• Мдоу волжский детский сад ов с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников.

    20.04.2019

    Есть ли действительно что-то новое, чего вы не знаете, что вам могут сообщить на собрании?

    Все мы помним, как наши родители, уходя на школьное собрание, говорили серьезно или полушутя: «Ну, послушаю там про тебя, надеюсь, не расстроюсь». Для них два собрания в год были возможностью официально встретиться с учителем и услышать про своего школьника – и это событие казалось кому-то важным.

    Собрание сегодня приобрело оттенок тусовки по интересам для тех, кому мало мессенджера, почты и ежедневных встреч у школы. А кому-то оно помогает ощутить себя «в статусе» родителя школьника, до которого нужно «донести информацию» и который, в свою очередь, должен ее «принять к сведению».

    Конечно, важно посмотреть в глаза учителю своего ребенка, поддержать контакт, поговорить по-человечески, пожаловаться, убедить – все это надо иногда делать, но именно формат собрания как раз и не подходит для такого задушевного разговора – ведь для него просто не будет времени. Как и вообще времени, чтобы обсудить что-то серьезно.

    Запишите это. Может быть, вы как раз из тех позитивных, увлеченных образованием мам, которым интересно абсолютно все. А может, вас как отца семейства интересует только один практический вопрос – сколько надо сдать денег.

    Важно помнить о своем интересе, когда 5 активных мам из родительского комитета начнут делать краткий, минут на 40, отчет о расходах, а учитель зачитает список олимпиад, в которых просто необходимо принять участие для повышения рейтинга школы.

    Если вашему юному хоккеисту даром не сдался конкурс рисунка – не позволяйте вовлечь себя в обдумывание и обсуждение этих проблем. И не забудьте обозначить интересующие вас вопросы, это удастся гораздо быстрее, если они будут записаны.

    Вероятно, вы уже имеете неплохое представление о своих родительских обязанностях, если как-то умудрились вырастить и воспитать ребенка-школьника. Тем не менее, школа часто считает нужным дополнить наше понимание. Намеков на родительский долг будет много. Родители должны контролировать, приучать к самостоятельности, помогать, проверять, заниматься, расширять кругозор и вовремя принимать меры.

    Многие с этим, в общем, согласны и не отказываются – вариантов других просто нет. Но иногда вспоминайте, что учить все же должны в школе – для того вы и отдали туда своего ребенка. А напоминания об обязанностях – это способ переложить на родителей ответственность за свою работу.

    Мысль не новая, но почему-то еще не всем учителям и родителям очевидно, что общее собрание – не место для перехода на личности. Даже из самых лучших побуждений – помочь ребенку.

    Любые попытки со стороны учителя или других родителей публично обсудить поведение, успеваемость, сравнить, пожаловаться на вашего или чужого ребенка следует жестко пресекать и не участвовать в этом. Если ситуация критическая – обсудить ее наедине, если у учителя есть традиция «разбирать» каждого ученика – надо это прекратить общим родительским протестом.

    Учителю можно напомнить про нарушение этики, в крайнем случае – просто уходить с такого собрания.

    Типичная попытка продавить что-то невыгодное, неудобное, сомнительное или непопулярное – когда сообщают, что решение нужно принимать срочно, здесь и сейчас. Покупка со скидкой кварцевателя воздуха, добровольно-обязательные платные кружки, срочное согласие на работу с логопедом, запись на участие в очень важном конкурсе – и все это можно решить только сегодня.

    Не торопитесь. Крайне мало есть вещей, которые не могут подождать хотя бы до завтрашнего утра. Иначе почему о них не сообщили вам заранее?

    Взвесьте полученную информацию – какое отношение все это имеет к вашему ребенку и вам? Это поможет ему лучше учиться, оздоровит, облегчит жизнь, доставит удовольствие? Если нет – вам это не нужно! Не соглашайтесь просто потому, что «все уже сдали деньги и только вас ждут».

    Мы можем внешне сохранять спокойствие, но внутри-то все клокочет: как же, пишет плохо, ведет себя ужасно, да еще и учитель сказал, что класс – слабенький, а через три года – уже сдавать экзамен! А потом, в 8-м классе, может, вообще в сильную школу захотим перейти, а кто ж его такого возьмет?!

    Что-то имеет отношение к нашему ребенку, что-то учитель перекладывает на родителей, а какие-то проблемы мы придумали, и их просто пока еще нет! Конкретные трудности ребенка еще могут волновать, но слабый класс – это проблема исключительно педагога, не ваша! Не втягивайтесь эмоционально в решение проблем, которые вас не касаются.

    Не сидите до упора. Если собрание исчерпало себя – уходите, не стесняйтесь, у любого родителя в 9 вечера есть причины спешить домой!

    Нет никакого смысла занимать очередь к классному руководителю, чтобы поговорить о ребенке (если только собрание – не ваш единственный шанс войти в школу) – ждать придется долго, обсудить проблему за пару минут невозможно, будут напирать другие жаждущие общения, а если даже 10 мам поговорят с учителем хотя бы по 10 минут, все затянется до ночи.

    Для решения проблем гораздо эффективнее будет личная встреча в любой другой день, а если это организационный вопрос – напишите электронное письмо.

    Даже если вы готовы иногда заниматься общественной работой и у вас есть время – не показывайте этого. Тем более не осуждайте других, менее сознательных.

    Часто такие родители оказываются единственными, кто отозвался, и они – первые кандидаты на выгорание, потому что от избытка времени или гиперответственности занимаются сразу всем.

    Кроме того, очень активные мамы не только не восхищают, но и раздражают. В лучшем случае к вашему вкладу отнесутся равнодушно – вы же сами показали, что у вас куча времени и вам это нравится. Поверьте, никто не узнает и не оценит, сколько сил вы потратили на поиск оригинальных подарков учителям и дешевых учебников.

    Соглашайтесь только на посильную помощь в приятных вам делах!

    Если нет времени, сил и желания – можно просто не ходить на собрание. Попросите подруг по школьному чату рассказать о самом важном.

    Прогрессивные педагоги идут еще дальше и делают простенькую презентацию. По их мнению, дети должны уметь это уже в начальной школе – что же мешает учителю выслать родителям хотя бы обычный вордовский файлик с основной информацией – что было на собрании?

    Предложите и вашему такой простой и приятный вариант. И пусть ничто не отнимет у вас спокойствия и позитива в новом учебном году!

    Родительское собрание в 3 классе
    Особенности семейного воспитания
    Родителями быть нелегко,
    но плохо, если нелегко
    от этого нашим детям.
    Цели: 1. Просвещение родителей, повышение их психолого-
    педагогической компетенции в формировании
    личности ребенка;
    2. Формирование педагогически обоснованного стиля
    воспитания ребенка.
    Задачи: 1. Самооценка принятых в семейной практике
    методов воспитания.
    2. Выявление противоречий в использовании методов
    семейного воспитания.
    3.Формирование опыта разумных подходов к выбору
    методов семейного воспитания.
    Форма проведения: Лекция с элементами беседы.
    Подготовительный этап:
    -написание сочинений-рассказов «Выходной день
    дома»;
    -анкетирование родителей (Приложение 1);
    Уважаемые родители!
    Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня в одинаковой
    степени волнует, что из себя представляют мои будущие
    ученики и, какие у них родители, как они воспитывают своих
    детей и будут ли они моими помощниками. Вы, родители,
    еще очень молоды и еще далеко не все осознаете свою роль
    в воспитании детей.
    Ребенок проводит в школе 4- 6 часов, остальное время он
    находится дома: готовит уроки, играет, помогает взрослым.
    Меня всегда волнует вопрос, как дети проводят свое

    свободное время, с кем они играют, во что играют, умеют ли
    организовывать игры, как разговаривают друг с другом.
    Плохо, если ученик проводит свое свободное время
    беспланово, если дает подхватить себя течению времени, не
    задумываясь, что проходит оно неинтересно.
    Чтобы выяснить, каковы представления детей о жизни семьи,
    какой опыт взаимоотношений ими усвоен, я предложила им
    написать рассказ «Выходной день дома». К сожалению,
    типичным описанием выходного дня в семье было такое:
    «Мама готовит обед, убирает в доме, папа лежит на диване и
    смотрит телевизор, я играю в своей комнате. Когда у мамы
    все готово, мы идем обедать».
    Дети сами выразили отношение к такой семье: «Эта семья
    скучная, недружная. Мама все делает, дети играют и гуляют
    сами по себе, а папа все спит». Задавала я ребятам и такие
    вопросы:
    -Каким папой (или мамой) ты хотел(а) бы стать в будущем?
    Ответы были такие:
    -Я хочу быть папой добрым, веселым, трудолюбивым,
    помогать маме и играть со своими детьми в разные игры…
    Примерно такие же ответы были и про мам. И все они
    говорят об одном: вашим детям не хватает любви. Дети
    нуждаются в любви и без нее чахнут. Для нормального
    развития ребенка необходим этот витамин – любовь.
    Задумайтесь над этим, родители. Чаще разговаривайте друг
    с другом. Вместо того чтобы в очередной раз придраться к
    спутнику жизни, подумайте, за что его можно похвалить.
    Говорите супругам при детях, что любите их, говорите детям
    как можно чаще, что любите их, ведь дети подобны цветам.
    Как цветы тянутся к солнцу – источнику света и тепла, так и

    дети ждут от родителей заверения в том, что их любят и
    ценят. Любовь – это совершенные узы единства! Ваши дети
    станут послушнее, откровеннее с вами, если их любят, ведь
    они все видят, все слышат, все понимают, а главное все
    воспринимают и перенимают. Но любовь не должна быть
    вседозволенной. Мой педагогический опыт и жизненные
    наблюдения привели меня к выводу: дети, ведомые
    заботливой, но твердой родительской рукой, хорошо учатся,
    более коммуникабельны, менее закомплексованы и вообще
    чувствуют себя более спокойными и счастливыми, чем те,
    кого воспитывают либо в духе вседозволенности, либо в духе
    чрезмерной строгости. Дети быстро распознают, когда
    родители не решаются воспользоваться своей властью, и
    тогда не упустят шанса стать главными в семье. Царь
    Соломон сказал: «Вразумляй сына и будешь за него спокоен,
    станет он для тебя утешением».
    Как же пользоваться родительской властью? Во-первых,
    установите семейные правила и сразу воплощайте их в
    жизнь. Подсказываю, первое правило – это выполнение
    режима дня, второе – чёткое распределение трудовых
    домашних обязанностей между всеми членами семьи. Для
    детей лучше, если они чётко знают границы дозволенного и
    то, чем грозит их нарушение. В противном случае они
    становятся эгоцентричными и портят жизнь другим. Чтобы
    установить правильные рамки поведения для детей, нужно
    время, усилия и настойчивость. Детям свойственно
    испытывать на прочность границы дозволенного, часто они
    бывают упрямы и эгоистичны. Именно для этого необходимо
    записать семейные правила. Их должно быть четыре или
    пять, не больше - так их легче запомнить и претворить в

    жизнь. Добивайтесь, чтобы эти правила обязательно
    выполнялись, не торгуйтесь с детьми и не тяните время. В
    противном случае дети не будут серьезно относиться к этим
    правилам. Жизнь ребёнка необходимо упорядочить. В этом
    вам поможет дополнительное образование, множество
    кружков по интересам, в которых работают специалисты.
    Составьте с ребёнком расписание дня, его следует повесить
    на видном месте. Наша жизнь полна суеты. Родителям
    приходится много работать и уделять внимание детям
    только от случая к случаю, а распорядок дня, находящийся
    на видном месте, помогает ребёнку обрести
    самостоятельность, самообладание.
    Очень важны для воспитания детей семейные вечера.
    Мудрые родители укладывают спать детей в одно и то же
    время. Одна из мам рассказывала мне, что в этот момент
    происходит её общение с сыном: «Я рассказываю, что делала
    на работе, как беспокоилась за его контрольную, затем он
    рассказывает мне о прожитом дне». Такое тёплое общение
    часто побуждает делиться своими чувствами. И когда дети
    вырастут, обязательно в своей семье введут эти задушевные
    разговоры перед сном. Важно считаться с чувствами ребёнка.
    Когда дети открывают вам своё сердце, нельзя идти
    наперекор, иначе они могут усомниться в своей способности
    думать и чувствовать самостоятельно. Дети в своих
    высказываниях категоричны. Например, рассмотрим такую
    ситуацию: «Моя учительница ненавидит меня, а соседа по
    парте любит. Переведите меня в другой класс!»- заявляет
    ребенок. Как вы поступите? Для родителей главное не
    поступить опрометчиво, а помочь ребенку детально
    разобраться в возникшей проблеме и сделать правильные

    выводы: «Давай подумаем, почему так происходит? Может
    быть, ты где-то не доработал, а учительница хочет видеть
    тебя успешным учеником? Перевестись в другой класс мы
    всегда успеем, но ведь в этом классе у тебя друзья. Может
    быть, сначала попытаться добиться уважения учителя, а уж
    если не получится, тогда вернемся к идее перевода… ».
    Не забывайте главного: то, как сложится жизнь вашего
    ребёнка, во многом зависит от вас. Если вы сможете донести
    до него все прекрасное, что есть в этом мире, он обязательно
    пронесет это через всю свою жизнь. Хочу посоветовать вам
    создать «Досье достижений семьи» с рубриками «Создание
    семьи», «Рождение детей», «Наши достижения», «Наши
    увлечения», «Герб, девиз, семейная песня», «Кодекс чести
    семьи», «Семейная память», «Семейные легенды». Ничто так
    не укрепляет семью, как семейные традиции. И нужно
    пытаться их строить. Самой распространённой традицией
    является традиция собирать семейные советы по решению
    насущных проблем. Заседание совета готовится заранее, в
    повестку каждый член семьи может включить свой вопрос,
    например: какое вознаграждение ждёт детей, если четверть
    будет закончена хорошо, какие большие покупки для дома
    планируются в этом году, какие поделки можно сделать для
    украшения дома или приусадебного участка. Во многих
    семьях принято играть с детьми в настольные игры. Играйте!
    Будьте рядом с детьми! Если непрерывно вовлекать ребёнка
    в семейную жизнь, то есть надежда, что он сможет в
    будущем создать крепкую и благополучную семью.
    Хотелось бы закончить наше родительское собрание тремя
    заветами воспитания. Пусть они служат вам ориентиром в
    жизни и отношениях с детьми (Приложение 2).

    Рефлексия: Что почерпнули вы нового из сегодняшнего
    разговора?
    Что из предложенного возьмете на заметку?
    Какие из предложенных методов уже
    применяются в вашей семье?
    Список литературы:
    1) Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Родительское собрание в 3-4
    классах» Издательство «Феникс» 2004
    2) Дереклеева Н.С. «Справочник классного руководителя
    начальной школы 1-4 классы» Издательство М. «Вако»
    2003
    Приложение 1. «Анкета для родителей».
    1) Какие меры наказания/поощрения используются в семье?
    2) За что вы наказываете и поощряете ребёнка?
    3) Как реагирует ребёнок на поощрение или наказание?

    Приложение 2. «Заветы воспитания».
    1) Не обижай людей, придёт расплата.
    Нам счастья не сулит обида чья-то
    2) Ты будешь ближними любим,
    И радость доброты познаешь,
    Не пожелав другим,
    Того, чего себе не пожелаешь.
    3) Без зла смотри на мирозданье,
    А взглядом разума, добра, любви.
    Жизнь это море из благих деяний,
    Построй корабль и по волнам плыви.
    (Рудаки)

    Десять секретов успешного проведения

    родительского собрания.

    Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю .

    1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

    2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

    3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

    4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

    5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

    6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

    7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

    8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

    9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

    10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

    Правила поведения классного руководителя

    на родительском собрании:

    1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

    2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

    3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

    4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

    ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО КЛАССАМ .

    Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

    1-й класс

    I . Младший школьный возраст и его особенности.

    1. Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.
    2. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.
    3. Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)

    II . Как научить детей учиться.

    1. Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог).
    2. Содержание школьного образования в начальных классах.
    3. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

    III . Физическое воспитание школьника в семье и дома.

    1. Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.
    2. Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.
    3. Каждому занятию - определенный час. Памятка для детей и родителей «Делу - время, а потехе - час».

    IY . Игра и труд в жизни младших школьников.

    1. Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.
    2. Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе.
    3. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся.

    Y . Итоговое родительское собрание вместе с детьми.

    1. Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят.
    2. Выставка рисунков, поделок и т.д.
    3. Награждения.

    4. Концерт.

    2-й класс

    I . Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

    1. Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.
    2. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.
    3. Режим питания в школе и дома.

    II . Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

    1. Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.
    2. Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.
    3. Памятка детям «Как себя вести, чтобы и другим было приятнее и лучше жить».

    III . Роль чтения в развитии младших школьников.

    1. Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и в школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.
    2. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребенка.
    3. Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения.

    IY . Секретный мир наших детей.

    1. Свободное время школьника. Анализ анкет.
    2. Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое. (Вопросы психологии).
    3. Как правильно организовать летний отдых детей.

    Y . Итоговое праздничное собрание.

    1. Подведение итогов года по учебной и внеклассной работе.
    2. Награждение учащихся и родителей.
    3. Концерт. Игры. Чаепитие.

    3-й класс

    I . Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды.

    1. Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей - необходимое условие их воспитания в семье и школе (психолог).
    2. Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших школьников.
    3. Учебные цели и задачи на новый учебный год.

    II . Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.

    1. Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.
    2. Анализ анкет учащихся «Скажи мне кто твой друг…», сочинений «Друг - это тот, кто…»
    3. Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

    III . Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

    1. Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями.
    2. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры).
    3. Памятка родителям «Заповеди для родителей».

    IY. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.

    1. Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.
    2. Поощрение и наказание.
    3. Педагогические ситуации (игра).

    Y. Человек формируется с детств.

    1. Особенности формирования характера у младших школьников.
    2. Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.
    3. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.

    YI . Эстетическое воспитание в семье и школе.

    1. Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.
    2. Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.
    3. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.

    4-й класс

    I . Последний год обучения в начальной школе.

    1. Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.
    2. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.
    3. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

    II . Каким растет ваш ребенок? (вопросы психологии)

    1. Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.
    2. Нервные дети и их воспитание.
    3. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.

    III . Отец и мать - первые воспитатели.

    1. Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.
    2. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.
    3. Самовоспитание родителей - важнейшее условие совершенствования их личности.

    IY . Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я - дружная семья».

    1. Представление хобби родителей.
    2. Презентация фирменных семейных блюд.
    3. Совместные игры. Викторины. Чаепитие.

    Y . Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

    1. Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса.
    2. Демонстрация фильма «Первые шаги в школе» (участие детей в классных и общешкольных мероприятиях).
    3. На долгую память (Записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопись класса» родителями и детьми).

    5-й класс

    I . Будем знакомы!

    1. Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и т.д.
    2. Слово школьному психологу:

    а) Психологические особенности детей данного возраста.

    б) Тестирование родителей.

    1. Заполнение социального паспорта учащегося и его семьи.
    2. Знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя. Выборы родительского актива.

    II . Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.

    1. Здоровье наших детей - в наших делах. Итоги медосмотра.
    2. Результаты анкетирования.
    3. Памятка родителям о режиме дня учащихся.

    III . Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.

    1. Обсуждение результатов анкетирования учащихся и их родителей (по преемственности).
    2. «Без муки нет науки»:

    а) Итоги II четверти.

    б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)

    1. Памятка родителям «Как любить детей».

    IY . Воспитание трудолюбия в семье и школе.

    1. Маленькое дело лучше большого безделья:

    а) Результаты анкетирования родителей и ребят.

    б) Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок.

    1. Диспут «Труд - необходимость или обязанность? Проблема принуждения и поощрения».
    2. Как организовать летний отдых детей. Рекомендации родителям.

    Y . Вот и стали мы на год взрослей. Итоговое собрание с участием детей.

    1. «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое». Итоги успеваемости за год. Награждение отличников, хорошистов.
    2. Устный журнал «Страницы из жизни 5-го класса». Внеклассная работа. Награждение ребят и родителей.
    3. Концерт.

    6-й класс

    I .«Школа вчера, сегодня, завтра».

    1. Школа глазами родителей (анализ анкет).
    2. Анализ работ учащихся. Сочинение на темы:

    а) «За что я люблю (не люблю) свою школу».

    б) «Если бы я был директором школы № 9, то…».

    в) Рисунки на тему «Школа будущего».

    1. выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.
    2. Выборы членов родительского комитета.

    II . «Счастлив тот, кто счастлив дома».

    1. Слово учителя. Что такое счастье? Любовь к детям - это «иди», а не «стой». Педагогические ситуации. Пути решения.
    2. Анализ сочинений учащихся «Отчего я плачу» и «Самый счастливый день в моей жизни».
    3. Хочешь быть счастливым - будь им! (Рекомендации «Как организовать семейный праздник».)
    4. Итоги четверти. Разное.

    III . Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.

    1. Слово учителя. Программа самовоспитания учащихся 6-го класса - в действии. Первые результаты.
    2. Какие мы? Анализ анкет «Расскажи мне обо мне».
    3. Советы психологов «Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка».
    4. Разное.

    IY . «Папа может все, что угодно…».

    1. Слово учителя. Отец как воспитатель. Тест.
    2. Психолог. Роль отца в воспитании детей. (Причины устранения отца от воспитания детей.)
    3. Анализ анкет, рисунков, сочинений учащихся «Мой папа - самый…», «Я горжусь папой, потому что…».
    4. Шуточный концерт для пап, подготовленный детьми и мамами.

    Y . Праздничное собрание совместно с детьми «Всему свое время».

    1. Итоги года. Награждение учащихся, активных родителей.
    2. Презентация фильма «В гостях у …».
    3. «Здравствуй, лето!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.

    7-й класс

    I .«Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.

    1. Знание возрастных особенностей детей - необходимое условие их воспитания (психолог).
    2. Различия в развитии мальчиков и девочек (детский врач).
    3. Анализ анкеты «Какие мы сегодня» (классный руководитель).

    II . Особенности учебной деятельности подростков.

    1. Краткая характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе.
    2. Самообразование подростков и педагогическое руководство им.
    3. Домашняя работа: удовольствие или наказание?

    III . Отец и мать как воспитатели.

    1. Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.
    2. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. (Анализ анкет.)
    3. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

    IY . Досуг подростков.

    1. Свободное время и его в формировании личности подростка.
    2. Подросток и ТВ.
    3. Подросток и улица.

    8-й класс

    I .Этот трудный возраст.

    1. Психолого-педагогическая характеристика «трудных подростков» (психолог).
    2. Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных» подростков (социальный педагог).
    3. Характер отношений и требований взрослых к подросткам.

    II . Воспитание у подростков эстетической культуры.

    1. Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Роль школы в эстетическом воспитании учащихся.
    2. Форма и средства эстетического воспитания подростков в семье.
    3. Концерт художественной самодеятельности силами учащихся, занятых в школе искусств, ДК «Магистраль» и др.

    III . Твое здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.

    1. Воспитание поколения здоровых людей - главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом (классный руководитель).
    2. Программа по физической культуре в школе (учитель физкультуры).
    3. Гигиена подростков (детский врач).
    4. Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт - понятия несовместимые (учащиеся).

    IY . Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков.

    1. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек (мед. работник).
    2. Особенности дружбы между мальчиками и девочками.
    3. Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков.

    9-й класс

    I . Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.

    1. Юношеский возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста (психолог).
    2. Идеалы и интересы подростков. Учение, труд и игра в жизни подростков.
    3. Проблема «отцов и детей», перестройка взаимоотношений между детьми и взрослыми.

    II . Правовое воспитание подростков.

    1. Основные права и обязанности подростков (работник ОВД).
    2. Формирование у подростков ответственности за свои действия и поступки. «Если бы я знал…» Статистика правонарушений среди подростков.
    3. Роль в правовом воспитании подростков (классный руководитель).

    III . Отчего порой грустят мальчишки? Эмоциональная жизнь подростков.

    1. Эмоции и чувства, их роль в жизни людей. Развитие чувств у подростков, особенности их выражения.
    2. Анализ анкет и итоги тестирования учащихся.
    3. Отношения между мальчиками и девочками. Дружба подростков.

    IY . Черты характера ребенка и их воспитание в семье и школе.

    1. Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе).
    2. Самооценка и оценка учащихся коллективом.
    3. Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

    10-й класс

    I . Воспитание учащихся старшего школьного возраста.

    1. Интересы, склонности и способности старшеклассников (вопросы психологии).
    2. «Какие мы сегодня?» Анализ анкет.
    3. Влияние социальных условий на психическое развитие старшеклассников.

    II . Трудовое воспитание и профориентация подростков.

    1. Виды трудовой деятельности в школе.
    2. Труд подростка в семье (анализ анкет). Выступление родителей.
    3. Помощь подросткам в выборе профессии. (Изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации.)

    III . Что посеешь, то и пожнешь.

    1. Стили поведения родителей, формирующие черты личности ребенка.
    2. Тест «Какие мои родители».
    3. Психологические и педагогические игры.

    IY . Эстетическое воспитание старшеклассников.

    1. Эстетическая культура и ее сущность в наше время. Общая культура молодежи.
    2. Воспитание вкуса. Мода и отношение к ней подростков и их родителей.
    3. Эстетика семейных отношений. Тест для родителей.

    11-й класс

    I . И все в последний раз…

    1. Мой последний год в школе (анкета для родителей и учащихся).
    2. Особенности обучения и воспитания учащихся в 11-м классе.
    3. Психология учащихся старшего школьного возраста - психология полуребенка - полувзрослого (психолог).

    II . Пути-дороги наших детей.

    1. Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассникам.
    2. Хочу, могу и надо. Итоги тестирования учащихся (психолог).
    3. Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации.

    III . Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам.

    1. Эмоционально-психологическое состояние детей. Их потребности, заботы и тревоги.
    2. Итоги тестирования родителей. (Тест «Личностная тревожность».)
    3. Советы родителям «Как готовить ребенка к будущей жизни».

    IY . Вот и выросли наши дети. Итоговое собрание.

    1. Впереди вся жизнь!
    2. И все-таки важно, не кем быть, а каким быть.
    3. Анализ анкет учащихся «Последний год в школе», «Какие мы сегодня?».

    Родительская гостиная

    "НАШИ УМНЫЕ РУКИ"

    В последнее время наметились новые тенденции, новые формы работы с семьёй, которые предполагают приобщение родителей к активному участию в жизни сада.

    В статье 18 Закона «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

    Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

    В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей. Задачи, стоящие перед системой образования, повышают их ответственность за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч.1 п.1.6 п.п. 9)

    Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

    Есть много форм взаимодействия ДОУ и семьи: информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик); наглядно-информационные (родительские клубы, мини-библиотеки, информационные стенды); познавательные (родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы); досуговые (праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках).

    В нашем саду уже несколько лет традицией стало проведение родительских гостиных. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальных подход к встречам с родителями, сотрудничество, а не наставничество помогли сблизиться с семьями воспитанников, понять друг друга в разных вопросах воспитания.

    ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ

    Подготовительный этап:

    • определение теоретических вопросов, подготовка практической части мероприятия;
    • организация пространства для проведения встречи с родителями;
    • подготовка образцов рабочего материала;
    • составление конспекта, нахождение необходимого методического материала;
    • приготовление памяток, рекомендаций для родителей;
    • оповещение родителей о мероприятии.

    Организационный:

    • выбор ответственных за проведение игр;
    • дизайн предметной среды помещения, где будет проходить мероприятие;
    • подбор материалов и атрибутов.

    ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ:

    установление партнёрских взаимоотношений с родителями в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

    ЗАДАЧИ:

    • развивать личность ребёнка при активном взаимодействии с родителями;
    • внедрять новые нетрадиционные формы работы с семьёй;
    • создавать в детском саду психологически комфортные условия для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей;
    • осуществлять обмен опытом между семьями воспитанников;
    • способствовать сближению детей и родителей группы;
    • развивать навыки согласованных действий;
    • внедрять способы эффективного общения;
    • развивать у детей мелкую моторику, речевое дыхание, координацию речи с движением;
    • развивать воображение, художественно-творческие способности, внимание, мышление, ловкость;
    • воспитывать нравственные качества личности.

    Участники родительской гостиной:

    родители и воспитанники подготовительной группы.

    Ход проведения

    I . Вводная часть

    Звучит тихо музыка. Гости рассаживаются вдоль столов.

    Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас у нас в гостях, в нашей семейной родительской гостиной. Тема нашего сегодняшнего семейного вечера - «Наши умелые ручки». Тема говорит сама за себя, речь пойдёт о творчестве родителей и их детей. Встречайте наших любимых ребят.

    Звучит песня «Ты да я да мы с тобой» (сл. М. Пляцковского, муз. Валерия Иванова).

    Входят дети, встают полукругом на середину зала.

    Воспитатель представляет всем детей и родителей.

    Воспитатель. А сейчас я приглашаю всех участников нашего вечера встать друг за другом по кругу и пройти в хоровод «Дружбы».

    Игра-хоровод

    (Слова и движения повторяют за воспитателем.)

    Ножками потопаем: вот так, вот так.

    Ручками похлопаем: вот так, вот так.

    А сейчас мы в пляс пустились: вот так, вот так (каблучок приставили).

    А теперь за ручки взялись: вот так, вот так.

    И по кругу пробежались: вот так, вот так.

    Наконец остановились, друг другу

    улыбнулись и, конечно, подружились.

    (Родители и дети обнимают друг друга.)

    Замечательно, мы подружились, познакомились.

    Уважаемые родители, дети, приглашаем вас занять свои места за именными столиками.

    Родители с детьми проходят на свои места.

    II . Основная часть

    Воспитатель представляет одну из семей-участниц. Рассказывает об увлечениях членов этой семьи (папы, мамы, детей).

    Выступление первой семьи

    Девиз семьи: «Вяжем, шьём, творим, играем, никогда не унываем».

    Родительница (мама Ксюши Смирновой Надежда Николаевна). Мы с вами будем делать матрёшку. Для этого нам понадобиться ткань, нитки, поролон, картон.

    Ход работы

    1. Вырезаем из картона с помощью трафарета две формы матрёшки.
    2. Такую же форму вырезаем из поролона.
    3. Из плотной ткани вырезаем по трафарету две формы матрёшки. С каждой стороны необходимо прибавить по 2 сантиметра на шов.
    4. Далее формируем нашу матрёшку:
    • для этого на форму из ткани кладём форму из картона и поролона, сверху - ещё одну форму из картона и в конце закрываем тканью;
    • соединяем две формы из ткани и пришиваем друг к другу;
    • чтобы шва не было видно, мы берём тесьму и косым ручным стежком пришиваем к ткани.

    Вот такая красивая матрёшка у нас получилась!

    Воспитатель. Спасибо за интересный рассказ и ваше семейное творчество.

    Воспитатель представляет следующую семью, члены которой сами разрабатывают и своими руками делают развивающие и обучающие игры и книжечки для дошколят. Об этом они нам сегодня расскажут и покажут.

    Выступление второй семьи

    Девиз семьи:

    Наше будущее в детях,

    Только лучшее им дать.

    И с любовью к нашим детям

    Надо строить, творить, возрождать.

    Родительница (мама Серёжи Бесова Ирина Викторовна). Развивающая игрушка - это игрушка, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме.

    А сейчас мы с вами пройдём этапы создания игрушки. Нам нужны такие материалы и инструменты: ткань, шнурки, пуговицы, кнопки, липучки, застёжки, бусинки, тесьма.

    Ход работы

    1. Зарисуем эскиз книги.
    2. Подберём материалы.
    3. Изготовим выкройку и аппликацию.
    4. Раскрасим и обработаем пуговицы.
    5. Пришьём на основу аппликацию, карманы, шнурки, пуговицы и другие детали.
    6. Установим кнопочки, блочки, люверы, соединительные кольца.
    7. Соединим все страницы между собой.
    8. Присоединим и закрепим остальные детали.

    Вот и готова игрушка, она должна не только развлекать, но и проносить пользу детям.

    Воспитатель. Спасибо большое за вашу любовь к детям. А сейчас я познакомлю вас с ещё одной семьёй. Они очень любят фантазировать с продуктами и получать необычные, волшебные вкусняшки. Вот об этом они нам и поведают.

    Выступление третьей семьи

    Девиз семьи:

    Отец и мать и дети дружно

    Сидят за праздничным столом,

    И вместе им совсем не скучно,

    А интересно вчетвером.

    Родительница (мама Кристины Горячёвой Анна Николаевна). Я покажу вам фигурное вырезывание овощей и фруктов. Будем делать пчёлку из редиски. Нам понадобиться 3 редиса, 4 зёрнышка кукурузы, 1 маслина.

    Ход работы

    1. Из 2-х редисов срежем поперечные полоски кожуры.
    2. Сделаем два неглубоких надреза для «крылышек».
    3. Третий редис нарежем кружочками.
    4. В надрезы вставим кружочки редиса - это «крылья».
    5. Глаза сделаем из кукурузы, зрачки - из маленькой маслины и прикрепим «глаза» майонезом.

    Вот и готова наша пчёлка. Искусство резьбы по овощам и фруктам называется карвингом. Хочу порекомендовать вам кулинарные книги «Вкусные украшения для праздника» (автор Ирина Степанова), «Украшение из овощей и фруктов» (автор Мари Эльза Лобо).

    Воспитатель. Благодарим семью за «вкусный» рассказ и направляемся к русским красавицам. Мне хочется говорить стихами: Две девицы под окном вышивали вечерком.

    Познакомимся с этой девочкой и её мамой (представляет семью). Сразу видно, что эти люди следуют русским традициям и занимаются вышивкой. Знаю, что их девиз - «Красота спасёт мир».

    В стародавние времена на Руси собирались девушки вечерами, вышивали и пели песни. Давайте и мы с вами вернёмся в то время.

    Выключается свет, зажигает свечку. Воспитатель и родительница исполняют песню «Рябинушка» (сл. И.З. Суркова, муз. русская народная).

    Родительница (мама Юли Сосниной Ольга Николаевна) . Я покажу вам вышивку крестиком. Нам понадобиться канва, иголка и нитка, пяльца. Чтобы краешки не рассыпались, их обрабатывают клеем или прозрачным лаком для ногтей, можно просто обметать руками или на машинке.

    Для того чтобы картина получилась красивая, важно правильно подобрать иглу. Для начинающих вышивальщиц подойдут круглые пяльца небольшого диаметра - 15-17 см.

    Ход работы

    1. Начинаем работу от центра полотна. Чтобы его определить, полотно складываем в четыре раза. При вышивке крестиком стежки делаем в одном направлении. Традиционно каждый крестик вышиваем отдельно.
    2. Проколем ткань с изнанки на лицо, выведем иглу. Сделаем стежок: диагонально, слева направо и сверху вниз (можно и с другой стороны, как вам удобно) - получился полукрест. Сделаем крестик: «зеркальный» стежок, сверху вниз, но справа налево.
    3. Готовую вышивку советуем стирать в чуть тёплой воде с использованием шампуня, затем завернуть в полотенце и высушить. Гладить вышивку нужно очень осторожно, с изнаночной стороны, используя мягкую подложку.

    Воспитатель. Огромное спасибо за доставленное удовольствие и за вашу красоту, за ваше рукоделие и за сохранение русских традиции!

    Вижу, вы немножко устали, загрустили, давайте поднимем своё настроение и поиграем.

    Польская музыкальная игра «Лавата»

    Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую строну, произнося:

    Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,

    Танец любимый наш - это «лавата».

    Ведущий говорит:

    Мои пальчики хороши, а у соседа лучше.

    (Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем поочерёдно водящий даёт другие задания.)

    Мои плечи хороши, а у соседа лучше;

    Мои уши хороши, а у соседа лучше;

    Мои щеки хороши, а у соседа лучше;

    Моя талия хороша, а у соседа лучше;

    Мои коленки хороши, а у соседа лучше;

    Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

    Воспитатель. Отлично отдохнули, повеселились, предлагаю занять места за своими столиками. Слово предоставляю мамочке-рукодельнице со сказочным воображением, участнице наших выставок и её дочери (представляет семью).

    Выступление семьи

    Девиз семьи:

    Хлебом-солью всех встречаем,

    Самовар на стол мы ставим.

    Мы за чаем не скучаем,

    Рукодельем славимся,

    Всем друзьям мы нравимся.

    Материал: клей, ножницы, шпажки, бумага, конфеты.

    Ход работы

    1. На кончик шпажки закрепляем конфету.
    2. Длинную полоску бумаги мелко разрезаем на половинки.
    3. Полоску разрезанной бумаги накручиваем на шпажку и приклеиваем, оформляем листочки из багги зелёного цвета.

    Воспитатель. Шикарный получился цветок! Он может стать подарком для близких людей на любой праздник.

    III . Заключительная часть

    Воспитатель. Всем родителям и деткам огромное спасибо за прекрасный творческий вечер! Хочется пожелать всем добра, любви, мира, и пусть ваши дети вас всех радуют.

    Литература

    1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильев М.А. От рождения до школы. - М. : Изд. Мозаика-Синтез, 2014.
    2. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. - М. : Изд. Мозаика-Синтез, 2008.
    3. Интернет-ресурсы.

    Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

    Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

    Для чего они нужны?

    Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

    Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

    Сколько собраний нас ждет?

    Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

    Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

    Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

    Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

    На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

    Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

    Какими бывают родительские собрания?

    По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

    В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

    Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

    Как правильно организовать собрание

    О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

    Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

    Как его проводить

    В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

    Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

    О чем еще должен помнить воспитатель

    Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

    Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

    Главные вопросы

    Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

    Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

    А что потом?

    После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

    О пользе родительских собраний

    Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

    Не бойтесь заведующих!

    Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

    Протокол - наше все

    Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

    Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

    Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

    Что еще важно знать при составлении протокола

    Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

    Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.



    Похожие статьи