• Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни. лечился ли ребенок в стационаре? при III степени наблюдаются отсутствие всех рефлексов, глубокие расстройства ритма дыхания

    24.06.2019

    Методика клинического обследования ребенка предусматривает последовательный опрос родителей и осмотр ребенка, причем приоритет опроса родителей или осмотра ребенка с возрастом меняется.

    Клиническое обследование начинается с опроса родителей и предусматривает:

    I. Генеалогический анамнез:

    Буквенные обозначения стоматологических заболеваний матери, отца, других родственников: К - кариес; Р - заболевание пародонта; АРЛ - аномалии развития лица и челюстей; АТТ - аномалии твердых тканей зуба; АП - аномалии прикуса; AM - аномалии прикрепления мягких тканей; НО - наличие опухолей. Заключение: имеется наследственная предрасположенность:
    - к кариесу
    - к заболеваниям пародонта
    - к аномалиям прикуса
    - к опухолям
    - к наследственным порокам

    II. Хронические заболевания матери:

    А) эндокринопатии: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, заболевания надпочечников,

    Б) сердечно-сосудистые: пороки сердца, гипертония , гипотония и др.,

    В) заболевания почек: нефрит и др.,

    Г) желудочно-кишечные заболевания: гастрит , язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колит и др.,

    Д) заболевания печени и желчного пузыря: гепатит, холецистит и др.,

    Е) болезни крови: анемия и др.

    III. Острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в течение беременности.

    IV. Лекарственные препараты, которые получила мать во время беременности (антибиотики, гормоны, сульфаниламиды, барбитураты, салициловая кислота и др.).

    V. Производственные вредности у матери во время беременности (химическое производство и др.).

    VI. Вредные привычки у родителей (курение, алкоголь и др.).

    VII. Акушерско-гинекологический анамнез:

    1, 2, 3 беременность; 1, 2, 3 роды по счету; беременность доношенная, недоношенная, переношенная; исход предыдущих беременностей.

    VIII. Патология беременности и родов:

    А) токсикоз I половины беременности (рвота, слюнотечение, дерматозы, хорея беременных, острая желтая атрофия печени, бронхиальная астма, остеомаляция и др.);

    Б) токсикоз II половины беременности (водянка, нефропатия, преэклампсия, эклампсия, гипертония и гипотония беременных и др.);

    В) кровотечение, анемия;

    Д) осложнения в родах (аномалии родовой деятельности, предлежание плаценты, лицевое предлежание плода, гипоксия плода, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуум-экстракции, кесарева сечения).

    IX. Развитие ребенка (оценка по шкале Апгар):

    А) длина, масса при рождении, начал держать голову с... мес, сидеть с... мес, ходить с... мес,

    Б) характер вскармливания (грудное до... мес, искусственное с... мес, кормление из ложки с... мес, питье из чашки с... мес, переход на жесткую пищу с... мес);

    В) заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни (внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь , стафилококковая инфекция, пневмония , ОРВИ, экссудативный диатез, диспепсия, рахит);

    Г) группа здоровья: I, II, III, IV, V.

    X. Стоматологический статус:

    А) внешний осмотр: лицо пропорционально, симметрично, асимметрично, имеет пороки развития (расщелина губы, неба, аномалия строения отдельных частей лица, свищи, новообразования (гемангиома, неуточненное);

    Б) преддверие полости рта (мелкое, среднее, достаточной глубины), уздечка верхней губы (нормальная, аномалия размеров, прикрепления), уздечка нижней губы (нормальная, аномалии размеров, прикрепления), уздечка языка (нормальная, аномалии размеров, прикрепления);

    В) слизистая оболочка полости рта: цвет, влажность;

    Г) язык (розовый, влажный, гладкий, складчатый, обложен, наличие очагов десквамации);

    Д) форма альвеолярных отростков (полукруглая, форма эллипса, трапециевидная);

    Е) соотношение челюстей: по сагиттали (нейтральное, нижняя челюсть располагается впереди, сзади или на одном уровне с верхней челюстью), по вертикали (наличие щели между десневыми валиками более 3 мм, плотный контакт между десневыми валиками), по
    трансверзали (правильное, уменьшение или увеличение размеров и ширины челюстей);

    Ж) прорезывание зубов (норма, преждевременное, запоздалое, парное, непарное, последовательность прорезывания;

    З) состояние твердых тканей зуба: цвет - белый, желтый, серый, форма зубов - правильная, измененная; гипоплазия, гипоплазия, осложненная кариесом, гипоплазия, сочетанная с кариесом; аплазия и другие пороки развития зубов;

    И) функции: дыхание (носовое, ротовое, смешанное), глотание (инфантильное, соматическое), жевание (активное, ленивое);

    К) вредные привычки (сосание пальцев, языка, щеки, предметов, прикусывание губ, щек, подкладывание кулачка под щеку во время сна);

    Л) пользование пустышкой (не пользуется, пользуется постоянно, ограниченно) до какого возраста...

    Этапный эпикриз (составляется каждые полгода)

    1. Возраст в момент составления эпикриза

    2. Количество заболеваний, перенесенных ребенком за истекший период.

    3. Пороки развития лица (есть, нет)

    4. Отклонения в формировании прикуса (есть, нет, без изменений, саморегуляция, коррекция, усугубление)

    5. Аномалия прикрепления мягких тканей (есть, нет, устранена, не показано устранение)

    6. Новообразования (есть, нет). Гипоплазия (есть, нет, без изменений, стабилизация,
    ухудшение)

    10. Профилактические меры по предупреждению: кариеса, аномалий прикуса

    11. Лечение у стоматолога, хирурга, ортодонта, терапевта

    12. Лечение у педиатра другого профиля

    Этот план анамнеза и исследования ребенка достаточно объемный. Однако многие его части могут заполняться медицинской сестрой или самой мамой до, после или во время осмотра ребенка врачом.

    Во время беседы врача или медицинской сестры с мамой очень важно внимательно наблюдать за ребенком, т. к. с этого момента начинается осмотр ребенка и в непринужденной обстановке легко выявить его вредные привычки (сосание пальца, пустышки и др.), нарушения функции дыхания, глотания и т. д.

    Осмотр ребенка в возрасте до 6 месяцев следует проводить в положении лежа, а после 6 месяцев - в положении сидя на коленях матери, сидящей на стуле или в стоматологическом кресле.

    Результаты клинического обследования ребенка позволяют выделить 3 диспансерные группы:

    I группа - здоровые дети,

    II группа - здоровые дети с факторами риска возникновения стоматологических заболеваний,

    III группа - дети, имеющие заболевания, пороки развития, отклонения в формировании.

    По словам проф. Г. А. Захарьина, правильно собранный анамнез есть половина диагноза.

    Обычно анамнез ребенка собирается у родителей, желательно у матери. Наблюдательная мать при умелом расспросе врача может сообщить много ценных сведений о развитии заболевания у ребенка. Однако нередко мать навязывает врачу свое субъективное мнение о причине и даже диаг­нозе заболевания. Поэтому от врача требуется немало терпения и такта, чтобы, выслушав спокойно рассказ матери, заставить ее затем точно и кратко ответить на конкретные вопросы.

    Необходимо беседовать и с больным ребенком, особенно старшего возрас­та, но при этом следует помнить, что он не всегда может четко определить свои ощущения, очень внушаем. Кроме того, дети могут умышленно ввести врача в заблуждение.

    Возраст ребенка определяет некоторую специфику сбора анамнеза. Так, для детей первых лет, особенно первого года жизни, важнейшее значение приобре­тают подробные данные о возрасте и здоровье родителей, их привычках и про­фессиональных вредностях, а также акушерский анамнез матери: сведения о тече­нии беременности, питании во время беременности, продолжительности родового акта, осложнениях при родах. Подробно выясняются течение периода новоро­жденное™, характер вскармливания (когда введен прикорм, когда отнят ребенок от груди), показатели физического и психического развития, особенности поведе­ния, перенесенные заболевания, бытовые условия, контакты с инфекцион­ными больными.

    Для детей более старшего возраста особенное значение приобретают данные о всех ранее перенесенных заболеваниях, в том числе острых инфекционных болезнях, с указанием возраста, когда эта болезнь была перенесена, тяжести заболевания и имевших место осложнениях. Обращается внимание на проводи­мые ранее профилактические прививки и наличие патологических реакций на них.

    Учитывая возрастающую роль аллергии в развитии заболеваний, необходимо выявить склонность ребенка к аллергическим реакциям на различные факторы внешней и внутренней среды, продукты питания, лекарственные препараты, частоту острых респираторных заболеваний и связь их с аллергией.

    В анамнезе настоящего заболевания необходимо отразить начало болезни, его первые и последующие симптомы, развитие болезни до настоящего момента. Оценка этих данных имеет свои особенности, определяющиеся возрастом ребен­ка. Так, диагностическое значение одного и того же симптома резко меняется в разные возрастные периоды (например, сыпь, судороги, желтуха могут иметь различную диагностическую значимость в раннем и старшем возрасте).

    При тяжелом состоянии ребенка и необходимости срочных мероприятий це­лесообразно сначала расспросить мать о причине и развитии настоящего заболе­вания, осмотреть ребенка и оказать необходимую помощь, а затем уже собрать общий анамнез и все дополнительные сведения. Если ребенок находится на поликлиническом приеме или поступает в стационар в удовлетворительном со­стоянии, то сбор анамнеза может идти в обычной последовательности.


    Подробный анамнез занимает большое место в обследовании и позволяет сделать заключение о предполагаемом заболевании, характере течения патологичес­кого процесса, а также отрицательных факторах в жизни ребенка и семейно-бытовых условиях, которые могли способствовать развитию настоящего заболева­ния.

    Во время беседы с матерью и ребенком необходимо наблюдать за поведением больного, координированностью его движений, особенностями мышления и речи, т.е. начинать объективный осмотр. В педиатрии используют такие же оценки состояния больного («удовлетворительное», «среднетяжелое», «тяжелое», «очень тяжелое», «агональное») и те же методы исследования, как и у взрослых, но для того, чтобы результаты получились правильными, надо уметь подойти к ребенку, знать некоторые специальные правила обследования.

    Важное место в обследовании ребенка занимает осмотр. Если ребенок спит, то будить его не рекомендуется. Наоборот, в этом состоянии наиболее точными будут данные подсчета частоты пульса, дыхания. Постепенно осторожными дви­жениями и обязательно теплыми руками необходимо полностью раздеть ребенка. Только у больных пубертатного возраста, щадя психику, это можно сделать час­тично.

    Если ребенок относится к осмотру негативно, то следует преодолеть его страх и сопротивление, переключив внимание на игрушки, приласкать, рассказать сказку. Многие дети быстро привыкают к врачу, процесс обследования, если он не причиняет болевых ощущений, привлекает их внимание, ребенок охотно дает себя осмотреть и даже подражает приемам врача. Но бывают дети избалованные, чрезмерно возбудимые, на которых не действуют обычные приемы. В этих слу­чаях иногда помогает строгий приказ врача, и лишь в исключительных случаях может быть применен насильственный осмотр.

    Осмотр желательно проводить при дневном свете и, как исключение, при ярком электрическом освещении, при котором трудно правильно оценить окрас­ку кожных покровов и слизистых оболочек, особенно выявить желтуху. Детей раннего возраста располагают на столе, более стар­ших детей можно осматривать на руках матери или в кроватке.

    Существует определенная последовательность осмотра. Прежде всего необхо­димо оценить положение ребенка (активное, пассивное, вынужденное), его осанку, походку, выражение лица, глаз, окраску кожных покровов, наличие и ха­рактер сыпи, выраженность катарального синдрома. Ребенок должен быть ос­мотрен полностью, даже если диагноз ясен, так как могут быть не­ожиданные находки или сопутствующего заболевания, или аномалий развития. Оценивается состояние питания, физическое развитие, определяются пульс, час­тота дыхания, а затем обследуются органы и системы по общепринятой схеме.

    Осмотр ротоглотки и болезненных участков тела (например, суставов при полиартрите) следует проводить в последнюю очередь, так как это исследование обязательно причинит неприятные ощущения и вызовет сопротивление ребенка, после чего дальнейший осмотр может оказаться невозможным. При обследова­нии ротоглотки ребенка нужно фиксировать так, чтобы врач мог внимательно при ярком освещении осмотреть слизистую оболочку полости рта и глотки, мин­далины. Осмотр проводится только с помощью шпателя или ложки.

    Спокойное, доброжелательное, уверенное поведение врача и медицинского

    Персонала, гуманное отношение к больному и его родственникам являются залогом успешного лечения и последующей профилактики заболеваний в детском воз­расте. Врач должен всегда поддерживать с матерью ребенка тесный контакт, быть постоянным советчиком в воспитании ребенка и проводником необходимых медицинских знаний среди окружающих его людей.

    УМЕНИЯ И НАВЫКИ

    КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    Учебное пособие

    Издательство

    Саратовского медицинского университета им. В.И. Разумовского

    УДК 616 - 053.2-071.1/.6(075.8)

    ББК 57.33 +53.4я73

    Учебное пособие составлено с учетом требований государственного образовательного стандарта и в соответствии с Программой пропедевтики детских болезней с курсами здорового ребёнка и общим уходом за детьми (для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений), Москва ГОУ ВУНМЦ, 2000.

    Пособие включает систематизированный материал по методике обследования систем: костно-мышечной, дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварения, мочевыделения, кроветворения, эндокринной и др. Приводятся нормативы показателей объективного, инструментального обследования. Каждый раздел содержит вопросы для самоподготовки к занятию.

    Предназначено для внеаудиторной и аудиторной работы студентов педиатрического факультета медицинских ВУЗов в процессе изучения пропедевтики детских болезней.

    Составители: Н.В.Болотова, Е.Г.Дронова, А.П.Аверьянов, В.К.Поляков, Е.П.Новикова, С.В.Лазебникова, Н.Ю.Филина, Н.Ю.Райгородская

    Рецензенты:

    Зав. кафедрой факультетской и поликлинической педиатрии ГОУ ВПО «Нижегородской ГМА Росздрава», доктор медицинских наук, профессор Е.Ф.Лукушкина

    Зав. кафедрой факультетской педиатрии с курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка Оренбургской государственной медицинской академии доктор медицинских наук, профессор А.А.Вялкова

    Одобрено к изданию ЦКМС СГМУ.

    © Составители, 2009

    © Саратовский медицинский

    университет

    им. В.И. Разумовского, 2009

    МЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

    Костная система в детском возрасте не только является опорно-двигательным аппаратом, депо макро- и микроэле­ментов, но и определяет биологическую зрелость детского ор­ганизма.

    Критериями, характеризующими биологическую зрелость ребенка в допубертатном периоде, являются показатели оссификации костей кисти (костный возраст), число молочных и постоянных зубов (зубной возраст), длина и пропорции тела, погодовые прибавки роста. У подростков к этим показателям прибавляется оценка стадии пубертата.

    Объективная оценка состояния опорно-двигательного ап­парата может быть дополнена данными рентгенологического обследования и изучения минерального обмена (количества кальция, фосфора, магния в сыворотке крови, моче).

    При объективном исследовании костно-мышечной системы используются следующие клинические методы: осмотр, пальпация, перкуссия, измерение.

    Чтобы получить цельное представление о состоянии костно-мышечной системы ребенка любого возраста, необходимо оценить его двигательную активность, произвести осмотр в различных положениях (лежа, сидя, стоя) и в движении.

    Методика объективного исследования мышечной системы

    При исследовании мышечной системы необходимо оценить степень развития мышц, их тонус, силу, характер и объём движений.

    Степень развития мышечной системы определяется осмотром и пальпацией симметричных групп мышц, а тонус по выраженности рельефа мускулатуры.

    У детей раннего возраста из-за хорошего развития подкожно-жирового слоя степень развития мышц определить трудно.

    1. Слабое развитие мускулатуры - рельеф мышц не выражен.

    2. Сильное развитие мускулатуры - рельеф мышц отчетливо выражен.

    3. Среднее развитие мускулатуры - промежуточное состояние.

    Тонус мышц оценивается по степени сопротивления при пассивных движениях конечностей и консистенции мышц; определяемой пальпаторно.

    Для детей первых месяцев жизни характерен физиологический гипертонус сгибателей верхних (до 3 мес.) и нижних (до 4 мес.) конечностей.

    У здорового ребенка любого возраста тонус мышц на симметричных участках одинаков.

    1. Слабый тонус - мышцы при пальпации мягкие, вялые.

    2. Сильный тонус - мышцы упругие, твердые.

    3. Средний тонус - промежуточное состояние.

    Сила мышц у детей раннего возраста определяется сопротивлению, которое оказывает ребенок при активных движениях, у детей старшего возраста - динамометрией.

    Объем движений оценивается по углу сгибания
    разгибания, степени ротации, объему круговых движений суставов конечностей и позвоночника.

    Таблица 1.

    Таблица 2

    Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов

    Зубы Сроки прорезывания зубов
    молочные постоянные
    Средние резцы
    Нижние 6-8 мес. 5,5-8 лет
    Верхние 8-9 мес. 6-10 лет
    Боковые резцы
    Нижние 10-12 мес. 9-12,5 лет
    Верхние 9-11 мес. 8,5-14 лет
    Клыки
    Нижние 18-20 мес. 9,5-15 лет
    Верхние 17-19 мес. 9-14 лет
    Первые премоляры
    Нижние 13-15 мес. 9-12,5 лет
    Верхние 12-14 мес. 10-14 лет
    Вторые премоляры
    Нижние 22-24 мес. 9,5-15 лет
    Верхние 21-23 мес. 5-8 лет
    Первые моляры
    Нижние 9-14 лет
    Верхние 5-5,7 лет
    Вторые моляры
    Нижние 10-14 лет
    Верхние 10,5-14,5 лет
    Зубы мудрости
    Нижние 18-25 лет
    Верхние 18-25 лет

    Молочные зубы прорезываются после рождения в определенной последовательности.

    Таблица 3

    Этапы формирования молочного прикуса (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)

    Таблица 4

    Сроки прорезывания молочных зубов:

    (S.L.Horowits, E.H.Hixon, 1966)

    челюсть зубы Очень раннее Раннее 10% Обычное 30% Обычное 50% Обычное 70% Позднее 90% Позднее 100%
    Нижняя Резец центральный 7 - 8
    Верхняя Резец центральный 9 - 10
    Верхняя Резец латеральный 11,5
    Нижняя Резец латеральный 12,5
    Верхняя Моляр первый
    Нижняя Моляр первый 15 - 16
    Нижняя Клык
    Верхняя Клык
    Нижняя Моляр второй
    Верхняя Моляр второй

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

    1. Определение степени развития мышечной системы.

    2. Определение тонуса мышц.

    3. Определение силы мышц.

    4. Определение формы и размера головы.

    5. Методика пальпации головы.

    6. Характеристика родничков, методы оценки.

    7. Порядок и сроки прорезывания молочных зубов.

    8. Определение формы, размеров, окружности грудной клетки. Методика измерения эпигастрального угла.

    9. Рахитические деформации грудной клетки и методы их выявления.

    10. Определение резистентности грудной клетки.

    11. Методы определения физиологических и патологических изгибов позвоночника.

    12. Дифференциальная диагностика рахитического и туберкулёзного «горба».

    13. Методика определения «рахитических браслетов», «нитей жемчуга».

    14. Определение длины, формы и пропорции конечностей.

    15. Клинические симптомы врождённого вывиха тазобедренных суставов.

    16. Определение объёма движений суставов.

    17. Оценка биологического возраста ребёнка.

    Таблица5.

    Синдром ринита

    Таблица 6

    Синдром ложного крупа

    Жалобы Внезапное начало заболевания. Повышение температуры тела, насморк, лающий кашель, осиплость или исчезновение голоса
    Осмотр Цианоз носогубного треугольника, лающий кашель, осиплость голоса, вплоть до афонии, инспираторная одышка с участием вспомогательной мускулатуры (игра крыльев носа, втяжение яремной ямки, межреберных промежутков), слизистое отделяемое из носа, гиперемия зева, задней стенки глотки
    Пальпация грудной клетки Характерных симптомов нет
    Перкуссия грудной клетки Дыхание не изменено или ослаблено.
    Аускультация легких Вдох удлинен

    Синдром ложного крупа обусловлен возникновением воспаления, отека и спазма гортани при вирусной инфекции.

    Дополнительные методы исследования: общий анализ крови, посев слизи из зева и носа на возбудитель.

    Семиотика поражения бронхов

    Бронхит - наиболее часто встречающаяся патология у детей, при которой поражаются средние и нижние отделы воздухоносных путей, бронхи любого калибра. Все формы бронхитов (острый бронхит, острый обструктивный бронхит, острый бронхиолит) диагностируют по клиническим симптомам как самостоятельные нозологические формы. Семиотика обструктивного бронхита представлена в таблице 7.

    Таблица 7

    Таблица 8

    Синдром пневмонии

    Клинические методы обследования Основные клинические симптомы
    Жалобы Повышение температуры тела до фебрильных цифр, одышка, кашель (сухой, чаще влажный)
    Осмотр Бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, одышка смешанного характера с участием вспомогательной мускулатуры (крыльев носа, межреберных мышц, мышц брюшного пресса, яремной ямки), кашель глубокий, влажный, отста­вание «больной» половины грудной клетки в акте дыхания (при поражении несколь­ких сегментов или доли легкого)
    Пальпация грудной клетки Усиление голосового дрожания над областью уплотнения легочной ткани
    Перкуссия грудной клетки Укорочение перкуторного звука над зоной инфильтрации легочной ткани
    Аускультация легких Локальные мелкопузырчатые влажные хрипы на стороне поражения, жесткое или бронхиальное дыхание и усиление бронхофонии над областью уплотнения
    Рентгенограмма органов грудной клетки Усиление бронхососудистого рисунка, инфильтрация сегмента; нескольких сегментов; доли легкого

    Дополнительные методы исследования: рентгенограмма органов грудной клетки, общий анализ крови, визуальное (количество, цвет, запах, характер) и бактериологическое исследование мокроты.

    Семиотика экссудативного плеврита

    Плеврит - воспаление плевры, чаще вторичное, развивается на фоне различных патологических изменений легких.

    Различают плеврит сухой (pleuritis sicca) и экссудативный (pleuritis exudativa). Воспалительный экссудат может быть серозным или серозно-фибринозным (при туберкулезе, вирусных заболеваниях, полисерозитах различной этиологии, аллергии), гнойным (при пневмококковой, стафилококковой, стрептококковой пневмонии), геморрагическим (при бронхогенном раке, травме грудной клетки).

    Клинические симптомы экссудативного плеврита представ­лены в таблице 9.

    Таблица 9

    Таблица 10

    Исследование пульса

    Учитывая лабильность пульса у детей (при крике, волнении он учащается на 20-100%), рекомендуется считать его либо в начале, либо в конце обследования, а у детей младшего возраста и очень беспокойных детей - во время сна. Исследуется пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной, подколенной и артерии тыла стопы.

    Пульс на a. radialis следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Кисть ребенка захватывается правой рукой врача в области лучезапястного сустава с тыльной стороны. Пальпация артерии проводится средним и указательным пальцами правой руки.

    На височной артерии пульс исследуется прижатием артерии к кости указательным и средним пальцами.

    При беспокойстве ребенка и затруднении пальпации на руке пульс исследуется на бедренной и подколенной артериях в вертикальном и горизонтальном положении ребенка. Ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке, в месте выхода артерий из-под пупартовой связки и в подколенной ямке.

    Пальпацию сонных артерий осуществляют мягким надавливанием на внутренний край грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне перстневидного хряща гортани.

    Пульс на a. dorsalis pedis определяется при горизонтальном положении ребенка. Второй, третий и четвертый пальцы врача помещаются на границе дистальной и средней трети стопы.

    Характеризуются следующие свойства пульса: частота, ритм, напряжение, наполнение, форма.

    Для определения частоты пульса подсчет ведется не менее одной минуты. Частота пульса меняется в зависимости от возраста ребенка

    Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами. В норме пульс ритмичен, пульсовые волны следуют через равные промежутки времени.

    Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить для сдавливания пальпируемой артерии. Различают напряженный, или твердый (pulsus durus), и напряженный, мягкий, пульс (p. mollis).

    Наполнение пульса определяется количеством крови, образующим пульсовую волну. Исследуется пульс двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление прекращают и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. Различают полный пульс (p. pie nus) - артерия имеет нормальное наполнение -и пустой (p. vacuus) - наполнение меньше обычного.

    Величина пульса определяется на основании суммарной оценки наполнения и напряжения пульсовой волны. По ве­личине пульс делят на большой (p. magnus) и малый (р. рагvus).

    Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. При ускорении нарастания пульсовой волны пульс приобретает как бы скачущий характер и называется скорым (p. celer); при замедлении нарастания пульсовой волны пульс называется медленным (p. tardus).

    Правила измерения АД

    Перед измерением АД пациенту необходимо отдохнуть в течение 5 минут.

    Измерение АД должно проводиться в тихой, спокойной и удобной обстановке при комфортной температуре. Непосредственно в комнате, где проводится измерение АД, должны быть кушетка, стол, место для исследователя, стул для пациента с прямой спинкой и, по возможности, регулируемой высотой сиденья, или приспособления для поддержания руки пациента на уровне сердца. Во время измерения пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами, не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения АД.

    Измерение артериального давления должно проводиться не раньше, чем через 1 час после приема пищи, употребления кофе, прекращения физических нагрузок, пребывания на холоде и контрольных работ в школе.

    Плечо пациента должно быть освобождено от одежды, рука должна удобно лежать на столе (при измерении АД в положении сидя) или на кушетке (при измерении АД в положении лёжа), ладонью кверху. При измерении АД на руках манжета накладывается на 2 см выше локтевого сгиба, при этом под манжету можно свободно подвести палец.

    При измерении АД на нижних конечностях ребёнок лежит на животе, а манжета накладывается на бедро так, чтобы нижний край манжеты был на 2-2,5 см выше подколенной ямки. Стетоскоп прикладывается к подколенной ямке (области подколенной артерии)

    Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.

    Таблица 12

    девочек

    Возраст, годы Центили АД САД, мм рт. ст.
    Центили роста
    5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
    90-й 95-й 97 101 98 102 99 103 100 104 102 105 103 107 104 107
    90-й 95-й 99 102 99 103 100 104 102 105 103 107 104 108 105 109
    90-й 95-й 100 104 100 104 102 105 103 107 104 108 105 109 106 110
    90-й 95-й 101 105 102 106 103 107 104 108 106 109 107 111 108 111
    90-й 95-й 102 107 103 107 104 108 106 110 107 111 108 112 109 113
    90-й 95-й 104 108 105 109 106 110 107 111 109 112 110 114 111 114
    90-й 95-й 106 110 107 110 107 112 109 113 110 114 112 115 112 116
    90-й 95-й 108 112 109 112 110 113 111 115 112 116 113 117 114 118
    90-й 95-й 110 114 110 114 112 115 113 117 114 118 115 119 116 120
    90-й 95-й 112 116 112 116 114 117 115 119 116 120 117 121 118 122
    90-й 95-й 114 118 114 118 116 119 117 121 118 122 119 123 120 124
    90-й 95-й 116 120 116 120 118 121 119 123 120 124 121 125 122 126
    90-й 95-й 118 121 118 122 119 123 121 125 122 126 123 127 124 128
    90-й 95-й 119 123 120 124 121 125 122 126 124 128 125 129 126 130
    90-й 95-й 121 124 121 125 122 126 124 128 125 129 126 130 127 131
    90-й 95-й 122 125 122 126 123 127 125 128 126 130 127 131 128 132
    90-й 95-й 122 126 123 126 124 127 125 129 126 130 128 131 128 132
    Возраст, годы Центили АД ДАД, мм рт. ст.
    Центили роста
    5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
    90-й 95-й 53 57 53 57 53 57 54 58 55 59 56 60 56 60
    90-й 95-й 57 61 57 61 58 62 58 62 59 63 60 64 61 65
    90-й 95-й 61 65 61 65 61 65 62 66 63 67 63 67 64 68
    90-й 95-й 63 67 63 67 64 68 65 69 65 69 66 70 67 71
    90-й 95-й 65 69 66 70 66 70 67 71 68 72 68 72 69 73
    90-й 95-й 67 71 67 71 68 72 69 73 69 73 70 74 71 75
    90-й 95-й 69 73 69 73 69 73 70 74 71 75 72 76 72 76
    90-й 95-й 70 74 70 74 71 75 71 75 72 76 73 77 74 78
    90-й 95-й 71 73 72 76 72 76 73 77 74 78 74 78 75 79
    90-й 95-й 73 77 73 77 73 77 74 78 75 79 76 80 76 80
    90-й 95-й 74 78 74 78 75 79 75 79 76 80 77 81 77 81
    90-й 95-й 75 79 75 79 76 80 76 80 77 81 78 82 78 82
    90-й 95-й 76 80 76 80 77 81 78 82 78 82 79 83 80 84
    90-й 95-й 77 81 77 81 78 82 79 83 79 83 80 84 81 85
    90-й 95-й 78 82 78 82 79 83 79 83 80 84 81 85 82 86
    90-й 95-й 79 83 79 83 79 83 80 84 81 85 82 86 82 86
    90-й 95-й 79 83 79 83 79 83 80 84 81 85 82 86 82 86

    Таблица 13

    Значения 90 и 95 центилей систолического и диастолического артериального давления у мальчиков в возрасте от 1 до 17 лет в зависимости от центильного распределения роста*

    Возраст, годы Центили АД САД, мм рт. ст.
    Центили роста
    5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
    90-й 95-й 95 99 97 101 98 102 100 104 102 106 102 106
    90-й 95-й 98 101 99 102 100 104 102 106 104 108 105 109 106 110
    90-й 95-й 100 104 101 105 103 107 105 109 107 111 108 112 109 113
    90-й 95-й 102 106 103 107 105 109 107 111 109 113 110 114 111 115
    90-й 95-й 104 108 105 109 106 110 108 112 110 114 112 115 112 116
    90-й 95-й 105 109 106 110 108 112 110 114 111 115 113 117 114 117
    90-й 95-й 106 110 107 111 109 113 111 115 113 116 114 118 115 119
    90-й 95-й 107 111 108 112 110 114 112 116 114 118 115 119 116 120
    90-й 95-й 109 113 110 114 112 115 113 117 115 119 117 121 117 121
    90-й 95-й 98 101 99 102 100 104 102 106 104 108 105 109 106 110
    90-й 95-й 100 104 101 105 103 107 105 109 107 111 108 112 109 113
    90-й 95-й 102 106 103 107 105 109 107 111 109 113 110 114 111 115
    90-й 95-й 104 108 105 109 106 110 108 112 110 114 112 115 112 116
    90-й 95-й 105 109 106 110 108 112 110 114 111 115 113 117 114 117
    90-й 95-й 106 110 107 111 109 113 111 115 114 118 115 119 115 119
    90-й 95-й 107 111 108 112 110 114 112 116 115 119 116 120 116 120
    90-й 95-й 129 133 131 135 133 136 136 140 136 140 136 140
    Возраст, годы Центили АД ДАД, мм рт. ст.
    Центили роста
    5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
    90-й 95-й 50 55 51 55 52 56 53 57 54 58 54 59 55 59
    90-й 95-й 55 59 55 59 56 60 57 61 58 62 59 63 59 63
    90-й 95-й 59 63 59 63 60 64 61 65 62 66 63 67 63 67
    90-й 95-й 62 66 62 67 63 67 64 68 65 69 66 70 66 71
    90-й 95-й 65 69 65 70 66 70 67 71 68 72 69 73 69 74
    90-й 95-й 67 72 68 72 69 73 70 74 70 75 71 76 72 76
    90-й 95-й 69 74 70 74 71 75 72 76 72 77 73 78 74 78
    90-й 95-й 71 75 70 74 71 75 71 75 72 76 73 77 74 78
    90-й 95-й 71 73 71 76 72 76 73 77 74 78 75 79 75 80
    90-й 95-й 72 76 73 77 73 78 74 79 75 80 76 80 77 81
    90-й 95-й 73 77 74 78 74 79 75 80 76 80 77 81 78 82
    90-й 95-й 74 78 74 79 75 79 76 80 77 81 78 82 78 83
    90-й 95-й 75 79 75 79 76 80 77 81 78 82 78 83 79 73
    90-й 95-й 76 80 76 81 77 81 78 82 79 83 80 84 80 85
    90-й 95-й 77 81 77 79 78 83 79 83 80 84 81 85 81 86
    90-й 95-й 79 83 82 83 80 84 81 85 82 86 82 87 83 87
    90-й 95-й 81 85 81 85 82 86 83 87 84 88 85 89 85 89

    · - Update on the 1987 Task Force Report on High Blood Pressure in children and adolescents A working group report from the National High Blood Pressure Education Program

    Электрокардиография

    Электрокардиография - метод регистрации электродвижущей силы сердца, возникающей в процессе деполяризации и реполяризации миокарда. Для записи электрокардиограммы используются одно- и многоканальные аппараты, позволяющие регистрировать электрокардиограмму в нескольких отведениях и одновременно записывать другие показатели сердечной деятельности (фонокардиограмму, сфигмограмму).

    В обязательную программу полного электрокардиографического исследования входит съемка стандартных и усиленных однополюсных отведений от конечностей, а также шести однополюсных грудных отведений.

    Для получения стандартных отведений электроды помещают на верхних и нижних конечностях. Стандартные отведения называются еще классическими, или отведениями Эйнтховена.

    I стандартное отведение регистрирует разность потенциалов между левой и правой руками.

    II - между правой рукой и левой ногой.

    III - между левой рукой и левой ногой.

    Усиленные однополюсные отведения от конечностей регистрируют потенциал с одной конечности, отведения обозначаются: AVL - активный электрод на левой руке, AVR - активный электрод на правой руке, AVF - активный электрод на левой ноге.

    Грудные отведения обозначаются буквой «V». Дифферентный электрод присоединяется к положительному полюсу иу детей старше двух лет устанавливается:

    V1 - 4 межреберье справа у края грудины,

    V2 - 4 межреберье слева у края грудины,

    V3 - средняя точка между V2 и V1,

    V4 - 5 межреберье по средне-ключичной линии,

    V5 - по передней аксиллярной линии на уровне V4,

    V6 - по средней аксиллярной линии на уровне V4.

    Форма кривой ЭКГ при синхронной записи с различных участков тела будет различной. Зубцы или волны ЭКГ харастеризуют величину, направление и локализацию потенциалов сердца. Электрокардиограмма состоит из зубцов (Р, QR, S, Т) и интервалов (Р-Q, QRS, S-T, Q-Т, Т-РR-R). Отрезки ЭКГ, находящиеся между зубцами, называются сегментами, а отрезки, состоящие из сегмента и прилегающего зубца - интервалами.

    Горизонтальные участки сегментов указывают на отсутствие разности потенциалов на поверхности тела. Они изображаются изоэлектрической линией. Зубцы и волны, направленные вершинами вверх от изоэлектрической линии, называются положительными, вниз - отрицательными. Вершина каждого зубца образована восходящим и нисходящим коленами. Зубец Р отражает процесс возбуждения предсердий. Интервал Р - Q соответствует периоду от начала возбуждения предсердий до начала возбуждения желудочков.

    Комплекс QRS образуется в результате возбуждения миокарда желудочков.

    Интервал S - Т соответствует медленной реполяризации желудочков, зубец Т - быстрой реполяризации.

    Интервал Q - Т - электрическая систола сердца, соответствует по времени периоду от начала деполяризации до окончания реполяризации желудочков.

    Зубец U - положительный, непостоянный, отвечает фазе изометрического расслабления желудочков.

    Интервал Т - Р - электрическая диастола сердца.

    Интервал R - R - продолжительность сердечного цикла.

    Возрастные особенности ЭКГ у детей обусловлены анатомо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой системы.

    ЭКГ новорожденных

    1. Зубец Р относительно высок (отношение его к зубцу R в первых двух стандартных отведениях =1: 3); это объясняется относительно большими размерами предсердий и открытым овальным отверстием, что увеличивает работу предсердий.

    2. Глубокий зубец Q в III стандартном отведении aVR, aVF свидетельствует о правограмме.

    3. Зубец R мал в I отведении и высок в III в связи с преобладанием правого сердца и более горизонтальным расположением сердца в грудной клетке.

    4. Зубец S хорошо выражен в I стандартном отведении и
    мал в III.

    5. Комплекс QRS в ряде случаев зазубрен, иногда одновременно в двух отведениях, что объясняется неравномерные ростом проводящей системы сердца (правой и левой ножек пучка Гиса).

    6. Зубец Т в стандартных отведениях мал, часто сглажен двухфазен и даже отрицателен. Отношение его к зубцу I в первых двух стандартных отведениях 1:6 (у взрослых 1:3).

    7. Частота пульса у новорожденных 120 - 140 в 1 мин.

    ЭКГ детей раннего возраста

    1. Зубец Р остается высоким. Отношение его к R в первых двух стандартных отведениях становится 1: 6, что связано с увеличением зубца R.

    2. Во всех стандартных отведениях встречается зубец Q.В III стандартном отведении он глубокий.

    3. Зубец R в aVF стандартном отведении увеличивается, зубец Q уменьшается. Это связано с изменением соотношение правого и левого сердца, а также с изменением положения сердца в грудной клетке (более косое).

    4. Комплекс QRS часто зазубрен в III стандартном отведении.

    5. Зубец Т в стандартных отведениях у детей раннего возраста больше, чем у новорожденных, отношение его величины к величине зубца S в первых двух стандартных отведениях составляет 1:3 - 1:4.

    6. У детей раннего возраста, наряду с правым типом, встречается левый и нормальный тип ЭКГ: 40% - нормограмма, 50% - правограмма и 10% - левограмма.

    7. Средняя частота пульса - 110-120 в минуту.

    ЭКГ детей дошкольного возраста

    1. В I и II стандартных отведениях отношение зубца Р к зубцу R составляет 1:8- 1: 10.

    2. Соотношение величин зубцов R и S в стандартных отведениях приближается к этому соотношению у взрослых. По сравнению с ЭКГ детей раннего возраста увеличивается R и уменьшается S в I стандартном отведении, а в III отведении увеличивается S. Это связано с изменением соотношения правого и левого сердца, а также с изменением положения сердца в грудной клетке (более косое). Комплекс QRS чаще зазубрен, чем у детей раннего возраста.

    3. Зубец Т отрицательный в V1-V2.

    4. Электрическая ось – нормальная или вертикальная.

    5. Частота пульса в среднем 95-100 в 1 мин. Часто - аритмия дыхательного типа.

    6. Систолический показатель 49-55%.

    ЭКГ детей школьного возраста

    1. Зубец Р невысокий. Соотношение Р и R в I стандартном отведении составляет 1:8 - 1:10.

    2.В стандартных отведениях зубец Q встречается реже и величина его меньше, чем у более младших детей. Иногда в III отведении наблюдается глубокий Q, превышающий 4R.

    3. Соотношение величины R и S в стандартных и грудных отведениях приближается к соотношению взрослых.

    4. Зубец Т в стандартных отведениях положительный, хорошо выраженный.

    5. Чаще встречается нормограмма.

    6. Средняя частота пульса 70-90 в 1 мин. характерна лабильность пульса.

    Анализ электрокардиограммы рекомендуется проводить после ознакомления с анамнезом жизни и клиническим осмотром ребенка.

    Дать заключение о сердечном ритме. У здоровых детей он должен быть синусовым, т. е. в каждом сердечном цикле должен быть зубец Р, предшествующий желудочковому комплексу.

    Оценить расположение электрической оси сердца. При этом определяется величина зубца R и весь комплекс QRS в трех стандартных отведениях.

    Нормограмма RII >RI>RIII

    Правограмма - RIII>RI и >RII

    Левограмма - RI>RII и >RIII.

    Оценить зубцы и интервалы ЭКГ. Высота зубцов ЭКГ измеряется в миллиметрах от изолинии: измерения положительных зубцов производят от изоэлектрической линии до верхушки данного зубца, отрицательных - вниз от изолинии до верхушки зубца. Далее оценивают форму и амплитуду зубцов Р, Q, R, S, Т в различных отведениях, рассчитывают отношение этих зубцов к зубцу R, сопоставляя их с возрастной нормой.

    Длительность интервалов и зубцов измеряют во II отведении ЭКГ и оценивают в сотых долях секунды, сравнивая с возрастной нормой. Учитывают интервалы Р - Q, QRS, S - Т, Т - Р, R - R.

    Зубец Р положительный в I, II, aVF-отведениях и со­ставляет "/6 R, по ширине не более 0,10с. В отведениях III, aVL этот зубец может быть сглаженным, положительным, двухфазным, отрицательным. В грудных отведениях Р низкие, положительные, в aVR-отведении зубец Р отрицательный. Под воздействием симпатических влияний амплитуда Р увеличивается, с воздействием ваготонических - уменьшается.

    Зубец Q у детей в норме не шире 0,03 с, в III отведе­нии он составляет до 7з - 74 R, в грудных отведениях - до "/г R.

    Зубец R - наибольший, вариабельный по величине (5-25мм), амплитуда его зависит от направления электрической оси сердца. У здоровых детей могут встречаться расщепления, зазубрины зубца в одном или двух отведениях.

    Зубец S - отрицательный, непостоянный, величина его зависит от направления электрической оси сердца, ширина до 0,01-0,04 с. Расщепления, зазубрины зубца S оцениваются так же, как и зубца R.

    Зубец Т у детей имеет высоту 0,5-6 мм (от 1/3 - 1/4 R в стандартных отведениях до 1/2 R в грудных отведениях); он всегда

    Татьяна Красникова
    Диагностика детей раннего возраста

    ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

    Диагностика развития познавательного уровня

    При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

    Цветовой гнозис (4 цвета : красный, синий, желтый, зеленый)

    Нормативы :

    различение от 1,5-2 лет;

    выбор по названию - в 2-3 года;

    самостоятельность названия - в 2,5-3 года.

    Стимульный материал : цветные наборы дидактических игр "Бабочки и крылья", "Рыбки и хвостики", "Цветочек и лепесточек", "Носки и варежки", "Листочки" и др.

    Пример инструкций :

    1) "положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек";

    2) "покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек";

    3) "назови, какого цвета этот цветочек".

    Аналогично предъявляются другие задания.

    Нормативы :

    сличение - от 1,5-2 лет;

    выбор по названию - в 2 года;

    самостоятельность названия - в 3 года.

    Стимульный материал : круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

    Пример инструкции :

    1) "дай такую же" (форма и цвет совпадают) ;

    2) "покажи, где кубик";

    3)"назови форму".

    Предметный гнозис

    Стимульный материал : 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) .

    Инструкция :

    1) "покажи, где нарисован. ";

    2) "что нарисовано?" или "что это?"

    Нормативы :

    В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

    В 2,5 года называют многие предметы из групп : игрушки, посуда, одежда, мебель.

    В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия : игрушки, одежда, мебель, обувь.

    Методика "Выбор по образцу" (парные картинки)

    Стимулъный материал : шесть пар одинаковых предметных картинок.

    Нормативы :

    выбор из двух карт инок - в 2 года;

    выбор из четырех картинок - в 3 года.

    Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

    Конструктивный праксис (методика "Разрезные картинки")

    Стимульный материал : картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

    Нормативы :

    разрезная картинка из двух фрагментов - в 2,5-3 года;

    разрезная картинка из трех фрагментов - в 3 - 3,5 года.

    Анализ результатов :

    1) совершает целенаправленные действия;

    2) соединяет части без анализа полученного целого;

    3) прикладывание с разворотами;

    4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

    Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5- З лет)

    Стимульный материал : кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

    Анализ результатов :

    1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным) ;

    2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

    3) сопоставление и исправление ошибок;

    4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

    5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

    Пространственный гнозис

    Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

    Пример инструкций :

    "Посади мишку около коробки", "Положи в коробку", "Посади на коробку", "Спрячь картинку под коробку", "Достань из-под коробки", "Покажи, где верх (низ) ", "Иди вперед (назад) ".

    Нормативы :

    2,5-3 года - дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;

    3,5-4 года - выполняют все задания.

    Диагностика способов деятельности.

    Складывание пирамидки. Складывание матрешки

    Стимульный материал : пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

    Нормативы :

    снимают кольца с пирамидки - в 1 год;

    собирают пирамидку без учета диаметра колец - в 1,5-2,5 года;

    собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания - в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

    Анализ результатов :

    1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.) . Данные действия являются неадекватными;

    2) простое манипулирование (специфическая манипуляция) ;

    3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета) ;

    4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

    5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

    6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) .

    Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

    Методика "Вкладыши" ("Мисочки")

    Стимульный материал : семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

    Анализ результатов :

    1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия) ;

    2) специфические манипуляции (познавательные) ;

    3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша) ;

    4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

    5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

    6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

    7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

    зрительного анализа);

    До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

    Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту , следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка . Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

    Методика "Почтовый ящик" ("Коробочка форм") (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

    Стимульный материал : деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

    Анализ результатов :

    до 3 лет допускается силовая проба;

    в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

    Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы :

    ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание : ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение : ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

    Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

    Стимульный материал и исследование : ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

    Нормативы :

    15 месяцев - подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

    вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

    18 месяцев - снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

    одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

    игрушку на новом месте;

    2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу - каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

    действий;

    2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.) . Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

    3 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

    Диагностика развития игры .

    Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

    Анализ уровня развития игры :

    2) манипуляция с предметами - до 2 лет;

    3) процессуальные игровые действия - с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.) ;

    4) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.) ;

    5) сюжетная игра - к 3 годам.

    Диагностика развития двигательной сферы.

    Общая моторика.

    Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам :

    1 год - самостоятельная ходьба;

    1,5-2 года - поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

    2,5 года - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

    3 года - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

    Одновременность движений : по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

    Отчетливость движений : ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

    Тонкие движения пальцев рук

    Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

    Нормативы :

    2 года - повторяют штрихи, рисуют круги;

    2,5-3 года - рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека - "головонога".

    Оральный праксис :

    губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку) ;

    щек (надуть и втянуть щеки) ;

    языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка "горку").

    Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

    Исследование памяти

    Выполнить по памяти серию инструкций : встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

    Нормативы :

    1,5 года - выполняют 3 действия;

    2 года - выполняют 3-4 действия;

    3 года - выполняют 5 действий.

    Игра "Что изменилось - чего не стало"

    Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

    Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

    Исследование внимания

    Методика "Зрительный диктант"

    Стимульный материал : три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку) .

    Нормативы :

    для детей 2-2 ,5 лет - найти две повторяющиеся картинки;

    для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки;

    для детей 5 лет - отыскивание картинок в таблице.

    Инструкция : "Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) . Как можно быстрее. Но не ошибайся".

    Анализ результатов :

    скорость выполнения одной таблицы - 1,5 минуты.

    Нарушения внимания :

    1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания) ;

    2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий) ;

    3) "застреваемость" внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

    4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации) .

    При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются : контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

    1. Контактность :

    а) легкий, быстрый контакт;

    б) поверхностный;

    в) контакт устанавливает с трудом;

    г) уходит от контакта;

    д) протестная реакция.

    2. Внимание :

    а) взгляд фиксирует (не фиксирует) ;

    б) устойчивое (неустойчивое) ;

    в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

    г) "застревание";

    д) с явлениями генерализации.

    3. Фон настроения :

    а) нормальный;

    б) несколько повышен (снижен) ;

    в) эйфорический;

    г) депрессивный;

    д) контрастирующий.

    4. Реакция на поощрение и порицание :

    а)адекватная;

    б) индифферентная;

    в) с повышением (понижением) результативности работы;

    г) корректировка деятельности;

    д) отсутствие реакции;

    е) отказ от деятельности при порицании;

    ж) агрессивная реакция на порицание;

    з) дезорганизация деятельности.

    Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого . Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

    Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике.

    Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

    Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

    Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития

    Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы дефектолога. Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста

    Методика обследования детей раннего возраста (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, 1983)

    Методики Н.М. Аскариной, К.Л. Печоры;

    Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей Е.М. Мастюковой.

    При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей.

    Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска.

    Скрининговая методика изучения психомоторного развития детей с ПЭП (шкала Гриффитс).

    Эта система позволяет количественно и качественно оценивать психомоторное развитие ребенка с ПЭП в возрасте от одного месяца до двух лет жизни. Данная методика доступна и проста в использовании. Применяя ее, можно вести лонгитюдное исследование - как родителям, так и специалистам.

    Основные показатели психического развития детей раннего возраста и признаки риска (А.Н. Корнев);

    Методика обследования познавательного развития по Е.Л. Стребелевой;

    Методика диагностики нарушений взаимодействия ребёнка раннего возраста с окружающим миром и признаки искажение его аффективного развития) Е.Р. Баянской и М.М. Либлинг.

    Это методика для детей с РДА.

    Нормы развития детей раннего возраста М. Питерси, Р. Трилор.

    Социально-эмоциональное развитие 1-2 года

    1. Ребенок начинает настаивать на своем.

    2. Начинает осознавать свои чувства.

    3. Начинает использовать речь, чтобы выразить свои желания.

    4. Нуждается в поддержке и одобрении со стороны.

    5. Играет один или рядом с другими детьми (параллельная игра).

    6. Имитирует игровые действия.

    7. Неохотно делится игрушками.

    8. Интересуется окружающим миром и людьми. Активен, нуждается в присмотре.

    9. Может быть пугливым, стесняться.

    2-3 года

    1. Ребенок начинает обращать внимание на чувства других, демонстрирует свои чувства.

    2. Переживает и расстраивается по поводу неудач.

    3. Собственнически относится к своим вещам.

    4. Играет параллельно, наблюдает за игрой других детей.

    5. Не любит ждать. Требует немедленного удовлетворения своих потребностей.

    6. Имитирует игру взрослых и других детей.

    7. Начинает взаимодействовать с детьми в игре.

    8. Принимает помощь.

    В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).

    Существует несколько методик изучения психического развития детей первого года жизни.

    Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году - в 3 месяца, начиная с третьего года жизни - раз в полугодие.

    Первый год жизни:

    Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди отечественных методов можно отметить работы Г. В. Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э. Л. Фрухт (1984), О. В. Баженовой (1983), Л. Т. Журбы, Е. М. Мастюковой (1981).

    И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия с взрослыми, эмоциональных реакций.

    В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, 1983; Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).

    Детей до 8 месяцев можно исследовать на специальном столе, более старших детей лучше высаживать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровые (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухие, сытые, нераздраженные, неутомленные.

    Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 месяцев легко входят в такой контакт и не дифференцируют незнакомых им взрослых. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

    О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) представили свои предложения по организации комплексного диагностического обследования детей с нарушениями в сфере формирования движений;

    Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг (2001) предложили методику диагностики нарушений взаимодействия, ребенка в раннем возрасте с окружающим миром и представили признаки искажения аффективного развития;

    Т.В. Пелымская и Н.Д. Шматко (2001) предложили методику педагогического обследования слуха у детей первого года жизни, которое способствует раннему выявлению снижения слуха;

    И.И. Ильчикова, М.Э. Вернадская и О.В. Парамей (2003) изложили особенности заболевания глаз у детей младенческого возраста, а также методы психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей;

    Е.В. Козлова в работе, «Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни» (2003), выбрала для системной оценки основных показателей развития детей шкалу Гриффитс;

    Ю.А. Лисичкина (2004) модифицировала и апробировала диагностическую методику О.В. Баженовой для исследования довербального развития детей с ПЭП (перинатальной энцефалопатией).

    Среди перечисленных выше методик только некоторые направлены на диагностику нарушений доречевого развития (методики Е.Ф. Архиповой, Е.В. Козловой, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенковой, Ю.А. Лисичкиной).

    В качестве базовых методик при диагностике психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ПЭП, можно рекомендовать методики Г.В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), методику Гриффитс (в переводе Кешишян, 2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).

    • Шкалы развития младенцев (тест Н.Бэйли, 1969);
    • Тест «Оценка уровня психомоторного развития ребенка» (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, Е.Д. Айнгорн, 1981);
    • Тест развития детей первого года жизни О.В. Баженовой, 1986;
    • Тест «График нервно-психического обследования младенцев» – ГНОМ (Г.В. Козловская, А.В. Горюнова и др., 1997) – для детей от трех лет;
    • Тест «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт 1983);
    • A.A. Gezell, C.S. Amatruda,1941;
    • W.K.Frankenburg, J.B.Dodds, 1967 и др.



    Похожие статьи