• Семья и семейные ценности. Конспект занятия "Семья и семейные ценности"

    16.06.2019

    Конспект внеклассного занятия: «Семья и семейные ценности»

    Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

    Задачи:

      Раскрыть значение понятий “семья”, “счастливая семья”, “семейные ценности”;

      Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

      Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;

      Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

      Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

    Ход занятия

    I.Организационный момент.

    Добрый день, уважаемые родители и ученики! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии.

    Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль, о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на“ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия.

    Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

    Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – “Семья и семейные ценности

    Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, строили “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли “Летопись семьи”.

    Разделимся на группы (вместе с мамами)

    Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня?

    - Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?

    Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”? (ответы по группам)

    (мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).

    - Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?”

    1. "Семья - это то место, где человек должен учиться творить добро"

    “Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.

    “Семья – это родные друг другу люди”.

    “Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

    2.“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).

    Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом? (члены семьи, соседи, друзья, окружающие родственники).

    А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).

    И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.

    И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

    II. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).

    Учитель наполняет баночку камнями (большими)

    Полна ли банка? (ДА, полна)

    Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).

    Полна ли банка? (ДА, полна)

    Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

    Полна ли банка? (ДА, полна)

    Учитель выливает воду

    Полна ли банка? (ДА, полна)

    А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваш ДОМ.

    Камни - это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ Горошек - это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:... ДЕТИ .

    Песок - это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - ...БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.

    Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается .....СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.

    А когда же родилась её величество семья???? .....Ответы детей.

    Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но...

    Адам :

    “Сейчас я тебе семь вопросов задам.
    Кто деток родит мне, богиня моя?

    Ева : “Я!”

    Адам : “Кто их воспитает, царица моя?”

    Ева : “Я!”

    Адам : “Кто пищу сготовит, о радость моя?”

    Ева : “Я!”

    Адам :

    Кто платье сошьет? Постирает белье?
    Меня приголубит? Украсит жилье?”

    “Я, я - снова вторила Ева, - я, я...”

    Сказала она знаменитых семь “Я”
    С этой поры родилась семья!

    Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”, “вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья - это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.

    - Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

    Учитель читает притчу.

    ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

    Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

    Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

    Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)

    Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.

    IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/

    Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ / клеим на кластер выбранные слова.

    I группа . Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё.

    II группа . Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё.

    III группа . Выберите семейные ценности и составьте кластер.

    Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.

    Что мы не берём в счастливую семью?

    - Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

    V. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

    1 строчка – существительное. Семья

    2 строчка – два прилагательных. Какая она?

    3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

    4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

    5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

    Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

    Семья.

    Крепкая, дружная.
    Сплачивает, объединяет, оберегает.
    Семья – лучшая школа жизни.
    Ребенок.

    Семья.

    Большая дружная.
    Любят, заботятся, живут.
    Все вместе под одной крышей.
    Любовь.

    VI . Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я взяла их из ваших летописей семьи.

    А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”.

    Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов......

    VII. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ ?

    - Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

    Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

    На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

    Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

    Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами”

    Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

    - А у всех ли детей есть родители, семья?

    Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме”

    О чем они мечтают?

    - Так о чем же мечтают все дети планеты? (О счастье, мире в семье)

    Есть ли у них надежда?

    VIII. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем).

    Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

    Первая сказала:

    Я - Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.

    И огонёк свечи погас.

    Вторая чуть слышно промолвила:

    Я - Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.

    Третья свеча опечалилась:

    Я - Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего - своих близких, - сказала она и погасла.

    Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

    Что вы делаете!? Вы должны гореть - я боюсь темноты! - плакал он.

    Четвёртая свеча произнесла:

    Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я - Надежда.

    С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь!!!

    Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!

    В семейном кругу мы жизнь создаем,
    Основа основ – родительский дом
    На улице дождь непрерывный,
    А дома тепло и светло.
    Тут можно укрыться от зноя,
    Спастись от морозного дня.
    В хорошее место родное -
    Домой так и тянет меня.

    Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать?

    Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.

    I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.

    - “Дом” – это...кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют.

    II группа .: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья”. Семья это -...“Семья – это.... Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я..... (тётя, дядя, ...)

    III группа .: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”..., “Что нельзя”...

    Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.

    Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

    И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?

    Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

    Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

    IX . Дети читают по цепочке.

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем, волненье и трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!

    Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

    Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ .

    Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети - всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.

    Горошек - это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль .

    Песок - мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.

    Если сначала наполнить банку песком...... Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

    И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ .

    X. РЕФЛЕКСИЯ.

    Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?

    Работать в группах вместе с родителями?

    Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

    Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?

    Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - .... (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – ... (зелёный) . Мне было трудно, некомфортно - ... (синий ).

    Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета).

    - Ответьте на мои вопросы

    Что на свете всего дороже? Семья.

    А что значит семья?

    Это – семь я.

    Без чего не может быть она?

    Без папы, мамы и меня.

    А чем же скреплена она?

    Любовью, заботой и теплом.

    Ведь все мы связаны семьёй.

    Пусть всё это только игра,
    Но ею сказать мы хотели:
    Великое чудо семья!
    Нет в жизни важнее цели!
    Храните её! Берегите!

    Цель: систематизировать знания детей о семье.

    Задачи:

    Создавать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на занятии;

    Расширить представления о семейных ценностях, учить соотносить внутреннее состояние членов семьи с их поступками;

    Развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению;

    Осуществлять диагностический компонент внутрисемейных отношений.

    Материал: миниатюрные фигурки (или картинки с изображением членов семьи); камень с указателями; «ковер-самолет»; природные материалы; записи музыкального сопровождения; клей; цветные заготовки для птицы, салфетки по количеству детей.

    Ход занятия:

    Вводная часть

    (Дети сидят на ковре перед педагогом.)

    Чтоб сделать волшебным весенний рассвет,

    Надо долго, долго идти

    И охапку сияющих желтых лучей

    Самому на дороге найти.

    И добавить к сияющим желтым лучам

    Охапку зеленых веток,

    Краешек неба, и пенье ручья,

    И маленьких птиц всевозможных расцветок.

    Все это перемешать

    И почти не дышать...

    Доброе утро, ребята! Я неспроста начала занятие такими прекрасными строчками, ведь сегодня мы отправляемся в сказку. Подскажите мне, какой сказочный транспорт вы знаете? (Ответы детей.)

    Педагог. Я предлагаю полететь на ковре-самолете. (Педагог расстилает ковер.)

    Мы летим под небесами,

    Над дремучими лесами,

    Мы сильные и смелые.

    Веселые, умелые.

    (Дети «приземляются» на полянку, на поляне лежит камень с указателями: Прямо пойдете - быстро повзрослеете. Налево пойдете - младенцами станете. Направо пойдете - свою мечту найдете.)

    Основная часть

    Педагог. Ребята, посмотрите, вот камень волшебный, надписи на нем разные. (Вслух читает надписи.) По какой дороге пойдем? Чего вам сейчас больше всего хочется? (Ответы детей, рассуждения.)

    Педагог. Для того чтобы определиться с направлением, вспомните, с чего начинается жизнь человека.

    Дети. С младенчества.

    Педагог. Пойдемте по левой дорожке.

    (Подходят к столу, в нём картинки или фигурки «Семья».)

    Педагог. У каждого человека есть близкие ему люди.

    (Дети рассказывают о своей семье.)

    Педагог. Ребята, как вы думаете, что такое семья, кого можно назвать семьей? (Рассуждения детей.) Семья - самое важное слово. Семьи есть разные, маленькие и большие. Я предлагаю вам семью, поселить вместе тех людей, которые являются самыми важными для вас.

    Игра «Создай семью» (Игра носит аспект диагностики внутрисемейных отноше­ний. Дети по личному выбору распределяют фигурки (или картинки членов семьи по отношению к себе.)

    Педагог. Каждая семья живет в доме. Давайте заглянем в окна и посмотрим, чем же заняты члены семьи? Что делает мама, что делает папа? А кто еще есть в ваших домах?

    (Рассказы детей.)

    Педагог. Как же много забот у ваших родителей. Когда они только все успевают?.. Я предлагаю разделить мамины и па­пины дела. Мамины дела назовите и положите в волшебную корзинку, а папины дела - в шкатулку.

    (Дети вспоминают и называют домашние дела своих роди­телей.)

    Педагог. Наступает вечер. Драгоценные часы, минуты, когда вся семья собирается у домашнего очага. Я приглашаю вас пройти к «камину размышлений» и зажечь волшебный огонь.

    (Дети и педагог подходят к камину, садятся на диван. Зажигают фонарь.)

    Игра «Огонь волшебный...»

    Огонь волшебный и могучий,

    Развей над нами злые тучи,

    Сердца детишек обогрей,

    Заворожи нас поскорей.

    (Дети вспоминают самые смешные, веселые события, происходившие в их семьях.)

    Педагог. У меня в руках мягкий клубочек. Передавая его по кругу, назовите по очереди все ласковые имена, которыми называют вас дома.

    (Передавая клубочек, дети называют свои ласковые имена.)

    Педагог. Замечательные и такие добрые имена! А как вы называете своих родителей? Есть такая пословица: «Когда семья вместе, так и душа на месте». Как вы ее понимаете? (Ответы и рассуждения детей.)

    Педагог. Я предлагаю нам разыграть этюд «Папина командировка». Подумайте, какие чувства возникают? Какое настроение у членов вашей семьи? Что чувствует папа?

    Этюд «Папина командировка» (Дети распределяют роли и в соответствии с ситуацией разыгрывают «возвращение папы из поездки».)

    Педагог. Вот снова вся семья вместе. Мы прекрасно провели время, вспомнив о семье. Но нас ждет еще много неизвестного. Вперед! Посмотрите, мы опять у камня магического. Пойдем теперь в будущее. Для этого нам нужно перевести часы вперед, А помогут нам в этом песочные часы.

    (Педагог достает песочные часы, показывает их детям)

    Педагог. Вы теперь стали взрослыми. (Педагог и дети переходят к другому столу.)

    Рассказы по воображению «Мое будущее»

    Педагог. Здесь лежат волшебные телескопы, в них можно увидеть будущее. Посмотрите в них и расскажите, где вы работаете? Какая у вас семья? (Дети по воображению описывают свое будущее) Замечательно. А теперь нам пора отправляться дальше. Попробуем найти свою мечту. Ребята, что такое мечта? Какого она цвета? О чем вы мечтаете? (Ответы и рассуждения детей.)

    Педагог. Ребята, нарисуйте свою мечту и украсьте ее чудесными узорами, диковинными цветами.

    Ручной труд «Птица счастья»

    Педагог. А воплощением мечты пусть станет «Птица счастья».

    (Дети подходят к столам, где лежат заготовки птицы, приклеивают хвост, украшения.)

    Заключительная часть

    Педагог. Возьмите птиц на ладонь и возвращайтесь на наш ковер-самолет. Мы летим домой.

    Мы летим под небесами,

    Над дремучими лесами,

    Мы сильные и смелые,

    Тема: « Семейные традиции, обычаи, ритуалы»

    Цели.

    Обучающие:

      формировать представление детей о семейный ценностях

      формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью

      познакомить с понятием «семейный праздник»

      закрепить понятие о семейных фотографиях

    Развивающие:

      развивать умения понимать традиции разных семей.

      развивать общие речевые навыки

      развивать творческое мышление, воображение воспитанников через образную подачу материала.

      развивать память

      активизировать словарь по теме «Семья»

    Воспитывающие:

      воспитание любви и уважения к своей семье

      воспитание интереса к собственной родословной

      воспитание заботливого отношения к членам своей семьи.

    Оборудование:

      таблички

      картинки

      иллюстрации

    Словарь:

    семейные традиции, праздники, обычаи, генеалогия, почитание старших, пословицы, уважение.

    План занятия:

      Организационный момент.

    Здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?

      Фонетическая зарядка на отработку дежурного звука.

      Этап подготовки к активному усвоению знаний.

    У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.

      Этап усвоения новых знаний.

    А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я, потому что в семьях часто только один ребенок. А сколько детей в ваших семьях?

    Ответы детей.

    А кто ещё входит в состав семьи, кроме родителей и детей?

    Ответы детей.

    Правильно, бабушки и дедушки.

    У меня есть мама,
    У меня есть папа,

    У меня есть дедушка,

    У меня есть бабушка,
    А у них есть я.

    Что это?
    СЕМЬЯ .

    А ещё у некоторых есть прабабушки и прадедушки. Кого называют этими словами?

    Ответы детей.

    Если расширить понятие семья, то сюда можно включить ещё дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. А ещё многие членами семьи считают своих домашних питомцев: кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других.

    Семья – это МЫ. Семья – это я,
    Семья – это папа и мама моя,
    Семья – это Павлик - братишка родной,
    Семья – это котик пушистенький мой,
    Семья – это бабушки две дорогие,
    Семья – и сестренки мои озорные,
    Семья – это крестный, и тети, и дяди,
    Семья – это елка в красивом наряде,
    Семья – это праздник за круглым столом,
    Семья – это счастье,
    Семья – это дом

    Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

    Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.

    Физкультминутка

    (Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

    Ежедневно по утрам

    Заниматься надо нам.

    Мы с доски не сводим глаз

    И учитель учит нас:

    Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)

    Правой левую достанем.

    А потом наоборот

    Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

    Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

    Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

    Повернись еще разок!

    Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно

    в каждую сторону).

    Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны

    Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

    И за парты вновь садись!

    У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете?

    Ответы детей.

    Главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек…) Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

    Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях?

    Ответы детей.

    А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое ) дерево. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие, составление своего генеалогического древа. Это изучение истории своей семьи. Обязательно со своими мамами и папами начните составлять такое дерево.

    Ещё одна традиция – собирать семейные альбомы. Это делают во многих семьях. У кого из вас есть такие альбомы?

    Ответы детей.

    А сейчас мы поиграем с вами в игру «Какая моя семья». Каждый из вас придумает эпитеты для своей семьи. Катя, начинай. Моя семья – веселая (дружная, гостеприимная, работящая, заботливая, крепкая, смелая и т.д.)

    5. Этап закрепления новых знаний.

    О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

    Завершим мы наше занятие чтением стихов:

    Катя:

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.

    Лена:
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.

    Вика:
    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Женя:
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.

    Пятый ребенок:
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!

    Воспитатель:
    Но счастливо жить одному невозможно!
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните,
    Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
    Какая хорошая эта семья

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное
    учреждение «Гимназия №5 имени Героя Советского
    Союза Константина Павлюкова»
    Воспитательное занятие
    Тема: «Семья и семейные ценности».

    Подготовила:

    классный руководитель
    9
    «В» класса

    Неклюдова Д.Р.

    Л.Н.Толстой
    Ход занятия:

    1.Вступительное слово учителя: Наше занятие начнется необычно. Сейчас
    каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень
    внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение
    одной минуты рассматривают свою фасоль).
    ­ Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на
    первый взгляд все они одинаковые. Расскажите, чем же ваши фасолинки
    отличаются от других? (Учащиеся высказывают свое мнение).
    ­ На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что
    все они чем­то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас
    отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же есть у каждого из
    нас, что нас объединяет? (Учащиеся предлагают свои варианты, кто то из
    ребят говорит слово семья.)
    ­ Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и
    посвящено наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое семья, ее значимость
    для человека, для государства. Узнаем о ценностях семьи.
    В семейном кругу мы с вами растём,

    В семейном кругу все корни твои,
    И в жизнь ты выходишь из семьи.
    В семейном кругу мы жизнь создаём,
    Основа основ – родительский дом.
    В китайском эпосе есть одна притча. Жила­была на свете семья. Она
    была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала
    она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что,
    мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и
    лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже
    упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны.
    И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
    возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
    спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
    добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься
    такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то
    писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

    Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули
    старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
    ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ,
    Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как
    водится, за ухом и спросил:

    Ячейка общества
    жизнь любовь

    Брак взаимоуважение
    понимание
    Семья это ячейка общества, построенная на любви, взаимоуважении и
    понимании.
    ­ Понятие семья, в разных источниках трактуется по­разному.
    В толковом словаре Ожегова значение слова семья трактуется
    объединенных общей
    «Это группа людей,
    следующим образом:
    деятельностью, общими интересами».
    Международный день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с
    1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН. Всероссийский день
    семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был
    объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе
    депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет
    назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи
    святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья

    память совершается 8 июля. Символом этого праздника является цветы –
    ромашки.
    ­ А знаете ли вы почему? (Учащиеся высказывают свои мнения).
    Ромашка ­ очень родной, какой­то добрый, домашний цветок. Кроме
    всего прочего, ромашка символизирует лето, тепло, уют, невинность и
    чистоту. Символ Дня семьи, любви и верности, придумала Светлана
    Медведева, жена Дмитрия Медведева.
    Когда появилось слово “семья”!
    Когда­то о нём не слыхала земля
    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
    Сейчас я тебе семь вопросов задам –
    Кто деток родит мне, богиня моя?
    И Ева тихонько ответила: "Я"
    Кто, моя царица, воспитает их?
    И Ева покорно ответила: "Я"
    Кто пищу сготовит, о радость моя?
    И Ева всё так же ответила: "Я".
    Кто платье сошьёт, постирает бельё,
    Меня приласкает, украсит жильё?
    "Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
    Сказала она знаменитых семь Я.
    Вот так на земле появилась семья.
    ­ У каждой семьи есть определенные функции.
    ­ К функциям семьи относятся:
    1.воспитательная;
    2.хозяйственно­бытовая;
    3.экономическая;
    4.социально­статусная;
    5.психотерапевтическая;
    6.репродуктивная;
    7.духовное общение;
    8.досуговая.
    ­ Предлагаю вам сейчас опять поработать в группах и затем рассказать о
    значимости каждой функции. Это задание вы будите выполнять с помощью
    концептуальной таблицы.
    Функции
    воспитательная
    хозяйственно­бытовая
    Значимость

    экономическая
    социально­статусная
    психотерапевтическая
    репродуктивная
    духовное общение
    досуговая
    (Учащиеся работают в группе, затем по очереди каждая группа
    рассказывает о значимости функций. Первая группа – первые две функции,
    вторая – третью и четвертую и т.д.)
    ­ Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не
    обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Это место
    называется родной дом, а люди, которые там живут семьей. А знаете ли вы,
    какие бывают семьи? Предлагаю вашему вниманию типы семей. Такую
    классификацию дают авторы учебника по обществознанию. Итак, типы семей:
    По числу детей
    Многодетные
    Малодетные
    Бездетные
    По родственной
    структуре
    Многопоколенные
    Двухпоколенные
    По количеству
    родителей
    Полные
    Неполные
    ­ А какие семьи встречаются чаще всего в современном обществе? С чем это
    связано. Подумайте, пожалуйста, над этим в своих группах. (Учащиеся
    думают, затем высказывают свое мнение).
    ­ Каждый член семьи выполняет определенную роль. А какую? Предлагаю вам
    следующее задание – ромашка.
    ­ На доске вы видите изображение ромашки. Один человек из группы
    подходит и выбирает себе лепесток, где написаны определённые члены семьи.
    Ваша задача написать об их обязанностях.
    (Учащиеся работают в группе, идет обсуждение и затем один человек из
    группы выступает).
    Пример: (перечислить обязанности только 3х человек, выделенные
    жирным шрифтом)
    1.Семья из 4­х человек: мама, папа, старшая дочь и младший сын.
    2.Семья из 5­ти человек: мама, бабушка, старшая дочь, и два брата
    близнеца.
    3.Семья из 3­х человек: мама, папа, сын.
    4.Семья из 4­х человек: мама, дедушка, старший сын и младшая сестра.

    ­ Сейчас вы перечислили обязанности членов определенной семьи. Знаете ли
    вы, как называется эта группа людей? Эта группа людей называется
    родственники.
    ­ Любая семья индивидуальна. У каждой семьи есть свои обычаи, традиции,
    правила и ценности. Что же такое ценность?
    Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит
    достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим
    поколениям. Семейные ценности воспитываются с раннего возраста через
    рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в
    бережно хранимом семейном архиве. Семейные ценности – это часть
    исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от
    наших дедов и прадедов.
    Придя сегодня домой, поговорите с членами ваших семей о ваших
    семейных ценностях, пересмотрите семейные альбомы, вспомните интересные
    моменты ваше семьи, ваши праздники, да просто поговорите по душам.
    Семья­это счастье, любовь и удача,
    Семья­это летом поездки на дачу.
    Семья­это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Семья­это труд, друг о друге забота
    Семья­это много домашней работы.
    Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
    «Какая хорошая ваша семья!»
    ­ В заключение нашего занятия предлагаю вам поработать уже индивидуально
    и составить синквейн. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек,
    написанных по правилам:
    1­я строчка ­ это название темы одним словом.
    2­я строчка ­ это определение темы в двух прилагательных.
    3­я строчка ­ это три глагола.
    4­я строчка ­ фраза из четырех слов.
    5­я строчка ­ завершение темы. Как правило, это синоним первого слова,
    выраженный любой частью речи.
    Пример:
    1.Семья
    2.Крепкая, единственная
    3.Развивается, укрепляется, увеличивается
    4.Семья это главное богатство
    5.Жизнь
    ­ Обязательно прочитайте пятистишие членам своей семьи.

    ­ А теперь посмотрите еще раз на фасолинку которую вы выбирали в начале
    занятия. Заберите ее, прорастите, сфотографируйте и поместите фотографию
    в семейный альбом. Как символ добра, тепла и уюта.
    ­ А на память о нашем занятии я бы хотела вам подарить маленькую ромашку,
    на лепестках, которых написаны семейные заповеди, запомните их берегите
    свою семью.
    (Учитель подходит к каждому учащемуся и дарит ромашку).
    Семейные заповеди:
    1.Свято храните честь своей семьи.
    2.Любите свою семью и делайте ее лучше.
    3.Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь
    членам семьи.
    4.Дарите друг другу радость.
    5.Умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
    6.Живите в мире и согласии.
    7.Берегите друг друга.
    ­ Закончить наше занятие мне бы хотелось вот такими строками:
    Семья – это то, что мы делим на всех,
    Всем понемножку: и слёзы, и смех,
    Семья – это то, что с тобою всегда.
    Пусть мчатся секунды, недели, года,
    Но стены родные, отчий твой дом –
    Сердце навеки останется в нём!
    ­ Спасибо за работу. До свидания.

    Тема: «Семья и семейные ценности»

    Цель : способствовать пониманию детьми ценности семьи через изучение фольклорных произведений, через ролевые игры, творческие работы.

    Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

    2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

    3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

    Оборудование: листы с напечатанными пословицами, заранее заготовленные детьми, генеалогическое древо своей семьи.

    1. Вступительная беседа .

    Отгадайте ребус. В нем зашифрована тема нашего сегодняшнего занятия: 7 я

    А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки)

    Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней жили дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки и правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни – по хозяйству поспевали, другие – в поле трудились, старшие братья и сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

    Кто может ответить, что такое семья? (Выслушиваются ответы детей).

    Сейчас я вам расскажу сказку, а вы, прослушав, ответите, что же такое семья.

    Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Да, -ответила Звездочка. –Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. –Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота т сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»

    Вывод: Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

    2. Выставка работ учащихся.

    Ребята, вы подготовили ваши творческие работы в виде генеалогического древа? Кто готов рассказать о своей семье, о своем роде? (Выслушиваются несколько ответов детей, с демонстрацией материала).

    Наводящие вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Как ты заботишься о членах своей семьи? - Ты любишь своих близких? Почему?

    3. Изучение фольклорных произведений .

    1) Составьте пословицы из слов (две группы детей по очереди выходят к магнитной доске и, переставляя карточки с напечатанными словами, составляют пословицы)

    Нужен, клад, не, лад, коли, в, семье (Не нужен клад –коли в семье лад.)

    Семья, сердце, на, вместе, когда, месте, и (Когда семья вместе, и сердце на месте)

    Почему так говорят?

    Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши высказывания.

    2) «Отгадай слово» (задание для всех учащихся класса)

    1. Мне она тётя, а моей маме…(сестра). 2. Моему папе он папа, а мне…(дедушка). 3. Моему папе она жена, а мне…(мама). 4. папе он родной брат, а мне…(дядя).

    4. Решение проблемы, открытие новых знаний

    Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

    А как вы называете своих родителей?

    Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

    Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

    Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

    А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

    Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

    Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

    А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

    Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

    5. Психогимнастика. - Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? - А если они хмурятся?

    Пальчиковая гимнастика «Дружная семья». Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья!

    6. Выполнение продуктивных заданий по теме.

    А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

    7. Итог
    – Расскажите, какие традиции есть в вашей семье.

    А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

    Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

    Ответили ли мы на главный вопрос урока?



    Похожие статьи