• Методическая разработка занятия В ГПД. Тема: "Режимные занятия группы продленного дня"

    25.04.2019

    Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.

    Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.

      «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.

      «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.

      «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:

      что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?

      что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).

      что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)

      «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.

      «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.

      «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:

    • по цвету волос (от светлого до темного);

      по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;

      по дате рождения и т. п.

    Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.

    Занятия на развитие мыслительных способностей.

      Придумать слова с заданной буквой:

      начинающиеся на букву «А»;

      оканчивающиеся на букву «Т»;

      имеющие в середине «ЧК»

      Перечислить объекты с заданным признаком:

      белого (зеленого, красного) цвета;

      прямоугольной (круглой) формы.

      Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

      «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т: «На кресле – книга и тетрадь», «На крыше кирпичная труба»)

    Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.

    Занятия на тренировку памяти.

      «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).

      «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).

      По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.

    Занятия на развитие воображения

      «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. На что похожа получившаяся из краски фигура?

      «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.

      «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.

      «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят.

      «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).

    Игры на развитие коммуникативных способностей

      «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.

      «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».

      «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы по четыре человека, каждая группа договаривается, что будет рисовать. Каждый ученик рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.

    Игры на развитие чувственной сферы детей

      «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.

      Игра с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверей в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).

      «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.

    Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.

    Дляпомощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:

      «Что у меня не получается и что у меня получается».

      «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».

      «Что я люблю».

      «Совместный рассказ».

    Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.

    Воспитатель группы продлённого дня

    Васильева Юлия Анатольевна

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района «Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
    Система работы в группе продлённого дня.

    МОБУ «Есеновичская СОШ»

    Воспитатель группы продлённого дня

    Васильева Юлия Анатольевна.

    2.Описание системы воспитания в группе продлённого дня.

    Режим дня.

    Система работы по направлениям.

    3.Предполагаемый результат деятельности.

    4.Приложение.

    Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества. Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

    Длительное пребывание детей в школе может оказывать на них благоприятное влияние только при наличии и соблюдении соответствующих гигиенических условий. Важным психогигиеническим условием пребывания детей «на продленном дне» является создание максимально возможного домашнего уюта и включения в интерьер помещения для занятий элементов домашней обстановки, что способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению школы во внеурочное время, повышает ее воспитательное значение.

    Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, необходимы рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода детей в школу, и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.


    Циклограмма, на мой взгляд, помогают систематизировать работу, четко определить механизмы и принципы. Подбирая формы организации деятельности учащихся, я стараюсь ориентироваться на интересы, желания детей..

    РЕЖИМ РАБОТЫ.

    12.30 -13.00 подготовка к обеду, обед.

    13.00 – 13.30 приём в группу продлённого дня, занятия по интересам.

    13.30 – 15.00 прогулка.

    15.00 -15.15 полдник.

    15.15 -16.00 самоподготовка.

    16.00 отъезд детей домой.

    Обязательность выполнения режима означает, что все участники должны строго следовать его требованиям.

    Самоподготовка.

    Средняя продолжительность занятия на самоподготовку должна составлять 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением - стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. При этом не рекомендуется копировать уроки ни в плане содержательной «начинки» занятия, ни его структурных компонентов, ни в способах деятельности. Детям должны быть созданы условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, и обеспечен продуктивный отдых.

    Необходимо также создавать в группе непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения; выстраивать каждое занятие как процесс коллективной деятельности; без принуждения вовлекать учащихся в учебные занятия, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников; всячески поддерживать и поощрять детское участие и инициативу в подготовке и проведении занятия; умело создавая на занятиях должный психологический настрой, пробуждая интерес детей к знаниям, возбуждая радостное ожидание предстоящего события, привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла; гибко выстраивать структурные части занятия; своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить в ход занятий необходимые коррективы; завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника; давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

    Вышеизложенные требования ориентируют педагога на то, чтобы относиться к воспитательному занятию как к проведению досуга. Так, по окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность .


    Игровая деятельность.
    При работе в одновозрастной группе (1-2 классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение. Игра всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.

    В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями об окружающем. Рассматривая игру в качестве всеобщей спонтанно возникающей формы воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие личности. Лишить ребенка игровой практики означало бы лишить его главного источника развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в игре как форме выражения человеческой радости он становится совершенней.

    Необходимыми условиями для успешной игровой деятельности являются естественность, безотносительное принятие всех действий играющих, сензитивное их понимание (полный эмоциональный контакт с ними).

    Игровая деятельность планируется на всю учебную неделю. При этом не дублируется деятельность первой половины дня: если на уроках была серьезная умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или игры сюжетно-ролевые. Игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности); играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков; игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка; использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).

    Одной из форм внеурочной работы является клубный час .

    Клубный час.
    Прежде чем приступить к организации клубного часа, хотелось бы остановиться на общешкольных и групповых развлечениях.

    Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива - педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

    Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия , являющейся ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться. Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия.

    Первый этап - подготовительный. Чтобы занятие стало ярким событием, нужно организовать разнообразную по содержанию и способам оформления и ввода в действие рекламу, задача которой - воодушевить ребят на участие в мероприятии, привлечь их внимание, вызвать у них интерес. Реклама может быть обычной плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, «дом»).

    Она может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди . Реклама может быть театрализованной. Ее носители - специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов. Можно также привлечь такие средства массовой информации, как листовки. По существу рекламными станут разнообразные почтовые отправления , направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.

    Рекомендуется организовать приглашение - акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов: билеты-игрушки, билеты-шапочки, билеты-закладки, билеты-программы и т.д.

    Поможет создать нужный психологический настрой календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня». Репетиционные приготовления , которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся не замеченными и выполнят свое предназначение.

    Следующий этап подготовки - создание психологического настроя . С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть: оформление помещения , преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены; необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство, что достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал; музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.; особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение; необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления; специально подготовленное вступительное слово ведущего - своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи , легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

    Третий этап - достижение предметного результата. Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться и эмоционально перенасыщать детей.

    Назначение следующего этапа, иначе - его финально-аккордной части - стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть слова признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»; сюрпризные моменты, оставленные «на десерт»; самодельные подарки и сувениры.

    И последний этап - педагогическое последействие организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

    Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа также должна быть планируемой и систематической. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).


    Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности детей. Прогулка расширяет кругозор, развивает познавательные интересы. Прогулка- это занятие на воздухе, она имеет свои цели, содержание, методику.

    Прогулку начинаю с сообщения цели, провожу беседу по технике безопасности, даю детям отдельные поручения. В основной части прогулки провожу с детьми наблюдения, беседу по теме прогулки, подвижные игры. По окончании прогулки - краткое подведение итогов.

    Во время прогулки проводятся экскурсии. Им обычно придаётся оздоровительно-воспитательный характер. Этим они отличаются от учебных экскурсий. В группе они представляют одну из форм отдыха и поэтому требуют применения методов и средств организации активного отдыха.

    Все экскурсии в группе продлённого дня по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие. Во время обществоведческих экскурсий с младшими школьниками большое внимание уделяю показу труда и другой общественно-полезной деятельности людей. Дети узнают о специфике массовых профессий, боевых и трудовых традициях народа на примерах жизни и истории родного края. При проведении природоведческих экскурсий знакомлю детей с многообразием окружающей природы, преобразующей ролью человека, взаимодействие его и природы. Экскурсии достаточно полно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе. Они благотворно воздействуют на формирование важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающей жизни.

    Воспитание учащихся невозможно представить без игр. Они занимают в жизни детей, особенно в младших классах, значительное место.

    Дети младшего возраста испытывают естественную потребность в играх на свежем воздухе, которые по своему характеру в достаточной мере способны совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках и других двигательных действий. Игры формируют у детей умение действовать в различных обстоятельствах, мгновенно принимать решение в меняющихся ситуациях, дети приучаются действовать совместно друг с другом, в соответствии с интересами и требованиями коллектива. Дети постепенно накапливают знания о различных играх и правилах их проведения, что помогает им более содержательно использовать свободное время. Учу детей различным играм, стремлюсь к тому, каждая прогулка включала в себя элемент новизны, необычности. В группе продлённого дня постепенно разучиваем новые игры, в которые вовлекаются все ученики.

    Физический труд детей, организуемый на прогулке, способствует переключению учащихся с умственной работы на деятельность с преобладанием физической нагрузки, Подобный переход положительно отражается на самочувствии и настроении детей. Коллективный производительный труд благотворно влияет на формирование нравственного и трудового опыта у детей. Соревнование и взаимопомощь формируют ответственное отношение к своим трудовым обязанностям.

    Изобразительная деятельность.


    1. Значение занятий ИЗО в ГПД:
    - приобщение детей к миру прекрасного;

    Развитие художественного творчества, вкуса, наблюдательности.


    1. Основные принципы:
    - художественная творческая направленность;

    Взаимосвязь художественного и творческого развития;

    Разнообразие и чередование художественной деятельности;

    Разнообразие и активность методов организации занятий;

    Связь художественных занятий с жизнью школы и общественных

    мероприятий.


    1. Требования к ИЗО:
    - занятия должны быть непринуждённые;

    Ориентированные на умения детей;

    Самостоятельную работу чередовать с физ. минутками;

    Самостоятельную работу детей нужно поощрять;

    Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.


    1. Примерное содержание занятий по ознакомлению детей с различными видами ИЗО:
    - работа над композицией;

    Работа над формой;

    Работа с цветом;

    Развитие наблюдательности и любви к природе;


    1. Оценивание результатов работ по:
    - содержание сюжета;

    Проявление в работе наблюдательности, воображения,

    самостоятельности, старательности;

    Общая художественная выразительность;

    Владение инструментами.


    1. Виды ИЗО работ:

    • ДПИ – декоративно – прикладное искусство;

    • Аппликация – силуэтное воспроизведение с помощью ножниц с последующим размещением и наклеиванием вырезанных элементов на плоскости;

    • Коллаж – разновидность аппликации:

    • Конструирование – художественное решение формы и цвета предмета с учётом его функций и назначение в реальном, уменьшенном виде макеты;

    • Папье – Маше – изготовление бумажных слепков с объёмных предметов, которые затем расписываются красками;

    • Поделки из природного материала;

    • Мозаика;

    • Лепка;

    • Тематическое рисование; (иллюстрирование, работы с натуры).

    1. Восприятие действительности в ИЗО:
    Восприятие искусства нужно проводить через экскурсии, беседы по картинам, после прочтения художественных произведений.

    Музыкальные занятия.


    1. Основные цели и задачи:
    - увлечь детей музыкой;

    Научить любить музыку;

    Воспитывать музыкальную культуру;


    1. Условие, необходимое для занятий:
    - связь с жизнью.
    Организуя работу по музыке, следует помнить, что:

    • все виды музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

    • широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

    • необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.
    Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно. учитывать в каждом конкретном случае.

    Работа с книгой на ГПД.


    1. Задача:
    - научить работать с книгой.

    1. Условия, необходимые при организации внеклассного чтения:
    - создание серьёзного и радостного настроения;

    Проводить в дружеской и непринуждённой обстановке;

    Бережное отношение к книге;

    Пользоваться программой по внеклассному чтению, осуществлять

    межпредметную связь.


    1. Формы и методы работы с книгой:
    - чтение вслух школьниками;

    • отдельных произведений,

    • отрывков из книг.
    - чтение про себя, с последующими ответами на вопросы, пересказом;

    Рассмотрение иллюстраций к прочитанным произведениям;

    Просмотр книг по определённой теме;

    Литературное чтение с заучиванием стихов , литературные монтажи;

    Викторины по прочитанному;

    Конкурсы, разгадывание кроссвордов;

    Проведение литературных утренников и праздника книги;

    Выставки любимых книг;

    Посещение библиотеки;

    Обмен книгами из домашней библиотеки между детьми;


    1. Библиотечный час.
    Знакомство с библиотекой.

    Литературные игры.

    Беседы после посещения библиотеки.

    Что такое библиотека?

    Для чего она нужна?

    Основные отделы библиотеки.

    Кто может быть читателем?

    Виды библиотек.

    Библиотеки нашего города.

    Литературные игры – путешествия.

    Март: неделя детской книги.


    1. Руководство по чтению с детьми журналов:
    Знакомство с журналом.

    Показ журнала;

    Рассмотрение журнала;

    Как пользоваться журналом;

    1. Выставка журналов.

    2. Настольные игры, которые предлагает журнал;

    3. Концерт из песен, стихов, коротких рассказов, которые предлагает

    4. Разгадывание загадок, шарад из журнала;

    5. Знакомство с пословицами;

    6. Самоделки, описанные в журнале.

    Занятия по ознакомлению с культурой поведения.
    Задачи:

    Формирование в единстве сознания и поведения у детей;

    Формирование единства слова и дела;

    Формировать умение следовать правилам культуры поведения.


    Культура поведения – это культура общения, речи и внешнего вида.
    Кружковая работа.

    Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа так же должна быть запланирована, носить системный и систематический характер. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).

    Работа по благоустройству и оборудованию группы.

    Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена домашней. Главная задача - сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т.д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный труд).

    Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок, при желании, мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления. Рефлексия - выработка собственного отношения к событиям и к людям, путем осознания полученной информации.

    Таким образом, воспитательное пространство продленного дня предполагает особый уклад жизни, режим и разные способы самоорганизации младших школьников и воспитателя.

    Работа с родителями.

    Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, нужно продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом нужно помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.

    Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание - это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. "Сначала о хорошем" - вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой.

    Одно из важных условий успеха воспитательной работы – единство требований к учащимся и семье. Единство требований семьи и школы является условием нормального воспитания детей. Положительные результаты работы с учащимися во многом зависит от контакта с их родителями. Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями является родительское собрание. Родительское собрание – это основная форма совместной работы с родителями, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности и воспитании учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.

    Задача воспитателя – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благотворительного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребёнка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого учащегося с учётом его индивидуально-психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами.

    Родительские собрания проводятся для того, чтобы помочь родителям решить те или иные проблемы, с которыми они безуспешно пытаются справиться сами.

    В группе продлённого дня ведутся постоянные контакты с родителями, широка система родительского всеобуча, индивидуальные беседы, посещение детей на дому, проведение совместных мероприятий , совместная работа по ремонту мебели в классе, участие родителей в оказании помощи в группе, школе в целом, участие в проведении субботников. Предлагаю родителям заполнить анкету, где нужно указать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как ребёнок ведёт себя в детском коллективе, какие обязанности имеет дома. Активное участие в составе родительского комитета и другие меры воздействия и общения с родителями позволяют добиться хороших воспитательных результатов. Привлекаю родителей к организации разнообразной жизни детей в коллективе, вовлекаю в общественную жизнь. Организовываю посещение родителями группы продлённого дня.

    Родители постоянно находятся в курсе дел группы, являются не сторонними наблюдателями за учёбой своих детей, а активно участвуют в педагогическом процессе.

    Предполагаемый результат деятельности.

    Благодаря занятиям, которые проводятся в группе продлённого дня, наблюдается повышение уровня образованности детей, повышение их социальной активности.

    Дети стали активно участвовать в различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, участвовать в практической , научной деятельности.

    Выпускники начальной школы быстро адаптируются в средней школе.

    Индивидуальная работа, усиление контроля за учебной деятельностью отстающих детей в учении, создание благоприятных условий для их умственного развития, позволило повысить их учебную деятельность.

    список используемой литературы

    1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных


    дел в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    2. Гайдина Л.И. Группа продленного дня. - «Веко», 2001.

    3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. - М.:
    «Учитель», 2005.


    1. Качинский А.И. Тематическое планирование в группе продленного дня. - М.: Союзпечать, 1969.

    2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. -
    М.: «ВАКО», 2004.

    1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: Методические рекомендации. - Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.

    2. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. - АРКТИ, 2007.

    3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

    4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. - Мн.: Экоперспектива, 2003.

    1. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.
    Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004

    Занятие в группе продлённого дня

    1 класс.

    Учись быть здоровым”

    Цель: - объяснить детям роль здоровья в жизни

    Задачи:

    Обобщить знание детей о здоровом образе жизни;

    Развивать интерес к своему здоровью;

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Оборудование: фотографии микробов (увеличенные), продуктов, содержащих витамины, спортсменов

    Ход занятия:

    Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

    1 «Сказка о микробах».

    Послушайте сказку о микробах.

    Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

    Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелках. На ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть и в рот человеку, а там уж и до болезней рукой подать!

    Где могут жить микробы?

    Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов “микрос”, что значит” малый” и “биос” – “жизнь”. Не все микробы вредные. Многие полезные, например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадают в организм, размножаются, выделяют яды, от них возникают разные болезни.

    Как попадают микробы в организм?

    Если человек:

    при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров);

    не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой);

    пользуется чужими вещами;

    не моет овощи и фрукты;

    не закаливается и т.д.

    Почему люди простужаются? (ответы детей) Что надо делать, чтоб не заболеть?

    2 “Если хочешь быть здоров – закаляйся!”

    Заболел один мальчишка,

    А затем другой за ним,

    В нашем классе почему-то

    Объявили карантин.

    У друзей температура,

    Пьют лекарства разные,

    И меня к ним не пускают –

    Говорят заразные

    Все боятся, что инфекция

    Обязательно “прицепится”

    Только я не опасаюсь,

    Потому что закаляюсь:

    Ноги мою холодной водой

    Пью витамины, хожу босиком.

    Если ж говорить серьезно

    Заразиться все же можно. (С. Михалков)

    Ребята, что такое закаливание? Как можно закаляться?

    Закаливание – получение организмом стойкости для сопротивления болезням.

    обтирание,

    обливание

    загорание

    прогулки

    принятие контрастного душа

    купание в водоеме

    босохождение

    закаливание водой.

    Вода очищает кожу от болезнетворных микробов. Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания. Делать эту процедуру нужно каждый день, иначе не получишь хорошего результата. Полезен для организма контрастный душ.

    Летом закаляет купание в реке, море. Как еще можно закалятся летом? (солнечные и воздушные ванны)

    Назовите правила приема солнечных ванн?

    Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени.

    Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока.

    3 Оздоровительная минутка

    Физкультминутка

    Стали мы учениками (шагаем на месте),

    Соблюдаем режим сами (хлопки в ладоши):

    Утром мы, когда проснулись (прыжки на месте),

    Улыбнулись, потянулись (потягивание),

    Для здоровья, настроения (повороты туловища вправо-влево)

    Делаем мы упражнения (рывки руками перед грудью):

    Руки вверх и руки вниз (рывки руками поочередно вверх-вниз),

    На носочки поднялись (поднялись на носочки).

    То присели, то нагнулись (присели, нагнулись)

    И опять же улыбнулись (хлопки в ладоши),

    А потом мы умывались (потянулись, руки вверх – вдох-выдох),

    Аккуратно одевались (повороты туловища влево-вправо).

    Завтракали не торопясь (приседания),

    В школу, к знаниям, стремясь (шагаем на месте).

    4. «Прививка» (дети обязательно назовут этот вариант, т.к. всем в школе и в садике делают прививки)

    Стихотворение С.Михалкова «Прививка»

    Прививка

    На прививку! Первый класс!
    - Вы слыхали? Это нас!.. -
    Я прививки не боюсь:
    Если надо - уколюсь!
    Ну, подумаешь, укол!
    Укололи и - пошел...

    Это только трус боится
    На укол идти к врачу.
    Лично я при виде шприца
    Улыбаюсь и шучу.

    Я вхожу один из первых
    В медицинский кабинет.
    У меня стальные нервы
    Или вовсе нервов нет!

    Если только кто бы знал бы,
    Что билеты на футбол
    Я охотно променял бы
    На добавочный укол!..

    На прививку! Первый класс!
    - Вы слыхали? Это нас!.. -
    Почему я встал у стенки?
    У меня... дрожат коленки...

    5. “Правильное питание” (плакаты с изображением продуктов с витаминами)

    Человеку нужно есть,

    Чтобы встать и чтобы сесть,

    Чтобы прыгать, кувыркаться,

    Песни петь, дружить, смеяться,

    Чтоб расти и развиваться,

    И при этом не болеть,

    Нужно правильно питаться

    С самых юных лет уметь.

    Витамины – просто чудо!

    Столько радости несут:

    Все болезни и простуды

    Перед ними упадут,

    Вот поэтому всегда

    Для нашего здоровья

    Полноценная еда –

    Важнейшее условие!

    Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. А витамины очень нужны нашему организму.

    Помни истину простую:

    Лучше видит только тот,

    Кто жует морковь сырую

    Или сок морковный пьет.

    Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам, сохранив зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

    Витамин В.

    Очень важно спозаранку

    Съесть за завтраком овсянку.

    Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в черном хлебе, в грецких орехах.

    Витамин Д.

    Рыбий жир всего полезней,

    Хоть противный – надо пить,

    Он спасает от болезней,

    Без болезней – лучше жить!

    Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

    Витамин С

    От простуды и ангины

    Помогают апельсины,

    Ну а лучше съесть лимон,

    Хоть и очень кислый он.

    Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

    Всю азбуку здоровья нужно крепко знать

    И в жизни эти знания повсюду применять!

    Подведение итогов:

    Что интересного узнали?

    Что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

    Улыбаться, говорить друг другу добрые слова

    Есть полезную пищу

    Чистить зубы

    Мыть руки

    Выполнять физические упражнения.

    Почему я не болею, почему я здоровее

    Всех ребят из нашего двора?

    Потому что утром рано

    Заниматься мне гимнастикой не лень,

    Потому что водой из-под крана

    Обливаюсь я каждый день.

    Соблюдать режим дня

    Рано вставать, рано в кровать,

    Завтра на парте не будешь зевать.

    Прогоню остатки сна, одеяло в сторону.

    Мне гимнастика нужна, помогает здорово.

    С шумом струйка ледяная на руках дробиться

    Не когда не забывай по утрам умыться.

    Чистят ножи и кастрюли, и трубы.

    Как не чистить до завтрака зубы?

    Вовремя пей, вовремя ешь –

    Будешь до старости крепок и свеж

    Коль пришел ты на урок,

    На язык повесь замок,

    Но далеко не прячь ключи,

    Там, где нужно, не молчи.

    Чтобы ночью лучше спать,

    Видеть сон хороший,

    Вечером погожим.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школадетский сад №42

    Воспитатель группы продленного дня

    Колесникова Ирина Анатольевна

    РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

    Контингент учащихся

    Обучающиеся первых классов.

    Дата проведения

    23.11.2017 г.

    Место проведения

    Классная комната

    Участники мероприятия

    Воспитатель ГПД;

    Обучающиеся.

    Место мероприятия в системе воспитательной работы

    Плановое занятие по развитию познавательных навыков.

    Форма проведения

    Занятие - путешествие по лесу

    Структура урока

    Применение знаний, умений и навыков.

    Тема

    «Муравьи – друзья леса»

    Цель

    Формирование интеллекта учащихся через развитие познавательных психических процессов;

    Расширение кругозора детей в области познания образа жизни муравьев, роли муравьев в жизни леса и воспитание бережного отношения к муравьям

    Планируемые универсальные учебные действия

    Предметные УУД:

    Выполняют разнообразные задания, направленные на развитие познавательных процессов и интересов личности;

    Приводят самостоятельные примеры.

    Личностные УУД:

    Дают самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

    Учатся формировать правильное представление о личностных качествах культурного человека: доброте, терпимости, ответственности.

    Регулятивные УУД:

    Определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;

    Формулируют тему занятия;

    Устанавливают самостоятельно последовательность действий на занятии;

    Планируют своё действие в соответствии с заданным алгоритмом;

    Оценивают правильность выполнения действия после его завершения с учётом совершенных ошибок;

    Высказывают свои предположения.

    Коммуникативные УУД:

    Слушают и понимают речь других;

    Умеют оформлять свои мысли в устной форме;

    Совместно договариваются о правилах поведения и общения друг с другом, в том числе – в ситуации столкновения интересов.

    Познавательные УУД:

    Умеют ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже изученного;

    Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя энциклопедические ресурсы и фоновые знания;

    Умеют осуществлять логические операции сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий.

    Задачи воспитателя

    Формировать новые способы действий;

    Развивать любознательность к явлениям природы;

    Обучать работе по алгоритму;

    Развивать рациональное мышление, произвольное внимание, наглядно-действенного мышления, выразительность речи и умение аргументировать;

    Развивать эмоциональную сферу через воспитание чувства сопричастности к жизни природы и общества;

    Устанавливать связь с жизненным опытом ребенка;

    Воспитывать культуру поведения при работе в группе, в паре.

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, русский язык, география, изобразительное искусство.

    Ресурсы

    Презентация занятия;

    Иллюстрации, сюжетные картинки леса, муравья;

    Конверт с текстами

    Книжки – малышки по теме

    Дидактический материал на доске;

    Простые. цветные карандаши

    Организация пространства

    Работа в малых группах, в парах, индивидуально.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ:

    Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.

    Добрый день, мои хорошие! Рада видеть вас сегодня! Нас ждет интересное познавательное путешествие! Вы готовы узнать много нового? (дети отвечают хором) Создадим хорошее настроение и почитаем наше любимое стихотворение. (дети читают наизусть 2 хорошо известных им стихотворения, сопровождая чтение – анимацией)

    «Ты направо повернись,

    Другу рядом улыбнись,

    Топни правою ногой,

    Покачай головой,

    Руки кверху подними,

    И похлопай: Раз, два, три!»

    «Две ноги – шагать и топать,

    Две руки – писать и хлопать,

    Два зрачка – смотреть вперед,

    Нос – чтоб нюхать…

    Ну а рот – чтобы есть, болтать, смеяться

    И хихикать, и шептаться,

    И почаще улыбаться».

    Молодцы, а теперь сядем за парты и улыбнемся друг другу.

    C егодня нам с вами предстоит много говорить. Чтобы речь наша была ясной, четкой, красивой - вспомним и проговорим наши любимые скороговорки. Я начинаю, а вы продолжайте хором!

    Гусь купил…. себе гармошку, но дырявую немножко, хорошо гармошка пела по-гусиному шипела. Шшшшшш…

    Тощий немощный…..Кощей тащит ящик овощей

    25 профессоров….изучали комаров и просили комаров не кусать профессоров

    Молодцы! Мы готовы к успешной работе!

      Формулирование темы занятия. Постановка цели.

      Формулирование темы

    Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите в нашем классе? (Ответ детей) Да, вокруг нас красивые разнообразные деревья, Как вы думаете, где мы с Вами оказываемся? (Ответ – в лесу ) Мы с Вами совершаем (заочное) путешествие в лес. Общение с природой доставляет нам радость.Мы восхищаемся животными, растениями но особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых. Согласны? (ответ детей) Отгадайте мою загадку об одном месте леса

    Город, в котором жильцов миллион,

    Город, в котором всего один дом.

    Город за деревом спрятался с юга,

    Похожи жильцы в нём всегда друг на друга (муравейник с муравьями). Поднимите руки, кто хоть раз останавливался у муравейника ?

    Давайте хором назовем тему «Муравьи - друзья леса»

      Постановка цели

    Дети высказывают свои предположения относительно путешествия и цели визита в муравейник:

    Д 1 Вспомнить известные факты о муравьях;

    Д 2 :Узнать, как они живут; размножаются, любят ли они трудиться

    Д 3 : Узнать, кем они работают

    Д: Чем они полезны для людей и для леса

    Воспитатель корректирует ответы первоклассников и формулирует цель занятия.

    Верно, сегодня мы будем учиться пользоваться ранее полученными знаниями и умениями и, конечно, узнаем новое о жизни муравьев!

    Какие качества ученика вам потребуются? (ответ детей)

    - внимательность;

    - находчивость;

    - фантазия;

    -умение ориентироваться в пространстве;

    - аккуратность.

    Молодцы и, конечно, хорошее настроение! Давайте нарисуем наше настроение и возьмем с собой, как талисман. Дети рисуют талисман-настроение и прикрепляют его на столах. На слайде – талисман-настроения. У каждого на парте – свой талисман.

      Повторение сформированных умений и навыков

      Актуализация знаний

    Я вижу у вас хорошее настроение, ведь впереди дорога, полная открытий. Давайте проверим, что вы уже знаете о муравьях! В мини группах обсудите ответы на вопросы! Воспитатель зачитывает вопрос, дети обсуждают, отвечают, затем – слайдовая анимация правильных ответов.

    Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (сухие веточки, палочки, травинки, земля, мох)

    Каких муравьев вы знаете? (черные, рыжие, красные)

    Что они любят делать? (трудиться, запасться пищей, помогать своей семье)

    Чем они полезны для человека ? (лечат, помогают в садоводстве)

    Чем питаются муравьи? (практически все личинки, семена, сок деревьев, сахар, мед)

    Кто главные враги муравья? (муравьеды, птицы, и даже медведи)

    Почему муравьев называют «санитарами леса»? (они поедают вредных насекомых, опыляют цветы, повышают плодородие почвы)

    После каждого верного ответа – на слайде появляется картинка и комментарий.

    Закончите мое стихотворение

    Он из веточек, из хвои

    Настоящий дом построит

    Без пилы и без гвоздей

    Кто строитель - ____? (ответ - муравей)

    Давайте его нарисуем по клеточкам

    2) Графический диктант

    Каким правилам нужно следовать, чтобы прийти к верному ответу? С чего начнете работу? Как будете действовать? Что вам пригодится для работы?

    Дети прогнозируют свои возможности. На слайде – 3 правила работы.

    1) Абсолютная тишина.

    2) Внимательно слушать инструкции.

    3) Двигаться строго по клеточкам.

    Учащиеся пишут графический диктант.

    Графический диктант.

    Начальная точка 1. Пять клеточек вниз. Две клеточки направо. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки налево. Пять клеточек вниз. Четыре клеточки направо. Две клеточки вниз. Три клеточки наискосок налево вниз. Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вверх и две направо.

    Начальная точка 2.

    Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки направо. Пять клеточек вниз. Четыре – налево. Две вниз. Три наискосок направо вниз. Четыре вниз. Две направо. Одна вниз. Две налево.

    Как вы думаете, каким образом можно оживить нашего муравья?(Дети предлагают раскрасить муравья и нарядить его. Работа в малых группах. Звучит тихая музыка .)

    Теперь вспомним Азбуку хороших и красивых слов и опишем нашего муравья

    заботливый;

    запасливый

    здоровый

    Буква «К»

    красный, красивый,

    Буква «М»

    мирный,

    Буква «С»

    смелый, сильный;

    Буква «Т»

    трудолюбивый;

    талантливый

    Буква «У»

    умный;

    Буква «Я»

    яркий.

    (обмен идеями)

    Как много слов вы подобрали! Давайте оформим наше изображение (дети по очереди выходят к доске и прикрепляют на доску заранее подготовленные характеристики муравья.)

    На доске получается кластер прилагательные оформляются сверху.

    У меня для вас есть еще интересная информация о муравьях. Как вы думаете, у них есть профессии? Какие? (дети отвечают)

    Давайте расширим нашу схему. (кластер заполняем снизу) Выходите к доске и приклеивайте еще описания. (Дети приклеивают веточку и зачитывают роль - муравья и дают комментарий, что именно делает такой муравей)

    Няньки - ухаживают за куколками и личинками

    Строители – строят и ремонтируют муравейник

    Сторожа – смотрят и охраняют муравейник

    Солдаты - защищают

    Врачи – отгрызают конечности больным

    Пастухи – пасут тлей

    Теперь запишите в своей тетради рядом с графическим рисунком самые важные для вас характеристики муравья и озвучьте мне! Работаем в парах.

      Этап формирования новых знаний.

    Один муравей прислал нам посылку, в которую положил интересный текст, чтобы вы узнали больше о жизни муравьев. Давайте прочитаем послание от муравья.

      Работа с текстом «История о муравьях»

    Детям раздается текст «История о муравьях». Воспитатель использует личностно-ориентированный подход

    текст целиком (кто читает прекрасно)

    - текст адаптированный (в упрощенном варианте – кто читает похуже)

    -текст из 5 -10 предложений (кто читает по слогам) Воспитатель дает время на прочтение текста.

    Сначала прочитайте тихонько каждый для себя, а затем – вслух, но так, чтобы не мешать соседу по парте (дети читают)

    Теперь давайте почитаем вслух

      Работа над прочитанными

    Давайте обсудим, что вы уже знали, что стало новым и что вы не поняли. Предлагаю вам как очень взрослыми поработать по-новому поставить значки в текстах. (дети ставят значки в текстах, на доске визуализация обозначений)

    ˅ знали (рабочие муравьи сами делают всю работу)

    + новое, не знали (муравьи «говорят «усиками»)

    ? не поняли (почему гибнут крылатые самцы?)

    Давайте поделимся своими знаниями в парах. Дети обсуждают в парах новую и старую информацию по прочитанному.

      Физкультминутка

    Давайте немного отдохнем! Проводится пальчиковая игра (с ускорением)

    Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит (руки в замке)

    А как солнце заиграет - муравьишки выбегают (хлопаем и шевелим пальчиками)

    Лапками перебирают и головками качают .

    Муравьишек ровно пять, 1-2-3-4-5 (считаем пальчики)

    Очень дружные они. Ты дружок их береги. (гладят ладошки).

      Творческое применение знаний и умений

    Подводим итог всему сказанному. Используем графический рисунок муравья и прочитанное послание. Составляем мини рассказ из семи главных предложений. Дети составляют рассказ в мини группах.

    Давайте все вместе сочиним белый стих о муравье Называется он - синквейн! Каждая группа будет называть мне по несколько слов!

    1 группа: Назовите 3 прилагательных. Какой он муравей? (дети называют мудрый, заботливый, смелый)

    2 группа Назовите 3 действия. Что он делает? (защищает, помогает, сторожит)

    3 группа Закончите начало фразы. Ростом …. (маленький) – делом …. (удаленький)

    Что у нас получилось? На доске текст синквейна

    Муравей

    мудрый, заботливый, смелый

    Защищает, помогает, сторожит

    Ростом маленький – делом удаленький

      Рефлексия учебно-познавательной деятельности.

    Наше путешествие подошло к концу.

    В: Давайте посмотрим на ваших красивых, ярких муравьишек. Прочитайте мне по очереди, что у вас написано рядом с его картинкой (дети по цепочке читают)

    Я вижу, вы все довольны . Рада! Тогда дополните предложения.

    На слайде начало предложения, дети дополняют ответ.

    - Я рад, что ….. ( у меня все получилось)

    - Я смог….. ( написать графический диктант)

    - Я повторил… ( профессии муравьев)

    - Я узнал как…..( живут муравьи)

    В: Кто из ребят больше всех, на ваш взгляд, нам помогал на занятии? Дети отвечают.

    Мы покидаем наш Лес!

    Я восхищена вашей работой и тем, как вы научились самостоятельно добывать знания и познавать новое!

    Давайте завершим наше путешествие бодрым стихотворением

    На слайде – украшенный муравей и текст стихотворения .

    «Жили-были мураьишки:

    Пик, Пак, Пок.

    Хорошо и дружно жили,

    Пик, Пак, Пок.

    Как-то утром очень ловко

    Пик, Пак, Пок,

    Шли они на тренировку,

    Пик, Пак, Пок,

    Потрудились они славно,

    Пик, Пак, Пок,

    Очень долго и исправно,

    Пик, Пак, Пок.

    Много бревен натаскали,

    Пик, Пак, Пок,

    Много пищи отыскали

    Задачи:

    (1) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

    (2) создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    Планируемые результаты УУД:

    отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

    Умеют слушать и понимать речь других

    (Коммуникативные УУД ).

    Задачи:

      формулирование темы занятия;

      установка тематических рамок;

      уточнение направлений деятельности по ходу занятия;

      определение цели занятия;

      выявление места и причины затруднения.

    Планируемые результаты УУД:

    Познавательные УУД ).

    В ходе работы в малой группе дети учитывают мнения и позиции других детей, учатся обосновывать собственную позицию.

    (Коммуникативные УУД ).

    Умеют слушать и понимать речь других, обсуждать информацию в группах. (Коммуникативные УУД ).

    Задачи:

      закрепление, коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

    Планируемые результаты УУД:

    ( Регулятивные УУД ).

    Умеют проговаривать последовательность действий на занятии. (Регулятивные УУД ).

    Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД ).

    Умеют оформлять свои мысли мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

    Задачи:

      выявление места (шаг, операция) и причины затруднения;

      коррекция обнаруженного затруднения;

    Планируемые результаты УУД:

    Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных источников. (Познавательные УУД ).

    Умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

    Коммуникативные УУД ).

    Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий.

    ( Регулятивные УУД ).

    Дети, работая в малой группе, могут планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, обращаться к различным источникам. (Познавательные УУД ).

    Задачи:

      реализация цели занятия;

      выполнение пошаговых действий;

      коррекция учащимися своих ошибок, формирование умения правильно применять полученные знания;

      фиксация во внешней речи причины затруднения.

    Планируемые результаты УУД:

    Знают, что такое антонимы, фразеологизмы, умеют верно определить семантический ряд слов (Предметные УУД ).

    Умеют структурировать знания, сравнивать объекты, находить лишнее (Познавательные УУД ).

    Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий.

    ( Регулятивные УУД ).

    Умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Коммуникативные УУД ).

    Формируют интерес к познавательной деятельности.

    (Личностные УУД).

    Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

    Умеют работать по коллективно составленному плану.

    ( Регулятивные УУД ).

    Регулятивные УУД).

    Формируется интерес к творческой деятельности. (Личностные УУД).

    Нравственно-этическое оценивание.

    ( Личностные УУД).

    Задачи:

      организация усвоения сформированного учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

    Планируемые результаты УУД:

    Умеют проговаривать последовательность действий на занятии (Регулятивные УУД ).

    Коммуникативные УУД ).

    Формируется интерес к познавательной деятельности.

    (Личностные УУД).

    Задачи:

      организация отработки навыка самостоятельной работы.

    Планируемые результаты УУД:

    Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

    Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

    Задачи:

      организация рефлексии и самооценки первоклассниками собственной учебно-познавательной деятельности.

    Планируемые результаты УУД:

    Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

    Формируется способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

    ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

    (вариант для прекрасно читающих детей – повышенный уровень)

    Муравьиную кучу видел каждый. Но не все знают, что это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Перед дождём муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть белые муравьиные «яйца». Эо не яйца, а куколки, из них выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, или «царица», вылупляются белые личинки, они похожи на червячков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, а потом личинки превращаются в куколок. Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. В зависимости от пищи, которую получила личинка, из куколки вылупляется или рабочий муравей - недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Поднимутся они в воздух блестящим роем, а потом спустятся на землю - и погибнут. А самки сбрасывают крылья и до конца жизни поселяются в глубине муравейника, откладывают яички.

    Рабочие муравьи делают всю работу в муравейнике: строят, запасают пищу, защищают. У некоторых видов муравьев есть «солдаты» -крупные муравьи с сильными челюстями. А есть муравейники, где живут муравьи, решительно друг на друга непохожие, например большие чёрные и маленькие рыжие. Оказывается, чёрные ограбили чужой муравейник, утащили к себе куколок, вывели рыжих муравьев и превратили их в своих «рабов».

    У муравьев есть особенность. Например, встретятся сытый и голодный и «поговорят» усиками. И сытый отрыгнёт из желудка питательную каплю, а голодный её слизнёт. Так муравейник в целом всегда обеспечен пищей равномерно. Муравьи приспособились «доить» зелёных тлей. Они даже «пасут» этих тлей, а потом слизывают их сладкие выделения.

    Человеку муравьи - друзья: они спасают лес. Подсчитали, что муравьи за 12 часов принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожат около миллиона этих вредителей! Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый. Люди теперь начали даже «переселять» часть муравейника в «больные» леса. Если взять и аккуратно снять часть муравьиной кучи, положить в мешок и высыпать потом на сухом месте с южной стороны дерева, муравьи быстро наладят «хозяйство», а в старом муравейнике починят то, что осталось.

    ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

    (вариант для читающих неплохо – средний уровень)

    Муравьиная куча – это верхний этаж муравейника. Главная часть- глубоко под землей. Перед дождём муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят погреть муравьиные «яйца», куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Самка - царица вылупляет белые личинки из яиц. Куколка в коконе - белая и неподвижная. Из нее вылупляются или рабочий муравей - или крылатый. Крылатые самцы живут мало, после полета они гибнут.

    Рабочие муравьи строят, запасают пищу, защищают. Есть «солдаты» - крупные муравьи с сильными челюстями. А есть большие чёрные и маленькие рыжие муравьи. Чёрные муравьи превращают рыжих муравьев в своих «рабов».

    Когда сытый муравей встречает голодного, они «говорят» усиками. Сытый отрыгивает из желудка питательную каплю, а голодный её слизывает. Муравьи «доят» зелёных тлей, а потом слизывают их сладкие выделения.

    Муравьи - друзья человека: они спасают лес, за 12 часов они могут принести в муравейник 33 тысячи гусениц. Вот почему лес здоровый там, где много муравейников. Если взять и аккуратно снять часть муравьиной кучи, положить в мешок и высыпать потом на сухом месте с южной стороны дерева, муравьи быстро наладят новый муравейник.

    ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

    (вариант для читающих по слогам – низкий уровень)

    Главная часть муравейника - глубоко под землей. Взрослые муравьи. выходят из муравьиных «яиц»- куколок. Куколка в коконе - белая и неподвижная. Из нее вылупляется или рабочий муравей - или крылатые муравьи. Крылатые самцы живут мало, после полета они умирают.

    Рабочие муравьи строят, запасают пищу, защищают. Есть «солдаты» -крупные муравьи с сильными челюстями. Есть муравейники, где живут большие чёрные и маленькие рыжие муравьи.

    Когда сытый муравей встречает голодного, они «говорят» усиками. Сытый отрыгивает из желудка питательную каплю, а голодный её слизывает. Муравьи также слизывают сладкие выделения зелёных тлей.

    Муравьи - друзья человека. Много муравейников – здоровый лес.

    ВоспитательГПД: Андреева Н.С.

    ГБОУ школы №630

    Приморского района Санкт-Петербурга

    Конспект занятия в группе продлённого дня. 1 класс

    Тема: «Наши привычки»

    Цели :

    1. ответить на вопрос что такое привычки;
    2. узнать, на какие группы делятся привычки;
    3. определить, как влияют привычки на человека.

    Предварительная работа: Чтение и разучивание стихов по теме привычки (И. Демьянов, А. Усатова, и др.). Подбор загадок по теме.

    Оборудование: презентация, карточки с привычками (у детей), листочки бумаги и ручка(у детей), сундучок (или рисунок).

    План занятия

    1. Организационный момент
    1. Деление привычек на группы.
    2. Чтение стихов о привычках.
    1. Рефлексия. Итог занятия.

    Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Сообщение темы и целей занятия

    Посмотрите на экран и прочитайте запись.Тема нашего занятия НАШИ ПРИВЫЧКИ.

    Давайте сегодня попробуем выяснить:

    • что такое привычка
    • на какие группы можно разделить привычки
    • как они влияют на человека
    1. Познавательная деятельность учащихся

    Кто знает, что такое привычка? (это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он делает именно так)

    У каждого человека есть привычки. Какие привычки есть у вас? У меня есть привычка …(пример учителя )

    Какие ещё привычки вы знаете?

    А сейчас, мы определим, на какие 2 группы можно разделить все привычки человека.Послушайте 2 отрывка:

    1. Чтение стихов о привычках.

    И. Демьянов. « Коля, маленький лентяй,

    За собою убирай!

    У тебя ленивы руки:

    Под столом ремень и брюки.

    На полу рубашка,

    Николай – неряшка!»

    О каких привычках Коли рассказывает автор? (о лени и неряшливости ).

    Это для него вредно или полезно?

    Значит, как называются такие привычки? (ВРЕДНЫЕ)

    Послушайте ещё один отрывок:

    А. Усатова « Я один у мамы сын,

    Нет у мамы дочки,

    Как же маме мне помочь?

    Постирать платочки?

    Мыло пениться в корыте-

    Я стираю, посмотрите!»

    А в этом отрывке о каких привычках мальчика идёт речь?

    Так как можно назвать такие привычки? (ПОЛЕЗНЫЕ. )

    Так на какие 2 группы можно разделить все привычки?

    У каждого человека есть привычки. Надо воспитывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных. Но для этого надо уметь отличать полезные привычки от вредных.

    1. Деление привычек на группы.

    На экране написаны привычки. Опираясь на тему занятия давайте разделим их на группы.. (карточки у детей)

    • Постоянно жевать жвачку
    • Обманывать
    • Умываться каждое утро
    • Чистить зубы
    • Грызть ногти, карандаш, ручку
    • Класть вещи на место
    • Делать зарядку
    • Опаздывать
    • Говорить правду
    • Лениться
    • Убирать за собой игрушки, учебники
    • Помогать родителям
    • Драться
    • Выполнять режим дня
    • Учить уроки
    • Кричать
    • Мыть руки перед едой
    • Бросать мусор где попало

    (Обсуждение и проверка выполнения задания.)

    Давайте проверим, что у нас получилось.

    Вывод: Что такое вредные привычки? (приносят вред )Почему они плохие? (делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д.)

    Что такое полезные привычки? (приносят пользу ) Почему они полезные? (делают человека …)

    А сейчас давайте определим, какими привычками обладают эти герои. Попробуйте догадаться о полезных или вредных привычках идёт речь.

    1. Отгадывание загадок о привычках

    Обжора (с булочкой)
    Я люблю покушать сытно,
    Много, вкусно, аппетитно,
    Ем я всё и без разбора,
    Потому что я … (
    обжора )

    Не люблю я, братцы, мыться,
    С мылом, щёткой не дружу.
    Вот поэтому, ребята,
    Вечно грязный я хожу.
    И сейчас не потому ли
    Назовут меня… (грязнуля)

    Неряха (оборванный)
    Честно я скажу ребятам:
    Быть опрятным, аккуратным
    Очень трудно самому.
    Сам не знаю почему.
    Вещи всюду я бросаю
    И найти их не могу,
    Что схвачу, в том и бегу.
    Где штаны? А где рубаха?
    Я не знаю.
    Я … (
    неряха)

    Лежебока (с подушкой)

    Спортом я не занимаюсь

    Я никак не закаляюсь

    Бегать, прыгать нету сил

    Свет мне кажется не мил

    Я сутулый и хромой

    Я для всех уже больной.

    Пролежал уж все бока, я…(лежебока)

    Ябеда
    Лишь услышу шум и гам,
    Я бегу к учителям.
    Говорю, что Дима с Петей
    Подрались опять в буфете.
    Тот контрольную списал,
    Тот к уроку опоздал.
    Саша взял пенал у Светы,
    На уроке ел конфеты,
    Не дежурил утром в классе,
    Подарил он жвачку Васе.
    Вроде я для всех стараюсь,
    Но и тут опять беда:
    Почему-то называют
    Меня ребята …
    (ябеда )

    Врун
    Я вчера был на Луне!
    Что, не верите вы мне
    Лунный камень я привёз,
    Доставал рукой до звёзд.
    Погулял я по Луне –
    Видел лунных человечков,
    Перемолвились словечком.
    Три руки у них, три глаза –
    Не видал таких ни разу.
    Погостил у них немножко,
    Как понравилось там мне!

    Все. Вы ему не верьте слишком,
    Потому что он …(врунишка )

    О полезных или вредных привычках шла речь?

    Какими привычками обладают эти герои?

    Вы хотите быть похожими на ребят с такими привычками?

    А каким вы хотите быть?

    Нам есть что им сказать?

    Вы компания на славу

    Только нам не по пути.

    Вы грустны, грязны, плаксивы

    Вы неряхи, вы ленивы

    И обжоры и слепцы

    Словом попросту глупцы.

    Нам- увы не по дороге

    Уносите братцы ноги

    Не найдёте среди нас

    Вы друзей себе сейчас

    Все мы любим умываться

    И опрятно одеваться

    Солнце, воздух и вода

    Наши лучшие друзья.

    К спорту мы не равнодушны

    Аккуратны и послушны

    Вот любимые продукты

    Витамины, соки, фрукты.

    Мы сильны, крепки, красивы

    Всем на зависть и на диво

    Хором скажем вам сейчас

    Нет вам места среди нас!

    1. Подбор полезных привычек противоположных данным.

    А раз нам с этими персонажами не по пути, то давайте подумаем какие полезные привычки, противоположные этим, вам, ученикам, нужны?

    переедание (обжорство) правильное питание (умеренность веде)

    Сколько раз в день должен питаться человек?

    Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

    Что значит умеренность? (Не переедать)

    А разнообразие? (Ответы детей)

    Полезные и вредные продукты (увлекаться мучным и сладким плохо; молочные продукты, овощи и фрукты - хорошо).

    Вывод – чтобы быть здоровым, необходимо следить за своим питанием.

    Быть неряшливым, грязным Быть аккуратным, чистоплотным (забота о своём здоровье)

    Кто любит грязнуль? (микробы)

    А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы быть здоровым?

    (Ответы детей.)

    А чего боятся микробы?

    Много грязи вокруг нас,

    И она в недобрый час

    Приносит нам вред, болезни,

    Но я дам совет полезный.

    Мой совет совсем не сложный –

    С грязью будьте осторожны!

    Вывод: Чтобы быть здоровым надо следить за своим внешним видом, соблюдать правила личной гигиены.

    Аккуратный ученик не опаздывает, у него в порядке книжки и тетрадки, он выполняет свои обещания, бережно относиться ко всему, бережёт своё здоровье и здоровье окружающих его людей.Такой человек будет добрым и внимательным к окружающему миру и людям.

    лень соблюдение режима дня

    Если будешь ты стремиться

    Распорядок выполнять –

    Будешь лучше ты учиться,

    Лучше будешь отдыхать.

    Какая вредная привычка мешает нам выполнять распорядок дня и соблюдать режим?

    Почему надо соблюдать режим дня?

    Соблюдение режима улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье.

    Давайте вспомним наш режим дня и постараемся его соблюдать.

    Вывод: Чтобы быть здоровым, надо следить за распорядком дня.

    ябедничество, обман говорить правду

    Почему мы говорим неправду

    – Помогает ли обман?

    – Что такое ложь? (намеренное искажение истины, неправда, обман)

    – Как вы понимаете слова «намеренное искажение»?

    Почему чаще всего люди обманывают? (Шутят. Что-то скрывают)

    Ничего на свете нет

    Что надолго можно скрыть.

    И поэтому не стоит

    Всем неправду говорить.

    Запомните пословицу: Ложь дружбу губит.

    Каким сделают ученика вредные привычки? (ответы детей)

    Каким сделают ученика полезные привычки? (ответы детей)

    - А значит,чему мы говорим ДА!

    - А значит,чему мы говорим НЕТ!


    Мы говорим

    ДА!

    НЕТ!

    Правильное питание

    Чрезмерное употребление пищи

    Здоровый образ жизни

    Неряшливость, неаккуратность

    Полноценный сон.

    Постоянные жалобы, ябедничество

    Соблюдение режима дня

    Обман

    Трудолюбие, прилежание.

    Капризы, плаксивость

    Соблюдение норм гигиены

    Лень

    Хорошо, если у кого-то уже есть полезные привычки, а тем, у кого их ещё нет нужно работать над их приобретением. Именно полезные привычки помогают человеку постоянно развиваться, преодолевать трудности.

    1. Рефлексия. Итог занятия.

    Давайте вместе подумаем, как выработать в себе полезные привычки ?

    Какие качества характера нужны для этого?

    Продолжи фразу.

    Чтобы выработать полезные привычки, надо … (каждый день делать (не делать) это и (отступать) не отступать)

    Мне нужны такие качества характера ….( старание, лень, целеустремлённость, усидчивость, зазнайство, сила воли,желание, упорство)

    Чтобы избавиться от вредных привычек, надо …(решить раз и навсегда и не отступать) (обсуждение в группе и ответы детей).

    Мне помогут те - же качества характера…

    Из всего сказанного можно сделать вывод…

    Вывод: Не заводи вредных привычек! Наши привычки формируем мы сами. Нужно избавляться от вредных привычек и приобретать полезные. Какие привычки человек посеял и вырастил в себе, такие плоды и будет пожинать всю жизнь.прочитайте пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь». Как вы её понимаете?

    Ну и в заключении нашего разговора я предлагаю каждому взять карточку, написать свою вредную привычку, от которой хотите избавиться и бросить её в сундучок. Мы закроем его крепко-накрепко на ключ, чтобы ваши вредные привычки не смогли выбраться оттуда и навсегда исчезли из вашей жизни.

    (подумайте за что вас ругают дома, делают замечания)




    Похожие статьи