• Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память

    19.04.2019

    Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести - то, что сохранил.

    Запоминание. Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания - точно, быстро и много запомнить. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Произвольное запоминание включается, когда перед стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.

    То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнес молодоженам, другие -что ели и пили, третьи - под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой четкой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.

    Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (был впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения.

    Если мы не смогли что-то допить, доесть, получить желаемое, при этом были близки к цели, то это запоминается основательно и надолго, а успешно завершенное забывается быстро и легко. Причина в том, что незавершенное действие - источник сильных отрицательных , которые по силе воздействия гораздо мощнее положительных.

    Многие ученые занимались изучением приемов запоминания. В частности, немецкий психолог Г. Эббингауз сформулировал ряд закономерностей запоминания. Он считал, что повторение (опосредованное или прямое) - единственная относительная гарантия надежности запоминания. Причем результат запоминания находится в определенной зависимости от количества повторений. Закон Эббингауза гласит: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объект предъявляемого ряда. Если испытуемый запоминает с одного предъявления (показа) 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему понадобятся 3-4 предъявления. Ученый также подчеркивает значение волевого фактора . Чем выше концентрация внимания на какой-либо информации, тем быстрее произойдет запоминание.

    Однако установлено, что механическое повторение менее эффективно, чем осмысленное запоминание. Направление современной психологии - мнемотехника - занимается разработкой многочисленных приемов запоминания, базирующихся на принципе ассоциативной связи: перевод информации в образы, графики, картинки, схемы.

    Выделяют четыре вида памяти человека в соответствии с типом запоминаемого материала .
    1. Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
    2. Образная память - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
    3. Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
    4. Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого .

    У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов - двигательная, у художников -образная и т.д.

    Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

    1. Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами четкая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
    2. Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
    3. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый - на уровне сознания. Человек по своей может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип - закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
    4. Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
    5. Оперативная память - это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту .

    Воспроизведение . Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, - точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:
    1) узнавание - возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
    2) воспоминание - осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
    3) припоминание - осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
    4) реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалеком прошлом.

    Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в . Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.
    1. Время - менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
    2. Активное использование имеющейся информации - забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).

    Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.

    Расстройства памяти человека . Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.

    На практике чаще встречаются ослабление функции памяти, частичная утрата сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. Ослабление избирательной редукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (названий, дат, имен, терминов и т. п.) относят к самым ранним проявлениям ухудшения памяти. Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии, причинами которой становятся алкоголизм, травмы, возрастные и негативные личностные изменения, склероз, заболевания.

    В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворенными потребностями. Например, когда ребенку дают сладость, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.

    Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с и фантазией человека.

    Стоимость старших моделей смартфонов завышена. Все мы прекрасно понимаем, что разница в цене между 16 ГБ и 32+ ГБ моделями неоправданно большая. Речь идёт и о iPhone, и о всём многообразии флагманских представителей Android. В итоге человек берёт младшую модель с 16 гигабайтами хранилища на борту в надежде, что этого хватит. Но, зачастую реальность не оправдывает его ожидания.

    Что съедает память в смартфоне

    Для начала нужно понять, что указанный производителем объём памяти в устройстве - это не то же самое, что доступный пользователю объём памяти. То есть, на практике нам всегда доступно меньше памяти, чем написано на упаковке, и это справедливо как для iPhone, так и для семейства Android.

    В обоих случаях операционная система устройства занимает 2-3 ГБ памяти, и вернуть их в распоряжение пользователя нельзя - эта пространство нужно для работы устройства.

    Поэтому, когда вы подыскиваете новый смартфон, то считайте так: 16 ГБ на самом деле примерно равно 13 ГБ, а 32 ГБ - это в лучшем случае 29-30 ГБ.

    В дальнейшем на оставшийся пользователю объём памяти будут посягать устанавливаемые приложения и игры . Экраны всё лучше, картинка должна быть всё качественнее, графика всё круче - это серьёзно утяжеляет приложения.

    Кроме того, со временем установленные приложения будут толстеть, накапливая в памяти данные кэша - это всё, что остаётся в устройстве в процессе работы приложения и после его закрытия. Любое приложение, получающее контент из Сети, сохраняет его на устройстве для более оперативного предоставления пользователю. Смотрите YouTube - получаете кэшированные видеозаписи. Слушаете музыку онлайн - она кэшируется локально. Сёрфите в Интернете через Chrome - посещённые в браузере странички кэшируются.

    Если у вас Android и вы оказались в ситуации, когда срочно нужно получить несколько сотен мегабайт места под видео или фото, то очистите данные кэша.

    Настройки -> Память -> тап на Данные кэша.

    Также можно выборочно очистить кэш у отдельных приложений.

    Настройки -> Приложения -> тап по толстому приложению -> Очистить кэш.

    В iOS таких штатных средств нет, но есть сторонние утилиты .

    В наши дни 1 ГБ для одной игры уже кажется вполне приемлемым. Периодическая чистка игр с предварительным вопросом к самому себе «буду ли я в это ещё играть?» поможет избавиться от надоевших и ненужных игрушек, которые продолжают занимать порядочное количество памяти. Это же справедливо для любых других приложений. Не понравилось приложение? Не планируете пользоваться им в будущем? Удалите его, не держите просто так на устройстве.

    Загружаемая пользователем в устройство музыка становится всё качественнее. Некоторые уже не воспринимают 320 кбит mp3 и хотят только flac. Такие треки занимают в несколько раз больше места на устройстве.

    Подумайте, обеспечат ли используемые вами наушники достаточное качество воспроизведения звука, чтобы вы почувствовали разницу? Быть может, mp3 среднего качества вполне хватит?

    Если речь идёт о фото и видео , то всё ещё хуже. В топовые актуальные смартфоны ставят 8+ мегапиксельные камеры, которые умеют снимать FullHD видео с высоким фреймрейтом и делать фото очень большого разрешения. Такие фото и видео занимают очень много места. Для примера, 1 час видео в качестве 1080p может занять на вашем смартфоне 10 ГБ места.

    С отснятыми видео вариантов фактически нет. Их нужно периодически перемещать из мобильного устройства на компьютер для последующего хранения или размещения на видео-хостинге.

    С хранением фотографий может помочь мобильное приложение Dropbox - в нём есть функция автоматического переноса снимков из памяти устройства в облако.

    И всё же, чем более технологичными становятся наши мобильные устройства, тем больше будет требоваться места под приложения и контент. Производители понимают это, и зачастую идут навстречу пользователю, встраивая в смартфоны и планшеты слот под съёмные карты памяти . К сожалению, пользователи iPhone, гуглофонов и некоторых других линеек Android лишены такого преимущества. Google предлагает нам хранить все данные в Сети.

    Такую концепцию поддерживают и многие разработчики - сейчас нам доступны сотни тематических онлайн-сервисов, предоставляющих контент в виде потоковой передачи. Их дополняют десятки облачных хранилищ. В таком случае память устройства будет забиваться значительно меньше, но значительно возрастают требования к качеству и скорости мобильного Интернета.

    НАКОПЛЕНИЯ ПАМЯТИ

    Редко когда человек осознает, что в своих впечатлениях, идеалах и убеждениях он зависит от накоплений памяти прежних жизней и что во многих случаях успешное воплощение его идеалов также зависит от этих накоплений.

    Он полагает, что, во-первых, способен проследить до самых своих истоков какое-нибудь событие, обстоятельство или же все переживания настоящей жизни, все свои верования и идеалы, и что, во-вторых, все, что приводило к их изменениям, было вызвано исключительно новыми условиями или событиями; но это не совсем так. Ведь он не учитывает те систематические, математически точные периоды времени, которые должны проходить между любыми двумя фазами роста и развития. Завершенность любого творения Природы, в том виде, в каком это доступно непосредственному наблюдению, может проявиться внезапно, однако периоды формирования между зачатием и рождением любого плода в любой сфере жизни всегда четко определены; и чем совершеннее и ценнее какое-то произведение природы, тем медленнее и тем точнее процессы, благодаря которым она совершает его оформление; и это столь же верно в отношении ментального и духовного планов жизни, сколько и материального.

    Услышав или прочитав о каком-нибудь сразу же приглянувшемся вам факте, вы принимаете его и включаете в систему своих убеждений. Вы можете часто ссылаться на этот факт как на основание вашей нынешней веры, однако истинное ее основание вы уже носили в глубине вашего сознания, быть может, в течение многих веков. Слова, которые вы прочитали или услышали, лишь пробудили то, что уже было в вас в отношении данного предмета.

    Когда-то, в каком-то предыдущем воплощении, вы лично уже были тождественны с самой субстанцией, о которой идет речь в данном предмете, – с вещью или объектом, на которых основывается данный факт, и с тех пор он был включен в ваш мозг или тело посредством некоего таинственного природного процесса, став частью вашего существа.

    Представьте себе, что в один прекрасный день вы лежите, прижавшись ухом к земле, и улавливаете шелест травы, жужжание насекомого, бесшумное приближение гусеницы. Вы различаете каждый звук, и в вашем сознании тут же всплывают имя и форма его породителя. Вам кажется, что ваше распознавание есть результат повторного слышания этих звуков в вашей нынешней жизни; но это может быть и не так; каждый раз, когда осознание какого-то действия приходит к вам в этой жизни, оно приходит не как начало, а как завершение.

    Вы никогда не смогли бы распознать или услышать ни одного из этих звуков, если бы они не хранились до сих пор в каком-нибудь ментальном тайнике, какой-нибудь клетке или сканде, которая была частью вашего существа с того самого часа, когда в сочетание атомов, облекавшее Монаду – основу вашего существа, впервые вошло индивидуальное сознание.

    Это могло произойти тогда, когда вы перешли из минерального царства в растительное, и трава, гусеница, насекомое были частями вашего бытия, а звуковые волны, порожденные вашими движениями, вошли внутрь и стали частью органической структуры того растения или насекомого.

    Обычному ученику очень трудно согласиться с тем фактом, что знать, узнавать и признавать какую бы то ни было вещь, с которой он сам лично не был тождествен в какой-нибудь из своих жизней, будет для него совершенно невозможно.

    Всем известный афоризм гласит: опыт – лучший учитель. И он не только лучший, но и единственный заслуживающий доверия учитель. Истинность этого афоризма со всей очевидностью вытекает из Моих предыдущих утверждений. Опыт является единственным учителем, ибо благодаря естественным природным процессам, протекающим в период между началом опыта и его завершением, сама субстанция опыта и экспериментатор становятся тождественны; оба они становятся одной плотью, и их уже невозможно разделить.

    Память об этом может быть по некоторым причинам затуманена, но с дальнейшим развитием души, по мере поглощения одного опыта другим и по мере того как высший закон объединяет их в одно, память о каждом опыте становится все более и более твердой и отчетливой; и когда-нибудь наступит такое время, когда душа, с высоты всех жизненных опытов одной огромной Манвантары, сможет оглянуться на всю длинную череду своих воплощений и вспомнить все, что с нею происходило с того момента, как она оставила дом своего Отца, отправившись странствовать в пространствах материальной жизни.

    С развитием спектрального анализа и несомненным обнаружением все более и более тонких уровней субстанции, со все более очевидными фактами их тесной взаимосвязи с остальными формами материи, а также с принятием факта неуничтожимости материи, в чем сегодня уже никто не сомневается, – исследователи придут к осознанию истин, которые оккультная наука давно уже старается внушить людям; и среди этих истин окажется и та, о которой Я говорю.

    Теоретически физическая наука уже разложила материю на элементы силы, но то ли из антагонизма, то ли по невежеству ее последователи не желают признать, а может быть, просто не в состоянии увидеть, что те же самые элементы силы, называемые иногда «мыслями Бога», в действительности являются монадами оккультной науки.

    Присущая силе способность сопротивления препятствует возможности ее сжатия в какую-либо форму, и это свойство было одной из неразрешимых загадок прошлого. Но для ума, способного принять факт универсальности одной единой силы, от которой эманируют все остальные формы силы, это более не является тайной; равно как и несомненное воздействие циклического закона на эти последние, ибо циклический закон и есть та мощь, что стоит за уплотнением дифференцированных форм силы, в процессе которого сила, так сказать, осаждается и становится материей.

    Возьмем, к примеру, хорошо знакомую форму силы, называемую нами паром. В процессе освобождения этой силы воде должна быть передана известная степень тепла; иными словами, вибрационная активность воды должна быть повышена.

    Если этот пар собрать и применить более низкую вибрационную активность холода, он сконденсируется и вновь превратится в воду. Иными словами, позитивное и негативное действие циклического закона – закона движения – освободило эту силу, а затем вновь заключило ту же силу в форму.

    Чем тоньше сила, тем выше должна быть частота управляющих ею вибраций. Неразвитый ученик не способен контролировать циклический закон в той степени, что позволяет преодолеть свойство противодействия той формы силы, которую он хочет использовать, путем повышения частоты вибраций до необходимого уровня. Именно эта неспособность и не позволяет ему убедиться в истинности этого утверждения.

    За циклическим законом – законом движения – стоит сила Крийяшакти, или Мировая Воля, и от того, до какой степени человек развил в себе эту Волю, зависит его способность управлять вышеупомянутыми элементами силы в процессе создания материи, и огромными препятствиями на пути развития этой способности оказываются его природный эгоизм и безответственность.

    До тех пор пока эгоистические интересы склоняют его к несправедливости, путь к этой способности для него преграждается, ибо Справедливость неотделима от Божественной Воли. Если человек смог запастись воспоминаниями о своих праведных, мудрых и сострадательных поступках, совершенных им в одном воплощении, то тем самым он запасся энергией, которую сможет использовать в следующем воплощении для преодоления инерции, вызываемой негативным аспектом позитивного блага, заключенного в вышеупомянутых поступках. Именно негативный аспект позитивного блага вызывает всегда сопротивление. Таким образом, когда в следующем воплощении появляется импульс повторять подобные поступки, то при преодолении этой инерции благодаря упомянутой энергии возникает уже меньше препятствий. Способность человека обращаться с силами Справедливости, Мудрости и Сострадания увеличивается пропорционально этому запасу, поэтому его последующие поступки подобной природы несут в себе уже большую степень блага для других и умножают качество этой силы в его собственной ауре.

    Из книги Книга Живы автора Стародумов Илья

    1.11. Смысл накопления информации На различных этапах развития Разум либо накапливает информацию, либо завершает информационные круги.Первый этап, уже отошедший в историю, был акцентирован на накопление информации, достаточной для создания общего планетарного банка -

    Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

    Энергия Матрицы Терпения и Накопления Давайте теперь поговорим более подробно об энергии Матрицы Терпения и Накопления. Эта энергия спасает нас от скоропостижных выводов, суеты, роковых ошибок и даже от смерти. Если мы имеем достаточно энергии Второй Матрицы, мы

    Из книги Крайон. Большая книга медитаций. Послания от Источника автора Пфистер Патриция

    Человек в Матрице Терпения и Накопления Давайте теперь разберемся в признаках, которые отличают человека с преобладающей Второй Матрицей от других людей.По аналогии с Первой Матрицей вы уже, вероятно, догадались, что искать, на какие признаки обращать внимание. Да-да, нам

    Из книги Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

    Медитация (44) для накопления энергии Кундалини Я ЕСТЬ ТОТ, кто Я ЕСТЬ. Пожалуйста, займи свое место для медитации. Закрой глаза, дыши медленно, глубоко и размеренно…Пожалуйста, перенесись снова к Великой Пирамиде, в те времена, когда на ней еще был красный «покров» из

    Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

    Достойная жизнь для людей второй матрицы: Матрицы Терпения и Накопления Вторая матрица – Матрица Терпения и Накопления – предоставляет нам свои возможности для достойной жизни. На первый взгляд кажется, что жизнь во второй матрице сложнее и труднее, чем во всех

    Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

    Особенности человека второй матрицы – Матрицы Терпения и Накопления Второматричный человек обычно терпелив и сдержан, что иногда выглядит как замкнутость в себе. Но нужно показать ему, что вы для него не опасны, что позволит ему открыться вам, и вы сможете тогда общаться.

    Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

    Техники накопления личной силы Использование знания о времени суток. Каждый час суток имеет свои особенности. Причем эти особенности могут индивидуально проявляться для каждого воина. Воину следует использовать знание о времени суток, которое одинаково для всех.Время

    Из книги Психоэнергетическая защита. Справочник автора Ключников Сергей Юрьевич

    Другие техники накопления энергии Важная дыхательная техника накопления энергииЭтот магический прием, объединяющий дыхание и движение рук, способствует перемещению энергии к органам, находящимся в груди. Этот прием оказывает влияние на глубинные, фундаментальные

    Из книги Правила очищения автора Кацудзо Ниши

    Осознание Высшего Начала и духовные накопления индивида. Центр «Чаши» 03.02.39 <...> «Чаша» накопляется в течение бесконечного ряда жизней, именно содержание «Чаши» есть, как Вы выражаетесь, «квинтэссенция всех наших существований». Также несомненно, что принятием

    Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

    Из книги Непоколебимый разум. Как преодолеть трудности жизни автора Окава Рюхо

    Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

    Одержимость идеей накопления денег Найдите на своей ладони линию Ума (Головы) и уточните, как она заканчивается. Прямое завершение линии Ума – это самый часто встречаемый знак у людей, к которым идут большие деньги. Это указывает на человека, который не просто любит

    Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

    Глава 2 Принцип накопления Значение каждого дня В этой главе я бы хотел обсудить, как важно иметь внутренний запас мудрости, чтобы создать стабильность айсберга в своей жизни. Прежде всего, я бы хотел рассмотреть значимость каждого отдельного дня. Жизнь представляет

    Из книги автора

    Способы накопления знаний и опыта До настоящего момента я обсуждал значение отдельного дня и важность стремления к знаниям. Сейчас мне бы хотелось поговорить об эффектах накопления знаний и опыта. За последние десять лет я опубликовал сотни книг, и многие люди

    Из книги автора

    Реанимация памяти! 606 = Крик феникса запустил циклы космического порядка = «Числовые коды» Крайон Иерархия 18.04. 2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Эль Мория!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Школа Духа, как хорошо сказано. Дух Он Един, Единое Сознание Всего Сущего, а вот Душа –

    Из книги автора

    Обряд для накопления денег С помощью этого обряда можно накопить деньги и начать их притягивать в большем количестве. Проводите обряд в ночь полнолуния. Зажгите на столе свечу красного цвета. Приготовьте заранее обычную копилку. Она должна быть достаточно объемной и

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    1) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

    2) Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом.

    3) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

    4) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие то некоторую лёгкость.

    5) Оксана рисует так же хорошо как и пишет стихи.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    1) Память (А)накапливает добрый (В)опыт и (Г)традиции и постоянно (Б)противостоит уничтожающей силе времени. Cхема однородных членов: А (что? в и г) и Б. Два ряда, союзы и соединяют разные ряды.

    2) Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом. Схема однородных членов: А да Б

    3) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Схема однородных членов: А, и Б, и В

    4) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость. Схема однородных членов: если не А, то Б.

    5) Оксана рисует так же хорошо, как и пишет стихи. Схема однородных членов: А так же, как и Б.

    Ответ: 45

    Ответ: 45|54

    Актуальность: Используется с 2015 года

    Сложность: обычная

    Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

    Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

    ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

    В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

    1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

    2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

    Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

    Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

    Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    ССП - сложносочинённое предложение.

    Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

    1. Определяем количество основ.

    2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

    3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

    Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

    15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

    Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

    Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

    В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

    В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

    Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

    15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

    Общая схема : О , О , О .

    Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

    Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

    Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

    Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

    15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

    Общая схема : О , О и О .

    Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

    Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

    Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

    Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

    Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

    Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

    15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

    Схема: О , а/но/да О

    Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

    Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

    Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

    Схема: О , илиО , или О

    Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

    Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

    Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

    После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

    15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

    Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

    Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

    15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

    Общая схема: Схема: О и О , О и О

    Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

    Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

    Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

    Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

    15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

    Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

    А снег шёл и шёл.

    Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

    Сказал так сказал, пойду проверю.

    Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

    Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

    Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

    15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

    Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

    В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

    1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

    2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

    3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

    15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

    Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

    а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

    Схема: [предстоит ], и [он знал ].

    В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

    Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

    б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

    Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

    Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

    в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

    15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

    В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

    Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

    Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

    Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

    Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

    Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

    Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.



    Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

    Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

    Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

    Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

    Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

    Проблемы с кратковременной памятью встречаются при , или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или .

    Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

    Объем кратковременной памяти

    Объем кратковременной – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

    Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

    Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

    Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

    Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

    Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

    Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

    Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

    Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

    Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

    Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

    Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

    Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

    Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

    Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

    Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

    В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

    Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

    Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

    Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

    Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

    Как улучшить кратковременную память

    Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки , при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

    Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго. Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

    Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

    Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

    Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

    Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

    Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

    Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

    Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

    Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

    Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

    Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

    Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

    Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом. Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

    Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

    Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира. Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

    Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

    Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

    К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

    Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

    Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

    Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

    Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.



    Похожие статьи