Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Сегодня я бы хотела поговорить на тему: как вести себя с незнакомыми людьми детям.
Как научить малыша разбираться в людях и не доверять каждому встречному? В наше не совсем спокойное время, важно объяснить ребёнку, что бывают не только добрые люди, но и те, которые могут причинить вред.
Я уверена, что все родители, объясняют своему малышу, что с незнакомцами нужно быть очень осторожным в общении, не рассказывать никаких сведений о своей семье, и уж тем более, никуда нельзя с ними идти.
Но на деле очень часто бывает по-другому. Особенно общительные маленькие детишки, видя улыбчивого человека, согласны с ним не только поговорить, но и пойти за обещанной интересной игрушкой, угощением или увлекательным зрелищем.
Побудило меня написать на эту тему небольшое видео, на которое я случайно наткнулась. Провели небольшой эксперимент: незнакомый мужчина с маленькой собачкой подходил к ребёнку, заводил беседу и легко уводил с детской площадки.
Причём предварительно брали разрешение у родителя, который наблюдал издалека. Все мамы в один голос уверяли, что их ребёнок никогда и ни за какие обещания не пойдёт с чужим человеком. Но в действительности произошло всё в точности наоборот.
Это видео было снято где-то за рубежом. Я решила посмотреть, а проводили ли подобные эксперименты у нас в России, может это только иностранные детишки такие доверчивые?
Оказалось, что проводили, и точно так же родители были уверены, что их ребёнок никуда не пойдёт с незнакомым человеком. А в итоге, из 10 детей легко покинули детскую площадку с незнакомцем 9 человек. И только один мальчик не поддался на уговоры, сказав, что мама не разрешила.
Посмотрите это видео сами
Как вести себя с незнакомыми людьми детям
Тема, как вести себя с незнакомыми людьми детям, становится актуальной, когда малыш начинает ходить на прогулку без взрослых, самостоятельно идёт в школу, кружок или секцию.
Родителям обязательно нужно провести беседу, как себя вести с незнакомцами, что делать, если кто-то силой пытается увести.
Кстати, мой сын во 2 классе недавно изучал по окружающему миру тему: "Опасные незнакомцы", где подробно и понятно всё объяснено и показаны разные ситуации на картинках.
Почему же тогда дети, в теории знающие все правила, так легко идут на контакт с незнакомцами?
Возможно, потому, что они ещё плохо разбираются в людях, и любой человек с улыбкой воспринимается как не опасный и добрый.
Что же ещё можно предпринять, кроме беседы и обсуждения с ребёнком памятки поведения.
♦ Следует жёстко установить основные правила поведения с незнакомыми людьми и следить за их выполнением.
> Ребёнку нужно обозначить чёткую границу "свой- чужой."
Объясните, что чужой-это любой незнакомый человек. Независимо от того, кем он представляется, как себя ведёт, что говорит и обещает. Даже, если незнакомец уверяет, что является знакомым мамы или папы, называет их по имени.
♦ Обязательно спрашивать разрешение у родителей, прежде чем общаться с незнакомцем. Даже если вы знаете этого человека, а малыш видит в первый раз.
Объясняйте, чтобы ребёнок понял: любой незнакомый с любыми разговорами должен получить отказ на общение до получения разрешения от мамы или папы.
> Особенно в "группу риска" попадают детишки очень общительные или скромные и воспитанные, которые знают, что с любыми взрослыми нужно общаться вежливо, доброжелательно и нельзя перечить.
♦ Научите ребёнка такой фразе: "Я вас не знаю, вы не моя мама (папа)" .
Объясните, что он может ответить отказом любому незнакомому взрослому, повторяя эту фразу. Тем самым он привлечёт внимание других людей на улице, которые смогут прийти к нему на помощь.
♦Если сын (или дочь) остаётся дома один, он должен чётко понимать, что чужому человеку дверь открывать нельзя, кем бы он не назывался и что бы не говорил. Вы должны оговорить круг людей, кого можно впускать в квартиру, например, мама, папа, бабушка и дедушка.
♦ Бывают случаи, когда ребёнок потерялся сам, например на празднике или в крупном торговом центре.
> Обговорите с ребёнком все возможные ситуации, что в таком случае делать и к кому обращаться за помощью.
> Расскажите, что лучше всего обратиться к полицейскому или охраннику. Если поблизости таких нет, то можно подойти к женщине с ребёнком и попросить о помощи. Если есть возможность, нужно чтобы объявили по громкой связи.
> Обязательно разучите с ребёнком домашний адрес, телефон, и конечно имя и фамилию.
♦ Попробуйте проверить на практике, всё ли усвоил ваш малыш. Подговорите знакомого, которого не знает ваш ребёнок, подойти к нему и пригласить пойти куда-нибудь.
Помните, лучше перестраховаться, чем подвергнуть ребёнка опасности.
Теперь, думаю, вы легко сможете научить своего кроху, как вести себя с незнакомыми людьми.
Желаю всем, чтобы наши дети не попадали в опасные ситуации, и на их пути встречались только добрые и отзывчивые люди!
Тема :
Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
Тема : "Как вести себя с незнакомыми людьми"
Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Оборудование: рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», ситуативные картинки для обсуждения и выявления правильного варианта поведения. Игрушечный телефон (для инсценировки стих-я), карточки с номерами «01», «02», «03». Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок»,« Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»
Этапы:
1. Организация детей для совместной деятельности.
2. Работа по освоению нового материала.
3. Работа над закреплением нового материала
4. Итог.
2.1. Вступительная беседа учителя с детьми.
Примерное содержание беседы:
«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.
Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…)
Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?
Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы.)
Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.
Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)».
2.2. Работа с наглядным материалом. Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. (воспитатель помогает детям рассмотреть и озвучить изображенную ситуацию)
Ситуация №1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:
– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.
Мальчик отвечает:
– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.
– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.
Ситуация № 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:
– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?
Девочка отвечает:
– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.
– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.
Ситуация № 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит :
– Я почтальон и принёс вам письмо.
Мальчик отвечает:
– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.
– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.
2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).
учитель : Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:
– Какое настроение вызывает у вас эта история?
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Трубку снять скорей просил.
Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима : «Папы с мамой дома нет!»
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй...
В дверь звонок:
Грабитель: «Димон, открой!»
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима : «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима: «Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя милиция!»
Если надо, он поможет!»
Вопросы по содержанию:
Какие ошибки совершил Дима?
В чём проявилась его находчивость?
Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту..
Учитель: - Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении:
«По секрету всему свету».
«Держи язык за зубами».
«Мир не без добрых людей».
«Ошибка – не вина, учит людей разуму».
«Страх – плохой советчик».
«Кто много болтает – беду на себя накликает».
(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»).
3. Работа над закреплением нового материала.
3.1 Игра «Закончи стихотворение»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
А под мышкой ….(пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь)!
3.2. Запомни пословицу.
Учитель: Послушайте и запомните ещё одну пословицу
«Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)
Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…).
Учитель: : А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона)
Учитель: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.
– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали)
– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми)
Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»
3.3. Обсуждение ситуаций.
Учитель: Представьте такую ситуацию:
Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.
– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.
Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».
Учитель: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?
Учитель : Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:
– Хочешь покататься на машине?
Учитель: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…)
4. Подводим итог:
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что надо делать, если вы одни дома?
– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?
Лучшие друзья - в школе
Нас окружает огромное множество незнакомых людей. С некоторыми из них мы знакомимся — кто-то вчера был посторонним человеком, а сегодня стал для нас лучшим другом. Лучше всего находить себе друзей в школе. Там дети, которые раньше, может быть, никогда не встречались, собираются вместе, узнают друг друга и становятся хорошими приятелями.
Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.
Правила поведения с незнакомцами
1. Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только в том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Если ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими людьми нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец — чудесный, добрый человек, но ведь он может оказатьсяи не очень хорошим — с первого взгляда не поймешь.
2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не отправят за тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.
3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.
4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.
5. Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается силой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.
Хотя большинство чужих людей не желают тебе ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что у незнакомца на уме. В конце концов, если ты видишь человека впервые в жизни, откуда тебе знать, хороший он или плохой? Лучше не рисковать. Со временем у тебя появится все больше и больше друзей среди взрослых — ты познакомишься с ними у себя дома, в гостях и в школе.
Цели:
- Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
- Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми.
- Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Оборудование: рисунки учащихся на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами для работы в парах и группах.
Описание этапов урока
1. Организация начала урока.
2. Работа по освоению нового материала.
2.1. Вступительная беседа учителя с классом.
Примерное содержание беседы:
«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.
Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые… )
Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?
Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди.
Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы. Объясните значения этих слов)
Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.
Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.» )».
2.2. Работа в парах. Прочитайте предложенные тексты. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ.
1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:
– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.
Мальчик отвечает :
– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.
– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.
2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:
– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?
Девочка отвечает:
– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.
– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.
3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:
– Я почтальон и принёс вам письмо.
Мальчик отвечает:
– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.
– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.
2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее ).
Учитель: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:
– Какое настроение вызывает у вас эта история?
«Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
Грабитель:
«Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима:
«Папы с мамой дома нет!»
Дима произнёс в ответ.
Дима:
«А зовут меня – Димон!»
Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй...
В дверь звонок:
Грабитель:
«Димон, открой!»
Прибегает Дима к двери:
Дима:
«Кто там?»
Грабитель:
«Папа!»
Дима:
«Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель:
«Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима:
«Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя милиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!»
Вопросы по содержанию:
- Какие ошибки совершил Дима?
- В чём проявилась его находчивость?
- Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.
2.4. Работа в парах. Задание школьникам: выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуации, изложенной в стихотворении.
Список пословиц:
- «По секрету всему свету».
- «Держи язык за зубами».
- «Мир не без добрых людей».
- «Ошибка – не вина, учит людей разуму».
- «Страх – плохой советчик».
- «Кто много болтает – беду на себя накликает».
(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает» ).
3. Работа над закреплением нового материала.
3.1 Игра «Закончи стихотворение»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь)
!
3.2. Работа в группах: Соберите пословицу.
верь запирай не всякому дверь покрепче
(Ответ: «Не всякому верь – запирай покрепче дверь» )
Задание детям: какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»… ).
Учитель: А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона )
Учитель: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.
– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали )
– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми )
3.3. Работа с классом. Обсуждение ситуаций.
Учитель: Представьте такую ситуацию:
Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.
– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.
Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».
Учитель: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?
Учитель: Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:
– Хочешь покататься на машине?
Учитель: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»… )
4. Итог урока:
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Что надо делать, если вы одни дома?
– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?
5. Домашнее задание: Создать памятку с правилами поведения дома и на улице.
МСКОУ школа – интернат VIII вида» д. Березовка
Воспитатель: Закариева Ф.М.
Беседа "Как вести себя с незнакомыми людьми"
Цели : - Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Оборудование: рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», ситуативные картинки для обсуждения и выявления правильного варианта поведения. Игрушечный телефон (для инсценировки стих-я), карточки с номерами «01», «02», «03». Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок»,«Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»
1. Организационный момент. Сообщение темя беседы
2. Вступительная беседа воспитателя с детьми .
Воспитатель: «В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.
Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…)
Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?
Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы.)
Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.
Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)».
3. Работа с наглядным материалом .
Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. (воспитатель помогает детям рассмотреть и озвучить изображенную ситуацию)
Ситуация №1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:
– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.
Мальчик отвечает:
– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.
– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.
Ситуация № 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:
– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?
Девочка отвечает:
– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.
– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.
Ситуация № 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит :
– Я почтальон и принёс вам письмо.
Мальчик отвечает:
– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.
– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.
4. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).
Воспитатель : Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:
– Какое настроение вызывает у вас эта история?
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Трубку снять скорей просил.
Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима : «Папы с мамой дома нет!»
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй...
В дверь звонок:
Грабитель: «Димон, открой!»
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима : «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима: «Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя милиция!»
Если надо, он поможет!»
Вопросы по содержанию:
Какие ошибки совершил Дима?
В чём проявилась его находчивость?
Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту..
В - ль: - Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении:
«По секрету всему свету».
«Держи язык за зубами».
«Мир не без добрых людей».
«Ошибка – не вина, учит людей разуму».
«Страх – плохой советчик».
«Кто много болтает – беду на себя накликает».
(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»
5. Физкультминутка
Игра: «Знакомый, свой, чужой»
Если я говорю «своего» человека, то поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши и проговариваете «свой».
Если «чужого», то топаете ногами и проговариваете «чужой».
Если «знакомый», то руки вперед, хлопаете и проговариваете «знакомый»
При повторении игры предложить детям выступить в качестве ведущего.
6. Работа над закреплением нового материала.
Игра «Закончи стихотворение»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
А под мышкой ….(пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь)!
7. Воспитатель: Послушайте и запомните ещё одну пословицу
«Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)
Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы:«Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…).
В - ль : А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона)
В-ль : Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.
– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали)
– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми)
Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»
8. Обсуждение ситуаций.
В - ль : Представьте такую ситуацию:
Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.
– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.
Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».
В - ль: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?
В - ль : Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:
– Хочешь покататься на машине?
В - ль : Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы:«Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…)
9. Подводим итог:
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что надо делать, если вы одни дома?
– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?