Евгения Ройтман
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» , поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще , а для дошкольника в особенности.
Не случайно среди специалистов и ученых в области семьи (Т. А. Марковой, О. Л. Зверевой, Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, И. В. Лапицкой и др.) считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви : его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто что он есть.
Семья … Для ребенка это источник общественного опыта . Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья , общественность .
Наша главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
Развивать интересы и потребности ребенка;
Распределять обязанности и ответственность между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей ;
Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье ;
выработка образа жизни семьи , формирование семейных традиций ;
Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи :
воспитание уважения к детству и родительству ;
Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей ;
Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;
Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям .
Основными условиями, необходимыми для реализации и доверительного взаимодействия между ДУ и семьей :
Изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей , их образовании, общем культурном уровне , личностных особенностей родителей , их взглядов на воспитание , структуры и характера семейных отношений и др. ;
Открытость детского сада семье ;
Ориентация педагога на работу с детьми и родителями .
Работу с новыми родителями мы начинаем с личного знакомства. Даем им анкету, для уточнения социального статуса, возраста, места проживания и занятости родителей ; уточняем интересы и потребности ребенка, взаимоотношения с другими детьми и просим указать по каким аспектам воспитания им нужна помощь и консультация. (Форма анкеты )
Работу с родителями следует строим следующим образом :
o Продумываем содержания и формы работы с родителями . Проводим экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Полученные данные используем в дальнейшей работе .
o Установливаем между воспитателями и родителями доброжелательные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой , которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
o Формируем у родителей более полный образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний , информации , которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
o Знакомимся с проблемами семьи в воспитании ребенка .
o Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка .
Планируется конкретное содержание работы и выбираются формы сотрудничества .
Родительские собрания мы проводим 3 раза в год.
При подготовке к собранию используем следующие формы :
Анкетирование родителей по теме собрания .
Изготовление памяток с советами на тему собрания.
В детском саду проводятся конкурсы, выставки, ярмарки, соревнования, где родители принимают активное участие.
Мини-собрания проводит общественно- родительская организация , где решаются разные вопросы по улучшению создания благоприятных условий пребывания детей в ДОУ.
В работе с родителями используются педагогические консилиумы.
В состав консилиума входят воспитатель , заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета определение мер помощи родителям в воспитании ребенка ;
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями , как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция . Ценность этого вида работы в том , что в ней участвуют не только родители , но и общественность . На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем . Преимущество такой формы состоит в том , что через изучение специфики семьи , беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми , как в группе, так и дома, мы намечаем конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Беседа воспитателя с родителями используется в каждодневной работе в часы утреннего приёма детей. Выявление состояния, самочувствия, настроения детей и т. д.
Оформляем консультации по вопросам воспитания и развития детей , оказываю помощь в интересующихся вопросах, даем квалифицированный совет, так же используем наглядную пропаганду, оформляем уголок для родителей .
Тематические консультации служат раскрытию и информирование родителей в раскрытии разных аспектов воспитания и развития детей ,
в целях ознакомления родителей с задачами , содержанием, методами воспитания в детском саду , оказания практической помощи семье .
Оформляем информационные стенды , разнообразные выставки детских работ : детские рисунки, самодельные игрушки, поделки, аппликации, детские книги, альбомы и т. д
Папки–передвижки позволяют раскрыть и обсудить прочитанное, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения по интересующим темам.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :
Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
Ответы на вопросы родителей ими самими ; приведение примеров из собственного опыта;
Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем ;
Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания ;
Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Татьяна Альховик
Из опыта работы с родителями «Современные формы и методы работы с родителями»
«Современные формы , методы и приемы работы с родителями ».
Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В наш динамичный век жизнь напоминает скоростной поезд, мчащийся от станции к станции и к своей конечной, заветной цели. За окном мелькают полустанки, города, и невольно возникает сожаление, что нельзя просто выйти в любом незнакомом городе, вглядеться в его лицо, соприкоснуться с его историей, отметить его особенности.
Так и в нашей школьной жизни. Мчимся мы, учителя, а за нами наши ученики мчатся мимо фактов к решениям и дальше без остановки – вперед, в следующую тему, к новым выводам. Сделать бы остановку, пройтись неспешно от одного аргумента к другому. А где же родители ? Почему они в стороне?
Как классный руководитель я поставила перед собой задачу, не просто работать с детьми , а современными формами , методами привлечь родителей к внеклассной работе с детьми . Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом учителя и родителей ? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам ? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» .
Поэтому вопрос : «Как привлечь родителей в школу ?» - это вечная «головная боль» педагогов.
Учительство всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители
желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские
собрания; как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу и для школы, и для детей?
В связи с этим передо мной стала важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула :ШКОЛА+СЕМЬЯ+ДЕТИ=СОТРУДНИЧЕСТВО
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы , совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы , а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления : психолого-педагогическое просвещение родителей , вовлечение их в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении школы.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности :
День творчества детей и их родителей ;
Открытых уроков и внеклассных мероприятий;
Помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса;
Шефской помощи.
Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Поэтому очень важно, чтобы законы семьи, где воспитывается ребёнок и школы, куда он приходит из этой семьи за знаниями, были составляющими общей системы правил. Формы , методы и приёмы работы с родителями направляю на повышение педагогической культуры родителей , на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала.
Все мы прекрасно знаем, что семьи все разные, у каждой свои проблемы и трудности и, поэтому, невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции и мастерства педагога.
К началу учебного года я уже вижу средний возраст своих родителей , есть ли у них общие интересы, какую посильную помощь может оказать каждый из них. Часто такое анкетирование провожу перед поступлением ребёнка в первый класс, потом вопросы анкеты изменяю или добавляю новые.
Наступает первое сентября, дети вместе с родителями приходят в школу . На первом родительском собрании я стараюсь поближе познакомить между собой всех родителей . Для этого использую различные методы и приёмы . У меня в руках игрушка - «сердце нашего класса» . Теперь каждый родитель называет своё имя и отчество так, как бы он хотел, чтобы к нему обращались. Передаётся игрушка до тех пор, пока не попадёт в руки учителя. На уроках так играем с детьми.
Следующий приём знакомства - «рукопожатие» . Я прошу пожать руки друг другу :
Тех, у кого в классе учится сын, учится дочь;
Тех, у кого больше двух детей в семье;
Тех, кто умеет вязать.
Таких вопросов можно придумать очень много. Для себя я уже могу составить инициативные группы. Для детей подбираются вопросы другого плана : кто любит заниматься спортом? кто может сделать красивую игрушку? кто умеет красиво рисовать? и т. д. Я делаю для себя пометки, которые будут использоваться для разбиения детей по секторам : трудовички, цветоводы, санитары и т. д.
На собраниях или лекториях родителям раздаю листочки . Прошу на листочках написать мероприятие, которое они хотели бы провести или поучаствовать в нём, или просто посмотреть. Вот и готов план внеклассной работы . Теперь я уже знаю, к какой семье и когда могу обратиться за помощью. И конечно же я тоже принимаю активное участие.
Основной опорой планирования работы с родителями являются пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса. Большое влияние оказывают методические рекомендации и литература, а также педагогический опыт и план работы учителя . Все это хорошо видно на диаграмме. Родительское собрание провожу в нетрадиционной форме , что ещё больше способствует привлечению и сплочению и родителей , и детей.
Родительские собрания , консультации, тренинги проходят у нас часто. На них мы обсуждаем разные вопросы. Каждую встречу с родителями я стараюсь начинать с какого - то изречения, сказки или притчи, чтобы родители задумывались о своей роли в воспитании детей. Например, Л. Н. Толстой сказал : «Счастлив тот, кто счастлив дома» . Дальше происходит обсуждение этого высказывания.
Иногда прошу послушать сказку. Давным-давно эту сказку придумал Леонардо да Винчи.
Тихим солнечным утром в гнезде пеликана мирно спали пушистые птенцы. Пеликан отправился на поиски корма, оставив потомство в безмятежном сне. Сидевшая в засаде гадюка тут же подползла, крадучись, к его гнезду. Змея подползла в плотную к птенцам, глаза её сверкнули зловещим блеском – и началась расправа. Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. Довольная содеянным, злодейка уползла в укрытие, чтобы насладиться горем птицы. Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учинённой над его детьми, он разразился громкими рыданиями : «Без вас и нет мне теперь жизни! Пусть я умру вместе с вами!» И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из раны, окропляя бездыханных птенцов. Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг, от неожиданности. Вздрогнул. О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух…
Прошло много лет с тех пор, и в современном мире люди не перестают удивляться силе родительской любви , преклоняются перед ней. Без света этой любви, без тепла их сердец погода в каждой семье была бы совсем иной… А может, и вообще не было бы никакой семьи… Но у нас есть!
Сегодня мы поведём разговор о самом дорогом для каждого человека- о семейной любви, внимании друг к другу и т. д.
На дискуссиях и круглых столах часто обсуждаются вопросы, какими же нам быть с детьми : добрыми или строгими? как найти эту «золотую» середину? часто ли говорить слово «нельзя» своим детям?
Перед круглым столом я прошу детей ответить на вопрос : «Что вам запрещают делать родители ?» И результаты читаю на родительском собрании . Как правило прошу родителей подумать и вычеркнуть из этого списка лишнее. Они могут совещаться друг с другом, обсуждать вместе, а только потом отвечать. В самом конце мы узнаём, что всё - таки можно разрешить нашим детям. Стараемся сделать вывод : будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего - то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.
На часах общения с детьми, по запланированным темам, мы проводим практикумы или инсценируем сценки из жизни животных, друзей и т. д. Наши дети любят такую форму работы . Класс делится на две группы : на родителей и детей . Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть. (все снимаем на видео)
Задания для детей, исполняющих роль родителей :
1) Вы попросили ребёнка прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?
2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?
На родительском собрании я меняю так.
Задания для родителей , исполняющих роль детей :
1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг, вы заигрались и ничего не сделали. Как объяснить маме?
2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям , за что и почему.
Решая эти ситуации, каждый из родителей посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть даже и поведение. И каждый наверное сделал для себя определённые выводы.
Проработав много лет в школе и наблюдая за детьми и родителями , я пришла к выводу, что им интересны нетрадиционные формы работы : совместные праздники, поездки, экскурсии, походы. И поэтому в нашем классе мы проводим совместные праздники :День пожилого человека, День матери, 8 марта, День славянской письменности, День родного языка и т. д.
Сл. 8,9,10,11,12,13
В настоящее время совместные мероприятия вышли за рамки класса и стали общешкольными. Проводятся такие мероприятия : «Масленица» , «Рождественские посиделки» , «Спортивные праздники» ,»Встречи разных поколений».
Слай14,15,16,17
Совместно с родителями второй год проводим проект «Подари свою книгу библиотеке» .Мы продолжаем пополнять фонд библиотеки своими книгами. В этом учебном году пополнили наши ряды и родители .
Они подарили библиотеке подписные издания А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Булгакова, Л. Толстого, Е. Евтушенко, А. Толстого, словари и т. д.
Благотворительные акции «Милосердие» проводятся в нашем классе уже второй год, по инициативе родителей . Это сплачивает не только детей, но и родителей между собой . «Делай и дари то, что самому нравится, тогда тоненькая ниточка протянется между тобой и дорогим тебе человеком,надолго, может быть на всю жизнь».
(Рождественские подарки для детей приюта)
Слайд 17. Совместная работа с родителями класса привела меня к мысли, что детям необходимо высказывать свои мысли вслух, не стесняясь. Поэтому
Слайд 18, 19,20
Эти формы работы сближают детей и родителей , а классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагога, детей и родителей . Свое выступление мне хотелось бы закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья :
Возьмите чашу терпения,
Влейте в неё полное сердце любви,
Добавьте две горсти щедрости,
Посыпьте добротой,
Плесните немного юмора
И добавьте как можно больше веры.
Всё это хорошо перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни
И предложите каждому,
Кого встретите на своём пути.
И в заключении я хочу показать наш танец родителей 2 б класса «Радуга Единства и Дружбы» .
Воспитание ребенка - это сложный процесс, за который в полной мере несут ответственность родители. Однако когда дети подрастают и отправляют в ясли, детский сад и школу, к процессу их воспитания подключаются и педагоги. Ошибочно в этот момент большая часть родителей думает, что с этого момента можно расслабиться, ведь теперь воспитатели и педагоги должны прививать нормы, ценности и знания их детям. По последним социологическим исследованиям установлено, что самоустранение родителей из воспитательного процесса в большинстве случаев приводит к развитию детской безнадзорности, что приводит к асоциальному поведению детей (начало ранней половой жизни, детский алкоголизм, преступность, наркомания и т. п.).
Задача педагогов на любом уровне, будь то детский сад или школа, донести важность участия и координации деятельности, направленной на обучение и воспитание дошкольников и школьников. Для этого существует такое понятие, как формы и методы социальной работы с семьей, которые позволяют выработать определенную концепцию взаимодействия между образовательным учреждением и родителями. Именно о них и пойдет речь в данной статье, ниже можно будет ознакомиться с типами таким форм и рассмотреть наиболее эффективные методики их внедрения в образовательный процесс.
Что такое формы и методы работы с семьей?
Прежде чем приступить к практической стороне рассмотрения вопроса о построении процесса взаимодействия педагогов и семей, следует дать четкое определение основным понятиям. Итак, формы работы - это определенный набор инструментов педагога, которые он использует для вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Формы работы с семьей определяются, исходя из следующих задач:
- осуществление просветительской работы;
- осуществление работы, помогающей своевременно провести анализ складывающейся ситуации;
- осуществление работы, помогающей своевременно скорректировать нужное поведение как родителей, так и ребенка в рамках процесса воспитания.
Если педагог, который выступает в качестве профессионала, преследует цель выполнять в своей деятельности изложенные выше задачи, то ему проще выбрать именно тот метод взаимодействия с семьей, который пойдет на пользу воспитаннику. Формы и методы работы с семьей - это важный момент в деятельности любого преподавателя, поэтому их выбор должен быть аргументирован и хорошо взвешен, так как, если он будет неправильно подобран, могут происходить недопонимания между учреждением и родителями.
Типология форм и способ их выбора
Важно помнить, что выбор формы работы и взаимодействия с семьей всегда должен подразумевать сотрудничество и должен быть направлен на вовлечение родителей в учебный процесс, просвещение их в области воспитания и психологии ребенка и участие их в деятельности школы. Таким образом, все субъекты воспитания должны понимать свою роль и ее важность в этом нелегком процессе.
В целом выделяют два типа взаимодействия, а именно коллективную и индивидуальную форму работы с семьей. Первый тип подразумевает, что педагог создает атмосферу общей ответственности родителей не только за своего ребенка, но и за группу (класс) обучающихся. При этом типе формы работы с семьей целесообразно вовлекать взрослых в обсуждение общих тем, которые не основываются на персонализации детей, а рассматривают их как одно целое.
Индивидуальный тип предусматривает форму взаимодействия с родителями, так сказать, тет-а-тет, в этом случае рассматриваются вопросы, которые касаются конкретного ребенка и той информации, которая связана с ним.
Выбор формы работы педагога с семьей должен базироваться на типологии личности родителей, которые классифицированы следующим образом:
- Первая группа. Родители - помощники учителя. К этой группе относятся семьи, где уважают традиции, имеют активную жизненную позицию и всегда ответственно подходят к поручениям учебного учреждения.
- Вторая группа. Родители - потенциальные помощники учителя. Как правило, это семьи, которые готовы выполнить поручение учебного учреждения, если их об этом попросят в открытую и аргументируют свою просьбу.
- Третья группа. Родители, не оказывающие помощи учителю. Родители этой группы игнорируют учебный процесс и отрицательно относятся к учреждению и педагогам. В этой группе можно выделить семьи, где негативное отношение к учебному учреждению скрыто, и те, где родители заявляют об этом открыто.
Выбирая форму работы с семьей, важно учесть следующее:
- Семьи первой группы - это надежная опора при создании родительского коллектива, они играют большую роль при формировании общего мнения и принятии решений.
- Семьи второй группы - это люди, которые охотно идут на контакт и готовы принять участие в процессе воспитания и учебы только тогда, когда педагог детально объяснит их действия и смысл реализации тех или иных функций.
- Семьи третьей группы - это люди, с которыми трудно вести беседу, а привлечение их должно начинаться с просьб, которые не будут занимать у них много времени и сил, что позволит постепенно приобщить их к общему процессу.
Для того чтобы понять, как все-таки работают методы взаимодействия, следует рассмотреть самые распространенные и эффективные формы социальной работы с семьей. Изучив их, педагог уже самостоятельно может определять для себя наилучший способ коллективизации и внедрения процессов постоянного взаимодействия учебного учреждения и родителей.
Педагогические беседы
Пожалуй, данная форма работы с семьей является самой распространенной и доступной, но одновременно и одной из самых эффективных. Данная форма также может служить как дополнение к другим формам, таким как родительские консультации, собрания и т.п.
Активность педагога способствует и активности родителей. Когда воспитатель или учитель в ходе беседы освещает какой-либо вопрос или проблему и помогает найти правильный путь ее решения, это, как правило, вызывает адекватную обратную реакцию.
В ходе педагогической беседы следует соблюдать несколько правил, а именно:
- Характер беседы должен быть доброжелательным и направлен не на осуждение, а на помощь родителям.
- Место и время педагогической беседы должно способствовать конструктивному общению. Если инициатором беседы являются родители, то педагог может предложить перенести ее на более удобное время и подготовиться должным образом к ней.
- Беседа должна подкрепляться конкретными фактами, однако они должны нести как негативный, так и положительный характер. Когда в ходе беседы необходимо решить проблемную ситуацию, родителям не всегда приятно слышать о том, насколько плох их ребенок, даже если эти сведения аргументированы.
- Педагог должен показать искреннюю заботу о воспитаннике, это поможет расположить родителей и подключить их к обучающему процессу.
- Родители в ходе педагогической беседы должны получить какие-либо новые сведения о своем ребенке, поэтому воспитатель должен подготовить перечень последних наблюдений за воспитанником.
Круглый стол
Характеризуют круглый стол как инновационную форму работы с семьей. Подготовка к круглому столу может занять много времени и усилий, однако это очень нестандартный подход к взаимодействию всех участников процесса обучения - педагога, родителей и учеников.
Организация круглого стола включает в себя следующее:
- Определение темы.
- Подбор и выдача заданий детям.
- Подбор и выдача заданий родителям.
- Подбор игр, тематика которых будет соответствовать цели круглого стола.
К примеру, дети могут получить задание принести фотографии успешных людей, а родители - дать определения терминам, которые связаны с успехом, достижением целей, и подготовить аргументы, почему нужно добиваться успеха. В ходе работы круглого стола дети и родители разбиваются на две команды, а педагог выступает в роли координатора этого процесса. Они имеют различные функции, но общая цель этого мероприятия - организация взаимодействия между всеми участниками обучения.
Совместный досуг
Эта форма работы педагога с семьей находит отклик у родителей чаще всего. Однако случается, что некоторые мамы, папы, бабушки и дедушки игнорируют такие мероприятия и просто на них не приходят. Поэтому при организации совместного досуга следует учитывать и находить правильный подход к ним.
Данная форма работы с семьей в ДОУ применяется реже, чем, к примеру, в школах. Во время совместного досуга можно показать родителям, насколько важен активный отдых в жизни коллектива и семьи.
Открытые занятия
Данная форма помогает родителям увидеть своими глазами, как воспитываются их дети, и побывать, так сказать, внутри самого учебного процесса. Педагог за время этого занятия должен вовлечь в общение всех учащихся и тем самым дать возможность родителям со стороны понаблюдать за своим чадом: как дает ответы, насколько хорошо себя ведет и т. д.
После окончания открытого занятия можно обсудить ход его проведения с родителями. Благодаря этому можно понять, какой же является их обратная реакция.
Мастер-классы
Задача мастер-класса - установить партнерские отношения с родителя посредством совместного труда и объединить усилия детей и их семьей. На мастер-классе могут создаваться любые интересные вещи, которые потом могут использоваться в семьях или, к примеру, могут выполнять какую-либо важную социальную миссию. К примеру, можно организовать мастер-класс по пошиву несложных игрушек, которые потом будут отданы в детские дома.
Во время мастер-класса педагог должен выступать в роли сотрудника, а не наставника. Его задача - сплотить родителей и детей на благо воспитательного процесса.
Родительские тренинги
Это нетрадиционная форма работы с семьями для российских учебных учреждений, но она является крайне эффективной, особенно если в группе детей преобладает проявление негативного поведения. Педагог во время тренинга с родителями должен определить тему тренинга, объяснить родителям теоретические аспекты психологии детей, выслушать предложения и мнения на этот счет и дать рекомендации, которые помогут семьям в воспитании.
Индивидуальные консультации
Эта форма имеет схожесть с родительскими тренингами, однако реализуется она не в группе, а при личном общении с отдельной семьей. Педагог не выносит на всеобщее обозрение проблему. Он в ходе такой консультации должен объяснить, почему ребенок ведет себя так или иначе в определенной ситуации, с точки зрения теории детской психологии и подсказать, как должны вести себя родители, для того чтобы правильным образом скорректировать поведение воспитанника.
Родительский дневник
Данная форма работы с семьями подразумевает, что на первой встрече родителям выдается тетрадь, где они в первой ее половине делают записи после родительских бесед и встреч. Записываются в этих тетрадях выводы, рекомендации педагогу и т. д. Вторая половина предназначена для размышлений родителей о том, кем они хотят видеть в будущем своего ребенка.
Обязательным элементом в родительском дневнике является страница радости, которую оформляет педагог перед родительскими собраниями. Благодаря этому родители смогут узнать, какие внутренние барьеры удается преодолевать ученику в обычной жизни, каких успехов достигать и т. п.
Посещение семей
Эта индивидуальная форма работы с семьями предполагает, что педагог посещает ребенка на дому. Это крайняя форма, прибегать к которой следует только в самых сложных ситуациях.
Однако не всегда педагог может посещать семьи на дому только для того, чтобы обсудить серьезные проблемы. В некоторых ситуациях приход педагога в дом может быть и радостным событием. К примеру, если ребенок заболел, то учитель может навестить его, заодно пообщаться с родителями и своими глазами увидеть, как организовано его место для обучения в доме.
Заключение
Выбор формы работы с семьями - это важный момент в общении с родителями, ведь за счет них обеспечивается плодотворность взаимодействия, от которого в последующем зависит уровень образования и воспитания ребенка. Каждый педагог самостоятельно определяет для себя форму, однако это должно быть аргументировано и находить обратную связь от родителей.
Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.
В основе организации досуга с семьей по месту жительства лежат следующие методы:
Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);
Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые семейные праздники и др.);
Научные и научно-практические конференции;
Диспуты;
Ток-шоу.
Перечисленные формы работы содействуют решению семейных проблем, позволяют осмыслить семейные взаимоотношения, как детям так и взрослым. Особенно эффективны они когда в их проведении участвуют специалисты.
Игровые досуговые программы - это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная - вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др; рекреативный семейный отдых - туризм, походы; спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.); семейные сеансы в кинотеатрах.
Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест; совместное посещение концертов и массовых праздников;
Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
Хотелось бы поподробнее остановится на такой форме, как семейный театр. Он еще только начинает завоевывать популярность, но уже первые опыты работы в этом направлении показывают, что перспектив развития великое множество.
Что же такое семейный театр? Это любительский театральный коллектив, в котором педагоги выбирают для постановки пьесы и инсценировки, в которых могли бы принять участие все члены семьи. Во время занятий в семейном театре проходят не только репетиции, но еще и игровые тренинги, которые помогают наладить взаимодействие детей с родителями через творческие, подвижные, коммуникативные игры, игры из детства родителей. Это сближает детей и родителей, семьи между собой и готовит к творческому взаимодействию на сценической площадке. Там же семьи занимаются и совместным изготовлением кукол, элементов костюма, реквизита.
Сейчас в России существует несколько рабочих программ организации деятельности семейного театра, основной целью которых является: укрепление, развитие и гармонизация семейных отношений в процессе творческого созидания и общения. Исходя из этой цели были сформулированы и задачи семейного театра:
Укрепление детско-родительских и семейных отношений в процессе сотворчества;
Развитие коммуникативных навыков;
Формирование навыков сотрудничества и умения работать в команде на достижение общей цели;
Развитие творческой активности и эмоциональности взрослых и детей;
Развитие активной речи, знакомство с основами актерского мастерства;
Реализация личных потребностей детей в творческом самовыражении;
Знакомство с основами драматургии и с различными формами театра (теневой, кукольный, марионеточный и живой игровой);
Создание декораций, бутафории, кукол, работа с различными материалами;
Поиск собственного образа, работа с гримом, костюмами, пластикой.
Несмотря на недолгую историю подобной формы работы в нашей стране уже были проведены фестивали подобных театров. Вот описание одного из таких мероприятий, прошедших в столице: «В очень по-семейному уютном зале разлилась атмосфера праздника и всеобщего воодушевления! На сцене в течение нескольких часов происходило что-то невероятное: папы, мамы, их многочисленные дети, а вместе с ними и другие их близкие родственники чудеснейшим образом превращались в сказочных персонажей, заставляя сердца зрителей трепетать от восторга.
Было отчетливо видно, насколько театр сплачивает семьи, делая их одним единым, целостным организмом, как помогает людям по-новому раскрыться для самих себя, уделить друг другу больше внимания. В таких условиях детям дается невероятная возможность по-другому посмотреть на своих родителей, а родителям - лучше понять своих детей.
Отсутствие профессиональных актерских навыков становится незаметным, когда осознаешь, как сильно любовь к театру укрепляет семейные узы и помогает общению на сцене, наделяя спектакль жизнью, чувственностью, делая его настоящим!».
Но и в областных городах уже проходят подобные фестивали. Во Владимире, в рамках городского конкурса семья года, участникам предложили попробовать себя в роли актеров и режиссеров и за две недели до выступления они начали работу над собственной постановкой по различным библейским сюжетам. Результат действительно превзошел ожидания. Доверие и взаимопонимание партнеров друг другу на сценической площадке помогали скрыть любые огрехи этих мини-спектаклей.
Благодаря подобному виду досуга укрепляются и гармонизируются семейные отношения, отношения между родителями и детьми становятся более близкими и доверительными; развиваются коммуникативные навыки детей и взрослых;развивается личность ребенка через театральные постановки и прикладное творчество, повышается его уверенность в себе и в собственных силах.
Семейный театр является положительной альтернативой потребительскому семейному досугу (походам в развлекательные и торговые центры), так как здесь укрепление семьи происходит не за счет финансов и «покупки» детской любви, а за счет длительного совместного занятия увлекательным делом. Конечно сейчас родителям очень трудно найти время, чтобы идти вместе с детьми в дом культуры и при этом не ждать, пока ребенок вернется с занятий, а самим принимать в них активное участие, но без совместной творческой деятельности очень трудно добиться сплочения семьи.
Если работникам учреждений культуры клубного типа удастся привлечь родителей к данной форме досуга, и правильно организовать работу таких объединений по всей России, то это будет огромный шаг по преодолению кризиса современной семьи в нашей стране.
Гребенкина Ирина Николаевна
Современные формы работы дошкольного учреждения с семьей.
Семья – это счастье , любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник , семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд , друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы .
Семья – это важно !
Семья – это сложно !
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья :
Какая хорошая Ваша семья !
Семья , как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи . Семья - источник любви , уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - вот мерило развития и прогресса страны.
Международный день семей (на других официальных языках ООН : англ. International Day of Families, фр. Journe internationale des familles) - отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года) .
Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи . Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их . Семья как основной элемент общества была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа! Во все времена по отношению государства, а также по положению семьи в обществе судили о развитии страны. Это потому, что счастливый союз семьи и государства - необходимый залог процветания и благосостояния его граждан. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина . Она - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своей матери, своего отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви : его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья … Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья , общественность.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том , что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения . Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей .
Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем .
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье , настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию .
Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей , чтобы делиться информацией о том , что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа , поездки, гости.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями , которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Что могут делать родители в детском саду : читать детям рассказы, сказки, истории;
приносить различные игрушки для общих игр, собирать природные материалы для деятельности детей : камешки, семена, раковины и т. п. ; участвовать в подготовке праздников (например, к празднику «День моей семьи » принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т . д., совместных проектах «День Матери» , «День отца» , «Неделя Семьи » .
Примерный план проведения тематической недели «Моя семья » (подготовительная группа)
Задачи : Продолжать формировать представления детей о семье , её составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Расширять знания о составлении родословной. Формировать интерес к истории семьи и дома . Воспитывать уважение к труду близких родственников, любовь к родному дому и отношения к нему как к ценности, любовь и уважение к близким людям, всем членам семьи .
Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты.
Беседы «Секреты семейного счастья» , «Моя семья » , «Моя мама – лучше всех» , «Мужчины и женщины в семье » .
Разгадывание ребуса «7 Я» .
Рассматривание тематических альбомов : «Материнство» , «Отцовство» , «Детство» ;
рассматривание картин : А. Дейнека «Мать» , И. Кинчев «Я и моя мама» .
Рассматривание сюжетных картин и фотографий по теме, составление рассказов о родственниках их судьбах, интересных случаях из жизни.
Составление рассказа «Как мы отмечаем семейные праздники» .
Беседы-диалоги : «Радуй маму» , «Почитай родителей» , «Береги маму» .
Составление описательных рассказов «Мои родители трудятся» , «Я хочу быть похожим…» .
Сюжетно- ролевые игры по семейной тематике и их варианты («Семья » , «Поход в магазин семьей » , «Бабушка приехала в гости» , разыгрывание стихотворений о семье , и её членах.
Педагогические игровые ситуации (забота о маме – подать руку; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какой-либо предмет; помощь в домашних делах; уход во время болезни и т. д.) Побуждать совершать положительный нравственный выбор в воображаемом плане, так и реальный (например, отказаться от чего-то приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.).
Дидактические игры : «Родословная» , «Кому что нужно» , «Домашние обязанности» , «Кто, чем занят» , «Новоселье» , «Один дома» , «Одна дома» , «Кому что» .
Дидактическая игра с куклой-младенцем «Купание малыша» .
Интервью, этические беседы с целью формирования у дошкольников представлений об особенностях поведения людей в зависимости от пола : интервью «Для чего существуют папы и мамы» ; этические беседы «Мы с папой в доме заботливые мужчины» , «Мы с мамой в доме заботливые женщины» ; составление рассказов (в том числе,по типу незаконченных предложений) : «В чем мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга» .
Изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома.
Конструирование из лего – конструктора «Мой дом» .
Составление коллажа, альбома «Моя семья » .
Рассматривание картин : Д. Жилинский «Семья » , «Молодая семья . Ожидание» ; Е. Романова «Портрет семьи писателя В . Шукшина» ; Т. Яблонская «Свадьба» .
Рисование портретов мамы, папы, бабушки, дедушки;
Аппликация «Портрет семьи »
Дидактическое упражнение «Создай портрет члена своей семьи » . Цель : продолжать знакомить с возрастными особенностями людей.
Творческое задание «Составь меню для своей семьи на обед » . Цель : расширять представления о рациональном питании (объём пищи, последовательность приёма, разнообразие, питьевой режим) .
Сюжетно-ролевая игра «Если в доме случился пожар» .
Игра - тренинг «Я звоню в службу спасения» , «Опасная ситуация : контакт с незнакомыми людьми дома» .
Беседа «Опасность дома» (балкон, открытое окно, стеклянная банка, электрошнур, нож, кипящий чайник и др.).
Работа со схемой безопасного подхода к детскому саду, с картами микрорайона.
Приготовление вкусного салата для своей семьи (под руководством взрослого дети осваиваю способ приготовления салата) .
Художественная литература. Стихи : В. Осеева «Почему?» , Б. Заходер «Никто» , В. Берестов «Читалочка» , Ю. Яковлев «Мама» , У. Раджаб «Как пройти к отцу» , Я. Сегель «Как я был мамой» . Учить сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Рассказы : Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» Сборник рассказов Б. Емельянова «Рассказы о маме» .
Чтение произведений художественной литературы : В. Драгунский «Сестра моя Ксения» , А. Плещеев «Песня матери» , «Внучка» .
М Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» ; разучивание пословиц и поговорок о семье .
Пение песен «Хорошо рядом с мамой» (муз. А Филиппенко, «Мамина песенка» (муз. М. Парихаладзе) .
Слушание музыки : «Дедушкин рассказ» (Н Любарский) .
Работа с родителями .
Проект «Моя родословная» (генеалогическое древо) .
Папка - передвижка «Как воспитать у детей доброту и отзывчивость» .
Совместные с родителями и детьми мероприятия - конкурс «Мы творцы, мастера, фантазеры!»
Партнерская выставка детского - взрослого творчества «Папа может…»
Привлечение родителей к пополнению уголков.
Создание коллекций
Изготовление семейных альбомов.
Выставка домашних игрушек : «Во что играли в детстве мамы и папы, бабушки и дедушки и во что играют дети сегодня» с сопровождением рассказов взрослых о своих играх и игрушках и совместными с детьми играми.
Чествование матерей и отцов : Вручение грамот, благодарственных писем отцам и матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность; вручение родителям «наград» за отцовское и материнское чадолюбие, сделанных педагогами и детьми
С помощью музыкального, поэтического и театрального искусства в детях воспитывали любовь и уважение к близким людям, всем членам семьи .
Библиография книжных изданий.
Работа ДОУ с семьей : Методические рекомендации. –М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» )
Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития : методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т . Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 2000. – С. 351-361.
Добрынина Н. Растить мужчину //Дошкольное воспитание , 1995, № 6.
Интернет – ресурсы [email protected] или [email protected]