• Какие физические изменения происходит в подростковом возрасте. Физическое развитие подросткового возраста

    24.04.2019
    - период бурного и неравномерно- го роста и развития организма, когда происходит интенсив-ный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномер- ность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятель- ность желез внутренней секреции часто приводят к некото- рым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а такж, к повышению их возбудимости, что мо жет выражаться в раздражительности, быстрой утомляемос- ти, головокружениях и сердцебиении. Нервная система под- ростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их ча- сто переходит в состояние торможения или, наоборот, силь- ного возбуждения.

    Одним из первых и наиболее заметных телесных измене- ний является резкое ускорение роста.

    Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки. Скорее всего, это проис- ходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслу- живанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в преж- нее время.

    Современные данные показывают, что средний возраст по- лового созревания приблизился к 13 годам. Причем измене- ние роста происходит по-разному у мальчиков и девочек. Де- вочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет. В детстве девочки обычно бывают меньше ростом и весят меньше, чем мальчики одного с ними возраста. Однако они раньше начинают созревать и поэтому уже с 10 лет обгоняют мальчиков по весу, а с 12 лет - по росту. Такое соотношение роста и веса девочек и мальчиков сохраняется примерно до 14 лет.

    На рост человека влияет множество факторов, в том числе правильный режим жизни, в частности режим труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта. Как показы- вают исследования, дети, которые в годы активного роста хо- рошо питаются, вырастают выше тех, кто не имел полноцен- ного питания. В современном обществе на рост подростка влияет и качество питания. Если дети едят не вовремя, всухо- мятку, потребляют много концентратов, то, как правило, они плохо растут и развиваются.

    На рост ребенка также оказывают влияние политическая и экономическая ситуации в стране. Всевозможные военные конфликты ведут к массовому голоду, ухудшению питания. В течение Второй мировой войны и в первое десятилетие по-сле ее окончания очень многие дети отставали в росте.

    Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и пре- кращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше рос- том, чем ее мать. На рубеже XIX-XX веков девочки прекра- щали расти к 18-19 годам, а сегодня - к 16 годам. За послед- ние сто лет рост взрослого мужчины увеличился на 6-9 см. В 1880 году мужчины достигали своего окончательного рос- та только в возрасте 23-25 лет. В настоящее время они до- стигают его уже к 18 годам. Современный среднестатистиче- ский мужчина носит обувь 42-43 размера, а его дедушка носил 39 размер. Ширина сиденья в театрах XVIII века рав- нялась 45 см. Сегодня удобное сиденье должно иметь шири- ну не менее 60 см.

    Подведем итоги

    Физические изменения подростков обусловлены ря-дом факторов , таких , как наследственность , питание , среда обитания и т . д . Все эти факторы взаимосвязаны между собой . В период роста с изменением внешно- сти связаны психологические проблемы самооценки и оценки окружающих .

    Физические изменения у подростков - это очень важная тема. В среднем у молодых людей в одиннадцать лет начинается жизнь с чистого листа. Ведь у них происходит вступление в подростковый возраст. Какие именно изменения настигают мальчиков и девочек, мы узнаем далее в статье.

    В школе у большинства учеников на биологии был урок физических изменений у подростков. Именно по этой теме многие учителя иногда делают презентацию, чтобы наглядно показать все то, что, пожалуй, не расскажешь за 45 минут занятий. Для тех, кто прогулял урок или был недостаточно внимателен, создана эта статья. Начнем с того, что же все-таки это за изменения?

    Очень быстрый рост ребенка в определенном возрасте и называют физическими изменениями у подростков. В это время начинают более упорно развиваться умственные способности ребенка, а мышцы быстрее набирают обороты при физических нагрузках. У детей начинает формироваться сила воли, характер, который нельзя будет изменить в течение всей жизни. И это все завершится ближе к юности, т. е. к пятнадцати-шестнадцати годам.

    Половое созревание

    Люди иногда называют период от одиннадцати до пятнадцати лет возрастом полового созревания. Уже к восемнадцатилетию заканчивается бурный рост человека и развитие основных органов и систем. В период этого созревания обычно люди начинают набирать вес, но вместе с набором роста это происходит незаметно. Иногда даже кажется, что человек худеет. Это все связано с половым созреванием. Заметно также ускорение процесса метаболизма в подростковом возрасте. Нервная система в период юношества ведет себя обычно, не подавая никаких особых признаков.

    Созревание всего организма

    Это очень непростой для ребенка процесс, и он не у всех людей проходит четко и слаженно. Пример этому можно привести такой: подростки часто замыкаются в себе, требуют внимания к себе ото всех, и от родителей в частности. Если родственники не способны справиться с возникающими проблемами, то приходится идти к психологу. Бывает и так, что непонятые подростки совершают суицид из-за своих чувств. Это самый худший исход событий.

    Физические изменения у подростков также беспощадны. Стоит отметить, что развитие как мальчиков, так и девочек до 10 лет совершенно одинаково. После прохождения этой отметки девочки начинают ускоренно расти в высоту. Все мальчики помнят ситуацию, когда одноклассницы или девочки младше них были на голову выше по росту. Это продолжается до 14 лет, после чего мальчики начинают превосходить противоположный пол по всем показателям, включая рост.

    Анатомическое развитие нервной системы

    К пятнадцати годам у всех подростков завершается формирование двигательного аппарата, что имеет огромное значение для физических способностей детей. Ведь именно это влияет на выносливость, ловкость ребенка, а также на трудовую деятельность. Благодаря развитию они могут с ребятами бегать по улице, заниматься физкультурой, обеспечивая себе здоровое тело, развиваться умственно и, возможно, помочь учителю подготовить по интересующей теме презентацию.

    Физические изменения у подростков при наступлении определенного возраста - это сложный процесс. Рост мускул юношей, который вызван эндокринной стимуляцией, очень сильно отражается на мышечной силе. То есть, начиная заниматься спортом и качать мышцы в подростком возрасте, вы сможете создать красивое и рельефное тело без особых усилий. Ведь именно в этом возрасте мышцы больше всего развиваются. Так что рекомендуем заниматься спортом именно в этом возрасте, когда физические изменения у подростков положительно влияют на все процессы в организме.

    Является именно пресловутый переходный возраст. Подростковая психика в этот период становится особенно нестабильной и ранимой.

    В чем причина изменения поведения подростка

    В жизни любого наступает период, когда активизируется деятельность желез внутренней секреции, прежде всего, и гипофиза. За короткое время в кровь поступает большое количество гормонов. Как следствие – заметное увеличение роста и веса, формирования вторичных , пробуждение интереса к противоположному полу.

    Кроме того, из-за возрастания концентрации гормонов происходят психологические изменения. Именно они влияют на поведение подростка.

    Эти изменения могут проявляться как очень сильно, так и довольно умеренно. Но в любом случае они будут, и родителям следует быть готовыми к ним.

    Какие психологические изменения наиболее характерны в подростковом возрасте

    У подростка отмечается нестабильное эмоциональное состояние. Поведение часто кардинально меняется буквально в считанные секунды, причем без каких-либо . Самый незначительный повод может либо вызвать у них неадекватную реакцию, бурный всплеск положительных эмоций, либо, напротив, повлечь вспышку злости, гнева, агрессии.

    Также можно заметить инфантильность в поступках, рассуждениях, сопряженная с упрямством и максимализмом. Подростковый период – возраст, когда детство уже закончилось, но зрелость еще не наступила. Вчерашние дети очень эмоционально, негативно реагируют на любую попытку обращаться с ними как с малолетними несмышленышами. Они отстаивают свое право на самостоятельность буквально во всем. Однако не понимают (а порой просто не хотят понимать), что они пока еще не могут считаться самостоятельными людьми в полном смысле слова, что их бунт против взрослых просто смешно, нелепо.

    Можно понять недовольство родителей поведением сына или дочери. Однако не следует прибегать к наказаниям за такие попытки самоутверждения или высмеивать их.

    Это лишь еще больше ожесточит подростка и отдалит его от самых близких людей.

    Также можно отметить в поведении демонстративную грубость, резкость. Случается и депрессия, убежденность в том, что их никто не любит и не понимает, что они никому не нужны. Словом, подростковый период – нелегкое испытание для родителей. Но при желании, терпении и любви его вполне можно преодолеть.

    Подростковый возраст - период бурного и неравномерно­го роста и развития организма, когда происходит интенсив­ный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномер­ность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятель­ность желез внутренней секреции часто приводят к некото­рым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а такж, к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемос­ти, головокружениях и сердцебиении. Нервная система под­ростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их ча­сто переходит в состояние торможения или, наоборот, силь­ного возбуждения.
    Одним из первых и наиболее заметных телесных измене­ний является резкое ускорение роста.
    Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки. Скорее всего, это проис­ходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслу­живанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в преж­нее время.
    Современные данные показывают, что средний возраст по­лового созревания приблизился к 13 годам. Причем измене­ние роста происходит по-разному у мальчиков и девочек. Де­вочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет. В детстве девочки обычно бывают меньше ростом и весят меньше, чем мальчики одного с ними возраста. Однако они раньше начинают созревать и поэтому уже с 10 лет обгоняют мальчиков по весу, а с 12 лет - по росту. Такое соотношение роста и веса девочек и мальчиков сохраняется примерно до 14 лет.
    На рост человека влияет множество факторов, в том числе правильный режим жизни, в частности режим труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта. Как показы­вают исследования, дети, которые в годы активного роста хо­рошо питаются, вырастают выше тех, кто не имел полноцен­ного питания. В современном обществе на рост подростка влияет и качество питания. Если дети едят не вовремя, всухо­мятку, потребляют много концентратов, то, как правило, они плохо растут и развиваются.

    На рост ребенка также оказывают влияние политическая и экономическая ситуации в стране. Всевозможные военные конфликты ведут к массовому голоду, ухудшению питания. В течение Второй мировой войны и в первое десятилетие по­сле ее окончания очень многие дети отставали в росте.
    Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и пре­кращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше рос­том, чем ее мать. На рубеже XIX-XX веков девочки прекра­щали расти к 18-19 годам, а сегодня - к 16 годам. За послед­ние сто лет рост взрослого мужчины увеличился на 6-9 см. В 1880 году мужчины достигали своего окончательного рос­та только в возрасте 23-25 лет. В настоящее время они до­стигают его уже к 18 годам. Современный среднестатистиче­ский мужчина носит обувь 42-43 размера, а его дедушка носил 39 размер. Ширина сиденья в театрах XVIII века рав­нялась 45 см. Сегодня удобное сиденье должно иметь шири­ну не менее 60 см.

    Основной особенностью подросткового возраста явля­ются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологиче-ской перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

    Активизация и сложное взаимодействие гормонов рос­та и половых гормонов вызывают интенсивное физиче­ское и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок рос­та» обычно начинается и кончается на два года раньше.

    Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорас­тают голова, кисти рук и ступни, затем конечности -удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь тулови­ще. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приво­дит к некоторой непропорциональности тела, подростко­вой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

    В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении го­ловного мозга. Поэтому для подростков характерны из­менение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Эмоциональную нестабиль­ность усиливает сексуальное возбуждение, сопровож­дающее процесс полового созревания.

    Половое созревание - центральный психофизиологи­ческий процесс подросткового возраста. Его специфи-


    освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.

    Л. С. Выготский отмечал основные новообразования подросткового периода: изменение интересов в связи с переходным возрастом, появление мышления в поняти­ях, изменение воображения, развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

    В концепции Д. Б. Эльконина подростковый воз­раст, как всякий новый период, связан с новообразова­ниями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность произ­водит «поворот» от направленности на мир к направлен­ности на самого себя. К концу младшего школьного воз­раста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкно­вения с действительностью.

    бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства, осваивая его по функциональному на­значению и хтетической значимости, подросток начина­ет фетишировать этот мир. Благодаря тому что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, под­росток превращается в потребителя. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка ста­новится значимым обладание определенным набором ве­щей, чтобы поддерживать свое чувство личности, т. е. он ориентирован на внешнее воплощение чувства взрослости. Социальная ситуация развития подростка может быть благоприятной, если окружающие взрослые признают взрослость подростка и всячески поддерживают его чув­ство взрослости, включая его в общественно полезную деятельность.

    ческими функциональными признаками являются менар­хе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякуляр-хе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчи­ков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка.

    В этот период у мальчиков происходит заметное увели­чение и изменение формы гортани. Особенно значитель­но изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный вы­ступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса.

    На психическое состояние подростков оказывает за­метное влияние разница в темпах индивидуального фи­зического роста и физиологического развития.


    ния с окружающими; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникно­вение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентич­ности с самим собой, несовпадение прежних представле­ний о себе с сегодняшним образом - вот основное со­держание отроческих переживаний.

    В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоро­стью происходить изменения, связанные с ростом орга­низма. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.

    Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей час­ти начинает свой поход с табуированных или прежде не­возможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.


    67. Изменения в когнитивной сфере подростков

    Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание об­ращал на развитие мышления в подростковом возрас­те. Главное в развитии мышления - овладение подрост­ком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

    Для подростка все большее значение начинает приоб­ретать теоретическое мышление, способность устанавли­вать максимальное количество смысловых связей в окру­жающем мире. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Под­росток уже может рассуждать, не связывая себя с конк­ретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рас­суждения. Он усваивает законы формальной логики.

    Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображе­ния. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подрост­ка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подрос­ток может проигрывать мыслительные задачи с матема­тическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

    Внимание. Подросток может хорошо концентриро­вать внимание в значимой для него деятельности. Внима­ние становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.


    68. Ведущая деятельность подростков 4

    Главная тенденция в развитии подростка - переориен­тация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея­тельности в подростковом возрасте.

    1.Общение является для подростков очень важным ин­формационным каналом.

    2.Общение - специфический вид межличностных от­ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от­стаивать свои права.

    3.Общение - специфический вид эмоционального кон­такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла­гополучия, самоуважения.

    Психологи считают, что общение включает две проти­воречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутрен­ний мир, подросток испытывает потребность остаться на­едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич­ностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко­вых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин­тересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забыва­ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-

    культуре потребность в друге. Друг здесь обретает осо­бую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно че­рез дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодей­ствия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовы­ручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже по­знать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подрост­ков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (под­вержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.


    формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственными внутренними табу. Социально приемле­мой формой таких контактов считаются танцы.

    Подростки с большим любопытством относятся к сек­суальным отношениям. Там, где слабы внутренние тор­моза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контак­там с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сек­суального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого челове­ка. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали до­стойные формы взаимодействия юных сексуальных парт­неров.

    лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает пра­во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недо­статков, но и достоинств друга.

    В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможно­сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он от­стаивает эту личную свободу как право на взрослость.

    Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-мирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное но­вообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.


    Память. Подросток способен управлять своим произ­вольным запоминанием, использовать различные мнеми-ческие средства. Память в этом возрасте пере­страивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредован­ный, логический характер, обязательно включается мыш­ление.

    Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богат­ства словаря, с другой - за счет усвоения множества зна­чений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-пер­вых, отражать окружающую действительность и, во-вто­рых, фиксировать определенный взгляд на мир.

    Подросток сензитивен к словесному творчеству.


    -?

    72. Особенности личности подростка Выделяют следующие виды направленности личности подростка: -гуманистическая направленность - отношение под­ростка к себе и обществу положительны; -эгоистическая направленность - он сам является бо­лее значимым, чем общество; -депрессивная направленность - он сам никакой цен­ности не представляет для себя. Его отношение к общест-ву можно назвать условно положительным; -суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой цен­ности. Важнейшей особенностью подростков является посте­пенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние крите­рии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. Отрочество благодаря потребности познать себя (иден­тификация с собственным «Я») и стремлению открыть че­рез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлек­сии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обога­щает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о ко­торых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления.


    Похожие статьи