• Генеалогия - это наука, изучающая родственные связи. Источники науки генеалогии

    17.06.2019

    Генеалогия I Генеало́гия (греч. genealogia - родословная)

    вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословий; тесно связана с геральдикой (См. Геральдика) и др. вспомогательными историческими дисциплинами. Родословия царей, правителей, мифических героев существовали уже в древности (часто носили легендарный характер), но особое значение получили в средние века в связи с установлением и оформлением сословных (особенно дворянских) привилегий. Это вызвало появление особых генеалогических справочников (в форме генеалогического древа или таблиц), в которых указывались все члены основной и боковых ветвей рода, их брачные связи. Особенно много таких справочников появлялось с 15 в. Возникнув и первоначально развиваясь т. о. как практическая отрасль знаний, служившая целям доказательства древности и знатности происхождения отдельных родов, Г. приблизительно с 17-18 вв. начинает складываться как вспомогательная историческая дисциплина (А. Дюшен, П. Ансельм и др. во Франции, Дж. Дагдейл в Англии, К. М. Шпенер, Я. В. Имхоф, И. Гаттерер в Германии и др.). Г. оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).

    В России первые указания по Г. относятся к 15 в. (сведения по родословиям в актах), а в 16 в. появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов. Древнейший - «Государев родословец», относится к 1555. Впоследствии он дополняется новыми материалами. С уничтожением в 1682 местничества была учреждена Палата родословных дел (существовала до 1700). В Палате в конца 17 в. была составлена «Бархатная книга» - роспись наиболее знатных родов России. В 1787 вышла «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» (ч. 1-2). В её основе был «Государев родословец», но росписи дворянских фамилий доходили до конца 16 в. Первые родословные таблицы составил М. М. Щербатов. Обобщающим генеалогическим трудом явилась «Российская родословная книга» (ч. 1-4, 1854-57), написанная П. В. Долгоруковым. В конце 19 - начале 20 вв. интерес дворянства к Г. не уменьшился. Археографическая комиссия опубликовала указатели к Летописным сводам, что явилось известным достижением в области изучения древней Г. А. В. Экземплярский, Р. В. Зотов и Г. А. Власьев опубликовали монографические исследования, посвященные княжескому родословию Северной Руси, Черниговщины и дома Рюриковичей. Большое значение имел труд В. В. Руммеля и В. В. Голубцова «Родословный сборник русских дворянских фамилий» (т. 1-2, 1886-87). Обширные исследования были посвящены истории родов Юсуповых, Голицыных, Шереметевых, Барятинских и др. Развитие нумизматики позволило решить ряд проблем восточной Г. В. В. Бартольд перевёл и снабдил комментариями книгу Лейн-Пула «Мусульманские династии», использовав для этого русского собрания монет. В. В. Вельяминов-Зернов проделал большую работу по изучению Г. касимовских царевичей. Важное место заняли труды Л. М. Савёлова, посвященные библиографии Г., а также лекции по русской Г., прочитанные им для слушателей Московского археологического института в 1907-12.

    В конце 19 - начале 20 вв. появляются и сводные работы, посвященные отдельным видам и группам русских и украинских родословных книг (А. Б. Лобанов-Ростовский, Г. А. Милорадович, В. Л. Модзалевский). Оживление исследований в Г. связано также с образованием «Русского генеалогического общества» (1895, Петербург) и «Историко-родословного общества» (1904, Москва), издававших «Известия» и «Летописи».

    Принципиально иное направление приобрела Г. после 1917. Внимание исследователей обращено на источниковедческие и археографические проблемы родословных книг (М. Е. Бычкова), на Г. и историю крестьянских торгово-промышленных капиталов (Н. Е. Носов). Большое значение по Г. русских феодальных родов имеют работы С. Б. Веселовского (как опубликованные, так и неопубликованные). В советское время появились изыскания по Г. выдающихся деятелей русской науки, культуры, общественной мысли, посвященные родословным А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, Аксаковых, М. В. Ломоносова и др. Особое место занимают исследования по Г. В. И. Ленина и семьи Ульяновых.

    Лит.: Левшин Б. В., Обзор документальных материалов фонда академика С. Б. Веселовского, "Археографический ежегодник за 1958", М., 1960; Lorenz О., Lehrbuch der gesammten wissenschaftlichen Genealogie, В., 1898; Durye P., La genealogie, P., 1961; Pine L. G., The genealogist"s encyclopedia, .

    II Генеало́гия

    в генетике и селекции, совокупность сведений о происхождении данной особи или группы особей животных или растений. Данные Г., т. е. документы и материалы, свидетельствующие, от каких именно родителей и более далёких предков происходят изучаемые животные или растительные организмы, имеют большое значение в генетической и селекционной работе. В животноводстве, например, зная биологические и продуктивные качества не только родителей, но и более отдалённых прямых предков, а также родственников по т. н. боковой линии (например, в молочном скотоводстве - удой сестёр, сестёр матери или сестёр отца), можно с большей уверенностью в успехе подбирать для скрещивания родительские пары в целях совершенствования породы или отдельных стад. Для учёта всех этих особенностей селекционируемых животных существует система племенных, заводских и селекционных записей (см. Племенная книга , Родословная сельскохозяйственных животных , Селекция). Метод составления Г. используется также в генетике человека (См. Генетика человека) для выяснения характера наследования тех или иных нормальных или патологических признаков.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Генеалогия" в других словарях:

      - (греч. genealogia, от genea рождение, род, и logos слово). Наука о происхождении и взаимной связи родов, также родословная таблица; вообще происхождение чего либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

      ГЕНЕАЛОГИЯ направление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально психологических факторов и всего мира повседневности, над которым эти ценности… … Философская энциклопедия

      ГЕНЕАЛОГИЯ, генеалогии, жен. (греч. genealogia родословие) (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословные. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия… … Толковый словарь Ушакова

      Родословная, родословное древо, генеалогическое дерево, родословное дерево, генеалогическое древо, родословие Словарь русских синонимов. генеалогия см. родословная Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский … Словарь синонимов

      генеалогия - и, ж. généalogie f. <гр. 1. Раздел истории, занимающийся изучением отдельных родов и составлением родословных таблиц. Сл. 18. Енеалогия турецкая, откуль взяли свой початок. кон. 17. в. Соболевский Перевод. 88. Тем, которые.. в Истории,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (I) один из основных философских методов Ницше: ‘совершенно новая наука’, или ‘начало науки’, сводящаяся к ‘истории происхождения предрассудков’ и, таким образом, к ‘процедуре разоблачения исторического смысла ценностей’. В предисловии к… … История Философии: Энциклопедия

      Родственные связи определенной особи с рядом предков, прослеживание которых существенно для селекции растений и животных. Синонимы: Родословная См. также: Селекция Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

      - (греч.) систематическое собрание сведений опроисхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многимнародам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точныеформы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      генеалогия - ГЕНЕАЛОГИЯ (от греч. genealogia родословная) методология моделирования исторической событийности. Предложена Ф. Ницше как альтернатива историзму, недостаток которого состоит в том, что прошлое воспринимается и оценивается на основе… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      - (греческое genealogia родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений. Как научная дисциплина, устанавливающая родственные связи исторических деятелей, родов и фамилий, возникла в 17 18… … Современная энциклопедия

    Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

    Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

    В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

    Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

    Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

    Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

    В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

    Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

    Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

    В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

    Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

    В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

    Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

    А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

    Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

    Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

    Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

    Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

    Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

    Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

    Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

    Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

    Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

    Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

    Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

    Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

    Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

    Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

    И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

    Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

    В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

    Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

    Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

    И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

    Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

    И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

    Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

    В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

    Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

    В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

    В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

    Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

    Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

    Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

    Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

    Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Знакомство дошкольников с родословной

    Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Генеалогия — наука, которая занимается изучением происхождения родов, семей, их родственными связями. В переводе с греческого буквально означает «родословная».

    Генеалогия является вспо-могательной исторической дисциплиной. Сведения, устанавливающие родство, часто изображают в виде таблицы. Генеалогические исследования помогают историкам разобраться во многих исторических загадках, устано-вить имена подлинных героев прошлых событий.

    Систематическим сбором сведений о происхожде-нии родов, фамилий и их родстве начали заниматься ещё в древности . Накопленные документы пригоди-лись историкам.

    Историк, изучая события прошлого, стремится выяс-нить имена участвовавших в них людей . Учёному очень важно узнать их происхождение, с кем они были в родстве.

    Знать и помнить свою родословную требовали жиз-ненные обстоятельства. Так, при получении наследства необходимо было представить неопровержимые дока-зательства родства с тем, кто завещал имущество. Пом-нили свою родословную не только ради выгоды. Во все времена бережно хранили память о предках.

    Знатным происхождением гордились. Но при этом часто с презрением относились к простолюдинам.

    Картинки (фото, рисунки)

    На этой странице материал по темам:

    Генеалогия (от греч. genos - род и logos - слово) относится к разряду специальных исторических дисциплин наряду с нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, дипломатикой и др. (см. Вспомогательные исторические дисциплины).

    Один из первых русских генеалогов-теоретиков - Л. М. Савелов так определил значение этой дисциплины: «Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц».

    Зарождение генеалогии теснейшим образом связано с возникновением классового общества. В условиях родового, а в дальнейшем классового общества возникла необходимость записывать родство вождей, царей и т. д. Известный немецкий теоретик генеалогии О. Форст-Баттаглия считал, что генеалогия так же стара, как и сама история. К числу древнейших памятников генеалогии он относил реестры египтян, рассказы Геродота, семейные известия римлян. Сюда же можно отнести и мифологические сказания индусов, ассирийцев, греков, где подробно излагаются все родословные связи богов, полубогов и героев (см. Мифология). Постепенно генеалогия освободилась от мифологических элементов. С развитием дворянского сословия в средние века, в эпоху феодализма, с появлением и закреплением правовых норм этого сословия, дававших целый ряд прав и преимуществ, генеалогия постепенно становится на научную основу. Большую роль в ее развитии сыграли рыцарские ордена: с этого времени генеалогические сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического древа. Оно изображалось следующим образом: рисовался ствол дерева, у корня помещался герб лица, вступившего в орден, ствол делился на две главные ветви, на которых помещали справа герб отца, слева герб матери, потом каждая ветвь делилась еще на две ветви с гербами деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось 8 гербов с каждой стороны. Постепенно к изображению гербов начали прибавлять сведения о данном лице.

    В России уже в древнейших летописях содержатся перечисления великих и удельных князей, в Новгородских летописях даны списки посадников и других должностных лиц, содержащие генеалогические сведения. Большую роль в развитии русской генеалогии сыграло местничество. Представители великокняжеского, а затем и царского двора и Боярской думы постоянно участвовали в спорах о знатности и родовитости своих предков, стремясь занять более видное место при дворе. С конца 15 в. в актах попадаются родословные указания, а в 1-й половине 16 в. составляются первые частные родословцы - книги, заключавшие списки лиц одной фамилии или нескольких родственных по порядку нисходящих поколений (от деда к сыну, внуку и т. д.). При уничтожении местничества в 1682 г. была учреждена «Родословных дел палата», просуществовавшая до 1700 г. Там была составлена так называемая «Бархатная книга», куда вошли наиболее знатные фамилии. В 18 в. в России создается герольдмейстерская контора при Сенате, позднее переименованная в Департамент герольдии. Это учреждейие ведало вопросами о принадлежности к дворянству, присвоении гербов, составлением списков дворян. Департамент герольдии просуществовал вплоть до 1917 г.

    В настоящее время генеалогия продолжает служить исторической науке. Ее материалы используют не только историки, но и литературоведы, искусствоведы и музейные работники, например, при атрибуции портретов неизвестных лиц.

    Генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю разных семей.

    На Руси слово «генеалогия» в составе греческих рукописей стало известно в XI в. при Ярославе Мудром и было переведено как «родословие», т. е. «учение о происхождении». Первые сведения о происхождении племен и народов, правящих династий, отдельных семей появились уже в «Повести временных лет». Это рассказ о происхождении славянских народов от сыновей Ноя, о приходе в Киев Рюрика, родоначальника всех русских князей (см. Династия Рюриковичей).

    Русские родословия, систематически создававшиеся с XVI в., - это росписи мужских потомков, непрерывный список лиц, начиная с князя Рюриковича, основателя династии или выехавшего к такому князю родоначальника боярского рода. Заканчивался документ обычно именами лиц, составивших роспись рода. В случае распада рода на несколько самостоятельных семей в росписи их пытались объединить, чтобы сородичи в случае необходимости могли доказать единство своего происхождения. Если какие-то ветви рода к моменту создания росписи пресеклись, т. е. остались без мужских потомков, после имени последних мужчин добавлялось слово «бездетен», чтобы к древнему роду не могли приписаться чужеродцы. Такие документы имели чисто служебный характер, в них не записывали имена женщин, лишь иногда делались пометы о удачных браках (например, замужество с представителем великокняжеской семьи). Порой встречались записи о службе предков бояр великим князьям. Из таких родословных создавались книги - родословцы. Самым известным в XVI-XVII вв. был Государев родословец, составленный в 1555 г., где записаны родословия самых знатных семей России того времени.

    Постепенно во второй половине XVI в. росписи стали превращаться в небольшие истории рода: не только записывалось упоминание об участии предка в сражении, но и отмечалось, как он геройски сражался. Так, Нащокины составили и записали рассказ о том, как их предок, сражаясь в Твери с монголами, был ранен в щеку: от этого и пошла их фамилия.

    Позднее такие родословные рассказы становились более подробными: они описывали уже не только приезд родоначальника в Россию, а повествовали о службе пращуров другим государям, иногда даже с античности. Появилась потребность вписывать генеалогию своей семьи в историю других стран Европы. Так, Корсаковы, доказывавшие, что их предки выехали в Россию из Рима, подали прошение добавить к своей фамилии еще одну - Римские. Получив на это разрешение, Римские-Корсаковы в 80-е гг. XVII в. написали историю семьи, где доказывали, что ведут свой род от одного из греческих героев - Геракла, чьи потомки обосновались на острове Корсика. Для создания подобных историй рода привлекались польские хроники, исторические произведения различных авторов, в том числе и античных историков - Тацита, Геродота. Через генеалогическое исследование русские дворяне знакомились с историческими традициями других европейских стран, в результате чего в общественном сознании складывалась идея об общности исторического развития и давних культурных связях между различными народами Европы. Зарождение этих идей в преддверии петровских реформ способствовало, по всей вероятности, проведению реформ, в частности и в области создания родословий уже в XVIII в.

    Ранние русские росписи, создаваемые для доказательства прав семьи занимать те или иные государственные и придворные должности, были гораздо скромнее европейских генеалогий.

    В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на ветвях в определенной последовательности - его потомки, часто с женами или мужьями. Для оформления такого древа разрабатывалась специальная символика: различной формы щитки, на которых записывались имена мужчин и женщин; такие щитки раскрашивались разными цветами, чтобы указать сыновей и дочерей, их жен и мужей. Уже по форме и цвету изображений можно было определить, принадлежит записанный на щитке человек к данной семье или связан с ней узами брака; есть потомки у этого члена семьи или нет. Генеалогические древа, иногда украшенные гербами и портретами, были очень красочными. В России родословные древа не привились. Лишь в XVII в., когда семьи разрослись, в родословных росписях иногда рисовались маленькие графические схемы, чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами.

    В России родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность. И для упорядочения сведений о родственных отношениях после отмены местничества в 1682 г. была создана Палата родословных дел. Работавшие там дьяки должны были собирать родословные росписи у дворян, проверять их достоверность и составлять новые родословные книги, отражавшие сложившуюся сословную структуру общества. В петровское время вместо Палаты создается в 1721 г. Герольдия при Сенате, которая вела дела о дворянстве русских семей, выдавала соответствующие документы, устраивала смотры недорослей, определяла их на службу и, согласно Табели о рангах, признавала дворянство тех, кто дослужился до соответствующего чина (см. Чины, звания, титулы). Но уже в XVIII в. на территории Российской империи одно учреждение не могло выполнять все эти функции. При проведении губернской реформы при Екатерине II в каждой губернии создавалось дворянское собрание, в его обязанности входило записывать всех проживающих на данной территории дворян в особые родословные книги, выдавать свидетельства о дворянстве, принимать в свою корпорацию тех, кто дослужился до дворянства. Губернское собрание отчитывалось перед Герольдией.

    В XVIII в. генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В XIX в. появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 г. в Санкт-Петербурге организуется Русское генеалогическое общество, в 1904 г. - Историко-родословное общество в Москве. Они имели свои печатные органы. Занятия генеалогией объединяли профессиональных историков и любителей, собирающих материалы по истории своей семьи. В многочисленных журналах, издававшихся в России, появились генеалогические рубрики, где печатались различные материалы по истории русского дворянства. Гораздо хуже была разработана генеалогия купечества и других податных сословий. После 1917 г. активные генеалогические поиски затухают: из жизни уходят люди, ими занимавшиеся, а из исторической науки - темы, требовавшие генеалогических изысканий.

    В 1980-е годы генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии. Среди других гуманитарных наук генеалогия оказалась наиболее близкой к компьютерной технике, поэтому сейчас создаются банки генеалогических данных. В Москве вновь появилось Историко-родословное общество, а в Санкт-Петербурге при Российской национальной библиотеке создан Институт генеалогических исследований. С 1993 г. в Екатеринбурге стал выходить научный журнал «Историческая генеалогия». Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка.

    РОДОСЛОВНАЯ и её СОСТАВЛЕНИЕ

    Источник: http://tulacentr.ru/краеведение/другие_краеведческие_направления/родословие_и_генеалогия/родословная_и_ее_составление

      Кратко об истории генеалогии

      Для чего нужна и чем важна Родословная в семье?

      Составные части Родословной

      Кто составляет и ведёт Родословную в семье?

      Два этапа в процессе составления Родословной

      Метод составления Родословной книги

      Что такое Генеалогическое или Родословное древо, и как его создать?

      Календарь семейных памятных дат

      Насколько часто нужно обновлять Родословную?

      Где хранят семейные архивы и Родословные книги?

      Использованная литература

    1. Кратко об истории генеалогии

    Бытие: «Родословная – перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства».

    Близкое понятие «генеалогия» (греч. genealogia – родословная) определяется в этом словаре не только как «происхождение, история рода; родословная», но и как «раздел исторической науки, изучающий происхождение и родственные связи отдельных родов».

    Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов, населяющих Землю. У древних генеалогия состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов – от предка до того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. В Европе образовывались рыцарские ордена, и от вступающего в них требовались доказательства дворянского происхождения предков на два, три, а то и четыре поколения назад. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи (чтобы не затесался чужак) и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке появляются государственные чиновники, отвечавшие за правильность составления родословий.

    В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса.В сороковые годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу.При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно там официально утверждалось происхождение семей, составлялись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

    Из этих замечаний следует, что генеалогия выполняла вполне конкретную задачу, т. е. была наукой прикладной. Люди из определенных слоев общества занимались составлением родословных не из любопытства, а исходя из насущной потребности. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, часто умышленные ошибки из-за желания разных лиц считаться потомками знаменитых и знатных предков. Родословия, особенно в конце ХVIII и в начале ХIX столетий, часто составлялись без всяких документальных данных, на основании спорных или ложных сведений. В то же время генеалогию стали использовать для деления людей на чистых и нечистых. Люди делились на сословия, кланы, и, таким образом, сеялась вражда и ненависть между людьми – созданиями Божьими.

    Генеалогия - это историческая область знаний, изучающая взаимосвязи семей и родов, биографии отдельных представителей рода, происхождение имен и фамилий людей. На основе собранных сведений составляются генеалогическое древо и поколенные росписи. Соответственно генеалогия даёт понять, кто кому и каким родственником является, кто предки каждого конкретного человека.

    Спутница истории - генеалогия, по праву, считается одной из ключевых дисциплин, влияющих на общество и общественную жизнь. Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.



    Похожие статьи