• Развитие способностей дошкольника. III.Компоненты приобретения знаний необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты

    22.05.2019

    Алла Туктарова
    Специфика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

    Преобразования, происходящие в обществе, порождают новые требования к развитию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольников , которое реализуется решением следующей задачи развития детей в соответствии с их возрастными потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

    Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие, основой творческих способностей являются общие способности личности .

    В условиях стремительных изменений в жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди . Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом . Поэтому не вызывает сомнений, что одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование творческой личности . Ребенок с творческими способностями - активный , пытливый. Он способен видеть необычное , прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои , ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое , оригинальное.

    Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных ученых, были выделены такие общие критерии творческих способностей , как готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, независимость мнений и оценок, особая чувствительность к явлениям окружающего мира.

    Творческие способности есть компонент общей структуры личности. Они определяются как индивидуальные особенности, качества человека, от которых зависит успешность его творческой деятельности в различных областях. Их постепенное формирование способствует развитию личности в целом .

    Американский психолог Э. Фромм предложил в свое время следующее определение творческих способностей (креативности) : «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

    Б. М. Теплов под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

    В трудах В. А. Сластенина под творческой понимается способность , отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности , способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

    Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что эти определения применимы и в отношении детей дошкольного возраста .

    Анализ проблемы во многом будет предопределяться тем содержанием, которое будет вкладываться в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. так в чем же, по сути, заключаются творческие способности детей дошкольного возраста ?

    Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество ", "творческая деятельность ". Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность .

    Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

    Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность , результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности .

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях , но и о технических творческих способностях , о математических творческих способностях , и т. д.

    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности , прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления , которое характеризуется следующими основными особенностями :

    1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество) .

    2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

    3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

    4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

    Венгер Л. А. в своей концепции о способностях выделяет интеллектуально-творческие способности , которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, произвольно находить решения в новых и неожиданных ситуациях. Он отмечает, что развитие этих способностей проявляется :

    В умении самостоятельно анализировать ситуацию;

    В развитии децентрации – умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач, так и в ситуации обобщения;

    В развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта и план ее реализации.

    Известный отечественный исследователи проблемы творчества А . Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности :

    1. Способность видеть проблему там , где её не видят другие.

    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

    3. Способность применить навыки , приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

    4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

    5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

    6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

    7. Гибкость мышления.

    8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

    9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

    10. Способность видеть вещи такими , какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

    11. Лёгкость генерирования идей.

    12. Творческое воображение .

    13. Способность доработки деталей , к совершенствованию первоначального замысла.

    Исследователи В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности , сложившиеся в процессе человеческой истории.

    1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта , до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

    2. Умение видеть целое раньше частей.

    3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

    4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

    Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей , можно сделать вывод о том, что, несмотря на существующее разнообразие точек зрения на данный термин, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей .

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей :

    1. Развитие воображения .

    2. Развитие качеств мышления , которые формируют креативность.

    Говоря о формировании способностей , необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей . Психологи называют различные сроки. Например, существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо у малышей с самого раннего возраста . Эта гипотеза находит подтверждение в работах ученых-физиологов.

    Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в его первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется внешней средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию . Это есть самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей . Но у ребенка начинают развиваться только те способности , для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается это развитие . Если созревание и начало функционирования (развития ) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко и с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным , талантливым и даже – гениальным.

    Однако возможности развития способностей , достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются , не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это «угасание» возможностей к развитию может принять форму необратимого процесса. Никитин Б. П., в течение многих лет занимающийся проблемой , назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей ). Он считал, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей у ребенка . Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей , ведет к серьезному затруднению их развития , замедляет его темпы, что, в свою очередь, ведет к снижению конечного уровня . По мнению автора, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей , так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей . И в целом, не такое уж большое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие из них оказались в условиях, благоприятных для развития их творческих способностей .

    С психологической точки зрения дошкольное детство является благопритным периодом для развития творческих способностей еще и потому , что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны; у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели ДОУ, проявляя поощрение детской любознательности, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют тем самым накоплению и расширению границ индивидуального жизненного опыта ребенка. А ведь накопление личностного опыта и знаний – это необходимая предпосылка для реализации творческой деятельности дошкольника в будущем . Кроме того, мышление воспитанников более свободно, чем мышление детей , например, в школьном возрасте . Оно еще не задавлено догмами и стереотипами. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения . Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст , даёт прекрасные возможности для . И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал выросшего человека.

    На основе анализа изученной литературы, удалось выявить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей .

    Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем – раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

    Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это возможно раньше, окружить ребенка такой предметно-развивающей средой и такой системой взаимоотношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то , что в соответствующий момент способно наиболее эффективно в нем развиваться .

    Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

    Четвертое условие успешного развития творческих способностей

    заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов решения какой-либо задачи и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку лишь на пользу.

    Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Это и есть пятое условие успешного развития его творческих способностей . Самое главное в этом процессе, не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка – это достаточно распространенный среди родителей и воспитателей способ "помощи" детям, но она, как правило, только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься до чего-то для него очень важного.

    Давно известно, что для проявления творчества необходимо психологически комфортная обстановка и наличие некоторого времени. Поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей у дошкольников – тёплая дружелюбная атмосфера как в семье, так и в детском коллективе в ДОУ. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству , проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям и действиям, не возможных в реальной жизни. Педагогу следует следить за тем, чтобы исключить из своего лексикона любого рода осуждения в адрес ребенка.

    Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания личности с высоким творческим потенциалом , хотя некоторые западные психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно «самовыражаться» . Но практика показывает, что такого невмешательства мало. Не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить свою творческую активность . Оказывается (и педагогическая практика доказывает это факт, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники , не теряя своеобразия творчества , могут создавать работы более высокого уровня, чем необученные этому сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд конкретных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

    Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей , нежели получаемый конечный результат их деятельности.

    В современных условиях, в соответствии с требованиями Стандарта, в детском саду для развития творческих способностей обучающихся реализуются следующие принципы : поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    А так же решаются такие задачи как : создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования , возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей .

    Образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития , развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности , которые представлены следующими направлениями развития : социально-коммуникативное развитие ; познавательное развитие ; речевое развитие ; художественно-эстетическое развитие и физическое развитие .

    Таким образом, способности - это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности. Они бывают : общие и специальные , теоретические и практические, учебные и творческие .

    Творческие способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний , умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Они включают в себя такие психические свойства личности, как : мышление, воображение, беглость, точность и оригинальность восприятия образов. Именно воображение можно считать одной из важнейших составляющих развития творческих способностей человека .

    Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству . Именно от того, насколько вовремя они начали развиваться , во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Поэтому, творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства. Творческая деятельность возникает не сразу, а достаточно медленно, развиваясь постепенно , от простых форм – к более сложным. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, свою специфику . Поэтому, педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо кроме прочих способностей обращать пристальное внимание на процесс развития творческих способностей у их воспитанников .

    Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо в иду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности. тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребёнку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И всё-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3 - 4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Способности

    Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

    Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.

    Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй - степень выраженности способностей.

    Способности классифицируются на:

    1. Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
    2. Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

    Специфические способности подразделяются на:

    1. Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы познавательные и практические.

    К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие . Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

    Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

    К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

    1. Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).

    В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

    Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические , лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.

    Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

    Уровни развития способностей:

    1. Способности ;
    2. Одарённость - следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
    3. Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
    4. Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

    Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

    К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».

    Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

    1. Особенности семейного воспитания . Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
    2. Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
    3. Создание предметно-развивающей среды.
    4. Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

    Приложение 3.1.1.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 83» г. Сыктывкара

    Консультация для воспитателей

    «Развитие способностей детей дошкольного возраста»

    Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

    Познавательные способности Сенсорные способности Интеллектуальные способности Творческие способности

    Наиболее эффективными формами для развития сенсорных способностей дошкольников являются: дидактические игры; моделирование сказок, художественных произведений; изобразительная деятельность;

    Для развития интеллектуальных способностей детей эффективны следующие формы: моделирование сказок, художественных произведений; разгадывание ребусов; изобразительная деятельность.

    Творческие способности детей дошкольного возраста можно развить, используя такие формы, как: речевые игры; сюжетно-ролевые игры (по сюжетам прочитанных произведений); литературные викторины, конкурсы, досуги, развлечения; театрализованная деятельность; изобразительная деятельность.


    Предпосылки развития способностей. Первые проявления становления способностей можно заметить уже в раннем детстве - склонность к какому-либо виду деятельности, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в 3-4 года. В раннем детстве - только закладываются общие предпосылки: освоение основных движений и предметных действий; формируется активная речь.

    Склонности - избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая его заниматься, и характеризующаяся по сравнению с интересом более устойчивым характером.

    Виды способностей дошкольника.

    В структуру общих способностей ребенка входят познавательные и практические способности.

    Познавательные способности необходимы для становления и формирования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, которые являются образным фундаментом интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Механизмом их функционирования считаются соответствующие им действия и операции (интеллектуальные действия): перцептивные; мнемонические; мыслительные; речевые; преобразовательные (креативные).

    Развитие и совершенствование интеллектуальных действий создают условия для формирования интеллектуальных умений: слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т.д.

    К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные (перцептивные), интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3-4 лет.

    Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например, стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

    Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.


    К практическим способностям дошкольника относят: организаторские и конструктивно-технические. Условиями их развития являются игра, конструирование, труд и т.д. Все эти виды детской деятельности имеют совместный, коллективный характер, поэтому наиболее благоприятны для развития организаторских способностей , зачатки которых уже проявляются в раннем детстве.

    Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели; планирование содержания; выбор средств для достижения цели; соотнесение полученного результата с предполагаемым; учёт мнения партнёров; распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого; умение решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого; оценивать отношение партнёров к порученному делу и др. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума, высокую коммуникативность.

    К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические способности: пространственное видение; пространственное воображение; умение представить предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию; умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Они формируются в конструктивной деятельности из разных материалов, конструкторов, при использовании технических игрушек.

    В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности , прежде всего художественные. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. У ребенка проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики, зарождаются литературные способности, проявляющиеся в сочинении сказок, стихов, считалок, дразнилок и т.д. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

    Детская одаренность.

    Одарённый ребёнок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получить и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

    К 3-5 годам исследовательская активность выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному; расширяется и исследовательский диапазон ребёнка. Это приводит к тому, что уже в 5-6 лет у талантливого дошкольника проявляются основные структурные компоненты одарённости : проблемность (постоянная открытость ребёнка к новому и обостряющееся стремление к поиску несоответствий, противоречий в окружающей действительности), оригинальность(выражает степень развития непохожести, нестандартности, неожиданности, необычности в решении предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем), прогнозирование(предвосхищение, обеспечивающее возможность более быстрого нахождения решения проблем), создание идеальных эталонов.

    В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность (дивергентные способности ) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (например, вне занятий), критериями которой являются беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность.

    Можно определить три группы одарённых детей (Н.С. Лейтес).

    1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

    2. Дети с ранней умственной специализацией . Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники). По «своему» предмету ребёнок может выделяться, значительно превосходить других детей лёгкостью, с какой ему даётся специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усвоить и творчески участвовать в работе.

    3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

    В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребёнка. А с другой стороны, одарённые дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые должны формировать у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам.

    Поэтому в общении с одарённым ребёнком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям ребёнка, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим его делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставлять время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.

    Трудности у таких детей проявляются и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для одарённых детей не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одарённых детей сверстников примерно такого же уровня психологического развития.

    Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самому себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удаётся решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. Поэтому взрослый должен помочь ребёнку поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

    Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддерживать, но и направлять в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности.

    Условия для развития способностей и проявления одаренности детей.

    Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности дошкольника в разных видах деятельности, но в то же время избегать ранней специализации. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребёнок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребёнка. С этой целью создается предметная среда, где ребенку предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр. Взрослые должны помочь проявить ребёнку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям. На развитие способностей дошкольника благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлечённости, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.

    В дошкольных учреждениях созданы условия для развития музыкальных способностей: регулярно проводимые музыкальные занятия, включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми, использования музыки в игровой, бытовой деятельности и т.д.

    Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-художественной деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

    Гениями не рождаются - ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится играть на арфе. Просто так научится, сам по себе. Так не бывает. Чем больше взрослые вложат в воспитание и развитие наших детей, тем больших результатов удастся добиться в будущем. Развитие творческих способностей детей - задача нелегкая, требующая огромного количества времени и усилий. Но когда мы воочию увидим плоды своего труда (а именно результаты продуктивной деятельности ребенка, нашей гордости не будет предела. Творческое развитие детей - ежедневный труд.

    Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

    Способности - это определенные качества, умения и навыки, которые отличают одного человека от другого. Фактически это индивидуальность человека. Дискуссионным остается вопрос о наследовании некоторых творческих способностей. Неоспоримо лишь то, что определенные физиологические особенности человеческого мозга обусловливают их наличие или отсутствие. Изначально в ребенке заложены некие антропометрические данные, которые будут способствовать дальнейшему развитию творческого потенциала. У баскетболистов это рост, у пианистов - длинные и тонкие пальцы, у атлетов - специфическое телосложение, которое принято называть атлетическим. Психоэмоциональные качества тоже имеют важное значение. Это и темперамент, и особенности памяти, внимание и многое другое. Совокупность таких врожденных данных - это задатки. То, что дано изначально, от природы.

    Для формирования творческих способностей детей необходимы некоторые факторы:

    Наличие задатков;

    Общее эстетическое воспитание;

    Здоровое соперничество;

    Возможность развиваться в том виде деятельности, к которому есть интерес.

    От того, как часто ребёнок будет пользоваться своими способностями, напрямую зависит, каких ему удастся достичь успехов. Одни дети не без помощи и общего руководства взрослых развивают свой творческий потенциал, другие могут так никогда и не узнать об их наличии. Таким образом, гениальность - это «способности + годы тренировок».

    Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

    Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

    Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период формирования всех познавательных процессов и, соответственно, мышления и творческого воображения.

    Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать. Ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравиться не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться дошкольном возрасте, формируется познания действительности - наглядно-образное мышление, восприятие, образную память, воображение, т. е в создание образного фундамента интеллекта. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И мы взрослые поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различноевиды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для бедующей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно и независимо, чем у взрослого, и его нужно развивать от этого будет зависеть творческий потенциал взрослого человека

    Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления и интеллектуальных способностей.

    Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для формирования творческих способностей у детей. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно- эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

    Хочу представить кружки, которые проводят педагоги в нашем детском саду:

    Художественное конструирование из бумаги для детей дошкольного возраста 3-4 лет в кружке:

    «Волшебный квиллинг».

    Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

    В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Идёт развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление

    «Пластилиновое чудо» для детей 4- 5 лет.

    Программа предполагает развитие изобразительных способностей детей на основе нетрадиционной техники рисования – пластилинографии.

    Идёт развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей детей, художественного вкуса, фантазии, воспитание у детей 4 - 5 лет интереса к изобразительной деятельности, желания работать в коллективе.

    «Журавушка»

    развитие конструктивных способностей детей по работе с бумагой в технике оригами и бумагопластике.

    Развитие творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, развитие художественно эстетического вкус, развитие конструктивного мышления.

    www.maam.ru

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

    (В. А. Сухомлинский)

    «Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты».

    Синити Судзуки.

    Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

    Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

    Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

    Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия, а главное - создание для него пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка, на время, становится чистый лист бумаги, грамотно подобранное, с учетом интересов детей, занятие и игра.

    Работая воспитателем в детском саду, я поняла, что если у детей хорошее настроение, я смогу научить их чему угодно. Обучение является очень важной частью моей работы, но внешне оно выглядит веселой занимательной игрой. Мои воспитанники уверены, что они просто играют, и никогда не подозревают, что их чему-то учат. Готовность к восприятию и познанию окружающего мира, умение рассуждать, улучшение моторики и координации движений приходят как бы исподволь. Но, начав заниматься с ребенком, очень скоро замечаешь, что он стал быстрее развиваться, лучше ориентироваться в окружающей среде, научился сосредотачиваться и у него появляется чувство независимости, уверенности, анализирует свои поступки и перестает баловаться. Много полезного дети получают от взрослых, которые могут открыть и объяснить тайны, привлечь внимание к неизвестному.

    Взрослый, будь он родитель или педагог, является в этом случае «гончаром, а ребенок – глиной в его руках» и, воспользовавшись этим благодатным периодом, называемым – детство, можно слепить из него личность, который может творчески подходить к решению разных проблем. Например, смотря с ребенком на лист растения, можно показать ему прожилки, форму и размер листа и какой разный он с каждой стороны на ощупь. Я считаю, что способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если мы, взрослые, научим его замечать даже самые мелкие детали окружающей среды. Эта способность очень важна для умственного развития малыша - ведь любознательность ребенка легко увлечь, если он научится внимательно наблюдать и оценивать явления природы. Самые крошечные и, казалось бы, незначительные детали могут поведать ему об очень многом. Например, возьмите картинку, изображающую семью, отдыхающую с котом на берегу реки. Спросите ребенка, что он думает о картинке: сколько дней семья на отдыхе, какая помощь от кота, теплая ли вода в реке, кто может выйти из леса, что замышляют дети? Используя свои способности наблюдать и изобретать и фантазию ребенка, чтобы ответить на эти вопросы, можно насладиться игрой, вообразив настоящий берег реки с палаткой прямо в комнате и изображая супер сыщиков. Играя с ребенком надо помнить, что крайне важно уметь слушать его и вызывать на разговор. Какие интересные, неожиданные и бесхитростные бывают порой высказывания детей. Их чистота и непосредственность восприятия может вернуть нам способность удивляться. Беседа с ребенком доставляет большое удовольствие, из нее можно многое узнать о том, как он воспринимает мир.

    Еще одна прекрасная возможность развития творческих способностей ребенка - постановка спектаклей. Перевоплощаясь в разных персонажей, ребенок имеет возможность познакомиться с очень разными сторонами жизни и как бы подготовиться к новым ситуациям и обязанностям, которые могут встретиться на его, непростом в наше время, жизненном пути. В театральном действии он становится деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом. Такое перевоплощение развивает интеллект, воспитывает способность сопереживать и понимать. Захваченный игрой в спектакле и проявляя активность, ребенок использует свои физические и умственные способности.

    Но здесь очень важна одна деталь. Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно возросло, необходимо предоставлять ему свободу выбора занятий, партнеров по деятельности, общению и т. д. То есть создать ему то пространство выбора и доверия, которое позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и возможности.

    Еще один важный момент из моей практики, на который я хотела бы обратить внимание – это продолжительность игры. Игры, представленные в программе «Занимательная мозаика», обучающие, но обучение - это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «не докормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему всё время хотелось ещё. Также в ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Для этого целесообразно заканчивать любой урок с детьми, теми упражнениями, теми элементами, которые ему хорошо удаются. Бывают ситуации, когда мы видим, что ребенок не настроен соответствующим образом на игру, или потерял интерес, тогда необходимо прекратить игру, или предложить альтернативу. Нужно вовремя прервать упражнения, не дав закрепиться неудовольствию. Отсутствие принуждения - принцип, которым я руководствуюсь. Лучше ничего не делать, чем вызывать у ребёнка скуку. Если я вижу, что ребенку не интересно, я предлагаю ему самому выбрать задание (из существующих вариантов, что более успешно развивает интерес и навыки самостоятельной работы. Некоторые игры–занятия можно положить в основу проектной работы, растягивая их выполнение, на несколько занятий. Этот принцип повышает мотивацию к обучению.

    На основании выше сказанного можно сделать вывод: следует всегда заканчивать занятия на мажорной ноте, на радости достигнутого успеха.

    И последнее, на что я хотела обратить внимание – это семья. Известно, что первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, «опираясь» на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей.

    В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса. В связи с этим и с семьей происходят радикальные изменения, отражающие преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех. (Н. М. Лебедева, М. С. Яницкий и др.) Супруги всё более стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н. Г. Марковская, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи. А ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

    Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Ведь с рождения ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его будущее.

    www.maam.ru

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125»

    Взаимодействие с родителями

    по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр»

    Подготовила: Осипова Татьяна Владимировна

    Консультация для родителей

    «Театрализованная деятельность в детском саду»

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

    Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

    «Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

    Б. М. Теплов

    Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

    Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

    Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

    Упражнения по формированию выразительности исполнения(вербальной и невербальной) ;

    Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

    Построение среды для театрализованной деятельности.

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

    Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

    Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

    Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

    Возрастные и полоролевые особенности;

    Театр и родители?!

    Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

    Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

    Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

    Консультация для родителей

    «Развитие детей в театрализованной деятельности»

    «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

    Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

    Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

    На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

    Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

    Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

    Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка.

    В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком.Бумажный пакетикможет превратиться в весёлого человечка.

    На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки.

    На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок.Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

    Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и,конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

    Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

    Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных) . Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

    Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.

    С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

    Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

    Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

    Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.) .

    Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии:

    Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

    Мы немножко поиграли,А теперь в кружок мы встали.Ты загадку отгадай.

    Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

    Игра «Иностранец»

    Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

    Упражнения

    1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

    2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм) , за шахматной доской, на рыбалке (клюет) .

    Игры со скороговорками

    Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз) . Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

    Варианты скороговорок:

    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    Король – орел, орел-король.

    У Сени и Сани в сетях сом с усами.

    Испорченный телефон

    Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

    Пальчиковые игры со словами

    Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

    Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

    Пантомимические этюды и упражнения

    Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

    Покажите, как:

    Материал nsportal.ru

    1.1 Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

    2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста

    1 Программа и методики исследования

    2 Результаты исследования, их анализ и интерпретация

    Заключение

    Приложения

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

    Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

    Предмет исследования - творческие способности детей дошкольного возраста.

    Объект исследования - воспитанники дошкольного образовательного учреждения развивающего вида № 923 города Москвы.

    Цель исследования - изучение творческих способностей у детей дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать литературу по теме исследования.

    2. Изучить особенности развития и компоненты творческих способностей у дошкольников.

    Выявить критерии одарённости у детей дошкольного возраста.

    Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния интеллекта на творческие способности у детей дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования - творческие способности дошкольника не зависят от уровня развития его интеллекта.

    Методы исследования:

    теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы;

    эмпирические методы: наблюдение, тестирование;

    Глава 1. Теоретические основы формирования способностей человека

    1.1Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

    Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающий определённый уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причём выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

    Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешность её в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий.

    Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков.

    Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

    Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей.

    Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

    Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как строительный материал в построение его способностей.

    Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний.

    Можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

    Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вероятно, что данному индивиду потребу

    Абсолютно каждый ребенок талантлив от природы. Самые яркие личностные способности детей проявляются уже в самом раннем возрасте. А когда ребенок становится младшим школьником, своевременная диагностика его способностей окажет неоспоримую помощь для дальнейшего воспитания и развития имеющегося потенциала. О том, какие бывают способности у детей, и как узнать, какие способности есть у вашего ребенка, вы можете прочесть на этой странице.

    Что считают личностными способностями ребенка

    Для начала надо уяснить, что считают способностями ребенка. Способности - это индивидуальные психологические особенности человека, благодаря которым он успешно осваивает различные виды деятельности. Но нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными у ребенка могут быть лишь различные физиологические и психологические свойства, которые психологи и педагоги называют задатками. Именно они лежат в основе развития способностей. Задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

    Так, например, пластичные мышцы и подвижный опорно-двигательный аппарат могут служить основанием для развития спортивных или танцевальных способностей. Задатки заключают в себе возможности для развития тех или иных способностей, какими обладает ребенок, но происходит это лишь в процессе воспитания и обучения. Поэтому для родителей крайне важным является выявление заложенных задатков, для того чтобы в дальнейшем успешно и самое главное целенаправленно их развивать и формировать тем самым способности.

    Педагоги, пользующиеся методиками Вальфдорской школы воспитания, рассматривают ребенка как гармоничную личность во всех ее проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических. Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, - создателем. Тот, который учится работать руками, головой и сердцем, - творцом. Склонности - это самый первый признак зарождающейся способности. Склонность у ребенка проявляется в том, что он стремится к какой-то определенной деятельности, например рисованию или игре на музыкальном инструменте. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что способности представляют собой тесное переплетение врожденных и приобретенных особенностей.

    Классификация, какие бывают способности у детей

    Для того чтобы понять, какими талантами наделен их ребенок, родителям необходимо знать, какие способности существуют теоретически. Психологи классифицируют все задатки в соответствии с несколькими сферами деятельности.

    Классификация способностей детей представлена в таблице:

    Сфера деятельности, в которой проявля­ются способности

    Характеристика ребенка

    Интеллектуальная

    Наблюдателен, любознателен, имеет отличную память, с интересом и легко учится всему новому, знает намного больше своих сверстников, умеет хорошо и логически верно излагать свои мысли

    Академическиедостижения

    Чтение: ребенок любит читать и делает это с удовольствием, использует в своей речи богатый словарный запас, сосредо­точен и внимателен, когда ему читают, способен надолго удерживать в памяти символы, буквы и слова, с удовольстви­ем демонстрирует свое умение читать

    Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и иному, обнаруживает весьма необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических симво­лов (цифр и знаков), без затруднений выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (по часам, календарю) или денег

    Художественная деятельность

    Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способно­сти к классификации, любит задавать вопросы о происхождении предметов и их функциях

    Изобразительное искусство: проявля­ет интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, осознанно строит компози­ции из картин или рисунков

    Музыка: проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удоволь­ствием подпевает

    Двигательная:

    Проявляет повышенный интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики, любит подвижные игры, обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому), хорошо удерживает равновесие, для своего возраста обладает исключитель­ной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы)

    Каждая сфера деятельности, которая представлена в таблице, характеризует ребенка с той или другой стороны, и именно она поможет родителям установить наличие тех или иных задатков у детей. Конечно, эта классификация способностей ребенка не может дать точной информации о времени выявления талантов, но, несомненно, укажет на их общее направление.

    Диагностика способностей младшего школьника: как узнать, какими способностями обладает ребенок

    Понятно, что ни один, даже самый квалифицированный специалист не может знать ребенка лучше, чем члены его семьи. Поэтому выявление склонностей ребенка в раннем возрасте полностью зависит от его родителей и близких родственников.

    Наблюдение - один из самых распространенных методов диагностики способностей детей. Изучая склонности и привычки своего ребенка, родители способны составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и многих других психических функций.

    Если родители будут уделять большое внимание познавательной активности своего ребенка, это поможет определить, в какой сфере следует раскрывать дарования малыша.

    Педагоги и психологи в своей практике используют, как правило, два основных метода диагностики способностей ребенка. Первый основан на системе единой оценки, т. е. используется единственный тест, который выявляет уровень его интеллектуального развития. В основе второго метода диагностики способностей школьников лежит комплексное обследование. Оно включает в себя всевозможные методы и приемы, выводы которых помогают педагогам и психологам составить более полное представление об уровне развития ребенка.

    В последнее время многие результаты тестирования детей психологи и педагоги дополняют всевозможными опросниками и анкетами, которые заполняют родители, так как диагностика детей должна опираться не только на результаты тестов, но и на системные наблюдения, производимые ими в разные периоды жизни ребенка. Они важны еще и потому, что обнаруживают те или иные редко встречавшиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка.

    Родителям, используя методы диагностики способностей, можно вести дневники наблюдений за детьми. Такие записи помогут в дальнейшем выделить те занятия, которые будут доставлять ребенку большую радость. Они станут не только ценным исследовательским материалом, но и позволят сохранять в памяти яркие и запоминающиеся моменты развития ребенка.

    Также следует отметить, что проблема диагностики выявления способностей у детей достаточно сложна, она требует полной согласованности и последовательности совместных действий родителей и специалистов высокой квалификации, занимающихся этими проблемами.

    Статья прочитана 9 263 раз(a).



    Похожие статьи