• Татарская невеста, татарские знакомства. Каков характер татар? Главные черты представителей данного этноса

    14.06.2019

    Сегодня к татарам относятся неоднозначно. С одной стороны, ими восторгаются, ведь именно они вместе со своими братьями монголами сумели покорить добрую половину (если не больше) Старого мира. С другой стороны, к ним относятся не совсем дружелюбно, ведь существует мнение, что характер татар далек от идеального. воинственен, смел, хитер и в определенной степени жесток. Но истина, как всегда, где-то посередине.

    Характер татар во многом определялся условиями, в которых они жили. Кочевники, как известно, были выносливыми люди, сильными и смелыми. Они с легкостью могли адаптироваться не только к любым погодным условиям, но и к любым жизненным ситуациям. Но всегда татары сохраняли верность своим национальным традициям, жизнью общины руководили умные люди в соответствии с древними традициями.

    Какой же имеют татары характер на самом деле? Люди, близко знакомые с этим народом, отмечают, что основными качествами их являются настойчивость и трудолюбие. В татарских семьях всегда много детей. Интересен тот факт, что они верят в то, что больная женщина может выздороветь, когда родит очередного малыша. Семья для татарина - самое главное, он трепетно относится к своей половине. Разводов среди людей этой национальности довольно мало. А еще они живут очень дружно, всегда поддерживают друг друга, что сегодня является большой редкостью для народов Запада.

    Несмотря на то что характер татар в целом включает такие качества, как честность и доброта, есть среди них и предатели, и подлецы, и трусы. Как говорится, везде найдется паршивая овца. Борьба за выживание в условиях кочевой жизни породила в сердцах представителей этого народа определенную зависть, честолюбие, хитрость. Татары довольно благоразумны, имеют светлый и быстрый ум, но и горячие головы. Однако они всегда хорошо думают перед тем, как сказать что-нибудь со злости. С древности татары занимаются торговыми делами, поэтому хорошо преуспевают в этом деле и сегодня. А торговля сама по себе требует от человека целомудрия, изворотливости и хитрости. Интересно то, что крепостными не были. Жили они по своим правилам и законам, а помещики существовали не за счет труда простых крестьян.

    Характер татар - особенный, как и их мировоззрение, философия, культура и язык. Но есть еще одна отличительная народа - национальная кухня, о которой ходят легенды. Простая и питательная, полезная для здоровья еда олицетворяют гостеприимность татарского народа. Всегда путнику здесь предлагали горячие блюда - мясные, молочные и постные. Как правило, на столе постоянно присутствует горячее кушанье с мучной заправкой. Имеются праздничные и ритуальные блюда, например, пельмени и бульон, фаршированная яйцами курица. Практически классикой считается плов с отварным мясом, изумительная и разнообразная выпечка. Хлеб считается священным.

    Несмотря на то что народ исповедует ислам, татары-мужчины характер имеют довольно дружелюбный. В принципе, татарину присущи практически такие же качества, что характерны и для русского человека, поэтому девушкам не стоит бояться, если их избранник принадлежит к данному этносу.

    (ТАТАРКА)

    Татарская женщина – удивительное творение Всевышнего . В ее сердце Создатель заложил такую глубокую и безмерную любовь к детям, ближним, к этому прекрасному миру, что прямое предназначение женщины – нести в мир нравственность и самой служить ее образцом. Татарской женщине свойственна особая гармония и особая музыкальность. Каждая татарка излучает внутреннюю одухотворенность, интеллектуальную тонкость, душевное благородство, и является носительницей высшего духовного начала.

    Татарская женщина с детства нацелена на брак как на крепость, за прочными стенами которой она будет спокойно заботиться о муже и детях. «Женщина без мужа – конь без узды», гласит пословица. Но как замечают сами татарки, слово мужа, конечно, закон, однако на любой закон всегда найдется поправка! Татарские женщины - преданные мусульманки, чтящие свои традиции и обычаи. Но никаких чадр и паранжи в гардеробе современных татарок нет, как не было подобной одежды и у их предков.

    Основная масса тaтapcкогo населения в настоящее время носит так называемую «европейскую» одежду. Современные модницы включают в свой гардероб стилизованные вещи, подчеркивающие их национальную принадлежность – например, обувь, имитирующую читек (расшитые кожаные сапожки), или аппликации со знаменитой вышивкой, узоры которой передают необыкновенную красоту земной и фантастической флоры.

    Татарская письменность до 1927 г. была основана на арабской графике, затем на латинице, а с 1939 г. - на русской графической основе. Осенью 2001 г. начался переход на новый латинский алфавит с дополнительными буквами. Лексика насыщена арабскими, персидскими и русскими заимствованиями. В татарском языке очень много арабских и турецкий слов и слов из языков фарси и урду. Поэтому знающий татарский язык могут понять людей из Турции, а например, пакистанцы, в свою очередь понимают татарский.

    Каждая татарская женщина – прекрасная хозяйка, очень домашняя, любящая заботиться о семье и принимать гостей. Национальнаятатарская кухня довольно предсказуема в том смысле, что основные составляющие ее, как и других родственных народов – башкир, узбеков, турков – это тесто и жир. Много теста и очень много жира. Это, разумеется, совсем не вписывается в концепцию здорового питания. Гостям, как правило, предлагают такие экзотические блюда как казылык (вяленая конина), губадия (слоеный пирог с невероятным количеством начинок от мяса до творога) или талкыш-калеве (чудовищно калорийный десерт из масла, муки и меда). Запивается угощение айраном (смесью катыка и воды) или чаем.

    Большинству татарских женщин присущи такие качества как целеустремлённость, настойчивость в достижении поставленной цели, предприимчивость, смекалка, находчивость, чувство взаимовыручки. А, кроме того - преданность, обязательность и порядочность, они никогда не обманут, не предадут, если дадут слово - выполнят. Далее к этому списку добродетелей добавляются:щедрость и простота, скромность и доброта, бескорыстная взаимовыручка. Татарская женщина истинно – удивительное творение Всевышнего!

    Татарстан: казанская мечеть, казанский кремль >

    Соблюдение традиций Ислама для жителей Татарстана – вовсе не пустой звук. Для татар это не просто вероисповедание, а культура и традиции татарского народа, их образ жизни. По сегодняшний день подавляющее большинство татар и татарок ищут спутника (спутницу) жизни именно своей национальности, причем вне зависимости от того, где они проживают, будь это Россия, Канада или далекий Китай. В подавляющем большинстве случаев татарин и татарка обязательно считают своим святым долгом получить полное и безоговорочное благословение родителей на предстоящий

    Среди , а в частности, среди , семья ценится очень высоко. Брак считается естественной необходимостью для продолжения рода. Среди татар вступление в брак является священной обязанностью любого мужчины. А священной обязанностью женщины является быть хорошей женой.

    С детства

    С самого детства девочкам внушается, что они обязаны во всем повиноваться мужу. Девочек приучают вести хозяйство и содержать дом в чистоте. Маленькие привыкают подчиняться мужчинам с пеленок – сначала они подчиняются отцу и братьям. Поэтому в последующем подчинение мужу не вызывает у них протеста.

    Маленьким татаркам с самого рождения внушается почтение к мужчинам и к старшим членам семьи. Они знают, что, уходя в семью мужа, они практически перестают быть членом своей семьи, а переходят в другую.

    Маленьких девочек по дому, убирать, стирать, готовить. Все это пригодится в будущем молодой жене. Вместе с тем они осознают, что хозяйкой в доме своего мужа они не будут, если придется жить вместе с его родителями. Поэтому замуж татарки выходят с полным сознанием того, что это , так нужно.

    Как было раньше

    Раньше на выбор жены во многом влияли экономические соображения. Раньше выбиралась не столько жена для конкретного мужчины, невеста в семью. А семье нужна была работница, которая способна родить здоровых и крепких детей.

    Татарская жена должна обладать покладистым характером, быть трудолюбивой и почитать родителей мужа. Выбирали девушек во время сезонных работ. Во время работ за девушками наблюдали и оценивали их трудовые навыки.

    Если в доме появлялась , то свекровь переставала делать что-либо по дому, так как это считалось ее недостойным. Невестка должна была утром вставать раньше свекрови. Если свекровь все же занималась каким-либо делом, то невестка в это время не могла бездельничать.

    Жена должна была быть младше мужа на 3-5 лет. Большое имело и будущей жены. Социальное положение семей мужа и жены должно было быть одинаковым.

    Жена должна была иметь чистое происхождение, то есть она не могла быть незаконнорожденной. Поведение жены до свадьбы должно было быть безупречным. А испортить репутацию девушка могла себе лишней улыбкой или взглядом в сторону мужчин.

    Жена должна была быть девственницей. Иногда замуж брали вдов, реже – разведенных. Такие женщины должны были еще рожать детей.

    Большое внимание уделялось здоровью потенциальной невестки. Она не должна была иметь хронических заболеваний. Также в семье не должно было быть болезней, передаваемых по наследству.

    В наши дни

    Обязанности жены не изменились и по сей день. К приходу мужа с работы должен быть накрыт стол и убран дом. Также воспитание детей находится полностью в ведении матери. До сих пор жена не может собрать вещи и уйти к своим родственникам, если отношения в семье не заладились. То есть уйти-то она может, только родственники ее не примут.

    В настоящем жене вменяется в обязанности:

    Жить в доме мужа;
    - соглашаться на интимную близость в подобающее время в подобающем месте, если позволяют приличия и здоровье;
    - быть верной супругой, избегая близости с посторонними мужчинами;
    - не показываться в публичных местах без уважительной причины;
    - не приобретать мужа имущество и не нанимать прислугу.

    Наказанием за непослушание может стать телесное наказание, лишение свободы (домашний арест) или развод.

    Когда вам посчастливилось найти свою идеальную пару, создать семью, очень важно постараться сохранить уважение и любовь на долгие годы совместной жизни. Женщина во все времена считалась хранительницей домашнего очага. Именно ей под силу создать в семье такую атмосферу, чтобы отношения со временем укреплялись, а брак становился счастливее.

    Инструкция

    Для важно всегда оставаться хозяином положения. Предоставьте право и возможность принимать решения своему мужу, даже если у вас уже есть четкий план действий. Подведите супруга к нужному вам решению, но таким образом, чтобы он чувствовал возможность руководить семьей. Если жена решение всех проблем берет на себя, то муж может вообще перестать интересоваться делами близких.

    Никогда не упрекайте своего супруга в бездействии, заставляя что-то делать. Показывайте мужу свою слабость, то, что вы нуждаетесь в нем и в его помощи. Мужчина по природе своей защитник, так дайте же ему возможность чувствовать себя защитником своей семьи.

    Не забывайте интересоваться делами мужа, периодически расспрашивать его о работе, отношениях с коллегами, друзьями. Стремитесь к тому, чтобы знать об увлечениях и хобби вашей второй половины, проявляйте интерес к этой стороне его жизни.

    Учитесь контролировать свои эмоции, чтобы любое высказывание вашего супруга общего характера не воспринимать применительно к себе. Это очень важно, в противном случае вы всегда будете чувствовать себя обиженной. Никогда не стремитесь переделать своего мужа, изменить его мировоззрение, психологическое поведение. Это может лишь разозлить мужчину, но положительного эффекта не произведет. Вы ведь уважали его, выходя замуж? Тогда не устраивайте ему разборки и скандалы. Старайтесь понимать супруга, научитесь дарить ему свою заботу и любовь, и он ответит вам тем же.

    Помните, что небольшие семейные праздники помогут вам не только развлечься, отдохнуть от будней, но и помириться после какой-нибудь семейной ссоры. В отличие от скандала ссора – диалог разумных людей, цель которого - принятие обоюдного решения. При этом не стесняйтесь уступать и просить прощения, если желаете сохранить уважение и любовь в браке.

    Что бы ни случилось, никогда не манипулируйте едой и сексом. В этих вопросах мужчина не должен чувствовать себя ущемленным. Иначе он начнет искать удовлетворения в другом месте.

    Видео по теме

    Идеал – понятие субъективное, а по мнению некоторых, его просто не существует. Тем не менее, ученые уже не один год ломают голову над вопросом: какой должна быть настоящая женщина? Составляют ее фото-робот и исследуют внутренний мир.

    Внешние данные

    Для настоящей женщины нет необходимости обладать идеальными параметрами или сверкать белозубой улыбкой - как с обложек глянцевых журналов. Но в ее внешности должно быть что-то особенное, что будет притягивать окружающих, вызывать интерес, успокаивать и создавать ощущение счастья.

    Она не должна бояться подчеркивать свою индивидуальность. Это все-таки ее изюминка, а слепое подражание окружающим – не ее конек.

    Такая девушка вряд ли станет перебарщивать с косметикой, надевать на себя что-то вульгарное и вызывающее.

    Ей должно быть известно, что в женщине важна загадка. Именно это придает барышне определенный шарм. Кроме того, ей следует знать, какая одежда ей идет, поможет подчеркнуть достоинства и замаскировать недостатки.

    Немаловажно научиться выглядеть очень : работать над летящей походкой, аккуратно укладывать струящиеся локоны, ровно держать спину, демонстрируя окружающим свою красивую осанку. Следует быть не похожей на разрисованных куколок, проводящих по полдня в салонах красоты, но при этом выглядеть всегда опрятно и ухоженно в любой ситуации.

    Манера поведения

    Настоящая женщина должна буквально излучать любовь, а своей душевной теплотой согревать все вокруг. Рядом с ней должно быть приятно находиться. Не только благодаря ее умению создавать уют вокруг себя, но и способности выслушать. Ей следует отзывчиво реагировать на просьбы о помощи и проявлять сочувствие к нуждающимся. К тому же, истинная женщина не должна позволять себе отпускать грубости в адрес других людей, вести себя бестактно, нецензурно выражаться и так далее.

    Кроме того, должна обладать житейской мудростью, поэтому достаточно спокойно относиться к жизненным неурядицам и прочим неприятностям, а через все трудности проходить достойно с высоко поднятой головой.

    С другой стороны, она та еще кокетка. И делает это весьма естественно.

    Также должна знать себе цену и не позволять никому оскорблять или обижать себя, даже если речь идет о любимом мужчине.

    Помимо всего прочего, истинной представительнице прекрасного пола следует иметь достаточно широкий круг интересов, а не зацикливаться исключительно на детях и семье. Она должна пытаться реализовать себя в этой жизни. Подобное стремление сделает ее еще более привлекательной личностью и вызовет восторги окружающих.

    Немаловажно, чтобы у женщины, как говорится, «был мозг». С таким человеком и поговорить интересно, и обратиться за советом хочется. Глупые люди редко вызывают что-либо большее, чем раздражение или сострадание. В лучшем случае - умиление.

    Видео по теме

    Раньше строительство дома было намного более трудоемким процессом, так как все работы выполнялись вручную. Селянам помогала взаимовыручка: жилье строили «всем миром», то есть задействовалось все работоспособное население. У славян были свои секреты и правила возведения срубов и кровли.

    В регионах, богатых лесом, жилье строили из дерева. Там, где был недостаток пиломатериала, использовали глину и солому. Такие постройки назвали саманными. Технологии возведения деревянных и саманных домов отличаются кардинально. На территории Руси выстраивали исключительно деревянные дома.

    Как строили срубы?

    До Х века единственным инструментом мастера был топор. Жилье возводили из необструганных бревен и называлось оно сруб. После появления пил процесс строительства стал более быстрым, а окна, крыши, дверные проемы начали украшать резными узорами. Изначально в качестве соединительных элементов для деревянных конструкций использовали штыри, изготовленные из крепкой древесины. Во время сборки дома применяли несколько способов стыковки бревен: в шип, в обло, в лапу. Впоследствии появились гвозди.

    Избы устанавливались непосредственно на грунт, но предварительно выполнялась гидроизоляция с помощью глины: выстраивали т.н. глиняный замок. Основой дома были нижние венцы – четыре соединенных между собой бревна, которые выбирали с особой тщательностью, так как от скорости их гниения зависела целостность и долговечность постройки. Вокруг нижних венцов выстраивали ряж - плотно уложенные друг к другу крупные камни.

    Внешнюю сторону бревен, как правило, оставляли округлой. А внутри помещения – стесывали. Зазоры уплотняли мхом, паклей, сухой травой. Для того чтобы удержать в доме тепло, окна и дверные проемы делали небольшими. Отапливали избу с помощью печи, к которой пристраивали полати – места для сна.

    Как возводили кровлю?

    Стропильную систему выстраивали из более тонких бревен, которые или остругивали, или оставляли с корой. Раньше крышу строили без использования гвоздей и других соединительных элементов. Называлась такая система «самцовая». Самым первым кровельным материалом был дерн – вверх корнями пласт земли с разросшейся травой. Для защиты от размывания водой его покрывали берестой. Часто использовали и другие способы устройства крыши: с помощью снопов соломы или дранки (расщепленных осиновых поленьев). Впоследствии в качестве кровельного материала стали настилать тес – доски толщиной 2-2,5 см.

    Фронтон называли челом и украшали резными элементами, символизирующими различные талисманы . Карнизы устраивали с помощью длинных тонких досок – причелин, которые закрывали кровельные слеги от дождя. Самой распространенной была двускатная крыша, так как она более проста в сборке. Но существовали и шатровые кровли в виде восьмигранной пирамиды, а также кубоватые - в виде четырехгранной луковицы. Дома, увенчанные такими крышами, называли теремами.

    Видео по теме

    Нравственные ценности должны быть привиты каждому человеку с раннего детства. Но часто получается, что люди даже не понимают, что такое нравственные ценности и какими они должны быть.

    Инструкция

    Нравственные ценности - это основные правила и принципы поведения человека в обществе. Каждый человек, когда он живет с другими людьми, должен придерживаться правил для поддержания стабильности и создания благоприятных условий для развития, работы, обучения. Без этого не может выжить ни одно общество. Разумеется, соблюдать подобные условия будет не каждый субъект, за что нарушителям должно назначаться наказание. Понятно и то, что в каждом обществе правила и ценности будут меняться: в древнем мире или Средневековье сложно было представить те свободы, границы и рамки для индивидуума, которые появились в современном обществе.

    Не нужно путать нравственные ценности с законами государства: отнюдь не все законы соответствуют этим критериям. Нравственные ценности обычно идут не от разума, а от сердца, но вместе с тем созданы для того, чтобы каждый человек мог жить комфортно и в мире с собой и другими людьми.

    Многие считают, что нравственные ценности пришли из Библии и именно благодаря ей современные граждане знают и принимают их. На самом деле, такие ценности в душах людей вызревали с древних времен, а благодаря Библии получили известность и распространение как истинные для нравственного существования человека.

    Одной из основных нравственных ценностей является любовь к другим людям. Это не та чувственная или сентиментальная любовь, которую человек испытывает к противоположному полу, но любовь, которая проявляется к человеку вне зависимости от его пола, возраста, расы или вероисповедания. Эта любовь помогает открывать сердце для нужд и потребностей другого человека, заставляет помогать даже незнакомым людям, сочувствовать им и не творить зла по отношению к другим. Благодаря этой любви человек не совершит насилия над ближним - ни физического, ни психологического. Дается такая любовь очень непросто, потому что люди привыкли конкурировать, завидовать, бороться, ненавидеть. Учиться любви к ближнему надо так же, как и любому другому искусству.

    Благодаря любви появляются и другие нравственные ценности, такие как доброта и щедрость. Самый важный подарок, который человек может подарить другому - это свое время. Поэтому уделять время родным, друзьям и даже незнакомым людям так важно. Подчас дарить что-то гораздо приятнее, чем получать. Доброта и щедрость тесно связаны с умением и желанием помогать другим людям, с состраданием и означает отсутствие у человека безразличия.

    Я потерялась.Я не знаю как быть в данной ситуации.
    Начнем с того,что я очень сильно люблю своего парня.Он - русский,я -татарка. Всё бы ничего,если б не мои родители.
    Выросла я в семье ,в которой религия ,обычаи стояли превыше всего.Воспитывали меня строго,в особенности мама. С ранних лет мне говорили что брак между разными национальностями к добру не приводит. Исходили они из того,что сами видели. Родственники,знакомые,частенько строили отношения именно с представителями не своей национальности,чем родители каждой пары были не довольны,но все же в большинстве случаев мирились с этим.
    Сейчас мне уже 20 лет,учусь в университете. Познакомилась со своим парнем года 3 назад.Надо заметить что он у меня первый,как и я у него. Мы с ним 2.5 года общались лишь по сообщениям,по письмам. Дело в том,что буквально через пару месяцев как мы с ним познакомились,его забрали в армию.Но мы так успели привязаться друг другу,что сейчас даже часа не можем прожить не услышав любимый голос. 2года он был в армии,год задержался изза возникших там у него проблем(его хотели посадить,но к счастью отделался условным). Я не бросала его даже в такие дни,не смотря на его письма с просьбой жить дальше без него,ведь он уже не надеялся вернуться.После всех мучительных переживаний он вернулся несколько месяцев назад,зимой. Мы были просто на седьмом небе от счастья! но..
    каждый раз когда я приезжаю домой на выходные(я учусь в другом городе),мама умоляет меня не встречаться с русскими!порой говорит такие вещи,что мне не по себе просто становится!что если ослушаюсь их,то могу больше домой не приезжать,что вся семья откажется от меня,не будут мне помогать,и самое главное чего я боюсь- это то что меня не поймет папа..папа- самый любимый мне человек,которым я очень дорожу.
    По мимо меня в семье есть старший брат,который ни раз угрожал,что если узнает об этом,то всех там убьет,что не допустит такого позора!
    и так каждый раз..родительское сердце все равно что то чувствует,не спроста мне бы так говорили.
    Я долго думала как мне быть.Я боюсь если они узнают,то мама заболеет сильно(у нее слабое сердце,ей нельзя ни по какому поводу нервничать),а папа запьет,что пагубно для него,для семьи .И в конце концов они либо выгонят меня,либо запретят с ним говорить,видеться.
    Одно хочу сказать,я так больше не могу,не могу это скрывать от самых мне близких людей.Каждый раз приезжая из дома я плачу.пошли болезни на нервной почве.
    Мой парень это все знает,он понимает меня.говорит переживем,я тебя не брошу.
    но я не могу больше так,у меня просто нет сил.
    2 дня назад я сказала ему.как бы я не любила его сильно,но нам придется расстаться.он думал я шучу,но поняв что все всерьез,особо не стал меня уговоривать. Если,говорит,тебе будет так легче значит пусть так и будет. и на этом все.
    я все плачу,мне очень плохо,я разрываюсь между родителями и им!мне очень его не хватает!но и против родителей я не смогу решиться пойти.
    прошу вас,дайте совет,как мне быть?
    (он из другого города,после армии изза меня переехал в город где я учусь на данный момент. Не успел еще встать на ноги,за ним ничего не стоит. Родителям если даже представлять его,боюсь будет совершенно бессмысленно: человек без ничего,без образования,с условным сроком и русский. и я достаточно из обеспеченной

    Цитирую И:

    По N у татар у вас старая инфо. Выборка маленькая, на самом деле N у татар намного больше, это видно по тестам.
    Про Z93 вам тоже кто-то наврал. Этот снип есть у польско-литовских "татар". Это небольшой народ в несколько десятков тысяч человек, отправленных в свое время из З.Орды на помощь монгольским войскам. Вы же понимаете что это не татары, некорректно на них ссылаться.
    У казанских татар не Z93, а балтийские снипы. Можете это проверить по FTDNA. Есть один единичный Z93 у мишаря в Башкирии, но это ни о чем не говорит. Вот у ваших соседей башкир да сплошь Z93.
    В приведенной таблице нет даже J, E, хотя их очень много у татар по последним данным.
    Но в скифо-сарматских костях J, E, N не найдены.
    О фенотипах забудьте, это неактуально.

    1. Если и есть балтийские снипы, то скорее всего от балтов именьковской культуры.

    2. Актуальна как раз антропология. Она прежде всего говорит, что татары расово отличаются от финно-угров и русских. Преобладание понтидов уже говорит само за себя.

    3. У татар как раз преобладают не европейские снипы R1a:

    Z93+ и L342.2+ Если есть другая инфа - скиньте ссылку. Посмотрю.

    4. Есть ДНК проект на татфоруме. По нему выходит, что R1a татар по гаплотипам не имеют ничего общего с финно-уграми и русскими: www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=6803&st=520
    ___________________

    Есть официальная антропология. В конце концов есть глаза. Хоть тресни - татары в основе своей не финно-угры, не балты и не русские, а понтиды (норд-ираниды).

    Что вы мне пытаетесь доказать?

    Насчет мишарей - финно-угров вообще смешно.))) У них сплошь выраженные понтиды + кочевая традиция неутрачена. При этом резко отличаются от русских и окружающих финских народов. У древней финской мещеры если что был верхнеокский тип. Степной мишарский есть от скифов:

    *Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.- Казань, 1903
    //. Предания и исторические данные о мишарях. Гайнетдин Ахмеров.

    Мишари сами себя называют татарами, а название «мишарь» считают в отношении себя оскорбительным выражением. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «тишарь» (пробьет, проколет), тогда как другие инородцы, например, башкиры, киргизы, говоря о своей национальности «без башкорт» (мы башкиры), «без казак» (мы киргизы), ударяют руками в грудь - в знак гордости. Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».
    Мишари, хотя все занимаются земледелием, но везде обнаруживают склонность к скотоводству, разводят много домашнего скота, особенно овец. Татары, живущие в соседстве с мишарями, не имеют такой склонности к скотоводству.
    В губерниях Симбирской и Самарской мишари торгуют овцами, у каждого барышника пасется свой гурт.
    Осенью барышники-мишари арендуют у соседних помещиков поля озимые, где пасут до самой зимы своих овец; своих полей для этого у них не хватает. К птицеводству мишари не имеют особенной склонности, домашних птиц у них вообще мало. Даже не имеют собственных названий для некоторых домашних птиц, кучат (рус. кочет) - петух, силазан - селезень, а у татар петух с древних времен служит для определения времени и о нем часто идет речь в детских сказках. У татар, чуваш и других инородцев Поволжья птицеводство составляет экономическое подспорье, особенно куроводство, напр., из губерний Казанской и Вятской отправляют много яиц в Петербург, Ригу и оттуда за границу.
    Пчеловодство и охота тоже не привычные ремесла для мишарей, впрочем, в Башкирии мишари и их мурзы отчасти занимаются соколиною охотою и гонкою верхом волков. У них бывают для этого особые лошади, которые и считаются хвальными.
    В прежнее время мишари Нижегородской и Симбирской губернии водили ручных медведей, почему татары часто и называют их «аючы» (вожак медведя).
    Торговлей, преимущественно разносной, мишари стали заниматься лишь в недавнее время и то не везде, а только в некоторых губерниях, напр., Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской и в городах Касимове и Чистополе. Их много живет в столицах. В Петербурге они известны под именем халатников, так как больше торгуют старым платьем. В Москве они торгуют «узлом» (т. е. носят свой товар в узле), кружевами и старьем. В Нижнем Новгороде служат в крупчатных мельницах и в разных заводах. В Костроме - они частью извозчики, частью служат на разных судах, есть и судопромышленники. В Астрахани большею частью извощики (приезжие из губерний Нижегородской и Пензенской).
    Из мишарей очень много коновалов. В некоторых деревнях Симбирской губернии мишари поголовно занимаются этим промыслом. Из татар же Казанских совсем нет коновалов. Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских. Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай.
    Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены.
    Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было.
    В губерниях Симбирской, Самарской и Казанской миша¬ри занимаются и конокрадством, причем обнаруживают замечательную смелость, находчивость и терпение. Это, как предполагают, остатки прежней наезднической удали. Такую же страсть к конокрадству мы видим и у киргиз и калмыков. На западе Цивильского и в Буинском уездах есть мишарские селения, жители которых поголовно занимаются этим постыдным промыслом. Шайки конокрадов всегда хорошо организованы, если не из одной деревни, то из нескольких деревень - по два, по три человека; сходятся обыкновенно на базарах и ярмарках. По соседству с миша¬рями, или просто по недоразумению, этот порок приписывается Казанским татарам, между тем как среди них конокрадство весьма редкое явление. В Вятской губернии, где табуны ходят без пастуха на огороженных полях и лесах, конокрадство тоже редкое явление.
    Мишари имеют особенную склонность более к животной пище, чем к растительной. Самое любимое мясо - баранина и колбаса из конины. Лошадей режут только старых и исхудалых; жеребенка никогда не режут. А татары наоборот- режут жирных лошадей и их часто откармливают бардой, где есть винокуренные заводы; много режут маленьких жеребят, чтобы освободить матку во время полевых работ.

    Национальных татарских праздников, как Сабантуй (праздник плуга), Зеин - летние увеселительные праздники в Мае и Июне месяцах, у мишарей не бывает. Впрочем, в некоторых местах, вследствие татарского влияния, Сабантуй и мишари справляют.
    6 Н-654

    VII. О костюме.

    Костюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы.
    Из сведений, доставленных Е. А. Малову татарином С. А. относительно формы, видно следующее: «одежда мишарей походит на одежду старых времен, новой моды у них нет». У казанских татар же форма часто меняется как у народа торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е. А. Малов говорит, что одежда у мишарей простая, древнего покроя, а не изысканная одежда мухаммеданской формы. Е. А. заметил, что рубашки у мишарей, как у русских, бывают своего изделия красные или пестрые, т. е. красно-синими клетками.
    В некоторых местах (губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском костюме мишарей замечается русско-деревенское влияние, напр., иногда мишари носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или русские лапти".
    У татар же как на мужском, так и на женском костюме в последнее время стало замечаться русское городское влияние.
    Головная повязка у мишарок имеет особую форму, совершенно сходную с киргизскою. Сначала обертывают голову покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком, распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особенность головной повязки мишарок указал и Е. А. Малов и Черемшанский. И. Н. Смирнов заметил, что, по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора.
    Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же во время полевых работ часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позументное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов.
    У мишарок есть свой национальный камзол-род верхнего платья с короткими полами, и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар (в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой, именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают друг друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым.
    Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки.
    У костромских мишарей ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только к можно различить от русских баб по этому наряду.
    Костюм мишарей в губерниях Оренбургской и Уфимской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько не отличается от костюма башкир и татар того края.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАРОДНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ.

    Среди русских ученых сложилось мнение, что нынешние мишари или мещеряки, как они именуются в русской литературе, происходят от финского племени мещера, жившего на Оке и ее притоках.
    Это предположение, основанное исключительно на названии «Мишар» и исчезновении Мещеры, нуждается в научной проверке. Литература о Мишарях крайне бедна; языка и быта этого народа никто не изучал, почему и встречаются частые ошибки и неточности в имеющихся немногих источниках.
    Одного голого названия «мишар», конечно, не достаточно, для определения народности этого племени, так как соседние народы часто дают друг другу ошибочные названия, напр., киргизы называют башкир остяками (истак), луговые черемисы называют татар чувашами (суас), вотяки же называют их бигерами (бигер), чуваши называют киргиз ногаями (ногай), а сами киргизы называют этим именем вообще татар Поволжья, Алтайские калмыки называют русских казаками (казак). Исчезнувшее племя мещера было одного происхождения с мордвою, и в русских летописях постоянно упоминается вместе с мордвою и черемисами.
    Мордва, как и другие приволжские финны, изстари ведет оседлую жизнь и с незапамятных времен занимается хлебопашеством и бортевым пчеловодством", охотою на зверей и рыбною ловлею.
    У мишарей же не только нет склонности к этим отраслям хозяйства (кроме земледелия), но совсем нет слов в языке, относящихся до этих промыслов. И земледелие у них находится гораздо в худшем состоянии, чем у мордвы и других инородцев Поволжья. У мордвы, как у других финнов, совершенно не замечается кочевого характера, что сохранилось у мишарей довольно свежо.
    6* 163

    Если предположение о происхождении нынешних мишарей от мещеры считать достоверным, то по влиянию какого народа могло так скоро и окончательно отатариться это финское племя? В языке же казанских татар, как ближайших тюркских соседей мещеры, мы не замечаем некоторых фонетических особенностей мишарского наречия и массу его слов и тюркских архаизмов, встречаемых лишь в наречиях сибирских татар, которые никогда с мещерой в соприкосновение не приходили.
    Спрашивается, в силу каких же благоприятных обстоятельств не подвергались той же участи и остались как бы изолированными от татар другие соседи и единоплеменники мещеры (мордва и черемисы)? Между тем мордва (мокша), занимая и ныне свои исторические места (и в области мещеры, как показывает название реки - Мокша), является постоянным соседом мишарей в губерниях Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской и др. Чем же объяснить, наконец самый тип тюркский у нынешних мишарей и откуда могло быть у них, столько мурз и князей?
    Мишари сами себя считают татарами, киргизы называют их ногаями (ногай), Казанские татары утверждают, что они турецкого происхождения; другие инородцы и русский народ называют их безразлично татарами.
    Язык и происходящие от него названия населенных мест доказывают, что это кочевой народ тюркской расы, вышедший из Средней Азии сравнительно в позднее время. Собственные их предания и некоторые исторические данные говорят, что это осколки Золотой Орды.
    Личные имена и фамилии, от них происходящие, также служат до некоторой степени указателями татарского их происхождения.
    По типу мишари принадлежат к тюркской расе и имеют больше сходства, напр., с крымскими татарами и даже отдаленными якутами.
    Занятия, нравы и обычаи их - кочевого характера и сходны с киргизскими.
    Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским.
    Совокупность всех этих данных исключает возможность финского происхождения нынешних мишарей и служит неопровержимым доказательством тюркского их происхождения. Я пришел к глубокому убеждению, что это - представители более многочисленного и когда-то сильного племени, именно потомки тех кочевников Азии, которые в XIII веке хлынули в Европу через реку Урал и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. По распадении последней части этого племени, предводимая царевичем Касимом, в половине XV столетия утвердилась на Оке и стала называться по главному городу Мещера, где сел их вождь Ка-сим. Другая значительная часть, кочевавшая еще долгое время и известная под общим именем Ногайцев, по завоевании царств Казанского и Астраханского, постепенно утвердилась в нынешних губерниях Самарской Саратовской, Симбирской, Пензенской и южной части Казанской, когда уже край начал заселяться русскими. Когда же утвердилось полное господство русских на Волге, различные обстоятельства заставили магометанствующих инородцев (татар и мишарей) переселяться в Башкирию, где они живут доныне. А также выходило из Орды в русскую службу множество татарских князей и мурз с своими дружинами в различное время. Весь этот элемент в настоящее время и носит название мишарь.

    VII. О названии мишарь.

    У тюркских племен есть обычай называть себя и соседей своих по именам вождей (Узбек, Ногай, Чагатай и др.), или по названиям населенных мест. Напр., Турки называют русских вообще именем «Москов», волжские булгары были известны также по главному их городу. Мишари Нижегородской губернии называют татар именем «Казан», Астраханские ногай называют их «Казанны». Мишарские мурзы в Уфимской губернии известны в Башкирии под именем «Томань» как вышедшие из Темникова Тамбовской губернии. Мишари Рязанской губернии вообще называют себя «KaciM», а город Касимов называют «Кирман».
    В городах Москве и Астрахани проживает много мишарей из Нижегородской губернии, которые вообще известны под именем «Нижгород», как они называют сами себя. Город Касимов, до занятия его татарами, назывался «Мещерой», а также «Мещерским городцем». Название родоначальника новых поселенцев (Касым) постепенно вытеснило древнее название, перешедшее потом на народ в нем (и в области его) обитавший. Казанские татары навязали это название без различия всем татарам Поволжья, говорящим одним общим наречием.

    _____________________

    Скажите, что вы мне пытаетесь доказать и для чего?

    Что татары братья русским и финно-уграм?



    Похожие статьи