девочки же острее всего переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет, в период интенсивного эмоционального развития.

    Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, 6,5% конфликтуют с друзьями. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. И как отмечает А.Г. Харчев, в семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

    Обычно ребенок воспринимает ситуацию распада семьи так, что это именно от него ушел один из родителей. В некоторых случаях, особенно в подростковом возрасте, ребенок (мальчик или девочка) говорит о предательстве родителя, покинувшего семью. В подсознательной сфере психики формируется отношение к самому себе, как к такому человеку, которого бросают, что впоследствии может проявиться в неуверенности и заниженной самооценке ребенка. Более того, он начинает воспринимать отношения между людьми как нестабильные, ненадежные, которые могут всегда и в любой момент разрушиться. Такие переживания ребенка не исчезают и тогда, когда родители стремятся сохранить дружеские и приятельские отношения.

    Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов и раздоров. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не столько сам развод, сколько обстановка в семье, предшествующая разводу.

    Родителям надо учитывать, что независимо от их взаимоотношений развод для ребенка - это сильнейшее потрясение, последствия которого могут проявиться немедленно или значительно позже, в подростковом или юношеском возрасте. При разводе большую роль играют возраст ребенка, сознательность и выдержка взрослых. В интересах совсем маленького ребенка развод супругов должен пройти как можно спокойнее и быстрее. Но еще спокойнее развод должен пройти между супругами, имеющими детей в подростковом возрасте. Ребенок в этот переходный период своего развития чрезмерно чувствителен, легко поддается различным влияниям, очень впечатлителен, быстро реагирует на радостные или горестные события.

    После развода наиболее сложное время наступает у того из родителей, который остался с ребенком. Он должен опять завоевать полное доверие ребенка, которое наверняка было поколеблено в период развода. Проще бывает в тех семьях, из которых уходит человек, ставший для ребенка источником неудобств и страданий: отец - пьяница, драчун, грубиян или мать, которая совсем не заботилась о своих детях. В любом другом случае положение родителя, с которым остается ребенок, не однозначно.

    Частое явление при разводах - «подкуп» ребенка обоими родителями. Та и другая сторона наперегонки стараются проявить к ребенку любовь, осыпать его подарками, чтобы переманить на свою сторону или продемонстрировать окружающим меру своих чувств к ребенку. В первые моменты ребенок воспринимает эти проявления как очень желаемые и приятные. Однако очень скоро ситуация для него проясняется и он начинает использовать ее в своих целях: становится корыстолюбивым, хитрым, говорит, когда надо, только льстивые слова, причем именно то, что необходимо услышать той или иной стороне. Родители должны понимать и учитывать психологию детей.

    Для ребенка-дошкольника развод родителей - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери.

    Дети 2,5-3,5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расстаются с матерью.

    Дети 3,5-4,5 лет обнаруживают повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делаются замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдается регрессия игровых форм. Для детей этой группы характерно проявление чувства вины за распад семьи. У многих развивается устойчивое самообвинение. Эмоционально чувствительные дети отличаются бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями. Мальчики этого возраста распад семьи переживают более драматично и остро, чем девочки. Подобное объясняется тем, что у мальчиков происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери. Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери.

    У детей 5-6 лет так же, как и в средней группе, наблюдается увеличение агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдается ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки.

    Девочки старшего дошкольного возраста переживают распад семьи сильнее, чем мальчики: тоскуют по отцу, мечтают о браке матери с ним, приходят в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5-6 лет отличает острое чувство потери: они не могут говорить и думать о разводе, у них нарушаются сон и аппетит.

    Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Подростки особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье.

    Иногда подростки совсем отрицают любовь только из-за развода родите- лей. Боясь хрупкости этого чувства, они могут избегать близких отношений и обязательств, их связи с людьми очень поверхностны, они опасаются рисковать, предпочитая большие компании интимному общению. Некоторые подростки вступают только в стабильные и безопасные в эмоциональном плане отношения.

    К концу подросткового - началу юношеского возраста начинает отчетливо звучать депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви и признании.

    Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола и тем серьезнее могут быть нарушения поведения, которые становятся заметными не только в семье, но и вне ее. Это может быть выражение агрессии в школе, на улице, неожиданные слезы, конфликты, рассеянность внимания и др. Но чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья, а для мальчиков - асоциальные формы поведения.

    Наиболее уязвимым при распаде семьи оказывается единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.

    Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой - он продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении матери к нему. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу, и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи.

    Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми. Именно в детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира и других людей.

    Если для родителей развод зачастую является закономерным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего - неожиданность, приводящая к затяжному стрессу.

    Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение общества к разводу меняется, двигаясь в противоположную сторону, и общественное мнение часто даже поддерживает тенденцию к разводу.

    Общественное мнение рождает мифы о разводе, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об утверждениях, которые выдаются за общественные истины, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

    • - второй брак лучше, чем первый;
    • - если брак не удался, то только развод может поправить положение;
    • - для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей;
    • - лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями;
    • - после окончания периода развода все встанет на свои места и для детей;
    • - если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям.

    Если один из партнеров находится под влиянием этих мифов, то их влияние может проявиться и на принимаемых решениях.

    С. Кратохвил провел сравнительное исследование, охватывающее 118 детей из неполных (разведенных) семей. Результаты исследования утверждают, что дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелями которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направленно, в первую очередь на то, что бы унизить в его глазах достоинство одного из родителей. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагоприятных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой.

    Результату многих исследований показывают явное отрицательное влияние развода, но не дает однозначного ответа на вопрос: что лучше для развития ребенка развод или дальнейшая жизнь в семье с родителями, находящимися в постоянном и глубоком конфликте. Результаты свидетельствуют о том, что конфликтные отношения в семье оказывают большое отрицательное влияние на развитие детей, чем спокойная стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь. С другой стороны некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери модель комплиментарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии.

    Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

    Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, по мнению С. Кратохвила, зависит от интенсивности и продолжительности семенного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а так же от настроенности ребенка против одного из родителей.

    Итак, развод состоялся: нужно помнить о том, что семья для детей и взрослых значит совершенно разное. Взрослые создают семью сами, это их выбор их решение. Они стремятся к совместной жизни и начинают ее. Для ребенка все это - предыстория его существования, что-то, что было давно и не могло быть иначе. И если для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, то для ребенка расставание родителей - это разрушение среды обитания. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Дети же во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Так если мать воспринимает происходящее как страшную трагедию, скорее всего, аналогично будет чувствовать себя и ребенок. С этой точки зрения, по мнению психолога-консультанта Ю. Е. Алешина, родителям, по крайней мере, ради ребенка не следует фиксироваться на негативных аспектах переживаемой ситуации. Факты неумолимо свидетельствуют о том, что наибольший вред вашим детям наносит не сам развод, а последние несколько лет вашей неблагополучной семейной жизни.

    Однако дети тоже полностью не свободны от воспоминаний. Они могут быть причиной старых обид; они часто принимают сторону того или иного родителя. Их верность разрушена. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону они занимали. Для детей переживания меняются от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

    Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше 2-3 лет) прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5-6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10-11 лет у детей не редко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще особенно не интересовать.

    Важно чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношения.

    Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиваться взаимное доверие и любовь.

    Если оба разведенных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми они могут вместе все продумать таким образом, чтобы их дети выиграли, а не проиграли. В многочисленных дискуссиях по этому поводу прошедших в последние годы на Западе обнаружилось, что равный вклад разведенных родителей в воспитание ребенка благоприятен для него.

    Время, терпение и способность жить, утратив супружескую любовь, здесь крайне важны.

    Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период, регулирование встреч детей с родителями, в большинстве случаев с отцами. Оптимальным является добровольное с согласие родителей без суда; такие встречи надо предоставлять во всех случаях, когда отец может встретиться с ребенком (по договоренности с матерью) или когда ребенок этого захочет. Таким образом действительно создается ситуация близкая к условиям нормального функционирования семьи в отношении связи с детьми.

    Очень важный вопрос о том, как должны строиться отношения с бывшим супругом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально благополучно. Если семейные дела вовлекают детей в денежные, имущественные и тому подобные проблемы, здесь важно достичь взаимных соглашений. Каким образом возможно включение/не включение бывшего супруга в новую жизнь? С этими вопросами связаны разнообразные проблемы по поводу посещения ребенка и алиментов. Решение этих проблем почти полностью зависит от того, в каких отношениях находятся после развода бывшие супруги.

    Когда между детьми и отцом существует много невыясненного, подобная ситуация порождает у ребенка комплекс неполноценности, всевозможные вопросы, ревность и т.д. Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что они и их новые семьи не готовы, да и не знают, как включить старших людей в семью. Прежней жене, к тому же, не легко пойти на то, чтобы дети посещали новую семью своего отца, ей не хочется делить их с другой женщиной.

    Если прежний брак оказался неудачным, особенно для матери, она может воспринимать своих детей как символ боли и обиды. Многим родителям кажется, что, разводясь, они лишают ребенка будущего и переживание вины перед детьми, что часто усугубляет общее ощущение неуспеха и собственной обреченности связанное с разводом.

    Каждый раз, когда у нее возникают неприятности с детьми, она вспоминает о прежних тяжелых временах и очень боится, как бы былые неприятности не оказали дурного влияния на ее отпрысков. Ситуация может очень осложниться особенно если матери покажется, что дети «отбились от рук».

    Вывод по 2 главе

    Окончание супружеских отношений влечет за собой изменение всего уклада жизни. Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиям.

    Последствия развода могут выражаются как в психологических, так и в физиологических нарушениях.

    Нельзя говорить о том, что кто-то из членов семьи переносит развод тяжелее. Трудности возникают в любом случае, различаются они только своим характером (бытовые, социальные, психологические и т.д.).

    Для детей в большинстве случаев отмечается явное отрицательное влияние развода, в отличие от супругов, которым развод может принести «облегчение».

    Мы развелись, но остались друзьями. Нас многое связывает вместе, мы очень любим своих детей и понимаем, что хорошие отношения между родителями, несмотря ни на что, позволят им чувствовать себя любимыми и нужными. Мы простили друг другу все обиды, и с надеждой смотрим в будущее

    Когда слышишь такую фразу, возникают только положительные чувства, например, уважение к двум людям, которые смогли преодолеть все трудности развода и не желают жить с чувством злости и обиды; одобрение, потому что такое поведение продиктовано чувством ответственности за будущее своих детей, за свое собственное благополучие.

    Но, к сожалению, тенденция последнего десятилетия в случаях развода такова, что очень часто ни в чем неповинные дети страдают от разногласий родителей, принявших решение развестись. Все больше и больше психологи в своей практике сталкиваются с проведением психологических диагностик и экспертиз на эмоциональную привязанность ребенка к каждому из родителей и к своим братьям и сестрам в случаях необходимости принятия судебного решения, с кем же из бывших супругов будет проживать ребенок. Такие экспертизы назначаются органами опеки или судом даже для трехлетних детей. И это страшно!

    Страшно то, что подобные случаи означают одно: бывшие супруги не могут договориться и хоть на секунду задуматься о благополучии своих детей. Конечно, одно дело, когда кто-то из родителей склонен вести аморальный образ жизни, злоупотребляет алкоголем, неразборчив в интимных связях, не имеет жилья, заработка и так далее. Разумеется, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, его безопасности, нужно бороться за свое дитя и по возможности ограничить общение с родителем, который способен причинить вред неокрепшей психике маленького человечка. Но, из практики современных разводов, в подавляющем большинстве случаев «дележки» детей, речь идет о благополучных родителях. Да-да, именно «дележки». Каким бы неуместным это слово ни было в отношении малолетних и несовершеннолетних, но иногда у специалистов, работающих с семьей на разных уровнях, возникает ощущение, что бывшие супруги делят «имущество» и они совсем не обеспокоены тем, как чувствуют себя в этот момент их дети, плоды их, когда-то искренней любви.

    В СМИ с завидным постоянством появляются новости о том, что в том или ином населенном пункте нашей огромной страны бывший супруг выкрал ребенка у матери, или мать увезла детей в неизвестном направлении и отец через суд добивается возможности хотя бы видеть своих детей, не говоря уже об участии в воспитании.

    Разбирая на семейных и индивидуальных консультациях постразводную ситуацию или ситуацию самого развода, психологи приходят к следующим выводам:

    Причинами возникновения тяжелых последствий семейной трагедии, как для бывших супругов, так и для их детей, являются:

    1. Обида

    Один из бывших супругов не может простить свою экс- вторую половинку. И здесь можно столкнуться с огромным спектром проблем. Недосказанность, трудности в выражении собственных чувств и эмоций, закрытость и замкнутость, отсутствие возможности просто поговорить и найти хоть какие-то светлые периоды в прошлой совместной жизни, ради которых стоит отпустить все обиды. Семейная терапия и индивидуальные консультации психолога после развода могут помочь бывшим супругам принять то обстоятельство, что теперь их жизнь уже не будет прежней, но впереди у каждого их них возможно счастливое будущее, теплые и доверительные отношения с детьми и свобода от взаимных обид.

    Конечно, отдельным случаем является измена со стороны бывшего любимого человека. В данной ситуации очень сложно просто махнуть рукой и сказать: «Ладно, с кем не бывает!» Простить предательство, подлый удар в спину от человека, которому раньше безмерно доверял, которого любил, ради которого многое прощал и так далее – это очень тяжело, на это требуется время, тем более, что «обидчик» может и не спешить на семейные консультации психолога после ухода из семьи, например, по причине того, что у «обидчика» может быть своя правда!

    Он никогда не показывал мне свою любовь, не говорил комплиментов, не дарил цветы. Я бегала, как белка в колесе: дом, работа. Никакого намека на то, что я ему нужна! Я его обстирывала, обглаживала, он видел во мне только домработницу! Принеси-подай! Я ведь жизнь идет! Я еще не такая старая! Я хочу романтики, путешествий, хочу ходить в театр и в кино, а его из кресла не выдернуть! Поэтому, когда я встретила другого мужчину, я поняла, что значит быть любимой и единственной

    Вот еще пример:

    Моя бывшая перестала следить за собой, она располнела, неопрятно одевается, не занимается своей карьерой. Все, что ее интересует, это ток-шоу, диван и пирожное, а я хочу вдеть рядом с собой красивую, ухоженную, стройную, умную женщину, которая стремится к саморазвитию. И вообще, мне 45 лет, я многое сделал для своей семьи, я еще молод, я заслуживаю личного счастья

    В таких случаях, работа психолога с покинутым супругом должна быть индивидуальной, направленной на проработку негативных чувств и эмоций, переоценку своей прошлой жизни, формирование адекватного самовосприятия, самооценки. Психологическая помощь в ситуации измены способна помочь человеку в преодолении трудностей, которые мешают изменить его жизнь к лучшему. Разумеется, по окончании работы с психологом нет никаких гарантий, что бывший супруг увидит положительные изменения, «одумается» и вернется в семью, но, как показывает практика, это желание для некогда покинутого и обиженного супруга перестает быть актуальным с момента того, как человек почувствует и осознает первые изменения в себе и своей жизни.

    2. Желание отомстить

    Мы развелись, мне плохо, я страдаю, а ты наслаждаешься жизнью? Уже нашла моему ребенку нового папу? Наверно, ты меня никогда и не любила, женила на себе, пользовалась моей любовью к тебе, к ребенку, возможно, крутила романы на стороне, раз так быстро нашла себе любовника?! Так знай, я тебе жить хорошо не позволю. Я пойду в суд и заберу ребенка себе, потому что его мать – отвратительный человек, и она не имеет права воспитывать моего ребенка совместно с чужим дядей. Мои близкие, мои родители помогут мне доказать в суде, что ты – плохая мать!

    Чувство ненависти и желание сатисфакции – крайне разрушительный механизм. Иногда стремление отомстить бывшему супругу настолько сильно, что может затмевать здравый смысл и «ампутировать» чувство ответственности перед собственными детьми. Тогда и происходят ситуации с «похищениями» детей. Страдания бывшего супруга, мольбы и унижения за возможность хотя бы поговорить с ребенком по телефону, обещания чего угодно и приступы отчаяния и гнева способны удовлетворить чувство мести оскорбленного, однако, месть – крайне скользкий путь!

    Всевозможные экспертизы и обследования, судебные решения об определении места жительства ребенка после развода могут длиться несколько месяцев. За это время психика ребенка может существенно пострадать. В психологической практике известны случаи, когда желание отомстить провоцировало такой азарт у бывших супругов, что за составлением изощренных взаимных обвинений в судебных исках, взрослые забывали о своем ребенке, что приводило к отклонениям в поведении несовершеннолетнего, начиная от употребления алкоголя, наркотиков, совершении правонарушений, заканчивая попытками самоубийства или завершенным суицидом.

    Если Вы чувствуете, что злость и ненависть к бывшему супругу переполняют , у Вас возникает непреодолимое желание отомстить обидчику, остановитесь, сделайте глубокий вдох и подумайте о возможных последствиях этого саморазрушающего чувства, как для Вас, так и для Ваших близких, Ваших детей! В случае, когда Вы осознаете, что не в состоянии самостоятельно справиться с сильными чувствами, обратитесь за помощью к психологу. В процессе беседы профессионал поможет Вам отреагировать всю гамму негативных эмоций и переживаний, даст рекомендации по дальнейшей работе в рамках закрепления навыков вербализации и саморегуляции.

    3. Особенности межпоколенных связей и внутрисемейной системы

    Все мы из разных семей. Даже одинаковый статус родительских семей не гарантирует того, что супруги воспитывались своими родителями по одной схеме, им были привиты общие ценности, принципы межличностного общения, взгляды на правильность того или иного поведения, мировоззрения. В каких-то семьях принято делиться самым сокровенным и запретных тем не существует, в каких-то семьях рассказать о своих переживаниях и поплакать на плече отца или матери считается проявлением слабости. Также и с семейными ролями.

    Есть семьи, в которых матери, воспитывающие сына, по тем или иным причинам были вынуждены быть и матерями, и отцами, и добытчиками в семье, и контролерами, и источниками тепла, любви и заботы. Есть семьи, где только слово отца является законом, и нет никаких намеков на демократичные отношения, все решения принимаются единолично и не учитываются пожелания других членов семьи. А есть семьи с деструктивными механизмами семейной системы. Наверняка, Вы встречали по жизни такие семьи, где родители гиперопекающие или наоборот, предпочитали попустительский стиль воспитания в отношении своих детей.

    Например, сыну 35 лет, а он живет с мамой, которая еще в молодости взвалила себе на плечи все заботы о семье, так как отец стал инвалидом или страдает алкоголизмом, или вообще ушел из семьи, а мать так и не вышла замуж, потому, что решила посвятить всю свою жизнь сыну, поставив крест на собственном женском счастье

    Представьте себе молодую женщину, у нее никогда не было отца, а имена многочисленных сожителей матери или своих отчимов она уже и не помнит. Ее мать пыталась устроить свою собственную жизнь столько, сколько эта молодая женщина себя помнит. А теперь представьте, что 35-летний мужчина и эта молодая женщина создали семью, родили детей и … столкнулись с трудностями. У них нет ресурса, ни личностного, ни семейного, чтобы преодолеть жизненные неурядицы, их семейные роли перепутаны, нет положительного опыта семейной жизни, взаимоотношений с собственными родителями. Супруга никогда не чувствовала любви и поддержки со стороны собственной матери, и не может проявить их адекватно в браке, а супруг не научился брать на себя ответственность в самых элементарных ситуациях и требует любви, заботы, уважения и понимания от своей второй половины. Назревает семейный кризис, после которого следует развод, так как оба супруга чувствуют себя несчастными. Страдают и их дети. Бабушки и дедушки не могут поддержать молодых, а если и дают какие-то советы, то они только усугубляют и без того сложную ситуацию.

    Что же делать в таких случаях , когда оба супруга или один из них воспитывались в семьях с нарушениями внутрисемейной системы, семейной иерархии? Существенную помощь может оказать длительная семейная и индивидуальная психотерапия . Каждому из супругов, прежде всего, необходимо проработать те механизмы, которые закрепились в их сознании и в их бессознательном при жизни в родительской семье: взаимоотношения с матерью, взаимоотношения с отцом. Это возможно даже в тех случаях, когда или мать, или отец не принимали участия в воспитании. Многие психотерапевтические техники позволяют работать и в этом случае.

    Это длительная и сложная работа, как для клиента, так и для самого психолога, психотерапевта. Почему нужно пожертвовать своим временем и обсуждать неприятные, порой, болезненные воспоминания своего детства? Потому, что закрепленные модели поведения, в том числе крайне неэффективные, в случае их не проработки, будут продолжать оказывать свое разрушительное действие на любую семейную систему. Другими словами, сколько бы браков не было у наших героев, нет гарантий, что хоть один из них будет счастливым. А дети, как известно, закрепляют в своем осознании себя, как личностей, поведение своих родителей. Разорвать цепь разводов в будущих поколениях – наша задача сегодня! Пусть наши дети видят всё – и любовь, и счастье, и здравие, и болезнь, и горе, и радость, потому что это жизнь! Но только сильные и ресурсные родители могут дать им ощущение безусловной любви и принятия, доверия и самодостаточности, даже, когда ситуация развода между ними по каким-то причинам неизбежна!

    Другие статьи

    • Прошел год после развода. Жизнь сильно изменилась, и теперь есть свобода и возможности. Новая жизнь, новые достижения!

    • Страх первого разговора может быть так силен, а негативные мысли о последствиях и возможных поступках супруга так тревожны, что невольно возникают опасения.

    Нередко взрослые настолько поглощены взаимными претензиями, и грядущими переменами, что забывают о том, что наибольший удар получает ребенок. Именно он является самым беззащитным участником этого процесса.

    Развод родителей для ребенка глубокий психотравмирующий фактор. Все дети по-разному реагируют на такое событие, но, несмотря на индивидуальность, можно выделить общие черты таких реакций. Большинство детей всегда в данной ситуации испытывают страх, особенно когда наблюдают выяснение отношений между мамой и папой перед их окончательным разрывом. Больше всего детей травмирует не сам развод родителей, а проявление враждебности и насилия, его сопровождающие.

    Дети часто становятся центром противоборства между родителями. Это внушает им чувство собственной вины. Развод родителей и возникающие в данной ситуации ссоры и столкновения ребенок приписывает на свой адрес, обвиняя во всем происходящем себя. Также у детей возникает представление о том, что его не любят, это сильно снижает его чувство собственного достоинства. Развод родителей приводит к тому, что один из них обязательно уходит из семьи. Ребенок считает, что именно его покинули и обрекли на одиночество. Хотя взрослые находят другое объяснение этого, дети считают, что развод родителей связан с их собственной несостоятельностью. После развода и связанных с ним переживаний внимание оставшегося родителя к ребенку может быть недостаточным, что наносит вред самоуважению ребенка.

    Дети переживают развод родителей как утрату. В отличие от других грустных событий, например смерть одного из родителей, чувства, которые побуждает развод родителей, могут оживать и повторяться в течение многих лет. Например, если отец отказывается по каким-либо причинам встретиться с ребенком, который очень сильно ждал этого события, боль и чувство утраты вновь вспыхивает. Дети, как и взрослые, реагируют на утрату родителя депрессией.

    Таким образом, развод родителей вызывает у ребенка чувство вины, страх, самообвинение и самоуничижение, депрессию. Он становится очень обидчивым, ранимым, испытывает негатив, чувствует себя аутсайдером по сравнению со своими сверстниками.



    Похожие статьи