• Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании

    21.06.2019

    Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми. В каждом конкретном случае воспитание может способствовать их выявлению и развитию или же, напротив, сглаживать; при этом индивидуальная устойчивость к такому сглаживающему влиянию различна: одни мальчики вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют типичные для мужского пола черты другие же поддаются этим воздействиям, и поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их сверстниц. Следует учитывать также и относительный характер половых психологических особенностей: общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и полностью перекрывают специфически половые особенности; поэтому можно говорить лить о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола, причем это преобладание подразумевает, во-первых, большую частоту какого-либо свойства у представителей определенного пола и, во-вторых, большую его выраженность при наличии такого свойства у представителей обоего пола .

    По мнению Галагузовой М.А., мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки. Известно, что говорить они начинают в среднем на 2 - 4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в школе они как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее.

    Характерно, что девушки, например, чувствуют себя в обращении с юношами более свободно, чем юноши с девушками. В любом возрасте представители женского пола более склочны, обращаться к авторитетам в определении своей позиции, при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения. Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо поручения. Видимо, поэтому педагоги (в большинстве своем жен-шины) более, охотно дают поручения девочками недооценивают возможностей мальчиков в выполнении таких поручений. И нередко совершенно удивительным и неожиданным для них является способность мальчиков серьезно отнестись к делу, проявить активность и самостоятельность; характерно, что последнее нередко обнаруживается именно во внешкольных делах - например, в походе, куда отправляется класс. Именно здесь выясняется, что мальчики могут быть и серьезными, и деловыми, и активными и в данной ситуации явно продуктивнее девочек. Частично это связано с тем что сама школьная деятельность по своему характеру ближе к привычной дома деятельности девочек, чем мальчиков и с тем, что последние всегда склонны к более неожиданным и выходящим за привычные рамки делам, которые девочек напротив, нередко настораживают .

    Если юноши в общении ориентируются преимущественно на сверстниц, то девушки в значительной их части - на более старших представителей мужского пола (студенты, военнослужащие и т.д.). Как отмечает , на вопрос: «Какого возраста друга вы бы предпочли?» - юноши отдают предпочтение сверстнику (до 80% ответов), реже старшему (до 20%) и очень редко - младшему. У девушек на первом месте тоже находятся сверстницы (до 50 - 60%), но они очень часто отдают предпочтение старшим (до 40 - 50%) и не выбирают никого моложе себя. Вместе с тем именно лица женского пола склонны к попечительской деятельности, они более охотно наставляют, опекают младших детей, ухаживают за ними и т.д.

    Интересы и склонности представителей мужского пола часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порою далекие от того, что могло бы входить в прямые обязанности мальчика, подростка, юноши. Отсюда более выраженная у мужского пола склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется. Если в центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия - взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления. С этим связаны лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека. Не случайно девочки в 3 - 4 раза чаще, чем мальчики, ведут дневник .

    Лисина М.И. считает, что различия в интересах и склонностях определяют некоторые важные преимущества мужского пола большую широту мышления, более широкий кругозор, "лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений, большую объективность обобщения и вместе с тем важные недостатки - меньшую бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного .

    Заметны различия в восприятии времени и пространства Представителей женского пола больше привлекает то, что расположено непосредственно около человека - дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться, т.е. все непосредственно взаимосвязанное; представителей же мужского пола, независимо от непосредственной необходимости, от повседневных дел, часто интересуют предметы и явления удаленные, никак не связанные между собой. Внимание представителей женского пола не распределяется столь широко, зато в пределах воспринимаемого все отражается в сознании более тщательно и детально. Поэтому в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения и т.д.) мальчики, подростки юноши держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите - узнать, как пройти или проехать куда-либо, где находится тот или иной объект и т.д., лучше спрашивать у мальчиков: их объяснения всегда более полезны, а нередко и более толковы, чем объяснения взрослых .

    Однако лица женского пола нередко увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связанных с общением. Если же объект, местность, предмет в целом достаточно известен и мальчикам, и девочкам, то последние лучше его знают. Не случайно они в среднем лучше пишут изложения и сочинения: у них больше связности и описательности, больше внимания к деталям, хотя и не больше фантазии. В восприятии самого течения времени представители женского пола уступают мужскому, что, правда, не всегда заметно в связи с более ответственным, в среднем, их отношением к своим обязанностям.

    Характерна большая рискованность, «размашистость» поведения, большая подвижность и непоседливость мальчиков, подростков, юношей в сравнении с их сверстницами. Правда, нередко это мирно сосуществует с большей инертностью некоторой части представителей мужского пола в быту, в семейных делах. Видимо, последнее связано с особенностями воспитания и отношением к этим делам. Как справедливо отмечает Аверин В.А., мужчины в отличие от женщин, вся жизнь которых загружена постоянным кропотливым трудом, мужчинам всегда было свойственно резко сменять сверхактивную деятельность пассивным времяпрепровождением, опасность которого особенно велика в паши дни". Заметим, однако, что многие женщины и рады бы отдохнуть, да некогда, а мужчины имеют возможность такой отдых себе позволить .

    Все эти особенности психологии мальчиков, подростков, юношей в различных ситуациях определяют существенные различия в поведении их в сравнении со сверстницами. Особенно отчетливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с девочками проявляется в младших классах. Они больше отвлекаются от уроков, и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков проходится заставлять их делать . Девочки в среднем аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее. Даже если вообще мальчик соображает не хуже, а лучше девочки, заставить его соображать именно на уроке труднее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах. Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы, аккуратно складывать одежду и ставить обувь. Мальчики значительно меньше, чем девочки, обращают внимание на свою одежду, кроме лишь тех случаев, когда особенности предлагаемой одежды как-то затрагивают их представления о том, как должен одеваться мальчик (в отличие от девочки), - здесь может быть сильный протест, а то, что одежда грязная или порванная, их интересует и затрагивает меньше, чем девочек.

    Психологические различия мальчиков и девочек находят отчетливое выражение в качестве причин неуспеваемости. Как отмечает Никольская И. М., среди причин неуспеваемости у девочек во всех классах больший процент занимает слабое здоровье (т.е. причина объективная и уважительная), тогда как неуспеваемость, связанная с пробелами в навыках учебного труда, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности, у мальчиков наблюдается чаше, чем у девочек, причем во всех возрастах. В целом комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности является причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще, чем у девочек. Не случайно также, что в среднем (во многим странам) среди неуспевающих школьников значительно преобладают мальчики.

    При этом в начальных классах основной трудностью обучения мальчиков является именно их незрелое отношение к учению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учи теля и родителей, забывают, что им задано, или не придают этому значения, и родителям приходится за них узнавать о домашних заданиях. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя как дети более младшего возраста. Ведь известно, каким бы умным и способным ни был маленький ребенок, много от него требовать нельзя просто вследствие его возрастной незрелости, а фактически в I - III классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте .

    Наряду с этим у мальчиков отсутствуют и должные навыки труда, а также не развиты качества, необходимые для успешного его осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой вид психической деятельности труден для них, если он требует сознательного проявления активности, усилий над собой. Интересно вместе с тем, что любой свой успех они больше, чем девочки, склонны переоценивать: если что-то получается, очи готовы заявлять, что это легко и просто, то же, что не получается, представляется им слишком трудным и сложным: в этом проявляется недостаточная их критичность. У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в настроении - от излишней уверенности в себе к потере этой уверенности, хотя в целом в сравнении с девочками они склонны переоценивать себя. В случае неправильного воспитания это может самым незаконным образом сочетаться и с чувством превосходства по отношению к девочкам; это чувство характерно именно для наименее зрелых представителей мужского пола, тех, кто сам далек от норм поведения своего пола.

    В учебной деятельности в полной мере находят проявления различия в интересах и склонностях представителей мужского и женского пола. В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. Мальчики имеют преимущество в знании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. Словарный запас у мальчиков обычно шире, особенно за счет более отдаленных предметов и более общих понятий . В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки (и женщины в целом) более склонны к предметно-оценочной речи. Среди хорошо успевающих в математике больше мальчиков, чем девочек; среди хорошо успевающих в литературе и иностранных языках больше девочек, чем мальчиков. Видимо, сам характер предметов гуманитарного плана больше отвечает склонностям и характеру мышления девочек, тогда как четкий, более схематичный и абстрактный характер предметов физико-математического цикла - склонностям и характеру мышления мальчиков. В свободное время мальчики более склонны заниматься спортом, уделяют время подвижным играм, тогда как девочки - чтению, занятию музыкой и т.д. Собирать коллекции чего-либо в целом мальчики склонны больше девочек, однако успешность этого занятия может быть практически одинаковой: девочек выручает большая аккуратность, мальчиков - лучшая систематичность .

    В отношении мальчиков и девочек к товарищам и учителям существенных различий нет. В младших классах как для тех, так и для других наибольшим авторитетом является учитель. В подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение товарищей, внутриклассные отношения. При этом девочки более склонны к критическим высказываниям в адрес учителей и товарищей, к жалобам на что-либо, однако это имеет скорее характер единичной реакции на какое-либо конкретное событие, редко обобщается и в целом не отражает отрицательного отношения к общешкольным и внутриклассным делам. Напротив, мальчики менее склонны к оценке каких либо событий и их высказывания сопровождаются меньшей эмоциональной реакцией. Тем не менее, в ряде случаев именно у мальчиков может складываться довольно устойчивая система отрицательного отношения к школе .

    Существенным недостатком школьников обоего пола является неумение организовывать совместную деятельность. Частично это связано с индифферентным в смысле половой принадлежности школьников характером учебно-воспитательного процесса, от чего, несомненно, страдает качество и обучения, и воспитания. Видимо, следует более полно использовать возможности внеклассной работы для воспитания навыков совместной деятельности школьников обоего пола. Другой причиной неумения школьников обоего пола организовывать совместную деятельность являетсяих настороженное отношение друг к другу, как правило, инициируемое взрослыми.Когда же на смену настороженности, а в определенный период и некоторой отчужденности между мальчиками и девочками приходит все более нарастающий взаимный интерес, их взаимная активность не находит правильных путей, так как к этому нарастанию взаимного интереса они не подготовлены предшествующим воспитанием. В результате многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь с довольно смутными представлениями о характере общественно полезного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами, с неумением организовывать совместную деятельность с представителями другого пола, испытывают большие трудности в общении с ними.

    Воспитание мальчиков является в школе, в общем, более трудной задачей для учителей, не только лишь потому, что среди последних абсолютное большинство составляют женщины, но и в связи с указанными выше психологическими особенностями мужского пола. В целом можно сказать, что с воспитанием представителей мужского пола школа в настоящее время справляется хуже, чем воспитанием женского. Не случайно в успеваемости мальчики в среднем уступают своим сверстницам, среди них в большей степени распространены вредные привычки (курение, употребление алкоголя, нецензурная брань), ими чаще совершаются правонарушения. Поэтому знание психологических половых особенностей и учет их в практической деятельности необходимы каждому, кто заинтересован в полноценном воспитании подрастающего поколения. И трудности, связанные с воспитанием школьников мужского пола, никак не могут оправдать имеющиеся здесь недостатки .

    Таким образом, воспитание способствует выявлению и развитию общения и взаимоотношения: одни мальчики вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют типичные для мужского пола черты, другие же поддаются этим воздействиям, и поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их сверстниц. В целом можно сказать, что с воспитанием представителей мужского пола школа в настоящее время справляется хуже, чем воспитанием женского. Большим минусов является, то, что в этом возрасте проявляется неумение организовывать совместную деятельность, но решение этой проблемы в основном зависит от классного руководителя или учителя, который правильно сможет организовать совместную деятельность.

    Особенности развития мальчиков и девочек

    В биологическом смысле мальчики, поступающие в школу, моложе девочек. Рождаясь, мальчики на 3–4 недели менее зрелые, чем девочки. К пубертатному периоду расхождение в «зрелости» 2–3 года. В первом классе мальчики хуже адаптируются к школе. У них хуже по сравнению с девочками развита тонкая моторика руки. Почерк у мальчиков неровный, некрасивый, размашистый, оригинальный. В речевых навыках мальчики тоже уступают девочкам, но если нужно проявить новаторство, например, решить кроссворд, найти словесные ассоциации, то мальчики справляются с этим лучше. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, оценить мальчика можно только с себе подобным или с собой предыдущим.

    Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса (модуляцию, интонацию), зато быстрее воспринимают и осмысляют любую информацию о действиях (глагольные формы). Если мальчики задают вопрос, то только затем, в отличие от девочек, чтобы получить конкретный ответ. Сигналы об этих особенностях мальчики подают репликами «Короче!», «Что конкретно?» Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с ранее имеющейся и воспринимают ее аналитически. У мальчиков хорошо формируются в мозгу связи между знаками, словами и образами и создаются однозначные, в отличие от девочек, контексты. У мальчиков, по сравнению с девочками, более активно работает передний мозг (лобные доли), который отвечает за смыслообразование, и, следовательно, мышление мальчиков более творческое, что способствует повышению самореализации (Хризман Т.П., Еремеева В.Д.).

    Мозг мальчиков активно реагирует в первые минуты эмоционального воздействия, причем избирательно. Включаются те отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков. Потом происходит «блокировка» и мальчик перестает слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция. К концу 7–10 лет утомляемость у мальчиков к концу учебного года выше, чем у девочек. Однако при раздельном обучении пик усталости приходится на февраль-март, а потом постепенно открывается «второе дыхание».

    Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку деятельности и поведения, готовы перестроиться, если нужно, но только тогда, когда взрослые доброжелательны и спокойны. Если взрослые подавляют, подчиняют мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает мозг и психику мальчика. Если мальчиков похвалить, то у них возникает побуждение сделать еще что-то и даже лучше. Для мальчиков принципиально важно, что оценивают в их деятельности, а не как. При этом хвалить мальчика лучше не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц. Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем - женщиной резко снижает его рейтинг в группе сверстников, так как собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы, поскольку считают себя носителями существующей в их понятии особенностей своего пола. Мальчики более возбудимы, несдержанны, раздражительны, агрессивны, демонстративны. Но боле откровенны и искренни, чем девочки, однако более «неудобны» для взрослых. Мальчики в основном активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют. Мальчики охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе, но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании и изучении нового. Мальчики испытывают колоссальную потребность в активном движении, которая стимулирует развитие всех высших психических функций. В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически лишь при групповом общении и никогда наедине. Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказываю мальчиков, теряя тем самым авторитет в глазах и тех и других.

    Девочки к моменту поступления в школу вполне соответствует образу положительного ученика. Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят. При эмоционально окрашенной информации у девочек усиливается внимание и осмысление. Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении ее с ранее имеющейся. У девочек формируются многозначные, более художественные контексты. Объем кратковременной памяти у девочек выше, чем у мальчиков.

    Для девочек важно кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласкова укажут на недоработку, и может огорчиться, если сухо произнесут: «Ивановой - четыре». Если девочку похвалить за сделанную работу, то она может перестать стараться, успокаивается, удовлетворяется хорошим отношением. Поэтому, похваливая, нужно побуждать девочку к дальнейшим действиям. Девочки предпочитают общаться с людьми отзывчивыми, эмоциональными, боязливыми. Когда взрослые хвалят девочек, они не теряют расположения сверстниц. Однако, в классах раздельного обучения наблюдается такое явление, как соперничество среди девочек в борьбе за «любовь» учителя и лидерское положение в классе. Девочки склочничают, сплетничают до тех пор, пока не переключаются на заботу о младших.

    Уже с 1 класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». «Ах, эти мальчишки, они все - дураки, на них нельзя положиться…». И действительно, обычно девочки, как более успешные, исполнительные и ответственные, занимают «руководящие» посты в школе и в классе. Но воспитатели и учителя должны понимать, что это может плохо отразиться на семейной жизни девочек в будущем.

    Девочки жаждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: громкий смех, подтрунивания, издевки и т.д. Иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит только одно - женская потребность понравиться, быть замеченной. Забота учителей и родителей о том, чтобы помочь увидеть девочке, в чем она особенная и как это достойно можно показать значимым лицам.

    На основе психолого-педагогических наблюдений и их анализа специалисты считают, что : создание мотивации у девочек достигается только эмоциональным путем, т.к. физиологически доминантным у них является правое полушарие. Поступление информации для анализа и присвоения в левое полушарие достигается при наличии устойчивых позитивных эмоций, обеспечиваемых постоянных переходом от эмоциональной фазы к информативной. Предоставление новой информации в связи с этим должно быть в более медленном, размеренном темпе, т.к. усвоение информации обеспечивается другими физиологическими механизмами, нежели у мальчиков. Обратная связь достигается путем многократного повторения типовых заданий для обеспечения устойчивого усвоения информации, что позволяет легко манипулировать полученными знаниями. Одновременно такая легкость манипулирования снимает личную тревожность, которая тормозит «проход» информации в левое полушарие. При этом построение учебного процесса должно идти по принципу перехода от наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Для девочек более значимой является оценка взрослого.

    Из-за большой эмоциональной лабильности (неустойчивости) девочек по сравнению с мальчиками соревновательные элементы желательно использовать как можно реже. Полезно актуализировать естественные возможности девочек к терпению, соучастию. Девочкам не следует частым и продолжительным включением соревновательных элементов создавать агрессивное, стрессовое напряжение, не естественное для женского организма. Работа в коллективе (коллективные формы обучения) у девочек должны побуждать не соревновательность, а сочувствие к слабому, побуждать к родительскому поведению по отношению к тем, кто слабее.

    Особенности организации воспитательного процесса в классе мальчиков и девочек

    Внешняя атрибутика, подготовка деталей.

    Не является значимой, доминирует внимание к действию и конечному результату.

    Важная часть деятельности, тщательная разработка деталей.

    Соблюдение установленных правил

    Игнорирование формальных правил и принятие технологии действия.

    Добровольное принятие установленных правил и пристальное внимание к их соблюдению другими.

    Самостоятельность и инициатива

    Порой в ущерб результату

    В присутствии взрослого - сознательное ограничение самостоятельности и инициативы, особое проявление этих качеств в общении с младшими.

    Воспитание

    Мальчиков

    Девочек

    Эффективные методы воздействия

    Деятельностная

    Вербальная (подражание, ориентация на образец)

    Способы воздействия

    Через сверстников

    Через старших

    Приоритетные виды деятельности

    Конструирование, абстрагирование от окружающей среды, моделирование деятелъностной ситуации, техническое творчество, решение логических задач, освоение устройства мира вещей и явлений, спорт

    Ролевые игры, творчество, изобразительное, литературное, художественно-прикладное. Самообслуживание, участие в ведении хозяйства.

    Средства воспитания

    Книги, общение со сверстниками, аудиовизуальные формы культуры

    Общение с близкими, родственниками, сверстниками.

    Программа воспитательной деятельности

    «Вместе весело шагать»

    Основной идеей совместной воспитательной деятельности является раздельно-параллельное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Программа разработана с учетом особенностей пола, возраста и особенностей организации учебного и воспитательного процессов.

    Цель программы: создание условий для развития и позитивного общения мальчиков и девочек, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

    задачи :

      организовать жизнедеятельность класса мальчиков и класса девочек с учетом раздельно – параллельного обучения в соответствии с нормами нравственности;

      создать условия для развития возможностей каждого мальчика и каждой девочки;

      способствовать развитию традиций классных коллективов и традиций совместной деятельности мальчиков и девочек;

      обеспечить активное участие мальчиков и девочек в жизни школы, города;

      укрепить содружество мальчиков и девочек, педагогов и родителей.

      Постановка проблемы и условия разработки программы.

    Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

    В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

      Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

      Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

      Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

      Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, трудолюбия.

    Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

    Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной и коррекционной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

    Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

    Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

    С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

    Условия успешной реализации программы

    Основным условием успешной реализации программы является чётко организованное, устойчивое взаимодействие классных коллективов.

    В этом взаимодействии выстраивается цепочка:

    классный руководитель – учащиеся – родители – друзья класса

    Классный руководитель является основным организатором взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. В процессе развития демократического уклада школьной жизни очень важным является создание и развитие органов самоуправления – ученического и родительского.

    Ученики являются участниками образовательного процесса, активными участниками в проведении классных и щкольных мероприятий, участвуют в работе органов самоуправления.

    Родители являются помощниками классного руководителя в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий.

    Друзья класса являются помощниками и деловыми партнерами в воспитательном процессе, проводят совместные мероприятия на сближение классных коллективов.

    Прогнозируемый результат реализации программы

    Для класса мальчиков:

      мальчики обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолеть трудности во взаимоотношениях с девочками;

      мальчики овладевают навыками самостоятельной организации своей деятельности;

    Для класса девочек:

      девочки обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолеть трудности во взаимоотношениях с мальчиками;

      формируется стабильный положительный настрой к активной познавательной активности;

      девочки овладевают навыками самостоятельной организации своей деятельности;

      формируется сплоченный дружный коллектив к концу 4 класса, со своими устоявшимися традициями.

    Вместе:

      освоение детьми альтернативных позиций в коллективной деятельности;

      создание условий для создания творческих групп младших школьников и их взаимодействия с активом школьников среднего и старшего возраста.

    Направления работы

    Для реализации данной программы были выбраны следующие направления:

      учебный труд

      здоровье

      толерантность

      адаптация

      совместные мероприятия

      семья

    Основные задачи каждого направления:

    Учебный труд

    Задачи:

      формирование у мальчиков и девочек ценностного отношения к труду; развитие мотивации детей к самореализации;

      обеспечение условий для получения детьми дополнительного образования в соответствии с их интересами;

      формирование навыков самоорганизации в учебной и внеурочной деятельности, планирования собственной деятельности, прогнозирования результата деятельности; выбора средств достижения цели, оценки результатов деятельности.

    Здоровье

    Задачи:

      формирование у мальчиков и девочек ценностного отношения к здоровью, физическому развитию, знаний о возможностях человеческого организма и условиях их развития;

      предоставление детям позитивных моделей здоровьесберегающего поведения и физической культуры посредством ознакомления с различными видами спорта;

      создание условий для укрепления социального здоровья детей;

      формирование у мальчиков и девочек навыков здоровьесбережения и личной гигиены;

      создание условий для реализации детьми возможности для творческой самореализации в спортивно – оздоровительной работе.

    Толерантность

    Задачи:

      способствовать созданию благоприятного микроклимата в классных коллективах;

      учить строить межличностные отношения;

      формировать отзывчивость, чуткость, уважительное отношение к старшим, родителям, учителю;

      формирование бережного отношения к природе.

    Адаптация

    Задачи:

      организация опыта гуманистических взаимоотношений в классных коллективах, способствующего предотвращению и преодолению конфликтных ситуаций и межличностном общении;

      создание условий для успешной адаптации мальчиков и девочек в новой учебной обстановке.

    Совместные мероприятия

    Задачи:

      формирование у мальчиков и девочек коммуникативных умений и навыков в процессе проведения совместных игровых и внеклассных мероприятий;

      расширение опыта ролевого взаимодействия между детьми в ходе сюжетно – ролевых игр, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

    Семья

    Задачи:

    1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

    2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

    3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

    4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

    Перспективный план воспитательной работы

    Учебный труд

    Диагностика «Изучение мотивации учения учащихся класса»

    Организация и контроль за ведением портфолио ученика – отслеживание результатов достижений каждого ученика

    Организация подготовки и участие в предметных олимпиадах и НПК

    Участие в международных конкурсах «Эму»

      Беседа «Я стал учеником»

      Оформление стенда «Классный уголок»

      Деловая игра «Общаемся и учимся вместе»

      Классный час «В гости к нам пришел портфель»

      Викторина « Хочу все знать»

      Тренинг «Как стать вниматель-нее и наблюдательнее»

      Викторина, игра, конкурс «Книга – лучший друг»

      Психодиагностика «Что тебе нравится в школе»

      Беседа «Учимся мыслить»

      Час – игра «Путешествие по королевству любимых предметов»

      Классный час «В школу с радостью»

      Викторина «Занимательный русский язык»

      Беседа – игра «Весна в красках, музыке»

      Беседа «В научном городе»

      Викторина «Мир чтения»

      Час – игра «Путешествие в страну Математику»

      Беседа «Времена года в музыке, живописи,

    литературе»

    6. Игра – путешествие «Солнце и звезды»

    7. Викторина «Мой любимый писатель»

    8. КВН «Занимательный урок знаний»

    9. Беседа «Жизнь людей в архитектуре и скульптуре»

    Здоровье

    Ознакомление с листком здоровья учащихся

    Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения

    Сотрудничество с психологической службой с целью формирования у учащихся умений саморегуляции самовоспитания

    Организация и участие учащихся в Днях здоровья.

    Участие в неделе «Правильное питание»

    Проведение физкультминуток на каждом уроке

      Классный час «Что такое здоровье?»

      Беседа «Наш режим дня»

      Путешествие в страну Здоровья

      Психогимнастика «Учимся отдыхать»

      Беседа «В единстве с природой»

    7. Беседа «Зачем нужны витамины и прививки?»

    8. Классный час «Как и чем мы питаемся?»

    9. Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух»

    7. Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

    8. Агитбригада «Полезные и вредные привычки»

    9. Устный журнал «Расти здоровым»

    10. Классный час «История олимпийских игр»

    7. Беседа «Наше настроение и здоровье»

    8. Классный час «Спорт в моей семье»

    9. Беседа «Экстремальные виды спорта. Что вы о них знаете?»

    10. Классный час «Я – мальчик, я – девочка»

    Толерантность

    Организация и проведение совместных праздников

    Участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты»

    Организация и проведение Дня именинника

    Создание классного фотоальбома

    Праздник «Дорогие бабушки и мамы»

    Праздник «День защитников Отечества»

    Участие в школьном празднике «За честь школы.»

      Классный час “порадовать близких – это просто!»

      Беседа «Доброе слово – что ясный день»

      Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны»

      Дискуссия «Можно и не ссорится»

      Классный час «Дружба – чудесное слово»

      Сюжетно – ролевая игра «Товарищ попал в беду»

    8. Классный час «Я и моя семья»

    9. Беседа «К тебе пришли гости»

    10. Классный час «Уважай старших»

    11. Праздник «Да здравствует вежливость!»

    12. Беседа «Дисциплинированное поведение дома, в общественных местах»

    8. Классный час «Еже ли вы вежливы»

    9. Беседа «поговорим о доброте»

    10. Викторина «Дружбой крепкой дорожить»

    11. Экскурсия в парк «Зачем любить и охранять природу?»

    8. Классный час «Существует ли дружба между мальчиками и девочками?»

    9. Ролевая игра «Я – настоящий друг»

    10. Дискуссия « Моё имя»

    Адаптация

    Праздник Знаний

    Изучение личных дел учащихся

    Совместная работа с учителями предметниками

    Изучение индивидуальных особенностей каждого ученика (ученицы)

    Диагностирование уровня комфортности учащихся в школе

    6. Беседа «Давайте познакомимся. Твое имя, имя твоего соседа»

    7. Коллективное дело «Адаптация детей к обучению в школе»

    8. Экскурсия по школе и беседа «Правила поведения в школе»

    9. Коллективная работа «Наша дружная семья»

      Беседа «Наши поручения»

      Деловая игра «Коллективные дела класса, какое участие в них ты принимаешь?»

      Диагностика «Мое отношение к школе»

      Классное собрание «Какое поручение мне больше всего нравится»

      Классный час «вместе весело живется»

      Классный час «Наш класс в жизни школы»

    6.Классный час «Мы на год стали взрослее»

    7. Тренинг «Мы переходим в 5 – ый класс»

    8. Классный час «Наш самый дружный в школе класс»

    Совместные мероприятия

    1. Классный час « Вместе весело шагать!»

    3. Праздник «Осенины»

    4. День здоровья.

    5. Праздник «Новый год»

    6. «День защитника Отечества» (конкурсная программа для мальчиков)

    8. День Победы

    9.Праздник « Прощание с азбукой»

    10.Конкурс « Всё о птицах»

    11. Акция « Кормушки для птиц»

    14.Праздник «До свидания 1 – ый класс!»

    9.Викторина «Животные, которые нас окружают»

    10.Изготовление поздравительной открытки к Юбилею школы

    11.Праздник «Прощание со 2 – ым классом»

    9. Викторина «Хлеб – всему голова»

    10. Праздник «Вот и позади 3 –ий класс»

    8. Беседа «Впереди 5 класс»

    10. Праздник «Мы переходим в 5 – ый класс»

    Ожидаемые результаты:

      Создание сплочённого классного коллектива

      Повышение качества обучения учащихся.

      Развитие интереса к изучаемым предметам.

      Снижение уровня заболеваемости детей

      Формирование здорового образа жизни в семье

      Формирование культуры личности ребёнка

      Сплочение родителей и детей.

      Развитие индивидуальности учащихся.

      Развитие самостоятельности.

    Работа с родителями

    Включение родителей в реализацию

    воспитательной программы

    Психолого – педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

      индивидуальные и тематические консультации;

      родительские собрания;

      родительский комитет;

    Вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

      помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

      организации экскурсии и туристических походов;

    Основные моменты деятельности классного руководителя:

    Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

    Сотрудничество с психологом и социальным педагогом школы, организующим консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

    Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

    Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

    Тематика родительских собраний

    2 класс

    «Наши первые отметки»

    3 класс

    «Мы все вместе»

    4 класс «Мы переходим в 5 – ый класс»

    1. Организационное собрание. В семье ребёнок – первоклассник. (сентябрь)

    2 . Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья. (ноябрь)

    3 . Период адаптации первоклассника к условиям школы. (декабрь)

    4. Роль книги в развитии интеллектуаль-ных умений ребёнка (март)

    5.. Итоговое родительское собрание «Подведем итоги первого года обучения» (май)

    1. Организацион-ное собрание. Вот и стали мы на год взрослее!

    (сентябрь)

    2. . Первые школьные отметки. (ноябрь)

    3. Выполнение домашних заданий. (январь)

    4. Детская агрессия (март)

    5 . Совместное итоговое собрание с детьми «Мы переходим в 3 – ий класс» (май)

    1 . Организационное собрание. Знания, умения и навыки третьеклассников. (сентябрь)

    2 . Дети и компьютер. (ноябрь)

    3 Поощрение и наказание детей в семье. (январь)

    4. Гиперактивный ребёнок в семье (март)

    5 . Итоговое собрание «Поймём друг друга» (май)

      Организационное собрание «Мы перешли в 4 – ый класс» (сентябрь)

      Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать о половом воспитании. (ноябрь)

      Телевидение в жизни младшего школьника. (январь)

      Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. (март)

      Итоговое родительское собрание «До свидания, начальная школа!» (май)

    Особенности психологии мальчиков и девочек

    Как всем известно, девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. Они взрослее мальчиков-ровесников при поступлении в школу, и в подростковом возрасте это уже просто невозможно не заметить. Помимо этого, у девочек и мальчиков по-разному развиваются и мозговые структуры. Так, мы знаем, что у человека разные полушария мозга осуществляют разные функции: левое полушарие отвечает за логическую переработку информации, а правое – за образно-эмоциональную. У мужчин полушарная асимметрия выражена более ярко, у женщин же пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие и позволяющий обмениваться информацией между полушариями, толще, обмен информацией осуществляется легче и функциональная специализация полушарий выражена меньше. Но это у взрослых. У детей же есть и ещё такая особенность – у мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстаёт. Вследствие этого, у мальчиков до определённого возраста доминирует образно-чувственная сфера.

    Хотя бытует представление, что девочки более эмоциональны, чем мальчики, с точки зрения нейропсихологии дело обстоит не совсем так. Дело в том, что среди мальчиков и мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин набор индивидуальных различий, то есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, писателей, художников, математиков, учёных так и ярко-эмоциональных людей и преступников. Девочки и женщины же помимо того, что эта группа более однородна, ещё и более речевые, и то, что мы часто принимаем за эмоции, на самом деле просто эмоциональные метки, проявленные в их речи. То есть они склонны больше говорить о чувствах, по силе же проявления эмоций мальчики могут превосходить девочек, хотя и не всегда способны про это сказать. Женщина может воскликнуть выразительно «Ах, как мне её жалко!», но это совсем не значит, что её сейчас так переполняют отрицательные эмоции, что ей трудно себя сдержать. Это просто эмоциональная метка ситуации- она дала обозначение не своим переживаниям, а своему отношению к ситуации и классифицировала её как отрицательную. После этого она спокойно может переключиться и заняться каким-нибудь совершенно другим делом. Мальчики же, хотя и не проявляют этого внешне, могут переживать ситуации более глубоко.

    Итак, мы видим, что при смешанном обучении реально мы имеем разновозрастный класс. Причём, мальчики находятся в заведомо невыгодной позиции по сравнению с девочками – так как девочки старше по биологическому возрасту и у них лучше развита речь.

    Следует отметить и некоторые различия в умственной деятельности мальчиков и девочек.

    У девочек короче период врабатываемости, а мальчики медленнее входят в работу. И пики работоспособности у них разные. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление – они выпадают из процесса, внимание ослабевает.

    Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит – тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они как бы работают «на подхвате». Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях.

    У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек же соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились – подрались, смотришь – на другой перемене опять вместе.

    Девочки же – если поссорятся – в ситуацию вовлечён весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

    Следует учитывать и такую особенность – мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное решение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала результат, потом – как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее.

    Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях.

    Есть и ещё одна объективная трудность, которая мешает детям и в первую очередь мальчикам быть успешными в обучении. Дело в том, что учебники в основном пишут левополушарники – люди рационально-логического типа. Просто потому что правополушарники вообще не любят писать. Они лучше расскажут, чем изложат на бумаге, им, чтобы облечь мысль в грамматическую форму, нужен контакт с аудиторией.

    Левополушарники же перегружают текст сложными грамматическими формами, трудными для восприятия. У нас большинство школьных технологий рассчитано на левополушарников. Но при этом мало того, что правое полушарие плохо развивается, люди правополушарного типа просто отсеиваются при такой системе. А поскольку в начале обучения мальчики в целом более правополушарны, то страдают от таких методов обучения в первую очередь они.

    Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. А учителя требуют полного ответа, чтобы было хорошо сформулировано, да ещё и так, как в учебнике. А мальчики, всё понимая, иногда не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому.

    Что ещё важно отметить, у девочек с педагогами контакт теснее. В классе учитель скорее всего обратит внимание на то, как работают девочки – они, как более ориентированные на контакт, чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя. А если ещё учесть, что и педагоги большей частью - женщины, и им проще ориентироваться на девочек, то выходит, что мальчики в школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.

    Разное восприятие мира мужчиной и женщиной объясняется разным строением мозга и разными социальными ролями которые люди играли сотни тысяч лет. В глубокой древности мужчина должен был охотиться и исследовать новые места для обитания своего рода, а женщина сидеть в пещере, поддерживать огонь, готовить еду и заботиться о детях. Исследовательница Уилсон, определявшая области мозга, отвечающие за эмоциональность, установила, что у мужчин эта область локализована и находится в правом полушарии. У женщин подобной локализации нет – у них множество областей мозга связаны с эмоциями. Поэтому, мужчина, решая проблему, может совершенно не задействовать эмоциональную область мозга (логика всё равно «лежит» в левом полушарии, и они никак не пересекаются). У женщин так не получается из-за большого перекрытия зон. Какую задачу не решаешь, обязательно затронешь эмоции.

    У мужчин есть в мозгу определённая область, специализирующаяся на решении пространственно-координатных задач. А у женщин – нет, у них координатная задача решается другими, неспециализированными отделами мозга, что называется «по остаточному принципу». То есть хуже. Поэтому женщины так плохо паркуются задним ходом, определяют расстояние до цели и не разбираются в географических картах.

    Зато у женщин есть специализированный отдел мозга, отвечающий за речь. Поэтому женщины предпочитают профессии, связанные с общением. И поэтому женщины такие неостановимые болтушки. Известно, что информация до собеседника доносится не только словами, но и интонацией, жестами. Женщина употребляет в сутки до 8000 слов (данные справедливы для английского языка). К этому можно добавить пару тысяч междометий и до 10 000 жестов и мимических сигналов. Итого: около 20 000 единиц сигналов. Из мужчины в сутки выпадают 2000 – 4000 слов, тысячи полторы междометий, плюс в скупом мужском арсенале имеются около 3000 жестов и мимических сигналов. Итого 6000 – 8000 единиц информационного обмена.

    За движение рта и рук у женщин отвечают передние зоны левого полушария – те, что находятся рядом с моторной зоной мозга, отвечающей за движения. У мужчин за те же действия отвечает задний отдел мозга – тот, что ближе к зрительному отделу. Поэтому женщины и имеют преимущества в тонкой моторике рук (им хорошо удаётся шитьё, например, или вязание). А у мужчин из-за близости «рукомоторной» зоны и зрительной ощутимое преимущество в «прицельной» деятельности.

    Каждую секунду через человеческий глаз в мозг поступает порядка 100 Мегабайт зрительной информации. Обработать столько мозг не в состоянии, поэтому он отбирает самое необходимое. Мозг мужчины, естественно-отобранный для охоты, обеспечивает отбор и анализ информации, нужной для работы «на дальность». Поэтому у мужчины узкое поле зрения. Зрение охотника. У женщины, как у лошади, зрение осторожности –широкоохватное. (Здесь имеется в виду не разница в собственно зрении, то есть строении глаза, а именно аппаратурная разница – в обработке информации. То есть разница в принципах мышления. Глаза - то у нас одинаковые, мозги разные.)

    Именно из-за узости поля зрения мужчина не может сразу найти нужный предмет в холодильнике или на полке в магазине. Подходит жена и, одним взглядом окинув пространство холодильника или витрины, тут же находит искомое.

    Происходит следующее – мужчина-охотник, остановившись рядом с полкой, начинает беспомощно сканировать своим направленным взглядом её содержимое, пытаясь обнаружить предмет. Женский взгляд не сканирует, он охватывает пространство целиком.

    Плюс к тому, женщины – «душевники», мужчины – «предметники». Девочки и женщины более интересуются отношениями, а мальчики – вещами, Именно поэтому, войдя в незнакомое помещение, полное людей, женщина всеохватным зрением сразу отмечает, кто там присутствует, кто с кем находится в каких отношениях, кто скован, а кто весел. Мужчина, войдя в ту же комнату, подсознательно делает предметный анализ: отмечает входы, выходы, возможные пути к отступлению. Именно поэтому мужчины в ресторанах не любят садиться спиной к залу или к выходу. Мужчины должны держать зал в поле зрения.

    Кстати, мужчины и женщины и спят по-разному. Мужчина спит глубоко, как хищник, - электрическая активность его мозга падает на 70%. Женщина спит как жертва, - её мозговая активность падает только на 10%. Она постоянно настороже. (Данные из работы нейропсихолога Р. Гура, Пенсильванский университет.)

    Всезнающая статистика отмечает, что в гостиничных номерах мужчины чаще занимают ту кровать, которая ближе к выходу, к внешнему миру, - срабатывает самцовая потребность обороны логова против напастей внешнего мира. Часто бывает, что если мужчина по каким-то причинам не ночует дома, жена совершенно бессознательно кладёт ребёнка спать на своё место, а сама занимает на ночь место мужа – с краю кровати или ближе к двери: защищает детёныша, заменяя собой отсутствующего самца.

    Мужчины и женщины по-разному реагируют на звуки. Мужчины запросто могут проспать писк младенца – звук, который сразу пробудит женщину. Зато мужчина сразу проснётся, если под окном хрустнет ветка: мужчины лучше слышат звуки, по частотно-амплитудным характеристикам похожие на шорох или хруст. И они ненавидят высокочастотные звуки – женский крик или детский плач выводят мужчин из себя, точнее говоря, приводят их в состояние агрессии или паники. Это нормальная оборонительная реакция: высокий звук – это сигнал опасности…..

    Недавно моя коллега – учитель английского языка из соседнего села сказала мне: « Я только недавно поняла, что мужчины и женщины – это просто разные зверушки».

    Подводя итог, можно сказать что именно на разности способностей двух полов и построилась наша цивилизация. На протяжении всей истории мужчины и женщины в обществе были необходимы друг другу так же, как гайка болту, а болт гайке. У каждого своя задача, свои функции….всё это было справедливо до тех пор, пока семья была хозяйственной ячейкой общества. Но парадокс новейшего времени состоит в том, что последние два-три поколения землян живут в условиях, совершенно отличных от тех, в которых жили сотни поколений до них. Уровень развития технологий сейчас такой, что семья перестала быть хозяйственной ячейкой. Отсюда и разводы и брошенные дети и вообще разрушение института семьи. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

    Известно, что в той или иной ситуации реакция мужчины отличается от реакции женщины, и отношение представителей мужского пола к событиям, явлениям, фактам, как правило, бывает несколько иным, чем у женщин. И. П. Петрище указывает на то, что эти качественные отличия в поведении, в психологических реакциях на окружающее могут быть обусловлены природой мужского и женского организма и являются их важной характеристикой.

    Установлено, что психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются уже в раннем детстве, усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологической обусловленности.

    Ряд исследователей (Д.Н.Исаев и В. Е. Каган, Э.К.Суслова ) отмечают, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Даже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному.

    В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман, используя запись биотоков мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни, установили, что мозг мальчиков и девочек в этом возрасте уже работает неодинаково. На первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. После трех, месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы, девочки лучше обучаются при слуховом поощрении, например, ласковом приговаривании. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков -- при восприятии немузыкальных прерывистых звуков (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1988).

    Первые различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки неохотно уходят с рук матери, чаще возвращаются к ней или смотрят на нее, больше времени проводят с матерью, тяготеют к пассивным играм, тогда как мальчики более активны.

    Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барьером стульев от матери, он с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать. Начиная с трехлетнего возраста, все более проявляются различия у мальчиков и девочек в формирующейся способности мыслить, в проявлении эмоциональности; заметно различается и поведение.

    К четырем годам мальчики более маскулинны в поведении, чем девочки феминистичны. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Как отмечает Е. А. Кудрявцева, девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики -- на сам ход игры.

    В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман обращают внимание на то, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

    По наблюдениям разных исследователей (И. П. Петрище, В. И. Гарбузов), встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «отчего?» или «почему?». Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а то и привносить в них свои изменения. Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Это проявляется в том, что девочка, видя что-либо новое, после вопроса «что такое?» (иногда и без него) оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво». Видимо, отсюда берет начало интерес представительниц женского пола к нарядам, украшениям, повышенное внимание к своей внешности, а иногда и страхи за свою физическую неполноценность и т.д.

    В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Если девочки используют все игрушки по их прямому назначению, то мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.

    Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, и ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой, по-видимому, лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать -- эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).

    В игре ребенок обретает те жизненные навыки, которые потребуются ему в дальнейшем, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни. Дж. Элиум и Д. Элиум предлагают пройтись по детской комнате и провести ревизию игрушек и обстановки, чтобы попытаться понять, как они формируют полоролевой стереотип, способствуют ли развитию творческого потенциала ребенка и выработке у него конкретных навыков и умений. В комнатах мальчиков обычно бывает больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камешками, перышками и шишками, наборы зверушек, рыцари и гномы, корзинка с шариками и т. д. И все это, не считая грузовиков и легковушек, хранящихся на заднем дворе, роликовых коньков и велосипеда в гараже. Большинство этих игрушек способствует тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире. У него развиваются крупные и мелкие мышцы, совершенствуется координация рук и глаз, а также точность визуально - пространственного восприятия. Многие игрушки требуют творческого подхода, оригинальности мышления и активных действий.

    Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Комплект стеклянных собачек и лошадок, полка, забитая животными, коробки с настольными играми, четыре комплекта бумажных кукол, ящик «с драгоценностями», календарики и наклейки с животными, куклы Барби с принадлежностями, кухонная утварь, утюг и гладильная доска. И это далеко не весь перечень вещей, которые есть у девочек в комнатах. Сразу видно, что большинство названных здесь игрушек ориентированы на домашние дела и уход за детьми, что также предполагает творческий подход и воображение, однако здесь гораздо меньше игрушек, которые требуют активности и развивают визуально-пространственное восприятие и моторику (крупную и мелкую).

    Имеются отличия и в речи представителей разных полов (И. П. Петрище, Д. Элиум и Дж. Элиум). У девочек и женщин преобладают имена существительные и прилагательные. При передаче прочитанного рассказа, устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, а в устной речи -- к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. В связи с тем, что мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек, в их словарном фонде часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

    В. И. Гарбузов отмечает, что, по мнению матерей, мальчики более разносторонни, и это хорошо видно уже после пяти лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины», видящие много больше мальчиков, лучше понимающие, что творится в семье, лучше разбирающиеся в людях, уже со скрытностью, уже с недоброжелательностью к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Из бесед со многими наблюдательными матерями складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее.

    У мальчиков, даже при материнской сверхопеке, в четыре раза чаще, чем у девочек, случаются переломы костей, сотрясения головного мозга, не считая синяков и шишек. По образному описанию В. И. Гарбузова, это плата за природно обусловленную отвагу, предприимчивость, активность, стремление испытать себя, познать новое, уйти далеко-далеко, когда: если направо пойдешь -- встретишь дракона, а налево пойдешь -- неведомо что найдешь. А уж постараться пробежать быстрее, прыгнуть дальше товарища -- сама жизнь для мальчика. А девочка тем временем баюкает куклу и смотрит на героя с восхищением или, напротив, с неодобрением, глазами женщины.

    Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками, зачинщиками нарушения порядка являются сами.

    Наблюдая за поведением дошкольников в детском саду, авторы книги «Воспитание детей в игре» 3. В. Зворыгина, Л. В. Градусова и др. (1993) пришли к заключению, что в последние годы возросла агрессивность как мальчиков, так и девочек. Агрессия девочек по форме отличается от агрессии мальчиков: агрессивные девочки стараются избегать прямого выражения открытой враждебности, т. к. подвергаются за это наказаниям. У них преобладает словесная агрессия (обзывают, кричат). Но нередко, как и мальчики, девочки стали прибегать к дракам.

    Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, то девочки ответят, что они хотят быть врачами, учителями, воспитателями детского сада, просто мамами, а мальчики -- космонавтами, шоферами, летчиками, военными. Дети называют профессии, характерные для своего пола.

    Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки-- природу, людей (Т. А. Репина, 1993).

    Еще в 1978 году исследованиями Т. П.Хризман было установлено, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют различную генетическую основу. Дальнейшие исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении задач, в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется.

    В своей работе В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман отмечают, что девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же долго «раскачиваются».

    Девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые; шаблонные. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность. Мальчику лучше чуть-чуть недообъяснить, натолкнуть его на нахождение решения.

    Авторы отмечают, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Именно поэтому недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Необходимо объяснить ситуацию точно и кратко. На замечание «ты плохой» мальчик не может отреагировать -- он дезориентирован.

    Существует различие и в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек -- кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

    Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Девочкам нельзя сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип - прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.

    Давать оценку деятельности следует разными словами. По результатам исследования В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман, слово «молодец» оказалось более эмоционально значимым для мальчиков. Для девочек это слово не столь эмоционально значимо. Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница» и т.д.

    Наблюдая девочек и мальчиков, мы можем выделить как половые, так и гендерные различия в поведении и психическом развитии.

    Для биолога вопрос о различиях мужчин и женщин решается однозначно: существуют (генетический, хромосомный, гормональный пол). Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам и определяется в момент зачатия. Для юриста в законах закреплено равенство полов (мужчины и женщины одинаково ответственны). И начало обучения, и юридическая взрослость для обоих полов в законах государства определяется одинаково (6,5 лет и 18 лет). Но если рассматривать взгляд на мальчиков и девочек с позиции педагога, психолога, социолога, то ответ на вопрос о различиях становится неоднозначным.

    Говоря о «психологическом», «социальном» поле исследователи, ученые и практики описывают и приводят достаточно большой, разнообразный перечень различий, особенностей социального поведения, эмоционального, личностного, интеллектуального развития между мужчинами и женщинами, девочками и мальчиками.

    Полоролевое развитие в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - важный период в развитии личности ребенка. Исследователями выявлено, что первые различия между мальчиками и девочками появляются в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются различия в анатомических особенностях пола и некоторые особенности развития мозга. Девочки, как правило, имеют меньший вес, рост, обхват грудной клетки, меньший суточный расход энергии (Э. К. Акрюлис, Е. Н. Вавилова, Б. Т. Данован и др.). Через месяц они начинают опережать в общем физическом и психическом развитии, в дальнейшем раньше начинают ходить и говорить. Различия проявляются в физических возможностях: мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, дальше метают в даль, у них больше сила рук, чем у девочек. У девочек лучше развита тонкая моторика, более высокие показатели но гибкости и равновесию. У девочек тонкое обоняние и тактильная чувствительность.

    Большинство авторов считают, что различать пол воспринимаемых людей маленькие дети начинают на первом году жизни, а свой пол - в полтора года. В. С. Мухина считает, что ребенок в оценке пола основывается на восприятии анатомических половых различиях. Другие исследователи указывают на специфику одежды, прически, различия имен девочек и мальчиков.

    В исследованиях психофизиолога Т. П. Хризман показано различие стратегий мозга дошкольников разного пола и различие эмоций на генетической основе. Т. II. Хризман доказала более высокую эмоциональную восприимчивость девочек в сравнении с мальчиками, их большую сопротивляемость стрессовым ситуациям, большую гибкость при адаптации в новых условиях.

    В процесс полоролевой социализации наряду с восприятием своего сходства с представителями того же пола, обобщения представлений о половых ролях включаются предпочтения и интересы, типичные для пола. Наличие сексролевых предпочтений у детей трех-четырех лет отмечают Е. Хагман, С. Броди, В. Харпун и Е. Зун. Дети-дошкольники рано дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают роли, соответствующие их полу. У мальчиков доминируют игры героической тематики, подвижные, спортивные. Девочки играют в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин (Л. В. Градусова, А. Т. Коркки, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванникова, Р. Б. Стеркина и др.). Дети-дошкольники в игре предпочитают сверстников своего пола (Л. А. Арутюнова, Е. А. Кудрявцева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина и др.). К старшему дошкольному возрасту формируются полоролевые стандарты, которые приобретают значение моральных законов: мальчикам не положено играть в девчоночьи игры, девочкам зазорно играть в «войнушку». Т. А. Антонова обнаружила, что девочки в три раза чаще, чем мальчики, ориентируются в игре на сам процесс игры, а также на сверстников и характер отношений с ними.

    Отечественные исследователи проявление полового диморфизма у старших дошкольников изучали в тематике рисунков, манере рисования (Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, Н. Л. Шашкова и др.). Авторы обнаружили, что большинство рисунков мальчиков посвящено военной и индустриальной тематике (машины разных марок, танки, корабли, самолеты, космонавты, рыцари, персонажи из мультиков). Девочки рисуют природу, быт (цветы, деревья, животные, люди). Рисунки девочек имеют более законченный характер, содержат больше декоративных элементов. Рисунки мальчиков схематичны, но более динамичны в сравнении с рисунками девочек.

    Существуют ли различия между мальчиками и девочками? Чаще всего указываются более высокий уровень математических, технических способностей, пространственного восприятия и мышления у мужчин, их большую активность, целеустремленность, агрессивность, а у женщин отмечают лучшее развитие письменной и устной речи, излишнюю разговорчивость, меньшее развитие логического мышления, большую эмоциональность и ранимость.

    Так ли это? И какие из различий получили объективное научное подтверждение?

    За 30-летний период середины XX в. за рубежом было проведено более 40 исследований интеллектуального и личностного развития мужчин и женщин, девочек и мальчиков (с участием более 35 тыс. человек). В большинстве исследований по многим показателям развития интеллекта, речи и математических способностей достоверных различий между мальчиками и девочками школьного возраста не выявлено. Некоторое превосходство мальчики 8-11 лет продемонстрировали в решении невербальных задач. Превосходство девочек отмечено но вербальному интеллекту (формирование понятий в 8-14 лет и тест достижений Стенфорда в 10-11 лет).

    При обсуждении проблем психологических различий мальчиков и девочек наиболее часто ссылаются на обзор Э. Маккоби и К. Джеклин (1974 г.), в котором выделены только четыре отличия: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность . Мужчины хорошо ориентируются в пространстве, имеют лучшие математические способности, но более агрессивны. Женщины обладают лучшими речевыми навыками.

    Исследование Дж. Крамер было посвящено изучению зрительно-пространственных способностей нормальных детей. В результате было выявлено, что девочки (в отличие от мальчиков) уделяют больше внимания частным характеристикам объектов (детали предмета, детали пространственных отношений), а мальчики - на обобщенные (предмет в целом, пространственные отношения в целом). Различия зрительного восприятия лежат в разных способах и навыках восприятия.

    Долгое время считалось, что девушки априорно имеют более развитые вербальные способности , но на данный момент это не столь очевидный факт. Например, исследования, проведенные в 1995 и 1996 гг. Розеном и Робинсоном, не выявили каких-либо значимых различий в вербальных способностях между девочками и мальчиками в дошкольный период и в начальных классах школы.

    Некоторые исследования подтверждают превосходство мужского пола в области математики и естественных наук . В начальных классах школы эта разница не столь существенна, но на более поздних стадиях она становится более значимой и очевидной. Показатели мужчин при прохождении различных тестов на математические и научные способности сильнее варьируются, чем у женщин. То есть мужчины чаще, чем женщины, имеют очень низкие либо очень высокие показатели.

    В исследовании социального интеллекта выявлено более высокое его развитие у девочек, чем у мальчиков в подростковом возрасте. У девочек лучше развиты, по сравнению с мальчиками, такие компоненты социального интеллекта, как прогнозирование развития событий в коммуникативной сфере и гибкости речевого общения.

    Социальный интеллект обеспечивает ребенку возможность адекватно понимать эмоциональное состояние и личностные особенности окружающих, устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, рационально разрешать возникающие конфликты, корректно взаимодействовать с учителями. Социальный интеллект может быть одним из факторов академической успеваемости и школьной адаптации особенно у девочек (Л. А. Ясюкова).

    В одном из современных исследований интеллектуальноличностного развития учащихся 1 - 10 классов выявлены различия между мальчиками и девочками по индивидуально-динамическим показателям, независимо от возраста но темпу работы (работоспособности); точности выполнения работы; аккуратности в исполнительской части учебной деятельности.

    Обобщая результаты, приведем в табл. 10.1 наиболее часто упоминаемые и, на наш взгляд, значимые для обучения мальчиков и девочек различия.

    Таблица 10.1

    Общепринятые различия в развитии мальчиков и девочек

    (лучшее развитие параметра указано в соответствующей колонке)

    Мальчики

    Моторика

    Более раннее двигательное созревание

    Крупная (грубая) моторика

    Мелкая моторика

    Сила действия

    Дифференцировка мышечных усилий

    Восприятие

    Обобщенные характеристики объекта восприятия (предмет в целом, пространственные отношения в целом и т.п.)

    Частные характеристики объекта восприятия (детали предмета, детали пространственных отношений)

    Внимание

    Ориентация на точность работы

    Ориентация на быстроту работы

    Произвольное внимание

    Распределение внимания

    Избирательность внимания

    Работа с незнакомыми, новыми стимулами

    Работа со знакомыми или старыми стимулами

    Интеллектуальные способности

    Технические способности

    Классификации

    Осведомленность

    Аналогии

    Арифметический счет

    Социальный интеллект: прогнозирование развития событий в коммуникативной сфере; гибкость речевого общения

    Беглость чтения

    Раннее развитие речи

    Понимание прочитанного

    Артикуляция

    Словарный запас (5 лет, 14-17 лет)

    Словарный запас (18-21 год)

    Окончание табл. 10.1

    Мальчики

    Использование более длинных речевых конструкций

    Скорость чтения

    Богатство ассоциаций

    Личностное развитие

    Самооценка зависит от успеха в делах

    Самооценка подвержена влиянию социальных взаимодействий

    Стремление к независимости

    Легкость вступления в социальные контакты

    Утверждение индивидуальности

    Повышенная чувствительность к неудачам на работе и в общении

    Беспокойство

    Эмпатичность

    Заботливость

    Самоутверждение в общении

    Большая агрессивность, особенно физическая

    Более высокая тревожность (в том числе и школьная)

    Толерантность: большая широта взглядов, открытость и доброжелательность

    Темперамент

    Эргичность

    Социальная пластичность

    Пластичность

    Эмоциональность

    Индивидуальный темн

    Социальная эмоциональность

    Эти различия подтверждаются большим количеством исследований, но в то же время многие из них носят противоречивый характер. В части исследований приводятся данные о преимуществе развития тех или иных способностей

    (интеллектуальных и речевых) мальчиков, а в других работах но тем же способностям преимущество имеют девочки. Результаты исследований, проведенные в разные годы, в разных странах, на разных контингентах испытуемых, различны. В настоящее время существует тенденция к уменьшению различий по количеству и степени выраженности. Разброс результатов мужчин больше, но в целом результаты мужчин менее подвержены изменениям.

    Причины различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами обусловлены биологическим (природным) фактором, в том числе полового созревания, социальным фактором (роль в обществе мужчин и женщин) и культуральным (влияние культур).

    Таким образом, между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в психическом развитии больше сходств, чем различий. Психические и половые различия между мужчинами и женщинами не столь существенны. Разброс индивидуальных различий выше, чем между полами. Не обнаружено значимых различий по большинству параметров развития: интеллектуального, эмоционального, личностного. Гендерные различия во многом объясняются теми социальными условиями, в которых ребенок растет и воспитывается в конкретно-исторический период, а также теми представлениями, которые существуют в обществе о предназначении мужчин и женщин, о социальных ролях, гендерных стереотипах. Женщины в благоприятных условиях при равноправном с мужчинами положении в семье и обществе могут достигать не меньших высот в политике, науке, искусстве, профессии.

    В практике педагога важно учитывать сильные и слабые стороны индивидуального развития любого ребенка (и девочки и мальчика). Особенности и различия личности определяют не столько результат, сколько способ достижения этого результата, легкость или трудность достижений, удовлетворенность своими успехами или разочарование.

    Гендерные различия во многом исторически и культурно обусловлены. Подробный обзор и анализ интеллектуального, эмоционального, социального развития мальчиков и девочек, мужчин и женщин можно найти в учебниках по дифференциальной и гендерной психологии (Т. В. Бен- дас, Е. П. Ильин , Ш. Берн и др.).

    • Еремеева В.Д.у Хризман Т. П. Девочки и мальчики - два разных мира.СПб., 2001.
    • Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины.СПб.: Питер, 2006.


    Похожие статьи