• Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста. Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы

    21.07.2019

    Марина Корыстина
    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

    «Легкое перышко»

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

    Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова Е. В. воспитатель

    Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад . Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть :

    К отсутствию близких, родных людей;

    К соблюдению режим дня;

    К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

    в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям , а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период .

    Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия . Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия , соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад .

    Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова , и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду . С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений : строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

    В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно . Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Лёгкое пёрышко»

    Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Задачи :

    Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду .

    Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ;

    Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

    Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ;

    Развитие внимания, восприятия, речи, воображение;

    Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

    Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей

    План мероприятий реализации проекта с детьми

    месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

    сентябрь - игры : «Ласковое имя» , «Ладонь на ладонь»

    Сказкотерапия

    «Я люблю сказки»

    Беседа о группе

    «Вместе весело шагать»

    Телесная терапия.

    «Обними меня» - пальчиковая ига «Сороконожка»

    «Мыльные пузыри»

    Музыкатерапия

    «Вот как мы умеем»

    Телесная терапия «Обними меня»

    Пальчиковые игры «Семья»

    Сказкатерапия

    «Я люблю сказки»

    Театрализованные игры «Колобок»

    Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»

    «Музыканты»

    Упражнения на дыхание

    «Греем ручки»

    Телесная терапия «Обними меня»

    октябрь - театрализован игры «Веселый петрушка»

    Сказка терапия

    «Почитай мне сказку»

    Упражнения на дыхание

    «Рубим дрова»

    Телесная терапия.

    «Обними меня» - пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек» «Чебурашка»

    Музыкатерапия

    Телесная терапия «Обними меня» - игры

    «Матрешка» «Котята»

    Сказка терапия

    «Почитай мне сказку»

    Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игры

    «Дружная семейка» «Собери пирамидку»

    Музыка терапия

    «Чебурашка»

    Телесная терапия «Обними меня»

    ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»

    Сказка терапия

    «Я люблю сказки»

    Рисуем пальцем «Дождик»

    Телесная терапия «Обними меня» - рисуем пальцем «Котенок»

    Игры с водой «Переливание»

    Музыка терапия «Антошка»

    Телесная терапия «Обними меня» - игры

    «Непослушные мышата» «Солнце и дождик»

    Сказка терапия

    «Почитай мне сказку»

    Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.» «Пальчики» пальчиковая игра

    Музыкатерапия «Антошка»

    Телесная терапия «Обними меня»

    декабрь - пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»

    Игра с водой. «Мельница»

    Музыкатерапия

    «В лесу родилась ёлочка» - сказкатерапия.

    Р. Н. С. «Колобок» - упражнения на дыхания

    «Каша кипит»

    Игры «Поиграем в кубики» , «Мячик»

    Сказка терапия «Курочка ряба» - пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»

    Музыкатерапия

    «В лесу родилась елочка»

    Сказкатерапия

    «Заюшкина избушка» - упражнение на дыхание «Часики идут»

    Пальчиковые игры «Колючий ёж» , «Идет Коза рогатая»

    Театрализация

    «Репка»

    январь - игра «Носик»

    Игра с водой «Паровозик»

    Сказка терапия

    «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра

    «Сорока – белобока»

    Игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»

    Сказка терапия

    «Я люблю сказку

    Упражнение на дыхание.

    «Веселый паровозик в пути»

    Игра с водой «Наливаем, выливаем»

    Сказка терапия

    «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Раз, два, три.»

    Игра на дыхание «Носик»

    Сказкатерапия. «Я люблю сказку»

    февраль - подвижная игра

    «Зайка»

    Игра на дыхание «Носик»

    Рисуем пальцами «Снег»

    Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»

    Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

    Игры со строительным материалом.

    А. Барто «Игрушки» - подвижная игра «Зайка»

    Пальчиковая игра «Мы играем на рояле»

    Игры с конструктором «Лего»

    Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - игра .

    Упражнение на дыхание.

    «Звонкий петушок»

    Игры с конструктором «Лего»

    Чтение художественной литературы

    А. Барто «Игрушки»

    март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»

    игра с водой.

    - «Наливаем, переливаем

    Упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»

    Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра. «Сомни платочек»

    Игры «Чудесный мешочек» , игры с камушками.

    Сказкатерапия

    «Я люблю сказку» - игра

    «Кукольный театр»

    Игра с водой «Кораблик»

    Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

    Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Коза»

    Упражнения на дыхание.

    «Часики идут»

    «Чудесный мешочек»

    Сказка терапия. «Я люблю сказку»

    апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»

    Театрализованная деятельность

    «Кукольный театр»

    Игры «Мячики»

    Сказка терапия.

    «Почитай мне сказку» -Игры с ракушками в уголке экспериментирования

    Игры на дыхание «Рубим дрова»

    игры со строительным материалом.

    Сказка терапия.

    «Я люблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»

    Игры с конструктором «Лего»

    Пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» - Игра

    «Колючий ёж» .

    - «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревянным театром.

    Игры с водой.

    «Плывет, тонет»

    Сказка терапия. «Я люблю сказку»

    май -Игра «Собери пирамидку»

    Упражнение на дыхания.

    «Веселый паровозик в пути»

    Игра в уголке экспериментирования

    Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей»

    Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»

    Игра со строительным материалом.

    Сказка терапия. «Я люблю сказку» . -пальчиковая игры «Мячики» , «Веер»

    Игра с конструктором «Лего»

    Сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»

    «Дождик, дождик веселей.»

    Упражнения на дыхание.

    «Вырасти большой»

    Сказка терапия. «Я люблю сказку»

    Работа с родителями в период адаптации детей направлена на :

    Оказание консультативной помощи по вопросам адаптации , воспитания детей раннего возраста

    Решение проблем адаптационного характера

    Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.

    Она включает в себя следующие задачи :

    Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;

    Подготовить ребенка к посещению детского сада .

    Мероприятия :

    Родительские собрания;

    Анкетирования;

    Консультации;

    Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;

    Демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах

    И предполагает результат : безболезненная адаптация детей к условиям детского сада .

    Результаты работы по проекту :

    Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ , но и в дальнейшем воспитании и развитии детей . Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.

    Собраны материалы родительских собраний (фото альбомы «Я и моя семья» ; «Наши успехи» ; анкеты); консультации, памятки, буклеты для родителей.

    Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу : у 81 % детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19 % средняя степень адаптации .

    Наталья Шиловская
    Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

    Вид проекта краткосрочный

    Тип проекта педагогический .

    Участники проекта : воспитатели, педагог психолог , муз. руководитель, методист, заведующая, родители.

    Сроки проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь) .

    Проблема

    Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей . Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей . Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста , является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Поэтому в период адаптации к детскому саду , важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

    Актуальность

    Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста .

    С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений :

    Строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

    Новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками;

    Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

    Другой стиль общения.

    Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться . Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей , - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

    Цель проекта : - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

    Задачи :

    1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами адаптации к условиям ДОУ .

    2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ .

    3. Обеспечить включнность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности , направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ .

    4. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

    Гипотеза : если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста вести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации , то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

    Этапы проекта :

    1 этап Подготовительный этап

    Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

    Заключение договора с родителями;

    Организационное родительское собрание по теме «Адаптация детей в ДОУ » ;

    Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

    Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» ;

    Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» ;

    Создание методического обеспечения;

    Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

    Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

    Разработка анкет для родителей;

    Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

    Помещение информации в родительский уголок.

    На данном этапе ожидается сформировать доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

    Сентябрь

    Сентябрь

    Воспитатели

    Методист

    Заведующая

    Воспитатели

    Педагог психолог

    Воспитатели

    Воспитатели

    методист

    2этап Основной :

    Знакомство с семьей;

    Ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

    - информационная деятельность :

    Организованные тематические встречи;

    Беседы с родителями.

    Индивидуальные беседы и консультации с родителями :

    - практическая деятельность :

    Совместные праздники, развлечения;

    Работа с родителями :

    педагогической .

    педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

    адаптации

    возраста

    Работа с педагогами :

    адаптации детей к ДОУ .

    3. Информирование педагогов технологий

    педагогов с вновь поступающими детьми.

    возраста ; обучение педагогов

    На данном этапе ожидается Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

    Сентябрь

    Сентябрь

    Сентябрь

    Сентябрь

    Сентябрь

    Воспитатели

    Заведующая

    Методист

    Педагог психолог .

    Муз. руководитель

    Педагог психолог

    Воспитатели

    Воспитатели

    Педагог психолог

    Методист

    Методист

    Педагог психолог

    Методист

    Педагог психолог

    3 этап Заключительный

    Задачи работы с родителями :

    1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

    2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

    3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

    Задачи работы с педагогами :

    1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей .

    2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально - личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

    На данном этапе ожидается :

    Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с родителями.

    Воспитатели

    Методист

    Педагог психолог

    Методист

    Педагог психолог

    Предполагаемый продукт проекта .

    Работа с родителями.

    1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

    2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

    3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

    4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.

    5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

    6. Презентация по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ » .

    Работа с педагогами .

    2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ .

    3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

    4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

    6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста ; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

    Ожидаемый результат :

    1. Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

    2. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей .

    3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

    4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

    5. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

    На сроки проекта могут повлиять следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка, и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость, посещаемость, недостаточная заинтересованность, и активность родителей в педагогическом процессе ; невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из за сильной загруженности.

    Сопровождение адаптации детей к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при обязательной поддержке родителей и включает следующие направления деятельности : психологическую и педагогическую диагностику , консультирование, методическую и организационную работу. По моему мнению, педагог – профессионал должен владеть целым арсеналом приемов, позволяющих тормозить негативные эмоции малыша в период адаптации , педагог должен уметь проектировать взаимодействие с родителями своих воспитанников, давать необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование (см. приложение, папки-передвижки, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога , который, несомненно, должен любить детей , быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ : родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода , показателями адаптации и т . д. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша и активно взаимодействовать с детским садом, помогая сделать адаптацию ребенка максимально безболезненной.

    От того, как прошло детство, кто вл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    В. А. Сухомлинский

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 000.г. Липецка

    "Добро пожаловать!"

    проект по адаптации детей раннего возраста

    Толчеева Л. И.

    "Недостаточно внимательное
    отношение к возрасту первого детства
    отражается губительно на всей жизни
    человека…"

    Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

    Проект "Добро пожаловать!" направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

    Актуальность выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», .

    Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

    Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

    Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

    Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

    Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

    Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

    Условия необходимые для реализации проекта.

    Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Помещение группы разделено на несколько секторов.

    В игровой зоне поместили игрушки:

    Для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий расположены на полках, которые доступны детям.

    Для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;

    Для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;

    Для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

    В уголке природы – различные комнатные растения .

    Умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие(вносятся в группу по мере необходимости).

    Участники проекта: дети «2 - 3 лет, воспитатели, родители.

    Сроки реализации – сентябрь - ноябрь 2016г.

    Ожидаемые результаты.

    Благоприятный адаптационный период детей 2 -3 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

    Теоретические основы. Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

    В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
    1 – 16 дней - легкая адаптация
    6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
    от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
    Лёгкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

    Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное плачь, крик при расставании и встрече.
    Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

    Тяжёлая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания - более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней.
    Причины тяжелой адаптации:

    Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой).

    Несформированность культурно-гигиенических навыков.

    Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

    Наличие у ребенка своеобразных привычек.

    Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

    Патологии психического развития.

    От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

    Характер адаптации зависит от следующих факторов:

      Состояния здоровья и уровня развития ребенка . Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения. Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

    Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

    · глубокий сон;

    · хороший аппетит;

    · бодрое эмоциональное состояние;

    · полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

    · соответствующая возрасту прибавка в весе.

    Механизм реализации проекта.

    Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием



    Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.


    Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.


    Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.


    Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.


    Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.


    План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.


    Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.












    Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня


    Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу



    ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

    Краткая аннотация проекта.

    Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

    К отсутствию близких, родных людей;

    К соблюдению режим дня;

    К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

    В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

    Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Исходя из - за этого, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.

    Проблема:

    Анализ деятельности многих дошкольных учреждений показал, что проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста насущна и актуальна. Очень часто родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся, или склонны приписывать все «плохой работе воспитателя». Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе.

    Поэтому решение вопросов связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач стоящих перед педагогами ДОУ и, конечно же, родителями.

    Актуальность темы:

    Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.

    Вид проекта: социально-педагогический.

    Цель проекта – Создание модели обеспечивающей успешную адаптацию детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям в ДОУ.

    Задачи:

    Изучить современное состояние и проблемы по адаптации детей в педагогической теории и практике деятельности ДОУ за период работы над проектом 2014 год

    Проанализировать результаты анкетирования родителей;

    Разработать модель адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ;

    Создать модель работы педагогов с родителями по данной тематике;

    Усовершенствовать ранее разработанную систему адаптации детей в детском саду;

    Провести обучающий семинар для воспитателей детского сада

    Создать фото - выставку «В детский сад, с радостью»;

    Создать материал «Работа в адаптационный период с детьми, педагогами и родителями».

    Новизна проекта состоит:

    1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, а так же оказание помощи в повышении их педагогической культуры.

    2. Заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ.

    Материал и техническое обеспечение:

    Ауди записи музыкальных произведений, подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, пальчиковых, подвижных игр. Перспективно-тематическое планирование первой младшей группы на 2015-2016г. Г

    Участники проекта:

    1. дети и родители первой младшей группы(2года)

    2. воспитатель: Прокопенко Э. Г.

    Вид проекта: социально-педагогический.

    Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей.

    Кадровое обеспечение проекта: Заведующий МБДОУ, воспитатели, младшие воспитатели, медсестра, психолог.

    План мероприятий реализации проекта с детьми

    Этапы работы:

    1 этап – подготовительный

    Изучение нормативно-правовых документов; анализ современных программ и технологий по адаптации детей; составление плана работы.

    Анкетирование родителей, педагогов по данной проблеме

    Анализ состояния здоровья поступающих детей

    Создание алгоритма действия и проектирование модели системы адаптации детей в ДОУ

    2 этап – основной

    Консультации; Мастер – классы;

    Взаимодействие с психологом:

    Проходила работа по трём направлениям

    С родителями, - с педагогами, - с детьми.

    Работа с родителями осуществлялась через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные.

    По этапам:

    Первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения

    Второй этап – составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду;

    Третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

    По работе с детьми:

    1. Создана предметно-развивающая среда в группах раннего и младшего возраста помогающая благоприятному прохождению адаптационного периода.

    2. Разработана система предупреждения дезадаптации детей при приёме в ДОУ, система по адаптации детей в ДОУ, перспективный планы по работе с детьми, с педагогами и родителями в адаптационный период, комплекс оздоровительных мероприятий для детей. Организованы мероприятия направленные на адаптацию детей в ДОУ

    Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, направленные на освоение окружающей среды,

    1. Сенсорные игры

    2. Игры с песком и водой

    3. Музыкатерапия

    4. Пальчиковые игры

    5. Театрализованные игры

    6. Игры ни снижение эмоционального напряжения

    7. Театрализованные игры

    Правильная организация и проведение адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом:

      создание в группе психологически- комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр) ;

      осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;

      ежедневное наблюдение за психологическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;

      создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;

      организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;

      игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали ножки топ-топ-топ.

    3. Заключительный этап

    Оформление фотовыставки для родителей.

    Ожидаемые результаты:

    1. Благоприятный адаптационный период детей.

    2. Повышение педагогической культуры в вопросах воспитания. Развития детей младшего дошкольного возраста.

    3. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.

    Этот проект даёт возможность: активизировать детей в игровой деятельности, продуктивной, развивает речь, коммуникативные навыки, творческие, познавательные, двигательные, музыкально-художественные способности. Даёт широкие возможности адаптации детей к новым социальным условиям. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.



    Похожие статьи