• НОД Рассматривание картины «Кошка с котятами. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

    27.06.2019

    Образовательные: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

    Развивающие: развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план, Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух,

    Воспитательные: воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничевства, активность и инициативность.

    Оборудование:

    Картина "Кошка с котятами";

    Игрушка котёнок;

    Предварительная работа: беседа о домашних животных.

    Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

    (Воспитатель загадывает загадку).

    Мохнатенькая,

    Усатенькая,

    Молоко пьет,

    Песенки поёт.

    Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами.

    Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй-чёрный, третий-пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок:(называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

    Я предлагаю вам встать в круг. Буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

    Физминутка

    Все котятки мыли лапки:

    Вот так, вот так!

    Мыли ушки, мыли брюшки:

    Вот так, вот так!

    А потм они устали,

    Сладко, сладко засыпали:

    Вот так, вот так!

    Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

    1. Кто изображён на картине? Где происходит действие?

    2. Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

    3. Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

    Постарайтесь в рассказе использовать слова ивыражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

    Воспитатель вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнёт рассказывать, кто закончит. В случае затруднения педагог сам начинает рассказывать-три первых предложения-или рассказывает полностью. После того как расскажут- три пары детей, воспитатель спрашивает, понравились ли им рассказы.

    "Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".

    Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Комары и осы". Дети, давайте разделимся на две команды: комары и осы. Комары звенят- з-з-з, а осы поют свою песенку-с-с-с. Я буду показывать карточку с насекомым, эта команда произносит свой звук. Поочерёдно воспитатель показывает карточки комара и осы. Потом дети закрывают глаза, а один ребёнок произносит звук. Дети отгадывают кто это. И обе команды повторяют. А давайте вспомним, что мы сегодня делали.

    Составила: Калюга А.С.

    Конспект образовательной деятельности
    по развитию речи в
    средней группе
    на тему:
    «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».

    Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать умение внимательно рассматривать картину;

    Формировать умение активно участвовать в беседе;

    Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;

    Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая. игривая, добрая, умная, нежная, заботливая);

    Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;

    Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

    Развивающие:

    Развивать умение согласовывать слова в предложении;

    Развивать умение согласовывать речь с движением;

    Развивать психические функции: воображение, внимание, память;

    Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).

    Воспитательные:

    Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;

    Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.

    Предварительная работа .

    Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

    чтение стихотворений и рассказов о животных; отгадывание загадок; словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково»,

    Материал:

    картина «Кошка с котятами»;

    Содержание организованной деятельности детей:

    -Я вам сейчас подскажу.
    Для этого вам нужно отгадать загадку.

    Вся мохнатенькая,
    Сама усатенькая,
    Днем спит
    И сказки говорит,
    А ночью бродит,
    На охоту ходит.

    (Кошка)

    Кто же это?

    Правильно ребята. К нам пришла в гости кошка (игрушка)

    Ответы детей в кругу с мячом.

    Рассмотрение иллюстраций с животными

    Отгадывание загадки.

    3.Совместная деятельность

    Загадку вы отгадали, а в игру не поиграли.

    Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»
    Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: «Царапаться».Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

    Ребята, а кошка пришла к нам не с пустыми лапками, а принесла с собой картину « Кошка с котятами » !

    Давайте ее внимательно рассмотрим.

    - Кто нарисован на картине?

    Дети Кошка с котятами

    - Что делает кошка?

    Дети Сидит и смотрит на котят

    Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)

    У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.

    - Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).

    Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.

    - Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)

    Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)

    Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.

    Даша расскажет про рыжего котенка.

    Лёша расскажет про серого котенка.

    Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)

    А как бы вы хотели назвать эту картину?

    Художник дал картине название «Кошка с котятами».

    Дети описывают действия кошки.

    Описывают котят.

    4.Самостоятельная деятельность

    А теперь Карина попробует составить рассказ по картине.

    Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.

    «Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».

    Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

    Составление рассказа по картине.

    5. Рефлексия (Подведение итогов)

    Вам понравилась эта картина? Почему? Какие трудности возникали при составлении рассказа? Что понравилось, а что не очень?

    Дети по желанию раскрашивают картины кошек.

    Ответы детей с мячом.

    Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

    (конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) во второй младшей группе)

    Форма проведения: фронтальная

    Место проведения: группа детского сада

    Задачи

    Интеграция образовательных областей

    Предварительная работа

    Методы и приёмы

    Оборудование

    Связная речь

    • Учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет;
    • Учить составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине;

    Словарь и грамматика

    • Активизировать в речи прилагательные и глаголы;

    Звуковая культура речи

    • воспитывать умение правильно и отчётливо произносить звук (к), (т)
    • «Познание»
    • «Коммуникация»
    • «Физическая культура»;

    Виды детской деятельности:

    • Коммуникативная
    • Двигательная
    • чтение сказки «Кот, петух и лиса»,
    • заучивание потешек «Пошёл котик на торжок»,
    • рассматривание картинок с изображением домашних животных и их детёнышей,
    • разучивание подвижной игры «Кот и мыши».

    Словесный метод:

    • беседа;
    • вопросы по картине;
    • педагогическая оценка;
    • рассказ воспитателя

    Наглядный метод:

    • демонстрация (рассматривание картины)

    Практический:

    • рассказы детей
    • Картина кошка с котятами;
    • Мягкая игрушка кошка (или плоскостная)
    • Картинки дикие и домашние животные.

    Ход ННОД:

    1. Организационный момент (мотивация)

    Ребята, сейчас я Вам загадаю загадку, а Вы попробуйте отгадать

    Я умею чисто мыться

    Не водой, а язычком.

    Мяу! Как мне часто снится

    Блюдце с теплым молочком!

    Дети: Кошка

    2. Основная часть

    Беседа по картине

    Воспитатель: Кошку зовут – Мурка.

    Кошка, какая? (Большая, пушистая, мягкая, красивая).

    Воспитатель: Кошка Мурка принесла вам на занятие картину. И она хочет посмотреть, как вы умеете по ней отвечать на вопросы и составлять рассказ:

    Воспитатель : Мурка, посиди и послушай, дети расскажут о тебе и о твоих детках.

    (Дети садятся на свои места, воспитатель обращает внимание на картину)

    • Кто нарисован на картине? (Кошка с котятами).
    • Что делает Кошка?
    • Какого цвета лапки у кошки?
    • Что у кошки на голове? (уши)
    • На мордочке? (глаза, нос, рот, усы)
    • Кто ещё нарисован на картине? (котята) Какого цвета котята?
    • Что делает серый котёнок? (играет с клубочком ниток)
    • Что делает рыжий котёнок? (лакает молоко из миски)
    • Что делает коричневый котёнок ? (спит возле мамы)

    Физкультминутка

    (Физкультминутка проводится 2 раза).

    Воспитатель: Перед тем как составить рассказ. Давайте вспомним

    Кто изображён на картине? (Кошка с котятами) .

    Что делает кошка? (Кошка наблюдает за котятами).

    Что делают котята? (Котята играют, едят, спят).

    Рассказ воспитателя:

    «На этой картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Она лежит на коврике и наблюдает за своими котятами. У кошки Мурки есть маленькие пушистые котята – серый, рыжий, коричневый. Серый котёнок – играет с клубком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит около мамы кошки. Кошке с котятами хорошо и радостно вместе».

    (Воспитатель предлагает первым рассказать о кошке с котятами наиболее активным детям, это поможет другим ещё раз послушать рассказ – образец)

    * Игра «Дикие и домашние животные».

    На столе разложены картинки дикие и домашние животные. Необходимо выбрать только домашних животных.

    3. Заключительная часть

    Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости? (Кошка Мурка).

    О ком мы составляли рассказ? (Составляли рассказ о кошке с котятами).

    (В конце занятия кошка Мурка благодарит детей за интересные рассказы и дарит на память эмблемы с изображением котят).


    Галина Санатулина
    Конспект НОД по развитию речи. Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

    Конспект открытой НОД по речевому развитию

    на тему «Рассказывание по картине »

    в старшей группе «Буратино»

    Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие » , «Художественно – эстетическое развитие » , «Физическое развитие » .

    Задачи :

    -связная речь : научить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях картине , придумывать концовку;

    -словарь и грамматика : научить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов) ; научить самостоятельно образовывать клички животных;

    Звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з];

    Научить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание;

    Познакомить со значением сложных слов («Речевое развитие » );

    -развивать воображение по средствам малых фольклорных форм («Художественно-эстетическое развитие » );

    -развивать крупную и мелкую моторику («Физическое развитие » ).

    Методы и приёмы :

    1. Словесный : художественное слово, вопросы, указания.

    2. Наглядный : рассматривание картины и картинок .

    3. Практический : сюрпризный момент, игра.

    Материалы и оборудование :

    -демонстрационный материал : картина » , игрушка котенок, мешочек с предметными картинками .

    Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная Физкультминутка.

    Игровая Игровые ситуации, игры с правилами.

    Коммуникативная Беседы, составление рассказов , отгадывание загадок, словесные игры, вопросы.

    Логика образовательной деятельности :

    № Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат

    1. Загадывает детям загадку :

    Мягонькие ушки,

    На лапках – подушки.

    Усы – как щетинка.

    И дугою спинка.

    Днем она спокойно спит,

    Против солнышка лежит.

    По ночам все время бродит,

    На охоту ходит. (Кошка .)

    Как называют детёнышей кошки ? Отгадывают загадку, называют детёнышей кошки . Создан интерес к предстоящей деятельности.

    2. Рассматривание картины » .

    Вопросы :

    Как называется эта картина ?

    Расскажите о кошке . Какая она?

    Посмотрите на котят . Что можно о них сказать? Какие они?

    Чем отличаются котята друг от друга , что у них разное?

    (Они отличаются цветом, разной окраской шерсти) . А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?

    Чем похожи все котята ?

    -Котята очень разные . Давайте дадим такие клич-ки кошке и котятам , чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.

    Котенок. (называет кличку) играет. Котенок. (называет кличку) спит. А этот котенок. (называет кличку) лакает молоко. А как вы думаете, кто оставил нитки? Что же здесь случилось? Рассматривают картину , отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

    Умеют отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; са-мостоятельно образовывают клички животных.

    3. Составление рассказа по картине .

    Сначала расскажите , кто оставил здесь нитки, и что потом произошло.

    Вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнет рассказывать , кто закончит. В случае затруднения сам начинает рассказывать три первых предложения или рассказывает полностью .

    После того как пары детей расскажут , спрашивает, понравились ли им рассказы . Побуждает аргументировать оценки.

    Примерный вариант рассказа .

    «Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка . У нее было трое котят . Все котята очень разные . Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал моло-ко, а самый озорной - прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка -мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала». Делятся на пары, составляют рассказ . Умеют составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях , предшествовавших изображенным на картине , придумывать концовку.

    4. Физкультминутка :

    Вот какой коташка,

    Круглая мордашка,

    А на каждой лапке коготки-царапки.

    Всё ему игрушки – кубик и катушка.

    Котик, словно мячик,

    По квартире скачет. Выполняют действия в соответствии с текстом : идут на носочках, гладят лицо, изображают когти, прыгают на месте, прыгают в разном направлении. Развита крупная и мелкая моторика.

    5. Игра «Назови слово» .

    В гости к детям приходит котенок.

    Догадайтесь, как его зовут. Котенок поиграет с вами, если вы его позовёте к себе. Как зовут котенка? Какой звук слышится в конце? (Звук [с]) .

    Котенок. Послушайте, какой звук я скажу. (Протяжно произносит : с-с-с.) Какой звук я сказал? Скажите так же все вместе и по одному. Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произносит : з-з-з.) Какой звук я сказал? Повторите так же хором и по одному.

    Котенок предлагает детям встать в круг.

    Котенок. Каждый должен вспомнить какое-нибудь слово со звуком с и назвать ею громко, ясно, «передать» рядом стоящему вместе с котенком : тот назовет свое слово и тоже передаст стоящему рядом с ним. Нельзя повторять слова, которые уже были названы. Кто не сумеет быстро назвать слово или повторить уже названное, выйдет из круга.

    Затем со звуком з. Играют с котёнком : повторяют звуки, называют слова с заданным звуком. Закреплено правильное произношение звуков [с] и [з].

    Умеют дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса.

    6. Игра «Почему так называют» .

    Котёнок предлагает рассмотреть картинки , назвать их и объяснить их значение.

    Пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка, самовар, водопад, ледокол, снегопад, бетономешалка,

    кашевар. Рассматривают картинки , объясняют значение слов. Знают значение сложных слов.

    Рефлексия.

    Котёнок награждает детей за хорошую работу медалями и просит каждого придумать ему кличку.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по развитию речи». Рассказывание по картине «В школу» Задачи: 1. учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета; 2. самостоятельно.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Кошка с котятами» Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: способствовать развитию речи, мыслительных операций. Задачи: Образовательная:.

    Конспект занятия старшей группы по развитию речи «Рассказывание по картине «Куры» Конспект занятия старшей группы по развитию речи «Рассказывание по картине «Куры» Программное содержание: Связанная речь: учить детей составлять.

    План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: закрепить представления о повадках.

    Составление рассказов по картине «Кошка с котятами» Образовательная область: Развитие речи Интеграция: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; музыкальное развитие Тип:.

    Технологическая карта НОД «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Тема занятия: «Составление рассказа по картине «.

    Занятие по развитию речи для детей 3–4 лет. Рассматривание картины «Кошка с котятами» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Задоринка». Рассматривание картины «Кошка с котятами» .(занятие подготовила.

    Библиотека изображений:

    1. Этап повторения.

    ……У порога плачет, коготки прячет,
    Тихо в комнату войдёт,
    Замурлычет, запоёт.
    (Кошка)

    А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)

    А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)

    Ребята, а что хорошего может сделать кошка (поймать мышку, играть, заботится о котятах) .

    А что плохого, может сделать кошка, чем может она огорчить (нашкодничить, разлить молоко, раскатать клубок, укусить) .

    2.выход на новую тему

    Ребята, но всё же кошка больше добрая и нежная. Один художник тоже любил кошек и решил нарисовать интересную картинку. И эта картина так мне понравилась, что я захотела показать её вам. Взгляните на эту картину (рассматривание картины детьми).

    Вопросы по картине:

    1. Кого изобразил художник на картине?

    2. Чем на картине занята кошка?

    3. А что делают котята?

    4. Ребята, как вы думаете, а как называли кошку, когда она была совсем маленькой (котенком)

    5. А как будут называть котят, когда они станут большими (кошка, кот)

    6. А как бы вы хотели назвать эту картину?

    Художник дал картине название «Кошка с котятами».

    Ребята, а давайте вспомним клички для кошек и назовем как можно назвать наших котят предполагайте (рыжик, барсик, мурка, Тишка, мурзик и др.) .

    А теперь поиграем «Физминутка». Словесная игра с мячом "Что умеет делать кошка?"

    Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

    А теперь давайте вернемся к картине, проходите на стульчики. Я предлагаю вам составить рассказ по картине «Кошка с котятками». А поможет вам вот эта подсказка. Обязательно нужно вспомнить, что рассказ состоит из трех частей, начало, середина, концовка. Рассказ о том, какая эта кошка, что она делает, о ком заботится, чем они любят играть, чем можно кормить кошку и котят, какую пользу приносит и почему или за что я люблю кошку.А я буду вам помогать.

    На картине изображена... (кошка с котятами). Кошка большая... (пушистая, красивая). Рядом с ней... (три котёнка). Они... (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут... (Игрунчик). Он...играет с клубками). Другого... (котёнка зовут Мурзик). Он... (лакает молоко). Третьего котёнка зовут... (Соней). Соня уже наелась и... (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл... (гулять). Корзину с клубками принесла... (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет... ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились... (смешные).

    Вызвать 2-3 детей для составления закрепленного рассказа по картине.

    3.закрепление

    А у кого из вас дома есть кошка или котенок. Кто хочет рассказать как вы за ним ухаживаете и как играете? Передовая клубок по кругу давайте скажем, какие котята? (добрые, пушистые, игривые, ласковые, шалунишки, мягкие и т. д.)

    4.подведение итогов

    Мне очень сегодня понравились ваши рассказы вы все сегодня молодцы. А что вам запомнилось или понравилось на занятии? А у кого из ребят получился симпатичный интересный рассказ по картине.

    Вы друзья мои старались

    Все прилежно занимались

    Всех хочу благодарить

    И раскраску подарить

    Дом с трубою и окно, рисовать будет легко!



    Похожие статьи