• Анкета для отцов какой хороший папа. Папа дома и все в порядке! Памятки отцам «Основные типы отцов»

    06.04.2019

    I. Подготовка к собранию

    1. Написать плакат: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари)
    2.Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.
    3. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.
    4. Провести анкетирование отцов.

    Анкета

    • В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
    • Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
    • Чем занимаетесь с ним в свободное время?
    • Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?
    • Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
    • Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
    • Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?
    • Какие у Вас трудности в общении с детьми?
    • Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
    • Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
    • Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?
    • Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

    5. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

    • Ты любишь своего папу? За что?
    • Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама?
    • Чем занимаетесь в свободное время с папой?
    • Чем папа занят вечерами?
    • Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
    • Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете?
    • Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
    • Кем работает папа? Чем занят на работе?
    • Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
    • Какой твой папа: добрый или строгий?

    6. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап.

    7. Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап».

    8. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

    9.Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.

    II. Ход собрания

    Звучит песня «Папа может все».

    Воспитатель: Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.

    Включается запись ответов детей на вопрос: «За что ты любишь своего папу?»

    Вопросы отцам :

    • Какова ваша роль в семье?
    • Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
    • Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

      (Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

    Воспитатель: Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца.

    Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

    Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

    Музыкальная пауза

    Вопросы отцам:

    • Какие интересы вас объединяют с детьми?
    • Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
    • Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

    Воспитатель: Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?

    Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

    • Чем твой папа занят вечерами?
    • Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?
    • Что ты любишь делать вместе с папой?
    • Чему тебя научил папа?

      Воспитатель обобщает ответы детей.

    Воспитатель: Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен. Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.

    Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости.

    Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.

    Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни.

    Музыкальная пауза

    Воспитатель: Представьте себе ситуацию: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела?» - спрашивает он с теплотой в голосе. «Хорошо», - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец. - Чем занимался? Как вел себя?»

    Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?

    Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

    • Кем работает отец?
    • Что он делает на работе?
    • О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

    Воспитатель: Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.

    Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.

    Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

    Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили.

    Музыкальная пауза

    Воспитатель: Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: «Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

    Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

    Музыкальная пауза

    Вопросы отцам:

    • Слушают ли вас дети?
    • Какими средствами вы добиваетесь этого?
    • Как по-вашему, есть ли у вас авторитет?
    • Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

    Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

    • Добрый или строгий твой папа?
    • Почему ты так считаешь?

    Воспитатель: А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье.

    В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!
    В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.

    Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

    Музыкальная пауза

    Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасности в быту.

    Магнитофонная запись ответов детей на вопрос:

    «Если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?»

    Воспитатель: Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние - от мужа, отца. Расширяются ли у вас обязанности в семье?

    Воспитатель зачитывает:

    Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

    Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.

    Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.

    Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарности отцам.

    Воспитатель : А сейчас мы все вместе будем пить чай.

    Отец как воспитатель.

    Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание - процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, - люди, вещи, события - всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. И отцовский долг - сознательно, чутко направлять это развитие.

    Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями.

    Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости. Вот почему Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.

    Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

    Детям нужен отец.

    Разошлись муж и жена. Распалась ещё одна семья. Причин много, постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья - творчество двоих. Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они вынуждены избавиться от мужей - пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всё равно настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в садах и в школах значительный процент детей без родных отцов, безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие - робкими, ущемлёнными, чем - то ущербными в характере. Неполная семья - это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.

    Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

    Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было ответственным постом, или учёным званием.

    Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание. Теперь звание отца не даёт гарантий: сыновнее уважение надо заслужить.

    Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты. Трудно представить счастье ребёнка и аморальное поведение отца или матери. Это недопустимо и несовместимо.

    Счастье семьи - это не только счастье двух людей. Это счастье для многих, кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского тепла.

    Счастье - это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей. Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.

    Живой пример отца.

    Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол», - гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей избраннице.

    Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, - замечает отец.

    Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну. Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть обдуманным и веским.

    Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А. Сухомлинский советовал:

    «Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной чести ребёнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его, унижать.

    Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а готовилась к роли труженицы и матери.

    Отец - это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передать детям.

    Анкета для пап.

    Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):

    мудрый отец; глава семьи; отец – кормилец; настоящий отец; занятый отец; успешный отец; лидер в семье; доступный ребёнкуотец; терпеливый; строгий; импульсивный; чуткий и заботливый; суровый отец; всегда находящийся на работе; отдалённый отец;
    дополните, если хотите ………………………………………………………….

    2. С кем чаще общается Ваш ребёнок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?

    3. В чём, по-вашему, заключаются функции отца в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом………………………………………………..

    4.Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом…………………………………………….

    ……………………………………………………………………………………….

    5.Сколько времени Вы проводите со своим ребёнком?.........................................

    6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?........................................................

    ………………………………………………………………………………………..

    7.Просит ли Вас ребёнок поиграть с ним, почитать, рассказать о чём-либо?......

    ………………………………………………………………………………………..

    8. Как часто вы говорите своему ребёнку: «сейчас я занят, потом…» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).

    9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?..............................

    ………………………………………………………………………………………..

    10. На ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребёнок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ: да,
    нет, мать и отец во всём могут замещать и дублировать друг друга; не приходилось задумываться над этим вопросом;
    дайте свой ответ…………………………………………………………………….

    11. Как часто говорите своему ребёнку: «Я тебя люблю», фразы, подчёркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?

    12. Как часто Вы говорите ребёнку о том, что вам нравится в нём (подчеркните)?
    часто; иногда; редко; почти никогда.

    13. Ругаете ли своего ребёнка при посторонних, друзьях?....................................

    ………………………………………………………………………………………..

    14. Какие трудности в общении с детьми?..............................................................

    ………………………………………………………………………………………..

    15. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?......

    ………………………………………………………………………………………..

    16. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком? Какие?.......

    ………………………………………………………………………………………..

    17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?.......................................

    ………………………………………………………………………………………..


    Родительское собрание на тему:

    «Роль отца в воспитании ребенка»

    Если отец хочет оставить след в истории,

    ему достаточно воспитать сына.

    Джеймс Фенимор Купер

    Цели:

      Обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье;

      Способствовать формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье, формированию культуры участия мужчины в воспитании детей;

      Помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

    Форма проведения собрания: мужской разговор отцов.

    План собрания:

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Анализ притчи.

    4. Презентация сочинений «Самый памятный день, проведенный с папой».

    5. Выступления отцов.

    6. Выступление библиотекаря.

    7. Вручение памяток.

    8. Подведение итогов.

    Подготовительная работа: анкетирование учащихся, анкетирование родителей, подготовка притчи «Король и сон», подготовка выставки художественной литературы, написание сочинений «Самый памятный день, проведенный с папой», подготовка презентации «Самый памятный день, проведенный с папой», подготовка пригласительного билета.

    Ход собрания

    I . Организационный момент

    а) приветствие;

    б) размещение.

    II . Вступительное слово учителя

    Уважаемые папы!

    Еще совсем недавно ваши маленькие дети, мальчики и девочки, едва умещались на вашей ладони, а сегодня они ученики четвертого класса – завершающегося этапа обучения в начальной школе. Они могут размышлять, толково и логично отвечать на вопросы и не менее толково ставить их, умеют наблюдать и замечать, сравнивать и обобщать, умеют делать выводы о том, что хорошо и что плохо, что им нравиться и не нравиться. Это значит, что они взрослеют. Взрослеют и копируют наши манеры и привычки, слова, манеру общения с родными и близкими людьми, товарищами по работе, соседями. Наши дети усваивают нашу манеру ценностей и шагают с ней по жизни. Часто они совершают те же ошибки и терпят те же поражения. Почему так происходит? Потому что с рождением ребенка нам не хочется менять свой стиль жизни, свои привычки, манеры и вкусы, а маленький человек этого не позволяет. И тогда мама меняет свой стиль жизни, а папа порой продолжает жить так, как жил раньше, ничего в ней не меняя. Порой мы всерьез не задумываемся о том, что семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение – зависит от того, как он воспитывался в семье.

    Может ли отец оказать существенное влияние на воспитание своего ребенка? Безусловно, может.

    Без сомнения, существует много общего в том, как отцы и матери ведут себя по отношению к детям. И все-таки матери отличаются от отцов по тому, каким занятиям уделяют больше внимания каждый из них. Эти различия проявляются в их содержании.

    Например, такое занятие с детьми как игра. Отцы обычно играют с детьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения в проявлении внимания следуют периоды минимальной активности.

    Матери же играют по-другому: они вовлекают детей в традиционные спокойные, предсказуемые игры. Но что интересно: когда отец берет на себя основную заботу о ребенке, он чаще ведет себя так, как это делает мать.

    Сегодня все больше мать берет на себя основную ответственность за благосостояние ребенка и его поведение. Следует, однако, отметить, что отец дает меньше указаний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушают чаще, чем маму. Мужское воспитание используется не только для того, чтобы служить средством устрашения детей. Оно необходимо для того, чтобы воспитываемая в семье дочь почувствовала себя женщиной рядом с умным, добрым, смелым, деликатным и строгим отцом, а воспитываемый мальчик научился брать ответственность на себя, быть организованным и требовательным не только к другим, но и к себе.

    Результаты одного исследования показали, что дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития. Отсутствие воспитания со стороны отца сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

    Видимо то, что отцы часто самоустраняются в воспитании детей, заложено в традициях многих сегодняшних семьях. Если девочка видит, что только мама в курсе ее проблем, что основная роль папы – принести деньги в день зарплаты, а в основное время – диван и газета, рыбалка, охота и друзья, то, безусловно, она усвоит это и перенесет такое построение семейных отношений в свою будущую семью.

    Вот наиболее часто встречающиеся проблемы взаимоотношений в семье:

    Родители часто кричат, ссорятся;

    Очень жесткий контроль, просто поговорить с папой невозможно;

    Нет контакта с мамой;

    У родителей нет времени поговорить со мной;

    Родители ограничивают во всем;

    Родители считают, что я должен учиться только на «5»;

    Никогда не хвалят.

    А самое страшное высказывание: «Я не люблю своих родителей».

    Зная о существующих проблемах вам, удастся не допустить их проявления в ваших семьях, избежать их.

    Для воспитания детей надо иметь огромное желание и терпение, необходимо учиться взаимопониманию и помнить, что можно обидеть не только делом, но и словом. Важно осознание того, что на восприятие другими наших слов влияет не только смысл высказывания. Иногда гораздо более сильное влияние оказывает форма, в которую облечена наша речь.

    III . Анализ притчи

    Это хорошо отражено в восточной притче «Король и сон».

    Одному королю приснился сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало короля. Он велел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь». Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» - спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать».

    IV . Презентация сочинений «Самый памятный день, проведенный с папой»

    V . Выступления отцов

    Темы для выступления отцов.

    1. Роль отца в преодолении и предупреждении вредных привычек.

    2. О совместном времяпровождении.

    VI . Выступление библиотекаря

    Библиотекарь представляет выставку художественных произведений о роли отцов в воспитании детей, о родительском долге и мужестве. К таким произведениям можно отнести «Два капитана», «Тимур и его команда» и другие книги.

    VI . Вручение памяток

    Памятка отцам.

    Уважаемые папы! Пусть эта памятка поможет вам сделать процесс общения с вашим ребенком радостным и полезным, как для вас, так и для вашего ребенка.

      Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка.

      Воспитывайте ребенка те столько словом, сколько собственным примером.

      Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать. Со временем это может плохо кончиться, особенно для вас.

      Проявляйте сдержанность и вежливость, собранность и ответственность. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемых качеств.

      Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.

      Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в девочках – силу женственности.

      Проявляйте терпение и такт в воспитании. Помните, что всходы дают плоды не сразу и только с хорошим уходом.

      Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами: «А помнишь?..»

      Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите и к их оценке.

      Любите своего ребенка, и он ответит вам любовью.

      Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.

    VII . Подведение итогов

    Какое мнение оставило у вас данное собрание?

    Изменилась ли ваша точка зрения на процесс воспитания после собрания?

    О чем бы вы хотели поговорить на следующем собрании отцов?

    VIII . Заключительное слово учителя

    Чаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте…

    Надо чаще говорить ребенку о своей вере в него, о вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок все равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание.

    Но мы-то хотим, чтобы наши дети узнавали это от нас с вами, правда? Это, значит, сегодня, сейчас. Любите своего ребенка, и он ответит вам любовью!

    Приложение

    Пригласительные билеты

    Уважаемый Дмитрий Сергеевич!

    Родительский комитет 4-Б класса приглашает Вас принять участие в собрании отцов нашего класса.

    Нам хочется обсудить вопросы, касающиеся воспитания, как мальчиков, так и девочек класса. Какими они будут во взрослой жизни, смогут ли найти себя, построить свою семью – во многом зависит уже сегодня и, в первую очередь от Вас.

    Мы надеемся, что наша встреча будет интересной, полезной и продуктивной.

    Ждем Вас в актовом зале нашей школы.

    Анкета для учеников

    Ребята!

    Совсем скоро у нас в классе состоится родительское собрание с участием ваших пап.

    Давайте ответим на вопрос: «Какие они, ваши папы?» Это важно знать вашему классному руководителю, учителям, работающим в классе, школьной администрации.

    Мой папа _____________________________________________________.

    Мой папа очень _______________________________________________.

    Я радуюсь, когда мой папа ______________________________________.

    Вместе с папой я могу _________________________________________ .

    Мой папа умеет _______________________________________________.

    Мне было бы легко, если бы папа ________________________________.

    Мне было бы трудно, если бы папа _______________________________.

    Анкета для родителей

    По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно, ли выбран принцип воспитания детей.

    Можете ли вы:

      В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

      Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

      Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

      Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

      Поставить себя на место ребенка?

      Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея и прекрасный принц?

      Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

      Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

      Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение?

      Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

      Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

      Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

    Варианты ответов:

    А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.

    Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

    В – не могу – 1 балл.

    От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

    От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.

    Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

    Список литературы

    1. Беленкова Н. Семья – это любовь // Воспитание школьников. – М. – 2003. №1 – С. 76.

    2. Дереклеева Н. Новые родительские собрания 1-4 классы // Педагогика. Психология. Управление. – М.: ВАКО, 2006 – С.336.

    3. Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся. // Воспитание школьников. М. – 2002. №1 – С.80.

    4. Никитенко Е. Родительское собрание на тему «Мой дом – моя семья». // Воспитание школьников. М. – 2002. №1 – С. 80.

    5. Панеева О. Специфика отцовского взаимоотношения с ребенком. // Воспитание школьников. – М. – 2003. №3 – С. 80.

    Конференция «Роль отца в воспитании ребенка»

    План конференции:

      Анализ детских анкет «Роль отца в моей жизни»

      Доклад «Роль отца в воспитании ребенка»

      Анкетирование пап «Какой ты отец»

      Выступление отцов о своем участии в воспитании детей

      Итог

    Анкеты дети заполняют заранее на классном часе.

    Анкета для детей

      В счастливой ли семье ты живешь?

      Какую семью ты считаешь счастливой?

      О чем ты мечтаешь?

      Как ты относишься к отцу: а) любишь, б) уважаешь, в) боишься.

      Он проводит свое свободное время: а) с семьей, б) с друзьями, в) один.

      Помогает ли отец выполнять маме домашние дела? А) да, б) нет.

      Кто помогает делать тебе уроки? А) мама, б) папа, в) сам.

      Организует ли отец домашний досуг: а) да, б) нет.

      Много ли времени он проводит с тобой: а) да, б) нет.

      О чем идет у вас беседа: а) ругает за поведение, учебу, б) обсуждает фильм, книгу, дела в школе?

      Хотел ли ты быть похожим на своего отца: а) да, б) нет?

    Анкета для пап

    Утвердительный ответ 2 балла, иногда – 1 балл, отрицательный – 0 баллов.

      Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

      Говорят ли с Вами дети «по душам». Советуются ли по «личным делам»?

      Интересуются ли они Вашей работой?

      Знаете ли вы друзей Ваших детей?

      Бывают ли они у Вас дома?

      Участвуют ли дети вместе с Вами в домашних делах?

      Проверяете ли вы, как они учат уроки?

      Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?

      Участвуют ли дети в подготовке домашних праздников?

      Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время «детских праздников» или хотят проводить их без взрослых?

      Обсуждаете ли Вы с ними прочитанные книги?

      А телевизионные передачи и фильмы?

      Бываете ли Вы вместе на массовых мероприятиях?

      Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, тур.походах?

      Предпочитаете ли Вы проводить отпуск вместе с ними?

    Доклад

    С давних времен мужчина считался добытчиком материальных благ. Муж, отец считался главой семьи. С течением времени немалую долю в материальном обеспечении семьи вносят и женщины. Высокий уровень образованности, положение заботливой хозяйки дома и матери делают их мнение в семье решающим, создают авторитет в глазах детей. Это, конечно, объективно, и все же большинство мужчин, да и женщин считают, что главой семьи должен быть муж, отец.

    И правильно, мужчина более сильный и выносливый в физическом отношении человек. В трудную минуту он должен помочь, запретить, подставить свое плечо. Но, к сожалению, в повседневной жизни некоторые семьи (а может и большинство семей) держатся на плечах самоотверженных женщин. Нередко мужчины отстраняются от домашних обязанностей, от воспитания детей.

    Основа семейного счастья – это сотрудничество, взаимопонимание, психологическая совместимость. Велика роль отца в воспитании сына, в подготовке его к семейной жизни. Дети, вырастая, строят свою жизнь подобно своим родителям. И родительское дело Вы должны выполнять как можно лучше. И прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

    Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить товарищей вашего сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей.

    Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни.

    Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает. Как нужно поступить, когда он нуждается в совете или помощи, потому что не умеет это сделать, вы сами должны прийти с помощью.

    Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете. Иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом.

    Родительская помощь не должна быть навязчива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и решать сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допустить, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.

    Авторитет помощи внимательного и осторожного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом, но он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь делать все за него, снять с него ответственность.

    Ни в коем случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им еще нужно многому учиться, что они должны вырасти хорошими людьми, что родители отвечают за это. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка.

    Запомните: ваше собственное поведение – самая решающая вещь в воспитании. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

    Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод вашего воспитания!

    Велика роль отца в подготовке сына к семейной жизни. Дети, вырастая и становясь готовыми к семейной жизни, строят свою жизнь по подобию своих родителей. Матерей любят все, а любовь к отцу – это, прежде всего, уважение. Но это уважение приобретается и поддерживается положительными качествами личности, заботой о семье, трудом и добрыми делами. На этом строится отцовский авторитет.

    Литература

      Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль, 2002.- 235с.

      Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. М.: Издательство «Знание», 1990.- 421с.

      Красовский А. С. Будущий муж и отец. Минск, 1986.- 197с.

      Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.-325с.

      Соколова В.Н. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. – 168с.

      Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- С. 93-99

      Хусанова Н.Ю. Влияние отца на формирование «Я-концепции» ребенка // Психотерапия.– 2006.–№5.– С.4-6

    АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

      Ф.И.О.__________________________________________________________

      образование______________________________________________________

      место работы_____________________________________________________

      телефон___________________

      число детей________________

      число членов семьи_______________________________________________

      В каких делах класса вы смогли бы помочь?

      • Проведение бесед с учащимися на определённые темы;

        Организация экскурсий на предприятие;

        Изготовление пособий;

        Ремонт мебели;

        Руководство кружком, секцией;

        Помощь в организации походов, поездок;

        Помощь в организации досуговой деятельности;

      Фамилия, имя вашего ребёнка:_______________________________________

      • Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?

      Какие игры предпочитает?_____________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

      С кем чаще общается? _________________________________________

    _______________________________________________________________

      Как ведёт себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив)?

      Какие обязанности выполняет по дому?

    Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребёнка необходимо учесть мне, как классному руководителю?

      Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка? Мать, отец, бабушка,_________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

      Где чаще всего с ребёнком вы проводите досуг? Дома, на природе, на прогулке,____________________________________________________________________________________________________________________________

      Знаете ли вы друзей вашего ребёнка, их родителей? _____________________

      Приходят ли к вам приятели вашего ребёнка? ___________________________

    _____________________________________________________________________

      Какие затруднения вы испытываете в воспитании ребёнка? _______________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Какие методы воспитания вы предпочитаете?

      уговоры;

      разъяснения;

      строгость;

      требования;

      наказания;

      поощрения;

      дружеские контакты;

      что – то другое _____________________________________________

    _____________________________________________________________

      Чем, по вашему мнению, может вам помочь школа в воспитании вашего ребёнка? __________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Считает ли ваш ребёнок школу своим домом? С какими проблемами он сталкивается в школе? _______________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

    ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «Я И МОЙ РЕБЁНОК»

    Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.

    КЛЮЧ К ТЕСТУ

    Ответ «А» оценивается в 3 балла;

    Ответ «Б» оценивается в 2 балла;

    Ответ «В» оценивается в 1 балла;

    ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 27 до 36 баллов – значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

    ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 13 до 27 баллов – забота о ребёнке – для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в иных случаях – чересчур мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

    ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ МЕНЕЕ 13 баллов – у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, ни того, ни другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

    Семья – это то, что мы делим на всех,

    Всего понемножку: и слёзы, и смех,

    Взлёт и падение, радость, печаль,

    Дружбу и ссоры, молчанья печать.

    Семья – это то, что с тобою всегда,

    Пусть мчатся секунды, недели, года,

    Но стены родные, отчий твой дом,

    Сердце навеки останется в нём!



    Похожие статьи