• Педсовет по фгос художественно эстетическому развитию. Педсовет «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДО

    23.09.2019

    «От того, как прошло детство, кто вёл
    ребенка за руку в детские годы, что вошло
    в его разум и сердце из окружающего мира -
    от этого в решающей степени зависит, каким
    человеком станет сегодняшний малыш».
    В.А.Сухомлинский

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

    В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

    Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

    Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

    Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
    Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

    Информационно-аналитическое направление

    С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

    Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

    Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

    • Родители - лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
    • Родители - исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
    • Родители - критические наблюдатели .

    Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

    • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
    • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
    • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

    У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

    Познавательное направление

    Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
    Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

    1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
    2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
    3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

    Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

    1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
    2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

    С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

    • посещение семей воспитанников на дому
    • общие и групповые родительские собрания
    • консультации
    • занятия с участием родителей
    • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
    • совместные экскурсии
    • Дни общения
    • Дни добрых дел
    • Дни открытых дверей
    • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
    • оформление фотомонтажей
    • совместное создание предметно-развивающей среды
    • утренние приветствия
    • работа с родительским комитетом группы
    • беседы с детьми и родителями
    • тренинги
    • семинар-практикум
    • родительские гостиные
    • телефон Доверия
    • почта Доверия
    • семейный вернисаж.

    В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

    Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

    Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

    Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

    К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

    Родители у нас - народ прекрасный,
    Смысл воспитания для них, предельно ясен.
    Ведь только творчество и труд,
    Нам личность в будущем дадут.

    Спасибо вам за труд большой,
    За все, что сделано с душой!

    В группе папа есть у нас,
    Он помощник просто класс.
    Пилит, чинит и строгает,
    Во всем нам очень помогает.

    Папы, мамы - молодцы!
    Во всем нам помогают.
    Белят, красят и поют,
    И в игры играют.

    Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

    Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе .

    Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Винни-Пуху», «Мы - дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

    Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».

    Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

    На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

    Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

    Наглядно-информационное направление

    Наглядно-информационное направление включает в себя:

    • родительские уголки
    • папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
    • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
    • библиотека - передвижка
    • фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»
    • фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»
    • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни»,
      «Учись быть папой»
    • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
    • копилка Добрых дел.

    Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Носики - курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

    Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

    Досуговое направление

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

    • праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
    • развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
    • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
    • спортивные досуги «Семья - здоровый образ жизни», «День Взросления»
    • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
    • совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
    • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо - чадо»
    • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
    • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
    • совместные походы «В мир прекрасного
    • экскурсии «Мы - друзья природы», «Защитим свою природу»

    Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

    1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
    2. Консультации для родителей
    3. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
    4. Распределение ролей взрослых
    5. Изготовление пригласительных билетов.
    6. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
    7. Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
    8. Индивидуальные встречи и консультации
    9. Изготовление атрибутов, пособий.

    Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

    Было немного страшно проводить первый семейный праздник : дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

    Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

    Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами:

    Берегите друг друга!
    Добротой согревайте!
    Берегите друг друга,
    Обижать не давайте.
    Берегите друг друга,
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга,
    Рядом вместе побудьте!
    (0. Высоцкая)

    При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

    В.А.Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила - пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

    Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

    В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

    С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют.

    Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

    Очень необычно у нас оформлен «Уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но стоило появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок - украшение нашей приемной.

    Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

    Итог - уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
    Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

    На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

    Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

    Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

    Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

    Анализ работы с родителями.

    Цель работы с родителями: включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

    Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник, главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

    Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе. Задача классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.

    Задолго до начала поступления детей в школу, я начинаю изучать семью (это составление анкет, посещение род. собраний, беседы, консультации по вопросам предстоящей учебы, организовываю заказ и приобретение рабочих тетрадей). В итоге составляю социальный паспорт родителей класса.

    Проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса.

    Родители моих детей активные и непосредственные участники образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогают в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствуют на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. С их участием более интересной становится жизнь в классе, значительно быстрее решаются учебно-воспитательные, досуговые, социально-бытовые проблемы, заметно повышается результативность процесса воспитания детей.

    В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.

    1. Родительские собрания. Заранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий. На первом родительском собрании в начале учебного года знакомлю родителей с основными учебно-воспитательными задачами на этот год. Здесь же предлагаю родителям решить, кто из них и как будет участвовать в работе класса. И родители по желанию делятся на группы.

    2. Работа родительского комитета. В его состав входят (председатель, казначей, ответственный за передачу информации) – это наиболее активные родители. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год. Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями (например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др). Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.

    3. Индивидуальные беседы и консультации. Для их проведения я стараюсь привлекать психолога, библиотекаря, администрацию, и других родителей. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания конкретных учащихся. Из опыта работы заметила, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.

    4. Праздники. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу.

    Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Анализ плана мероприятий по работе с родителями в соответствии с возрастной группой ДОУ

    Задание: осуществите анализ плана мероприятий по работе с родителями по следующему алгоритму:

    1. Ознакомьтесь с годовым планом ДОУ. Выпишите планируемые задачи годового плана.

    2. Соотнесите годовой план ДОУ с перспективным планом воспитателя определенной возрастной группы (по выбору). Определите, соответствуют ли темы собраний перспективного планирования годовым задачам ДОУ.

    3. Выпишите традиционные формы работы с родителями из перспективного плана работы воспитателя.

    4. Выпишите не традиционные формы работы с родителями.

    Форма отчетности:

    · анализ плана мероприятий по работе с родителями в соответствии с возрастной группой ДОУ (должен быть проверен и подписан старшим воспитателем);

    · годовой план ДОО по работе с родителями;

    · перспективный план воспитателя по работе с родителями любой возрастной группы (по выбору).


    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Подбор диагностического инструментария по изучению особенностей семьи и семейного воспитания

    Задание: осуществите подбор диагностического инструментария (анкет) по изучению особенностей семьи и семейного воспитания в любой возрастной группе (по выбору) в соответствии четырем направлениям:

    1. Общие сведения о семье(возраст, образование, профессия, состав семьи)

    2. Семейный микроклимат (степень участия в воспитании мамы и папы, взаимоотношения дошкольника с близкими людьми и т.п.)

    3. Педагогические возможности семьи (социально-образовательный потенциал семьи, уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей)

    4. Социальные и педагогические потребности семьи(удовлетворенность работой ДОУ, социально-образовательные запросы родителей, выбор форм взаимодействия в зависимости от семейных возможностей и т.д.).

    Форма отчетности:

    · Один диагностический инструментарий по каждому направлению используемый педагогом ДОО или подобранный вами самостоятельно (каждый диагностический инструментарий должен быть проверен и подписанстаршим воспитателем).


    ПРИЛОЖЕНИЕ В

    Анализ консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

    Задание: проанализируйте родительский уголок в любой возрастной группе (по выбору) на соответствие требованиям оформления родительского уголка. Результат анализа оформите в виде таблицы (таблица 1)

    Таблица 1

    Требования к оформлению родительского уголка:

    1. Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.

    2. При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

    3. Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части - текст, 6 - иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

    4. Необходим стенд с информацией о тематике образовательного процесса в данной группе, с возможными вариантами совместных семейных заданий.

    5. Следует создать резерв для обмена информацией между участниками образовательного процесса.

    Возможные разделы

    1. Планшет о возрастных особенностях детей вашей группы (информация об особенностях физического, познавательного, социально-личностного, эстетического развития детей). Материал обновляется в течение года.

    2. «Наша жизнь день за днем». Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии. Материал постоянно обновляется

    4. «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

    5. Режим возрастной группы. Расписывается содержание каждого режимного момента, что бы родители понимали, в чем назначение каждого элемента для развития, обучения и воспитания детей.

    6. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д.

    8. Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях.

    9. Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или, если это необходимо, имеют постоянную рубрику в уголке для родителей.

    Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов. Целью данной формы является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

    Форма отчетности:

    · Анализ родительского уголка, оформленный в виде таблицы (в цветном варианте) (должен быть проверен и подписанвоспитателем)


    ПРИЛОЖЕНИЕ Г

    Наблюдение одной из форм работы с семьей

    Задания:

    Осуществите наблюдение одной из форм работы с семьей (родительское собрание, беседа, мастер-класс и т.п.) в любой возрастной группе (по выбору) и оформите его анализ.

    Алгоритм анализа формы работы:

    · Тема мероприятия

    · Актуальность выбранной темы, соответствует ли она целям, задачам воспитания данной группы?

    · Форма проведения

    · По чьей инициативе возникла необходимость в данном мероприятии?

    · Участники мероприятия, их количество

    · Возрастная группа родителей

    · Заинтересованность родителей, тематика задаваемых вопросов воспитателю

    · Использование наглядно-демонстрационного материала;

    · Длительность мероприятия по времени

    · План мероприятия (Таблица 2)

    Таблица 2

    2.Спроектируйте свое мероприятие с родителями в любой возрастной группе (по выбору), в соответствии с выбором детского сада (осуществите подбор материала по выбранной теме, согласуйте его с наставником по практике). Составьте конспект по следующей схеме:

    · Тема мероприятия

    · Форма проведения

    · Цель мероприятия

    · Участники

    · Ход мероприятия (оформите план-конспект в соответствии с алгоритмом: вводная, основная, заключительная части)

    · Используемые источники

    Форма отчетности:

    · Анализ наблюдения одной из форм работы с семьей

    · Конспект запланированного мероприятия с родителями (должен быть проверен и подписанстаршим воспитателем)


    ПРИЛОЖЕНИЕ Д

    Управление Общего Образования администрации города Обнинска

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр Развития Ребенка – детский сад «Россиянка»

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:

    « Работа с родителями в детском саду»

    Выполнила:

    воспитатель разновозрастной группы №9

    Москаленко С.Н.

    Обнинск, 2012

    Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи

    Как утверждает Т.А.Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» .

    Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

    По мнению Т.А.Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

    "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

    Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

    "Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

    Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

    В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

    Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

    Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.

    Формы общения педагога с родителями в детском саду

    Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

    Презентация дошкольного учреждения

    Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

    В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

    Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

    Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

    Педагогический совет с участием родителей

    Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

    Ход педсовета

    Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

    Анкетирование родителей.

    Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

    Подведение итогов анкетирования.

    Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

    Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

    Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

    Посещение семьи

    Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

    Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

    Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

    Педагогические беседы с родителями

    Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

    Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

    Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

    Тематические консультации

    Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

    Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

    Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

    Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

    Групповые собрания родителей

    На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

    Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

    По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

    "Круглый стол" с родителями

    Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

    На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

    Конференция с родителями

    На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

    Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

    Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

    Обыгрывание ситуаций - конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

    Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

    Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

    Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

    Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

    Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

    Тематика конференций для родителей

    1. Эстетическое воспитание дошкольников.
    2. Растим будущих мам и пап.
    3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
    4. "Школьное завтра" наших детей.

    Общие собрания родителей

    На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

    На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

    Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

    Наглядная пропаганда

    В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

    Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

    С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

    Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

    В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

    Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).

    Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.

    Первые визиты в детский сад.

    Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

    Вводные собрания.

    После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

    Когда приводить и забирать ребенка

    Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

    Телефонные звонки.

    Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

    Конференции родителей и воспитателей.

    Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

    Как использовать письменные формы общения?

    Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

    Брошюры.

    Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

    Пособия.

    Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

    Бюллетень.

    Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

    Еженедельные записки.

    Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

    Неформальные записки.

    Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

    Личные блокноты.

    Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

    Доска объявлений.

    Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

    Ящик для предложений.

    Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

    Отчеты.

    Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

    Существуют приемы создания ролей для родителей.

    Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

    Гость группы.

    Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

    Доброволец.

    У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

    Член родительского совета.

    Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

    Сотрудничество родителей друг с другом.

    Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

    Информация для родителей и их обучение.

    Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

    Неформальные встречи родителей и воспитателей.

    Это тематические встречи, вечера и т. п.

    Использование коммуникативных ресурсов.

    Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

    Обмен литературой.

    Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

    В современном детском саду необходимо использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, педагогам необходимо вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

    Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interact», где «inter» - это взаимный, а «act» - действовать.

    Интерактивный – означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.

    Использование интерактивных методов позволяет мне решать следующие психолого-педагогических задачи:

    Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию:

    В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

    Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительских установок:

    Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения.

    Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами:

    Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

    Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

    Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

    На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

    Анализ результативности моего опыта показал следующее:

    У родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

    Родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

    Возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

    Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

    Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

    Библиография

    1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

    2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

    4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

    5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)

    5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.

    6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

    8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

    9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

    10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.




    Похожие статьи