• Детские сады в разных странах. Дошкольное образование в странах европейского сообщества

    28.08.2019

    Правительство советского типа, контролирующее образовательную политику, опубликовало два справочника: «Записки к методологии» (1953) и «Образовательная работа в дошкольном образовательном институте» (1957). Данные справочники регулировали обязательный эффект дошкольного образования.

    В 1971г. была выпущена программа для дошкольного образования, определившая его суть в национальной юрисдикции на два десятилетия. Измененная версия этой программы появилась в 1989 г. В 1990 г. изменение закона 1985 г. «Об образовании» объединило подготовку дошкольных учителей в колледжи, с 1993 г. она проходит на факультетах колледжей.

    В 1996 г. правительственный указ объявил главную национальную программу дошкольного образования.

    Закон «О дошкольных образовательных институтах» способствовал выделению дошкольного образования в независимый образовательный институт, но вместе с тем оно стало составной частью системы общественного образования.

    Министерство образования ответственно за профессиональный надзор над дошкольным образовательным институтом. Содержатели (в основном местные управления) могут следить за эффективностью преподавания в ДОУ через специальные дошкольные институты.

    Закон «Об общественном образовании» определил среднее число детей в группах дошкольного образовательного института в 20 чел. Максимальное число детей в одной группе – 25 чел. Два дошкольных учителя работают с группой попеременно, а два часа – совместно. У каждой группы детей своя комната. Одна треть всех дошкольных образовательных институтов имеет отдельные спортивные залы для физических занятий.

    Число детских групп в дошкольных учреждениях можно распределить на два типа:

    1 тип - институты с 1–3 разновозрастными группами;

    2 тип - образовательные учреждения с 4–8 группами детей одного возраста.

    Дети с отклонениями могут посещать дошкольные образовательные институты вместе с другими детьми или же специализированные учреждения в зависимости от их отклонений. Большинство таких детей в возрасте от 3 до 7 лет обучаются в совместных группах. Дошкольные образовательные институты, предлагающие совместное образование, должны принять план развития для детей с отклонениями в свою местную образовательную программу. Если среди персонала нет квалифицированного специалиста по работе с детьми-инвалидами, институт может нанимать его со стороны.

    Дошкольные образовательные институты, предлагающие адекватные условия, хорошо финансируются для обучения детей-инвалидов.

    Часы работы дошкольных образовательных институтов определяются в соответствии с рабочими часами родителей и открыты для детей пять дней в неделю около 10–12 ч ежедневно.

    Дошкольное образование бесплатно, родители обязаны платить лишь за обеды своих детей и дополнительные услуги.

    Дети, начиная с 5 лет должны принимать участие в сессиях, готовящих их к школьной жизни (4 ч каждый день).

    Дети, достигшие 6-ти летнего возраста (до 31 Мая), по закону должны посещать школу. Считается, что они получили достаточную подготовку для начала школы.

    Правила дошкольного образовательного института определяют права и обязанности детей. Эти правила составляются директором института и принимаются преподавательским персоналом. Для дошкольного образования характерны:

    – забота о детях, удовлетворение их физических нужд;

    – облегчение их гармонического и координированного развития;

    – облегчение развития физических возможностей;

    – защита и улучшение детского здоровья;

    – установление привычки здорового образа жизни, умственное и здоровое сохранение;

    – установление здоровой и безопасной обстановки, необходимой для роста и развития;

    – развитие в детях социальной осознанности и уверенности в себе, поддержка их попыток к самоутверждении.

    – удовлетворение социальных нужд детей, приучение их к кооперации и терпимости к различиям;

    – развитие использования родного языка и других форм общения;

    – поддержка желания говорить;

    – разделение и усиление знаний, полученных в процессе обучения;

    – развитие умственных способностей: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, познавательные и творческие способности.

    Основной формой занятий в дошкольной жизни является игра, поэтому каждый педагог несет ответственность за создание соответствующей атмосферы в группе, места, времени для некоторых форм игр (подвижные, игры по ролям, на основе некоторых правил, с куклами и др.).

    Дополнительными формами работы с детьми выступают:

    – цитирование стихов и басен;

    – пение, музицирование, игры с элементами пения;

    – рисование, оригами;

    – мероприятия с элементами работы;

    Движение;

    Активное изучение мира вокруг нас;

    Изучение.

    Переход детей из одной группы в другую автоматический, но педагоги остаются прежние, постоянно наблюдают за развитием детей (ведут дневник развития, лист личности). Местная образовательная программа должна определить процедуры оценивания, а также систему отношений с родителями. В Венгрии не существует определенных стандартов для оценивания подготовки детей к школьной жизни. На практике дошкольные учителя пользуются различными способами оценивания детей (в основном предпочитают опрашивать детей по пройденным темам).

    Закон «Об общественном образовании» определяет педагогические процедуры с целью специального развития, коррекции, реабилитации, терапии для детей с отклонениями. Данная работа проводится в специальных группах, имеющихся в дошкольных учреждениях. Родители должны быть в курсе процесса воспитания ребенка, поэтому им предоставляются консультации.

    Германия

    Дошкольное образование здесь необязательно, но все малыши имеют право ходить в детский сад или дневные ясли. Как правило, ясли чуть дороже садиков (около 80 и 50 евро, соответственно), но единого размера оплаты нет, и местные власти сами решают, сколько должны заплатить родители - итоговая стоимость зависит от дохода семьи (чем он ниже, тем больше льгот).

    Большинство детских садов работает до двух-трех часов дня (многие родители в стране работают неполный день), но есть и такие, где малыша можно оставить на ночь. Завтрак дети приносят из дома, но воспитатели предупреждают, что это должно быть здоровое питание. Обед, за который родители малыша доплачивают от 60 до 100 евро в месяц, организуют на месте. Кстати, многие немецкие семьи практикуют смешанный вариант: два дня в неделю - обычный садик, один - так называемая дневная мама (няня с педагогическим образованием, которая приглядывает не более чем за пятью малышами), а дальше подключаются бабушки и дедушки.

    Еще одна особенность детских садов в Германии заключается в их функциональном подходе: так, основная задача местного дошкольного образования - научить ребенка общаться со сверстниками, объяснить, как действовать в той или иной ситуации, помогая преодолевать детские трудности. Малышей с детства учат быть толерантными и уметь сочувствовать другим, поэтому группы в немецких садиках смешанные, и дети с особыми потребностями ходят в обычные группы - никакого разделения нет.

    При этом считается, что ребенок должен максимально наслаждаться детством, а все необходимые знания позже он получит в школе. Так что в детском саду малыши много рисуют, лепят, поют и играют. Напомним, что у детей в Германии есть своя "стипендия": с рождения и до 18 лет (студенты - до 25) они получают "детские деньги" - около 190 евро в месяц.

    Италия

    Традиционно малыш в итальянской семье окружен вниманием многочисленных родственников: рядом с крохой постоянно находятся бабушки, дедушки, тети, дяди, сестры и братья. Поскольку ребенка воспитывает шумная родня, то в садик он, как правило, не ходит - для большинства итальянских детей в этом просто нет необходимости. Если же малыш все-таки отправляется в детский сад, то происходит этот знаменательное событие в возрасте трех лет.

    Садики бывают двух видов: государственные и частные. При этом подконтрольные властям заведения среди семей ценятся больше - правда, их стоимость намного выше, но и воспитатели, по отзывам, лучше. Кстати, плата за садик определяется доходом родителей: кто больше получает, тот и больше платит (размер варьируется от 6 до 400 евро в месяц). Питание малыша оплачивается отдельно - дополнительно 2–3 евро в день. Дети находятся в детском саду до 16:30 часов дня, а потом мамы и папы должны забирать свое чадо. Однако при наличии справки с работы и по предварительной договоренности с воспитателем, дополнительно оплатив не менее 60 евро в год, можно продлить пребывание крохи до 18:30.

    Летом садики официально закрыты, и у детей "каникулы" до сентября. Но за доплату 10 евро в день малыш может посещать садик в июле и августе.Что касается развивающей программы, то особое внимание преподаватели уделяют предметам искусства: дети занимаются музыкой, рисованием, танцами, много играют на свежем воздухе и с недавнего времени изучают английский.

    Испания

    Как и в Италии, в Испании дети начинают ходить в детский сад с трех лет - хотя это не является обязательным требованием. Однако если ребенка по каким-то причинам не отдали в садик, то родителей могут вызвать в мэрию "на разговор". А начиная с 6 лет посещение садика становится обязательным - маму и папу малыша могут привлечь к ответственности, если их 6-летний ребенок не пошел в школу (как правило, последняя ступень детского сада плавно переходит в начальную школу).

    Детская программа включает обязательную прогулку (два-три раза в день), ланч (дважды в день) и разнообразные занятия, которые идут целый день с перерывами. В целом к малышам в Испании относятся очень хорошо, и любые детские стычки, как и разделение по классово-национальному признаку, здесь пресекаются. Начиная с пяти лет, детей вывозят в лагерь: совсем маленьких - на одну ночь, а тех, кто постарше на два-три дня.

    Швеция

    Никаких проблем с устройством ребенка в шведский садик не возникает. Выбрав один из двух вариантов (государственный или частный сад), родители оплачивают посещение дошкольного заведения - в зависимости от своих доходов, и больше не беспокоятся о досуге своего чада. Даже если у взрослых недостаточно средств, обучение малыша оплачивает государство, но в садике он будет находиться меньше часов, чем все остальные. Ощутимые льготы также предоставляются семьям с более чем одним ребенком: за всех последующих малышей платит государство или родителям снижают оплату.

    Характерная для шведских детсадов черта - акцент на физическое развитие. Здесь малыши очень много гуляют на свежем воздухе: при этом они могут спокойно ходить по лужам, лежать на земле, осыпаться песком - в этой стране считают, что чем грязнее ребенок, тем он счастливее. В некоторых садиках крохи даже спят на улице в спальных мешках! Считается, что такая практика укрепляет иммунитет и прививают детям любовь к природе.

    Финляндия

    В этой скандинавской стране есть общественные и частные сады. Большинство финнов отдают детей в общественные учреждения, но интересно, что если семья захочет устроить ребенка в частный садик, то государство частично берет на себя расходы (итоговая стоимость зависит от различных факторов, включая зарплату родителей).

    В вопросах развития дети в Финляндии очень свободны: взрослые лишь следят за тем, чтобы малыш был одет по погоде, а его действия не приносили вреда здоровью и не беспокоили окружающих. Так что можно с уверенностью сказать, что первое право ребенка в Финляндии - это право посидеть в луже и насладиться этим! Для подобных случаев в семье даже припасена специальная одежда - резиновые комбинезоны или раздельные куртки и брюки, которые называют kuravaatteet.

    Для всех садиков, куда принимают малышей с 9-месячного возраста, есть общие правила: для детей до трех лет предусмотрен один воспитатель на 4-х человек, после трех лет - один воспитатель на 7 человек, максимум в группах 21 человек. Основные часы работы: с 6:15 до 17:00. Находясь в детском саду, дети много поют, читают сказки, готовят представления и концерты (в основном, к Рождеству и Дню весны).

    Есть еще один любопытный нюанс: прежде чем малыш начнет самостоятельно осваивать новое пространство, для него составляется индивидуальный план развития. Для этого воспитатель детского сада может прийти к ребенку домой, чтобы вместе с родителями познакомиться с режимом дня, привычками, особенностями питания и любимыми игрушками крохи.

    Великобритания

    Частные детсады туманного Альбиона - удовольствие не из дешевых, так что позволить себе эту роскошь могут только состоятельные люди. Вариант попроще - государственное заведение, где по достижении трехлетнего возраста в течение 15 часов может находиться каждый ребенок, причем абсолютно бесплатно. Это касается даже тех малышей, чьи родители живут в стране нелегально.

    Обедать можно как за счет садика, так и приносить еду с собой. При этом у воспитателя не возникнет никаких вопросов, если ланч малыша будет состоять из гамбургера, шоколадки, печенья или других неполезных продуктов. Нормой считается и то, что трехлетний ребенок целый день ходит в памперсах. Кстати, традиционного дневного сна в английских детсадах нет, но уложить спать малыша могут по требованию в любом месте, даже в игровой комнате.

    Британцы не обременяют себя чрезмерной опекой и заботой: кутать в теплые вещи детей не принято, а такие симптомы, как насморк, кашель или небольшая температура не являются поводом, из-за которого можно остаться дома и не ходить в садик.

    Израиль

    Израильские садики, видимо, рассчитаны на родителей-трудоголиков: они работают круглый год (с воскресенья по четверг - с 7 до 17 часов, в пятницу и предпраздничные дни - с 7 до 12:30), и только в конце августа есть две недели каникул. Число малышей в группе варьируется от 8 до 24 детей, из расчета один воспитатель на 9–10 ребят.

    Государственные садики - бесплатные, но отдавать кроху туда можно только с трех лет. Они работают до обеда и не предполагают питание, так что еду нужно приносить с собой. В любом детском саду есть дополнительные занятия на любой вкус: на выбор малышу и музыка, и ритмика, и лепка, и йога, даже английский и развитие речи. Судя по отзывам родителей, садик обычно выбирают по воспитателям, которые, если договориться, может высылать заботливым маме и папе фотографии любимого чада в течение дня.

    Первое отличие европейского и даже американского детского садика от российского – совершенно «попустительское» отношение к кашлю, соплям, вшам, глистам и даже к легкой температуре. Кашляющие и чихающие малыши спокойно посещают детский сад. Если у кого-то из подопечных обнаружат вшей или глистов, то воспитатели просто предупредят родителей, что надо провести соответствующую профилактику. Источник заражения упоминать запрещено. Так же «наплевательски» в зарубежных садах относятся к «тихому» часу. Хочешь – спи, не хочешь – найдется, чем заняться кроме сна. И спят во многих садах дети не в кроватях, а на матрасах, которые лежат на полу. А еще…

    В детские сады принимают детей старше 1,5 месяцев. До 4 лет они посещают детский сад, после 4 переходят в особую группу при школе. При оформлении в садик родители заполняют множество анкет, один из обязательных вопросов – нуждается ли малыш в дневном сне.

    Самое строгое наказание в американском саду – усадить шалуна на стул. Время сидения – по минуте на каждый год возраста ребенка. Так, в 4 года ребенок просидит 4 минуты, а в 3 года – 3 минуты. Спят все дети не только в той же одежде, в которой играли, но и в обуви. Вместо кроватей – разложенные на полу матрасы.

    Детей укладывают на дневной сон в одежде и обуви, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации (например, во многих штатах нередки сильнейшие ураганы) быстро провести эвакуацию.

    Черногория

    Чтобы малыша приняли в детский сад, надо предъявить справку о том, что хотя бы один из родителей работает. При оформлении в детский сад или ясли требуется только справка от педиатра или, если ребенок старше 3 лет, от терапевта. Обязательно надо предоставить и сведения о прививках. Делать прививки обязательно, отказы не принимаются. В сад ребенка примут только с полным их набором. В ясли принимают детей старше 6 месяцев, в детский сад ребенок ходит с 3 до 6 лет. Группа состоит из 20-30 человек. Ее «обслуживают» 2 воспитателя. Ребенка можно оставить в саду или до обеда, или до 16-17.00. Лучше всего после обеда малыша забрать домой, так как кроватей на всех не хватает. Кровати-раскладушки, кстати, устанавливают на время сна в той же комнате, где дети играют. После тихого часа их убирают в шкаф.

    Сопли не причина оставить малыша дома. Спокойно гуляет малыш и с ротавирусом. Лечат эту напасть кока-колой и покупным растворимым (и очень соленым) куриным «супом». Даже если ночью ребенку было плохо, но утром он чувствует себя нормально, его отводят в детский сад.

    Формула спасения

    При ротавирусной инфекции, сопровождающейся сильной рвотой или поносом, главная опасность – обезвоживание. Если под рукой нет специальных аптечных растворов наподобие Регидрона, восстанавливающих водно-солевой баланс, Всемирная Организация Здравоохранение дает родителям такой рецепт домашнего питья: 1 литр воды+3 г соли+18 г сахара. Теперь понятно, почему в некоторых странах педиатры на полном серьезе прописывают детям кока-колу и растворимый куриный бульон в пакетиках. Мамы свидетельствуют: ребенок от такой «диеты» быстро идет на поправку. Ведь пить газировку и есть соленый супчик детям куда приятнее.

    Отпуск по уходу за ребенком у французских женщин заканчивается, едва ребенку исполнится 2 месяца. Потому живы в этой стране ясли, которые в России, считай, канули в Лету. Получить место в яслях сложно, но ребенок может посещать ясли 1-2 раза в неделю по нескольку часов в день. С 3 лет ребенок начинает посещать детский сад, который в переводе с французского называется «материнской школой». И посещает он его до 6 лет.

    При приеме в ясли или детский сад родителям придется предъявить заполненную прививочную карту. Ребенку должны быть сделаны обязательные прививки от 4 болезней: дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

    Несколько раз в год садики, как и школы, закрываются на каникулы. Есть и общегосударственный выходной день для детей, посещающих детские сады, - среда.

    В группе обычно 20-30 человек. На каждую группу положен преподаватель и помощник преподавателя. Группы обычно разновозрастные, каждый год ребенок оказывается в новой группе, соответственно, меняется у него и преподаватель.

    В саду дети не переодеваются и не переобуваются. Единственное требование к родителям: никаких шарфов! Видимо, воспитатели боятся, что во время беготни и игр шарф может затянуться вокруг шеи и удушить малыша. Еду и игрушки приносить с собой нельзя категорически. Разрешены лишь «дуду» - мягкая игрушка, с которой ребенок спит.

    С 1,5 лет дети спят уже не в кроватях, а на низких кушетках либо на матах с натянутыми на них простынями. Причем спят, как правило, в одежде. Для детей 4-6 лет иногда просят принести из дома подушку. Но в этом возрасте в «тихий час» ребятня сама устраивается в комнате, где придется.

    Сопли, кашель и повышенная температура не считаются веской причиной, чтобы провести день-другой дома. До 38,5 температура у ребенка не считается жаром (это общемедицинская практика, не только французская). Просто так посидеть дома, пока мама не убедится, что ребенок окончательно выздоровел, не получится. Во-первых, почти все мамы работают, а оплачиваемых дней по уходу за заболевшим ребенком – 3 в год. Во-вторых, на каждый день отсутствия требуют справку от врача.

    Между занятиями есть перерыв на обед. На обед ребенка можно забрать домой. Чтобы малыш смог обедать в садике, в мэрии города надо получить направление в столовую. Кухонь в детских садах нет. Обеды готовятся централизованно и развозятся по учреждениям. Обед в понимании французов это салат, мясо или рыба с гарниром, сыр и десерт.

    Израиль

    В детские сады принимают детей от 2 до 6 лет. С 2 до 4 лет в саду дети только играют, в 4-5 – уже что-то лепят, рисуют, овладевают другими навыками рукоделия, в 5-6 лет детей готовят к обучению письму, счету и чтению. Читать, считать и писать их учат уже в школе.

    С 3 лет дети в группе уже не спят, даже если садик работает и после обеда. Медсестер и врачей в садах нет. Даже при детских инфекциях карантинов не устраивают, а привести ребенка с немного повышенной температурой – обычное дело. Но если у ребенка температура повышается в саду, воспитатель сообщает родителям. Если она ниже 38,5°С, малыша можно оставить в саду, если выше – его надо забрать как можно быстрее. После выздоровления ребенка справку от врача требуют далеко не во всех садах.

    Детский садик был обязательным опытом в жизни любого советского ребёнка. Редко кто бежал туда с радостью каждое утро. Наоборот, многих со слезами отрывали от санок и оставляли на попечение суровых воспитательниц, грозящих лейкопластырем заклеить рот в тихий час. Несмотря на это, место в приличном садике до сих пор считается большой родительской победой. The Village узнал, как с этим справляются жители Осло, Кенсингтона, Брюсселя, Парижа, Цуга и Валенсии.

    Child Planet для закаленных

    Норвегия, Осло

    Норвежцы любят природу, а в самом Осло так много парков и лесов, что появление садиков friluftsbarnehage - на открытом воздухе - кажется закономерным. В такой садик детей приводят в непромокаемых тёплых комбинезонах с рюкзаками, в которых лежит ланчбокс с бутербродами и напиток. Этот садик - часть большого детского центра Сhildplanet, место для него огорожено на территории Фрогнер-парка - того самого, со знаменитыми скульптурами младенцев Вигеланда. В обед детям приносят горячую еду, которую они едят за большим деревянным столом под тентом. Ещё на территории есть небольшое помещение, где можно переодеться, если случился конфуз, и туалеты.




    Малыши и воспитатели весь день проводят на улице, независимо от погоды. Они гуляют в парках, наблюдают за природой, кормят лебедей и уток, играют. Только один день в неделю - в четверг до обеда - дети проводят в помещении детского центра. Норвежцы считают, что такие садики закаляют и тело, и дух, и многие выбирают именно их для своих детей.

    Биосадик Melimomes

    Бельгия, Брюссель

    Все садики в Брюсселе делятся на франкоговорящие и голландскоговорящие, причём считается, что вторые лучше первых. Как правило, садики (на самом деле это ясли) небольшие, обычно в них всего около 30 детей, которых делят на три группы: младшую, среднюю и старшую. Melimomes - представитель популярных в Европе биосадиков. Он находится в дорогом квартале Брюсселя, очень зелёном, что для этого города нетипично. В Melimomes особый контроль за мебелью, памперсами, постелью, игрушками, едой - всё должно быть экологически чистым и натуральным, даже средство для мытья детской посуды и мыло для поп. Продукты доставляют проверенные биопоставщики, игрушки сделаны только из дерева и ткани, никакого пластика. Занятия проходят нечасто, потому что дети ещё малы, но обычно пару раз в месяц - музыка, раз в неделю - физкультура с развитием моторики, два раза - театрализованное чтение. Еду готовят в мультиварках. Завтракают дети дома, обед в 11 часов, дают овощной суп-пюре, попозже - мясо или рыбу с рисом, овощами или кускусом, потом у детей сон, а после сна - полдник: йогурт, хлеб с мягким сыром, блинчики, вафли и непременно фрукты. Ужинают дети дома, с родителями. Хорошим считается тот садик, где есть французская кухня.




    На трёх детей приходится одна няня, то есть в среднем три няни на группу. Все садики работают с семи утра до шести вечера, а коммерческие иногда и до семи. Оплата в коммунальных садиках зависит от зарплаты родителей (есть табличка со шкалами). Чем больше зарабатываешь, тем больше платишь. Такая вот социальная справедливость. А в коммерческих, конечно, плата фиксированная: от 500 евро в месяц и больше. В садике Melimomes оплата составляет 750 евро в месяц и деньги не возвращаются, если ребёнок болел или в отъезде.

    Католические праздники в École Maternelle

    Франция, Париж

    Во Франции детских садов в нашем понимании нет. Сразу после яслей, едва научившись ходить в туалет самостоятельно, большинство маленьких французов отправляются прямо в школу. Обязательное школьное образование начинается с шести лет, но многие ходят в École Maternelle - учебное заведение для детей от трёх до шести. И там их действительно учат: различать цвета и времена года, считать до трёх и другим полезным вещам.

    Школы есть частные и государственные. École Maternelle Notre Dame - частная, католическая, востребованная - в неё нужно записываться за год. Зато она сравнительно недорогая - 230 евро в месяц. За эту сумму ребёнок получает обед и продлёнку, а полдник нужно захватить из дома. Занятия проходят с 08:30 до 16:30.

    В начале XIX века эта школа была основана как приют при церкви для девочек из бедных семей. То, что школа католическая, выражается в подготовке к празднованию всех католических праздников (особенно Рождества и Пасхи) и в праздновании в самой церкви вместе с отцом-настоятелем, в посещении мессы по поводу начала учебного года и необязательной воскресной школы.






    То, что школа частная, выражается в основном в том, что педагогический персонал подбирается более тщательно, нет так любимых французами забастовок, нет неблагополучных семей. К обучению относятся очень серьёзно, доходит до смешного. Например, сын моей подруги несколько дней носил в класс книжку со сказкой про ведьму, а её всё никак не могли прочитать детям. На вопрос матери, почему не читают классу книжку, учительница ответила, что сейчас они занимаются домашними животными и так погружены в тему, что читать внеклассные сказки им некогда: у них программа.

    Развитие психомоторики в El Solet

    Испания, Валенсия, Альмусафес

    Как и во Франции, в Испании действуют ясли для детей от рождения до трёх лет, поскольку многие мамы уже через четыре месяца должны выходить на работу (это оплачиваемое время декретного отпуска в Испании). Детский садик El Solet («Солнышко») - частный. Регистрационный взнос составляет 70−80 евро, ещё около 150 евро уйдёт на униформу и учебные материалы.

    Дети находятся в садике с 09:30 до 12:30 и с 15:00 до 17:00, между этими часами - священная для испанцев сиеста, а перед ней - обед. За этот детский сад нужно платить 130−250 евро в месяц. Завтракают дети дома и берут что-то с собой (печенье, йогурт, фрукты). Самым маленьким мамы приносят то питание, которое ест ребёнок (молочная смесь, каши, пюре). За еду отвечают родители, а за образование - воспитатели. С детьми много и хорошо занимаются: музыка, рисование, эксперименты, физические упражнения, развитие психомоторики, английский.





    Чтобы попасть в государственный садик, нужно записываться заранее. Преимущества имеют семьи, где оба родителя работают, либо одинокие, либо где ребёнок инвалид. Да, в Испании дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы. Недавно на Тенерифе разгорелся скандал, когда одному из близнецов с ДЦП и инвалидностью 67 процентов было отказано в месте в садике, тогда как его здоровый брат место получил. Это противоречит правилам интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, считает их отец, который готов дойти до Страсбургского суда.

    Обучение на трех языках в Little Star Day School

    Швейцария, Цуг

    Этот швейцарский садик, а точнее тоже школа, принимает детей от года до шести лет. Он открыт в рабочие дни с 07:30 до 18:30, но завтрак только в 9 часов, так что привозить ребёнка можно не слишком рано. У частного сада меньше каникул для удобства работающих родителей. Разбивка на группы в нём условная: на занятия они делятся, а на игры и прогулки детей объединяют. Всего детей около 20, на них приходится не меньше пяти взрослых (педагоги и воспитатели). Государственные сады в Швейцарии только с пяти лет, и это скорее дошкольная подготовка на полдня, чем сад, поэтому мамы сидят с детьми дома до этого возраста или отдают детей в частные садики.









    Садик предназначен для детей-билингвов: в нём с самого начала говорят и обучают на двух языках - литературном немецком (в Швейцарии в быту люди говорят на очень сильно отличающемся от него швейцарском немецком) и английском. Если родным языком является третий, то он ни в коем случае не должен подавляться в процессе обучения.

    Занятия проходят каждый день, но очень простые: буквы, цифры, поделки. Гораздо лучше организована социализация детей: регулярно меняют детские площадки, ездят на них на разных видах общественного транспорта, ходят на экскурсии на почту, в магазин, в мастерскую мебели, наблюдают за пасущимися коровами и овцами, кормят птиц.

    Питание трёхразовое, включая горячий ланч. Соки детям не дают, а молоко - только однопроцентное. В Little Star Day School очень горды этим: всё направлено на здоровый образ жизни. По российским меркам порции маленькие, но здесь расчёт на плотный ужин дома с семьёй. Всегда есть меню на неделю, с которым родители могут ознакомиться заранее.

    Социальный эксперимент в Crossway Community

    США, Кенсингтон

    Этот Монтессори-садик - часть большой благотворительной организации Crossway Community, которая оказывает поддержку матерям-одиночкам с детьми от трёх месяцев до шести лет. Их обеспечивают жильём (на территории находится 37 квартир), школой и продлёнкой для детей, а также образовательными курсами. В садик ходят и дети из полных обеспеченных семей - это часть социального эксперимента.







    День начинается с утренней программы в 07:30. Детей кормят завтраком: овсянка, хлопья, молоко, омлет, фрукты. Поев, дети играют, читают книжки, рисуют. Собственно, Монтессори-программа начинается в 08:30 - ребята расходятся по классам. В саду три вида групп: «Нидо» (от трёх месяцев до полутора лет), «Инфант комьюнити» (от полутора до трёх) и «Праймари» (от трёх до шести лет). Программа на утро у каждой группы своя.

    Как правило, дети в процессе перекусывают едой, принесённой из дома. В 11:30 обед - и снова дети едят свою еду из дома. Сад обеспечивает ребятам только воду и молоко. В Crossway Community воспитатели греют детям обед и подают его в настоящей посуде со столовыми приборами, хотя во многих садах дети едят из пластиковой посуды холодную еду.

    После обеда малыши спят. Cтаршие ребята сначала гуляют на улице, а потом в 12:30 некоторые уходят домой, а остальным положен тихий час. Спят в одежде, укрывшись флисовыми одеялами. Полдник обеспечивает садик - это выпечка, которую помогли сделать дети, крекеры, фрукты, сыр. Сад закрывается в шесть вечера, но когда у мам занятия, дети остаются в саду и играют там.



    Похожие статьи