• Жестокость подростков: с чем связана детская жестокость? Классный час (9 класс) на тему: «Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью».

    19.06.2019

    Что творят несовершеннолетние! Какие жестокие преступления они совершают! Вздрагиваем ли мы или не обращаем внимания, когда читаем и слушаем о жестокости подростков? Хотя нормальный, здравомыслящий человек понимает, что подростковая жестокость достигла уровня, когда надо решать проблему. Понять, что мы, взрослые, упускаем.

    Рассмотрим экспертное мнение двух сторон. Одну точку зрения представил адвокат Шота Горгадзе в программе «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым. Другую показывает системно-векторная психология (СВП) Юрия Бурлана.

    Проблема жестокого поведения несовершеннолетних

    «26 сентября в Свердловской области подростки избили инвалида 20 лет. Один подросток бил руками и ногами молодого человека, лежащего на земле, а другой снимал сцену избиения на телефон. Видео выложили в соцсети».

    Шота Горгадзе : Кого-нибудь в наше время удивляют подобные видеоролики в интернете? На такие темы нужно говорить до тех пор, пока не будут приняты законодательные меры, которые будут защищать людей от таких жестоких преступников, независимо от того, сколько им лет.

    СВП : В обществе происходит постепенная утрата преемственности социальной нормы. Преемственность - это то, что взрослые передают будущему поколению. Если посмотреть на жестокость подростков, то в ней мы увидим отсутствие воспитания взрослыми.

    Ребенок развивается при взаимодействии с другими людьми: мама - школа - товарищи. Он желает развиваться, приобретать навыки и опыт. Дети сами по себе не растут. Как мы выучили, воспитали, что в них вложили, то и получим. Утрату преемственности социальной нормы несовершеннолетние изменить не могут, только взрослые.

    Шота Горгадзе : Самое страшное - это сотни и тысячи пассивных участников, которые лайкают, гогочут и пишут одобряющие комментарии. Те, кто смотрят эти ролики в интернете, в основном ровесники, которые пишут «как круто, молодцы» - они потенциальные убийцы, насильники. Потому что, если подвернется случай, они совершат то же. Потом выложат в сеть и будут ждать множества лайков.

    СВП : Наглядно-действенное восприятие - когда человек ориентируется не на слова, а на действия, поступки окружающих. Говорим правильные слова, а действуем иначе. Дети смотрят, сравнивают и повторяют. Они ориентируются не на слова учителей или родителей, а на их поведение и действия.

    Мы говорим сколько угодно правильных слов, но если при этом поступки доказывают обратное, то подрастающее поколение их перенимает. Например, учитель в присутствии класса высмеивает или унижает подростка в назидательных целях. Своим поступком настраивает класс против него. Или родители жестоко обращаются с ребенком, растят с насилием и агрессией. Тенденциозно вырастет преступник.

    Причины жестокости подростков

    Шота Горгадзе: Когда подросток не достиг возраста уголовной ответственности, ему плевать на закон, нет внутренних тормозов. Ты себе разрешаешь делать все. И самое главное, чего ты опасаешься, это возможные последствия. А они не наступают. Значит, ты свободен.

    СВП : Только неотвратимость наказания сдерживает людей от преступления. Социальный страх перед наказанием формируется в последнюю очередь. В 9 лет его еще нет. Ребенка до 12 лет нельзя ставить перед судьей. Если в 11 лет убивает, значит, так воспитали. За это преступление и по этой статье должны нести наказание родители.

    Подростки без присмотра взрослых сбиваются в архетипичный, преступный коллектив - банду. Только взрослые создают безопасность и защищенность дома, в школе. Фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый в 1983 году, являлся обязательным для просмотра в советских школах. Показ фильма снизил стремление подростков преследовать и проявлять жестокость по отношению к сверстникам.

    Шота Горгадзе : Главная проблема - извращенное понимание слова «свобода». Подростков не научили сопереживать другому человеку. Они потребители, любят только себя. Получают удовольствие от страданий жертвы. Снимают это на телефон и выкладывают в последующем в интернете. Они не сожалеют о совершенном жестоком акте насилия, а хвалятся этим.

    Их задача не сейчас и здесь избить кого-то, а показать это широкой общественности. Посмотрите, какие мы «молодцы».

    СВП : В чем причины подростковой жестокости, рассмотрим на примере трех составляющих.

    1. Отсутствует защищенность и безопасность в школе.

    Это начало начал. Система защищенности и безопасности в российском коллективистском менталитете регулируется стыдом. Закон мы воспринимает как то, что нас раздражает, ограничивает. Ребенок не защищает себя сам, защиту ему обеспечивают взрослые. Дома - родители, в школе - учителя. Помогать ближнему и защищать слабого - это ценности российского менталитета.

    Школа - это социальный институт, куда родители делегируют защищенность и безопасность своих детей. Если ученик в школе испытывает стресс, утрачивает безопасность, это задерживает развитие и значительно снижает качество процесса обучения.

    Если один подросток пристает то к одному, то к другому однокласснику, остальные дети ожидают, что они станут следующими. Теряется безопасность. Учебный процесс прекращается и идет в другую сторону.

    Если школьнику приходится заботиться о своей защищенности, он не включается в учебу. Обучаемость - это развитие. Когда уроки приносят страдание, связаны с унижениями и оскорблениями, возникает задержка в обучении и развитии.

    2. Когда взрослые орут на ребенка.

    Благодаря звуковым вибрациям происходит связь с сознанием. Человеческое ухо - орган восприятия звуков. Через ухо налажена прямая связь с психикой. Тяжелые психотравмы, эмоциональные расстройства возникают, когда мы кричим не своим голосом на человека. Это знает любой полицейский в мире, когда криком подавляет волю преступника.

    Если мама орет на ребенка на Западе, приезжает полиция и забирает его навсегда. Ювенальная юстиция приемлема там, где существует закон. В России, где ментальным регулятором является стыд, закон не работает. Родителям и учителям должно быть стыдно кричать на детей, травмировать неокрепшую психику.

    Проявление вербальной агрессии со стороны взрослых повышает вероятность вырастить малолетнего преступника или жертву. Учитель должен вовлекать в свой предмет, а не орать на учеников во время урока.

    Причина подростковой жестокости кроется в неумении рационально использовать систему запретов. Эмоционально заряженным стрессовым фактором являются слова «нет» и «нельзя». Если употреблять их постоянно в речи, не объяснять причину запретов и при этом кричать, у ребенка возникает агрессия. Он защищается агрессивным поведением.

    Лучше заменять эти слова понятными формулировками. Объяснять и обязательно давать альтернативу, что можно. Иначе мы вводим ребенка в стресс запретами, а он потом плевать хотел на «нет». Сначала создать доверительное отношение с подростком, а потом уже переходить на то, что хотим ему донести, чтобы он услышал и усвоил.

    Профилактика жестокости подростков

    Шота Горгадзе : Если школа отстранена от воспитания, а родители не занимаются этим воспитанием, то мы теряем поколение. Для начала закрыть преступные сообщества, которые агитируют малолетних потенциальных преступников становиться на криминальный путь. Вот с этого нужно начать.

    Необходима жесткая ответственность родителей, когда их дети совершают правонарушение. Не только материальная и административная, но и уголовная в том числе. Если они не воспитали своего ребенка, пусть уже несут ответственность за то, что он творит.

    Надо снижать возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 13 лет. Преступление, совершенное и в последующем выкладываемое в сети интернет ради похвалы, должно караться более жестко, чем просто совершенное преступление.

    СВП : В России сложная ситуация, когда подрастающее поколение утрачивает преемственность социальной нормы. Что делать, как защитить ребенка от нападок в школе, жестокости со стороны сверстников? Перестать быть статистами и принуждать ответственных к исполнению закона, к правосудию. Что нужно сделать?

    1. Задача школы - гарантировать детскую безопасность.

    Родителям не оставаться пассивными наблюдателями, если подростка преследуют одноклассники. Если родители заставят директора школы отвечать за детскую безопасность в школе, то он вынужден выполнять это требование.

    Родителям тех детей, которых унижают, объединяться, создавать чат, делать объявления, раскрывать факты. Публично выражать протест, подавать в суд и привлекать к ответственности руководство школы, которое не обеспечило детям безопасное пребывание в школе.

    Школьников учить нравственным способам взаимодействия со сверстниками. Чтобы в школе ученики получали знания, развивали свои способности, а не думали о самозащите от архетипичных детских группировок. Они стихийно складываются, если учителя не ведут учащихся в правильном направлении.

    2. Не настраивать подростка «уметь постоять за себя».

    Идея научить ребенка драться, чтобы при случае постоял за себя, имеет негативные последствия. Подросток научится драться и начнет показывать освоенные умения. Нарочно будет нарываться, чтобы к нему приставали, а он при этом защищался.

    Желание продемонстрировать поставленный удар приведет к одному из двух сценариев. Либо он изувечит другого человека и попадет в тюрьму, либо его изувечат, если противник окажется более сильным и умелым в драке.

    3. Избежать агрессии и нападок сверстников - отдать в спорт.

    Отдать ребенка в спортивную секцию: на плавание, гимнастику, легкую атлетику - ради здоровья и физического развития. Никто не задирает спортивного, физически развитого школьника. Если дело дойдет до драки, то инстинктивно человек сумеет сохранить себя. В нас от природы заложены необходимые реакции для самозащиты.

    Что делать с агрессивными детьми? Учить их защищать слабых.

    «…Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном - это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

    Вывод : Невозможно решить проблему подростковой жестокости, если беспокоиться только о безопасности собственного ребенка. Нужно беспокоиться о безопасности всех детей: тех, кого унижают, и тех, кто агрессивно самоутверждается, унижая других. Мы, взрослые, несем ответственность за их счастливое детство. Только так можно спасти подрастающее поколение и будущее России .

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

    Часто читают

    Нынче количество различных преступлений, совершенных молодежью возросло. Отмечается катастрофический всплеск распространения жестокости среди школьников. Жестокость подростков – это враждебное действие, нацеленное подростком на конкретного индивида или группу лиц с целью доказать свое превосходство, силу и вседозволенность. Является распространённой формой проявления протеста подростка против не понимания, не любви и не принятия его как личности. Личность, которая чувствует себя не нужной, не любимой, не принятой обществом, зачастую оказывает свое аморальное поведение, жестокость, агрессивность, как способ отображения внутреннего мира, страдания, внутренней боли. Стараясь избавиться или разрядить внутреннюю дисгармонию, подросток выражает свои противоречия через жестокое поведение, нацеленное на унижение более слабых индивидов или животных.

    Подростковая и детская жестокость зачастую более заметны именно в кругу школьных проблем. По этому учителям и психологическому отделу нужно быть максимально внимательными к ученикам, заметив изменение в поведении субъекта, нужно прослеживать его какое-либо проявление, дабы искоренить зарождение жестокости на раннем этапе.

    Так как среда проживания подростка имеет особое воздействие на формирование особенностей поведения в таком важном возрасте, феноменом возникновения подростковой жестокости может быть группа сверстников, в которую попадает ребенок. Неоднократно замечено, что вчера еще спокойный и уравновешенный школьник, сегодня избивает или «травит» какого-то ребенка. Изменения круга общения подростка с не самыми порядочными личностями, способствуют появлению желания у ребенка (даже послушного) доказать свою «крутость», дабы быть принятым. Соответственно результатом может быть развитие жестокого поведения и .

    Одной из причин зарождения дисбаланса поведения подростка является природная составляющая, которая непосредственно в период взросления организма индивида подразумевает физические перестроения и психологические, что обеспечиваются выделением и изменением количества гормонов в крови подростка. Скачки гормонов в организме тинэйджера приводят к неспособности индивида контролировать эмоциональные всплески, которые перерастают в проблемные отношения с близкими и друзьями. Сталкиваясь с этими неожиданными переменами, подросток приспосабливается к ним при помощи необъяснимой жестокости и агрессии.

    Современная культура, развитие компьютерных игр, их жестокость и безнаказанность заставляют детей перепруживать постоянное напряжение и чувство злости. Психологами-учеными, которые занимаются вопросом изучения влияния игр и культуры на поведение личности, доказано повышение уровня жестокости поведения подростков сильно увлеченных различными видами жестоких игр, фильмов или культурой. Подростковая и детская жестокость напрямую является связанной с увлеченностью компьютерными играми, которые способны даже на разрушение психики индивида, тем более в таком ранимом возрасте.

    Агрессия и жестокость подростков

    Проблема жестокости подростка и агрессивных проявлений в поведении, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле. Жестокое поведение тинэйджеров, как способ выражения индивидуальности, важности и всемогущества, ставит психологам и обществу в целом непосильные задачи, решением которых занимаются ежедневно. С развитием интернета и других СМИ повышается уровень жестокости среди всего населения, в особенности – подростков. Факт такой взаимосвязи неоднократно доказан, хотя и актуальности эта тема набрала благодаря обсуждениям ее в интернете, в газетах, на телевидении и так далее. То есть существовала агрессия в кругах общения подростков всегда, вот только интенсивность концентрации внимания вокруг нее стала возрастать совсем недавно. Сегодня развитие эффективных способов борьбы с явлением насилия и жестокости находится на достаточно высоком уровне, и существует масса организаций и программ, направленных на уменьшение уровня агрессии: службы примирения, психологические службы поддержки как общественные, так и школьные, внедрение школьной медиации, когда подростки сами выступают в роли посредников в различных спорах и конфликтах, способствуют их мирному разрешению или предотвращению их возникновения.

    Агрессия как свойство подростка проявляется в его готовности к такому поведению. Агрессия и жестокость у несовершеннолетних есть индивидуально-личностной характеристикой, которая воздействует на жизнь индивида и жизни его окружающих. Появление таких качеств личности сегодня замечается у представителей обоих полов в равной степени. Нецензурная лексика, курение, алкоголь, развлечения, связанные с оскорблением и травлей других (такое поведение имеет название у американских психологов – «буллинг», теперь часто используемое и в нашей научной парадигме) стали нормой. Зачастую при наказании подростка за его поведение у тинэйджера возникает недопонимание: «почему?», «что он такого сделал, если так делают все».

    Предрасположенность тинэйджера к такому поведению бывает осознанной и неосознанной. На базе этого ученые-психологи акцентируют внимание на нескольких типах проявления агрессии: прямая физическая агрессия; обида, ненависть и зависть; косвенная агрессия; вербальная агрессия; негативизм; подозрительность; раздражение; чувство вины. Как жестокость агрессивное поведение зарождается в процессе воспитания и развития индивида. Но почему ребенок даже из благополучной среды воспитания, который учится в хорошей школе, вмиг становится жестокой личностью. Преимущественно – это крик ребенка о помощи, о том, что ему нужно внимание.

    Дети, проявляющие агрессивность и жестокость в поведении, обладают низким уровнем интеллектуального развития, склонны к подражательности. У жестоких подростков отсутствуют ценностные ориентации, хобби, преобладает узость и неустойчивость в увлечениях. Такие подростки характеризуются эмоциональной озлобленностью, грубостью, повышенной тревожностью, эгоцентризмом и проявлением крайней самооценки (максимально отрицательная или положительная). Агрессивность и жестокость подростков является средством поднятия собственного престижа, самостоятельности и взрослости.

    Профилактика жестокости в подростковой среде

    Предупреждение и профилактика жестокого поведения школьников в современном мире принимает не только социально-значимый характер, но и психологический. С целью наиболее результативного построения воспитательно-коррекционной системы профилактики подростковой жестокости, следует максимально углубиться в изучение личностных, психологических, педагогических, социальных факторов, которые обуславливают такие отклонения в действиях личности.

    Коррекции и профилактике асоциального поведения школьников в системе образования уделяется очень серьезное внимание. Принимая школу, как этап социализации ребенка и становления как личности нужно отметить, что качество этой социализации напрямую зависти от общей ориентации института образования.

    Проблема жестокости подростков считается наиболее рассматриваемой на родительско-педагогических собраниях, на заседаниях психологических служб школы. В большинстве образовательных заведений существуют специалисты, занимающиеся проблемными школьниками: психологическая служба, включающая психолога и социального педагога.

    Работа учителей и специалистов психологической службы направлена на профилактику и искоренение противозаконных действий, на исключение необдуманных поступков, на предупреждение развития подростковой и детской жестокости. При всем развитии и квалифицированной помощи ученикам в школе – родители это главные люди, способные воспитать ребенка и выполнить важную миссию в их жизни, дабы не превратить своего ребенка в индивида с жестоким и агрессивным поведением.

    Психологи учебных заведений должны проводить работу не только с учениками, предрасположенными к жестокости, но и с их родителями, так же со всеми остальными школьниками, учителями. Только совместная работа, сориентированная на преодоление развития агрессивного и жесткого подведения среди подростков, является эффективной и действенной.

    Формирование безопасной среды учащихся – одно из особенных и основных заданий проведения коррекционных и профилактических действий по предупреждению насилия, а также выступит, как решение проблемы жестокости подростков, если таковая возникла. Это условия, при которых в школе максимально сниженные факторы, оказывающие большое влияние в развитие агрессии среди подростков и детей. Коллективно-творческая деятельность учеников школы позволяет сплотить весь коллектив, способствует адаптации новоприбывших учеников и учителей.

    Методика коллективного сплочения позволяет снизить потребность проявления насилия в стенах школы и за ней. Совместная деятельность школьников и учителей, направленная на создание атмосферы творчества, повышения уровня трудоспособности коллектива, обучает каждого школьника принимать решения самостоятельно, ответственно. Здоровая атмосфера отношений в школьном коллективе помогает снизить уровень тревожности и агрессивности, так же способствует развитию взаимопонимания и взаимоподдержки школьников любого возраста.

    Агрессия и жестокость, являясь индивидуально-личностными характеристиками, воздействуют на качество социальной жизни и жизни каждого человека. В последние десятилетия агрессивное поведение подростков стало одной из социальных проблем современного общества. Агрессия происходит от латинского слова "aqqressio" - нападение. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой агрессии даётся два определения: "Незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкасаемости или политической независимости другого государства"; "открытая неприязнь, вызывающая враждебность". С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство "Азъ", 1992. - С. 45. В этом же словаре даётся определение слову агрессивный: наступательно-захватнический; враждебный и вызывающий; оказывающий вредное воздействие.

    В психологическом словаре под редакцией В.П. Зипченко и Б.Г. Мещеряковой даётся определение: агрессия - это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - С. 72. В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используется определение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. - С. 23.

    Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде. Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная. Аффективная - краткосрочная возникшая в результате сильного душевного переживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях при невозможности им найти другой адъективный выход. Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия (будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплоть до убийства. Импульсивная - агрессия, возникающая без достаточного сознательного контроля, возникающая под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. В детстве появляется под воздействием страхов и кратковременных депрессивных эпизодов. Экспрессивная - ярко выраженная. Всем своим видом субъект подчеркивает своё агрессивное отношение к окружающим. Целенаправленная - агрессия, направленная на определённый объект ради достижения определённой цели. Проявляется даже в детском возрасте, когда один ребёнок стремиться силой завладеть игрушкой другого. Целенаправленная - осознанная агрессия, направленная на достижение определённого результата. Например, подросток проявляет агрессию по отношению к одноклассникам стремясь занять лидирующее положение в классе.

    Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определиться причинить ущерб. Может иметь различные проявления от демонстрации неприязни до словесных оскорблений и применения физической силы Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - СПб., 2005. - С.98.. Агрессивные действия - деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности; форма самореализации и самоутверждения. Можно выделить формы проявления агрессивных действий: физическая - нанесение телесных повреждений; вербальная - словесное проявление агрессивности; прямая и косвенная аутоагрессивная - самообвинение, самоунижение, самоубийство; враждебная - причинение вреда; инструментальная - использование агрессии для достижения какой-либо цели.

    Наряду с понятием «агрессия» рассматривают понятие «жестокость». По сравнению с жестокостью агрессивность -- более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно утверждать, что жестокость -- особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность имеют природный характер, то жестокость -- явление социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области -- социальной. Платонова Н. М. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации. - СПб. - 2003. - С. 32. Жестокость определяется, во-первых, как свойство личности, заключающееся в стремлении причинять страдания другим людям, и, во-вторых, как осознанные действия, направленные на причинение таких страданий. Представляется, тем не менее, что жестокость можно рассматривать и как самостоятельный мотив преступного поведения.

    Мотивация совершения жестоких преступлений неоднородна. Можно выделить следующие типы жестокости: импульсивную жестокость (непосредственная реакция на ситуацию, связанная с эмоциональной несдержанностью); инструментальную жестокость (использование жестокости в отношении потерпевшего в качестве средства достижения преступной цели); «вынужденную» жестокость как результат подчинения требованиям или даже угрозам лидера группы, стремящегося создать обстановку круговой поруки; жестокость, как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе (в определенном смысле можно говорить, что это разновидность инструментальной жестокости, но в этих случаях субъект ориентирован на достижение с ее помощью не преступной, а иной личностно значимой цели); жестокость, как основной мотив и цель преступного деяния: реализация деструктивного способа самоутверждения, садизм, враждебная агрессивность к окружающему. Таким образом, жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Агрессия и жестокость представляют собой проявление насилия.

    Раскрывая особенности агрессии и жесткости, следует отметить, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Существуют внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, которые складываются уже в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций. Можно определить основные тенденции половозрастной динамики показателей физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма. В результате исследования было установлено, что показатели физической агрессии у мальчиков имели тенденцию к снижению в 16-ти летнем возрасте, однако в дальнейшем уровень их агрессивности восстанавливается. У девочек такой спад отмечался в 14-ти летнем возрасте, но уже к 15-ти годам наблюдалось значительное усиление физической агрессии, а затем дальнейшая ее стабилизация. Показатели вербальной агрессии у мальчиков относительно постоянны на всех возрастных этапах развития и лишь в 17-ти летнем возрасте наблюдается их увеличение. У девочек следует отметить два пиковых возраста: показатели вербальной агрессии значительно увеличивались в 15 и 17 лет. Некоторой скачкообразностью отличается динамика косвенной агрессии у мальчиков. Имело место существенное повышение показателей этого типа агрессии в 15-ти летнем возрасте. У девочек наблюдалась плавная тенденция к усилению косвенной агрессии от 13-ти к 17-ти годам. Показатели негативизма резко увеличивались у мальчиков только в 17-ти летнем возрасте, у девочек наблюдалось постепенное нарастание негативизма от возраста к возрасту. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: 2006. - С. 192. В целом, сравнивая детей подросткового и юношеского возраста, следует отметить, что у мальчиков наблюдались значимые различия в динамике нарушений поведения лишь по показателям физической агрессии - у юношей они существенно ниже. У девочек юношеского возраста показатели всех типов нарушений поведения были достоверно выше, чем у девочек-подростков.

    Относительно половых различий можно констатировать, что у мальчиков всех возрастов склонность к реакциям физической агрессии была выражена сильнее, чем у девочек. Исключение составляли лишь дети в возрасте 16 лет, когда эти показатели паритетны у обоих полов. Вербальная агрессия была сильнее выражена у мальчиков 13-14-летнего возраста, однако в дальнейшем соотношение значительно менялось. Начиная с 15-ти летнего возраста показатели этого вида агрессии у девочек были выше, чем у мальчиков. Косвенная агрессия у девочек была выражена сильнее на протяжении всех возрастных этапов. Сила реакций негативизма у мальчиков и девочек различалась несущественно (кроме возраста 16 лет).

    Схожие тенденции наблюдались при сравнении мальчиков и девочек подросткового и юношеского возрастов. Так, в подростковом возрасте мальчики отличались более выраженной тенденцией к реакциям физической агрессии, а девочки - к косвенной агрессии (по остальным типам нарушений различия не достоверны). В юношеском возрасте девочки превосходили мальчиков по показателям вербальной, косвенной агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессии различалась не существенно.

    Подростковая агрессия, является чаще всего следствием общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т. п.). Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1995. - С. 90. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, жестокость для них -- своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

    Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

    О.И. Шляхтина показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором -неудовлетворенностью своим положением. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. - СПб., 1997. - С. 56. Агрессивные подростки и юноши, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

    Вместе с тем, среди агрессивных подростков и юношей встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают».

    Таким образом, можно сделать вывод, что сущность агрессии представляет собой отклоняющееся от нормы поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозы таковой, разрушительное воздействие на группу. Сущность жестокости представляет из себя морально-психологическую черту личности, проявляющуюся в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Подростки более склонны к агрессии, чем юноши. Жестокость и агрессивность является характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Агрессивные подростки и юноши отличаются некоторыми общими чертами, для них характерно бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

    История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

    Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

    Культ злобы

    Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

    У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

    Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

    Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

    Специфика и причины проявления агрессивности

    Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

    Сочетание факторов

    Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

    Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

    Семья

    Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

    Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

    Отсутствие запретов

    Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

    Друзья

    Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

    Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

    Школа

    Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

    По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

    Интернет, телевидение

    Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

    Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

    Трудный подросток: выявление

    Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

    Ребенок - жертва

    Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

    При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

    Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

    Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

    Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

    Как избежать агрессии?

    Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

    Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

    Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

    Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

    С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

    Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

    И напоследок…

    Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

    Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.



    Похожие статьи