• Педагогический проект: «Роль отца в воспитании ребёнка. Сценарий игротренинга с папами

    01.05.2019

    Уважаемые папа и дедушки!

    Нам всем знакомо выражение «хороший отец», «хорошая семья». А что для Вас, означает понятие «идеальная семья», «хороший отец»? (обсуждение мнений родителей)

    Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи, многие мужчины даже представить себе не могут, что они будут вовлечены в ежедневную кропотливую работу по уходу за детьми. Между тем, отец имеет важнейшее значение для развития ребёнка с самого момента рождения.

    Многие психологи утверждают, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них - папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать.

    Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.

    С течением времени "дефицит любви" не исчезает, тоска по отцовской любви оборачивается для ребенка неврозами, склонностью к формированию различных зависимостей, к стремлению привязать к себе окружающих любыми способами.

    Отсутствие психо-эмоциональной связи с отцом приводит к излишней агрессии в период полового созревания. Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной связи с отцом. Также эти люди страдают от чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды страхов.

    Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей. Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован. Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? (обсуждение с родителями)

    Известно, что дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу, но это не значит, что дети не нуждаются в отце. Счастливы и самодостаточны те дети, которые с самого рождения были окружены любовью родителей. Они чувствуют себя более защищенными и уверенными в себе.

    Поэтому не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, так как его вклад в воспитание ребенка очень важен. Дело не в том, что он знает больше, чем мама, - он знает то, чего она не знает. Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала.

    Именно отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих. Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Роль папы представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета, особенно для мальчиков. Отец - олицетворение дисциплины и порядка. Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Для сына отец является примером, моделью для подражания.

    Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности будущего мужчины. В соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты, такие как, потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и душевная сила.

    Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша на маминых руках к мальчику, а потом к юноше.

    Именно отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Как правило, папы меньше опекают детей, предоставляя им больше самостоятельности, тем самым, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Это способствует ускорение адаптации к социальным условиям

    Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между папой и мамой как образец или даже сценарий своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начинает искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин.

    А как вы проводите свое свободное время с ребенком?

    Какие трудности у Вас, возникают при общении со своим ребенком?

    (Ответы родителей).

    Надеемся, что итогом нашей встречи станет не навязывание Вам, определенных штампов взаимоотношений с ребенком, а послужит, началом новых гармоничных отношений, построенных на понимании и принятии своего ребенка.

    Для того чтобы максимально помочь вам, в возникших трудностях при воспитания своего ребенка предлагаем Вам, ответить на ряд вопросов.

    ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮ

    I. Написать плакат.

    «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари )

    II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.

    III. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.

    IV. Провести анкетирование отцов.

    1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
    2. Сколько времени вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
    3. Просит ли вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
    4. Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях?
    5. Курите ли вы в комнате, где находится ребенок?
    6. Какие у вас трудности в общении с детьми?
    7. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
    8. Есть ли у вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
    9. Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?
    10. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

    V. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы.

    а) Ты любишь своего папу? За что?
    б) Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?
    в) Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
    г) Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
    д) Кем работает папа? Чем занят на работе?
    е) Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
    ж) Какой твой папа: добрый или строгий?

    VI. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап.

    VII. Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап».

    VIII. Нарисовать картинку для конкурса «Что бы это значило?»

    IX. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

    X. Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.

    ХОД СОБРАНИЯ

    Звучит песня «Папа может все».

    Воспитатель. Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.

    Включается запись ответов детей на вопрос: «За что ты любишь своего папу?»

    Вопросы отцам

    Какова ваша роль в семье?
    Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
    Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

    (Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

    Воспитатель . Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца .
    Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

    Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

    Музыкальная пауза

    Вопросы отцам

    Какие интересы вас объединяют с детьми?
    Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
    Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

    Воспитатель. Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?

    Чем твой папа занят вечерами?
    Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?
    Что ты любишь делать вместе с папой?
    Чему тебя научил папа?
    Воспитатель обобщает ответы детей.

    Воспитатель . Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

    Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.
    Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости.
    Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.
    Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни.

    Музыкальная пауза

    Воспитатель . Представьте себе ситуацию: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела?» - спрашивает он с теплотой в голосе. «Хорошо», - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец. - Чем занимался? Как вел себя?» Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?

    Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

    Кем работает отец?
    Что он делает на работе?
    О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

    Воспитатель. Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.
    Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.
    Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?
    Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили.

    Музыкальная пауза

    Воспитатель. Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: «Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?
    Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

    Музыкальная пуаза

    Вопросы отцам

    Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого?
    Как по-вашему, есть ли у вас авторитет?
    Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

    Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

    Добрый или строгий твой папа?
    Почему ты так считаешь?

    Воспитатель . А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье.
    В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!
    В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.
    Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

    Музыкальная пауза

    Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасности в быту.

    Магнитофонная запись ответов детей на вопрос.

    Если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?

    Воспитатель . Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние - от мужа, отца.
    Расширяются ли у вас обязанности в семье?
    Разрешите вам зачитать благодарности некоторых ваших жен за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате).
    Воспитатель зачитывает.
    Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.
    Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.
    Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.

    Проведение конкурса «Что бы это значило».

    Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарности отцам.

    Воспитатель. А сейчас мы все вместе будем пить чай и участвовать в конкурсах.

    Надежда МЕТЕНОВА,
    г. Ярославль

    Родительское собрание

    «Роль отца в воспитании детей»

    Цель : повысить успешность социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.

    Задача : повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании их собственных детей.

    План проведения

      Вступление

      Мини – дискуссия по анкетам

      Чтение стихов о папе

      Заключительный этап

      Посещение выставки рисунков « Я и мой папа»

      Чаепитие

    Подготовительный этап:

    1.Оформить приглашение отцам на родительское собрание.

    2. Интервью о папе с ребёнком.

    3. Разучивание с детьми стихотворений о папе.

    4. Провести анкетирование отцов.

    5. Подготовить выставку рисунков « Я и мой папа»

    1. Вступление

    Звучит песня: « Папа может, папа может всё, что угодно…»

    Воспитатель: Добрый вечер уважаемые папы! Спасибо всем, что нашли время посетить наше дошкольное учреждение. Тема нашего собрания: « Роль отца в воспитании детей».

    Сегодня мы хотим поговорить о вас, отцах. Отец! Какое это гордое звание. В нём всё и доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость и конечно любовь к детям.

    Роль отца в воспитании детей не менее важна, чем роль любящей матери.

    Отец для девочки – это первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными.

    Мальчик нуждается в обществе отца, в его любви, дружбе и понимании. Мальчик начнёт чувствовать себя мужчиной и брать пример с того мужчины, который находится рядом, и пользуется его расположением. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен, как можно больше проводить время с сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.

    Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены и детей.

    Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно – бытовой деятельности семьи и наравне с женой выполняет весь объём домашней работы.

    Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия.

    Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

    Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы ваши дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми.

    2. Мини – дискуссия по анкетам.

    Воспитатель:

    Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе?

    Какова роль отца в семье?

    Что вы считаете главным в воспитании ребёнка?

    Есть ли у вас с ребёнком общие интересы и любимые занятия? Какие?

    (Зачитываются 3 – 4 ответа из анкет).

    За несколько дней до собрания мы записали рассказы-интервью детей по самым различным вопросам, один из них звучал так: « За что ты любишь своего папу?» А сейчас посмотрите и послушайте, что дети говорят о Вас.

    (Педагог должен соблюдать педагогическую этику. Если ребёнок негативно отвечал на вопрос, то данное интервью ребёнка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и индивидуально обсудить данную проблему с отцом.)

    Вопросы для интервью:

    Ты любишь своего папу? За что?

    Чем занимаетесь в свободное время с папой?

    Чем папа занят вечерами?

    Когда вы с папой вместе, о чём беседуете? Какие папа задаёт тебе вопросы? О чём ты его спрашиваешь?

    Тебя папа ругает? За что?

    Какой твой папа – добрый или строгий?

    Что ты с папой любишь делать?

    Когда ты вырастешь, каким будешь папой?

    А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее.

    (Отцам предлагается подготовить рассказ о своём ребёнке)

    Вопросы для подготовки рассказа о ребёнке:

    Растёт ли ваш ребёнок счастливым и здоровым?

    Часто ли он смеётся?

    Как часто он огорчается?

    Любит ли ваш ребёнок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?

    Много ли вопросов задаёт ваш ребёнок?

    Что он умеет делать очень хорошо?

    Бывают ли случаи, когда ваш ребёнок говорит неправду?

    Во что любит играть ваш ребёнок?

    Как вы думаете, ваш ребёнок любит вас? Что даёт вам основания так думать?

    (Воспитатель обобщает ответы отцов)

    Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребёнка дело непростое. Главное - не опоздать! Главное – с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность проводить как можно больше времени вместе. Пусть на всех жизненных поворотах ребёнка поддерживает понимание: мой папа всё может, всё умеет.

    3. Предложить папам послушать стихи :

    Папа, ты самый хороший на свете,

    Лучший отец на огромной планете!

    Как я тобой восхищаюсь, горжусь!

    Крепко за дружбу и руку держусь!

    Пусть иногда ты бываешь суров.

    Значит, так надо! Всегда будь здоров!

    Пусть твоя жизнь будет светлой, красивой,

    Солнечной, яркой и очень счастливой!

    Мне папа приносит игрушки, конфеты,

    Но папу люблю я совсем не за это.

    Весёлые песни он мне напевает,

    Нам скучно вдвоём никогда не бывает!

    Хочу похожим быть на папу,

    Во всём хочу как папа стать.

    Как он – носить костюм и шляпу,

    Ходить, смотреть и даже спать,

    Быть сильным, умным, не лениться.

    И делать всё, как он на пять!

    И не забыть ещё жениться!

    И… нашу маму в жёны взять.

    Мой папа находчивый,

    Умный и смелый,

    Ему по плечу

    Даже сложное дело.

    Мой папа весёлый,

    Но строгий и честный.

    И играть интересно.

    4. Заключительный этап

    Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания. Во многих семьях дети всё больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, общения с отцом. Папа занят на работе. Проходят месяцы, годы и папа даже не заметил, как выросли дети.

    П о м н и т е:

    Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка.

    Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

    5.Воспитатель: Примите небольшие рекомендации по воспитанию детей .

    1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

      достигнуто не своим трудом.

      не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

      из жалости или желания понравиться.

    2. НАДО ХВАЛИТЬ:

      за поступок, за свершившееся действие.

      начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

      очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

      уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

    1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

      ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

      когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

      во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

      после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

      когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

      когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

      когда вы сами не в себе.

    7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

      наказание не должно вредить здоровью.

      если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

      за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

      лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

      надо наказывать и вскоре прощать.

      если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

      ребёнок не должен бояться наказания.

    Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

    6. Дорогие наши папы приглашам вас на выставку наших рисунков, которую мы назвали « Я и мой папа».

    Cамый лучший!

    Может он в футбол играть,

    Может суп мне разогреть,

    Может мультик посмотреть,

    Может поиграть он в шашки,

    Может даже вымыть чашки,

    Может рисовать машинки,

    Может собирать картинки,

    Может прокатить меня

    Вместо быстрого коня.

    Может рыбу он ловить,

    Кран на кухне починить.

    Для меня всегда ГЕРОЙ-

    Самый лучший ПАПА мой!

    7. А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем.

    Подготовка к собранию

    I. Написать плакат: "Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие" (Дж. Родари)

    II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.

    III. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.

    IV. Провести анкетирование отцов.

    Анкета

  • В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  • Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  • Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
  • Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
  • Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?
  • Какие у Вас трудности в общении с детьми?
  • Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
  • Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  • Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?
  • Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

    V. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

  • Ты любишь своего папу? За что?
  • Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?
  • Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
  • Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
  • Кем работает папа? Чем занят на работе?
  • Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
  • Какой твой папа: добрый или строгий?

    VI. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап.

    VII. Оформить выставку поделок "Это сделано руками наших пап".

    VIII. Нарисовать картинку для конкурса "Что бы это значило?"

    IX. Оформить выставку детских рисунков на тему "Мой папа".

    X. Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.

    Ход собрания
    Звучит песня "Папа может все".

    Воспитатель: Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.

    Включается запись ответов детей на вопрос: "За что ты любишь своего папу?"

    Вопросы отцам

  • Какова ваша роль в семье?
  • Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
  • Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

    (Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

    Воспитатель: Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца.
    Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. "Сын, ведь мы с тобой мужчины", - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

    Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

    Музыкальная пауза

    Вопросы отцам

    Какие интересы вас объединяют с детьми?
    Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
    Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

    Воспитатель: Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?

    Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

  • Родительское собрание на тему:

    «Роль отца в воспитании ребенка»

    Если отец хочет оставить след в истории,

    ему достаточно воспитать сына.

    Джеймс Фенимор Купер

    Цели:

      Обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье;

      Способствовать формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье, формированию культуры участия мужчины в воспитании детей;

      Помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

    Форма проведения собрания: мужской разговор отцов.

    План собрания:

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Анализ притчи.

    4. Презентация сочинений «Самый памятный день, проведенный с папой».

    5. Выступления отцов.

    6. Выступление библиотекаря.

    7. Вручение памяток.

    8. Подведение итогов.

    Подготовительная работа: анкетирование учащихся, анкетирование родителей, подготовка притчи «Король и сон», подготовка выставки художественной литературы, написание сочинений «Самый памятный день, проведенный с папой», подготовка презентации «Самый памятный день, проведенный с папой», подготовка пригласительного билета.

    Ход собрания

    I . Организационный момент

    а) приветствие;

    б) размещение.

    II . Вступительное слово учителя

    Уважаемые папы!

    Еще совсем недавно ваши маленькие дети, мальчики и девочки, едва умещались на вашей ладони, а сегодня они ученики четвертого класса – завершающегося этапа обучения в начальной школе. Они могут размышлять, толково и логично отвечать на вопросы и не менее толково ставить их, умеют наблюдать и замечать, сравнивать и обобщать, умеют делать выводы о том, что хорошо и что плохо, что им нравиться и не нравиться. Это значит, что они взрослеют. Взрослеют и копируют наши манеры и привычки, слова, манеру общения с родными и близкими людьми, товарищами по работе, соседями. Наши дети усваивают нашу манеру ценностей и шагают с ней по жизни. Часто они совершают те же ошибки и терпят те же поражения. Почему так происходит? Потому что с рождением ребенка нам не хочется менять свой стиль жизни, свои привычки, манеры и вкусы, а маленький человек этого не позволяет. И тогда мама меняет свой стиль жизни, а папа порой продолжает жить так, как жил раньше, ничего в ней не меняя. Порой мы всерьез не задумываемся о том, что семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение – зависит от того, как он воспитывался в семье.

    Может ли отец оказать существенное влияние на воспитание своего ребенка? Безусловно, может.

    Без сомнения, существует много общего в том, как отцы и матери ведут себя по отношению к детям. И все-таки матери отличаются от отцов по тому, каким занятиям уделяют больше внимания каждый из них. Эти различия проявляются в их содержании.

    Например, такое занятие с детьми как игра. Отцы обычно играют с детьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения в проявлении внимания следуют периоды минимальной активности.

    Матери же играют по-другому: они вовлекают детей в традиционные спокойные, предсказуемые игры. Но что интересно: когда отец берет на себя основную заботу о ребенке, он чаще ведет себя так, как это делает мать.

    Сегодня все больше мать берет на себя основную ответственность за благосостояние ребенка и его поведение. Следует, однако, отметить, что отец дает меньше указаний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушают чаще, чем маму. Мужское воспитание используется не только для того, чтобы служить средством устрашения детей. Оно необходимо для того, чтобы воспитываемая в семье дочь почувствовала себя женщиной рядом с умным, добрым, смелым, деликатным и строгим отцом, а воспитываемый мальчик научился брать ответственность на себя, быть организованным и требовательным не только к другим, но и к себе.

    Результаты одного исследования показали, что дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития. Отсутствие воспитания со стороны отца сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

    Видимо то, что отцы часто самоустраняются в воспитании детей, заложено в традициях многих сегодняшних семьях. Если девочка видит, что только мама в курсе ее проблем, что основная роль папы – принести деньги в день зарплаты, а в основное время – диван и газета, рыбалка, охота и друзья, то, безусловно, она усвоит это и перенесет такое построение семейных отношений в свою будущую семью.

    Вот наиболее часто встречающиеся проблемы взаимоотношений в семье:

    Родители часто кричат, ссорятся;

    Очень жесткий контроль, просто поговорить с папой невозможно;

    Нет контакта с мамой;

    У родителей нет времени поговорить со мной;

    Родители ограничивают во всем;

    Родители считают, что я должен учиться только на «5»;

    Никогда не хвалят.

    А самое страшное высказывание: «Я не люблю своих родителей».

    Зная о существующих проблемах вам, удастся не допустить их проявления в ваших семьях, избежать их.

    Для воспитания детей надо иметь огромное желание и терпение, необходимо учиться взаимопониманию и помнить, что можно обидеть не только делом, но и словом. Важно осознание того, что на восприятие другими наших слов влияет не только смысл высказывания. Иногда гораздо более сильное влияние оказывает форма, в которую облечена наша речь.

    III . Анализ притчи

    Это хорошо отражено в восточной притче «Король и сон».

    Одному королю приснился сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало короля. Он велел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь». Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» - спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать».

    IV . Презентация сочинений «Самый памятный день, проведенный с папой»

    V . Выступления отцов

    Темы для выступления отцов.

    1. Роль отца в преодолении и предупреждении вредных привычек.

    2. О совместном времяпровождении.

    VI . Выступление библиотекаря

    Библиотекарь представляет выставку художественных произведений о роли отцов в воспитании детей, о родительском долге и мужестве. К таким произведениям можно отнести «Два капитана», «Тимур и его команда» и другие книги.

    VI . Вручение памяток

    Памятка отцам.

    Уважаемые папы! Пусть эта памятка поможет вам сделать процесс общения с вашим ребенком радостным и полезным, как для вас, так и для вашего ребенка.

      Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка.

      Воспитывайте ребенка те столько словом, сколько собственным примером.

      Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать. Со временем это может плохо кончиться, особенно для вас.

      Проявляйте сдержанность и вежливость, собранность и ответственность. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемых качеств.

      Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.

      Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в девочках – силу женственности.

      Проявляйте терпение и такт в воспитании. Помните, что всходы дают плоды не сразу и только с хорошим уходом.

      Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами: «А помнишь?..»

      Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите и к их оценке.

      Любите своего ребенка, и он ответит вам любовью.

      Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.

    VII . Подведение итогов

    Какое мнение оставило у вас данное собрание?

    Изменилась ли ваша точка зрения на процесс воспитания после собрания?

    О чем бы вы хотели поговорить на следующем собрании отцов?

    VIII . Заключительное слово учителя

    Чаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте…

    Надо чаще говорить ребенку о своей вере в него, о вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок все равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание.

    Но мы-то хотим, чтобы наши дети узнавали это от нас с вами, правда? Это, значит, сегодня, сейчас. Любите своего ребенка, и он ответит вам любовью!

    Приложение

    Пригласительные билеты

    Уважаемый Дмитрий Сергеевич!

    Родительский комитет 4-Б класса приглашает Вас принять участие в собрании отцов нашего класса.

    Нам хочется обсудить вопросы, касающиеся воспитания, как мальчиков, так и девочек класса. Какими они будут во взрослой жизни, смогут ли найти себя, построить свою семью – во многом зависит уже сегодня и, в первую очередь от Вас.

    Мы надеемся, что наша встреча будет интересной, полезной и продуктивной.

    Ждем Вас в актовом зале нашей школы.

    Анкета для учеников

    Ребята!

    Совсем скоро у нас в классе состоится родительское собрание с участием ваших пап.

    Давайте ответим на вопрос: «Какие они, ваши папы?» Это важно знать вашему классному руководителю, учителям, работающим в классе, школьной администрации.

    Мой папа _____________________________________________________.

    Мой папа очень _______________________________________________.

    Я радуюсь, когда мой папа ______________________________________.

    Вместе с папой я могу _________________________________________ .

    Мой папа умеет _______________________________________________.

    Мне было бы легко, если бы папа ________________________________.

    Мне было бы трудно, если бы папа _______________________________.

    Анкета для родителей

    По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно, ли выбран принцип воспитания детей.

    Можете ли вы:

      В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

      Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

      Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

      Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

      Поставить себя на место ребенка?

      Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея и прекрасный принц?

      Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

      Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

      Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение?

      Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

      Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

      Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

    Варианты ответов:

    А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.

    Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

    В – не могу – 1 балл.

    От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

    От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.

    Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

    Список литературы

    1. Беленкова Н. Семья – это любовь // Воспитание школьников. – М. – 2003. №1 – С. 76.

    2. Дереклеева Н. Новые родительские собрания 1-4 классы // Педагогика. Психология. Управление. – М.: ВАКО, 2006 – С.336.

    3. Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся. // Воспитание школьников. М. – 2002. №1 – С.80.

    4. Никитенко Е. Родительское собрание на тему «Мой дом – моя семья». // Воспитание школьников. М. – 2002. №1 – С. 80.

    5. Панеева О. Специфика отцовского взаимоотношения с ребенком. // Воспитание школьников. – М. – 2003. №3 – С. 80.



    Похожие статьи