• Возрастные особенности интернет-зависимости у подростков. Психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости

    08.04.2019

    Любая зависимость имеет свои, присущие только ей, характеристики, критерии и симптомы. В настоящее время критерии и симптомы, присущие интернет-зависимости, изучены и рассмотрены довольно подробно для того, чтобы можно было судить: есть ли у подростка данная зависимость или нет.

    Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях.

    Специалисты же, изучающие интернет-зависимость, достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в интернете; способность и склонность забывать при работе в интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами .

    Кимберли Янг, известная своими исследованиями в области интернета и зависимости от него, приводит следующие четыре симптома, свойственные тем, кто страдает интернет-зависимостью :

    1) навязчивое желание проверить e-mail;

    2) постоянное ожидание следующего выхода в интернет;

    3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернет;

    4) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

    Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им, а их всего 7.

    А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие характеристики Интернет-зависимости:

    1. Неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, и тем более прекратить работу;

    2. Досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;

    3. Стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

    4. Побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;

    5. Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;

    6. Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях; важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

    7. Стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;

    8. Нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства;

    9. Готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;

    10. Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;

    11. Избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета;

    12. Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка "личное" время, работая в Интернете;

    13. Постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера.

    14. Злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;

    15. Подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

    К. Янг так же выделяет пять основных категорий интернет-зависимости:

    1) киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.

    2) киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.

    3) чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.

    4) информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.

    5) компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков.

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно придти к выводу, что многие подростки могут найти у себя если и не все, то многие симптомы и поведенческие характеристики, которые покажутся им знакомыми. Конечно, эти симптомы будут им знакомы, ведь подростки - наиболее частые посетители сети интернет и, как следствие, они наиболее часто страдают зависимостью от интернета. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей . В цепочке "подросток - компьютер - интернет" так же возможны два варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный". Во втором случае при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом .

    А кто такой подросток? Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека . Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности . Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивостью. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличие от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений .

    Неудивительно, что подросток ищет себя не в реальности, как это было раньше, а в интернете, что возможно сейчас. Не стоит забывать и про то, что в подростковый период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

    Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. А что же привлекает подростков в Интернете? Конечно же, удовлетворение собственных потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации) .

    Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.

    Кроме этого существует краткий список того, что же привлекает любого подростка в настоящее время использовать интернет, как средство «ухода» из реальности в виртуальный мир:

    1) возможность анонимного общения;

    2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и на просторах сети интернет и т.д.);

    3) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым запросам и критериям отбора;

    4) неограниченный доступ к информации .

    Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком странном и необычном месте, как виртуальный мир.

    Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в виртуальном мире. Ведь подростки четко уверены, что в интернете есть ответы на всех их вопросы.

    Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Интернет предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям и склонностям.

    Сепарация (отделение) от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут интернет дает уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир или создавать свой собственный? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволит тебе все это делать одновременно.

    Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве .

    Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой факторы риска формирования интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

    Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя интренет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты, потому что знают, что ничего им за это не будет. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит упадок нравственности .

    Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с интернетом .

    Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:

    1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

    2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

    3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная.

    Основные проблемы "жителя интернета" концентрируются в области самопринятия. Как известно подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического "Я" и своих телесных потребностей. Возможной непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе. Отметим еще, что для части подростков чрезмерная вовлеченность в интернет сопряжена с готовностью контролировать каждый этап работы компьютерных программ; эту склонность контролировать они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования другими людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции .

    Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм .

    Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, после завтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными .

    Существует мнение, что интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Исходя из этого, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.

    Вывод. Таким образом, анализ литературы показывает, что возрастные особенности, которые могут привести к интернет-зависимости у подростков достаточно разнообразные. В частности, это потребность в автономии и самостоятельности, сепарации от родителей и семьи; потребность в самореализации и признании, в идентификации; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации; избавление от фрустрации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.

    Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

    Стадии развития

    Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

    Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

    Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

    К сведению:

    Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

    Причины интернет зависимости у подростков

    Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

    Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

    Признаки интернет зависимости у подростков

    Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

    Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

    К сведению:

    Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

    Последствия интернет зависимости у подростков

    Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

    Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

    • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
    • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
    • снижается аппетит;
    • нарушаются фазы сна;
    • возникает эмоциональная нестабильность;
    • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

    У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

    Профилактика интернет зависимости

    Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

    Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

    Лечение интернет зависимости

    Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

    1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
    2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
    3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
    4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

    Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

    Внимание!

    Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

    Подростковый возраст – это сложный период социализации, когда идёт активный процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков. Этот возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми

    Для подросткового возраста характерна не только эмоциональная полярность. По мнению ряда авторов, центральным психическим процессом переходного возраста является повышенный интерес к собственному «Я» . В конце подросткового возраста появляется много вопросов о себе, новые контексты и углы зрения, под которыми подросток рассматривает свой внутренний мир. Это «Я» еще не определено, размыто, нередко проявляется как беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Отсюда выборочная потребность в общении, а нередко – и в уединении. У подростков формируется осознание своей непохожести на других и вместе с тем ориентация на несколько значимых других, что также может приводить к одиночеству и одновременно к страху одиночества. С проблематикой эмансипации и сексуальными желаниями может быть связано чувство неуверенности. В подростковом возрасте нередко появляется переживание отчуждения .

    Кроме специфических поведенческих реакций, существуют детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. К ним относятся реакции отказа, оппозиции, компенсации, гиперкомпенсации 19, с.174.

    В подростковом возрасте чаще встречаются сексуальные кризисы, кризис идентификации (поиск себя и осознание своей общественной роли), кризис авторитета (освобождение от влияния авторитетов и обретение новых связей, которые соответствуют реальности) .

    Увеличивается несоответствие между психическим и физиологическим развитием, что ведет к интенсивным спорам с окружением. Изучая психологические особенности компьютерной зависимости подростков, необходимо обратить внимание на их, на первый взгляд, объективную обусловленность, связанную с возрастными изменениями, которые имеют место в данной группе. Согласно Е.Эриксону, основной задачей этого возрастного периода является интеграция Я - образов в единую целостную систему. Чувство личностной идентичности, в отличие от смешивания социальных ролей, представляет собой уверенность в том, что внутренняя тождественность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью воображения о себе в перспективе. Сильные сомнения, которые сопровождали ребенка на ранних этапах развития, могут существенно мешать становлению идентичности подростка и провоцировать аддиктивное поведение. Успешное преодоление кризиса этого периода позволит подростку «уберечь себя от распада» .

    Подростковый возраст – самый опасный период в отношении формирования компьютерно-зависимого поведения. По мнению одних авторов, это обусловлено стремлением к познанию всего нового, желание поскорее стать взрослым, способами поведения старших, боязнью отстать от сверстников. Эта неблагоприятная ситуация часто приводит подростка к погружению в мир виртуальных событий .

    Другие исследователи (В.М Арестова, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский), которые сделали в своих научных трудах акцент на мотивации подростков-пользователей компьютерных технологий, исходили из того, что компьютерные сети – новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания окружающего мира и общения .

    Под влиянием компьютерных технологий в психике подростка: трансформируется операционное звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-объект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, мотивационная регуляция деятельности, и так далее . Учет этих изменений требует активизации изучения мотивации привязанности девушек и юношей подросткового возраста к взаимодействию с компьютерными технологиями.

    В работах И.Г. Белавиной, Т.Ю. Больбот, А.В. Гордеевой, А.Ю.Дроздова и др. были выделены такие внутренние психологические факторы, которые могут привести к погружению подростков в мир виртуальных событий :

      потребность в престиже, в самоуважении, эмоциональная неустойчивость, наличие акцентуаций характера;

      отклонения в психическом развитии;

      низкое самоуважение, склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне.

    Личностные предпосылки связанные с индивидуальными особенностями подростка (неумение объективно оценить ситуацию, мало развитое логическое мышление, склонность к амбициям, завышенная самооценка, несдержанность и т.п.) и с индивидуальными особенностями окружающих его взрослых (косность педагогического мышления, авторитарность, неумение налаживать педагогическое общение, низкий культурный уровень, отсутствие педагогического такта и тому подобное).

    Ситуативные предпосылки конфликтного поведения связаны с особенностями самой конфликтной ситуации и заключаются в трудностях нравственного выбора, который характеризует борьбу мотивов, которые возникают в процессе и принятии решения. Конфликтное поведение в подростковом возрасте носит остро выраженный эмоциональный характер. Любое противоречие, которое может ограничить права подрастающей личности, сразу вызывает с его стороны реакцию протеста, эмоциональный срыв.

    Современная жизнь на процесс становления личности подростка влияет по-разному: с одной стороны, она предоставляет ему все возможности для свободы выбора среды общения, стиля и образа жизни, видов деятельности; с другой же стороны, она предъявляет высокие требования к уровню его самосознания, самоконтроля и саморегуляции. Довольно часто при таких условиях подросток чувствует себя неуверенно. Это обусловливает поиск им определенной поддержки, помощи значимых взрослых. Если такая поддержка есть, то он начинает вести себя более уверенно, что способствует переоценке его действий и поведения и обеспечивает усвоение их общественно определенного образца. Но бывает и так, что подросток не находит той помощи, которая так необходима ему на данном этапе. Тогда дефицит психологической, моральной поддержки взрослых предопределяет обращение подростков к общению в сети Интернет, которое предусматривает возможность освободиться от негативных эмоций путем резких высказываний и получение эмоциональной поддержки.

    Третьей детерминантой онлайн-зависимости подростков является социальная дезадаптация, поскольку для подростка центральными, жизненно важными потребностями выступают такие, как потребность в самоутверждении и самоуважении, потребность в положительной оценке взрослых, потребность в общении с ровесниками. В силу определенных обстоятельств эти потребности не могут быть удовлетворены, у подростка возникает чувство дискомфорта, напряженности. Подросток начинает считать свои усилия напрасными, ненужными, поскольку они все равно не приводят к успеху. Психотравмирующая ситуация становится слишком тяжелой для подростка, он не в состоянии ее переживать слишком долго. Возникает желание выйти из этой ситуации, но через отсутствие развитой привычки к преодолению трудностей эта цель вовсе отбрасывается. Теперь его поведение уже начинает направляться на выполнение другой цели - избежать негативных эмоциональных переживаний, вызванных невозможностью удовлетворить базовые потребности, путем «отбрасывания» негативной информации и убегать от проблем.

    В дальнейшем стратегия поведения, направленная на «отбрасывание» негативной информации, закрепляется, фиксируется уже как черта личности. Это позволяет сохранить эмоциональное равновесие, бездействие и психологический комфорт в ситуации, требующей от подростка приложить усилия для преодоления трудностей. То есть субъективно подростка (а в дальнейшем и взрослого человека) устраивает такой путь решения проблемы, вызвавшей данную ситуацию. Но объективно проблема остается нерешенной, а для окружающих общение с таким человеком становится все более тяжёлым. Отсюда неизбежная социальная дезадаптация .

    Самой актуальной проблемой современности, является поиск возможностей для снижения компьютерной зависимости в подростковом возрасте, а так же повышение эффективности ее профилактики.

    По степени ухода от реальности компьютерная зависимость напоминает влечение к наркотикам, азартным играм и алкоголю. Некоторые учёные дают характеристику компьютерной зависимости, как навязчивой потребности в использовании компьютерных технологий, которая сопровождается социальной дезадаптацией и ярко выраженными психологическими симптомами .

    С каждым годом, достаточно стремительно возрастает количество подростков, которые становятся компьютерно-зависимыми. В России количество пользователей Интернета ежегодно стремительно возрастает. По исследованиям IronMind Factum Group (по состоянию на 2014 год) мы можем видеть, что 12,8 млн россиян (33%) используют интернет раз в месяц и чаще, 11,7 млн (30%) – один раз в неделю и чаще, 8,6 млн. (22%) ежедневно . Из них 58% – подростки и молодежь в возрасте 15-30 лет. С каждым годом эти цифры увеличиваются. Однако, по состоянию на 2015 год достоверных опросов никто не проводил ни заграницей ни в нашей стране .

    В России на сегодня не существует статистических данных по проблеме компьютерной зависимости, поскольку этот вид зависимости не выделен в отдельную нозологическую форму. Однако по многочисленным исследованиям прошлых лет (К. Галкина, А. Лысенко, Н. Иванова, С. Шапкина, А.С. Мудрина, Т. Шишковец и других специалистов), среди российских пользователей Интернета зависимыми считаются от 2% до 6%, абсолютное большинство среди которых – подростки и студенты .

    Однако, несмотря на очевидные достижения, проблема профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте не оснащена достаточными теоретическими и практическими разработками, по использованию педагогического опыта к управлению процессом профилактики, осуществляемым различными органами, применительно к современным реалиям российского общества. Проблема компьютерной зависимости среди подростков лишает наше общество перспектив установления в будущем социального равновесия и благополучия .

    Одна из основных ролей в решении этой глобальной проблемы отводится социальной педагогике, хотя, решить ее возможно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Также, интеграция усилий общества может осуществляться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными профилактическими мерами и помощь последовательных педагогических воспитательно-предупредительных воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками, которая не будет «жить» в виртуальном мире, а будет достигать своей цели в реальной жизни .

    Изучение темы безопасной работы в Интернете предусмотрено действующими программами школьных курсов «Информатика» и «Основы здоровья».

    Развертывания работы по профилактике и преодолению компьютерной зависимости требует прежде всего создания соответствующей законодательно-нормативной базы, а именно: соответствующим образом модернизировать имеющееся законодательство, касательное к этой проблеме; дополнить действующее законодательство новыми законодательными актами.

    Вместе с тем следует учесть, что проблема компьютерной зависимости не может эффективно решаться изолированно от других проблем формирования и функционирования личности в современном информационном обществе. Это требует организации разветвленной системы медиаобразования населения и прежде всего подростков и молодежи.

    В настоящее время осуществляются работы по организации всероссийского эксперимента по внедрению медиа-образования (Е.В. Кучеров) в общеобразовательных учреждениях. В дальнейшем предполагается разработка учебных программ и организация эксперимента по подготовке медиапедагогов и медиапсихологов на базе высших учебных заведений и учреждений системы последипломного педагогического образования .

    Несмотря на проводимые научные разработки в сфере анализа ситуации с онлайн-зависимостью в России по сравнению с состояниями зависимости другого происхождения (алкоголизм, наркомания, патологическая склонность к азартным играм), эта проблема исследована очень мало, а закономерности формирования, причины и условия возникновения, диагностические критерии компьютерной зависимости изучены недостаточно .

    Остаются малоизученными вопросы методов лечения, средств коррекции и профилактики этого расстройства. Разработаны программы и психокоррекции не отличаются значительной успешностью использования и не оправдывают надежды специалистов и пользователей услуг.

    Существующие литературные данные являются разрозненными, а именно отсутствие теоретической научной базы по вопросам данной аддикции закономерно сочетается с несистематичностью, слабой структурой и невысокой эффективностью.

    В наше время, социальные педагоги и психологи в общеобразовательных учреждениях или совсем не занимаются профилактикой компьютерной зависимостью, или эта работа сводится предоставлением методических рекомендаций учителям и родителям этих подростков.

    Однако, большое число специалистов говорят о том, что компьютерная зависимость приводит к разрушению личности, и особенно данная проблема актуальна в подростковой среде.

    Компьютерная зависимость подростков способствует развитию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, хронические депрессии, определённые трудности в адаптации, потеря способности контролировать себя во время пребывания в интернете, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом .

    Во время использования Интернета, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие подростки признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия безнаказанности. Иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни – происходит деградация морали.

    Несмотря на все причины, которые вызывают компьютерную адикцию, в основе их лежит нарушение «равновесия» между подростком и окружающей средой, что создает затруднение связанные с полной невозможностью адаптироваться к требованиям социальной среды .

    Поэтому сегодня социальным педагогам, психологам и другим специалистам общеобразовательной среды совместно с родителями, необходимо вовремя разглядеть симптомы которые характерны именно для компьютерно-зависимых подростков и самим делать шаги к преодолению данной зависимости у подрастающего поколения

    Компьютерно-зависимого подростка можно достаточно быстро отличить. Он обращен внутрь себя, игнорирует или не замечает внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красота природы – не воспринимается с восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные, но несуществующие в действительности, пейзажи .

    При наличии компьютерной зависимости подросток постепенно отдаляется от родственников и друзей, оставляя приоритет за «всемирной паутиной». Как правило, пользователь скрывает от родных, или знакомых, сколько времени он проводит на сайтах. Позже симптомы нарастают как «снежный ком». Если подростка силой отлучить от сети, он будет переживать чувства, похожие на муки наркомана, которому не дали очередную дозу. У пользователя нарушается внимание, снижается работоспособность, появляются различные навязчивые мысли, порой бессонница или даже полный отказа от сна, резко увеличивается тяга к стимуляторам. Поэтому можно считать, что в некоторых случаях наркотическая зависимость является следствием увлечения общением в сети. К психическим расстройствам добавляются головная боль, перепады давления, ломит кости.

    Позже становится явной социальная дезадаптация. Пользователь, уже не получая удовольствие от общения через интернет, все-таки постоянно «висит» на сайтах. Состояние депрессии приводит к серьезным конфликтам в школе, со сверстниками и в семье. Сильные, волевые личности еще могут совершить попытку в направлении переключения своего внимания на что-то другое, например, влюбиться, сменить круг друзей. А тем подросткам, которых можно отнести к категории слабых, ничего не остается, кроме как обратиться за помощью к специалистам .

    Кстати, в США компьютерная зависимость считается официальным диагнозом, ее лечат психологи и психиатры. Без Интернета у больных начинается ломка .

    Наше общество нуждается в комплексной профилактической работе, которая была бы максимально эффективной, профилактические мероприятия данного вида воздействия на подростка должны быть построены очень грамотно, быть деликатными, чтобы не вызвать негативных реакций среди подрастающего поколения, и не вызвать интернет-фобии.

    Целью профилактической программы должно быть повышение осознанности в личном взаимодействия с Интернет-средой, снижение (в идеале – полное преодоление) компьютерной зависимости. Понимание ценности интернета, как инструмента, который помогает в учебе и повседневной жизни.

    В основе профилактики должно быть положено переключение внимания подростков на многообразие мира вне рамок сети: спорт, здоровый образ жизни, творческие прикладные увлечения и общение с живой природой, богатство полноценного межличностного общения.

    Среди актуальных видов профилактической работы является социально-педагогическая и психологическая, поскольку именно они призваны включить подростка в социальную среду, способствовать развитию способности к активному существованию в обществе и позитивному взаимодействию с другими людьми и коллективами .

    Сущность социально-педагогической и психологической профилактики компьютерной зависимости среди подростков заключается во введении эффективного социального воспитания, помощи в выборе увлечений, расширении круга ведущей деятельности, создании позитивных отношений с родными и близкими .

    Чтобы предупредить компьютерную зависимость, необходимо заблаговременно проводить ее социально-педагогическую и психологическую профилактику, а именно: активно привлекать подрастающее поколение к социально-воспитательной жизнедеятельности учебного заведения, способствовать их социальному развитию; привлекать родителей и близкое окружение к воспитательной деятельности. Очень важно взаимодействие различных учреждений и специалистов, которые бы помогали в преодолении компьютерной зависимости подростков .

    Также, в профилактике интернет – зависимости можно выделить такие методы работы :

      информационный – обеспечение информацией по данной проблемам зависимости от компьютера у подростков;

      метод формирования поведенческих навыков – анализ конкретных жизненных ситуаций, которые способствуют расширению знаний, а также их «проигрывание»;

      конструктивно-позитивный метод – проведение тренингов, которые направлены на повышение психологической устойчивости, а также снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.

    Из анализа современного опыта становится понятно то, что наиболее реальными и результативными являются программы те, которые направлены на ближайшую среду подростков.

    Коррекционная работа направленная на преодоление компьютерной зависимости у подростков призывает к длительной работе с личностью. Но необходимо также помнить, что на последних стадиях зависимости с детьми подросткового возраста становится необходимой работа психологов и психотерапевтов. Именно поэтому наше государство и нуждается в квалифицированных кадрах, которые бы занимались решением вопросов представленного направления и данной проблемой, и внедрением результативной профилактической программы по профилактике компьютерной зависимости именно в подростковом возрасте, так как подростки и есть наиболее уязвимыми к этой зависимости.

    Итак, можно сделать следующий вывод, что отличительной особенностью игровой компьютерной онлайн-зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность. Последствия такого поведения: нарушение социальных связей личности, проблемы в семье и школе, чрезмерная агрессивность и различные виды асоциального поведения, невозможность самовыражения. Также в процессе изучения психолого-педагогических методов преодоления компьютерной онлайн-зависимостью был найден целый комплекс тренинговых упражнений, как наиболее эффективная форма, реализуемая в подростковой среде и несущая в себе как превентивный характер, так и исцеляющий.

    Таким образом, изучив психологические особенности детей подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью и возможности оказания им психолого-педагогической помощи, мы приступаем к проверке гипотезы: психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн - зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн-зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх.

    Проведенный анализ феномена компьютерно-зависимого поведения подростков требует более полного раскрытия его содержания на экспериментальном материале, который будет представлен в следующей главе.

    Введение..............................................................................................................3

    Глава I. Теоретические основы исследования социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков

    1.1 Интернет – зависимость: понятие, причины и факторы возникновения…………………………………………………………….………4

    1.2 Психологические механизмы формирования Интернет – зависимости у

    подростков……………………… ……………………………………….…11

    Глава II. Исследование социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков

    2. 1 Выявление Интернет – зависимости и уровня зависимости ……………12

    2.2 Определение социально – психологических характеристик у подростков и их сравнение у Интернет – зависимых и Интернет – независимых...……….15

    Заключение……………………………………………………..………………...18

    Литература………………………………………………………………………20

    Приложение………………………………………………………………………21

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования: в связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет. Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям Интернет-зависимости, примерно 54% зависимых не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку, оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. По данным западных источников за 2011 год, в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 91% – участники форумов, социальных сетей и чатов. Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной. Интернет - зависимость проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года. Есть мнение, что в скором времени Интернет- зависимость будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные «киберрасстройства». Интернет- зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок, наркомания или алкоголизм. В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от Интернет-зависимости.

    Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов.

    Исходя из вышесказанного мы определили тему нашего исследования «Социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков».

    Цель исследования:

    Выявить социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать теоретические работы по проблеме Интернет – зависимости подростков, разработать программу исследования.

    2. Выявить Интернет-зависимость у подростков.

    3. Определить социально – психологические характеристики у подростков, а именно: тип межличностных отношений, уровень агрессивности и личностные характеристики, важные для взаимоотношений с другими людьми.

    4. Сравнить социально – психологические характеристики Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков и определить социально – психологический портрет Интернет – зависимого подростка.

    5. Научиться проводить статистические исследования.

    Объект исследования:

    80 человек, учащиеся МОУ СОШ № 12 в возрасте от 14 до 17 лет, проживающих в Подольске Подольском районе.

    Предмет исследования:

    Социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков.

    Гипотеза:

    Существуют значимые различия в социально – психологических характеристиках Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков.

    Методы исследования:

    1. Метод теоретического анализа научной литературы.

    2. Сбор данных (метод опроса) с использованием следующих методик:

    Для выявления зависимости от Интернета применяется тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг, адаптированный В.А.Буровой;

    Для исследования эмпатии был взят опросник на самооценку эмпатических способностей В.В.Бойко;

    Для исследования форм агрессии была взята методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки адаптации А.К. Осницкого.

    3. Методы анализа данных (качественно-количественные) с использованием математической статистики (Т– критерий Стьюдента). Методы математико-статистического анализа были выбраны в соответствии с законом нормального распределения данных.

    Глава I. Теоретические основы исследования социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков

    1.1 Интернет-зависимость: понятие, причины и факторы возникновения

    6. Зависимость от интернета - причина не служить в армии // РИА "Новости", 06.08.2005, ИА "НГТ".

    7. Китайцев лечат от Интернета , // 15.08.2005 // 23:37 // MIGnews.com.ua ссылка на британскую газету The Times (перевод - Inopressa.ru .)

    8. Коэмец Е. Жертвы компьютерных сетей . Материалы сайта «Психология Интернета».
    10. Пережогин Л.О.
    Интернет-аддикция в подростковой среде //Отдел детской социальной психиатрии //ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Москва.// www.rusmedserv.com/psychsex .

    11. Психологический словарь // http://psi.webzone.ru/st/081500.htm .

    12. http://saripkro.r2.ru/science/Region_program/osog/osog1.htm .

    13. Соковня И. Интернет-зависимость в подростковой среде . http://skola2.narod.ru/parents/agress.html .

    14. Сулер Дж. Люди превращаются в электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства http://www.flogiston.ru/projects/translate/electronic.shtml .

    15. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет 2000. № 2. С. 24-29.

    25. В. Андреев Конструктивная теория виртуального романа , // Интернет, 1999. № 1.

    Приложение 1

    Основные понятия, используемые в работе

    Интернет – аддикция – от англ. addiction –зависимость, addict – от англ. наркоман. Другое определение Интернет - зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line.

    Синдром карпального канала – онемение и боли в кисти руки.

    Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица

    Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная

    Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость)

    Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

    Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия

    Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.



    Похожие статьи