• Научно - исследовательская работа "социальные сети в жизни современного подростка и молодежи". Образ жизни подростка в России

    13.04.2019

    на современных подростков»

    Введение

    3.1. Результаты анкетирования

    3.2. Анализ результатов анкетирования учеников МАОУ СОШ№8.

    Заключение

    Приложения

    Введение 3

    Введение.

    Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Влияние социальных сетей на человека все больше и больше заботит ученых. Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Общение, поиск информации и друзей по интересам, обмен новостями, возможность слушать музыку, смотреть видео и фотографии, все это, кажется, было всегда и сложно себе представить, что когда-то люди жили без профиля в социальной сети.

    Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу. Сначала дети осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Регистрация, как правило, бесплатная, либо легко может быть оплачена через СМС с мобильного телефона, поэтому, нередко помощь старших для этого судьбоносного действия не требуется. Получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, ребёнок получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.

    Актуальность темы заключается в том, что она поднимает серьёзную проблему: современное подрастающее поколение проводит больше времени в социальных сетях. Для подростков социальная сеть стала инструментом самовыражения. Общение ограничивается определенным кругом людей. Для психики подростка чрезмерное увлечение может плохо сказаться на его развитии. Подросток перестает общаться с ровесниками и замыкается в себе. При наличии у подростка проблем в общении, комплекс развивается с большей силой. И как следствие этого возникают трудности в адаптации к реальной жизни.

    Задачи:

    2. Подобрать и проанализировать научную литературу и Интернет-ресурсы по данной теме.

    3. Провести анкетирование учеников разной возрастной категории.

    4. Выявить позитивное и негативное влияние социальных сетей на современных подростков.

    Объект исследования: особенности использования социальных сетей современными подростками и молодёжь.

    В ходе исследования предполагается проверить следующую гипотезу:

    современные подростки и молодёжь много времени тратят на социальные сети, предпочитая их учёбе, прогулкам на улице, общению с друзьями, занятиям в секциях и так далее.

    В ходе исследования использовали методы : изучение литературы по данному вопросу, сбор информации, анкетирование.

    Теоретическую основу работы составили материалы Интернета. Для получения объективной картины по вопросу исследования мы провели анкетирование среди учащихся разной возрастной категории МАОУ СОШ № 8.

    Новизна работы состоит в том, что исследование по теме на данной территории не проводилось.

    Сам термин «социальная сеть» появился задолго до Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых отношений («партнерские сети», «сеть знакомств» и т.п.).

    Поддержание и создание различных социальных связей в Интернете началось вместе с рождением самой Сети – электронная почта, телеконференции, возможности для интерактивного общения, различные чаты. Первоначально задачей всех этих коммуникационных инструментов было не столько общение, сколько решение деловых вопросов и рабочих задач. Но социально-развлекательная функция Интернета быстро вышла на одну из первых ролей.

    Можно говорить о том, что социальные сети в Интернете возникли уже в 80-х годах ХХ века. Несмотря на то, что первые социальные сети были несколько далеки от сегодняшнего понимания, главные принципы были те же. Первая сеть, объединившая пользователей большей части мира – это, конечно же, FidoNet, сеть для системы BBS, благодаря которой появилась возможность передавать текстовые сообщения и прочие файлы из единого места хранения на различные сайты не зависимо от их местоположения. Данная сеть существовала исключительно благодаря работе самих ее участников.

    В 1994 году была запущена сеть Geocities – прообраз современных социальных сетей. Пользователи данной сети могли создавать собственные сайты по шести категориям-городам.

    В принципе, можно сказать, что зарождение социальных сетей началось практически с рождения самого интернета в далеком 1969 году. На протяжении всей эволюции социальных сетей можно выделить два основных направления развития: сугубо профессиональные сообщества и неспециализированные сети. Производными от профессиональных сообществ являются сети, объединяющие людей одними интересами или хобби. Итак, разные исследователи предлагают считать самым первым социально-сетевым ресурсом сеть Classmates.com, созданную Рэнди Конрадсом в 1995 году. Classmates переводится, как одноклассники. Сайт предоставлял пользователям возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками, сослуживцами, друзьями. Сеть действует по сей день и насчитывает больше 50 млн. пользователей в США и Канаде. Кроме того, её услуги доступны жителям Швеции, Германии, Австрии и Франции. Но довольно долгое время этот социальный портал не поддерживал функции создания личных профилей и добавления друзей. То есть, пользователя могли соединить только с его учебным заведением и предоставить ему список обучавшихся в этом заведении. Именно поэтому некоторые исследователи считают первой полноценной социальной сетью не Classmates, а проект SixDegrees.com, запущенный в 1997 году 1 . В то время многие веб-сервисы (например, сайты знакомств ) предлагали такие функции, как создание личной страницы или списка друзей, но по отдельности. SixDegrees.com стал первым социально-сетевым сервисом, который объединил эти функции, а со временем (в 1998 году) добавил новую, такую как поиск по страницам друзей. Этот проект был наиболее приближен к современным социальным сетям. Однако, в 2001 году портал SixDegrees.com прекратил свое существование. Основатель сети Эндрю Вейнрейх объяснил это тем, что сервис просто опередил свое время. В 2000 году доступ к интернету имели меньше половины жителей США. Иначе говоря, у зарегистрированных пользователей не было достаточного количества друзей и знакомых с доступом к интернету, чтобы общение на этом сайте было хотя бы интересным.

    Далее с 1997 года по 2001 год формируется первая волна социальных сетей. В 1999 году американским студентом-программистом был открыт сервис Livejournal.com. Там можно было создать довольно детальный профиль. Вскоре сервис предоставил возможность добавлять контакты (друзей). Livejournal стал первым массовым хостингом блогов (электронных дневников) и первым западным социальным сервисом, ставшим популярным в России. По количеству российские пользователи стоят на втором месте после американских. Кстати, в 2007 году российская компания SUP полностью выкупила сервис у компании SixApart.

    В 2000 году появился шведский LunarStorm, в 2001 году – корейский Cyworld.

    Вторая волна появления социальных сетей пришлась на 2001-2004 годы. Для социальных сервисов, появившихся в этом промежутке времени характерно разделение по нишам, одной из которых стал бизнес. Первым веб-ресурсом, ориентированным на инициирование и поддержание деловых контактов, стал в 2001 году Ryze.com. Этот проект дал толчок к формированию таких известных веб-сервисов, как LinkedIn и Friendster. LinkedIn стал мощным сетевым ресурсом в этом направлении. Friendster переоценил свои возможности и попросту не вынес наплыва посетителей. Постоянные технические трудности на сервисе привели к тому, что часть пользователей ушли на другие сайты, в частности на MySpace. В 2003 году была создана сеть MySpace, основными пользователями которой стали рок-коллективы. Для независимых музыкантов портал стал своеобразной площадкой для самопрезентации. Кроме того, у поклонников рок-музыки появилась возможность общаться со своими кумирами и даже добавлять их в друзья. На сегодняшний день MySpace вторая по величине социальная сеть после Facebook. С 2004 года всевозможные Интернет - сообщества из самых различных ниш стали использовать на своих сервисах инструменты социальных сетей. В России к ним относятся MoiKrug.ru, Professionali.ru. На общих интересах основываются такие сети, как Dogster.ru – для владельцев собак, Couchsurfing.com – для путешественников, Care2.com – для активистов и волонтеров, MyChurch.com – для христиан.

    Кроме социальных сетей, которые большинством пользователей используются для налаживания личных и деловых контактов, а также для поиска реальных оффлайн-знакомых, существует еще несколько типов схожих ресурсов социальной направленности, которые работают в формате Web 2.0:

    - Социальные каталоги – сайты, позволяющие пользоваться базами данных научных статей и цитат. Позволяют «делиться» своими находками с другими пользователями и ориентированы главным образом на использование в образовательной и академической сфере. В качестве примера можно привести каталоги CiteULike, Connotea, Academic Search Premier, Academic University и др .

    - Социальные закладки – сайты, с помощью которых можно составить список закладок или популярных ресурсов, и предоставить его в распоряжение других пользователей, объединяя, таким образом, пользователей со схожими интересами. Примером социальных закладок может служить ресурс Delicious .

    - Социальные библиотеки специальные приложения, которые позволяют пользователям предоставлять ссылки ни личные библиотеки, коллекции аудио- или видеозаписей и т.д. В библиотеках существует возможность оставлять рекомендации, оценивать ссылки и некоторые другие. Примером такой социальной библиотеки может служить discogs.com.

    - Социальные сети веб-мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые используются для распространения полезных материалов и ссылок. Предусматривают возможность оставлять голоса на наиболее интересные посты, оценивать полезные анонсы и т.д.

    Игровые социальные сети – игры, имитирующие различные миры, предназначенные для большого количества пользователей. Имеют все классические характеристики онлайн-игр (подсчет очков, прохождение уровней и т.д.), при этом позволяют общаться реальным игрокам. Одна из наиболее популярных многопользовательских игр – это Word of Warcraft .

    - Многоязычные сети – сервисы для общения людей, говорящих на различных языках. Для общения используются различные программы, которые позволяют переводить слова, предложения и фразы в режиме реального времени.

    Гендерные и возрастные сети – ресурсы, созданные для общения пользователей определенного возраста или пола. Например, детские социальные сети, сети для девушек и т.д.

    Вконтакте http :// vkontakte . ru

    Социальная сеть , наиболее популяреная в России и странах ближнего зарубежья. Основан Павлом Дуровым в 2006 году. По данным SimilarWeb , ВКонтакте является первым по популярности сайтом в России и на Украине , 6-м - в мире. По данным Alexa Internet , второй по популярности сайт в России и на Украине , третий - в Белоруссии , 24-й - в мире. Одна из возможностей ресурса - смотреть видео и слушать музыку онлайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.

    Одноклассники http :// odnoklassniki . ru

    Менее популярная социальная сеть. В "Одноклассниках" зарегистрированы люди, окончившие школу или университет. Это социальная сеть – возможность для них пообщаться со своими бывшими одноклассниками или однокурсниками, с которыми, возможно, они долго не виделись. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб - разработчик Альберт Попков.

    Мой мир http :// my . mail . ru

    Проект Mail . ru . При регистрации почты на этом сайте вам сразу предлагается создать свою страничку в "Моем мире". В основном посещают школьники.

    " FaceBook " http :// facebook . com

    Крупнейшая в мире социальная сеть, сервис которой доступен на 40 языках. Год основания - 2004. На июль 2013 года аудитория Facebook составила 1,2 миллиарда пользователей - это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 миллиарда «лайков» и комментариев и публикуют 300 миллионов фотографий.

    Twitter " http :// twitter . ru

    Запущена в феврале 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Благодаря Facebook Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты. Система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Созданный Джеком Дорси в 2006 году, Твиттер вскоре завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2014 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются Твиттером ежедневно. 55 % пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом. Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.

    Таким образом, оформление социальных сетей началось вместе с появлением Интернета. В современном обществе они представлены достаточно широким спектром, охватывают огромное количество людей разных национальностей. Современные социальные сети предоставляют значительное количество услуг, начиная от элементарных SMS сообщений и заканчивая поиском информации, видео-звонками и т.д. Пользуясь социальными сетями, люди увлекаются жизнью в виртуальном мире, посвящая этому значительную часть свободного времени. Хорошо это или нет? Попытаемся разобраться.

    До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или опекунов, но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития их ребенка. Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя формально и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической, экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.

    Поэтому смело можно сделать вывод, что социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование подрастающего поколения. Например, речи. Конечно, выучить и узнать значения нехороших слов дети могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.

    Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. 2 Проблемы социализации, неумение устанавливать межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка.

    Подростки слишком много время тратят на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Дети заводят свою страничку на просторах Интернета в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная. Такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «Как проснуться в хорошем настроении?», «Как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в социальных сетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном – обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».

    Ещё одна удручающая тенденция заключается в том, что современный подросток вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами – все это негативно отражается на реальном общении. 3

    Небольшая часть подростков тратят деньги в соц. сетях на игры, платные услуги и т.п. В среднем реальные деньги в играх в российских социальных сетях платит около 10% активных игроков.

    Активные подростки социальных сетей в реальности имеют заниженную самооценку. У подростков и молодежи, которые тратят много времени на общение в социальных сетях, просто физически не хватает времени на общение с реальными друзьями, учебу и хобби. Портятся отношения с родителями и учителями, а, следовательно, успехи в учебе и личной жизни оставляют желать лучшего. Итог – заниженная самооценка, исправить ситуацию достаточно просто, нужно просто больше времени посвящать реальным друзьям, учебе и увлечениям, не связанным с Интернетом и социальными сетями.

    Кроме того, подросток словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире. Так, в сети Интернет любой подросток, может выдавать себя за героя, уверенного в себе человека, а в действительности являться закомплексованным ребёнком. Имея такой образ в социальных сетях, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни, переживать процесс социализации в современной обществе. Словом, влияние социальных сетей на человека сегодня становится все более явным. Главное – не тратить понапрасну своё время, а использовать возможности, предоставленные нам Интернетом, в благих целях.

    Многие ребята ищут себе друзей из других городов, так как им не интересно общаться со своими сверстниками, и они находят себя друга или подругу для общения в социальной сети. Про таких ребят можно сказать, что они одиноки и для них реальная жизни - это ничто, по сравнению с виртуальной. Найдя себе друга, они начинают общаться и делиться своими переживаниями, проблемами, неудачами. Это очень безопасно, дабы твой виртуальный друг не пойдет и не расскажет своим друзьям о том, что у тебя на душе. Поэтому большинство подростков предпочитают виртуальных друзей.

    Большинство ребят заходят в социальные сети лишь для того чтобы послушать интересующую их музыку, фильм или видео. В группах по интересам подростки могут образовать группы, и в них обсуждать наиболее важные для них вопросы, обмениваться опытом, делиться жизненными переживаниями. Функция прямого самовыражения в социальных сетях, которая может воплощаться в заметках о себе (статусах), комментариях и выкладывании фото, школьниками почти не используется. Новой формой сообщения своего мнения стало использование «лайка» – отметки «нравится», она часто используется вместо прямых комментариев. Косвенно выразить свое мнение позволяет и функция репоста. Подростки, просматривая информацию, отбирают наиболее интересную, с их точки зрения, и делятся ею с друзьями.

    Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги в машину. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы – на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео. Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе. Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом – мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории России XVII-XVIII вв. или основы развития менеджмента в странах запад. Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками. Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно – мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться – главное не упустить эту возможности. 4

    3.1. Результаты анкетирования

    Мы провели опрос среди учащихся МАОУ СОШ № 8, в котором участвовало 177 человек. Респондентам было предложено ответить на вопросы о пользе и вреде социальных сетей:

    1. Возраст участника анкеты?

    3. Что Вас подтолкнуло зарегистрироваться в социальных сетях?

    2) Любопытство

    3) Желание завести новых друзей

    4) Куда все,туда и я!

    1) ежедневно

    2 один раз в сутки

    3 два раза и более

    4 очень редко

    1 положительно

    2 отрицательно

    3 ни как не влияют

    7) Согласны ли вы, что существую зависимость от социальных сетей?

    3 ни когда об этом не задумывался

    8) Если сутки определить, как 100%, сколько времени вы проводите в социальных сетях? Ответ выразите в процентных показателях.

    9) Готовы ли вы сегодня отказать от пользования интернет - ресурсами и социальными сетями?

    4 только на время

    10) Будете ли Вы пользоваться социальными сетями, если они станут платными?

    1Да, не зависимо от цены

    2Да, если цена будет умеренной

    3Нет, не собираюсь тратить деньги на всякую ерунду

    4Затрудняюсь ответить

    Приложения.

    Признаки Интернет-зависимости.

    1. Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать, вас всё равно тянет включить свой персональный компьютер и проверить это. А возможно вы вообще постоянно находитесь онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.

    2. Вы слишком много времени проводите у экрана своего монитора, и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещаете себе, что пробудете там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживаете, что прошло полдня. Вас тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.

    3. Всё общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, вы уже забыли, когда видели их в последний раз.

    4. Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, вас затягивает этот процесс, вам важно пройти больше уровней и повысить рейтинг.

    5. Вы испытываете жуткое раздражение, если по какой-либо причине не можете попасть на свою страничку в социальной сети. Вы становитесь будто оторванным от внешнего мира.

    В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

      ограничение времени пребывания в сети;

      поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);

      оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);

      увеличение времени пребывания в компании друзей

    Список литературы

    1.Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный.

    2.Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167c.

    3.Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.

    4.Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для WindiwsSockets. - Диалог - МИФИ, 2010. - 283 c.

    5.Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной сетью. Социально- психологическое исследование «Представлений детей и взрослых об интернете». М.: МГУ. 2011. - С. 36-43.

    6.Солдатова Г.В. Российские школьники: проблемы и риски Интернет-социализации//Школьная библиотека - № 4-5, - 2012. - С. 71.

    7.Шапранов П. Интернет мешает социализации подростков// [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ctrlc.ru/

    8.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 54-58.

    9.Асманова л.р. Международный журнал экспериментального образования . Выпуск № 6-1 / 2014.,грнти: 15-психология

    10.Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации. СПб., 2003

    11. http://fraui.ru/podrostkovyiy-period/sotsialnyie-seti-i-podrostok/

    12.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E5%F2%FC

    13. http://www.ckofr.com/pedagogika/320?start=3

    14. http://www.medmoon.ru/news/na_podrostkov_vlijajut_druzja.html

    15. http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b2ac68a4c43a89521306d36_0.html

    1 http://www.medmoon.ru/news/na_podrostkov_vlijajut_druzja.html

    2 Солдатов Г., Зотова Е., Чекалкина А. Гостимская А. Пойманный одной сетью. Социально - психологическое исследование «Представление детей и взрослых об Интернете» М: МГУ – 2011 С. – 43.

    3 Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 58.

    4 Солдатова Г.В. Российские школьники: проблемы и риски социализации подростков// Школьная библиотека. - 2012. - № 4. – С. 71.

    Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

    Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

    1. Кибербуллинг (интернет-травля).

    2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).

    4. Кибермошенничество.

    5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.

    6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.

    7. Просмотр сайтов для взрослых.

    Каждое поколение более или менее отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность.

    Интернет - это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культурные практики.


    Президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко, в одном из интервью сказал: "Дети в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества."

    По данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло до 95%. При этом 32% детей сидят в сети каждый день по 8 часов, хотя ещё три года назад их было всего 14%. На наших глазах формируется новое «цифровое» поколение, которое неизбежно сталкивается с рисками при пользовании Всемирной паутиной.


    Один из «Больших проектов» в доменной зоне.ДЕТИ - это проект Спутник.Дети, в котором отобрано более 5000 сайтов: с мультфильмами, играми, книжками, песнями и многим другим. Каждый ресурс проходит проверку асессорами поисковика и системой безопасности.

    Google предлагает родителям 10 правил безопасности детей в интернете. Первое правило - поговорите с ребенком о безопасности в Интернете.Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.

    Использование Интернета подростками

    Интересная статья опубликована 09.03.2017 на сайте The Village, с рассказами пяти российских подростков 11 - 16 лет, о том как они используют и какое значение имеет для них Интернет, какие у них любимые сайты и социальные сети, их мнение о безопасности в Сети и о родительском контроле.

    Во многом отношение этих подростков к интернету отражает результаты приведенного ниже исследования. За исключением их общего мнения: в интернете есть «минусы» и опасности.


    В 2013 году было проведено первое (и пока единственное) общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста. Исследование проводилось Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

    В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12–17 лет. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% их них, в выходные - 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей.

    Большинство подростков используют интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности - поиск информации для учебы.

    Как оказалось, почти треть опрошенных детей считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета.

    Главный вывод исследования - уровень цифровой компетентности как родителей, так и самих подростков составляет в России примерно треть от максимально возможного (31% у родителей и 34% у подростков).

    В январе 2019 ВЦИОМ провел опрос взрослых и подростков (14–17 лет) по вопросам, касающимся влияния социальных сетей на их поведение.

    Показательно, что опрошенные всех возрастов отмечают, что интерес подростков к «плохим» группам в соцсетях сформирован не самими сетями, а реальными проблемами школьников : 49% подростков считают, что такой интерес вызван реальными психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками и 29% – отсутствием родительского контроля.


    По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2015 года, только 10% детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Вопрос задавался респондентам, у которых есть проживающие с ними дети старше 6 лет.

    Влияние Интернета на подростков

    Психологи Центра социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток" считают, что одна из основных проблем - это развитие компьютерной зависимости.

    Британские психологи считают зависимость подростков от Facebook, Twitter и компьютерных игр положительным явлением. По их мнению, снижение употребление подростками в странах Европы и США алкоголя и наркотиков связано с ростом популярности у молодежи социальных сетей, компьютерных игр и распространением социальных медиа.

    Российские подростки, как и их западные ровесники, проводят в интернете значительную часть своего свободного времени. Однако на уровне употребления наркотиков это не сказывается.

    Подростковая интернет-зависимость и жестокость

    Интернет-зависимость - это чума XXI века. К сожалению, дети не способны справиться с этим сами. Родителям нужно не конфликтовать с детьми, не отказываться от них, а принимать их такими, какие они есть. Потому что доля участия родителей в том, что их ребенок стал таким, точно имеется. Здесь важно признать свои ошибки, но это сложнее всего - родители же всегда считают себя правыми.

    В интернете у подростков появляется возможность быть неким бесполым существом, которое всех и вся убивает, чувствуя себя сильным и крутым. Если это впитается ребенком полностью, то из него просто-напросто вырастет преступник. В какой-то момент он подумает, что в реальной жизни тоже все дозволено. Один из таких ребят-игроманов на вопрос: «О чем ты тогда думал?» - ответил: «У меня было два желания - либо кого-то убить, либо чтобы меня убили».

    Парадокс технологической грамотности детей

    Сегодняшние дети, вероятно, являются великолепными потребителями технологии, но они редко бывают технически грамотными, считает глава BT Group (British Telecommunications plc), Гевин Паттерсон.

    Может быть они выглядят как опытные цифровые аборигены, но их знания ограничиваются глубиной экрана. Они являются пассивными пользователями, а не активными создателями. И большинство из них, в действительности, мало интересует, как технология, от которой они зависят, на самом деле функционирует. Я это считаю парадоксом технологической грамотности.

    Российские школьники: приватность и безопасность в Сети

    С таким докладом выступила Галина Владимировна Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на прошедшей 10.11.2015 в Москве, 6-й Международной конференции «Защита персональных данных».

    76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.

    Практически каждый второй подросток не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей в социальных сетях. При этом всё ещё остаются дети, готовые сообщить свой пароль незнакомым людям.

    Больше трети подростков по-прежнему готовы сообщить незнакомому человеку в сети информацию личного характера: имя и фамилию, точный возраст, а также отправить фотографию. Шестая часть детей поделится номером мобильного телефона, почти столько же сообщит номер школы.

    Влияние компьютера и интернета на школьную успеваемость

    Авторы исследования, проводившегося в школах Северной Ирландии, не установили прямой связи между временем, которое тратится детьми на социальные сети, и их оценками. Видеоигры же, напротив, могут ухудшить результаты выпускных экзаменов в средней школе.

    Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), масштабные инвестиции в школьные информтехнологии "не привели к заметным улучшениям" результатов теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся по чтению, математике и естественным наукам.

    Как заявил по этому поводу директор образовательных программ ОЭСР Андреас Шляйхер, компьютеризация и внедрение интернета в школах "породили слишком много несбыточных надежд".

    Google-эффект или как Интернет меняет наш мозг

    Сегодня почти любую информацию можно найти с помощью поисковых систем. Вполне возможно, считают психологи Гарвардского университета Дэниел Вегнер и Адриан Уорд, что Интернет заменяет не только других людей, хранящих информацию, но и наши собственные познавательные процессы. Интернет может не только избавить нас от необходимости обмениваться информацией "вживую", но еще и ослабить наше желание запоминать важную информацию. Психологи называют это Google-эффектом.

    «До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», - отмечает французский ученый Жан-Франсуа Руэ, который занимается оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации.

    Проблема безопасности детей в Интернете в других странах

    Европейцев больше всего тревожит кибербуллинг (травля) в социальных сетях и ее последствия, когда из-за глумления со стороны сверстников подросток может впасть в депрессию или задуматься о суициде.

    "Фейсбук" на своей

    Образ жизни современных российских подростков - это всегда отдельная тема для обсуждения. Направления развития нынешнего мира трудно предугадать. В связи с этим также трудно предугадать направления и цели современного молодого поколения. Влияние глобализации, информационных технологий и другие факторы делают из молодых россиян «бесформенную массу», которая не знает, чего она хочет от жизни, при этом только лишь потребляя блага цивилизации (телевидение, Интернет), но ничего при этом, не отдавая взамен. Образ жизни современных российских подростков, в целом, схож с развитием современного информационного мира.

    Чем занимаются современные российские подростки?

    Подростки в России сейчас имеют большое количество пагубных привычек. Самая страшная из них…внимание…ни сигареты, ни алкоголь, и даже не наркотики, а социальные сети. Интернет правит современной молодёжью. Миллионы подростков сейчас сидят за своими компьютерами и, не понимая, зачем они это делают, продолжают сидеть и тупеть. Тупеть от статусов, «прикольных» граффити на стенах.

    И мало, ведь, кто осознает из подростков, что что-то делая или отправляя статус в ленту новостей, они самостоятельно работают на контору создателей сайта. Говоря профессиональным языком, люди самостоятельно создают контент для людей (своих друзей). Это тоже самое, если бы вы сами писали статьи на этот сайт. Но вы же этого не делаете. Это ведь так тяжело, что-то написать для кого-то. Однако, при этом все повально по вечерам пишут себе новенький статус, лишь только кто-то лайкнул (поставил сердечко).

    Кстати, по поводу проблемы пагубного влияния социальных сетей на молодёжь, мы получили от нашего читателя Buj32 письмо с таким содержанием (приводится с разрешения автора):

    «Дожили. Чем больше сердечек, тем я круче, популярнее. Чего уж, давайте, как в 90-е вкладыши копить и хвастаться, что у меня на 100 штук больше. Больше-меньше…Лицемерство. Социальная сеть - это одна сплошная цепь лицемерия и лжи.
    — Привет, как дела?
    — Привет, всё супер!
    Какой может быть «супер», если человек тратить свою молодость - самый счастливый период в своей жизни на общение с другом из соседнего подъезда посредством компьютера. И ладно бы только общение. Надо же статус обязательно поменять, а то уже 2 часа не менялся. Блин, ребята, шли бы вы лучше поиграли, сходили бы в поход, тем более, сейчас лето».

    C вышеприведённым отрывком из письма трудно не согласиться. Социальные сети перетягивают на себя слишком большое внимание .

    Проблемы современных российских подростков.

    Как было уже написано выше, большая часть современной молодёжи представляет собой «бесформенную массу», которой очень легко управлять, т.к. она легко поддаётся дрессировке. Те же владельцы социальных сетей этим фактом прекрасно пользуются.

    Однако что же является действительно причиной многих проблем молодёжи? Не только же Интернет, правильно? По нашему мнению, главной причиной такой «расхлябанности» в молодёжной среде является огромное число возможностей, которые даёт ХХI век. Хочешь быть адвокатом - пожалуйста, врачом - без проблем, у тебя есть склонности к предпринимательству - пожалуйста, получай статус ИП (индивидуального предпринимателя) и вперёд, так сказать, предпринимай

    От огромного количества возможностей просто голова идёт кругом. Причём, сегодня не обязательно быть человеком со связями, чтобы протолкнуться на вершину общества. Наоборот, многие сейчас поднялись «из грязи в князи», не имея за спиной высокопоставленных родственников.

    Однако почему же современные российские подростки , как мы говорим, в большинстве своём - это «бесформенная масса»? Всё дело в том, что огромное количество возможностей как раз-таки и делает из людей пассивных граждан, которые ничего не хотят добиться в жизни, а хотят лишь только потреблять блага цивилизации. А всё от того, что в подростковые годы мало кто задумывается о том, кем он хочет стать лет через 10. Соответственно, нет цели в жизни, вот все и топчутся «у своего огорода», а, точнее, в своём родном городе. И ведь никто вам не поможет сделать правильный выбор из этого обилия возможностей: ни родителя, ни учителя, не знакомые.

    Всё решаете только вы. А решать, планировать свою будущую жизнь из подростков умеют лишь немногие. Вот мы и имеем «бесформенную массу» — как самую главную проблему современных российских подростков .

    Что же делать?

    Если вы представитель молодёжи (а этот сайт, в принципе, и рассчитан для молодых людей, поэтому, скорее всего вы он и есть), и вы чувствуете, что не вы управляете своей жизнью, а она управляет вами, что вы, скорее всего, принадлежите к той самой «бесформенной массе», тогда мы вам предлагаем пути выхода из этого «болота».

    Итак, вашим первым шагом будет постановка цели. Это не так трудно, как многим кажется. Просто честно спросите себя - «Чего я хочу от этой жизни?», а лучше «Что я действительно хорошо умею делать?» Второй вопрос более правильный, т.к. в нём вы делаете акцент на своих способностях. Согласитесь, проще добиться успеха в жизни, имея спортивные навыки в спорте, чем имея спортивные навыки в металлургии, к примеру.

    Однако постановка любой цели является пустой тратой времени, если вы не будете делать движения, чтобы выбраться «из болота». Проще всего осуществлять задуманное, имея план. Запомните, план это основа любых действий. План - это последовательность шагов, которые вы будете делать, чтобы достичь цели. Короче говоря, набросайте себе хотя бы примерный план действий.

    Например, ваша цель - стать бизнесменом. Делаем план. Перво-наперво, вам нужно поступить в ВУЗ. Чтобы поступить в ВУЗ, нужно хорошо учиться в школе (или ходить к репетитору перед экзаменами). После поступления вам нужно также продолжать хорошо учиться, много читать, много выступать с научными докладами, принимать участие в бизнес-играх, короче проявлять активную жизненную позицию. Затем вы пойдёте работать, чтобы получить первоначальный капитал для открытия своего дела. Проработав пару лет, вы накопите необходимую сумму денег для начала своего бизнеса.

    Через 2-3 года, после начала предпринимательской деятельности вы встанете на ноги. Ура, вы стали успешным бизнесменом! Поздравляем вас!

    Итак, наш план выглядит следующим образом:

    План «Хочу быть успешным бизнесменом»

    1 . Хорошая учёба в школе.

    2 . Хорошая учёба в университете:

    ) чтение книг;

    ) участи е в бизнес-играх, конкурсах.

    3 . Устройство на работу, чтобы заработать первоначальный капитал.

    4 . Открытие бизнеса (напряжённая работа в течение 2-х лет).

    5 . Достижение цели: вы - успешный бизнесмен!

    Это самое общее представление плана. На самом деле каждый этап плана должен быть расписан более подробно.

    Тяжело, скажите вы? А как вы хотели, «болото», ведь тоже сильно засасывает. Если вы будете действительно преданы своей цели, тогда осуществить задуманное вам предстоит чуть ли не в 2 раза быстрее. Живите своей целью, работайте в поте лица для её достижения, и тогда вы станете успешным человеком. Кстати, не стоит неукоснительно придерживаться плана. Обстоятельства меняются очень быстро, поэтому всегда старайтесь адаптировать собственный план к нынешним реалиям. Однако всегда ориентируйтесь на поставленную вами цель. Если вы видите свет в конце туннеля, значит, вы обязательно выберетесь из «болота бесформенной массы» и станете счастливым человеком.

    Вывод : Образ жизни современных российский подростков подвержен манипуляции со стороны окружающего мира. Сейчас большинство молодых людей «сидят на крючке» у владельцев социальных сетей. Поэтому, большинство молодёжи - это «бесформенная масса», «болото».

    Если вы хотите выбраться из этого «болота», вам предстоит в самом начале вашего жизненного пути поставить перед собой цель. Затем нужно прописать (именно прописать на бумаге, а не в уме), план, т.е. порядок действий для достижения поставленной цели. План должен быть гибким, ибо обстоятельства внешнего окружения меняются с огромной скоростью. Однако, как бы вы не меняли план, он всегда должен оставаться инструментом для достижения вашей цели.

    Меняйте ваш образ жизни , если вы чувствуете, что сегодня вы не находите там, где бы хотели находиться в данную минуту. Если вы это сделаете, тогда вы выберитесь из «болота» и будете успешным человеком.

    Удачного вам летнего отдыха, с уважением, команда сайта сайт

    Образ жизни российского подростка - это тема, которая никогда не может быть закрыта. В настоящее время мир развивается так стремительно, что трудно предугадать от чего будет в скором времени зависеть поведение этой группы населения. Одно можно сказать наверняка, подростка в России подвергается воздействию некоторых факторов, которые не всегда являются положительными. Развитие информационного мира с одной стороны возможностей, а с другой вызвало возникновение такой глобальной проблемы, как социальные сети.

    Интернет сейчас - это среда, в которой можно не только работать, узнавать что-то новое, общаться, продавать, покупать, но и просто жить. Жизнь уже давно превратилась в многочасовое, практически беспрерывное сидение у монитора компьютера. А в Россию это явление пришло относительно недавно, но уже сейчас миллионы детей живут виртуальной жизнью, отказываясь от простых и понятных реальных занятий.

    Образ жизни подростка в настоящий момент уже не предполагает интересных и увлекательных занятий, типа игры в футбол во дворе, похода на речку или пляж, поездки в путешествие, чтения книг, занятий музыкой, танцами, походов в библиотеку, на концерт, в парк аттракционов и так далее. Зачем себя утруждать какими-либо усилиями, если даже в теннис можно теперь играть онлайн, а все фильмы или концерты реально посмотреть на Youtube? Виртуальное общение, дружба, любовь, видео книги, музыка vkontakte и прочие прелести современной действительности приводят к тому, что молодое поколение деградирует и превращается в лентяев, тунеядцев и пассивных, аморфных людей.

    Кроме того, когда речь идет о таком важном вопросе, как образ жизни подростка в России, нельзя не затронуть тему плачевного состояния здоровья совсем еще молодых людей. Практически все они очень поверхностно и невнимательно относятся к своему здоровью, поведению, привычкам и питанию. Считается, что ответственность за все это несут родители, производители продуктов питания, медицинские работники и так далее. Безусловно, окружающая среда и психологическая атмосфера имеют большое значение для развития молодого здорового организма, но немаловажно еще и самим заботиться о режиме, питании и прочем.

    В настоящее время среди школьников появилось огромное количество детей, которые освобождены от уроков физкультуры. Раньше такого не было, поэтому подростка приобретает большое значение. Курение, как это ни банально звучит, крайне вредит молодому, растущему организму. Но профилактические беседы, а также наставления родителей и лекции врачей почему-то не приводят ни к каким результатам. Видимо начинать просветительскую работу в данном направлении нужно уже с раннего детства. Но если курить ему или нет подросток все-таки решает сам, то проблему пассивного курения сейчас обсуждают повсеместно. Получается, что выбора просто нет, ведь куда ни приди, во всех кафе или ресторанах, а также прочих общественных местах можно стать жертвой травли табачным дымом. Алкоголь и наркотики даже не стоит обсуждать, их разрушительное действие на организм известно всем.

    Для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя от всевозможных заболеваний в юном возрасте, нужно следовать двум правилам. Первое - делать утреннюю гимнастику, записаться на фитнесс или в тренажерный зал - выбирать каждый волен сам. Второе - тщательно следить за рационом. Иногда, то, что мы едим способно в буквальном смысле убивать. Поэтому правильно питание играет большую роль в процессе формирования здорового образа жизни подростка. Никто не вернет вам утраченную молодость и здоровье, поэтому вы сами в ответе за то, какая старость вас ожидает.



    Похожие статьи