• Определение социальная педагогика из разных источников. Социальная педагогика как наука

    13.06.2019

    отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг-циях, для к-рых оно не является ведущей функцией

    Предмет С и - исследование воспитат. сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей обществ, гос. и частных орг-ций с целью создания условий для развития человека В 20 в педагогика в целом превращается в интегративную отрасль знания (в 60-х гг это положение сформулировал X И Лийметс), т к значит. развитие пол» чают отрасли знаний о человеке и обществе психология, этнология, социология и др, существенно расширившие представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме Педагогика может решать свои специфич задачи более или менее эффективно, лишь интегрируя в той или иной мере данные др наук в сфере чело-веко-обществознания

    Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить структуру С и Одним из разделов С и является социология воспитания, к-рая исследует общество как воспитат. среду, процесс и факторы социализации человека Знания по социологии позволяют вести поиск путей и способов использования воспитат. возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации

    Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология.

    Определение путей интеграции воспи-тат. сил общества может быть успешным в том случае, если С. п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: «Что понимается под воспитанием в совр. обществе?», «Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания сформировались в процессе ист. развития общества?», «Как понимается цель воспитания сегодня?». Все эти вопросы, имеющие методологич. и мировоззренч. значение, изучает философия социального воспитания.

    В С. п. разрабатывается теория социального воспитания, к-рая описывает, объясняет.н. прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т. д.

    Как раздел С. п. рассматривается психология социального воспитания, к-рая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психол. особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция вос-питат. сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания. В специфич. аспекте, с позиций экономики и менеджмента социального воспитания, исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экон. ресурсы общества, к-рые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенац., региональном, муниципальном и локальном уровнях.

    Разрабатываемые во всех разделах С. п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитат. орг-ций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики проф. образования, педагогики временных объединений, педагогики дет. и юношеских орг-ций, клубной педагогики, педагогики социальной работы и др.

    С. п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Тео-ретико-познават. функция выражается в том, что С. п. накапливает знания,синтезирует их, стремится составить наиб. полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совр. обществе, описывает.н. объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-пед. влияния на процессы социализации в организац.-пед. и психол.-пед. аспектах. Гуманистич. функция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации. А. В. Мудрик.

    Термин «С. п.» введен А. Дистервегом (в 19 в.), но до сих пор не имеет однозначного толкования. По мнению нем. ученого В. Вернера, в 1910-20-х гг. «С. п.» понималась в двух смыслах: как интеграция воспитат. сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П. Наторп). и как социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль и Г. Боймер).

    Попытки европ. просветителей выявить взаимосвязи образования с обществом предвосхитили социально-пед. исследования. Еще в социально-пед. эксперименте И. Г. Песталоцци определилось гуманистич. стремление гармонизовать шк. обучение и собств. жизнь детей, но в то же время возвысить образование над повседневностью.

    Как направление С. п. оформлялась в сер. 19 в. в условиях обострившейся социальной дифференциации общества, войн, революций, массовых миграций и вызванных этими обстоятельствами явлений кризиса семьи, общих моральных ценностей, распространения дет. безнадзорности и т. п. Широким анализом связи шк. обучения и социальной среды были отмечены труды Ф. Бюис-сона и А. Ж. Фуллье и др. (Франция), Наторпа и Г. Кершенштейнера (Германия), Д. Дьюи и Г. С. Холла (США). В России формированию социально-пед. направления в педагогике способствовали труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого.

    В нач. 20 в. Наторп выступил с идеей объединения всех воспитат. сил общества. В сер. 20 в. стали более популярными взгляды Дьюи о необходимости соответствия школ будущего социально-экон. потребностям общества.

    В России социально-пед. проблемы воспитания находились в центре внимания науч. и творческой интеллигенции. Большое развитие С. п. получила в 20-х гг. 20 в. Она развивалась в неск. направлениях: формирование методологич. основ взаимодействия школы с социальной средой; разработка методик педагогически целесообразных связей с семьей, общественностью, гос-вом; участие школы в полит. жизни; взаимодействие школы с экономикой региона; подъем духовной культ)ры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновос-питуемостью и др.

    Выделяя методологич. подходы к организации взаимодействия школы с окружающей ее средой, Шацкий указывал, что в науке и практике сложилось три его варианта. Первый состоит в том, что школа выполняет только просветит, функции, а среда лишь мешает пед. коллективу эффективно работать. Для второго варианта свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, к-рую уч. заведение может извлечь для своего существования (эта точка зрения способствовала появлению ряда пед. теорий в Англии, Франции, Швейцарии, Америке, в т. ч. обоснованию т. н. школ жизни, пропагандирующих идеи прагматизма). Третий вариант, сторонником к-рого был сам Шацкий, - фактич. единство школы со средой, т.е. организация целостного воспитат. процесса в микросреде. При этом дети должны понимать, зачем они учатся, а школы организовывать всю дет. жизнь.

    В 20-х гг. Наркомпрос РСФСР. предоставлял право пед. коллективам самим отбирать уч. материал в зависимости от экон. и социальных потребностей региона. Организац. связи школы с социальной средой были разнообразны: шк. кооперативы, советы содействия школе, Всерос. об-во «Друг детей», разл. формы взаимодействия с гос. органами. Теоре-тич. представления о всеобъемлющей (тотальной). детерминации индивидуальной жизни, в т. ч. и воспитания, оказали влияние на формирование сов. педагогики 30-х гг. (после разгрома педологии и старого, дорев. пед. корпуса России). Были прекращены все исследования в области С. п. или социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.

    Науч. разработка вопросов С. п. в России возобновилась в кон. 50-60-х гг. Методологич. основы гуманистич. С. п. - это филос. антропология, совр. данные человекознания на уровне филогенеза и онтогенеза. Теоретич. основы - это цивилизационный и культурологич. подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории.

    Используя данные смежных наук, С. п. адаптирует их к своим задачам (напр., материалы социальной психологии, изучающей микросреду в основном в аспекте межличностных отношений и социально-психич. состояний). С. п. исследует проблемы воспитания, возникающие у человека в микросреде, в самом образе жизни, а также возможности воспитания в этих условиях. Появились новые пед. специальности: «социальный педагог», «социальный работник». В пед. ин-тах вводится новый уч. предмет «С. п.», открываются ф-ты, отделения, курсы. Социальные педагоги исследуют закономерности обществ, воспитания, пути создания оптимального режима уч.-воспитат. процесса уч. заведений в условиях микросреды; создание пед. технологий интеграции воспитат. сил в обществе («педагогику среды», по выражению Шацкого); изучают инте-грац. воспитат. процессы и процессы, воздействующие на отклоняющееся поведение, а также воспитат. функции, име-ющиеся в др. профессиях (врачей и т.д.). Лит Щапов А II Социально-пед. «хловия умств развития рус народа СПБ, 1870, БлонскийП П, Курс педагогики M, 19182, Гессене И, Основы педагогики Введение в прикладную философию, Берлин, 1923, Виноградов Г С, Нар. педагогика, Иркутск, 1926, Социальная педагогика теория методика и опыт исследования под ред. В Д Семенова, Свердловск, 1989, Семенов В Д, Община и клуб воспитат. потенциал и его пределы, Екатеринбург, 1993, его же, Социальная педагогика История и современность, Екатеринбург, 1995

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Социальная педагогика как самостоятельное направление имеет свое содержание, научный аппарат, основные задачи и функции, их изучение позволит полнее определить ее место и роль в социально-педагогической практике.

    В результате изучения главы 2 студент должен:

    знать

    • сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;
    • назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;

    уметь

    Использовать понятийный аппарат социальной педагогики, определять перспективы ее развития;

    владеть

    Понятийным аппаратом в области социальной педагогики.

    Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

    Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает "ведущий дитя", или "детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогики.

    Слово "социальный" (от лат. socialis) означает – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле, речь идет нс просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

    В настоящее время существуют несколько подходов к определению сущности социальной педагогики:

    • – научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (немецкий социальный педагог Ханс Мискес (1915–2006, Mieskes));
    • – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (немецкий социальный педагог Клаус Е. Молленхауер (1928 – 1998, Mollenhauer));
    • – наука о воспитательных влияниях социальной среды (российский социальный педагог Владимир Давыдович Семенов );
    • – отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (российский социальный педагог Анатолий Викторович Мудрик );
    • – отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях "нормы" либо "отклонения от нормы" (российский социальный педагог Минненур Ахметхановна Галагузова ).

    Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогическою знания, исследующую явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, направленной на обеспечение социального становления и формирования личности человека, в соответствии с потребностями его самореализации с учетом возраста и индивидуальных возможностей.

    В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее, организатор, выполняющий социально-педагогические функции.

    Социально-педагогическая деятельность способствует ведению человека с рождения, как личности (социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержки) по этапам социального становления и его развития как гражданина конкретного общества (социума). Этот процесс осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где предстоит ему реализовывать себя.

    В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления:

    • – личностное;
    • – социальное.

    Личностное направление ("индивидуальная" педагогика) можно охарактеризовать как социальную педагогику личности в ее становлении и развитии. Оно берет свое начало от "индивидуальной" педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В ней развиваются условно-гуманистический и консервативный подходы.

    Во второй половине XIX в. в рамках этого направления педагогике сформировалась радикальная концепция формирования "сверхчеловека" немецкого философа Ф. Ницше. Ее появление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради его самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Данный факт степени способствовал формированию, как альтернативы "индивидуальной" педагогики, социального направления.

    Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения (социопедагогика ); в узком смысле – влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека (педагогика среды).

    Социопедагогика изучает деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающуюся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, обеспечении их функционирования. Она носит официальный социально-педагогический характер.

    Кроме того, в обществе складываются так называемые "неписаные законы" в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в отношении воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они носят социально-педагогический, но неофициальный характер.

    Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

    Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста. Это направление получило развитие в трудах П. Наторпа, П. Бергеманна, И.-Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Р. Зейделя, Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934), Антона Семеновича Макаренко (1888–1939), Бориса Тимофеевича Лихачева (1929– 1999), В. Д. Семенова и других исследователей-педагогов.

    Социальное направление обосновывает приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает:

    • – педагогику социального становления личности;
    • – педагогику социальных отклонений в формировании личности;
    • – социальное воспитание.

    Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается но законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (Карл Магер (1811– 1855, Mager), X. Мискес, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Б. Т. Лихачев и др.). Он, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность ); с другой – развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей – ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

    Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И.-Г. Песталоцци, К. Молленхауер, Фридрих Адольф Дистервег (1790–1866), А. С. Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882–1960) и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

    Важное место в социальной педагогике уделяется социальному воспитанию, преодолению трудностей в нем, социально-педагогическому сопровождению, поддержке человека в его социальном становлении, преодолении трудностей в самореализации, в самосовершенствовании. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу его заменяющему, учителю) прогнозировать ero динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия протекания этого процесса и через них на сам процесс. В этом заключается основная задача прикладной части социальной педагогики – социально-педагогического сопровождения, поддержки человека.

    Велика в социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление, которое различно в зависимости от возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, как сформируется личность из человека.

    Одновременно, следует учитывать, что социальное саморазвитие человека – это сложный закономерный процесс. В определенных социальных условиях и человек развивается соответствующе. Меняются направленность и интенсивность этого процесса.

    В соответствии с изложенным, социальную педагогику следует рассматривать с позиций:

    • – педагогики среды как реализации функций государства и влияния непосредственной среды жизнедеятельности человека;
    • – педагогики социального становления личности человека как влияния социального воспитания; социального фактора самого человека; личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании;
    • – социального воспитания, социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в самореализации.

    Структура социальной педагогики представлена на рис. 2.1.

    Социальная педагогика с позиции педагогики среды – это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных инсти-

    Рис. 2.1.

    тутов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Также исследуются социально-педагогические возможности и проблемы целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информаций) в воспитании и другие факторы, непосредственно влияющие на социальное становление растущего человека, групп.

    Социальная педагогика с позиции педагогики социального становления личности человека – это теория и практика социального становления и развития личности, общественных групп в процессе их социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике.

    Социальное воспитание, социально-педагогического сопровождение, поддержка человека в самореализации – это непосредственная и опосредованная деятельность специалистов по обеспечению целесообразного социального формирования человека, усвоения им необходимой культуры, становления как личности, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, т.е. в тех процессах, где человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении, поддержке в преодолении проблем, с которыми он сталкивается. Так проявляется значимость социума, среды жизнедеятельности человека.

    В целом социальную педагогику следует рассматривать как теорию, практику и образовательный комплекс.

    Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

    Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию в интересах достижения определенных политических и иных целей.

    Социальная педагогика как образовательный комплекс это теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов. Он включает теорию и методическое обеспечение социальной педагогики как учебной дисциплины – компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника и других специалистов.

    Как учебная дисциплина социальная педагогика состоит из разделов и подразделов, каждый из которых имеет свое содержание и действует во взаимосвязи с другими (рис. 2.2).

    Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.

    Предметом социальной педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

    Социальная педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

    • 1. Зарождение социально-педагогических идей в русле философских учений.
    • 2. Формирование социально-педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
    • 3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

    В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

    Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».

    Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании:

    «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

    Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -- достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».

    Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».

    В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это -- трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня».

    В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Однако труды, в которых воплощались социально-педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.

    Весь период зарождения социально-педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

    Только с XVII века социально-педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.

    Почти одновременно Я.А. Коменский (1592-1670) попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».

    В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации социально-педагогического процесса на службу педагогической практики. Ученый рассматривает следующие стадии обучения -- автопсия (самостоятельное наблюдение), автопраксия (практические действия), автохресия (применение полученных знаний и умений), автолексия (умение рассказать о результатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования возрасту человека. Весь труд Коменского освещен верой в расцвет человеческой личности: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение». Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распространение последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обучения и воспитания.

    Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я.А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.

    В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития социально-педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (746-1841),Ф.Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).

    В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.

    В педагогическом сочинении «Воспитание человека» Ф. Фребель сформулировал законы воспитания. Он видел предназначение последнего в выявлении и развитии творческого начала человека.

    В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И.Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайности эмпирики, так и философии. И.Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И.Ф. Гербарт во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И.Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предложил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.

    А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания -- природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила -- ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.

    Следующий этап в развитии социально-педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.

    Например, И.Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания.

    Однако к середине XIX века влияние философии на развитие социальной педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания -- гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.

    Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.

    Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.

    В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.

    С начала XX века заметно выросло число социально-педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.

    В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы -- педагогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования.

    Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.

    Современный этап развития социально-педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками -- философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

    В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области социальной педагогики--общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история социальной педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

    Совокупность отраслей социальной педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

    Систематика социально-педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

    Активно развивается методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В, Краевский, М.Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.

    В период становления социальной педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) -- «воспитание», «обучение», «образование».

    В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

    • 1) передает опыт, накопленный человечеством;
    • 2) вводит в мир культуры;
    • 3) стимулирует к самовоспитанию;
    • 4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

    В свою очередь воспитанник:

    • 1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
    • 2) работает над собой;
    • 3) обучается способам общения и манерам поведения.

    В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

    Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

    При этом учитель:

    • 1) преподает -- целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
    • 2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
    • 3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

    В свою очередь ученик:

    • 1) учится -- овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
    • 2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
    • 3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник), занимается самообразованием.

    Таким образом, диалектическое отношение «обучение--воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

    В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

    • 1) ценность развивающегося человека и общества;
    • 2) процесс обучения и воспитания человека;
    • 3) как результат последнего;
    • 4) как система.

    Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

    В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского. В.Ф. Шаталова.

    Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

    СОЦ. ПЕДАГОГИКА

    Социальная педагогика - это отрасль педагогики, кото­рая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях. Социальная педагоги­ка, или педагогика среды, это научная дисциплина, инте­грирующая научные достижения смежных наук и реализую­щая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обу­чения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:

    Дошкольная педагогика;

    Педагогика школы;

    Педагогика профессионального образования;

    Воспитание в закрытых учреждениях;

    Детских и юношеских организациях;

    Педагогика клубной работы;

    Педагогика среды;

    Военная педагогика;

    Производственная педагогика;

    Педагогика временных объединений;

    Педагогика социальной работы.

    Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассмат­риваться как самостоятельное направление.

    Социальная педагогика включает в себя изучение фи­лософии воспитания, особенностей воспитания в совре­менном обществе.

    Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.

    Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм соци­ального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.

    В настоящее время социальная педагогика - это само­стоятельный раздел педагогики, обладающий особой ме­тодикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направ­лена на личность, на ее самосовершенствование, само­организацию.

    Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь со­циального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравствен­ных человеческих отношений.



    Социальная педагогика - не новый раздел в педагоги­ке, а сложившаяся система семейного, сословного, на­родного и христианского воспитания.

    Функции социальной педагогики:

    1)первостепенной задачей является изучение ребен­ка, его состояние в стадии конфликта;

    2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, на­хождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддерж­ка в трудное время;

    3)анализ состояния социального воспитания в различ­ных социальных сферах, которые окружают ребенка и воз­действуют на него;

    4)социальная педагогика призвана анализировать, изу­чать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;

    5)она должна направлять деятельность ребенка на са­мовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;

    6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к со­стоянию его кризиса, к защите его прав;

    7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем соци­ального воспитания, анализу работы социальных педаго­гов, коллективов, различных педагогических центров.

    Воспитательная функция обозначает включение ребен­ка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

    Социально-правовая функция означает заботу государ­ства о детях, их правовую защиту.

    Социально-реабилитационная функция - это воспита­тельная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основ­ные социальные функции выполняет педагог.

    Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:

    1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;

    2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с ок­ружающими людьми, определить цель и смысл жизни;

    3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные осо­бенности, права и обязанности в обществе;

    4)развивать чувство собственного достоинства, само­стоятельности, уверенности в себе;

    5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.

    Здесь социальному педагогу необходимы знания воз­растных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.

    Основываясь на положениях «Кодекса этики социально­го работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.

    1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые осо­бенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.

    2.Уважение права клиента на принятие самостоятель­ного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного вариан­та действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет пра­во отказаться от взаимодействия на любом этапе совмест­ной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

    3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается усло­вий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.

    Нарушение конфиденциальности возможно только в усло­виях непосредственной опасности для клиента.

    4. Полнота информирования человека о предпринима­емых в его интересах действиях. Соблюдение принципа

    защиты прав клиента обусловливают обязанность социаль­ного педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимае­мых им для решения его проблем.

    5. Ответственность социального педагога за результа­ты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действен­ность социальной помощи и за ее последствия.

    6. Порядочность социального работника и социально­го педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принци­пом в связи с необходимостью обеспечить баланс инте­ресов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педа­гогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.

    Социальная педагогика - система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды. Как самостоятельная отрасль научного педагогического знания социальная педагогика интегрирует информацию о системе целенаправленной социально-педагогической деятельности в конкретной микросреде в интересах гармонизации жизнедеятельности и социальных отношений отдельного человека.

    Понятие «социальная педагогика», предложенное немецким ученым-педагогом А.

    Дистервегом сто пятьдесят лет назад (1850), до настоящего времени не имеет однозначного толкования. Как теория и сфера практики социальная педагогика в настоящее время находится в процессе научной разработки.

    Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетель ствует, что на всех исторических этапах развития системы российского образования проблемам формирования общественного сознания средствами педагогической теории и практики, социального воспитания различных категорий граждан придавалось значение «вопросов жизни». Концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания провозглашали идеи служения Отечеству и личной свободы людей, возбуждения, как говорил Н. И. Пирогов, у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и к истине.

    С позиций современных российских ученых социальная педа гогика рассматривается как «наука о воспитательных влияниях социальной среды»1 или как «отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого создан-

    1 Семенов В. Д. О проблемах социальной педагогики // Магистр. - 1991. - № 11.-С. 17.

    ных, так и организациях, для которых воспитание не является основной функцией»1.

    1.1. Объект и предмет социальной педагогики

    Определение объекта и предмета науки зависит от ее теоретического статуса.

    Объект - это область социальной действительности, которую исследует данная наука.

    Предмет - это способ представления объекта с позиций данной науки.

    В современном научном знании социальная педагогика рассмат ривается как наука, объектом которой является сфера социальной действительности, в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию социальных отношений, а предметом - взаимодействие личности и среды.

    Объект социальной педагогики

    Как отрасль интегративного педагогического знания социальная педагогика исследует особую сферу социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений. Социально-педагогическая деятельность - это деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер. Она тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в социальной сфере.

    Такая деятельность может выполняться на нескольких уровнях социума: макро-, мезо-, микроуровне - и отличается организационными формами.

    На макроуровне социально-педагогическая деятельность направлена на создание определенных мер по преобразованию социокультурной среды в целях обеспечения полноценной независимой жизни нуждающимся в помощи членам общества. Она представлена такими организационными формами, как социально-политические акции, формирование общественного мнения с использованием средств массовой информации, развитие системы социальных институтов.

    На мезоуровне социально-педагогическая деятельность выступает как деятельность по оказанию помощи средствами образо-

    1 Мудрик А.

    В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - С. 28.

    вания различным группам нуждающихся (семьям, детям, инвалидам и т.д.) в приобретении знаний и навыков, необходимых для развития и самореализации, в осознании ценностных ориентиров, в формировании чувства причастности к группе, социуму. Причем группы нуждающихся могут быть определены государственными структурами или устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами местного самоуправления. Организационные формы деятельности в этом случае достаточно разнообразны - от предоставления адресных социально-педагогических услуг до организации важнейших сфер жизни людей, нуждающихся в помощи.

    На микроуровне социально-педагогическая деятельность исходит из проблем отдельного человека. Формы организации деятельности в этом случае варьируются - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.

    Как открытая система социально-педагогическая деятельность тесным образом взаимосвязана с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, социологией, этикой, экологией, психологией, педагогикой.

    Социально-педагогическая деятельность идентифицируется с педагогической деятельностью, так как и та и другая находятся в рамках одной подсистемы воспроизводства человека и направлены на личностное развитие индивида. Однако, несмотря на сущностную схожесть, имеются системные и качественные отличия, которые дают возможность рассматривать социально-педагогическую деятельность как самостоятельный социокультурный процесс. Наиболее существенными отличиями является то, что социально-педагогическая деятельность носит ситуативный характер, имеет в качестве своего объекта не всех людей, а лишь определенные категории нуждающихся в помощи и может осуществляться в более широком социальном пространстве.

    Предмет социальной педагогики

    Предметом социальной педагогики является взаимодействие личности и среды.

    Становление личности человека в социокультурной среде происходит во взаимосвязи отношений в различных сферах: человек-человек, человек-природа, человек-общество, человек-семья, человек-время, человек-образование, человек-труд, человек-досуг, человек-здоровье и т.д.

    Личность определяется социальным статусом и комплексом индивидуальных качеств человека, которые формируются под влиянием биологических и социальных факторов и представляют сложную структуру характеристик индивида. Вертикалью такой структуры являются те качества, которые человек обретает в процессе собственной активности, самостоятельного, свободного

    выбора своего жизненного сценария. Горизонталь проявляется в тех качествах, которые возникают вследствие трансформации социального опыта в процессе познания, в совместной деятельности, в целенаправленном построении собственных отношений к самому себе и к окружающему миру.

    Процесс социального становления личности - поэтапное содержательное совершенствование человеческих качеств, период реализации социальных целей и задач конкретного человека в окружающем его жизненном пространстве.

    Процесс взаимодействия личности и среды предполагает на личие многих факторов, осложняющих или нарушающих систему социальных взаимоотношений и негативно влияющих на возможности реализации жизненного потенциала личности.



    Похожие статьи