• Гендерные различия: мозг мужчины и женщины. Гендерные различия мужчины и женщины

    14.06.2019

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Глава 1. История развития гендерной психологии

    Глава 2. Гендерные различия

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложения

    Введение

    Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы хотим этого или нет постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины дружелюбность и контактность. Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире.

    В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

    Объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины.

    Однако все же существуют определенные корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это, прежде всего - разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своем большинстве намного сильнее женщин, а поэтому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

    Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми школьного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

    Цель курсовой работы - изучить многообразие проявления гендерных различий.

    Глава 1. История

    Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани в 1955.

    В начале 80-х гг. XX века после появления термина гендер , его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье «Гендер: полезная категория исторического анализа» (1986). Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований и истории женщин.

    Гендер (от англ. gender - род, пол) - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».

    Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход - это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.

    Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

    Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

    различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;

    традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;

    различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;

    направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

    Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся.

    В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

    Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

    Обычно в обществе можно различить два гендера -- мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

    На рубеже 1970-х и 80-х годов были переопределены сами понятия «мужского» и «женского». Ключевой категории анализа становится «гендер» , призванный исключить биологический и психологический детерминизм.

    Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребёнок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом. Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

    Не смотря на сравнительно непродолжительную, всего лишь двадцатилетнюю историю российских гендерных исследований, можно говорить о четырех этапах становления и развития этого научного направления. И хотя такое деление является весьма условным, оно помогает более четко понять своеобразие задач, решаемых в разные периоды развития российских гендерных исследований.

    Первый этап может быть охарактеризован как период внедрения новой научной парадигмы, когда энтузиазма первооткрывателей отечественных гендерных исследований было больше, чем теоретических знаний и практического опыта. Этот этап продолжался с конца 80-х до 1992 года, и его основные задачи имели, скорее, организационный и просветительский, чем исследовательский характер. В ноябре 1990 года в Москве прошла первая международная конференция по гендерным исследованиям, организованная ЮНЕСКО. И хотя с основными научными докладами на ней выступили западные ученые, в тематике сообщений российских ученых на секциях уже чувствовалась необходимость и возможность новых научных подходов к изучению статуса и положения женщин и мужчин в обществе. Здесь уместно отметить, что гендерные исследования традиционно достаточно тесно связаны с женским движением и нацелены не только на производство знаний, но и на социальные изменения в обществе.

    В 1991 и 1992 годах были организованы и проведены Первый и Второй независимые женские форумы в Дубне. Кроме практических задач, направленных на создание сети новых женских организаций, на форумах были широко представлены новая научная парадигма и первые результаты гендерных исследований, уже проведенных к тому времени в некоторых российских городах (Таганрог, Набережные Челны, Москва).

    В среде нарождавшегося независимого женского движения феминистские идеи гендерных исследований встречали позитивный отклик, чего нельзя сказать об отношении к этим теориям в академических и образовательных кругах. В то время было достаточно сложно опубликовать статью по гендерной тематике в научном или публицистическом журнале. Хотя в журналах «Общественные науки и современность» и «Социологические исследования» в 1991 и 1992 годах появились соответствующие рубрики, но это были, скорее, исключения из общего правила. Ярким примером негативного отношения к гендерной проблематике в тот период может служить история издания книги «Women in Russia», написанной в 1991 году учеными и активистками женского движения, большинство из которых были организаторами Первого независимого женского форума. Никто в России не хотел издавать эту книгу, нам говорили:

    «Кому сегодня интересно читать про женские проблемы? Эту книгу не будут покупать». В результате самая первая книга российских ученых-феминисток о проблемах женщин в бурно трансформирующемся российском обществе была издана только на Западе и только на английском языке. Трудности внедрения в российскую науку и общественные институты новых терминов, понятий и подходов, связанных с гендерной тематикой и методологией, были наиболее сложными проблемами первого этапа.

    Второй этап может быть охарактеризован как период институализации российских гендерных исследований, который наиболее активно начался в 1993-1995 годах. Это было время роста числа гендерных центров и официальной регистрации как новых, так и ранее созданных научных коллективов и организаций. В эти годы были официально зарегистрированы Московский и Петербургский гендерные центры, открылись и начали работать Карельский, Ивановский и другие гендерные центры. Процессу институализации способствовало появление законодательства РФ об общественных организациях и объединениях, а также начало активной работы в России западных благотворительных фондов.

    Сейчас кажется странным, но научная работа в гендерных центрах разных городов проходила почти изолированно, ни обмена идеями и опытом, ни совместных программ в тот период практически не было. Мы чаще встречались и вели дискуссии с западными коллегами, чем друг с другом. Данные опроса, проведенного нами на конференции 1996 года, показали, что треть публикаций, подготовленных российскими гендерными исследователями в первой половине 90-х годов, вышли на Западе, а не в России. Информационный голод, связанный с недостатком научных публикаций на русском языке и основанных на отечественном материале, а также недостаток живого общения ученых и преподавателей были наиболее острыми проблемами второго этапа.

    Третий этап - консолидация ученых и преподавателей, российских гендерных исследований - приходится на 1996-1998 годы. Первым шагом на пути к налаживанию более тесных научных контактов и связей между гендерными исследователями из России и стран СНГ была научная конференция, организованная МЦГИ в январе 1996 года «Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития». На ней российские ученые впервые собрались для обсуждения институциональных, методологических, социальных и других проблем, связанных с гендерными/женскими исследованиями и их преподаванием в российской высшей школе. На конференции ученые и преподаватели из России и Украины обсуждали важные для всех собравшихся вопросы становления и развития гендерных исследований в постсоветском пространстве, а также атмосферы, сложившейся вокруг них не только в академических и университетских кругах, но и в женском движении. Важную роль в обмене опытом и идеями, а также в обсуждении результатов научных исследований и проблем преподавания гендерных исследований в университетах, сыграл научно-образовательный проект Российские летние школы по женским и гендерным исследованиям (РЛШГИ), который в 1996-1998 годах реализовывался МЦГИ и университетами из российских регионов при финансовой поддержке Фонда Форда. С 1997 года, по нашему примеру, летние школы начали проводиться также в Форосе Харьковским центром гендерных исследований.

    За три года в Российских летних школах побывало около 200 ученых, преподавателей университетов и аспирантов, вовлеченных в профессиональную работу в сфере гендерных исследований. Новизна идеи научно-образовательного проекта РЛШГИ заключалась в том, что эта программа была направлена не только на обмен опытом и передачу знаний по гендерной проблематике, но и на процесс познания «мира, себя, друг друга, науки, методологии» через призму гендерного подхода, а демократическая форма коллективного диалога позволяла исследователям, которые собирались в летних гендерных школах, выходить на новый уровень творческого сознания и мышления.

    Третий этап был, вероятно, наиболее важным и ответственным периодом, с которого начинается развитие собственно «российских» гендерных исследований, поскольку в это время произошел своего рода прорыв в новое качество сразу по двум направлениям. С одной стороны, проект летних школ дал мощный импульс для качественно нового этапа развития женских и гендерных исследований в России, суть которого состояла в переходе от работы в отдельных исследовательских и преподавательских коллективах к взаимодействию и сотрудничеству ученых и преподавателей из разных городов и университетов. С другой - летние школы своевременно создали благоприятные условия для глубокого и всестороннего обсуждения теоретических проблем нового научного направления. Этот период совпал по времени со своеобразной“стадией зеркала”российских гендерных исследований, когда для нас наиболее остро встал вопрос самоидентификации и рефлексивного осмысления собственного опыта, необходимости выработки своего российского гендерного дискурса, теории и методологии гендерных исследований, основанных на учете многообразия“опытов” российских женщин и особенностях российских гендерных отношений.

    Важным итогом процессов, происходивших на этом этапе, который условно обозначен нами как этап консолидации, явилось создание информационной Сети, которая объединила гендерных ученых и преподавателей России и стран СНГ и по сей день позволяет обмениваться информацией, создавать совместные проекты, приглашать преподавателей для чтения лекций в университеты разных городов.

    Четвертый этап развития российских гендерных исследований начался в последние два года этого столетия и, вероятно, все еще продолжается. Характерной особенностью этого этапа является активизация работы, направленной на легитимацию и более широкое распространение гендерного образования в российских университетах.

    Несмотря на проблемы, связанные с тем, что гендерные исследования междисциплинарные по своей природе - трудно вписываются в рамки учебных программ университетов, построенных по дисциплинарному принципу, развитие гендерного образования набирает темпы. Уже сейчас во многих российских вузах читаются специализированные учебные гендерные курсы или эта тематика включена в общие учебные программы по социологии, антропологии, философии, лингвистике, истории, психологии и др. В качестве иллюстрации здесь можно назвать некоторые авторские учебные курсы: «Гендерные теории в современном мире: междисциплинарный подход»(О. Воронина, МГУ им. М. В. Ломоносова-Московская школа социальных и экономических наук); «Гендерные практики и гендерные стереотипы» (Т. Барчунова, Новосибирский государственный университет); «Природа женщины как философская проблема» (Г. Брандт, Уральский государственный технический университет); «Психология гендерных отношений»(И. Клецина, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена); «Женщина и СМИ» (Н. Ажгихина, МГУ им. М. В. Ломоносова); «Русская философия женственности XI-XX веков»(О. Рябов, Ивановский государственный университет); «Тендерные аспекты экономического поведения» (Е. Мезенцева, Высшая школа экономики); «Элементы гендерного анализа в литературе и лингвистике» (Т. Гречушникова, Тверской государственный университет); «Российские гендерные отношения и качественные методы в гендерных исследованиях» (Е. Здравомыслова и Европейский университет в Санкт-Петербурге) и др.

    Таким образом, несмотря на значительные трудности и проблемы, которых особенно много было на первых шагах развития гендерных исследований, за десять лет они смогли институализироваться как новое направление российской гуманитаристики, которое получило определенное признание в академической и образовательной сферах. Отражением чего является, например, факт, что уже сегодня в России защищаются дипломы и диссертации по гендерной тематике, и начался нормальный процесс воспроизводства данного научного направления, когда в российских университетах российские преподаватели готовят студентов и аспирантов как специалистов по российским гендерным исследованиям. Еще совсем недавно, в середине 90-х годов, об этом можно было только мечтать.

    Оглядываясь на путь, пройденный российскими учеными и преподавателями, вовлеченными и увлеченными гендерными исследованиями, можно без ложной скромности сказать, что нам удалось за десять лет сделать немало: наработать свой российский феминистский дискурс и внедрить его как в научный оборот, так и в официальные правительственные документы; научиться самим и научить новое поколение аспирантов и студентов использовать в исследованиях современную методологию и методы гендерных исследований; опубликовать около сотни книг и тысячи научных и публицистических статей по гендерной тематике и тем самым изменить отношение к гендерным исследованиям в научных, издательских и общественных кругах. За десять лет “география” гендерных исследований значительно расширилась, и сегодня гендерные исследования проводятся и преподаются более чем в 60-ти городах России и стран СНГ.

    Глава 2. Гендерные р азличия

    Различия на физическом уровне

    У юношей большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличается более короткими и утолщенными пальцами. Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений. Мужчина изучает, в первую очередь, окружающую среду и объекты, с которыми контактирует.

    У девушек меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлиненными пальцами. Девочки быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны, у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Девочки, в первую очередь, изучают себя и свое окружение.

    Половой диморфизм обнаруживается у женщин и мужчин в различиях формы, размеров опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата, желез внутренней секреции, нервной системы, в пропорциях тела. Женская грудная клетка короче и круглее, чем мужская. В среднем череп мужчины крупнее, более развиты надбровные и скуловые дуги. Прослеживаются определенные различия, как формы, так и величины бедренной кости, малоберцовой кости, кости стопы женщин и мужчин.

    Различия на когнитивном уровне.

    У юношей доминирует качественный подход к изучению учебного материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им также свойственны широкий полет фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии, спорам, азартность. У мальчиков более развиты математические способности.

    У девушек доминирует количественный подход к изучению учебного материала. Им свойственны странность и четкость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, конкретность мышления, аналитический подход. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчетливость. Они раньше различают цвета и оттенки.

    Различия на психологическом уровне.

    У юношей быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно легкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом. Они более логичны и склонны к обещанию. Юноши часто впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчины более индивидуален по своей природе.

    У девушек адаптация к среде происходит через переживание, а иногда через эмоциональный срыв. Они полагаются больше на интуицию, склонны к анализу чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны, самооценка более субъективна. У девушек более высокие показатели развития внимания: избирательность, объём, переключаемость.

    Различия в речевых способностях

    Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 9 лет, продолжается в другие возрастные периоды (до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Скорее всего, оно связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками. Это превосходство в равной степени проявляется как среди обычных детей, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

    Причина превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. Однако этология продемонстрировала, что самки приматов издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола. Возможное объяснение этому в том, что общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. Хотя ближайшие генетические "родственники" человека - приматы шимпанзе вообще не обнаруживают вербальных различий между самками и самцами. Однако стоит отметить, что интеллектуальное лидерство в тех видах человеческой деятельности, которые требуют в большей степени высокие вербальные навыки, в подавляющем большинстве принадлежит мужчинам. Практически все выдающиеся полиглоты, писатели, поэты, искусные ораторы, известные юристы являются лицами мужского пола. С другой стороны, причина этого лежит скорее в том, что исторически подобные занятия были традиционны для мужчин, и в период с древней истории до новейшей женщина-оратор или женщина-юрист вызвала бы по меньшей мере удивление у общества.

    Эмоциональные отличия

    Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят, и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию. Во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин. В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени -- по интенсивности, еще в меньшей степени -- по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

    Что касается эмоциональной устойчивости, под которой чаще всего понимают способность человека сохранять эффективность деятельности при возникновении отрицательных эмоциогенных факторов, Р. К. Малинаускас нашел, что она практически одинакова у лиц мужского и женского пола. Правда, следует учесть, что автор обследовал спортсменов, а, как известно, среди спортсменок много лиц маскулинного типа.

    Следующей характеристикой является экспрессивность в выражении эмоций. Женщины более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины. Правда, Н. Айзенберг и соавторы выявили по мимике и самоотчету испытуемых лишь небольшие различия в проявлении эмоциональности в пользу женщин. С возрастом эти различия увеличивались, в основном за счет того, что мужчины больше маскируют свои эмоции.

    В ряде других исследований также показана большая экспрессивность лиц женского пола, независимо от их возраста.

    Женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины -- гнева и злобы. Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины.

    Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают с особенностями воспитания тех и других. У мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.

    Это дает основание говорить, что эмоциональность (т. е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Различно у мужчин и женщин и выражение разных эмоций: то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т. п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин.

    У женщин существует «запрет» на выражение ряда эмоций и чувств. Ученные отмечают, что у женщин весьма желательно выражение эмоциональной зависимости от противоположного пола, погруженности в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств и проявление агрессии.

    Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек -- «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

    Различия во внимании

    Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объёме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы, преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании (к мыслям и чувствам партнера).

    Мужчины шире, чем женщины, распределяют свое внимание, в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения) они держатся увереннее, лучше ориентируются. Внимание женщин не распределяется столь широко, как у мужчин. Но, зато в пределах воспринимаемого все отражается в их сознании детально и тщательно. Поэтому известную им местность они знают лучше.

    Качественные показатели интеллекта

    Отличия в мышлении мужчин и женщин - загадка, которая уже давно занимает ученых. Существуют ли они на самом деле или эти научные выкладки слишком преувеличены общественным мнением? Врожденны ли эти отличия или закладываются в процессе воспитания? Последнее время психологи и физиологи все больше склонялись к тому, что эти различия складываются в процессе социализации ребенка. Но все оказалось не так просто: зоологи все чаще обнаруживают различия в мужском и женском стиле мышления у братьев наших меньших.

    Согласно исследованиям, воспитание действительно существенно влияет на познавательные способности мужчин и женщин. Ожидания родителей, поощрение и беспокойство педагогов заставляют мальчиков с бо льшим интересом заниматься математикой и физикой, развивается склонность к самостоятельному принятию решений, а девочек - лучше успевать по языку и литературе.

    Психологические различия, присущие поведению мужчин и женщин, часто приписывают разнице в их образе жизни во времена наших предков: мужчины от природы, бесспорно, сильнее - потому они охотились; женщинам же дана исключительная способность рожать и выкармливать детей - потому они чаще сидели в пещерах, а свой вклад в пропитание племени вносили собирательством, а позже - приготовлением пищи. Разумеется, отрицать этого нельзя: тысячелетиями выработанные привычки не могли не повлиять на культурные нормы поведения, да и в процессе эволюции, как известно, отбирались более приспособленные особи, а значит, те, кто больше соответствовал нужным "ролям".

    Исследование интеллектуальных способностей по тестам не даёт достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8 - 11 лет в решении невербальных задач - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39 - 44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

    По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

    По данным Петрова и Ильина, в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин. По данным В. В. Волкова и В. Ф. Коновалова с соавторами, в младшем школьном возрасте память лучше у девочек, а в возрасте 18-26 лет, по данным В. Ф. Коновалова и Я. И. Петрова, память лучше у мужчин.

    Отличия в уровне и особенностях интеллекта мужчин и женщин объясняют с двух позиций, с одной стороны, как следствие генетических особенностей, как то гормональный фон, и особенностей строения и работы головного мозга, и с позиции социальной, как результат разного полоролевого распределения и общества, воздействующего на детей через основные виды игр, систему приоритетов и ожиданий. Общество изначально ориентирует мужчину на значимость внешних обстоятельств, на признание другими мужчинами, формируют самооценку, ориентирующуюся на результаты - как-то карьера, деньги, признание. Женщин же подталкивают к значимости для них отношений, семьи, эмоциональной гармонии. При таком отличии структуры целей неудивительно, что усилия мужчин и женщин направлены на развитие различных способностей и навыков. При этом девочки и мальчики сталкиваются с разной системой ожиданий от них. От мальчиков ожидают более яркого проявления математических способностей, более высокого интеллекта, лучшего практического мышления, от девочек ожидают скорее прилежания, чем гениальности. В принципе, в настоящий момент мы наблюдаем определённый слом стереотипов и общественных ожиданий и от женщин, и от мужчин.

    Различия самооценки детей.

    Заключаются в том, что девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям, чем мальчики. В идеале девочки хотят быть более сильными и щедрыми, а мальчики быть более аккуратными, чем в настоящее время. В более взрослом возрасте девочки по сравнению с мальчиками, хотят быть более искренними.

    Различия в частоте встречаемости страхов.

    Значимые различия между мальчиками и девочками отсутствуют. Следует заметить, что для девочек страх проверки знаний стоит на первом месте, на втором же месте находится тревожность в отношениях с учителем. Для мальчиков так же наиболее част страх проверки знаний, а на втором - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Наиболее часто страхи встречаются у детей, у которых имеются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

    Другие различия

    Сегодня биология информирует нас о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д.

    Это, однако, не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.

    гендерный физический когнитивный образование

    Глава3. Гендерный подход в о бразовании на начальной ступени

    Элементы образования одинаковы для всех детей: все они должны пойти в школу в одном и том же возрасте; учиться в одну смену; у всех детей в классе одна и та же учительница; и мальчики, и девочки слушают одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Кроме того, педагоги стремятся добиться от всех учащихся одних и тех же результатов. Педагогами и психологами отмечается, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере, на начальной ступени. У них отметки за год по разным предметам отличаются не значительно, обычно не больше чем на один балл. У мальчиков разброс в отметках может составлять в три балла. Такая разница в уровне успешности обучения детей разного пола в начальной школе связанна с особенностями мотивации девочек и мальчиков, определенными психофизиологическими особенностями. Мальчики оценивают поведение девочек только в положительных тонах, а свое в положительных и отрицательных, в то время как девочки определяют свое собственное поведение как положительное, а поведение мальков как отрицательное. Быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной - в общем, не противоречат друг другу, но быть «хорошим» школьником и «настоящим» мужчиной - это вещи в определенном смысле противоположные. Девочки отличаются более заметными успехами в сравнении со своими сверстниками. Они гораздо лучше ориентируются в требованиях, предъявляемых школой. Учителя тоже считают, что они более прилежны, достигают больших успехов в обучении. Для девочек чаще характерны абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга. А у мальчиков мотивы материального характера, жизненно важные цели и содержание мотивов носит общественный характер, мировоззренческий характер.

    Девочки - первоклассницы, успешнее своих сверстников ориентируются на плоскости, совершают простейшие математические вычисления и переходят от числа к конкретному множеству. Девочки так же опережают мальчиков в развитии фонематического слуха.

    Мальчики - первоклассники опережают своих сверстников по развитию навыков звукобуквенного анализа. Мальчики хуже ориентируются ан плоскости, но имеют лучше сформированные топологические представления.

    Девочки менее тревожны на уроке, у них положительное отношение к школе и предпочитают ее ДОУ. Мальчики, не опережают своих сверстниц, за исключением не значительных различий в умении контактировать со сверстниками в школе.

    Девочки с хорошей зрительно-моторной координацией лучше понимают объяснения учителя на уроках. Среди мальчиков лучше понимают объяснения те, у кого сильнее развита зрительно-моторная координация. На начальном этапе обучения мальчики девочки характеризуются рядом существенных различий. Как в уровне психолого-педагогической готовности к школе, так и в уровне адаптации к учебной деятельности

    Заключение

    В ходе работы нами был рассмотрен вопрос, касающийся гендерных различий людей и гендерного подхода в образовании детей на начальной ступени. Были выявлены различия между гендерами, изучены психологические особенности мужчин и женщин. Был изучен материал по данной теме.

    Психологические различия, присущие поведению мужчин и женщин, часто приписывают разнице в их образе жизни во времена наших предков: мужчины от природы, бесспорно, сильнее - потому они охотились; женщинам же дана исключительная способность рожать и выкармливать детей - потому они чаще сидели в пещерах, а свой вклад в пропитание племени вносили собирательством, а позже - приготовлением пищи.

    Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми школьного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поэтому я решила изучить данную тему.

    С писок использованной литературы

    //Народное образование №1 2007год стр. 217

    //Народное образование №5 2007год стр. 182

    Репина, Л.П. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы // Адам & Ева: альманах гендерной истории. - 2001. - № 1. - С.6-19.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие карьеры в современной психологии. Исторический анализ гендерных различий. Особенности мотивационных и карьерных ориентаций. Интеграция стилей жизни. Сравнительный анализ отличий в отношении к построению профессиональной карьеры у мужчин и женщин.

      дипломная работа , добавлен 25.11.2013

      Гендерные особенности и коммуникационные барьеры в общении мужчин и женщин. Типичные черты мужчин и женщин, их психологические различия. Особенности мужского и женского коммуникативного поведения. Социокультурные особенности диалогического общения.

      курсовая работа , добавлен 06.09.2016

      Возрастные кризисы взрослости. Гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии. Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки. Уровни смысложизненных ориентаций.

      дипломная работа , добавлен 26.07.2013

      Различия общения, самооценки и ценностных ориентаций лиц ранней взрослости состоящих в браке и не состоящих в нем. Различия активности психической деятельности: самоутверждение и самовыражение у мужчин, установление эмоциональных контактов у женщин.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2015

      Взгляды на эмоциональность как особенность человека в психологии. Исследование половых различий в эмоциональной сфере. Экспериментальное исследование эмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста). Анализ полученных результатов.

      курсовая работа , добавлен 06.06.2011

      Феноменология и понятие гендерного дисплея, условие его формирования в юношеском возрасте. Эмпирическое исследование различий в социально-психологических представлениях у юношей и девушек о предназначении мужчин и женщин в обществе, сравнительный анализ.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2011

      Память как психический познавательный процесс, исследование ее гендерных особенностей. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти. Специфические психологические и физиологические особенности мужчин и женщин.

      дипломная работа , добавлен 31.01.2014

      Гендер как социально биологическая характеристика. Физиологические и психологические отличия полов. Гендерно-ролевая социализация и гендерные различия. Исследование структуры способностей и интеллекта у мужчин и женщин к различным видам деятельности.

      курсовая работа , добавлен 15.12.2012

      Общие психологические характеристики различий женщин и мужчин, теории формирования половых различий. Изучение представлений подростков о "мужественности-женственности" и их преломление через образ "Я" как факторе формирования психологического пола.

      курсовая работа , добавлен 08.10.2013

      Анализ вопросов, связанных с особенностями пола человека и его психологическими различиями. Восприятие красоты и привлекательности в разные исторические эпохи. Выявление гендерных аспектов внешней привлекательности и непривлекательности мужчин и женщин.

    Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

    Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т.п. Были проведены исследования:

    • 1) близнецов - по изучению наследственных черт;
    • 2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям;
    • 3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.

    Эволюционную концепцию дифференциации полов В.А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский - в сохранении популяции: мужской пол - это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором - женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В.К. Федоровой, Ю.Г. Трошихиной и В.П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И.С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития . Однако, несмотря на критику, концепция В.А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии.

    Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

    Одна из наиболее известных в этом подходе - теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т.е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие - для женщин. Эта теория очень популярна.

    Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Модель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.

    Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о "взаимозависимой" и "независимой" я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т.е. "взаимозависимая", а для мужчин - "независимая" я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.

    В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими.

    Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин - родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчины компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин - нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем женские, т.е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.

    Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами.Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе - андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.

    Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, - токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях .

    Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:

    • 1)"мать" - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
    • 2)"соблазнительница" - здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
    • 3)"игрушка, талисман" - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
    • 4)"железная леди" - этим токенам приписывается неженская жесткость, и они особенно изолированы от группы.

    Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в группе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.

    Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов, о чем не раз будет говориться в дальнейшем.

    Что такое гендерные различия и каков их источник? Существующие объяснения на этот счет можно разделить па биологический детерминизм и социальный конструктивизм.

    Биологические объяснения подчеркивают различия в поведении представителей разных полов, коренящиеся в их биологических особенностях: разнице хромосомного набора (XY - у мужчин и XX - у женщин), гормональных различиях (тестостерон - у мужчин, эстроген - у женщин) и др.

    В противоположность сторонникам биологического детерминизма социальные конструктивисты полагают, что гендерные различия - это результат не природного, а социального и культурного процессов. Эти процессы создают систему представлений и практик, посредством которых мужчины и женщины развивают свои идентичности, а также распределяются на рынке труда, в семейно-брачных отношениях, системе власти и других сферах. Например, Роберт Коннелл (1987) считает, что каждое общество имеет свой гендерный порядок, включающий в себя целый ряд маскулинностей (как доминирующих, так и подчиненных) и феминностей. Гендерный порядок функционирует как достаточно устойчивая структура, внутри которой возникают, воспроизводятся или изменяются гендерные различия.

    Обнаружить источник гендерных различий не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, оставаясь на позициях биологического детерминизма, мы должны, во-первых, выделить те универсальные (т.е. справедливые для всех обществ во все времена) характеристики, которые являются чисто мужскими или женскими. Во-вторых, мы должны показать, что эти характеристики порождены биологией, а не, скажем, различиями в воспитании мальчиков и девочек. В действительности, чем более развитым является изучаемое общество, тем сложнее доказать, что именно природа, а не воспитание ответственна за гендерные различия.

    Социологические, антропологические и исторические исследования показывают, что феминность и маскулинность очень сильно отличаются в различных культурах. Например, с одной стороны, это подчеркнутая феминность женщин буржуазного класса в Европе XVIII в., подразумевающая физическую слабость, отстраненность от рынка труда и сексуальную холодность и, с другой стороны, физическая сила и сексуальная уверенность женщин сельских районов современной Африки, зачастую являющихся единственными кормильцами своих семей. В свете такого разнообразия очень трудно доказать существование необходимой связи между женским или мужским телом и их специфическими гендерными особенностями мышления и поведения в обществе.

    Феминность и маскулинность понимаются по-разному не только в разных обществах, но и в разные времена. Так, в 1940-1950-е гг. в западной культуре доминировал образ мужчины-кормильца, много работающего, однако совершенно некомпетентного в домашних делах. С тех времен этот образ претерпел значительные изменения, и сегодня уже не является приоритетным. Возникает и укрепляется образ «нового» мужчины, характеризующегося такими чертами, как мягкость и эмоциональность, стремление к сотрудничеству, а не конкуренция, большая вовлеченность в домашние дела, уход за детьми и др.

    Кроме того, в обществе не существует мужчин и женщин как таковых, все они имеют возрастную, этническую и классовую определенность, что влияет на гендерные различия самым непосредственным образом. Например, утонченная дворянская девушка в России XIX в. сосуществовала с физически крепкой и работящей служанкой. Более того, утонченность и слабость первой были просто немыслимы без физической силы и постоянного труда второй.

    Выберите любое общество в любой исторический период (например, Россию XIX в. или США сегодня) и опишите черты феминности, присущие женщинам из разных классов, этносов и культур. То же самое проделайте с мужчинами, т.е. опишите черты маскулинности мужчин, имеющих разные социальные позиции в разных обществах и в разные времена.

    Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий.

    Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с 3. Фрейда, опирается на ведущую роль в половой дифференциации биологических факторов. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. В развитии личности основное внимание уделялось формированию обусловленных полом моделей поведения, связанных с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "Эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек) .

    Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, в психоаналитической теории, опыт личности в семье, определяется различиями во врожденных биологических потребностях. Под влиянием этого опыта у детей формируются полоспецифические черты. Эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола. Согласно представлениям психоанализа -- формирование гендерных составляющих смысловой сферы личности детерминировано, по большей части, биологически и ранними этапами семейного воспитания .

    Традиционный психоанализ исходит из того, что мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны. Для типично мужского поведения характерными являются активность, решительность, агрессивность, соревновательность и направленность на сферу достижений, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям .

    С неофрейдизма основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин. По данным Б. Маккоби и К. Джеклин, высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации. Дети, чье поведение больше соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и феминности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью -беспомощной, пассивной и зависимой .

    Теория социального научения, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии гендерного поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители .

    "Теория половой типизации" основана в рамках бихевиоризма. Основной принцип научения полоролевому поведению, рассматривается как дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания. При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать на пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных исследований показывает, что с момента рождения ребенка родители ведут себя с детьми по-разному в зависимости от их пола. Различия в поведении матери с мальчиком и девочкой установлены уже на первых неделях жизни ребенка. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с мальчиками, но с девочками они чаще разговаривают. Примерно после шестого месяца ситуация в плане физического контакта меняется: с девочками он становится более тесным, чем с мальчиками. Предполагается, что ослабление физического контакта с мальчиками будет способствовать приобретению ими большей самостоятельности .

    Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. В данной ситуации ребенок рассматривается скорее как объект, чем как субъект социализации .

    Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта и не является пассивным продуктом социального упражнения. Положительные и отрицательные подкрепления взрослого и идентификация с ним играют основную формирующую роль в половой социализации ребенка, но наиболее значимой в нем является познавательная информация, получаемая ребенком от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности .

    На начальных этапах гендерного становления сторонниками такой концепции выделяются три процесса: 1 - ребенок узнает, что существуют два пола; 2 - ребенок включает себя в одну из двух категорий; 3 - на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы .

    По мнению Л. Колберга подкрепления и идентификация начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола только после того, когда половая типизация уже произошла. Представители теории когнитивного развития считают, что полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс усвоения гендерной роли. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря способности детей группировать и перерабатьгоать информацию, и осуществляется половая типизация. В данном контексте полоролевая стереотипизация рассматривается как позитивньш процесс, способствующий обретению гендерной идентичности .

    Основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Эта теория внесла существенный вклад в разработку проблемы гендерной идентичности и гендерного сознания .

    Схема Э. Эриксона, описывает развитие мужской идентичности как формирование отношения к миру и женскую идентичность как пробуждение в близости с другим человеком. На пятой ступени данной схемы - в юношеском возрасте -- стоит задача формирования чувства самости, в подтверждении идентичности, которая сохраняет последовательность процесса достижения половой зрелости. Этой стадии предшествуют 4 кризиса, последовательное прохождение которых даёт возможность в юности проявить себя автономным, инициативным субъектом, проявив, таким образом, результат формирования идентичности. Все это относится к мальчику. Для девочки последовательность несколько иная. Её идентичность, по мнению Э. Эриксона, является неопределённой, так как ее задача в привлечении внимания мужчины, под именем которого она будет известна, положением которого она будет определяться. А для мужчины идентичность предшествует близости и репродуктивности .

    Таким образом, психоаналитическая теория акцентирует значение биологических факторов и опыта раннего детства для последующего полоролевого поведения индивида, обращает особое внимание на идентификацию ребенка с родителем своего пола. Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение, делает акцент на типичном для пола поведении. Теория когнитивного развития описывает процесс усвоения половой идентичности с точки зрения ребенка, в ней подчеркивается активный и творческий характер мышления ребенка.

    Вместе с тем отдельные положения переходят из одной теории в другую. Так, многие представители необихевиоризма признают, что когнитивные процессы вклиниваются между стимулом и реакцией, что индивиды способны обобщать специфические случаи. Теория когнитивного развития, определяя решающую роль когнитивных процессов в половой социализации, признает, что при формировании психологического пола имеют место, как подкрепление, так и моделирование, хотя они вторичны по отношению к когнитивным процессам. Одни социальные бихевиористы считают, что подкрепления, поддерживающие гендерное поведение детей, социальны, другие разделяют взгляд психоаналитиков о значении опыта раннего детства и идентификации ребенка с родителем того же пола в формировании полоролевого поведения .

    В 70-е годы сформировалась новая психология пола. Представители этой теории считают, что основное значение в формировании гендерной идентичности имеют социальные ожидания общества.

    Представители зарубежной гендерной психологии Джин Миллер (1976), Кэрролл Гилиган (1982), Нэнси Ходороу (1989) и другие, сосредоточили свое внимание на изучении жизненного опыта женщин. В дополнение к опыту, обусловленному биологическими причинами, существует и культурная уникальность женского опыта как последствия исполнения гендерных ролей .

    Ненси Ходороу (Chodorow N.) в своих исследованиях рассматривала воспроизводство общих универсальных различий внутри каждого поколения, характеризующих особенности мужской и женской индивидуальности, но связывала эти различия не с анатомическими детерминантами, а с особой ответственностью женщин за заботу о ребенке. Поскольку социальная среда для мальчиков и девочек отлична и воспринимается ими по-разному, то гендерные различия возникают и в личностном развитии. Как следствие, в любом обществе женщина самоопределяется в контексте её отношений и связей с другими людьми больше, чем мужчина .

    Н. Ходороу рассматривает гендерную идентичность как ядро формирования личности, которая практически полностью формируется к трём годам, независимо от пола ребёнка (Chodorow N., 1974). Человеком, который заботится о ребёнке первые три года жизни, обычно является женщина, но для мальчиков и девочек внутриличностная динамика формирования гендерной идентичности имеет свои отличия. Для мальчиков отделение от матери является существенным в усвоении маскулинности, и детерминирует обособление и индивидуализацию как элементы связанные с формированием половой идентичности. Для девочек усвоение феминной идентичности не включает процессов обособления. Отсюда, Н. Ходороу делает вывод о зависимости обособления и индивидуализации личности от наличия или отсутствия необходимост разрыва диады «мать -дитя». Таким образом, маскулинность определяется через обособление, а фе-минность - через единение, в следствии этого у мужчин обычно возникают трудности во взаимоотношениях, а у женщин в индивидуализации .

    Дж. Мид и Ж. Пиаже рассматривали игры детей, как первичную основу социального развития. Изучая организацию и структуру игровой активности детей 10 и 11 лет, авторы установили, что мальчики чаще, чем девочки, играют самостоятельно и в больших смешанных по возрасту группах, они чаще выбирают соревновательные игры. Мальчиков увлекает разработка правил и создание справедливых процедур разрешения конфликтов, в отличии от девочек. Мальчишеские игры больше стимулируют проявления независимости, организационных навыков. В контролируемых соревновательных играх, они учатся соперничать, состязаться соблюдая правила. Игры девочек обычно происходят в небольших, более близких группах. Их игры копируют социальные модели человеческих отношений, и более корпоративны. Следовательно, способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого», но в меньшей мере ориентированы на усвоение роли «обобщённого другого», на абстракцию человеческих отношений. Таким образом, к половой зрелости формируются различия внутриличностных ориентации и различия социального опыта .

    Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о том, что биологический пол (то есть хромосомный и гормональный), может лишь помочь определить будущее поведение человека. Определяющую роль несет психологический пол, усвоенный социально, прижизненно, на формирование которого оказывают влияние классовые, этические, расовые, религиозные и другие вариации гендерных ролей и социальных ожиданий. Детерминантами гендерных параметров служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования, которым должно удовлетворять поведение индивида, функционируют как "самоосуществляющиеся пророчества", они столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности не существенна. Иными словами, «ключ к социальному процессу конструирования пола - это текущие социальныеинтеракции, что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль, второстепенна» .

    Возникновению "Новой психологии пола" способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий, это работы Е. Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий, исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших значение эффекта социализации, концепция андрогинии С. Бем, показавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и феминности .

    Б. Маккоби и К. Джеклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались. Немногочисленные различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей, существующее в обществе .

    С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии, внесшей существенные коррективы в представления о маскулинности и феминности. Андрогиния - понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Маскулинность/феминность - нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, а феминность - с пассивно-репродуктивным началом .

    Долгое время маскулинные и феминные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней. Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны. Существенной чертой этой модели является ее иерархичность, альтернативные функции дополняют друг друга "по вертикали", так что женщине отводится подчиненная роль .

    По мере того, как распределение труда по признаку пола в качестве главного принципа организации общества утрачивало свою жесткость, строгий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. Предполагалось, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи при этом непременно грубым и агрессивным, а женская нежность не обязательно пассивна . На этой основе в 30-60-х годах психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности-фемининности (М-Ф) умственных способностей, эмоций, интересов (например, шкала М-Ф опросника MMPI, шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М и Ф, но сами свойства М-Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна, высокая маскулинность, а для женщины - феминность .

    В 1974 г. Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который отличался от всех предшествующих тестов тем, что был построен на представлении о маскулинности и феминности как независимых, ортогональных измерениях личности Ее тест разделял мужчин и женщин на четыре группы. .

    К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами .

    Андрогиния является значимой психологической характеристикой личности, определяющей гибкость и адаптивность поведения, способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогиния может пониматься как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе .

    Гейл Рубин представительница американской феминисткой теории, антрополог, в своей статье "Торговля женщинами" ("Traffic in Women", 1974) вводит термин «гендерная система» или система гендерных отношений. По ее определению, гендерная система - это «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности». Изучение гендерных систем отражает социальную организацию отношений между полами в обществе. Ивонн Хирдман (Y. Hirdman), шведская исследовательница, рассматривает гендерную систему как систему отношений мужчин и женщин, включающую их представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов .

    Гендерная система усваивается личностью и является относительно устойчивой, она воспроизводится механизмами социализации и нормативными системами общества. Для капиталистического общества начала XX века социальная сфера была по большей части сферой мужской активности, женской -- являлась частная сфера. Рьшочные ценности определяли доминанту - мужской сферы, тогда как приватная -- женская, воспринималась как вторичная, обслуживающая. Таким образом, складывалась иерархия ролей гендерной системы, названная в феминистской теории - патриархальной .

    В постиндустриальном обществе гендерная система значительно изменилась, под воздействием гуманизации общества, повышения значимости самореализации личности. Постепенно приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Гендерная система отражает социальные процессы формирования и поддержания представлений о надлежащей и отклоняющейся мужественности и женственности, нормы построения межполовых отношений .

    В теории социальных ролей А. Игли рассмотрена тенденция относить человека к различным группам по гендерному аспекту, которая наблюдается в каждой культуре, основанием для этого является гендерное разделение труда и культурные нормы, составляющие гендерную систему общества. Согласно исследованиям А. Игли (Eagly A., 1987) гендерные стереотипы обусловлены различиями социальных ролей, которые формируют нормативы полоролевого поведения .

    Исследователи Дж. Вильяме (John Williams) и Д. Бест (Deborah Best) обосновали предположение, о возникновении гендерных стереотипов из древних времен от разделения труда (1990). Такое разделение труда, по мнению авторов, продолжает существовать в виде мужских стереотипов действия, и женских стереотипов взаимодействия. Они провели кросс-культурное исследование восприятия мужчинами и женщинами гендерных характеристик. Результаты показали, что мужчины характеризуются как активные, смелые, властные, независимые, агрессивные, доминирующие, грубые и прогрессивные. Женщины -зависимые, кроткие, чувствительные, нежные, слабые, эмоциональные и суеверные. В то же время были и исключения, так в Малайзии прилагательные «напористый» и «шутливый» ассоциируется с женщинами. Кроме того, установлено, что страны значительно различаются по предпочтительности, ассоциируемой с мужскими и женскими стереотипами. В Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы были довольно неблагоприятными, в то время как в Японии, Нигерии, Южной Африке и Малайзии они были скорее благоприятными .

    С целью объяснить полученные различия исследователи проанализировали различные показатели социального развития. Единственным значимым фактором оказалось вероисповедание и зависимость от включенности в традиции поклонения божествам женского пола или наличия женского участия в религиозных церемониях. В целом, результаты указывали на панкультурное сходство гендерных систем, детерминированное издревле сложившейся системой разделения труда, где женщинам отводится домашний труд, а мужчинам работа за пределами дома. Изменение этой системы ведет к гендерному сглаживанию. В странах с более развитой экономикой женщины больше вовлечены во внешнюю социальную сферу .

    В исследовании С. Оскамп (Oskamp , 1991) прослежены тенденции в ген-дерно-ролевых установках, на протяжении пятидесяти лет с 1937 по 1987 гг. За эти годы автор проследил динамику гендерных стереотипов в отношении участия женщин в управленческой деятельности и в государственной власти, в пользу более позитивного отношения. Таким образом, тенденция гендерного сглаживания прослеживается в самых разных сферах жизни социума, эти изменения наблюдаются и на уровне стереотипов, и в осознании, на уровне смысловой сферы личности .

    Рассмотренные выше направления являются наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола).

    Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

    В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

    Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

    Смысл понятия «гендерный стереотип»

    Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

    В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

    Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

    Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

    Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

    Различие между полом и гендером

    Источники:

    • Основные механизмы гендерной политики

    Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

    Инструкция

    Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

    Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

    Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

    Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

    Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

    Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

    Видео по теме



    Похожие статьи