• Советы психолога: как воспитать ребенка послушным? Как ребенка воспитать воспитанным, послушным, добрым? На самом деле это совершенно несложно.

    08.05.2019

    Как воспитать послушное чадо, не навредив личности ребенка? Откуда растут ноги у детского непослушания и что делать с маленькими нехочухами. Воспользуйтесь простыми советами.

    Издавна послушание возводилось едва ли не в главную добродетель ребенка! Это непременное условие, при котором маленький непоседа может рассчитывать на расположение родителей. Что и говорить, «слушайся маму с папой» — едва не самое «хитовое» пожелание малышу в день его рождения и ежеутреннее напутствие карапузу на день грядущий. Сам же малолетний «очаг» воспитательных инвестиций часто остается глух к многочисленным увещеваниям и продолжает нарабатывать тактику озорника и нехочухи... Так может быть, имеет смысл осовременить привычную воспитательную рецептуру (как никак растим детей третьего тысячелетия!), уяснив истоки киндер-непослушания, которое, ой как многолико и порой в здоровых дозах может оказаться даже полезным?
    Откуда растут ноги у детского непослушания? Плодородная его почва - уже само состояние детства, которое по определению буквально «нафаршировано» любопытством, непоседливостью и достаточно громким самоутверждением. Ну не может нормальный ребенок быть постоянно послушным. По умолчанию не может. Уж сколько раз твердили миру, то есть родителям, о том, что в первую семилетку жизни ребенок поглощает знаний о мире столько, сколько не уместится в его голове за всю оставшуюся жизнь. Пройти же школу детства на «отлично» ребенку можно только лишь через активное движение, так как острый умишко карапуза фиксирует науки в большей мере с помощью памяти тела. Бесшабашные, на первый взгляд, бегалки, прыгалки, залезалки, ползалки, кричалки, громкие протесты и прочие активности — это реальные уроки, во время которых малышата постигают окружающий мир. Отсюда вывод: практически каждому нормальному чаду грозит репутация непослушного и реальная перспектива родительской дрессуры. А ведь если этот активный этап жизни ребенок проживет на очень «коротком поводке», личность малыша может необратимо и разнопланово пострадать:

    • идеальные детки (при условии пребывания в «ежовых рукавицах») подсаживаются на чувство вины или страха перед маломальским наказанием;
    • они боятся что-либо сделать самостоятельно и творчески, ведь послушникам становится удобнее действовать по заданному шаблону;
    • самооценка послушника уползает «ниже плинтуса» и в будущем такое «чудо послушания» может попасть под дурное влияние, не умея разрулить маломальский конфликт и защитить свое «я»;
    • самое обидное, что родители послушников награждаются статусом Карабасов Барабасов и могут потерять со своим чадом доверительные отношения. Придется современным педагогам отказываться от воспитания «удобного чада» и давать дошколенку определенное право на строптивость.

    Чтобы обеспечить маленькому живчику необходимую безопасность, все же придется подправлять его неугомонность послушательными постулатами. Но при этом вырабатывать у дошколенка умение слышать и слушать родителей стоит только в плоскости сотрудничества, когда мама с папой не претендуют на правоту всегда и во всем, давя на малыша прессом в стиле «Я взрослый, я знаю, как жить па свете». От теории к практике!
    Непослушание и упрямство нередко «расцветают» буйным цветом к трем годам. Малыш отрицает все и вся и стремится настоять на своем, зачастую вопреки здравому смыслу, а самыми любимыми словами становятся «не хочу» и «не буду». «Возрастное» непослушание, которое обостряется около трех лет, в принципе, вписывается в границы нормального развития. Карапуз «глотнул» свободу и стремится показать свою самостоятельность окружающим. Он начинает ощущать себя личностью, но силенок и умений на привлекательные действия зачастую не хватает, многое еще не получается. Кроме того, малыш упрям из-за того, что весь насквозь пронизан эгоцентризмом желания, которое для него — закон. Но у детей желания очень переменчивы, и эта переменчивость зачастую раздражает взрослых, которые усиливают «запрещательную» тактику действий. А неудовлетворенность малыша проявляется непослушанием, капризами и упрямством.

    Что делать?
    «Кризис непослушания» протекает гораздо мягче , если между требовательностью и уважением взрослых к ребенку существует «равновесие». Разрешайте чаду иной раз выплеснуть капризную энергию. А также понимая, что карапузу самому с собой сладить трудно, помогайте ему с помощью «наглядных пособий»:

    • трехлеткам можно давать уроки хорошего поведения с помощью маленьких сценок с игрушками. Предложите детке быть кукловодом взрослого, а сами покажите на плюшевом актере капризули малыша;
    • постарайтесь переводить кратковременные негативы непоседы в позитивы с помощью отвлекательных игр;
    • попробуйте добиться желаемого от упрямца с помощью противоположных указаний «кушать не будем», «гулять не пойдем» и т. д.;
    • во время прогулок на детских площадках акцентируйте внимание детки на возможный капризный инцидент с другим ребенком и обязательно похвалите своего малыша за то, что он ведет себя совсем по-другому.

    На ровном месте
    Иногда возникает «ситуативное» упрямство и непослушание, и в ваших силах не допустить его перехода в «хроническую форму». Мудрость родителей должна проявляться в том, чтобы, когда при «приступе острого упрямства» требование или просьба не помогают, оперативно решить, что предпринять: проявить настойчивость или разрядить ситуацию, переключить внимание малыша. Единого «рецепта» быть не может. Что делать? Добиться успеха можно, если ласково отвлечь ребенка, рассмешить его уместной шуткой, рассказать забавную историю или предложить что-то интересное, что не имеет отношения к данной ситуации. Тогда озорник, скорее « всего, забудет причину своего рыдательно-крикливого поведения. Более того, когда непоседа чувствует себя в эмоциональной безопасности и заинтересован, он скорее выполнит любую просьбу. Самое главное, не кричать! Не годится и «обменивать» желаемое поведение крохи на сладости-вкусности, игрушки и развлечения. Метод «ты—мне, я—тебе» в этом случае однозначно нехорош, ведь ваша цель как родителей — научить кроху «внутреннему контролю».

    Просьба о помощи
    У детей-дошколят строптивость и непослушание, возникшие «на ровном месте», могут сигнализировать о его потребностях (хочет есть, пить, спать), о состоянии дискомфорта (тесная одежда или обувь, холодно или жарко, неудобная постель, что-то болит, нарушен привычный крохе режим дня). В подобных случаях малыш просто не умеет (в силу возраста) осознать и выразить словами причину своего беспокойства. Ему просто плохо, и ведет он себя соответственно. В этом случае упрямство нельзя считать истинным непослушанием. Ведь стоит устранить причину, вызывающую неудобства, и малыш успокаивается.
    Что делать? Нет смысла занимать выжидательную позицию до тех пор, пока кроха начнет капризничать — подключайте родительский опыт и предупредите дискомфорт. Кстати, непослушание и строптивость детей могут «прорастать» там, где близкие выясняют накалившиеся отношения. Малыши, кажется, снабжены чувствительными «радарчиками» — настолько тонко они улавливают душевное состояние «взъерошенных» выяснениями родителей. И не понимая причин сгустившихся над ними туч, дети выходят из под контроля, чем нередко провоцируют взрослых на еще большее раздражение. Неудивительно, если непоседа начнет устраивать свое «военное положение», дабы сменить градус напряжения в доме. Так вот чтобы не провоцировать чадо на излишнюю буйность и строптивость, проговаривайте малышу все, что касается его прямо или косвенно. Совсем не обязательно посвящать его в подробности папиных сложностей на работе или маминых конфликтов с родственниками. Но сказать, что у родителей — трудности, из-за которых они сердятся больше обычного, что никак не связаны с малышом — необходимо.
    Более старшему ребенку нелишне даже дать объяснение «по сути дела», соответствующее его возрасту. Кроме того, в «трудные времена» постарайтесь почаще давать крохе вербальные и невербальные (объятия, поглаживания, поцелуи) сигналы, свидетельствующие о том, что он любим.

    Дайте мне «точку» опоры
    Причиной непослушания может стать непоследовательность, недостаточная твердость родителей. Бывают случаи, когда одно и то же действие ребенку один раз разрешают, а другой раз запрещают. При том, что послушание маленьких детей и так не отличается особой последовательностью и устойчивостью (он только познает и «пробует на зуб» свои границы допустимого поведения), подобный стиль воспитания приведет к тому, что взрослые в один голос начнут причитать, что же это за неслух им достался.
    Что делать? Семейный совет, в окружении которого пребывает малыш, должен придерживаться единых воспитательных принципов. Если уж запрещать - то запрещать, а если позволять — то вне зависимости от настроения, самочувствия мамы или бабушки, или любых других «внешних» условий.

    Ничего не слышу!
    Многие родители неосознанно приучают детей быть «глухими» к родительским словам. Этой «болезнью» страдают все больше современных подгоршочников . Однако в этом случае сознательного упрямства может не быть и в помине. Кроха просто привык «отключаться» от мамы-папы-бабушки, поскольку детская психика не в силах «переварить» бесконечное повторение «по сто раз» одного и того же, бесчисленные указания и приказания со стороны взрослых, нотации и нравоучения, причем не только по значительным поводам, но и по самым ничтожным (когда взрослые, как говорится, делают из мухи слона).
    Что делать? Если «профилактику» проводить уже поздно, не расстраивайтесь: эта «болезнь» излечима. Вы подозреваете, что кроха не слушается, потому что «отключается» и «не слышит» вас? Попробуйте говорить шепотом. Дети, как известно, боятся пропустить что-то важное, в данном случае — не услышать вас. Не распыляйтесь на эмоциональные тирады. Вне зависимости, просите ли вы ребенка выполнить поручение, хвалите его или порицаете — пользуйтесь как можно более короткими фразами, избегайте повторений и обязательно (!) смотрите при этом ребенку в глаза.

    Сценарий идеального послушания?
    В психологии существует мнение, что многие сказки ложатся в основу жизненных сценариев людей. Эрик Берн, «отец» транзактного анализа, утверждал, что большинство сказок закладывают негативные сценарии поведения. Вспомните всеми любимую известнейшую сказку о Золушке. Согласитесь, что в семье своей мачехи она демонстрировала пример совершенно нерационального поведения и излишней — абсурдной! — покорности. И, что самое невероятное, была за это вознаграждена! Но неужели эта модель поведения достойна подражания?! Конечно, не стоит вовсе отказываться от сказок: несмотря на «подозрительный» подтекст многих из них, сказки действительно необходимы детям. Зато взрослым сказки дают повод поразмыслить над стереотипами в отношении приемлемого поведения ребенка, которые передаются из поколения в поколение, а также проанализировать собственный образ «идеального сына» или «идеальной дочери».

    Алина Ливийская

    Как воспитать послушного и дисциплинированного ребенка

    Речь пойдет о дисциплине и послушании. Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем? Нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он не слышит слово «нельзя» и продолжает тянуться к огню? Должны быть правила, требования, которые дети должны безусловно выполнять. Детям не только нужны порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

    Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

    Правило первое. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

    Это особенно важно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать своих детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания. Последствия могут быть плачевными.

    Правило второе . Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

    Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать оп деревьям, бросать камни?..

    Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. И чтобы не возникло чрезвычайной ситуации, лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло

    Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только если они старые и давно не ходят, и т.д.

    Самое главное и очень важное – оставаться примером, носителем и проводником наиболее общих непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.

    Правило третье . Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

    Даже если родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

    Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правила, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

    Правило четвертое . Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

    Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют». Вместо «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули» вместо «Перестань мучить кошку!».

    Правило пятое . Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

    Как вы понимаете, это правила предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Понять это положение помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой, красной.

    В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда смотреть книжку, с кем дружить и т.д.

    Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Можно брать коробок со спичками и строить «колодец», но зажигать их нельзя.

    Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному механизму «извне-внутрь». Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным, учит контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

    В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мама берет его в свою кровать, пока он не успокоится.

    Наконец, в последней красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений. Нельзя играть огнем, открывать дверь незнакомым людям или подходить к ним, нельзя брать у чужих то, что они предлагают, нельзя ломать вещи, бить других людей. Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

    Разговор о дисциплине неминуемо приводит к разговору о наказаниях.

    Правило шестое . Наказывать ребенка лучше лишением его хорошего, чем делая ему плохое.

    Вот примеры: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или все вместе отправляются на прогулку.

    Вы, конечно, знаете, что дети очень любят подобные семейные традиции. Когда родитель уделяет ребенку специальное внимание и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка.

    Однако если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется.

    Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное, не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит им своего времени, потому что расстроен или рассержен. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости.

    Следуя этим правилам, вы скорее всего поможете вашему ребенку избежать опасных ситуаций, воспитаете человека, ответственного за свои поступки.


    О том, что ля правильного развития ребенку необходимы границы, слышали многие родители. Но на практике далеко не всем удается придерживаться золотой середины между постоянными "нельзя" и вседозволенностью. Как воспитывать послушание, рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.

    Как научить дочь послушанию? Она пока маленькая, 2 года 6 месяцев, но уже довольно своевольна и с сильным характером. Переживаю, как бы не получилось в будущем так, что она станет совсем непослушной. С другой стороны, переусердствовать и потерять доверие тоже не хочется.

    Послушание, как и любой другой навык, не является присущим ребенку от рождения. Его нужно формировать. Возраст вашего ребенка — чуть более двух лет — очень хорошее время для формирования послушания. Но еще лучше начать его формирование на год раньше.

    В целом нужно, чтобы были постоянные требования, постоянные "можно" и "нельзя", которые ребенок может осознать в своем возрасте. И важно, чтобы эти требования были согласованы со всеми членами семьи, чтобы между ними была договоренность, что разрешать, а что — не разрешать.

    Если у папы и мамы разные мнения по этому поводу, то нужно договориться, чье мнение на данный момент будет превалировать. Чтобы ребенок не видел родительских споров вокруг "можно" и "нельзя".

    Другой момент — ребенку сложно слушаться, как сложно осваивать любой другой навык, будь то умение ходить на горшок или катание на коньках. Поэтому на время освоения навыка нужно поощрять желаемое поведение, а не наказывать нежелаемое. Нужно очень хвалить, когда у ребенка получилось послушаться. Объяснять ему, что слушаться — это почетно, поскольку большие слушаются.

    Родителям важно сохранять собственное спокойствие, когда ребенок по той или иной причине слушаться не хочет. Если мама не будет озлобляться, сумеет сохранять спокойствие, станет жалеть ребенка, который не слушается (не отменяя требования), тогда доверие ребенка потеряно не будет. Оно может быть потеряно, если требования сопровождаются каким-то внутренним ожесточением. То есть дело не в самих требованиях, а в том эмоциональном соусе, в котором эти требования подаются.

    Если послушание не будет сформировано, ребенку будет довольно сложно учиться. Ребенок, который не научился слушаться, не может усваивать информацию, поскольку он постоянно находится в поле своих желаний.

    Стоит подчеркнуть, что воспитание послушания — целая наука, по которой написаны книги. Можно порекомендовать книгу "Радость воспитания . Как воспитывать детей без наказания" Кэтрин Кволс и "Дети: границы, границы..." Генри Клауда и Джона Таунсенда. Авторы — зарубежные, но так подробно и просто методики формирования послушания нашими авторами пока не описаны.

    Как сохранить родительский авторитет? Моему сыну 1 год 4 месяца. Мы с ним часто играем вместе, во что он сам захочет. Я ему разрешаю все, что не опасно. Читала в книгах по воспитанию, что мальчикам нужно давать свободу и как можно меньше всего запрещать. Правильно ли это? Будет ли он слушаться в дальнейшем?

    Для того возраста, в котором сейчас находится ваш ребенок, ваши поступки — совершенно правильны. То, что вы играете с ребенком — замечательно. Потому что игра — разговор с ребенком на его языке. И если родители находят время, чтобы играть с ребенком, они будут лучше понимать друг друга. Но это не значит, что всегда нужно идти у ребенка на поводу.

    Будет ли ребенок слушаться в дальнейшем, ценить ваш авторитет, зависит от того, как у него пойдет процесс формирования послушания, осознания границ дозволенного.

    В год ребенок может осознать только очень простые "нельзя", и они как раз должны быть связаны с авторитетом родителей. Первое "нельзя" — запрет на причинение боли окружающим.

    Даже в год ребенка маме и папе не стоит терпеть даже от мальчика того, что им субъективно неприятно, — это поможет в дальнейшем укрепить авторитет. А еще нужно давать ребенку понять, что есть время, когда родители не готовы играть. Они хотят поговорить между собой, заняться своими делами.

    Если и играть с ребенком, и вводить подобные ограничения (первые "нельзя", объяснения, что у родителей тоже могут быть свои желания), то все будет в порядке.

    Всем родителям приходится говорить "нельзя". С нашей двухлетней дочерью "нельзякаем" каждый день по многу раз. Я понимаю, что, с одной стороны, дитя можно передавить этими запретами, а с другой — наоборот, распустить ребёнка. Как найти золотую середину?

    В подобных вопросах важен возраст ребенка. В данном случае ребенку два года. Это как раз тот возраст, когда ребенок осваивает "пакетным" образом большое количество социальных норм — не только запретов, но и разрешений. Но нормы все-таки часто связаны с "нельзя".

    По идее, если все будет в порядке, в данный период родители "понельзякают", потом ребенок будет вменяемым, управляемым, осознающим, как можно поступать с другими людьми, а как нельзя. Родителям нужно держать в голове, что к трем годам этих "нельзя" должно стать очень мало, потому что все основные вещи ребенок уже усвоил.

    А для этого следует создавать необходимую установку. Дома должно быть в основном все "можно". Запрещенное следует убрать, закрепить, сделать недосягаемым. Если опасные вещи (например, лекарства, хрупкие предметы) стоят на уровне досягаемости малыша, тогда "нельзя" придется говорить беспрерывно.

    Но если все это убрать далеко и высоко, останутся только "нельзя", связанные с отношениями между людьми: нельзя никого бить, нельзя бросать еду на пол и так далее. Обучаемый нормальный ребенок довольно быстро это все понимает.

    Если вы видите, что он все "нельзя" уже усвоил, но делает что-то наперекор, чтобы проверить границы, здесь бы неплохо использовать слова — заменители "нельзя". Например, "копченая колбаса не для Маши, а для взрослых". Многие "нельзя" можно заменять на "осторожно": "Осторожно, не свешивайся с перил", "Будь внимателен, не подходи к краю горки". Когда нужно остановить то, что делает ребенок, подойдет слово "стоп".

    Помочь ребенку грамотно освоить допустимые границы — задача непростая и трудоемкая. Зато потом легче будет и ребенку, и его родителям.

    Моей дочке 5.7 лет. На следующий год ей надо идти в школу. Дочка очень привязана ко мне, говорит: "Я, мама, ни замуж не пойду, ни в школу, нет, ну если надо, то придется..." Ходим в садик с 1 год 9 месяцев, тоже с неохотой. "С тобой лучше", — считает девочка. Посоветуйте, как быть.

    Эта тема довольно часто встречается в психологическом консультировании. Не желая вызвать у мамы чувство вины, замечу, что, видимо, по каким-то обстоятельствам девочку отдали в детский сад раньше, чем нужно, чем ребенок был готов. Если ребенка отдают в сад до трех лет, до того, как у него созрела социальная потребность быть с другими детьми, он может перенести это легко, но в дальнейшем вполне вероятна тема "мама, я хочу быть только с тобой".

    Сейчас еще возможно изменить ситуацию. Пока не поздно, стоит пойти навстречу ребенку и побольше проводить времени с дочкой. Тогда, возможно, ее потребность долго быть с мамой насытится, и она легче пойдет в школу.

    Пока ребенок маленький, ему очень важно какое-то время проводить с мамой. Дети, у которых эта потребность не реализована, либо отстраняются от мамы слишком рано, раньше, чем им это полезно, уходят во взрослую жизнь, либо наоборот — ведут себя так, как ваша дочка.

    Если возможности проводить больше времени с дочкой нет, нужно с ней много разговаривать. Про то, что обстоятельства заставляют вас много работать, и вы не можете с ней больше бывать, но вам очень этого хочется. А в те моменты, когда вы дома, нужно стараться выключать телевизор, телефон и — быть именно с дочкой, не распыляясь на телефонные беседы, компьютер и даже хозяйственные заботы.

    Совместные дела, максимум внимания, телесный контакт — в этом и заключается общение. Просто посидеть рядышком, поваляться на диване, почитать вместе книжку.

    Я думаю вопрос, , волнует каждого родителя. К сожалению, послушных детей не выдают в роддоме по заказу, их надо воспитать. А вот как это сделать - это уже другой вопрос!

    Было бы просто великолепно, если бы каждый родитель перед рождением первенца прошел бы школу молодого родителя! Но пока такой школы нет, и молодые папы и мамы учатся на своих ошибках, хотя и не всегда. Набивают шишки себе и ребенку и горько вздыхают: «Ну, в кого он такой?» Хорошо, если есть возможность получить и посмотреть на воспитание с другой стороны.

    К чему я все это говорю? К тому, что воспитанию ребенка надо учиться, а потом стараться применять на практике. Послушный ребенок - заслуга семьи, в которой он живет. Да, некоторых деток воспитывать легче, других - тяжелее. Но воспитывать надо. Даже когда вы не воспитываете кроху сознательно, его воспитывает окружающая обстановка.
    Хорошо, достаточно предисловий. Приступим к практическому обучению!

    Как воспитать ребенка послушным? - а вы связаны с ребенком ниточкой?

    Для начала проведите эксперимент. Позовите своего отпрыска к себе и посмотрите, когда он придет… А теперь попросите его в чем-то вам помочь. Как быстро ребенок откликнется? Я не говорю о тех моментах, когда кроха заигрался и не слышит вас или устал сильно. Речь идет о осознанном неповиновении родителям.

    Если выполнение ваших просьб вам приходится ожидать долго и повторять просьбу по 10 раз, значит, у вас утерян контакт с ребенком. Скажем образно: вы должны быть с ним связаны ниточкой. Дернули - ребенок реагирует… А если вы дергаете, а реакции нет, то кем управляется ребенок? Может, не всем нравится это сравнение, но ваш отпрыск имеет еще очень мало жизненного опыта, чтобы самому управлять собой.
    Поэтому первое, что нам надо сделать - это восстановить оборванную ниточку.

    Любовь любовью, а дисциплина должна быть!

    Сейчас очень много говорится о том, что надо любить своих детей. Многие статьи о воспитании говорят, что надо любить, принимать и понимать своих карапузов. Это правильно и хорошо, но вот о дисциплине говорится незаслуженно мало.

    Что мы получили в итоге? В этом году как никогда педагоги разных школ твердят в один голос: «Работаю уже 10 (20,30) лет, но такого беспредела учеников еще не видела!» не подчиняются учителям, ведут себя безобразно на уроках потому, что дома они ведут себя точно так же. С той разницей, что дома нет такого большого количества зрителей, как в школе, для которых они нередко стараются.

    Запомните важное правило: КОЛИЧЕСТВО ЛЮБВИ ДОЛЖНО РАВНЯТЬСЯ КОЛИЧЕСТВУ ДИСЦИПЛИНЫ!

    Правила дисциплины

    Добивайтесь послушания с первого раза, и вы поймете, как воспитать ребенка послушным. Если вы сказали малышу что-то сделать, сделайте все, чтобы он выполнил ваше требование. Каждый человечек ищет лазейки как бы работать поменьше, и ваш кроха не исключение. Он старается понять ваши слабые стороны, которые ему помогут вести себя, как ему заблагорассудится.

    Несколько примеров, как кроха обходит ваши просьбы :

    Если в семье имеются разногласия по поводу воспитания, то можно обратиться к противоположной стороне. К примеру, папа сказал начистить картошки. Можно пойти и пожаловаться к маме, которая скажет: он же еще маленький, я сама почищу. А иногда мамы втихомолку от папы выполнят задание за ребенка.

    Можно покапризничать и тебе уступят во всем, проявить . Это самый распространенный способ. Недавно на консультацию приходила мама второклассника с проблемой, что ребенок всегда добивается своего от родителей. Она жалуется, что сын, если чего-то хочет, будет морочить голову родителям до той поры, пока они ему это не купят. Простой совет психолога: не выполните просьбу пару раз, но объясните почему. Стойте до последнего. И скажите, что если будет приставать, то тогда еще и лишится чего-то. Мама мальчика была в шоке: «Это что ж мне постоянно терпеть его приставания?» Нет, конечно. Откуда взялись эти приставания и капризы? От того, что когда-то ребенку не раз уступили. Надо вернуть его в ситуацию, что если у вас есть возможность и желание, то вы сразу говорите «да», а если вы сказали «нет», то дальнейшие капризы бесполезны. Не уступайте, если уже сказали НЕТ. Иначе, кто же вам поверит…

    Не выполнять с первого раза или выполнять плохо, в таком случае тебя в следующий раз не захотят трогать.

    Пресекайте именно сознательное неповиновение. Если кроха нечаянно уронил и разбил чашку, то ругать его не следует. Но, если вы несколько раз сделали замечание, чтобы он не крутился за столом, а он продолжал, то это уже результат непослушания.

    Дайте почувствовать на себе все последствия непослушного поведения. Разлил молоко - пусть сам вытирает; говорили не брать на улицу игрушку, а малыш взял и потерял – такую больше не покупаем и т.д.

    Имейте с супругом и родными одну линию воспитания, чтобы отпрыск не стал вами манипулировать. Папа и мама должны поддерживать действия друг друга и не отменять их, даже, если они имеют другую точку зрения. Договариваться о спорных моментах в воспитании следует без детей. И папа, и мама должны быть авторитетом. Только в таком случае ребенок будет слушаться.

    Это лишь часть советов психолога, . Но нужно понимать, что ребенок не становится послушным сам по себе, и родители должны направлять его в правильное русло. А чтобы учить кроху послушанию, надо самим научиться как правильно это делать… Послушных вам детишек!

    Самая главная проблема современных родителей – это их инфантилизм . Очень часто встречаю родителей, которые сами себя ведут как дети, сами совершают безответственные поступки, не доводят начатые дела до конца, не выполняют своих же обещаний. Папы круглосуточно «виснут в компах» вместе с сыновьями, мамы обсуждают свои взрослые проблемы с дочками. А потом родители удивляются, почему дети не воспринимают их серьёзно, не уважают их, не слушаются и даже .


    Как-то давно я случайно оказалась в приюте для детей, у которых родители не лишены родительских прав, но считаются социально неблагополучными. То есть алкоголики, безработные. У них нет ни средств, ни желания содержать своих детей, поэтому детки большую часть времени живут в этом приюте. Вы бы видели мальчика, к которому пришла мама (видимо после недельного запоя). Как он на неё смотрел, как он её обнимал и целовал, принеся из столовой приюта сохранённые для мамы бутерброды и фрукты. А какими матерными словами она его ругала за то, что он живёт в приюте и не просит подаяние ей на выпивку! Мальчишке было всего семь!

    Вот другая картина, очень распространённая: ребёнок, «упакованный» с ног до головы разными гаджетами каждый месяц выпрашивает у родителей новую модель. Но при этом не выполняет их элементарных просьб. У наших детей есть всё, порою они даже не знают, чего бы такого пожелать, например, на день рождения или Новый год.

    Психологи выявили пять самых распространённых . Эти ошибки мы, родители совершаем ежедневно. Конечно, мы стараемся быть для своих детей самыми хорошими, любящими родителями, хотим оградить их от всех невзгод и решить все их проблемы. Но от этого наши дети не становятся лучше и воспитаннее. Скорее наоборот, чем больше детских проблем мы решаем сами, тем хуже дети начинают относиться к нам. Мы сами виноваты в невоспитанности наших детей и в том, что . Мы, и никто другой.

    Ошибка в воспитании первая. Приняли решение – идите до конца

    С малых лет ваши детки очень тщательно изучают вас и проверяют ежедневно. Они знают все ваши слабые и сильные стороны. Есть родители, которых надо поуговаривать немного, чтобы они согласились на что-то, есть родители, которые сильно зависят от настроения (в этом случае достаточно выбрать нужный момент). Есть такие родители, которых сначала надо чем-то удивить, а потом просить желаемое. Дети тонко чувствуют, в какой момент и как нужно подойти, иногда лучше обратиться к маме, а иногда к папе. Поэтому, если вы приняли какое-то решение, во-первых, будьте солидарны с супругой (супругом), во-вторых, всегда стойте на своём и идите до конца. Если сказали «Нет» , значит, всё время «Нет» . Поверьте, ваш ребёнок от этого будет вас уважать, а из непослушного ребёнка превратится в послушного.

    Ошибка в воспитании вторая. Прекратите пустые разговоры

    Ваш малыш развивается и физически, и психологически, и умственно. И это развитие происходит одновременно по мере роста мозга. И это важно, потому что ребёнок может воспринимать такой объём информации, который соответствует его развитию. Раньше главе семейства было достаточно взглянуть на непослушное чадо, чтобы тот прекратил хулиганить или начал слушаться. Сейчас миллион маминых или папиных слов ни к чему не приводят. Именно из-за того, что их очень много. Дети не умеют фильтровать лишнюю информацию, их мозг ещё к этому не приспособлен.

    Если ваш малыш намерен побежать через дорогу один, скажите ему двумя словами: «Стой! Это опасно» ! Не нужно всевозможными словами молить его и объяснять, что «вы не переживёте, если его задавит автомобиль» , и что «водители все понапокупали прав, а ездить не умеют» , и что «полиция не смотрит за ними, когда нужно» … Все эти высказывания сольются для малыша в один ненужный информационный поток, и он не будет его воспринимать, как и все остальные ваши слова. К тому же ребёнок почувствует, что вы в это время очень беспокоитесь, переживаете, боитесь и тоже «заразится» вашими страхами.

    Перед тем, как вылить на малыша поток информации, проговорите про себя, что хотите сказать ребёнку. Подумайте, что нужно сказать, а что лучше оставить при себе. Короткие слова с нужным значением принесут больше пользы, и вы сможете воспитать послушного ребёнка.

    Ошибка в воспитании третья. Предоставляемый не по возрасту выбор

    Родители порою настолько хотят угодить своему чаду, что предлагают ему огромный выбор, который не по силам неокрепшему мозгу ребёнка. Что я имею в виду? Нормальна ситуация, когда в магазине игрушек трёхлетнему малышу предлагают выбрать синюю лошадку или зелёную машинку, у пятилетнего ребёнка спрашивают, что он будет на обед – котлеты или борщ, а у десятилетнего интересуются, куда лучше сходить – в кино или в зоопарк.

    Такие вопросы (предоставляемый выбор) для детей нормальны. Но когда мамочка спрашивает у пятилетнего сына, разводиться ей с мужем или нет – это уже абсурд! Ребёнок в принципе не готов отвечать на такие глобальные вопросы, его мозг для этого не приспособлен. Да и не нужна ему эта, во-первых, негативная, во-вторых, лишняя информация. Она сможет лишь шокировать ребёнка и нанести ему . Воспитать послушного ребёнка, предоставив ему очень сложный для его возраста выбор, не получится.

    Ошибка в воспитании четвёртая. Родители – слишком близкие друзья

    В любой семье все её члены должны быть на своих местах и выполнять свои функции. Если вы беспрестанно будете близким другом своего ребёнка, значит, он лишится отца (матери) – станет сиротой. Какой ребёнок хочет стать сиротой!? В этом случае важно не попадать из крайности в крайность. Найдите золотую середину. Если папа постоянно вместе с сыном «воюет в компе» , ходит с ним на матчи, общается с друзьями ребёнка на равных, разговаривает подростковым слэнгом, и, возможно, иногда вместе с ним пьёт энергетики, то он лишает сына отца. Подросток начинает понимать, что с отцом нельзя поговорить на серьёзные темы, что он ничего не может решить и что он такой же подросток. Уважение к отцу быстро исчезает. Быть другом для ребёнка – неплохо, но на непродолжительное время.

    Родители-близкие друзья никогда , не объясняют им, что хорошо, а что плохо, не устанавливают необходимые в общении границы. Дети от этого, как ни странно, страдают. У них исчезает чувство защищённости, они перестают чувствовать себя детьми, которые хотят прижаться к взрослому плечу, им очень не хватает именно родителей. Дорогие родители, не бойтесь быть «плохими» для непослушного ребёнка! Выставляйте свои требования, именно ВОСПИТЫВАЙТЕ своих детей – покажите им, что хорошо, а что плохо. Только так ваши дети станут счастливыми.

    Ошибка в воспитании пятая. Не позволяйте себя унижать


    Никому! Даже собственному ребёнку. Ругательства в адрес родителей совершенно недопустимы. К сожалению, сейчас не редкость увидеть насилие в семье. Как со стороны родителей, так и со стороны детей. Родители, поднимая руку на ребёнка, таким образом доказывают свой бессилие. А ребёнок, вырастая и становясь сильнее, понимает, что он может поступить так же, как и они. То есть применить насилие.

    Многие родители аргументируют, что «их тоже били родители, и ничего» . Но почему-то умалчивают о том, что они ощущали в этот момент – боль, стыд, тревогу. С помощью насилия вы решите сиюминутную проблему, но навсегда потеряете доверие и уважение ребёнка. Он просто будет вас бояться, но уважать уже – никогда! Нельзя применять насилие никому – даже непослушному ребёнку!

    Секреты воспитания послушного ребёнка


    Как сделать так, чтобы непослушный ребёнок стал послушным? Чтобы он вас уважал и гордился вами? Чтобы вы для него по-настоящему стали авторитетом и примером для подражания во всём?

    1. Проявляйте уважение к сыну (дочке).

    В человеческом мозге есть защитный механизм, который включается, когда человека (неважно большой он или маленький) оскорбляют. В этот момент он не воспринимает никакую информацию от оскорбляющего. Поэтому, никогда не оскорбляйте своего малыша. Нельзя называть его бестолочью, тупицей и т.п., сравнивать с другими хорошими детками. От таких слов у ребёнка пропадает всё к вам уважение. Мало того, малыш потом начинает эти слова применять уже к вам! А раз ребёнок перестанет вас уважать, он останется для вас непослушным.

    1. Больше интересной и познавательной информации!

    А меньше нудных нравоучений. Сколько раз видела картину – папа ведёт сынишку за руку и нудит: «Не делай то, не делай это, то нельзя, это тоже нельзя» . А ребёнок не слушается и тут же делает всё ровно наоборот. Он уже не хочет воспринимать информацию от отца, она ему просто надоела. Интересная информация, поданная вовремя и по возрасту ребёнка, будет намного эффективнее. Например, я никак не могла . Но как-то просто показала ему видео про глистов, рассказала, откуда они берутся. После этого сын очень часто и тщательно стал и грызть ногти совсем перестал.

    1. Воспитывайте на собственном примере .

    Тысяча слов не стоит ничего по сравнению с одним делом. Можно правильно воспитывать ребёнка на протяжении всей жизни, учить, как нужно делать то или иное, но одним поступком перечеркнуть всё воспитание. Примеров тому масса. Причем дети замечают все мелочи. Они обращают внимание на то, как вы одеваетесь, как соблюдаете , какой у вас порядок в доме, как вы разговариваете, какие вы дома, а какие с друзьями.

    Дети – очень хорошие подражатели, они во всём хотят быть похожими на вас. И если мама ходит, к примеру, не причёсанная, то дочка тоже не будет аккуратной. А если папа обычно употребляет крепкое словцо, то сын обязательно его запомнит, а потом выдаст в нужное время. Дорогие родители! Следите за собой и своим поведением – дети копируют вас. И ни в коем случае не ругайте их за это. Виноваты вы, а не они.

    1. Риторические вопросы ни к чему .

    Риторические вопросы – это вопросы без ответов. При помощи риторических вопросов родители, скорее, выражают свои эмоции. Иногда родители задают риторические вопросы, а потом сами на них отвечают. Ребёнок просто не успевает на них ответить, да и нужно ли? И вообще, для чего они? Риторические вопросы превращаются для малыша в основной фон, как, например, телевизор или радио. Перед тем, как задавать риторические вопросы, подумайте, с какой целью вы это делаете. Если хотите получить ответ, просто подойдите к малышу, посмотрите ему в глаза, заденьте за руку и потом спросите. После этого контакта ребёнок обязательно вас послушает, потому что он поймёт, что от него требуют.

    1. Не ждите беспрекословного подчинения .

    Иногда не потому, что он упрям. Он бывает просто занят своими делами – рисует, играет, смотрит мультфильм. А тут прибегает мама и требует сделать кучу всего. Дайте возможность ему доделать своё дело, а потом он выполнит ваше требование. Главное, дать чёткие и последовательные указания. Не поручайте малышу больше одного дела и сразу оговаривайте сроки выполнения. Например: «Давай досмотри мультфильм, а потом в течение часа убери свои игрушки» .

    1. Не заставляйте ребёнка чувствовать себя виноватым.


    Малыш не может справиться с этим чувством. Но очень часто родители заставляют его ощущать себя виноватым во всех бедах и несчастьях. Обычно в семье происходит такой монолог: «Денег и так нет, у меня две работы, бабушка болеет, а тут тебе ещё куртку (шапку, сапоги) надо покупать. А учиться ты не желаешь» … Как ребёнок может повлиять на финансовое состояние семьи!? Он НИЧЕГО не может сделать! Поэтому он чувствует себя виноватым из-за своего бессилия. В дальнейшем срабатывает защитный механизм, и ребёнок закрывается от всех в свою ракушку. Он просто игнорирует всё происходящее в семье.

    1. Не угрожайте ребёнку.

    Используя угрозы, вы понимаете, что их не исполните. Ребёнок же начинает бояться вас вместо того, чтобы испытывать чувство защищённости. Или, наоборот, видя, что эти угрозы – пустой звук, ребёнок не слушается ещё больше. Просто договаривайтесь с малышом. Предлагайте бартерную сделку. Например, он для вас сейчас сделает одно, а потом вы для него сделаете другое. Обязательно похвалите его за сделанное, и малыш будет гордиться собою.

    1. Хвалите и благодарите своего ребёнка .


    Похвала и хорошая оценка – это то, за что ребёнок из кожи вон вылезет. Они для него самые ценные вещи. Тем более, оценка, полученная от самых любимых людей на свете. Хвалите своих детей как можно чаще, но только за конкретное дело. Обязательно рассказывайте им, за что та или иная похвала. Это придаёт уверенности малышу, делает его счастливее. Похвала – очень хороший стимул, чтобы воспитать послушного ребёнка.

    1. Помните о своей цели.

    Мы всегда должны знать, для чего говорим те или иные вещи. Иногда смысл слов неважен, а важны эмоции, с которыми мы эти слова произносим. Испортили настроение на работе? Мы приходим домой с плохими словами. И готовы начать конфликт на пустом месте. Поэтому всегда перед тем, как начинать говорить с ребёнком, задавайте себе вопросы: чего я хочу добиться? Какая будет реакция у малыша? Такое умение позволит повести себя правильно и в нужном направлении общаться с детьми.

    1. Дети – не роботы.

    И никогда ими не будут. Они всегда готовы пошалить, часто бывают капризными и непослушными. Но они же бывают нежными, ласковыми и дарят море положительных эмоций. От того, что ребёнок не слушается, мы не станем любить его меньше. Просто будем вместе переживать все трудности. Если ожидать от ребёнка идеального поведения, а он не оправдает наших надежд, мы скорее разочаруемся. Зачем нам, родителям, это разочарование?

    Доктор Комаровский о непослушных детках (видео):

    Воспринимайте и любите своих детей такими, какие они есть.



    Похожие статьи