• Пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Коучинг-техники

    10.08.2019
    Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] Петиколлен Кристель

    Пирамида логических уровней

    Пирамида логических уровней

    Личность имеет несколько основных качеств, порождающих множество верований, которые, в свою очередь, дают толчок к развитию еще более многочисленных навыков, выражающихся в различных типах поведения и помогающих подстраиваться под разное окружение. Так возникла пирамида логических уровней. Чтобы вам было понятно, можно вновь обратиться к примеру воскресного отдыха на пляже: Кристель всего одна, а вот пляжей – много.

    Пирамида логических уровней

    Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

    ТЕОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ По нашему мнению, наиболее эксплицитная и совершенная модель человеческой коммуникации и психотерапии описана в работах Грегори Бейтсона и его коллег. Являясь широкообразованным исследователем, наделенным к тому же острым умом, Бейтсон

    Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

    Из книги Стратегии гениев (Аристотель Шерлок Холмс Уолт Дисней Вольфганг Амадей Моцарт) автора Дилтс Роберт

    Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

    Финансовая пирамида Дело не в том, что жить с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо, Уинстон Черчилль, граф Мальборо Что такое деньги? Отличный инструмент для достижения целей, способ получения авторитета в обществе, уважения и внимания. С

    Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

    Пирамида энергии Вы – пусть даже это затертое клише – это то, что вы едите. Также вы – это то, как и насколько часто вы занимаетесь спортом. Вы – это то, как хорошо вы спите и восстанавливаете силы. В общем, вы – это то, как вы заботитесь о себе. И против этого сложно

    Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

    Примеры логических уровней Логические уровни отдельного человека Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».Другими

    Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

    Убеждения на логических уровнях Вопрос: Может ли система убеждений или последовательность убеждений быть ограничена или вызвана неким предшествующим убеждением?Ответ: Да.Вопрос: В этом случае убеждение относилось к очень юному возрасту и заключалось в следующем: «У

    Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

    Пирамида любви Мы создаем новые привязанности, у нас возникают но­вые виды любви в такой сложной форме, что проследить их развитие очень сложно. Одна любовь ведет к другой, и наши привязанности накладываются друг на друга, создавая пирамиду. Это легко увидеть на примере

    Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

    Пирамида потребностей В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд

    Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

    О логических связях В рассудочные ассоциации следы связываются нами по внутренней логической необходимости: как причина и следствие, как средство и цель, как целое и необходимая его часть, как положение и вывод и т. д.Всякая механическая ассоциация может быть превращена

    Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

    Пирамида совместимости Все виды совместимости (супругов) можно представить в виде следующей иерархии: Нижний уровень определяется природными качествами супругов. Средний и верхний формируются средой и воспитанием.Единство ценностей не случайно занимает верхний

    Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

    Пирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,

    Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

    Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

    Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

    Из книги автора

    Теория логических типов В попытке найти решение проблем, основанных на парадоксах внутренней референции и «зацикленности», философ и математик Бертран Рассел создал «теорию логических типов». Согласно Грегори Бейтсону (Steps to an Ecology of Mind, c. 202), «центральным положением

    Из книги автора

    Изменение логических уровней Одна из наиболее распространенных и эффективных тактик «Фокусов языка» заключается в том, чтобы сменить категорию некой характеристики или переживания, переводя их с одного логического уровня на другой (например, отделяя идентификацию

    Занимаясь поиском единой системы обоснования поступков, пионер направления НЛП Роберт Дилтс разделил опыт, описывающий логику человеческих действий, на 6 отдельных уровней. Так появилась пирамида Дилтса - модель логических уровней, влияющих на убеждения и поступки людей.

    Узнав, за что отвечает каждый из уровней, и как они связаны между собой, Вы поймете как правильно мотивировать персонал на продажи, пересмотрите правила постановки задачи сотрудникам и сэкономите на тренингах по мотивации персонала.

    Как устроена логическая пирамида Роберта Дилтса, и как мотивировать персонал с ее помощью

    • Уровень 1. Окружение

      Вопрос уровня. “Где я? Кто и что меня окружает?”

      В основании пирамиды лежит среда обитания человека. К ней относятся географическое местоположение (страна, город, район), помещение где он живет и работает, физические объекты, которыми он владеет, окружающие его люди.

      В компании. Применительно к сотрудникам компании можно сказать, например, что они работают в удобном современном офисе в центре столицы, в команде, состоящей из молодых специалистов. Окружением можно промотивировать сотрудников, которые раньше работали в плохих условиях, жили в провинции, или, например, разочаровались в фрилансе.

    • Уровень 2. Поведение

      Вопрос уровня. ”Что я делаю? Чем занимаюсь?”

      Следующий фактор, формирующий предпочтения и мотивы человека - это действия, которые он привык совершать, то, как он ведет себя с другими людьми, и какое поведение считает приемлемым по отношению к себе.

      В компании. HR-менеджер занимается подбором персонала и старается нести положительные эмоции своими коллегами. Курьер компании водит автомобиль и принимает деньги от клиента. Чтобы мотивировать сотрудников на этом уровне, можно создать неофициальный этический кодекс, где будут прописаны правила поведения сотрудников в компании - взаимная вежливость, разрешение конфликтных ситуаций, совместное празднование дней рождений. Это создаст обстановку, в которой приятно работать.

    • Уровень 3. Способности

      Вопрос уровня. “Как я это делаю”?

      Этот уровень определяет опыт и навыки человека, а также его внутренний ресурс и умение им пользоваться.

      В компании. Менеджер по продажам рассчитывает на повышение, поскольку овладел базовыми скриптами продаж и совершил несколько выгодных сделок. Промотивировать его можно, пообещав должность топа, если он выучит английский язык и сможет продавать на зарубежном сегменте. Такого рода договоренность - один из самых выгодных способов мотивировать персонал на продажи, от него выигрывает как сотрудник, так и руководитель.

    • Уровень 4. Ценности и убеждения

      Вопрос уровня. “Почему одно важно для меня, а другое - нет?”

      У каждого человека есть некий свод внутренних правил, который определяет его поступки. Нечто, подсказывающее: так будет правильно, а так - не очень. Ценности и убеждения, как правило формируются семьей, авторитетными людьми, культурным окружением.

      В компании. Мотивировать работу персонала на этом уровне не так просто, как кажется. Одно дело, когда магазине, продающем спортивный инвентарь, работает человек, для которого важен здоровый образ жизни. Но обычно в компанию приходят разные люди, и уровень ценностей у них уже сформированы. Поэтому руководителю необходимо создать новую ценность, то есть объединить сотрудников с общими целями в дружную семью, создать корпоративную культуру. Радость от работы в дружном коллективе единомышленников - один из самых продуктивных видов мотивации.

    • Уровень 5. Идентичность

      Вопрос уровня. “Кто я, и что мною движет?”

      Все люди разные. Даже люди, воспитанные в одинаковом окружении, получившие одинаковое образование, имеющие похожую шкалу ценностей. То, что делает нас разными, называется идентичностью, или личностным своеобразием.

      В компании. Выявить идентичность сотрудника не так-то просто, потому что люди редко даже себе отдают отчет в своих личностных мотивах. Один дизайнер ходит на работу, потому что он “отец, кормящий семейство”, а его напарник считает себя “художником в жанре цифрового маркетинга”. Попытка вмешаться в чью-либо идентичность часто оборачивается конфликтом. Однако, навык определять “кем” является человек, помогает как мотивировать работу персонала, так и набирать в команду нужных людей еще на этапе собеседования. Мотивация на этом уровне заключается в том, чтобы правильно определить сотрудника на “его” место.

    • Уровень 6. Миссия

      Вопрос уровня. “Ради чего я живу? Какой конечный смысл моих действий? Что останется после меня?”

      Последний и самый абстрактный уровень пирамиды Дилтса описывает сверхличностные ориентиры человека. Это может быть отношение к жизни и смерти, духовные устремления и цели, не связанные материальными рамками.

      В компании. Рабочее взаимодействие на уровне миссии - большая редкость. При постоянных разговорах о миссии компании, мало кто из сотрудников (разве что собственник и высшее руководство) связывает цель своей жизни с высшей целью компании. Промотивировать на уровне миссии можно только сотрудника с высоким уровнем зрелости, например, когда человек выполняет свою работу для того, чтобы улучшить жизнь своих потомков.

    3 главных принципа пирамиды Дилтса

    Чтобы мотивировать своих сотрудников, руководителю не обязательно проводить масштабные тренинги по мотивации персонала. Чаще всего достаточно проанализировать действия сотрудника (или группы сотрудников) и провести для него (для них) небольшую коуч-сессию. Главное - помнить следующие принципы:

      Ни одна проблема не решается на том уровне, где она возникла.

      Как правило, чтобы исправить поведение сотрудника, необходимо внести коррективы на уровне или способностей, или на уровне окружения, то есть на верхнем или нижнем ярусах пирамиды.

      Любые изменения на верхнем уровне необратимо влияют на нижний, и наоборот.

      Когда у человека меняются ценности, он меняет свое окружение, поведение, и ищет новые способы достижения своих целей. Переезжая в другой город (окружение), человек постепенно перенимает ценности жителей этого города.

      Общаться с сотрудником следует на том уровне, на котором он общается с вами. Это называется подстройка по уровню.

    4 SMART желает Вам достижение гармонии по всем уровням! Познавайте себя, изучайте других людей и развивайтесь!

    Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.

    Пирамиду Роберта Дилтса (мы рассмотрели подробно ранее), основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

    Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определенного качества:

    Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.

    Поведение — уровень действия (Что делает?) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящен информации об изменениях и движениях.


    Способности
    — уровень источников и направления движения (Как?) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.

    Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему?) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

    Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную «роль» я играю?) — с какой ролью (роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.

    Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого еще? Ради чего еще? В чем смысл?) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

    Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить для максимально мощной и быстрой реализации новых и задач. А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы , застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc. Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

    Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

    Совет: когда проблем навалилось много – не пытайтесь решить всё сразу, «отсортируйте» по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать.

    Во-первых , конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и на потом.

    Во-вторых , написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать?

    1) Написанное ложится на подсознание как программа к действию. «Что написано пером – не вырубишь топором»;

    2) Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых , во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих , при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых , осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определенное эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция – это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению;

    3) За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).

    В-третьих , приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.

    В-четвёртых , понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

    Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение – значит, решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности.

    Трудности общения с определенными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности – развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

    Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

    Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

    1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила).

    Дошли до уровня «Миссия» — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно).

    Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы – звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы – образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики – движением, жестом, запахом и т.п.).

    Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого еще будет полезна реализация моей цели? Ради чего еще я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?

    2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учетом уже достигнутой цели.

    Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»

    — Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?

    — Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?

    — Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?

    — Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?

    — Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

    После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

    Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

    Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.

    Хочу рассказать о технике Пирамида Дилтса. Ее применяют в коучинге, в консультировании, для решения проблем в самых разных областях взаимоотношений.



    Эта техника поможет вам разобраться в себе и своей жизни, позволит лучше понять ваши глубинные причины незнания иностранного языка, которые вы не осознаете. А также хорошо подойдет она и для повышения мотивации обучения. Знание пирамиды и ответы на вопросы к каждому ее уровню даст вам возможность увидеть ваши внутренние убеждения.



    Итак, пирамида Дилтса представляет собой модель логических уровней вашей жизни.




    Формирование каждого логического уровня происходит снизу вверх. Смысл пирамиды в том, что вышестоящий уровень имеет влияние на нижестоящий.



    То есть:

      изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком логическом уровне;

      изменение, происходящее на более высоком уровне, всегда приводит к изменениям на более низких уровнях.



    Проще говоря, для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос “Почему это так?” лежит на один-два уровеня выше.



    Например, вас не устраивает ваше поведение, и вы хотите его изменить. Сменив окружение, вы вряд ли добьетесь результата. Значит, изменения должны быть на уровне Способности . Так, если вы считаете себя неспособным человеком, то это перейдет на уровень ниже - Поведение . Своим поведением вы будете подкреплять это убеждение. То есть, не браться за интересные задачи, смелые проекты, всячески избегать риска. И наоборот, если вы уверены в своих способностях, то эта убежденность формирует определенное поведение для достижения результата.



    Описание логических уровней : (в порядке от низшего к высшему):



    Окружение - это условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки - все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Это вы сами, ваше физическое окружение, это люди, с которыми вы общаетесь, культура, частью которой вы являетесь. Отвечает на вопросы: “ Что?”, “Где?”, “Когда?”, “С кем?”, “У кого?”.



    Поведение - всё, что связано с вашей деятельностью, что конкретно вы делаете (или НЕ делаете) в своей окружающей среде. На этом уровне находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Этот уровень, отвечает на вопрос “Что делает?”, “Что я делаю?” и посвящен информации об изменениях и движениях.



    Способности - уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения. На этом уровне находятся стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос “ Как? ”. Человеку на данном уровне становится важно не то, что он имеет, а то, что он умеет. На этом уровне главным капиталом для него становится знание.



    Этот уровень связан со способностями, навыками и стратегиями, которыми мы пользуемся в жизни, для того чтобы действовать. Как именно мы выполняем задачи и справляемся с различными ситуациями. Их можно развивать, тренировать, приобретать. То чему можно учиться, если в этом есть необходимость.



    Убеждения и ценности - это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос “Почему он это сделал?”, “Почему это так важно?”. Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Уровень ценностей формируется под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.



    Идентичность (личностное своеобразие) – все представления человека о себе, кто он, какой он, как он строит отношения с другими. Идентичность связана с какой-то личностной ролью, которую вы преимущественно играете – бизнесмен, друг, любовник, ребенок, учитель, шут гороховый, “я же хорошая мать”, жертва, и т.д. Главный вопрос здесь – “Кто я?”



    Понимание себя, своей картины мира помогает вам владеть жизненной ситуацией. Вы сами выбираете, каким хотите представлять себя и мир вокруг вас. Что немаловажно, вы также можете поменять свое мировоззрение, когда оно из помогающего становится ограничивающим.



    Например, если на вопрос “Кто я?” вы отвечаете: “Я человек, который сам принимает решения и никого не слушает”, то на вас бесполезно пытаться оказать какое-либо влияние,



    Миссия - это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…Этот уровень относится к тому, что может являться видением или “духом” личности, группы или организации". Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: “Зачем? Ради чего? В чем смысл?”.



    Далеко не каждый человек задумывается о том, что для него есть его Миссия . Но зачастую вы себя можете ощущать частью чего-то большего, частью какой-то огромной системы. На этом уровне вы задаетесь вопросом " цель существования себя как человека ". Это то, какой вклад вы можете внести в мир и людям в целом. Что оставите после себя.




    На уровне идентичности - спросите у самого себя: “Кем буду я, если выучу английский (или другой) язык? Какие представления о себе у меня поменяются? Готов ли я такие изменения?”. Вам могут прийти в голову самые разные ответы, например, что выучив английский язык, вы будете человеком, у которого дела не расходятся со словом. Поменяв представление о себе, вы уберите причину, мешающую вам владеть свободно английским языком.



    На уровне миссии. В случае, с изучением английского языка, попробуйте ответить вот на такие вопросы:

    “Как вы бы объяснили 5-летнему ребенку, то, что вы делаете? Как вы думаете, в чем смысл вашей деятельности? Ради чего вы это делаете?”. Например, “я всегда стремился к новому и лучшему” - это уровень миссии.


    Примеры:



    Вы давно хотите записаться на курсы английского, но все по какой-то причине откладываете задуманное. Привычка откладывать на потом находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему откладывания сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».



    Вы боитесь говорить на иностранном языке. Трудности с общением, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение можно на уровне Поведение (вести себя определенным образом - более спокойно и уверенно), а также и на уровне Способности – развивать в себе новые.



    Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я – успешный человек, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.


    «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». А. Эйнштейн

    Пирамида - это геометрическая фигура. Что же в ней такого привлекательного? Почему пирамиды представляют такой интерес для историков, физиков, философов? Вот и меня всегда интриговали пирамиды. Больше всего меня привлекала гармония пирамиды, ведь она настолько просчитана что сама порождает гармоничную и созидательную энергию. Чем больше я узнавала о пирамидах, тем больше вопросов возникало у меня в голове. А ведь если есть вопросы-это хорошее начало для получения ответов. Я интуитивно понимала, что вопросы в моей голове выстраиваются по своеобразным уровням, как ступени в пирамиде и возникало ощущение, что само наше сознание построено многоуровнево. Пирамиды таили в себе множество ответов, только надо было их осознать.
    Есть внутренний запрос- всегда придёт ответ. Так случилось, что, обучаясь кончину я узнала о пирамиде нейрологических уровней. Роберт Дилтс, специалист НЛП с помощью работ Грегори Бейтсона, Бертрана Рассела и Альфреда Вайтхеда разработал первоклассную, простую модель для того, чтобы наблюдать за нашей системой мышления. Теперь эту модель называют пирамидой логических уровней. Модель проста и при этом она дает глубокое представление о том, как люди действуют в мире. В строении личности предлагается различать нейрологические уровни устроенные по принципу пирамиды - различные ярусы (чаще, для простоты, их называют логические уровни). Пирамида строится на закономерностях того, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, эти уровни связаны между собою и человек существует одновременно на каждом из них.
    Бинго! Я нашла то, что искала. Ведь, как и сама пирамида, модель помогает привести в гармонию и углубить понимание своего внутреннего мира, того, что вас окружает, своих целей, своего поведения, своих способностей, ценностей, того, кто вы есть. Гениально просто.


    Чем может быть полезна пирамида нейрологических уровней?
    Вот пожалуйста: у вас есть проблема, которую вы таскаете за собою и не знаете, как ее решить? Или есть непростая ситуация и она так же запутана как моток ниток, с которым проигрался котенок? Или есть цель, но не все ясно и поэтому вы не можете начать движение? Мы можем разложить проблему, ситуацию, цель по всем уровням пирамиды задавая вопросы и получая ответы т.е. информацию которую можем осознать и осмыслить на каждом уровне пирамиды. Путешествие по логическим уровням имеет потрясающий эффект- результаты в виде раскрытой о осознанной информации на одном уровне организуют и управляют информацией на низшем уровне. В итоге вы быстро обнаруживаете как изменения чего-либо на более высоких уровнях автоматически изменяют информацию на более низких уровнях. Что это значит с практической точки зрения? Что решение проблемы лежит не на том уровне, на котором она возникла и озвучивается, а на уровнях (обычно 1-2) выше. Зная этот принцип, мы можем целенаправленно искать решения на соответствующем уровне.
    Для примера. Мы жалуемся, что у нас проблемы с деньгами, мы хотели бы иметь больше денег, но никак не получается. Итак, проблема заявлена на уровне Окружения т.е. тех результатов, которые мы имеем и которые нас не устраивают. Поисследовав уровень Действий, мы можем увидеть, что мы сейчас делаем, какие конкретные действия, чтобы зарабатывать деньги. И пройдя по уровню Способностей можем увидеть, как мы это делаем, какие используем навыки и способности, стратегии и модели. И вот, поднявшись на уровень Убеждений мы понимаем, что убеждены и верим в то что деньги даются упорным тяжелым трудом, что легкие и большие деньги есть только у непорядочных людей, что если нам что-то дается легко и еще приносит удовольствие, то за это деньги не берут или если берут, то не много. Вот оно-узкое горлышко, которое не пускает нас, препятствует получению результатов на нижних уровнях (нет такого финансового дохода, который мы хотим и заявляем) и не дает произойти там изменениям. Это именно тот уровень, на котором нам надо приложить решающие усилия, произвести изменения- трансформировать ограничивающие убеждения и найти новые, развивающие.
    А давай те ка посмотрим на наше отношение к зарабатыванию денег под другим ракурсом. Например, если нам работа дается легко и приносит удовольствие значит мы уже вложились ранее, потратили свои силы на то, чтобы узнать, что нам нравиться, понять себя и найти свои таланты, натренировать наши навыки, вложиться в наше обучение и развитие, найти успешные стратегии и модели, которые делают нас более эффективными и продуктивными в данном деле. Кроме того, делая что-то легко и с удовольствием мы все равно вкладываем свою энергию и даем другим людям большую ценность и результаты, которые им нужны и важны. Поэтому мы можем начать верить в то, что мы ценны, что получать хороший финансовый доход не обязательно каторжным трудом, что любая наша работа даже та которая дается нам легко стоит достойно и должна оцениваться достойно. И тогда мы можем верить в то, что если мы делаем то, что нам нравится и приносит удовольствие мы наполняемся, у нас есть энергия, которая двигает нас вперед, а значит у нас есть силы быть продуктивнее и эффективнее, делать больше, но легче и быстрее и получать больше финансового дохода при меньших затратах усилий.
    Что нам даст изменения на уровне убеждений и нахождения новых верований? Изменения на уровнях ниже- уровне Способностей (новые стратегии и модели, например, как мы можем использовать наши таланты, наши навыки и способности что бы зарабатывать легко, делая то, что у нас хорошо получается и то что нам нравится, как мы можем теперь зарабатывать деньги больше и по-другому, так, как мы ранее не делали?). Действий (Какими тогда будут для этого наши действия? Что мы будем теперь делать? Что можно изменить и сделать по-другому? Какие конкретные шаги мы можем предпринять? И соответственно Окружения - где мы будем теперь это делать? Кто будет рядом с нами? Кто будет помогать и поддерживать? Что еще нас поддержит и усилит? Когда мы будет это делать? И какие результаты мы тогда получаем - в виде растущего финансового потока, наполненности и радости, энергии для движения вперед и еще большего расширения, и увеличения результатов и получение их регулярно.
    Это конечно же упрощенный пример, но если вы понимаете принцип, то дальше дело техники. Вам надо просто взять проблему, ситуацию которую вы хотите изменить или вашу цель и пройтись по логическим уровням задавая соответствующие вопросы на каждом из них. Причем можно начать движение по пирамиде как сверху, так и снизу -главное пройти полный круг и вернутся на тот уровень с которого начали. Ниже я приведу технику и примеры вопросов по уровням.
    Ценность пирамиды логических уровней: ценность исследования уровней пирамиды в том, что можно все разложить «по полочкам», прояснить и осознать. Но и главное - мы находим «место куда стукнуть» что бы двигатель заработал - т.е. тот уровень на котором находится решение.
    И самый большой бонус- не только единаразовое решение своего вопроса. Используя пирамиду логических уровней Вы сможете научиться сами стратегии получения решения и проведения личностных изменений и помогать другим людям в этом.
    И кстати, возможно вы сможете осознать намного больше того, с чего начинали, например, в каком направлении вам нужно двигаться в жизни дальше, что для вас становится очень важным, а что утратило свое значение, кто Вы и в чем Ваша уникальность и зачем Вы здесь?

    ТЕХНИКА РАБОТЫ С НЕЙРОЛОГИЧЕСКИМИ УРОВНЯМИ: а давайте представим себе путешествие по пирамиде. Теперь вперед!
    Вот для примера пирамида

    Ниже примеры вопросов по уровням. Для примера тут приведены вопросы для исследования какой-либо цели (я предлагаю взять самые основные 6 уровней) и для этого начать подниматься с нижнего яруса пирамиды. Для большего эффекта можно обозначить на отдельных листах название каждого уровня и вопросы к нему и исследуя ваш вопрос двигаться по ним физически наступая на листочки или кладя руку.

    1 уровень — окружение. Вопрос -Что? Кто? Где? Когда? С кем? — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
    Ответьте, когда вы планируете достичь цели, что вы получаете? Какие есть результаты? Где это будет? Кто будет рядом с Вами (близкие, друзья, сотрудники, партнеры, клиенты и т.п.). Что Вас будет окружать?
    2 уровень — действие. Вопрос — что делать? Всё, что связано с деятельностью, поведением.
    Какие действия Вы будете совершать что бы достигнуть цели? Какие шаги Вы станете делать? Что будете делать в том окружении, о котором говорили ранее?
    3 уровень — способности. Вопрос — как? уровень источников и направления движения — уровень знаний и опыта, навыков и способностей, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий.

    Какими навыками и способностями Вам необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у Вас уже есть, а какие требуют развития? Как Вы будете это делать? Какие модели и стратегии использовать?

    Ради чего Вы будете достигать этой цели? Зачем она Вам? Во что Вы верите и в чем убеждены, когда ставите себе такую цель?

    Что важного и ценного Вы получите, достигнув этой цели? Как изменится ваша жизнь, когда Вы достигните цели? Что большего в ней появится?

    Кем Вы будете, когда достигните своей цели? Кем Вы станете, когда в вашей жизни появится то ценное, что она в себе несет? Что Вы скажете себе в момент достижения цели?
    Ответив на все эти вопросы, интегрируем полученные ответы и уже с новым пониманием и осознанием спускаемся вниз по тем же уровням. Теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учетом уже полученной и осознанной ранее информации.
    6 уровень — идентификация. Вопрос — кто Я?
    И когда Вы являетесь таким человеком что еще важного и ценного появляется в Вашей жизни? Как изменяется Ваша жизнь?
    5 уровень- ценности. Вопрос — почему это важно?
    Что большего появляется в Вашей жизни? Что становится важным? А что теряет свое значение? Какими новыми смыслами наполняется Ваша жизнь?

    4 уровень — убеждения. Вопрос: зачем? Ради чего? Какие мои верования?
    И тогда во что Вы верите? Ради чего Вы хотите достичь этой цели?
    3 уровень — способности. Вопрос — как?
    Какие навыки и способности Вы теперь проявляете? Какие стратегии и модели используете?
    2 уровень — действие. Вопрос — что делать?
    Какие теперь осуществляете действия? Что вы делаете? Какие шаги осуществляете теперь?
    1 уровень — окружение. Вопрос —Что? Где? Когда? С кем?
    И когда теперь Вы это делаете? С кем? Кто и что теперь Вас окружает? Кто и что вас поддерживает? И какие тогда результаты Вы получаете?



    Похожие статьи