• Как помочь левше научиться писать. Легкие способы научить писать ребенка-левшу 

    19.06.2019

    РЕБЕНОК ЛЕВША. УЖАСНЫЙ ПОЧЕРК! ЧТО ДЕЛАТЬ? ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ
    Внук в первом классе учился в России в каком - то супер - пупер классе, в который принимали детей по конкурсу - после собеседования. Суперпуперский почерк после окончания первого класса выглядел так:

    Надо отметить ради справедливости, что родители (в связи с занятостью) не уделяли должного внимания почерку ребенка, дополнительно с ним никто не занимался. В итоге - сами видите, какой почерк.

    Кроме того, внук - левша. Но то, что левша - не оправдание. Во втором классе у них три девочки - левши разборчиво пишут.


    "Перевод" каракулей:
    ШЕСТЬ ЛАПОК

    Шесть ловких лапок у Жука,
    Восемь ног у Паука.
    А червяк...
    Червяк - смешной:
    У червяка нет ни одной!

    В какой последовательности мы стали выруливать?

    1. Купили специальную шариковую ручку для левшей. Полная ерунда, т. к. выбрать хороший стержень нельзя - одна конструкция и все. Не помогла нам спецручка для левшей.

    2. Нашли в Интернете специальные прописи для левшей http://gaka.narod.ru/left/prop.html . Скачали, размножили их. Много полезных советов, все подробно расписано.

    3. Внука возили каждый день к учителю, который занимался с ребенком только почерком. Работали они по прописям для первого класса по математике и русскому языку. Занимались рисованием и лепкой. Но дело шло чрезвычайно медленно - не растягивать же это сомнительное удовольствие на целый год... Надо было как - то ускорить процесс. Кроме того, после того, как я увидела в тетради написанное учительницей (в качестве образца) слово "удот" ("удод" подразумевалось), методику и учителя захотелось срочно изменить. Отказались через месяц от учительницы, стала я сама заниматься с внуком.

    4. Сначала продолжили заниматься по прописям по русскому языку и математике для первого класса. Скукота неимоверная. Результаты плачевные.

    5. На всех стенках навешали плакаты с образцами написания букв и цифр

    6.А вот теперь я расскажу о главном. О том, ради чего я все это пишу.

    Нашла я в Интернете рассказ мамы трех сыновей о том, как она со своими детьми занималась почерком. (Мамочка, спасибо Вам огромное!). И наше кропотливое дело сразу очень быстро пошло на лад. Произошел качественный скачок, МОЖНО СКАЗАТЬ - РЕВОЛЮЦИЯ.
    Почему? Да просто РЕБЕНКУ СТАЛО ИНТЕРЕСНО заниматься!

    На первом этапе внук обводил текст "Тараканище". При этом он знакомился и с правильным написанием букв, и с тем, откуда нужно начинать писать букву и в каком направлении двигаться при ее написании. Как правильно соединять буквы. Какой наклон букв следует выдерживать. В учебном "Тараканище" внук находил ошибки и ставил оценки на каждой странице.

    Каждый день мы выясняли с ним его ошибки, слабые места. И работали над ошибками. Он САМ находил эти ошибки. Вот, что важно. Например, внук сам выдумал правило, как соединять буквы:" Посмотри, как легко - только к буквам "М" и "Л" надо подбираться снизу, а к остальным буквам - сверху!" (это он о соединении букв говорит). Я присмотрелась - а ведь точно подметил!

    Или обсуждаем вопрос: почему я настаиваю, чтобы "кружочки" в буквах А, Д, О, он писал, начиная сверху и так, как указано стрелочками в образце. И тут однажды внук пришел к выводу: "Если писать по стрелочкам, то получается БЫСТРЕЕ!"

    Девочки! Работа кропотливейшая, требует огромного терпения. Но хоть дает результат (не то, что это занудное выписывание букв в прописях...)

    А это уже о каках - маляках из Интернета:

    Как научить ребенка красивому почерку?

    Если вы пойдете в книжный магазин и спросите «Прописи для первого класса начальной школы», то вам укажут на целую полку. Но если вы, например, захотите приобрести «Прописи для пятого класса гимназии», то на вас, вероятно, посмотрят как на ненормального. А, собственно, почему? Разве к пятому классу у всех школьников уже вырабатывается беглый, красивый почерк?

    Два года назад мой старший ребенок как раз пошел в пятый класс. Заглянув однажды в его тетрадки по русскому языку, я ужаснулся. Что за жуткие каракули! Всё вкривь и вкось! У каждой буквы свой индивидуальный наклон и свой индивидуальный размер. И это - у того самого ребенка, который в первом классе поражал свою первую учительницу ровностью и красотой выводимых им букв!

    Мы с женой засели на кухне и принялись на чем свет стоит ругать современную школу: и учат, дескать, там не тому, и учат совсем не так, и за детьми-то там не следят, и здоровье им только губят. Мы ругали школу и день, и два и месяц, но почерк у ребенка от этого лучше не становился. Пришлось тогда заняться поиском более эффективного средства.

    Результатом этого поиска явилась система прописей для всех возрастов, которую я разместил в свободном доступе на моем сайте «Тропинка к гениальности» (http://nekin.info). Слава компьютеру! Благодаря ему, я теперь не завишу от официальных методистов и могу сам без героических усилий изготавливать методические материалы для своих детей, следуя лишь собственным представлениям и вкусам. Система прописей состоит из трех частей, которые соответствуют трем этапам становления почерка.

    Этап первый: отдельные «крючочки» и буковки
    Начинать, конечно, нужно с самого начала - с прописей для первоклашек. Но уже на первом этапе мои прописи очень сильно отличаются от тех, которые продаются в магазинах. Главное и самое важное отличие заключается в том, что это - не сброшюрованная тетрадка, а компьютерный файл (в pdf-формате), каждую страницу которого можно распечатать сколько угодно раз.

    Почему это так важно?
    Покупные прописи ориентированы на школу, а в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает хорошую оценку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает плохую оценку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

    Этот же педагогический принцип лежит и в основе школьных прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

    Но дети есть дети. Как только ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, вряд ли он будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - с тем, чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место. Нет, скорее всего он поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, взрослые скажут ему «ай-ай-ай» и покачают головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

    В прописях-файлах пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено. Даже если ему не хватит листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строчек», а «напиши столько-то красивых букв».

    Далее, в новых прописях образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше.

    И наконец, я вернулся к частой косой линейке, которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства и от которой в нынешних российских школах почему-то отказались.

    Этап второй: каллиграфическое письмо
    Наконец ребенок научился (в некоторой степени) выводить буквы. Что делать дальше?
    В традиционных школьных прописях, помимо букв, имеется еще сотня-другая отдельных слов да пара десятков предложений-образцов, которые по содержательности и благозвучию примерно соответствуют знаменитому изречению: «Мама мыла раму». Я уверен, что содержание текста для переписывания окажет немаловажное влияние на формирование ребенка как личности. Вовсе не всё равно - выходит ли из-под его пера: «Мама мыла раму», - или же: «Ветер, ветер! Ты могуч…». Когда человек переписывает Пушкина, он становится немножко Пушкиным. А тот, кто переписывает не-Пушкина, в не-Пушкина же и превращается.

    На мой взгляд, для переписывания лучше всего подходят стихи великих поэтов. Именно у них логичнее всего учиться родному языку. Я установил для своих детей правило - каждый день они должны переписать пять стихотворных строчек, да при этом заодно их и выучить. Халтура не принимается. Моя инструкция звучит так:
    - Твое задание - переписать из этого стихотворения (поэмы) пять строк подряд красиво и без ошибок. Если ты делаешь ошибку или хотя бы помарку, то тебе ничего не надо переписывать заново, ты просто продолжаешь писать дальше, - пишешь, и пишешь, - и не отрываешь свою попу от стула, пока не окажется, что ты написал пять «хороших» строчек подряд.

    На моем сайте представлено несколько образцов для переписывания, однако главное - это компьютерный шрифт Primo, который позволяет переформатировать любой текст в каллиграфическое письмо и, таким образом, «превратить» его в прописи.

    У нас в ходу разные типы прописей-текстов: например, «черные» и «серые». Они названы так по цвету букв. Блеклые, серенькие буквы хороши тем, что ребенок может их обводить яркой (капиллярной) ручкой. Это прекрасное переходное упражнение, которое подготавливает к собственно переписыванию по образцу. Прописи с черными буквами лучше подходят именно для переписывания. Однако самой большой популярностью пользуются у нас «полосатые» прописи: сначала идет черная строка (для образца), затем - с тем же текстом - серая (для обводки), и, наконец, третья строка оставлена пустой для самостоятельного заполнения.

    Все желающие могут установить шрифт Primo на своем компьютере и использовать его для изготовления собственных прописей.

    Этап третий: выработка индивидуального почерка
    Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», без всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

    Я полагаю, что было бы правильней обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. Теперь подобные прописи можно изготовить с помощью компьютерного шрифта под названием Tempo, который также представлен на моем сайте.

    Именно благодаря таким, «взрослым», прописям моему старшему ребенку - теперь уже семикласснику - удалось выровнять свой некогда жуткий почерк. Да и сам я, признаться, тоже немножко поупражнялся и кое в чем усовершенствовался. Учиться практичному и красивому почерку никогда не поздно.
    http://obrazovanie.odessa.ua/stati/pismo.html

    Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?
    Научить писáть - это посложнее, чем научить читать.

    Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание - «грамотный почерк», - для того чтобы подчеркнуть, что грамотность - это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Кто, вообще, должен обучать наших детей письму?»
    Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?
    Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.
    Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.
    Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
    Научить ребенка писать очень легко. Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно. Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользоваться по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык.
    Честно говоря, я не ожидал от Лены Даниловой такого откровенно саморазоблачающего признания. Ведь здесь почти прямым текстом заявлено: «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А всё, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».
    Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?
    Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.
    Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими - в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».
    С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое - в лучшую сторону, второе - в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.
    Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.
    Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

    Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».
    Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети - это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.
    Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.
    Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.
    Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.
    Гм… гм… Читатель благородный! Знаете ли Вы, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Я тогда принялся расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что такое орфограмма. Нет, никто не знал. Тогда я обратился к словарям. Иногда значение какого-то незнакомого русского слова проще всего уяснить, если взглянуть на его перевод на какой-нибудь иностранный язык. Так вот, если обратиться, например, к словарю Яндекса, то в его английской, немецкой, французской, итальянской и испанской частях комбинация букв «орфограмма» воспринимается как опечатка. А в русской части это слово встречается лишь в единственном источнике - в Большой Советской энциклопедии. Здесь написано следующее.
    Орфограмма (от греч. orthós - правильный и grámma - письмо)
    1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке (…);
    2) Написание, соответствующее правилам орфографии.
    Надо отдать справедливость школьным методистам: они прививают первоклашкам всё же не первое из указанных определений, а второе. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:
    Орфограммы - это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это орфограмма.
    Кто понял, что такое орфограмма, - поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:
    Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это написание слова по определенным правилам.
    В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:
    Лестница между двумя этажами - это строительство дома по определенным правилам.
    Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.
    Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша - это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей - это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши - это орфограмма. Буква е в слове тетрадь - это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово - тетради, - и это опять-таки орфограмма».
    Где уж тут уследить за красивостью почерка!
    Короче говоря, тот мрачный сценарий, которым Лена Данилова пугает родителей дошкольников, как раз в школе-то и реализуется в полной мере. Есть, правда, два несущественных отличия. Во-первых, Лена Данилова предполагает, что хотя бы попервоначалу буквы у дошкольников получаются всё же красивыми, а про школьников мы такого утверждать не можем. Во-вторых, согласно Лене Даниловой, дошкольники принимаются писать что попало и как попало, реализуя свои собственные необузданные фантазии, в то время как школьникам приходится писать под строгим надзором учителей, воплощая в жизнь убогие фантазии методистов.
    Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.
    23.03.2007, отредактировано: 07.06.2012

    О том, что левши считаются более творческими личностями, которые больше живут эмоциями и чувствами, которых сложно заставить что-то делать, только лишь потому, что «так нужно» или «так принято», я уже . Конечно, сложно говорить абсолютно про всех левшей (и я уверена, что мамы правшей могут со мной поспорить о чувствительности и обидчивости каждого ребёнка конкретно, не зависимо от активности его полушарий), но это — особенности левшей, которые нужно учитывать и при воспитании, и при обучении.

    И самым трудным (нудным и противным) предметом, который требовал моего повышенного внимания и терпения сына, стало письмо. Очень медленно, без требуемого наклона, постоянно размазанные буквы – это только минимум, который я прощала. А вот за пропущенные буквы и «зеркальное написание» я заставляла всё переписывать, к огромному недовольствию сына. При этом мы долго не могли правильно положить тетрадь, чтобы не мялись уголки, угадать с углом наклона тетради, чтобы буквы были согласно косым линеечкам, держать ровно спину. Мне казалось, что сын даже ручку держит неудобно, поэтому, такой ужасный почерк.

    Но оказывается, эти проблемы есть у всех левшей (или их родителей 🙂). Главное — родителям понимать причину таких трудностей и корректно реагировать (проявляя огромное терпение, не подгоняя и ни в коем случае не травмируя нелестными эпитетами своё леворукое обидчивое чадо).

    Важные моменты «левописания»

    Вряд ли какая мама витает в облаках и верит, что ребенок, как только возьмёт ручку, сразу будет выводить ровненькие и аккуратненькие буквы. Поэтому, нужно заниматься активно и регулярно, начиная буквально с рождения. Это укрепит пальчики, кисть, руку, ну и непременно скажется на общем развитии ребёнка.

    Следующим подготовительным этапом к письму является

    Создание грамотного и удобного рабочего места для левши

    Важно организовать правильное освещение и наполнить рабочее пространство первоклашки, как элементами мебели, так и предметами, ориентированными на левшу.

    Что касается освещения, то, хоть и рекомендуют его делать преимущественного с правой стороны и ставить дополнительный светильник с левой, я упростила задачу. И настольная лампа у нас стоит почти посередине стола, чуть сдвинувшись влево. Таким образом, сын видит и что пишет, и как пишет, и тень не падает на рабочую строчку.

    Место за партой – тоже играет большую роль при обучении левши. Приведу наш собственный пример: весь сентябрь я удивлялась, почему он пишет-пишет, а потом – рраз и куда-то уехала ручка… После непродолжительной беседы я поняла, что сын сидит с правой стороны парты, поэтому при письме он мешает праворукому соседу, а тот, соответственно, подталкивает локтем моего левшу. И как результат – у обоих в тетрадях ужас. После того, как учительница поменяла их местами, каждый почувствовал себя более комфортно за партой и тетради стали чище.

    Правильная поза

    Ровная спинка должна быть у каждого ребёнка, хоть правши, хоть левши. А правильная поза за партой или рабочим столом зависит от освещения и от высоты стола и стула. Ребёнок должен доставать ножками до пола (либо до специальной подставки), спина должна опираться на спинку стула или кресла, а стол должен быть примерно на уровне солнечного сплетения ребёнка.

    На первый взгляд, всё предельно просто и понятно. Но на практике мой сын демонстрировал чудеса гибкости, и его поза была шокирующей: чуть приподнято и выдвинуто вперёд левое плечо, весь корпус наклонён немного вправо и голова тоже склонялась к правому плечу. Таким образом, левая рабочая рука лежала на столе, правая – почти прижата к корпусу, поддерживала тетрадь, а наклоняясь, он пытался увидеть буквы, «выходящие из-под пера». Методом проб и ошибок мы нашли удобную и правильную позу, и я постоянно контролировала её, пока он сам не привык.

    Поэтому, не ждите, что ребёнок сам сядет ровно. Оказывается, это достаточно серьёзный труд. Зато, полгода совместных стараний и спина ребёнка «запоминает» ровное положение уже надолго, не зависимо от того, правша он или левша. 🙂

    Как правильно располагать тетрадь?

    Тетрадь у левши должна (хотя, логичнее сказать – может) располагаться таким образом, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча ребёнка. Обратите внимание, угол не всей тетради, а именно страницы, которую, по мере заполнения, передвигает правая рука.

    Благодаря такому наклону, левая рука ребёнка будет меньше уставать и он сможет видеть, что именно написал.

    Но часто встречается и вариант письма, когда лист развёрнут на 90º, а движения ручки направлены снизу вверх (а не стандартно слева на право), что тоже вполне приемлемо.

    Как левша может держать ручку?

    Конечно, скорость письма и сам почерк зависит от того, как левша держит ручку. В основном, учитель в школе не компетентен в данном вопросе, поэтому, ребёнок сам ищет удобный для себя вариант. И ему нужно приспособиться таким образом, чтобы и буквы уже написанные не размазывались, и было видно, что пишешь.

    Существует несколько вариантов письма левшей:

    Наклон букв при «левописании»

    Одна из распространённых ошибок, допускаемых как учителями, так и родителями при обучении левши письму – это соблюдать требуемых наклон букв, потому как правонаклонное письмо для левши – крайне сложно и неудобно. Мало того, если учитель снижает оценки ребёнку-левше только лишь за почерк – его действия неправомерны.

    Ведь, согласно методическим рекомендациям министерства здравоохранения (правда, еще 1985 года, но никем до сегодняшнего дня не отменённым), запрещается переучивать и снижать оценку за каллиграфию леворуким детям. В этом же документе говорится и о том, что левшам допускается как вертикально ровное написание букв, так и левонаклонное письмо.

    И современные требования безотрывного письма к ребёнку-левше совершенно не относятся.

    Еще некоторые особенности обучения левшей письму

    Несколько другое, чем у правшей, развитие зрительно-пространственного восприятия приводит к зеркальному феномену, знакомому многим родителям левшей в различных вариантах проявлений. Это может быть зеркальное чтение, зеркальное рисование, но чаще всего – зеркальное письмо, когда ребёнок может «зеркалить» целые слова (написание с последней буквы, например, вместо «мама» — «амам») или отдельные буквы.

    В общем, ничего сверх существенного в этом для левши нет, но уделять внимание такому проявлению лекорукости нужно. Ребёнку можно помогать фиксировать начало строки, проводить фонетический разбор слова, произносить вслух каждую букву и всегда располагать справа образец букв и текста.

    Приспособления для левшей

    Помочь научить левшу писать могут специальные прописи, а также ручки и различные приспособления для формирования правильного захвата «орудия письма».

    В отличие от традиционных прописей, рабочая тетрадь для левши помогает освоить направление письма по стрелкам, не имеет правостороннего наклона букв, все образцы располагаются справа, а вспомогательные знаки (звёздочки, флажки, точки и другие) используются для определения начала и конца строки.

    В качестве подготовки ручки неординарного малыша к письму можно использовать специальные тренажёры для правильного писания. Выполненные в форме игрушки, они представляют собой насадку на любую шариковую ручку, помогая ребёнку правильно расположить пальчики при захвате ручки.

    Для левшей существуют и специальные ручки, которые в большинстве своём имеют специальные углубления для пальцев, и наполнены быстросохнущими чернилами, предотвращая размазывание букв. Но, кроме этого, ручки для левши имеют и специальный стержень с наконечником, благодаря которому ручка (которую левша при письме толкает вперёд, а не тянет за собой, как правша) не протыкает бумагу и обеспечивает лёгкий выход чернил.

    Отдавая ребёнка-левшу в школу, каждый родитель в большей или меньшей степени сталкивается с определёнными трудностями в нелёгком учебном процессе чистописания. Ведь праворукая мама попросту не может взять кисть малыша и показать, как выводится эта закорючка, которая скоро станет буквой. Но « » — наука, наверное, самая крупномасштабная, и родителю просто необходимо знать, как научить левшу писать. К счастью, не всё так сложно, но и отпускать на самотёк не нужно. Главное, не «перегибать палку» в погоне за красивым почерком и чистыми тетрадками, ведь, вряд ли хоть один родитель скажет, что он любит своё леворукое чудо исключительно за красивые буквы. Поэтому, любое обучение, как левшей, так и правшей, должно приносить только позитивные эмоции!

    Говорят, что леворукие люди гениальны. Наверно, так оно и есть. Однако, в этом есть и свои минусы. А именно, научить леворукого ребёнка красиво и правильно писать довольно непросто. Особенно, если оба родителя правши. С чего же начать?

    Обучение письму леворуких детей

    Леворукий ребёнок отличается от своих сверстников эмоциональностью, обидчивостью, чувствительностью. Все эти черты характера необходимо учитывать, когда занимаешься с такими детками. Как научить левшу писать красиво, если сам правша. Перед тем, как научить ребенка левшу писать, необходимо:

    1. Определить размещение света у письменного стола ребёнка. Он должен падать либо сверху, либо с правой стороны. При таком освещении малыш не будет заслонять себе свет при письме.
    2. При письме тетрадь или лист бумаги располагается с наклоном вправо.
    3. Наклон букв обеспечивается за счёт наклона тетради.
    4. Желательно, чтобы при письме рука располагалась под строчкой.
    5. Приобрести в магазинах специальные ручки и прописи для деток левшей.

    Как научить левшу писать

    После того, как подготовительные мероприятия закончились, можно приступать к обучению.

    1. Учимся правильно держать ручку. Пальцы располагаются на 3-4 сантиметра выше от кончика ручки, чем у праворуких;
    2. При рисовании, написании слов, ребенок правой рукой пододвигает тетрадь, листы;
    3. Прописи, предназначенные для таких деток, имеют указатели в виде стрелок, показывающие направление письма. Они способствуют быстрому пониманию материала и правильному написанию букв, крючков;
    4. Ручки для леворуких детей имеют треугольную форму с двумя впадинками для пальцев. Правильно подобранная ручка поможет поставить правильный наклон руки при письме. Но, самое главное, чернила такой ручки быстро сохнут. Это позволит не размазать их по тетради и не испачкаться самому.

    Стоит ли корректировать наклон письма

    Не нужно добиваться «правильного» наклона букв у левшей (в правую сторону). Это очень сильно затруднит письмо малышу. Не забывайте, что он левша, а значит «законы» написания букв, наклоны для него немного отличаются от праворуких. Постарайтесь поговорить с учителями в школе, воспитателями в детском саду. Объясните им, что ваш ребёнок особенный и отличается от «стандартов» обучения. Ведь очень многое в правильности писания ребёнком-левшой будут зависеть и от педагогов.

    Согласно разработанным методическим рекомендациям министерства здравоохранения от 1985 года: запрещено переучивание левшей, снижение оценок за несоответствие красивого написания стандартам.

    Довольно часто родители леворукого малыша сталкиваются с проблемой «зеркального» написания слов. Это выражается в написании слова не сначала, как мы привыкли, а с конца (например: «магазин» - «низагам» и так далее). Ребёнок также может зеркально отображать рисунки. При чтении ему очень тяжело соблюдать начало строки. Ничего критичного в этом нет. Стоит набраться терпения и помогать фиксировать начало строчки, научить проводить фонетический разбор слова, при этом каждая буква произносится чётко, образец для её написания располагается только справа.

    Требования письма не отрывая руки для леворуких детей не приемлемы.

    Таким образом, чтобы научить леворукого кроху писать, необходимо ваше терпение, любовь и искренняя радость за его успехи.

    Поначалу сложно заметить, какое из полушарий является главным у ребенка, и лишь перед тем, как отправить чадо в школу, родители могут заметить, что его действия координирует не та сторона.

    Тут мать с отцом могут не на шутку распереживаться, ведь большинство приспособлений в современном мире адаптировано именно под правую руку, появляются сомнения по поводу того, не сложно ли будет малышу в дальнейшем освоить профессию или же вообще адаптироваться? Такие мысли и заставляют людей обычно насильно переучивать детей выполнять все действия правой рукой, в том числе и писать.

    Не все знают, что мозг левшей действует несколько отлично от обычного, поэтому переученный левша может столкнуться с серьезными проблемами в дальнейшем, если ему насильно навязать какой-либо образ действий.

    Есть две самые распространенные методики обучения леворуких детей письму. Одна из них предполагает насильно переучить ребенка владеть правой рукой, другая же – не ломая установок, просто учитывать все особенности чада, как психологические, так и физические. В любом случае, ответственность за выбор полностью лежит на родителях.

    Можно привести довольно большое количество случаев, когда переученные дети страдали от неудобств, теряли способность к обучению и не могли в полной мере реализовать своих талантов. Многие ошибочно полагают, что левши обладают плохим почерком, но это не так. Некрасиво писать они начинают в основном вследствие самого переучивания. Обучение же письму удобной руке может потребовать большого терпения и времени.

    Для того чтобы понять, как научить левшу красиво писать, при этом не переучивая его, придется разбираться в особенностях восприятия ребенка.

    Следует знать о том, что левши, особенно в юном возрасте, нередко могут быть весьма медлительными, приступая к выполнению чего-либо, застревать в самом начале процесса. В таких ситуациях нужно проявлять терпение и не травмировать ребенка, ведь он может быть восприимчивым, а желание делать что-либо, отбивать вовсе не стоит, ведь разобравшись, левша может проявить весь свой нестандартный потенциал.

    Детям, у которых преобладает правое полушарие мозга, свойственна эмоциональная неустойчивость и тревожность, поэтому им как никому другому важна располагающая, спокойная обстановка для того, чтобы продуктивно заниматься тем или иным делом, и письмом включительно.

    Одной из особенностей восприятия является желание педантично, даже доходя до занудства, выяснять порой несущественные детали. Очень важно не нервничать и удовлетворять всю потребность в информации, иначе ребенок может напрочь отказаться изучать предмет дальше из-за невозможности правильно выстроить логическую цепочку.

    Лучше всего объяснять материал левше пошагово, так как им важно учитывать даже те детали, на которых мог бы не заострить свое внимание праворукий ребенок. В обучении письму ребенку особо полезно выполнять творческие задачи, которые будут стимулировать интеллектуальную деятельность.

    Для нормального обучения правописанию левши нужно учитывать большое количество факторов, и немаловажное значение играет также и обстановка. Важно помнить о том, что даже положение листа у таких детей несколько отличается, а источник света не должен накладывать тень на сам текст.

    Левши также несколько иначе располагают руку на ручке, из-за чего меняется также положение предплечья. Одной из распространенных ошибок, как родителей, так и педагогов, является требование к ребенку писать со стандартным наклоном букв вправо, что делать вовсе не обязательно, если ребенку куда легче писать прямо.

    Правильная поза поможет избежать многих проблем. Для этого спина должна быть выпрямлена и оперта на спинку стула. Важно проследить за тем, чтобы ребенок не наклонялся к столу и ни в коем случае не касался его грудью. Ноги тоже лучше опереть на пол, на первое время под них можно подставлять подставку, если они не достают до него. Желательно, чтобы обе руки находили опору, а локти на несколько сантиметров выступали за край стола.

    Не менее важно также правильно располагать тетрадь. Положить её нужно перед ребенком, но с учетом особенностей правую сторону занести немного влево. Так леворукий ребенок не ощутит особых трудностей, передвигая ручку по ходу текста, да и сидеть будет более правильно.

    Важно также научить ребенка изменять положение тетради в зависимости от количества написанного, что нужно делать, ещё начиная с прописей. Лист должен постоянно двигаться вверх. Фиксировать положение тетради нужно при помощи руки сначала снизу, а при переходе на вторую половину листа – сверху.

    Освещение должно падать преимущественно с правого бока, но выдвинут при этом вперед должен быть левый. На скорость письма, как и на почерк, влияет то, как ребенок держит ручку в руке. Опорой для неё должна служить правая сторона среднего пальца, а фиксировать позицию можно с помощью указательного и большого пальцев сверху и справа, соответственно.

    Важно проследить за тем, чтобы обучаясь писать, ребенок выпрямлял пальцы и не прикладывал чрезмерных усилий, что в дальнейшем может привести не только к образованию мозоли, но также значительно уменьшить скорость письма.

    Проверить это можно с помощью несложного теста: для этого нужно попросить ребенка приподнять при написании указательный палец. Если ручка при этом не выпала – значит все нормально, если же возникли затруднения – стоит ещё раз проследить за правильностью исполнения.

    Между кончиком ручки и указательным пальцем должно быть около четырех сантиметров. У правшей это расстояние несколько больше, но в противном случае ребенок начнет мешать самому себе видеть строку. В идеале специалисты говорят о том, что ручка и рука должны как бы составлять одну линию, не образуя больших углов.

    Именно в обучении правильно держать ручку правильно и заключается большая степень успешности правописания левши в дальнейшем, но именно этот процесс может быть утомительным для родителя. Желательно делать это постепенно и учиться не на словах, а на палочках-закорлючках.

    Из-за некоторых особенностей довольно часто ребенок может ни с того ни с сего начинать писать буквы, а нередко и целые слова зеркально. В этом нет ничего плохого, нужно сконцентрировать его внимание на правильном варианте.

    Родителям следует научить ребенка фиксировать начало строки и следить за её соблюдением. Также желательно проводить фонетический разбор слов, что поможет ребенку соблюдать количество их составных, при этом, не меняя их местами.

    Перед тем, как отправлять ребенка в школу, очень важно приучить его к некоторым видам работ для того, чтобы в дальнейшем они не вызывали у него затруднений. Одним из них является списывание с примера, для чего нужно не только ориентироваться в пространстве, но и правильно выстраивать простейшие последовательности элементов. В младшем возрасте можно просить левшу перерисовывать картинки с образца, что ставит похожие задачи.

    При чтении часто дети с преобладающим правым полушарием теряют строку, поэтому им важно в этом помогать, а позже приучать следить самостоятельно за местом, отмечая его с помощью пальца или закладки.

    В дошкольном возрасте желательно уже сформировать координацию между действиями правой и левой рук. Левшам как никому другому важно уметь концентрировать внимание, научиться же этому можно и в игровой манере. Хорошим подспорьем будут также творческие задания, особенно включающие в себя большое количество элементов, например паззлы или аппликации.

    При обучении леворукого ребенка крайне важен психологический фактор. Ребенок и так очень раним, поэтому никоим образом нельзя показывать ему, что он чем-то отличается от других. Левши действительно обладают некоторыми отличиями, но это вовсе не является чем-то отрицательным. Даже если ребенок не будет входить в число первых учеников, не стоит сомневаться в том, что в той или иной области его талант найдет проявление.

    Научить левшу писать не сложно, просто нужно проявлять внимание и терпение, учитывать особенности ребенка, и не пытаться ему навязать непривычный образ действий, вызывающий отторжение.

    Обучение леворуких детей письму.

    Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению леворуких детей письму.

    Самый главный - педагогический вопрос обучения леворуких детей письму.

    Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

    1. Медлительность леворуких детей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.

    2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

    3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности леворуких детей. Леворукие дети ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому леворукий ребенок редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего леворукие дети не ограничиваются верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивают полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.

    4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях леворуких детей с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере, на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

    5. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.

    6. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути леворуких детей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

    7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с леворуким ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

    Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливатся к такому сложному и строгому миру школы.

    1.необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

    2.не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

    4.любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

    5.желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

    6.необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

    7.никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

    Для правильной позы при письме необходимо:

      сидеть прямо;

      опираться спиной на спинку стула;

      не касаться грудью стола;

      ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

      туловище, голову, плечи держать ровно;

      обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

    Положение тетради

    Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы попрежнему направлен к середине груди ребенка.

    Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

    Левая рука ребенка при письме производит движение, симметричные движениям правой руки, т.е. движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами предлагаются следующие подготовительные упражнения.

    Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

    1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

    2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

    Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

    Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв.

    Наблюдение за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует рассмотреть эти буквы.

    Первая группа – Е, З, С, Э, к, н, г.при написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из её элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

    2 группа – верхняя часть соответствует нижней части другой: т, ш. п. и, в, д. следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления и накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

    Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

    Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч,ч,Х,х,ф,ф. для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках…

    Список литературы:

    1. Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001

    2. Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”.

    3. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации.М.: Вентана-Граф, 2001

    4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

    5. Прописи Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” (серия “ Готовимся к школе). - М., 2004. стр.18-48.

    6. Петрова Н. “Если ребёнок плохо говорит” - М.- СПб., 2005, стр.84-90

    7. Светлов Р. С. “Левши и правши” - Спб., 2004

    8. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001

    9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.

    10.Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.

    11. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.

    12. Томас Й.Вейс Как помочь ребенку? М., 1992.

    13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

    14. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 2007. №12.

    15. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. М., 1982.

    Сообщение

    по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

    «Работа с леворукими детьми на уроке письма»

    Астрахань,2015



    Похожие статьи