• Ты и я такие разные классный час. Классный час «Мы все такие разные

    03.03.2020

    Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки.

    Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жилось на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет на свете волшебнику:

    Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место…

    Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    Вот выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвёртую- Печаль, пятую- Доброта.

    Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…

    Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них, она и будет подружкой тебе на всю твою жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по теме:

    «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».

    Подготовила учитель немецкого языка

    МКОУ «СОШ№2» города Николаевска

    Волгоградской области Исраельян А.А.

    Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

    Задачи: 1. Развивать способности полно и адекватно познавать себя и других людей.

    2. формировать умение самостоятельно пополнять знания путём чтения справочной литературы.

    3 . воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности.

    Ход классного часа.

    Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки.

    Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жилось на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет на свете волшебнику:

    Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место…

    Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    Вот выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвёртую- Печаль, пятую- Доброта.

    Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…

    Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них, она и будет подружкой тебе на всю твою жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    А кого выбрали бы вы? Почему?

    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы ребят).

    Доброта- это то, что помогает людям общаться.

    Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова -это не только урок нам, живущим в ХХ1 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы- люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу, а значит, быть толерантными.

    И вот сегодня наш разговор посвящён именно толерантности. Не всем может быть знакомо это слово и на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек- это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

    Что же такое толерантность? (ответы учащихся). Давайте обобщим все вами сказанное и представим толерантность в виде солнышка, которое светит людям и обогревает их. Ваши ответы изобразим лучиками. Что же может согреть человека, сделать его жизнь светлее? (слайд)

    Итак, термин толерантность определяется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с другими людьми.

    Давайте посмотрим, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. (слайд)

    Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы ребят)

    Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны? (ответы ребят)

    Что же объединяет эти определения? (ответы ребят)

    Почему так важна толерантность в настоящее время? (ответы ребят)

    Давайте совершим волшебное путешествие по стране «Толерантность».

    1 остановка «Волшебные Анаграммы».

    Даны несколько качеств характера, но буквы переставлены местами. Расставьте их правильно.

    ДИЕСЕМИЛОР ИЗМЭГО

    МАННОГУСТЬ СТЬОЛЗ

    СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ ТЕРНЕПОМИСТЬ
    ЕИВТСВУЧОС НОРАВШИЕДУ

    АТОРБОД

    ЖЕНУВАИЕ

    СБИАМОЛЮЕ

    _ Только ли хорошие черты характера мы угадали?

    Можно ли бороться с плохими качествами?

    Может ли толерантный человек быть злым и эгоистичным?

    Мы видим, что есть два пути развития личности- толерантный и интолерантный.

    2 остановка « Древо толерантности»

    Перед вами два дерева. Ваша задача подобрать 7 черт, присущие толерантной личности, и черты интолерантной личности.

    Деревья на доске.

    Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Ученики могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и т.д.)

    А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире? (ответы учащихся). Думаю ответ у всех один- «Нет». Хорошо или плохо, что мы все разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга, поэтому мы должны знать хотя бы некоторые национальные и культурные особенности.

    3 остановка « Обычаи и традиции народов мира».

    1. Вы идёте по улице Сеула, столицы Южной Кореи. Неожиданно Вас толкает какой-то прохожий, вы оборачиваетесь и видите, что он не громко смеётся. Как вы поступите? Почему именно так?
    2. Вы сидите в кафе в Софии (в Болгарии). К вам подходит официантка и спрашивает, не принести ли вам мороженое. Вы радостно киваете и ждёте, однако мороженого всё нет и нет. Раздосадованный, вы идёте узнать, в чём же дело. « Но вы же отказались от мороженого»,- говорит удивлённая официантка. Что же произошло?
    3. В Европе при встрече люди пожимают друг другу правые руки. А как, по -Вашему, пожимали руки друг другу в Древнем Китае?
    4. Вы приехали с родителями в Китай в гости к другу вашего отца (китайцу). За обедом Вам в начале подали салаты и мясо с овощами и только в конце обеда - суп. Что Вы почувствуете? И что вы подумаете о китайцах?
    5. Одного европейского путешественника В Индии пригласили в гости. В семье был очень милый младенец, и путешественник поцеловал его в голову. Как вы думаете, как отнеслись к этому родители ребёнка?
    6. На деловой встречи с японским бизнесменом европеец задумался и почесал себе голову. После этого японец незаметно сменил тему беседы и постепенно прекратил разговор. Как вы думаете, почему он так поступил?
    7. Жители Ирана никогда не интересуются друг у друга, как поживают их родственники. Как вы думаете почему?

    Ответы:

    1. Наверное, лучше всего показать, что вы не сердитесь и прощаете неловкого прохожего. Дело в том, что негромкий смех в Корее означает смущение.
    2. Официантка права. В Болгарии кивок головой сверху вниз означает отрицание (в нашей культуре покачивание головой из стороны в сторону).
    3. При встрече древние китайцы пожимали руки сами себе- правой жали левую.
    4. Не нужно думать, что китайцы ничего не понимают в еде и обедах. В Китае именно такой порядок блюд считается традиционным и правильным.
    5. Родители ребёнка очень обиделись и испугались. Не нужно было целовать ребёнка именно в голову. В Азии уверены, что там находится душа человека и поцелуй может оскорбить ее, она немедленно покинет тело.
    6. Потирание головы кончиком среднего пальца воспринимается в Японии как обозначение обмана или плутовства.
    7. В исламских странах личная жизнь – «строго охраняемая территория». Вопросы о семье недопустимы.

    В нашем городе много национальностей. Скажите, а надо ли нам знать культуру и обычаи этих национальностей? Почему?

    Культур на свете очень много. Незнание культур других народов даже приводило к войнам.

    Значит человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Мы должны быть внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие- это и будет проявление доброты.

    4 остановка « Мультипликационная»

    Показать мультфильм « Крошка енот»

    В чём по-вашему смысл мультфильма.

    Класс- это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

    Таким образом, мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения:

    1. Уважай собеседника.
    2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
    3. Отстаивай своё мнение тактично.
    4. Ищи лучшие аргументы.
    5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
    6. Стремись учитывать интересы других.

    Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.


    Классный час «Мы разные, но всё-таки мы – вместе!»

    Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Занятие строится в игровой форме.

    Цели: Формирование представления о толерантном отношении;

    подвести к тому, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

    Задачи:

    ● изучение понятий, связанных с проблемой толерантности;

    ● демонстрация сходства и различия людей;

    ● воспитание дружбы, умения слушать другого человека;

    ●познакомить второклассников с понятиями «толерантность»

    ●воспитывать внимательность и отзывчивость по отношению к другим людям;

    ●выполнить проект “Хоровод толерантности”.

    Оборудование : лепесточки, на которых написаны качества человека, солнышко и ладошки, звукозапись песни, проектор, компьютер, карточки для игры, фигурки человечков, карандаши, фломастеры, ватман (на лист ватмана заранее приклеить изображение Земли, закрепить на доске).

    Ход занятия:

    1.Организационный момент урока.

    1. дети сидят группами.

    - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне и гостям свои улыбки!

    Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

    - А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, когда ему весело, когда человек добрый…)

    Теперь я вам предлагаю встать в круг. (песня)

    О чем эта песня?

    2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.

    Да ребята улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.(я переворачиваю сердцевину ромашки со словом толерантный)

    - Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

    3. Открытие нового знания.

    Люди на свет

    Рождаются разными:

    Непохожими, своеобразными.

    Чтобы других

    Ты смог понимать,

    Нужно терпенье

    В себе воспитать.

    Нужно с добром

    К людям в дом приходить,

    Дружбу, любовь

    В своем сердце хранить!

    Сейчас мы с вами поиграем в игру. (раздаю конверты, работаем дружно) задача – внимательно посмотреть на фото и разделить на группы.

    Сейчас мы выслушаем мнения все групп. (по возрасту, по полу, по внешним признакам) слайды обобщение.

    Давайте посмотрим какие в чём отличия между людьми .

    Слайд. Пол.

    Слайд. Возраст.

    Слайд. Рост, вес, полнота.

    Слайд. Цвет кожи, глаз, волос.

    Слайд. Здоровье.

    Посмотрите на эти фотографии и скажите – эти люди все одинаковы? (слайд)

    - Но что их объединяет? (То, что мы живём на одной планете).

    – Мы не знаем, где живут эти люди, сколько им лет, какой они национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами. Подумайте и скажите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. ( Доброта, дружелюбие, сострадание, милосердие, отзывчивость, честность, уважение к другим, терпение, внимательность.) – Эти качества можно назвать внутренней красотой. Сейчас мы с вами создадим ромашку, которая будет обозначать толерантного человека.

    Перед вами сердцевина ромашки – это толерантный человек, а лепесточки будут качества человека.

    ромашка открываю, дети читают слова, делаем

    - ребята, как бы вы назвали человека обладающего этими качествами?

    _ а вас можно назвать толерантными? Почему?

    Мы выбрали те качества человека, которые позволяют легко общаться и дружить с ним, и который будет любить вас такими, какие вы есть.

    - Посмотрите, ребята, какая красивая ромашка получилась у нас.

    - Назовём ещё раз качества личности, которые вы считаете самыми важными для человека. (Понимать и ценить друг друга).

    - Если люди будут обладать всеми этими качествами, что же будет на земле?

    (исчезнут войны, ссоры. Люди не будут ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи).

    Умение принимать человека таким, какой он есть, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ (слайд).

    . Динамическая пауза.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.

    6. Творческая проектная работа. «Дружный хоровод»

    - Ребята, вы видите на доске изображение нашей планеты.

    - У вас на партах лежат фигурки человечков. Подпишите своё имя и приклейте фигурку в общий хоровод.

    - Посмотрите, какой большой хоровод получился.

    - Что можно сказать о нашем хороводе?

    Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.

    - Наша планета – это один большой дом. У всех на этой планете есть семья, то есть люди, которые его окружают. Наш класс – это тоже семья.

    Знаете ли вы как называется наша страна? В нашей большой стране живет много людей разных национальностей(перечисляют) и все они живут в мире и согласии.

    А в какой республике мы живем?

    А у нас живут люди разных нац? Уже более 350 лет Бурятия входит в состав России и мы в нашей республике живем в мире и согласии.

    - а кто знает какой праздник будет в начале мая? (это праздник мира и труда и дружбы всех народов на планете).

    7. Итог урока.

    - Как называется качество человека, умеющего принимать другого человека таким, какой он есть? (Толерантность)

    - Какие выводы вы для себя сделали?

    - Должны ли различия между людьми мешать им общаться друг с другом?

    - А что важнее: внешняя красота или внутренняя?

    - Какой же мы сделаем вывод, ребята?

    Мы все разные, но все-таки мы вместе!

    12. Рефлексия.

    - В конце нашего занятия мне бы хотелось ещё раз вам сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни обид. А что же для этого нужно?

    - Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, возьмите одну из ладошек и приклейте к солнышку (круг солнышка приклеиваем в верхний угол листа ватмана). Посмотрите, какое большое и красивое солнышко получилось.

    А теперь в конце нашего занятия я предлагаю вам пригласить гостей в круг и спеть песню!

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

    ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА


    Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

    Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

    Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

    для всего, что не чуждо человеку.

    Жан Жак Руссо

    Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности; способствовать воспитанию черт толерантной личности, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

    Задачи классного часа:

      Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

      Показать на жизненных ситуациях значимость этого понятия.

      Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

      Способствовать формированию представления о толерантном поведении в условиях конфликта.

      Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

    Форма проведения: нравственный классный час.


    Ход классного часа

    Однажды Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы - люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

    У вас на партах лежат опорные конспекты, с которыми вы будете работать в течение классного часа. Все открытия, сделанные вами, останутся вам на память. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    Замечательный русский поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое я хочу вам прочитать:

    Людей неинтересных в мире нет.

    Их судьбы – как истории планет.

    У каждой все особое, свое.

    И нет планет, похожих на нее.

    А если кто-то незаметно жил

    И с этой незаметностью дружил,

    Он интересен был среди людей

    Самой неинтересностью своей.

    У каждого свой тайный личный мир.

    Есть в мире этом самый лучший миг.

    Есть в мире этом самый страшный час,

    Но это все неведомо для нас.

    И если умирает человек,

    С ним умирает первый его снег,

    И первый поцелуй, и первый бой…

    Все это забирает он с собой.

    Да, остаются книги и мосты,

    Машины и художников холсты,

    Да, многому остаться суждено,

    Но что-то ведь уходит все равно!

    Таков закон безжалостной игры:

    Не люди умирают, а миры.

    Людей мы помним, грешных и земных,

    А что мы знаем, в сущности, о них.

    Что мы знаем про братьев, про друзей,

    Что знаем о единственной своей?

    И про отца родного своего мы,

    Зная все, не знаем ничего.

    Уходят люди. Их не возвратить.

    Их тайные миры не возродить.

    И каждый раз мне хочется опять

    От этой невозвратности кричать.

    Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о людях, о судьбах, о внутреннем мире, о том, что все разные).

    Какова основная мысль этого стихотворения? (каждый человек индивидуален, каждый человек – тайна, по-своему интересен, что люди не понимают друг друга и мало знают даже о близких людях).

    Молодцы, вы ответили правильно. Поэт говорил о самоценности, уникальности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название – толерантность. Сегодня на классном часе мы должны разобраться в сущности данного понятия и определить для себя, что представляет из себя толерантная личность.

    Толерантность. Что это? Из каких ключевых слов складывается это понятие? Отметьте в опорном конспекте ваши предположения (30сек).

    Озвучьте ваши ответы (запись на доске). Вот что на данный момент мы с вами знаем о толерантности.

    Немного из истории. 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности и данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлен днем толерантности. В отечественных документах толерантность звучит достаточно устойчиво. Так, в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.

    В переводе с латинского толерантность обозначает «ТЕРПЕНИЕ» (запись на доске и в конспектах)

    Что же обозначает это понятие на разных языках земного шара? (если необходимо, дополните ваши конспекты)

    В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

    Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политически и религиозных взглядов;

    В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

    В китайском - проявление великодушия в отношении других;

    В арабском – прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

    В русском – способность терпеть что-то или кого-то.

    Какое из определений вам импонирует более всего? Что общего в этих определениях? (все определения говорят о том, что толерантность – это уважение другого человека, терпимость по отношению к внутреннему миру другого человека).

    Запишем определение в опорном конспекте: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению (БЭС). Уважение к внутреннему миру другого человека, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

    Любое определение существует для того, чтобы его можно было реализовать в жизни.

    В окружающем нас мире, к сожалению, мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Умение выйти из конфликтной ситуации достойно, зависит от личностных качеств каждого из нас. В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки, в одних ситуациях он поступает правильно, но иногда бывает и наоборот, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы поступать правильно, попробуем разобраться.

    Обратитесь к конспекту и подчеркните качества человека, которые, по-вашему мнению, характерны для толерантной личности. (ответы учащихся)

    Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас?

    Что вы ощущаете, когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас?

    Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью?

    Если вас обидели, должны ли вы в свою очередь обидеть этого человека?

    Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это проявляется в ваших отношениях с окружающими? (обсуждение)

    ВЫВОД: конфликт является естественной частью жизни. У всех из нас время от времени бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.

    ТЕСТ «Конфликтная ли вы личность?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

    Послушайте описания ситуаций и определите, присутствует ли в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ.

      Старшеклассник не пропускает в столовую ученика младших классов, закрывая собой проход.

      Парень и девушка поссорились. Она хочет уйти. Он хватает ее за руку и не отпускает.

      Ученик дерутся на перемене.

      Девочка обзывает свою подругу.

      Трое учеников угрожают младшим школьникам и требуют отдать им деньги.

    (Учащиеся дискутируют, приводят свои примеры, решают, как можно выйти из той или иной ситуации).

    УПРАЖНЕНИЕ «Черты толерантной личности»: дает возможность подросткам оценить степень своей толерантности; сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с групповым представлением.

    (Бланк опросника в опорном конспекте).

    Инструкция: в опроснике перечислены характеристики, свойственные толерантной личности. В колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте «+»напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

    Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно.

    Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» 1 качество (запись на доске).

    Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

    ТРЕНИНГ «Волшебная лавка»: дает участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

    Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомню, что с этими качествами вы только, что встречались, работая конспектом.

    Я выступлю в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

    Ребята в игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни? Сможете ли вы купить или обменять то или иное качество? (надо воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению другим, развивать, заниматься самовоспитание, саморегуляцией, учиться на ошибках)

    УПРАЖНЕНИЕ «Аплодисменты» с целью повышения настроения и самооценки, активизация участников группы.

    Процедура проведения. У частники сидят в кругу.

    А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты». Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.

    Учитель: встаньте те, кто умеет:

    - рисовать;

    - играть на гитаре;

    - танцевать;

    - вышивать;

    - плавать;

    Встаньте те, кто мечтает стать:

    Учителем;

    Юристом;

    Милиционером;

    Визажистом;

    Научиться играть в большой теннис;

    Кто мечтает пригнуть с парашютом.

    Ребята, а что дала вам эта игра? (все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам и мечтам других)

    - По вашим лицам я вижу, что настроение улучшилось, появилась улыбка на лице. Продолжим наше общение. Я предлагаю выйти ко мне 10 человек.

    Ребята, вы можете свободно перемещаться по классу. Когда я скажу «Друг к дружке», остановитесь около того, кто находится ближе к вам, образуются пары, которые выполняют мои задания.

    Итак, начали: «Друг к дружке!». Теперь пожмите друг другу руки, нога к ноге, голова к голове, спина к спине, ухо к уху, затылок к затылку, плечо к плечу, рука к руке, щека к щеке (игра продолжается 3 раза в разных парах)

    (Развитие терпимости к различиям, чувство юмора, доброжелательность, умение владеть собой)

    А сейчас, ребята, я хочу предложить вам проявить себя при выполнении творческого задания и подведении итогов. Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо сформировать крону символического дерева. Наклейте листья с теми чертами, которые присуще толерантной личности.

    Посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?

    Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует? Как же мы можем назвать это дерево? (Толерантность). Верно. Назовем это дерево деревом толерантности. Удалось ли нам с вами сформировать понятие толерантности? Ребята, как вы думаете, нужно ли нам толерантное общество?

    Ответы детей.

    Мне было приятно общаться с вами сегодня. Я рада, что каждый из вас обладает прекрасными человеческими качествами такими, как доброжелательность, внимание, расположенность к другим, умение слушать, любознательность, умение не осуждать мнение других. Я хочу пожелать вам, чтобы в жизни пришлось чаще встречаться с добрыми и отзывчивыми людьми. И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни. Я дарю вам «20 шагов к толерантной личности» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

    Я прошу вас закончить фразу, данную в ваших опорных конспектах (см. КОНСПЕКТ)

    (ответы учащихся)

    Ваши ответы говорят о том, что толерантность необходима в жизни каждого из нас. Спасибо вам за то, что наш разговор состоялся.

    В жизни по-разному можно жить:

    В горе можно и в радости,

    Во время есть и во время пить

    Во время делать гадости.

    А можно просто утром встав,

    Не помышляя о чуде,

    Рукой обнаженной солнце достать

    И подарить его людям.

    «Мы все такие разные »

    Цели:1. Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

    2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей; продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой; развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;

    3. Воспитание чувства коллективизма, сплочённости; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

    Форма проведения : занятие с элементами тренинга, работа в кругу.

      Приветствие.

    Здравствуйте. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

    Ребята, у разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран и поздороваться, как другие народы.

    Игра «Давайте поприветствуем друг друга »

    1.Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);

    2.Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);

    3.Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

    4.Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

    5.Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

    6.Рукопожатие двумя руками называется рукопожатием по-казахски

    7.Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

    8.Потереться носами (Новая Зеландия);

    Все садятся в круг.

      Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

    Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Валюшка, в школе меня звали Валя, а сейчас меня зовут Валентина Искаковна».

    Замечательно! Вот и познакомились!

      Актуализация проблемы. Сейчас мы выполним упражнение.

      Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

      Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

      А теперь оторвите нижний левый уголок.

      Теперь оторвите кусочек в центре.

      Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

    - Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? ( У всех ребят получилось что-то свое.)

    Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

    Люди на свет

    Рождаются разными:

    Непохожими, своеобразными.

    Чтобы других

    Ты смог понимать,

    Нужно терпенье

    В себе воспитать.

    Нужно с добром

    К людям в дом приходить,

    Дружбу, любовь

    В своем сердце хранить!

    Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

    Толерантность – терпимость , способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

    Видео фильм «Что такое толерантность «

    Дети читают стихотворение “Толерантность”.

    1. Что ж такое толерантность?
    Может к бабушке любовь?

    2. А быть может это то, что маме
    Я на день рождения принес?

    3. Понял я, что это – уважение
    К мнению не только своему.

    4. Видеть боль чужую
    Я, по-моему, уже могу.

    5. Дам монетку нищему,
    Пожилому помогу.

    6. Товарища в беде не брошу,
    Злобу в группе я не пущу.

    7. Если ты к друзьям терпим,
    Выслушать любого можешь.

    8. Если нужно, то готов
    Ты всегда прийти на помощь.

    9. Веришь в чудо, доброту.
    Взрослых уважаешь,

    10. Маме с папой не грубишь,
    Младших ты не обижаешь.

    11. Значит, не зря все говорят,
    Что ты толерантен.

    12. Оставайся им всегда и
    Будь еще галантен.

    13. Что такое толерантность?
    Доброта, любовь и смех.

    14. Что такое толерантность?
    Счастье, дружба и успех.

    15. Если каждый друг к другу будет терпим,

    Все вместе (хором):

    Если каждый друг к другу будет терпим,
    То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

    «Толерантны ли вы?»

    Воспитатель .– Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

    Младший брат сломал твою игрушку.

    1. Ты его прощаешь.

    2. Ты ударишь его.

    Ты поссорился со своей сестрой.

    1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться.

    2. Ты обижаешься и мстишь.

    С тобой поступают жестоко.

    1. Ты отвечаешь тем же.

    2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

    Ты спешишь на день рождения к другу, а незнакомая бабушка просит тебя помочь ей перейти через дорогу.

    1. Ты уходишь, объяснив, что очень спешишь.

    2. Ты помогаешь ей.

    Ты недоволен собой.

    1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

    2. Ты все сваливаешь на других.

    Я рада, что все вы в основном поднимали красные кружки.

    Воспитатель ; Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

    Я бы ещё сказала, что ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это умение жить в мире непохожих идей и людей.

    Толерантными могут быть не только люди. Но и герои наших любимых мультфильмов.

    Толерантность в мультфильмах

    Хотите узнать, кто они?

      Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Леопольд)

      Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха)

      Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. (Элли)

      Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)

      Любовь этой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу. (Белль)

      Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (улыбка)

      Ребята, а кто помог Крошке еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться? (мама)

    Мамы самые толерантные люди на земле. Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста.

    Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

    УЧЕНИК: Я прочитаю вам рассказ «Перед вами две дороги, выбирайте»

    «Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

    Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

    Отпусти. Видишь,у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    А нам-то что? Он сам виноват.

    Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

    Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

    Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

    Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

    Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

    Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

    Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

    Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

    У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

    Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

    Вы обязательно найдете себе счастье.»

    Воспитатель (Вопросы к учащимся)

    1.Почему молодой человек отказался помочь?

    2.Как бы вы поступили в этом случае?

    3.Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

    4.Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

    (учащиеся отвечают, приводят примеры из своей жизни)

    Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

    Воспитатель обратите внимание на плакаты:

    Плакаты:

    « Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»

    Золотое правило этики

    « Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других»

    Чжуан-Цзы

    « Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения»

    Восточная мудрость

    « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

    Антуан де Сент -Экзюпери

    Воспитатель : это изречения разных народов и национальностей, разных столетий, но что их объединяет?

    (Ответы учащихся.)

    Воспитатель : Ребята, есть очень хорошая поговорка: «Измени себя, и тогда твое отношение к миру изменится». Конечно, трудно изменить весь мир, уменьшить конфликты, не допускать войн, насилия, жестокости. Но начать надо с себя, с отношения к тем людям, которые окружают тебя.

    А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!

    Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках! Мы все разные, но все-таки мы вместе!

    Упражнение «Ладошки»

    Инструкция: обведите свою ладошку на листе бумаги, подпишите в центре своё имя. Затем, обменяйтесь ладошками друг с другом. На каждом пальчике напишите хорошие качества «хозяина ладошки». Старайтесь не повторяться, пишите лишь те качества, которые являются отличительными признаками этого человека. После того, как все пальчики заполнены, рисунок возвращается к хозяину.

    Обсуждение в кругу: Посмотрите на свои ладошки, отражают ли надписи, истинные качества вашего характера?

    Что вызвало наибольший отклик?

    Что не понравилось?

    Выполнение коллективной работы «Дерево толерантности» .

    Заготовка: нарисованный на ватмане или на доске ствол дерева.

    Свои ладошки дети прикрепляют к дереву с пожеланиями для своих одноклассников.

    Мы все такие разные: здоровые , мудромыслящие , артистичные, пляшущие , звонкоголосые , быстро бегающие , высоко лазающие , дальне прыгающие , застенчивые всегда , готовые прийти на помощь всегда , играющие кто на чем умеет …………….. ну а самое главное, мы оооочень симпатичные и дружные

    Сведения об авторе:
    ФИО: Байжанова Елена Леовна
    Образовательное учреждение: Якорьская средняя школа
    Должность: учитель начальных классов
    Педагогический стаж: 22 года
    Квалификационная категория: I категория

    Классный час

    «Мы такие разные,
    но мы – одна семья»
    (конфликт и пути его решения)

    Классный час
    Тема: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (конфликт и пути его решения)

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Задачи:
    1) познакомить учащихся с понятием «конфликт», «компромисс», знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
    2) способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве, формированию уважительного отношения к людям.
    3) формировать умение анализировать конфликтные ситуации и собственные действия
    4) развитие ответственности за свои поступки
    5) показать значимость взаимопонимания

    Форма работы: групповая, индивидуальная
    Оборудование: слайды, волшебный клубок, предметные картинки для игры, карточки «качества человека», карточки «правила общения», карточки «ситуации», зонтик и маска кошки, «звёзды доброты»
    Ход классного часа
    I Приветствие.
    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем классном часе. Поприветствуйте гостей, подарите им свою улыбку.
    II Введение в замысел. Фаза вызова интереса.
    Давайте вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева»: (звучит музыка – Д Шостакович прелюдия № 5) слайд 1
    Жил-был тролль, злющий презлющий. Он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось в несколько раз, а всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалось на всё лицо. Все ученики тролля рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. слайд 2
    И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде. И вот однажды оно вырвалось у них из рук и разбилось вдребезги. Миллионы его осколков наделали много бед. Разлетелись они по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек с осколком в глазу начинал видеть всё шиворот на выворот или замечать в каждой вещи только дурные стороны. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и оно превращалось в кусок льда.
    Я думаю, что осколки этого зеркала не попали ни кому из вас не в глаз, ни в сердце.
    III Круг радости. Психологический настрой
    У меня в руках волшебный клубочек, который нам поможет создать хоровод дружбы. Передавая его друг другу, мы скажем хорошее о своём соседе. Мы знаем о том, что человек чувствует себя замечательно только тогда, когда слышит хорошее, доброе, приятное. Я начну первая, а вы продолжите. Тот, кому передали клубок, должен встать, сказав добрые слова и передать другому. Затем подойти ко мне.
    Каждый из вас узнал, что-то хорошее о себе. Давайте и мы используем этот положительный совет. Сейчас мы постараемся настроить себя на веселую и добрую волну. А сделаем это с помощью слов. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:
    Я думаю только о хорошем
    Вижу только хорошее
    Слышу только хорошее
    Говорю только хорошее
    Делаю только хорошее
    А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов, сел. В каждом из них живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Таня, Аделина, Оля, Егор, Алишер, Мария, Даниил, Даша, Алена, Данияр, Рустам Женя - очень заботливые. Они любят творить добрые дела. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела. Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.
    Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Добрый и заботливый человек всегда необходим человеку и нужен миру, Вселенной, стране, семье. Давайте запомним это. Хорошо?!
    Когда живется дружно,
    Что может лучше быть!
    И ссориться не нужно,
    И можно всех любить.
    Это сказочная страна называется «Моя семья». (Слайд 3 с фот. класса) Семья – это нет только ваши родители, братья и сёстры, родственники, но и наша школа, класс, где вы проводите большую часть времени. Я думаю, что вы считаете свой класс второй семьёй?! Тема нашего классного часа называется: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (хором) сайд 4
    И хожу только дорогою добра! (все открывают глаза и садяться.)
    IV Сообщение темы классного часа
    V Деление на группы. Игра «Найди себе подобного»
    Но прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами поиграем в игру
    «Найди себе подобного»
    . Я вложу вам в руки рисунок, а вы найдите «себе подобного», объединитесь тройками. Разговаривать при этом нельзя.
    Обращаю внимание детей на то, что один ученик остался.
    Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)
    Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?
    Что бы вы предложили сделать?(ответы детей)
    Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить, несмотря на то, что он «грозовая тучка». Из этой тучки пошел бы дождь, а после дождя мы бы веселились и бегали по лужам.
    Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.
    VI Обсуждение понятия «толерантность»
    А) раскрытие понятия
    Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью.
    Слышали это слово?
    Кто-нибудь знает, что оно обозначает? (ответы детей) – слайд 5
    «толерантность» - это терпимость к иному, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
    Слово толерантность имеет почти одинаковый смысл на различных языках: слайд 6
    В английском – готовность быть терпимым
    В китайском – быть по отношению к другим великолепным
    В арабском – милосердие, терпение, сострадание
    В русском - умение принять человека таким, какой он есть
    В казахском – проявление уважения к ближнему
    16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Слайд 7
    Символом толерантности я выбрала солнце.
    Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).
    Б) Работа в группах.
    У вас на столах написаны качества характера человека
    Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?.
    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
    Милосердие Честность Чуткость Забота
    Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность
    Смелость Злость Раздражительность Жестокость
    Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм

    Какими качествами мы надели толерантного человека? (уч-ся выходят к доске и прикрепляют)
    Какие карточки остались? (называют) Как назвать человека, обладающего этими качествами?
    Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью (на доске появляется слайд 8)
    толерантный. интолерантный
    Милосердие Агрессивность
    Смелость Равнодушие
    Честность Злость
    Терпимость Раздражительность
    Сотрудничество Эгоизм
    Чуткость Жестокость
    Доверие
    Сопереживание
    Забота
    Деликатность
    Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».
    «Нет человека чисто беленького, чисто чёрненького, все люди пёстрые» - говорил
    М. Горький (слайд 9)
    Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

    VII Раскрытия понятия «конфликт» и пути его решения
    А) Сценка. Н. Абрамцева. «Поговорили»
    -Сейчас вашему вниманию представляется сценка «Поговорили»
    Жил-был голубой зонтик. Голубой, голубой. Даже в самую ненастную погоду, а другой погоды зонтик не знал, он казался ярким и веселым. Зонтик очень любил свою работу зонтика. Каким бы сильным ни был дождь, ни одной самой маленькой дождинке не удавалось упасть на хозяйку зонтика. Он не позволял. Вернувшись домой, зонтик любил посушиться, погреться у батареи. А потом его закрывали, прятали в шелковый чехол, и он спал до следующего дождя. Однажды, когда зонтик сушился, к нему подошла кошка. Она долго смотрела на мокрый зонтик. А потом сказала:
    – Странный у тебя вкус. Гулять под дождем... Каждый знает, что нет ничего лучше солнца.
    – Я не просто гуляю, – зонтик покачивался на своих растопыренных спицах, – я провожаю хозяйку. Я не боюсь дождя. А вот это... Как ты сказала? Солнце, что ли? Кто это? Я его не знаю.
    – Как?! – кошка широко раскрыла зеленые с желтыми крапинками глаза. – Как?! Ты не знаешь солнца? – кошка чуть не задохнулась.
    – Нет, – спокойно ответил зонтик, – никогда не встречались.
    – Да ты что! – кошка вытянула шею, задергала хвостом. Она чуть из себя не вылезла.
    – Ты что! Ты куда же смотришь, когда гуляешь?!
    – Ну... – ничуть не смущаясь, принялся объяснять зонтик. – Иногда в луже свое отражение рассматриваю, иногда в небо. – Вот! – обрадовалась кошка. – Вот, вот! Смотришь в небо. А в небе, голубом, голубом...
    – Постой, – перебил ее зонтик, – с чего ты взяла, что небо голубое? Небо серое.
    И поскольку кошка совсем онемела от растерянности, продолжал:
    – Ну, да. Серое. Совсем, как ты.
    – Ты, – зашипела кошка, – что такое! – Она аж закашлялась от возмущения. – Что такое говоришь?! Голубое оно! Голубое! Как ты...
    Оба помолчали. Раздумывали о чем-то. Потом кошка вздохнула и попыталась начать сначала.
    – Так вот, – мягко заговорила она. – В небе живет солнце. Оно знаешь какое?! Оно – Оно такое... Оно... Ну... Светит! – кошка наклонила голову на бок. Она не была уверена, что объяснила понятно. Но, кажется, ошиблась. Зонтик все понял, как мог.
    – Ясно, – кивнул он, – теперь я все понял. Ты только неправильно говоришь. Это называется не солнце, это называется фонарь. А точнее, фонари. Их много, – просто и уверенно сказал зонтик. Так уверенно, что кошка смогла только шепотом ахнуть и, пятясь, уйти. «Странная она, – подумал зонтик – так все перепутать...»
    А кошка сидела на своем коврике и пыталась хоть что-нибудь понять. Может быть, и поняла.
    – Почему зонтик и кошка не нашли понимания?
    – Как вы думаете, почему люди по-разному смотрят на мир вокруг себя?
    – Как бы вы могли помочь им понять друг друга?
    – Стоит ли вступать в спор и добиваться понимания от того, кто тебя не хочет понять?
    - К чему может привести непонимание и неприятие другого человека?(к ссоре, драке, спору, к войне) Одним словом это приводит к конфликту.
    Б) Побеседуем
    Что вы понимаете под словом «конфликт»? Слайд 10
    Конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов, мнений, выраженное в обостренной форме, либо ситуации, в которых двое или несколько человек не могут достичь согласия между собой.
    Слайд 11
    – Из-за чего могут возникать конфликты?
    - Продолжи предложение.
    Конфликты возникают тогда, когда…
    - кто-то берет без разрешения чужие вещи;
    - кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;
    - кто-то кому-то сознательно причиняет боль;
    - кто-то к кому-то пристает;
    - кто-то кого-то дразнит (и т.д.).
    Я обидел человека, люди,
    Нехотя, лениво, без вины…
    Я забыл извечные основы,
    Я не захотел себя сдержать
    И дурное ранящее слово
    В грудь всадил по рукоять.
    – Расскажите, случалось ли так, что вы обижали кого-то из близких и друзей без всякой на то причины?
    – А жалели вы об этом?
    – Бывают ли конфликты в классе?
    – Из-за чего чаще всего в классе возникают конфликты? Как это влияет на общую атмосферу в классе?
    В) Упражнение «Скульптура»
    1. Сядьте на край стула, высоко поднимите голову, выпрямите спину.
    2. Откиньтесь на спинку стула, поднимите голову, закиньте ногу за ногу, скрестите руки на груди.
    3. Встаньте, опустите голову и плечи, сцепите руки за спиной.
    4. Поднимите голову, расправьте плечи, широко расставьте ноги, руки на бедрах.
    - В каких ситуациях вы принимаете эту позу?
    – Что вы хотите этим показать, выразить?
    - Какое впечатление такая поза производит на других? (обратиться к гостям)
    – Расскажите, что чувствует ваше тело?
    – Как вы думаете, чему учит это упражнение? В неестественной позе, без движения человек чувствует напряжение во всем теле. И чем дольше пребывает он в этой позе, тем напряженнее его тело. Конфликт – это тоже неестественное состояние человека. Конфликт приводит к психическому напряжению и стрессу.
    Поэтому лучше не доводить дело до конфликта, а все вопросы решать мирным путем, достойно и по-человечески. То есть прийти к согласию. Ярким примером является эта иллюстрация слайд 12

    – Как же можно разрешить конфликт? (ответы детей)
    - Конфликт можно разрешить как в положительную сторону, так и в отрицательную
    Слайд 13
    – Как вы понимаете выражение – «найти компромисс»?
    – . «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». слайд 14
    Сотрудничество – это участие в каком-либо общем деле.
    Отрицательная сторона конфликта - слайд 15
    Д) Работа в группах. Разбор конфликтных ситуаций слайды 17-19
    Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).
    Учитель:
    – Прочитайте предложенную вам ситуацию.
    – Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.
    Варианты конфликтных ситуаций:
    Ситуация № 1.
    Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
    Ситуация № 2.
    В классе принято дарить подарки на день рождения? Вы получаете подарок от одноклассника, который вас недавно обидел и не нравится вам. Как вы поступите?
    Ситуация № 3.
    Одноклассник взял вашу ручку (другую вещь) без разрешения. Как вы поступите?
    Ситуация № 4
    На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.
    .Это очередной раз доказывает, что в различных ситуациях мы ведём себя по- разному. Но в любой ситуации нужно находить компромисс, решать мирным путём, быть толерантным и не доводить до конфликта.
    VIII Правила общения.
    Учащиеся по группам разрабатывают правила общения. Затем зачитывают. А после на доске появляются правила составленные учителем.
    Правила общения: слайд 20
    1. Будьте спокойны и выдержанны.
    2. Уважайте других и себя самого.
    3. Учитесь слушать и понимать.
    4. Не перебивайте.
    5. Не оскорбляйте, не обзывайте, не обманывайте.
    6. Если что-то не поняли, уточните, задайте вопрос.
    7. В спорных случаях попросите кого-нибудь вас рассудить.
    8. Приложите усилие, чтобы устранить разногласия.
    9. Анализируйте свои поступки. Учитесь признавать свои ошибки.
    Общение – это основа разрешения конфликта слайд 21
    Помни правило высокой культуры:
    слайд 22
    Стихи
    1.
    Что ж такое толерантность?
    Может к бабушке любовь?
    2.
    А быть может это то, что маме
    Я на день рождения принес?
    3.
    Понял я, что это – уважение
    К мнению не только своему.
    4.
    Видеть боль чужую
    Я, по-моему, уже могу.
    5.
    Дам монетку нищему,
    Пожилому помогу.
    6.
    Товарища в беде не брошу,
    Злобу в класс я не пущу.
    7.
    Если ты к друзьям терпим,
    Выслушать любого можешь.
    8.
    Если нужно, то готов
    Ты всегда прийти на помощь.
    9.
    Веришь в чудо, доброту.
    Взрослых уважаешь,
    10.
    Маме с папой не грубишь,
    Младших ты не обижаешь.
    11.
    Значит, не зря все говорят,
    Что ты толерантен.
    12.
    Оставайся им всегда и
    Будь еще галантен.
    13.
    Что такое толерантность?
    Доброта, любовь и смех.
    14.
    Что такое толерантность?
    Счастье, дружба и успех.
    15.
    Если каждый друг к другу будет терпим,
    То вместе мы сделаем толерантным наш мир
    IX Рефлексия
    А) Не забывайте подарить добро
    Соседям, родственнику, другу.
    Оно, как истинное волшебство,
    Всегда вернется к вам по кругу.
    Б) Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.
    Я хочу прочитать вам стихотворение, строчки, которого меня очень тронули.
    (Читаю наизусть)
    Подойди, загляни в глаза
    И плечо его тихо тронь.
    На щеке у него слеза
    И обиды в душе огонь.
    Его боль раздели на двоих,
    Помоги ему, он – твой друг.
    На ладонь положи звезду
    И звезду эту другу дай.
    Пусть она его вместе с тобой
    Поведет в прекрасную даль.
    Тепло, доброту мы можем подарить друг другу находясь здесь в классе
    Потому что: Мы такие разные, но мы – одна семья (хором) слайд 23

    Поделитесь звездой гостями, которые пришли к нам на занятие. Напиши доброе пожелание им.
    (звучит фонограмма песни К. Орбакайте «Мир, в котором я живу», учащиеся дарят звёзды доброты гостям и выходят в центр класса)
    Кристина Орбакайте.
    1. Мир, в котором я живу,
    Называется мечтой.
    Хочешь, я тебя с собой возьму,
    А хочешь, поделюсь с тобой?
    Припев:
    Я подарю тебе любовь
    Я научу тебя смеяться. 2 раза
    Ты забудешь про печаль и боль,
    Ты будешь в облаках купаться.
    2. Смотри, разноцветный дождь,
    Поёт вдохновенно ветер.
    Ты не заметил, что по радуге идёшь,
    Мой мир – как он красив и светел.
    X Итог
    - Благодарю всех за активное участие, а гостей за внимание! Наш классный час на этом окончен.
    Слайд 24



    Похожие статьи