• Проект. Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе

    16.06.2019

    Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

    Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

    Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

    деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды»

    для детей средней группы

    Пояснительная записка

    Тема : «Волшебный мир воды»

    Вид проекта: краткосрочный (3 месяца)

    Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой

    Участники: дети, родители, воспитатель.

    Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

    Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

    Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

    Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

    деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

    Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.

    Основная цель – развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

    Были поставлены следующие задачи:

    1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
    2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
    3. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
    4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
    5. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

    Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

    Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

    Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.

    Проект рассчитан на детей второй младшей группы. Срок реализации проекта 3 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

    Ожидаемые результаты:

    1. Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.
    2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
    3. Приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез, выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
    4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
    5. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

    Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

    Этапы реализации:

    1. Этап проектирования

    Научно-исследовательский этап (теоретический).

    Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

    • Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
    • Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
    • Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
    • Подборка опытов с описанием проведения.
    • Разработка перспективного планирования с учётом возрастных

    особенностей детей по играм экспериментам.

    1. Проектные мероприятия:

    Творчески-продуктивный этап (практический).

    Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

    • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
    • Специально организованные занятия.
    • Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
    • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
    • Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
    • Беседы, подтвержденные показами опытов.
    • Наблюдения.
    • Чтение художественной литературы.

    III. Результаты проекта:

    Информационно-диагностический этап (аналитический).

    Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

    • Презентация проекта
    • Создание папки «Экспериментальная работа в ходе реализации проекта»

    Учебно-тематический план

    Для реализации проекта было разработано перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей

    Месяц

    Название

    мероприятия

    (опыта, эксперимента)

    Задачи

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    «Какой формы вода?»

    Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно перели-вают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и прине-сите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, проли-лась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

    Вода – жидкость ее можно пролить.

    Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

    «Окрашивание воды»

    Предлагается для рассматри-вания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

    У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покра-сить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

    Учить детей манипуляциям с водой.

    Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

    «Надувание мыльных пузырей»

    Предлагается приготовить

    мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

    Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

    Развить у детей представление о мыльной пене.

    Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

    «Как вытолкнуть воду?»

    Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

    Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

    «Снег. Какой он?»

    Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

    В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

    Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

    Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассып-чатый, плохо лепится).

    «Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?».

    Предложить детям поиграть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите вареж-ки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный).

    Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снего-вик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в группо-вое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось (снеговик тает/весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять)

    Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

    «Чем пахнет вода?»

    Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

    Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

    «Тонет или нет»

    На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух).

    Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут.

    Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

    Дать представление о том, что воздух легче воды.

    Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

    «Может ли вода быть твердой?»

    Опыт проводится в два этапа

    Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз.

    Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма)

    Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду)

    Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду.

    Познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

    Есть ли у воды вкус и запах?»

    Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем.

    Вода – это жидкость без вкуса и запаха.

    Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

    Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

    Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

    «Вода и пар»

    Горячую воду налить в прозрачный стакан, накрыть крышкой, затем показать как сконденсированный пар превра-щается снова в капли и падает вниз.

    Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

    «Где вода?»

    Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие).

    Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое коли-чество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.

    Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу, слипаются.

    Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой.

    Выявить процесс испарения воды.

    Познакомить с процессом конден-сации.

    Перспективный план работы

    (организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

    Месяц

    ООД

    Работа с родителями

    Работа с воспитателями

    Декабрь

    «Волшебная Капелька»

    Знакомство родителей с планами работы в облас-ти экспериментирова-ния, с алгоритмами прос-тейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

    Знакомство с пере-довым педагогическим опытом.

    «Волшебный снег»

    Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследова-тельской активности ребенка».

    Выступление с докладом об опыте работы «Опытно-экспериментальная деятельность».

    Январь

    «Волшебница вода»

    Выступление «Приобщение детей к опытно - эксперимен-тальной деятельности».

    Консультация «Проведение экспе-риментально – поис-ковой деятельности в детском саду».

    «Ах, снег – снежок»

    Консультация «Значе-ние поисково-иследова-тельской деятельности в развитие ребенка».

    Февраль

    «Удивительные превращения воды»

    Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

    Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды».

    «Нам водичка – добрый друг»

    Консультация «Игры с водой».

    Обобщение результатов работы.

    Список использованной литературы

    1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
    2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
    3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.

      Педагогический проект на тему: «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

      Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

      Участники проекта: дети средней группы «Ромашка» , родители, педагоги.

      Актуальность

      С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

      Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму» .

      Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Сегодня, мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить всё новое-основа формирования этого качества.

      На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Работая в дошкольном учреждение педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в её процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента -при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

      Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны» . Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

      Цель проекта: Создать условия для развития познавательного интереса детей. Способствовать развитию у детей исследовательской активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремлениях к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

      Задачи проекта:

      • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.)
      • Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения, исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
      • Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность
      • Воспитывать инициативность, самостоятельность
      • Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома
      • Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов (лупой, микроскопом, и т.д.)
      • Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами
      • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов

      Методические приемы:

      Наблюдения, беседа

      Создание проблемных ситуаций.

      Экспериментирование

      Наглядные, словесные, игровые, практические

      Трудовые поручения

      Формы работы:

      Малые группы

      Индивидуальная работа

      Самостоятельная деятельность детей

      Итогом в реализации проекта: является презентация детских работ.

      Основные направления работы, формы и способы их реализации:

      1. Создание предметно-развивающей среды: создание уголка экспериментирования, создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.
      2. Формирование у детей 4-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

      Предполагаемый результат проекта:

      • умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;
      • умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
      • умение опытным путем доказывать свойства песка;
      • умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;
      • расширение знаний об увеличительных приборах;
      • умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
      • овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

      Работа с родителями:

      • Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
      • Буклеты для родителей по теме проекта.
      • Консультации «Детские вопросы – взрослые ответы» , «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром» , «Волшебная водичка» , «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях» , «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками» и т.д.
      • Ежемесячный фото-отчет о кружковой работе
      • Презентация итоговая с результатами работы
      • Совместные развлечения указанные в перспективном плане
      • Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
      • Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности»

      Юлия Смирнова

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

      Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».

      Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,

      Возраст: 4 – 5 лет

      Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.

      1. Целеполагание

      2. Разработка проекта

      3. Выполнение проекта

      4. Презентация проекта

      5. Подведение итогов

      1. Целеполагание

      Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем

      Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию

      Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.

      Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

      Задачи:

      Линии развития:

      Физическое

      Воспитательные

      Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

      Развивающие

      Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

      Социально – личностное

      Воспитательные

      Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

      Развивающие

      Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

      Образовательные

      Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

      Познавательно - речевое

      Воспитательные

      Воспитывать бережное отношение к различным материалам

      Развивающие

      Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

      Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

      Образовательные

      Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

      Художественно – эстетическое

      Воспитательные

      Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

      Развивающие

      Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

      Образовательные

      Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

      Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

      Центры развития

      Центр книги.

      Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»

      Энциклопедии и книги по теме проекта

      Центр экспериментирования

      Материал, подготовленный педагогом

      Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)

      Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

      Материал, подготовленный родителями

      Образцы бумаги и ткани разных видов.

      Центр сюжетных игр

      Материал, подготовленный педагогом

      Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.

      Материал, подготовленный родителями

      Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.

      Центр настольно-печатных игр

      Материал, подготовленный педагогом

      Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»

      Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.

      (определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)

      Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей

      Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

      Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

      Для детей

      Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

      Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.

      2. Разработка проекта

      1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

      2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.

      4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.

      5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

      6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».

      7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.

      3. Выполнение проекта

      Формы и методы работы с педагогами:

      Консультации для педагогов:

      «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

      Формы работы с родителями:

      1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

      2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

      3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»

      4. Конкурс работ «Я – любознательный»

      5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»

      Формы работы с детьми:

      Игровая деятельность

      Дидактические игры:

      «Отгадай загадку»

      «Кто что считал?»

      «Что сначала, что потом»

      «Найди пару»

      «Узнай предмет»

      «Подбери больше слов»

      «Узнай на ощупь»

      «Узнай звук»

      Сюжетно – ролевые игры:

      «Лаборатория»

      «Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

      «Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

      «Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

      Продуктивные виды деятельности

      1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

      2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

      3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

      Коммуникативная деятельность

      Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

      Чтение художественной и научно - популярной литературы

      «Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)

      Двигательная деятельность

      Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

      Познавательно – исследовательская деятельность

      Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»

      Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

      4. Презентация проекта

      1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»

      2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе

      3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

      5. Подведение итогов

      Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников

      Возьмите магнит и определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Разделите на две группы.

      Какой вывод можем сделать?

      Дидактическая игра «Покажи стрелочкой»

      Дидактическая игра в кругу с мячом “Притянет – не притянет”.

      Ребята представьте что, мяч – это магнит, я вам буду говорить предметы, если вы считаете, что магнит притянет этот предмет, вы ловите мяч, если не притягивает, то не ловите.

      Предметы, которые притягивает магнит, называют магнетическими, предметы, которые магнит не притягивает, – немагнетическими. У магнита есть магнитное поле – это пространство вокруг магнита. Оно не у всех магнитов одинаково. Чем больше магнит, тем сильнее магнитное поле, чем меньше магнит, тем магнитное поле слабее. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

      У вас на столе есть магниты, окрашенные в синий и красный цвет. Поднесите два магнита друг к другу. Переверните один из магнитов другой стороной и снова поднесите магниты друг к другу. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. Делаем вывод, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

      Послушайте, что дальше случилось с нашими поросятами. Однажды летом они пошли купаться на речку. Погода была очень хорошая, ярко светило солнышко. Они очень весело провели целый день. Когда они вечером пришли домой, то не нашли ключ от дома. Они поняли что ключик, скорее всего, упал в воду. Они вернулись на речку и при помощи волшебного магнита достали ключик из воды.

      А как они это сделали, мы сейчас с вами посмотрим. Берем ключик, опускаем его в тазик с водой. На веревку прикрепляем магнит, опускаем магнит в воду и смотрим как, ключик притягивается к магниту.

      Ребята, какой вывод можно сделать?

      Сила магнита действует сквозь воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять, кабель или держать под рукой нужные инструменты.

      Вечерами поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф, и Нуф-Нуф очень любили играть в разные игры. Особенно им нравилось играть машинками, устраивать гонки. Сейчас мы с вами тоже устроим гонки. Нам в этом помогут наши магнитики.

      У нас есть лист картона, на котором нарисована трасса, и есть металлические машинки. Сверху на трассу мы поставили наши машинки, снизу прикрепили магниты. Начинаем передвигать магнит под картоном. И что же мы с вами видим?

      Правильно, машинки начинают двигаться. - Какой вывод мы можем сделать?

      Машинки двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические машинки, вынуждая их следовать за магнитом. Если картон будет слишком толстый, чтобы сдвинуть предмет понадобиться очень большой, мощный магнит.

      Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника, или рисунки к магнитной доске

      Дошкольный возраст - наиважнейшее время в жизни каждого ребенка. в ходе развития личности имеет не меньшее значение, чем собственно НОД. Экспериментирование в средней группе - это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада - развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия. Как же сделать это грамотно?

      Цели, задачи и требования к оформлению уголка экспериментирования в средней группе ДОУ

      Основной целью создания уголков экспериментирования для детей любого возраста является развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования в лабораторных условиях.

      К задачам экспериментаторской деятельности относят:

      • развитие первичных представлений о мире материи и природе;
      • развитие активности, любознательности;
      • развитие логики и мышления (малыш учится сравнивать, обобщать);
      • формирование умений исследовать предмет по необходимым пунктам.

      Уголок экспериментирования в средней группе должен быть оформлен в соответствии с нормами и правилами. Основные требования, предъявляемые к нему, заключаются в безопасности, соответствующей возрасту воспитанников, наполненности и доступности расположения для малышей.

      Оформление уголка экспериментирования для средней группы

      Главным экспонатом уголка является вместительный шкаф или стеллаж. Кстати, современный и удобный предмет мебели ДОУ может приобрести не без родительской добровольной поддержки. Шкаф должен иметь множество полок и отделений разного размера.

      Если подобной мебели в детском саду нет, то экспериментирование в средней группе может проходить на большом столе или удобной тумбе. В уголке должно быть отведено место для выставки-музея, где будут выставляться коллекции камней, перьев, ракушек, фотографии из музеев страны. Также обязательно должно быть комфортное место для хранения всего необходимого материала и проведения самих опытов.

      Экспериментирование в средней группе: содержание уголка

      1. Дидактический компонент. Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог. Здесь должны находиться познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту, различные тематические альбомы, интересные коллекции (шишек, ракушек, тканей, бумаги, камней), мини-музей.
      2. Компонент оборудования. Детское экспериментирование в средней группе требует полного наполнения уголка различными предметами. Обязательно здесь должны быть песок, глина, земля и всевозможные приспособления для игр с ними (совки, лопатки, ведра, ситечки). Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель), семена разных растений в баночках или коробках, продукты питания (сахар, мука, соль, подсолнечное масло). Проведение опытов предполагает и наличие оборудования, такого как лупы, сосуды, магниты, зеркала, пробки, прищепки и т. п.
      3. Стимулирующий компонент нужен для того, чтобы дети могли заняться опытами самостоятельно. Расположите здесь алгоритмы проведения экспериментов в картинках и правила безопасного поведения в уголке. Поселите в уголке персонажа, от имени которого и будут поступать все проблемные ситуации (Незнайку или Почемучку). Дети будут рады помочь!

      Опыты детей средней группы с мылом

      Экспериментирование в средней группе в первую очередь должно быть интересным для детей. Очень любят дошкольники 4-5 лет игры и опыты с мылом и водой. Такие эксперименты познакомят детей со свойствами мыла, помогут развить любознательность, мышление, а также научат правильному и безопасному обращению с предметом гигиены. Эти эксперименты могут быть такого плана:

      • потрогать, понюхать кусок мыла (ощущается его гладкость и аромат);
      • исследовать воду (сделать вывод о том, что она теплая и прозрачная);
      • погрузить мыло в воду (оно скользкое);
      • натереть мылом губку и опустить в воду (вода изменила цвет);
      • взять трубочку и пустить из нее мыльные пузыри.

      Опыты в средней группе с песком

      Уголок экспериментирования в средней группе должен быть удобным для проведения опытов и с песком. Занятия знакомят ребят со свойствами песка, его происхождением, развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.

      Все дети очень любят опыты с разными предметами. Поэтому экспериментированию в средней группе должно быть отведено немалое время!



    Похожие статьи