• Сложные отношения взрослой дочери и матери психология. Особенные отношения между дочерьми и матерями

    05.05.2019

    Наш эксперт - семейный психолог, арт-терапевт, бизнес-тренер Ольга Заводилина .

    Ошибки мамы

    Восприятие взрослой дочери как маленького ребёнка

    Часто мама неосознанно воспринимает свою взрослую дочь как маленькую девочку, которая ничего не понимает и нуждается в постоянной опеке.

    В чём причина

    У такого поведения есть несколько причин.

    Страх, что дочь, почувствовав самостоятельность, уйдёт и мать останется одна. Поэтому мама неосознанно показывает дочери, что та ещё маленькая, ничего не умеет, а мать хорошо разбирается в жизни, поэтому нужно во всём прислушиваться к её советам. Но взрослой дочери хочется самостоятельности, и возникает конфликт.

    Страх старости и смерти . У многих из нас есть неосознанное ощущение: чем младше дети, тем моложе родители. Как только дочь вырастает, мать начинает чувствовать себя старой. Это неприятно, поэтому мама продолжает считать дочь маленьким ребёнком.

    Нежелание признавать взгляды дочери

    Взгляды взрослой дочери на жизнь могут сильно отличаться от представлений матери. Например, дочь встретила мужчину, которого любит, и чувствует себя счастливой. Но у матери имеются свои представления о том, каким должен быть мужчина её дочери. И тогда мать начинает навязывать свои взгляды, не обращая внимания на то, что дочь вполне счастлива.

    В чём причина

    Нереализованные мечты . Родители нередко пытаются реализовать свои мечты через детей. Именно поэтому ребёнка отводят в кружки и секции, которые нравятся родителям, а не ему. Это продолжается и во взрослом возрасте. Мать искренне пытается сделать дочь счастливой, такой, какой сама когда-то мечтала быть. Но дочери тяжело поступиться своими желаниями в угоду маме, и это приводит к частым ссорам.

    Представление, будто правда может быть только одна . И матери, и дочери часто уверены, что если их взгляды отличаются, значит, кто-то неправ. И ни одна из женщин не может понять, что мнений может быть несколько и каждое из них имеет право на существование.

    Соревнование с дочерью

    Бывает, что мать неосознанно включается в соревновательный процесс с дочерью. Например, дочь звонит матери, хочет получить от неё поддержку в сложной ситуации. А мать начинает рассказывать о том, что ей самой тяжело живётся. У дочери появляется чув-ство вины за то, что она потревожила мать, у которой и так много проблем. Или другой пример: дочь рассказывает маме, что приготовила необычное блюдо. А та, вместо того чтобы просто порадоваться за дочь, говорит о том, что она этот рецепт давно знает и даже слегка его усовершенствовала, благодаря чему еда стала значительно вкуснее. И так каждый раз. В итоге дочери всё меньше хочется обращаться к матери.

    В чём причина

    Привычка сравнивать себя с другими . Такое поведение матери часто говорит о том, что когда-то родители постоянно ставили ей в пример других детей. Теперь у женщины есть возможность это компенсировать, сравнивая себя с дочерью, но теперь уже в свою пользу.

    Стремление доказать свою ценность. Нередко ребёнка хвалят, только если он смог чего-то добиться. Например, выиграл соревнования, получил грамоту. Став взрослым, человек неосознанно продолжает соревноваться с окружающими и доказывать своё превосходство.

    Воспоминания о прошлых обидах

    Часто общение матери и дочери сводится к выяснению отношений, припоминанию давних обид и претензий.

    В чём причина

    Ожидания матери . В своё время мать во всём слушалась своих родителей, отказываясь от своих желаний. Теперь она ждёт такого же поведения от своей дочери.

    Желание получить благодарность . Мать считает, что ради воспитания дочери она жертвовала своими интересами. И теперь она ждёт признательности за это. В результате мать предъявляет взрослой дочери претензии за то, что та, например, предпочитает пойти на свидание, а не остаться с матерью. Ведь мать в своё время столько сделала для своего ребёнка! И даже если дочь начинает жертвовать своей жизнью, мать не может почувствовать её любовь и признательность. Мешает этому обида на себя за то, что когда-то лишала себя радости жизни.

    Ошибки дочери

    • Потакание сценариям матери. Часто дочь начинает либо подыгрывать матери, либо бороться за свои права, разрушая отношения. А между тем важно понять, что вы обе - взрослые, самостоятельные женщины и вам нечего делить.
    • Стремление изменить свою мать. Нередко взрослая дочь пытается учить свою мать, требуя, чтобы та изменилась. Но переделать взрослого человека невозможно. Так стоит ли начинать ссору из-за этого?
    • Наказание матери. Иногда дочь пытается наказывать мать, «восстанавливая справедливость». Например, постоянно припоминает свои детские обиды, неосознанно стараясь вызвать у матери чувство вины.

    Как наладить отношения

    Чтобы в семье воцарился мир, обеим женщинам придётся проделать довольно большую работу.

    • Матери необходимо помнить о том, что дочь уже выросла. Она сама несёт ответственность за свою жизнь и способна принимать любые решения. Дочери также следует понять, что она - взрослый самостоятельный человек и нет необходимости агрессивно доказывать этот факт.
    • Найти себе интересное занятие и жить своей, а не чужой жизнью.
    • Помнить, что у каждого может быть своё мнение, перестать оспаривать чужие взгляды. Вместо этого научитесь по-настоящему интересоваться друг другом. Спросите, почему у близкого человека возникло то или иное представление. Выслушайте его точку зрения.
    • И дочери, и матери нужно перестать сравнивать себя с другой. Учитесь радоваться и переживать друг за друга без попыток доказать своё превосходство.
    • Важно разобраться в себе и понять, какие обиды у вас накопились по отношению друг к другу. Обратиться к специалисту за помощью, чтобы учиться прощать и не использовать обиды в общении друг с другом.

    Первый читатель

    Ирина Климова, актриса

    Если мама продолжает относиться к взрослой дочери как к ребёнку, пытается контролировать и не считается с её мнением, то ссоры неизбежны и отношения хорошими не будут.
    Самый лучший вариант, когда мама, глядя на свою взрослеющую дочь, постепенно становится ей не просто подругой, а лучшей подругой.


    В народе говорят про дочь: “родила няньку”, про сына – “родила ляльку”. Подразумевается, что даже в маленьком ребенке будет маме:

    • хозяюшка;
    • нянька;
    • помощница;
    • поддержка, как в делах, так и эмоциональная.

    К сожалению, отношения дочери и матери редко складываются хорошо – даже если на поверхности все гладко. Отсутствие явных конфликтов – еще не повод считать, что в этой диаде нет никаких проблем. Например, конкуренции, зависти, ревности и других сложностей.

    На деле мамины задачи при рождении дочки – ни на грамм не легче, чем при рождении сына.

    Посмотрим, что случается в отношениях дочери и матери на самом деле.

    Она – это я: сложность №1

    Рожая сына, многие женщины все-таки понимают: а фиг его знает, как его растить. Непонятно, как воспитывать. Пойду у мужа, что ли спрошу. А до кучи – буду внимательнее, практически на каждом шагу. Сын воспринимается как отдельный человек чаще и сильнее (кроме случаев, когда, “по фрейду”, мама “родила себе собственный пенис”, т.е. часть себя, которая будет представлять / доказывать / являть собой ее успехи).

    Проблемы с дочкой – совсем другого рода. “Я женщина – и она будущая женщина”, – рассуждают мамочки. “Уж я-то точно знаю, как ее воспитать”. За этим смешением – “моя дочь такая же, как я” – ухайдокиваются многие различия:

    • в темпераменте;
    • в предпочтениях;
    • в достижениях (“это все мои гены”, “я тоже любила музыку/математику, прекрасно готовлю / ловко вяжу / черчу”).

    Второй вариант – отношения дочери и матери нагружены материнскими ожиданиями:

    1. что она будет такой же, как мама;
    2. или не такой – воплотит ее мечты, не допустит ее ошибок;
    3. или помощью по хозяйству (и неважно, какие предпочтения и склонности у дочки, “маме лучше знать”);
    4. или помощью – в форме коалиции “против мира” или “против мужчин”.

    Итого – “она – это маленькая/вторая я” – не работает, верней, мама каждый раз пытается “запихнуть” дочь в это прокрустово ложе, а живой человек из него все время “вылазит”, не помещается. Или влазит, но начинает болеть, страдать молча, не ладятся во взрослом возрасте отношения с мужчинами…

    Конкуренция, или Я знаю лучше!

    Конкуренция – то, с чем сталкиваются уже маленькие девочки. Не думаю, что мамы это делают нарочно и со зла. Сначала сделать самой удобнее, а потом уже вполне может оказаться, что мама выискивает в дочке ошибки и не стесняясь, исправляет их.

    А кто ж ей скажет, что она не права, если не родная мать?

    Маркируют конкуренцию такие желания (внешние), как

    • старания сделать дочь лучше (чем она есть, ага, а так она – г…о обыкновенное);
    • попытки предостеречь, уберечь (“сама не справится”);
    • указания на недочеты в немеряных количествах (а именно – объективно больше, чем поддержки).

    Вместо “давай посмотрим, что у тебя получилось” – первым делом идет

    1. обвинение (“ты наносишь ущерб своими действиями”, “вечно мы расхлебываем за тебя”, “за курсы/обучение/”вышку” пришлось выложить нехилую сумму!);
    2. стыжение (вечно все не так; ты не такая, как надо; “не так сидишь, не то свистишь” (с) анекдот);
    3. запугивание (“с тобой что-то случится”, “ты капитально ошибешься” = не справишься сама).

    С возрастом добавляется проблема, что дочь реально может что-то лучше. И как минимум – больше нравится мужчинам. Женщины постарше часто сдают позиции, не в силах перейти в следующий возраст, богатый своими возможностями и достижениями.

    Конкуренцией наполнены и отношения бабушки и молодой мамочки. Кто из них знает лучше? Кто из них компетентнее и сильнее?

    Только самые “продвинутые” и целостные, не травмированные в своей части “про достижения” (нарциссической) женщины способны дать дочери пространство:

    чтобы та ошибалась – и училась на своих ошибках,

    пробовала – и у нее получалось.

    Если мама хочет “в дочки”: кривые дочки-матери

    Самый страшный вариант отношений – когда роли матери и дочери меняются местами. При этом бытовую часть вполне может на себе тянуть и мама (а может и не тянуть). А вот эмоционально для дочери нет безопасного места. Ей не к кому прийти, чтобы ее успокоили, приголубили, пожалели, утешили, выдержали в ее подростковом бунте.

    Мама, как правило, сама “недолюбленная” или “перелюбленная”, не хочет занимать позицию мамы. Не способна или не может “контейнировать” (выдерживать, объяснять) своей дочери. Вместо этого от настроения мамы зависит то, что получит дочь – ласку или ор. Мама не просто конкурирует (как якобы равная, но в неравных условиях) – мама буквально заставляет свою дочь обслуживать ее эмоционально.

    Выслушай…

    Поддержи…

    Успокой…

    Останься трезвой и рассудительной, пока я бушую…

    Развей мои страхи…

    А это – кратчайший путь в созависимые отношения и “лямку”, которую надо “тянуть” по жизни.Все это называется парентификацией – когда дети выполняют для своих родителей – роль родителя. Чем это заканчивается? По-разному, но чаще всего дочери недополучают ценный эмоциональный опыт детства, беззаботности (“надо было бдить, в каком настроении мама”). Такие дочки не уверены в себе и не уверены, что их можно любить “просто так” – только за дела и за обслуживание другого человека.

    Все ли так мрачно?

    Неужели в жизни дочерей и матерей есть одни проблемы? Конечно, нет. Есть и особый вид близости, возможный только между существами одного пола. Найдется место и “своему языку”, особым “женским” занятиям, которые всегда использовались как камертон, как нечто умиротворяющее и создающее особый женский круг “мы”. Есть место взращиванию, поддержанию и подтверждению идентичности:

    да, дочка, ты – женщина, и рада за тебя/горжусь тобой.

    Это же могут “транслировать” и другие женщины рода и семьи: сестры, тетушки, свекровь и многие другие.

    Однако это возможно только если мама:

    • не молодится, не конкурирует с дочкой, как с сестрой;
    • не становится “доченькой”, способна сама обслуживать свои эмоциональные потребности;
    • не “залипает” в отношениях с дочкой, и способна ее отпустить, дать той набить свои шишки и свой опыт.

    Не всегда мы догадываемся, насколько наши отношения с матерью влияют на нашу жизнь. Повзрослев, заведя семью, мы все так же нуждаемся в своей маме, которая поддержит, поймет и одобрит. К сожалению, далеко не у всех из нас такие отношения с матерями. Кто-то открыто бунтует, кто-то старается поддерживать нейтральные отношения, кто-то делает вид, что все хорошо, однако в душе мы так и не забыли детские раны и обиды.

    В своем стремлении самоутвердиться и что-то доказать своим матерям мы не хотим признавать, насколько важно наладить с ней хорошие отношения. Это сделало бы нас счастливее, спокойнее и увереннее, но груз детских обид не дает нам покоя.

    Можно ли разорвать этот круг вечных обид и упреков? Своим опытом делится писательница, психолог и мама Ольга Валяева.

    Четыре стадии в отношениях матери и дочки

    Долгое время у меня мамы не было. Ну то есть она была всегда, физически. Но внутри у меня не было ощущения корней, не было ощущения, что она старше и больше. Не было уважения, любви. Мы могли ругаться, мириться, мило общаться, пить чай вечерами литрами. Она была моим родным человеком.

    Но мамой… Мамой я ее почувствовала не так давно. Когда наконец перестала от нее чего-то ждать, что-то ей доказывать и пытаться ее переделать. Когда повзрослела и перестала заниматься ерундой.

    Вот ведь правда. Есть мама как человек. Который из другого века. Ей сложно осваивать технику - а мне вообще непонятно, чего тут сложного. И есть я, которая читает всякие умные книжки - и видит проблемы всех в этой книге. Кроме своих, конечно. Особенно мамины. И можно ее учить жить - ты вот поэтому не замужем. Вот тут ты неправа, тут ты делала не так. Как будто я старше, опытнее.

    А еще есть обиды. Обиды маленькой девочки, которой не хватало маминого внимания. Но не в 15 лет, когда этого внимания стало слишком много. Мне оно нужно было тогда. Помните, как в этой шутке: «Если у вас с 5 лет не было велосипеда, а в 25 вы купили себе Мерседес, то у вас все равно не было велосипеда в 5 лет». Так и тут. Мне сегодняшней, как и мне в подростковом возрасте и старше - маминого внимания было слишком много. А хотелось его мне пятилетней. Мне, ребенку. Тогда. А это «тогда» уже недостижимо.

    И вот я вся такая умная и с мешком обид. И мама. Мама, которая все сделала для меня, что могла. Мама, которая любила, как могла и как умела. В разы больше, чем любили ее. Мама, которая из кожи вон лезла, чтобы мы выжили. Мама, которой не так много и нужно от меня. Принятие. Уважение. Благодарность.

    Только мешок с обидами не дает уважать. Не дает любить. Память о детской боли заставляет строить стены, переставать общаться по душам. И продолжать умничать и учить жизни. Так можно и всю жизнь прожить. И никогда не увидеть свою Маму за этим мешком. Никогда не увидеть в ней человека. А за ней - ее судьбы.

    И это на самом деле мешает. Нет гармонии и принятия с мамой - нет женственности, нет осознанного и радостного материнства. Говорят, что благодарность и уважение приходят сами, когда становишься матерью сама. Врут. В чем-то ты можешь начать ее лучше понимать. Но добавляются еще «Я стану другой матерью, лучше!» - и обиды растут как на дрожжах. Я же могу - почему она не могла?

    Так и живем. Доказываем мамам что-то, высказываем. И думаем, что живем. Недавно видела историю о том, как скорая приехала к женщине, которая жила с дочерью. Матери 95, дочери 75 - друг друга называют «старая карга». И таких случаев много. Не всегда это произносится вслух. Но сколько женщин именно так и живут – физически рядом с матерью, а в глубине души в полном разрыве с ней.

    Часто дочь, даже выходя замуж, остается душой с матерью. И продолжает с ней бодаться, носиться и так далее. Даже иногда детей для мамы рожает. Потому что мама внуков хочет. А иногда связь разрывается - они не видятся совсем. И обе страдают в разлуке. Иногда дочь пытается разорвать болезненную связь, но чувство вины не дает….

    Хотя на самом деле все просто. В отношениях с мамой есть 4 стадии. Которые нужно прожить, пережить. Шаг за шагом. Ни одну нельзя пропустить или вычеркнуть.

    1. Симбиоз

    С самого начала ты и мама - одно целое. У вас общее тело, ты ее продолжение. После рождения ребенок также считает маму своей частью. Поэтому разлука так страшна, он кричит, когда мама выходит из комнаты.

    Кто-то зависает в этой стадии. И всю жизнь пытается маме угодить, сделать ее счастливой, не спорить. Потому как счастлива мама - счастлива я. Но эти отношения вредны - прежде всего для дочери. Лет до 7-8 это правильно и здорово так жить - быть с мамой единым целым, впитывать ее любовь и заботу. А потом нужно идти дальше.

    2. Споры

    В какой-то момент ребенок начинает осознавать, что я и мама - это разные люди. А значит, у нас могут быть разные взгляды, разные желания, могут не совпадать мнения на разные вопросы. И дочь начинает с мамой спорить, доказывать свою правоту.

    Смысл этой стадии в том, чтобы оторваться. Найти себя. Найти в себе силы идти своим путем. Но можно в ней зависнуть. И всю жизнь спорить. Всю жизнь доказывать…. Я не ты, я лучше тебя, я лучше знаю….

    3. Независимость

    Следующая стадия, когда дочь не только на словах, но и на деле начинает свою жизнь. Уезжает, может уехать далеко. Может перестать общаться совсем. В ее жизни мама перестает быть важным человеком.

    “Я сама по себе. Я выросла. Я большая. Ты мне не указ”. В этой стадии тоже можно зависнуть - и многое потерять. Родовые ресурсы, связь с женским родом…

    4. Благодарность и уважение

    И лишь когда мы отделились и начали проживать свою жизнь, мы можем перейти на финальную стадию - благодарности маме. Когда мама становится близким и родным человеком. Когда с ней можно говорить по душам - и очень хочется. От этого становится только лучше. Появляется мощный ресурс…

    Каждый цикл в идеале укладывается в 7 лет. От нуля до семи, с семи до четырнадцати, с четырнадцати до двадцати одного и с двадцати одного до конца. То есть в 21 год уже есть ресурсы для того, чтобы перейти на четвертую стадию. Если вы уже прошли все три предыдущие. Если нигде не зависли. Но вот я долго зависала на второй стадии. Потом настала третья - но я с нее все время скатывалась во вторую. Доказывала, спорила….

    И лишь несколько последних лет у меня есть мама. По-настоящему. Ведические знания, расстановки, общение с Учителями…. Благодаря всему этому я повзрослела. Оставила куль детских обид. Увидела в маме человека.

    Научилась ее уважать. И поняла, как сильно ей благодарна - мама столько для меня сделала…

    Да, иногда я снова включаюсь в привычные игры. Ненадолго. А потом вспоминаю о благодарности, делаю мысленный поклон… И все снова встает на свои места. Как и должно быть.

    И желаю всем девочкам, девушкам и женщинам обрести свою маму. В своем собственном сердце.

    Экология жизни. Психология: Мы можем не быть матерью дочери, но мы все дочери своих матерей. Эта связь с перинатального периода...

    Мама, мамочка, ох уж эта мама, достала, она меня не понимает, как мне тебя не хватает…

    Сколько чувственных слов и выражений мы говорим в течение жизни своей маме или о своей маме, сколько времени мы о ней думаем и ведем наши внутренние диалоги, как метко заметила Каролин Эльячефф: «Многие мужчины, возможно, будут весьма удивлены, узнав, что женщины в большинстве своем предпочитают обсуждать между собой совсем не противоположный пол, а собственных матерей».

    Тема Матери в психологии является ключевой независимо от направления, и если вы когда - нибудь пойдете на длительную психотерапию, вопрос отношений с мамой встанет в любом перед вами. Мы с вами можем не быть мамами девочек, но являемся дочками, с не всегда простыми отношениями с мамой. Помимо этого мы как дочери своих мам передаем очень многое своим детям . Ведь вынашивая дочку, у нее формируется не только тело, но и яйцеклетка, а значит и частичку будущих внуков мы зарождаем уже тогда, когда малышка у нас в животе. Именно у нас в животе живет 9 месяцев наш ребенок, а перинатальный период является одним из важных этапов жизни человека.

    Отношения Матери и дочери видоизменяются на протяжении всей жизни.

    Вначале - это симбиоз двоих. 9 месяцев внутри матери, безопасный и спокойный период. У каждой из нас была своя матка, у кого то хорошая, у кого-то - токсичная. Но если человек выжил, даже токсичная матка в целом помогла ребенку родиться и это тоже ресурс, на который можно опираться. Мы помним это ощущение безопасности и безмятежности, его мы и ищем. Психологический симбиоз мамы и ребенка сохраняется первый год жизни, человеческий детеныш беспомощен и не может развиваться самостоятельно. Это тот период, когда жизненеобходимо уделять своему ребенку максимально возможное время, переживать с ребенком вместе разные чувства, объяснять ему и быть глазами в этом мире.

    Примерно в 1,5-2 года ребенок начнет отделять себя и понимать где он сам, «могу, дай, хочу», но при этом, сколько бы он не хотел сам, мама должна быть рядом, тем самым обеспечивать его безопасность. Мы часто можем наблюдать как весело наш малыш играет, оглядывается, не находит маму и тут же начинает кричать и падать на пол, при этом он потерял из виду маму, а значит и гарантию своей безопасности.

    По мере взросления, матери необходимо отходить от ребенка и давать пространство возле ребенка. Примерно в возрасте 7 лет начинается активная идентификация с родителем своего пола, в нашем случае дочки с мамой, у них есть свои девочковые дела, дочка учится готовить, шить, прибираться, подбирать одежду. В этот период важно помогать познавать мир, объяснять различия между полами. Сейчас ребенок уже не нуждается в симбиотической связи с матерью, у него есть свои увлечения и свои маленькие секретики.

    Дальше, следуя по оси времени, плавно входим в пубертат, когда прежние договоренности рушатся, и наступает пора заключать новый договор с нашим подросшим ребенком . Наконец девушка взрослеет и в обычной схеме готовится выйти замуж. Очень трудно для дочери, которая вступила в брачный возраст, заменить мать мужчиной. Мама должна оставить место для будущего мужа дочери. Она перестает быть просто ребенком своих родителей. Она получает официальное право на сексуальную жизнь и претворяет свои собственные представления о замужестве в жизнь.

    Самый большой опыт она получила в родительской семье, безусловно, она понесет именно этот сценарий, либо она настолько сопротивляется, что выберет анти-сценарий. В психоаналитической традиции – все сказки про девицу в темнице, охраняемую драконом - это рассказ о том, что жених обязан забрать дочь у матери-дракона, он должен ее убить. Ведь только забрав у матери дочь, он сможет строить свою отдельную семью. В замужестве происходит один из заключительных этапов сепарации, дочь получает возможность перестать быть только в роли «дочери своей матери», но и готовиться к своему материнству. В традиционном обществе замужество было практически единственной возможностью покинуть родительский дом, сейчас девушка уже может сепарироваться и территориально, а позже выйти замуж. Таким образом, ориентир на маму может к замужеству уже быть снижен . Хотя отдельное проживание вовсе не гарантирует дочери отделение. Мамы продолжают ходить на ее территорию, покупают ей одежду, дают бесконечные советы по поводу быта.

    Следующий этап в отношениях матери и дочери – это появление ребенка.

    Дочь сообщает о новом статусе своей матери - она теперь становится бабушкой. Бабушка может по-разному отреагировать на это известие, в любом случае это будет означать смену поколений.

    В этот период бабушка признает то, что ее дочь выросла и тоже станет матерью. Они теперь как бы на равных. Про отношения наших двоих можно многое сказать по тому, как было передано известие о беременности, по телефону, лично, на каком сроке, раньше или позже мужа. Беременность может стать новым витком сближения уже сепарировавшихся или несепарировавшихся Матери и Дочери. Задачей матери будет передать все знания об этом периоде, рассказать о том, какие особенности были при рождении Дочери. Очень часто, Дочери повторяют, свою историю рождения в своих родах - рожают на том же сроке, с теми же проблемами. Поэтому беременной дочери важно осознавать, что было и психологическая организация в этот период изменяется.

    И, наконец, отношений меняется, когда мать становится беспомощной, стареет и нуждается в своей дочери, а дочь становится мамой для своей мамы. Дочь уже заботится больше и провожает в последний путь, тогда окончательная сепарация состоялась, и дочь становится уже главной женщиной в семье.

    Вот такая временная ось сближения и расстояния в отношениях переживается двумя женщинами дочерью и матерью.

    Теперь рассмотрим другую ось

    Каждая женщина, которая становится стать матерью должна осознавать, что теперь ей нужно искать баланс между 2 полюсами: Мать и Женщина. Она не понимает быть ей заводом по выработке молока или желанной женой своего мужа, быть независимой личностью или зависимой мамой. Это положение существенно изменилось в последнее столетие. Женщинам разрешили учиться, работать, разводиться, не рожать 10 детей и уходить из родительской семьи не обязательно замуж. Но тем не менее, у каждой будет стоять вопрос – как найти «золотую середину» .

    Первый полюс, который мы рассмотрим - Мать, больше, чем женщина . С одной стороны, кажется, что эта миссия вполне почетна, особенно в России. Особенно часто встречается этот крайний полюс отношений в семье мама-дочь, в которой отсутствует мужчина. Матери обретают смысл жизни в своих дочерях и продолжают строить с ними симбиотические отношения на протяжении всей жизни. Мать нарушает иерархические связи и ставит свою дочь на одну полку с собой. Такая мама может и в 70 лет звонить своей 50-и летней дочери и отчитывать ее за что-то. И все заявления о том, что она желает дочери счастья и мечтает о ее замужестве – будут, конечно, правдой, но бессознательно она не хочет разрывать столь привычную связь .

    У нас в России принят и распространен такой вид семьи, не типичный для других стран: бабушка, мама и ребенок . Причем, отец может быть, но он настолько отстранен из этого симбиоза, являясь исключенной фигурой, в особенности, если ребенок - девочка. Муж отселяется в другую комнату, его место в квартире занимает мама жены и у них вполне себе такая хорошая семья получается, они гуляют, наконец, становятся самыми близкими людьми, ездят отдыхать, и счастливы без своих мужей. Мама становится самым близким для дочери, она ей дает ресурс, они много болтают и вот оно казалось бы желанное единение. Во время беременности и после рождения внуков, мама, действительно, может стать очень хорошим ресурсом для взрослой дочери. Она может рассказывать ей о ее рождении, передать опыт ухода за малышами. Очень важно здесь не увлечься.

    Симбиотические отношения с мамой напрямую связаны с последующими отношениями с мужем. И миром вообще.

    Если взрослая девушка болезненно переживает любое расставание настолько, что рыдает и страдает как подросток, то налицо неумение строить отношения с миром на принципах признания за другой личностью права на собственное пространство.

    Муж, которого ну никак нельзя бросить. Работа, потеря которой – катастрофа. Подруги, которые хочется, чтобы принадлежали ей. Больные отношения - слияния.

    Проблемы данной схемы:

    - женщина перестает быть женщиной (брак становится формальностью, может также перебирать множество мужчин, но всегда возвращаться к дочери как к своему постоянному партнеру);

    - захват ребенка, отсутствие расстояния между мамой и дочкой, дочь перетягивается на свою полку отношений. Причем такой захват мать может осуществлять вне зависимости от возраста и семейного положения дочери. Я думаю, замечали, как могут измениться отношения матери, когда, например, она разводится или становится вдовой. Ей нужно срочно занять место, а дочь – самая подходящая фигура и она перетягивает ее на свой уровень в семейной иерархии;

    - зависимые личности во всех сферах жизни;

    - больные дети, ведь как известно, идеальные мамы - это мамы больных детей;

    - риск воссоздать с мужем отношения «та же скорлупа замкнутых отношений пары прилипших друг к другу подростков, подражающих сексуальному поведению взрослых» (Эльячефф Каролин);

    - нарциссизм матери – матери часто хотят восполнить свое детство и начинают усиленно вкладывать в свое чадо. Делать из дочери спортсменку, танцовщицу, певицу, так как мама хотела, при этом желание дочери особо не учитывается. Самым печальным является то, что в этой сверхопеке (хотя со стороны так не кажется) нет реальной любви, которую ждет ребенок, а ребенок вынужден воссоздавать идеализированный образ, и хоть как то заслужить любовь;

    - ненависть к матери, дочь захочет сбежать из этих невыносимых отношений. Будет пытаться проигрывать анти-сценарий и искать отношений с невозможными мужчинами, женатыми, живущими далеко, часто менять партнеров.

    Противоположным полюсом будет: Женщина, больше, чем мать.

    1. Женщина сконцентрирована больше на внешнем объекте, чем на дочери.

    «Что ты кричишь, папа устал, папа занят, папа спит», такая женщина очень боится потерять интерес у мужа, поэтому спокойно задвигает интересы своей дочери. Она никогда не отменит свой отпуск, если ребенок болен, не перенесет мероприятие, если оно запланировано с мужем. Ребенок ей нужен лишь как признак достатка, чтобы можно было показать гостям. Такие мамы могут входить в глубокую послеродовую депрессию, и обвинять ребенка в своей новой измененной жизни.

    2. Вторым проявлением будет женщина, имеющая любовников, она готова в любое время дня и ночи убежать на свидание, найдет время для этого даже находясь в декрете. Она никогда не будет искать отца своим детям после развода, будет просто делать так, как ей лучше. Мужья у таких жен часто забирают детей себе, а женщина устраивает свою личную жизнь, либо детей воспитывает ее мама. Или мать-звезда, когда карьера будет важнее дочери. Общей чертой этих проявлений будет то, что внешний объект всегда важнее ребенка. Дочь будет исключена из главных отношений матери, противоположно матери первой схемы, где, наоборот, все исключены кроме ребенка.

    Проблемы схемы:

    - недолюбленные девочки, старающиеся любым способом привлечь внимание мамы, в том числе своими болезнями, такая девочка может впоследствии отомстить матери, скинув на нее своих уже детей;

    - могут развивать анти-сценарий – стать матерью, больше, чем женщиной, отчаянно делать все не так, как было в родительской семье;

    - идентифицироваться и нести дальше этот сценарий в любой форме (причем амбивалентно к разным детям, с одним ребенком она больше мать, а с другим - женщина);

    - сознательно или бессознательно выбрать жизнь без детей и даже без семьи;

    - она может выбирать мужчину, поглощенного своей работой или увлечениями, делать для него многое, но привычно выпрашивать любовь всеми силами. Она будет жаловаться, что она все для него делает, а он… При этом она будет проигрывать свой детский сценарий.

    В нашем обществе принято говорить о взаимосвязи похожести Отцов и Мужей, а тема похожести Матери и Мужа отвергается или не является столь очевидной. При этом, именно отношения с матерью порой определяют весь жизненный путь . Никогда не поздно над этим задуматься и попытаться измениться.

    Что важно помнить:

    - существует баланс между полюсом материнства и женственности, причем он будет разным в зависимости от возраста и ситуации дочери, мать должна принять эволюцию жизни своего ребенка;

    - принять для себя, что мама - это не идеал, мама тоже может совершать ошибки, это полезно усвоить и взрослым дочерям, образ матери у которых очень идеализирован. Это принятие должно быть и к самой себе, мы все живем, а не сдаем экзамен по материнству небесной комиссии;

    - любая длительная психотерапия будет направлена на восстановление отношений с матерью, принятие того, что это важно, и что можно сделать по отношению к своей дочери;

    - вне возраста дочери, она остается дочерью своей матери на протяжении всей жизни. Но сепарация должна произойти вовремя, если ее нет, то необходимо сознательно выстраивать границы уже в существующей ситуации;

    - мы не всегда понимаем в какой ситуации сейчас находится семейная ситуация нашей мамы, возможно ее проявления к нам - всего лишь спасение ее собственных отношений с мужем;

    - никогда не поздно изменить отношения с мамой, даже если ее уже нет, работают с образом матери

    - нужно четко понимать, что твои отношения с мамой повлияют на твои отношения с твоей дочерью. опубликовано

    ФОТО Getty Images

    Ксения Киселева:

    Кто-то идеализирует свою мать, а кто-то признается, что ненавидит ее и не может найти с ней общий язык, – почему это такие особенные отношения, почему они нас сильно задевают и вызывают такие разные реакции 1 ?

    Мария Тимофеева:

    Мать – не просто важный персонаж в жизни ребенка. Согласно психоанализу, практически вся психика человека формируется в ранних отношениях с матерью. Они не сопоставимы ни с какими другими. Мать для ребенка, по словам психоаналитика Дональда Винникотта, является фактически окружающей средой, в которой происходит его формирование. И когда отношения складываются не так, как данному ребенку было бы полезно, его развитие искажается. Практически, отношения с матерью определяют все в жизни человека.

    М. Т.:

    Конечно. Потому что мать никогда не становится для своего взрослого ребенка человеком, с которым он может выстраивать равноправные доверительные отношения. Мать остается ни с чем и ни с кем не сопоставимой фигурой в его жизни.

    К. К.:

    Как в таком случае могут выглядеть здоровые, благополучные отношения с матерью у взрослой дочери?

    М. Т.:

    Думаю, вы такие примеры видели. Это отношения, в которых взрослые женщины могут общаться и договариваться друг с другом, живут отдельной жизнью – каждая своей. Они могут друг на друга злиться и быть в чем-то не согласны, недовольны, но при этом агрессия не разрушает любви и уважения и никто ни у кого не отнимает своих детей и внуков.

    К. К.:

    Что мешает возникновению таких хороших отношений?

    М. Т.:

    Отношения дочери с матерью – самые сложные из четырех возможных комбинаций (отец–сын, отец–дочь, мать–сын и мать–дочь). Дело в том, что мать для дочери – первичный объект привязанности. Но потом, в возрасте 3–5 лет, ей нужно перенести свои либидинозные чувства на отца, и она начинает фантазировать: «Я, когда вырасту, женюсь на папе». Это тот самый эдипов комплекс, который открыл Фрейд, и странно, что этого не сделал никто до него, потому что влечение ребенка к родителю противоположного пола было заметно во все времена.

    Когда ты начинаешь любить папу, мама становится соперницей, и вам обеим как-то нужно делить папину любовь

    И вот эту обязательную стадию развития девочке проходить очень сложно. Ведь когда ты начинаешь любить папу, мама становится соперницей, и вам обеим как-то нужно делить папину любовь. Девочке очень сложно конкурировать с матерью, по-прежнему для нее любимой и важной. А мама в свою очередь часто ревнует мужа к дочери. Но это только одна линия. Есть и вторая. Для маленькой девочки мать – объект привязанности, но потом ей, для того чтобы расти и становиться женщиной, нужно идентифицироваться с матерью.

    Здесь есть некоторое противоречие: девочке приходится одновременно любить мать, бороться с ней за внимание отца и идентифицироваться с ней же. И вот здесь возникает новая сложность. Дело в том, что мать и дочь очень похожи, и им очень легко идентифицироваться друг с другом. Девочке легко смешивать свое и материнское, а матери легко увидеть в дочери свое продолжение. Многие женщины и в самом деле плохо различают себя и своих дочерей. Это похоже на психоз. Если спросить их прямо, то они возразят и скажут, что прекрасно все различают и все делают для блага дочерей. Но на каком-то глубинном уровне эта граница размыта.

    К. К.:

    То есть, когда женщина заботится о дочери, она в каком-то смысле заботится о себе?

    М. Т.:

    Не совсем. Она, скорее, через дочь хочет реализовать то, что не реализовала в жизни. Или что-то, что она сама очень любит. Она искренне считает, что дочь должна любить то, что любит она, что ей понравится заниматься тем, чем занимается она сама. Мало того, мать просто не различает свои и ее потребности, желания, чувства.

    Знаете анекдоты типа «надень шапку, мне холодно»? Она на самом деле чувствует за свою дочь. Я вспоминаю интервью с артистом Юрием Куклачевым, которого спросили: «Как вы воспитывали детей?» Он говорит: «А это то же самое, что с кошками. Кошку невозможно научить никаким трюкам. Я могу только замечать, к чему она склонна, что ей нравится. Одна прыгает, другая играет с мячиком. И я эту наклонность развиваю. Так же с детьми. Я просто смотрел, какие они, что у них само собой выходит. А дальше я их в этом направлении развивал».

    Разумный подход – когда на ребенка смотрят как на отдельное существо со своими личностными особенностями

    Вот это тот разумный подход, когда на ребенка смотрят как на отдельное существо со своими личностными особенностями. А сколько мы знаем матерей, которые вроде бы проявляют заботу: водят детей по кружкам, выставкам, концертам классической музыки, потому что по их глубокому ощущению именно это и нужно ребенку. А потом еще и шантажируют их фразами вроде: «Я на тебя всю жизнь положила», которые вызывают у взрослых детей колоссальное чувство вины. Повторюсь, это выглядит как психоз.

    По сути, психоз – это и есть неразличение того, что происходит внутри тебя, и того, что вне. Мать находится вне дочери. И дочь находится вне ее. Но когда мать считает, что дочери нравится то же, что и ей, она начинает терять эту границу между внутренним и внешним миром. И у дочери происходит то же самое. Они одного пола, они и правда очень похожи. Вот тут возникает тема разделенного безумия, своего рода взаимный психоз, который распространяется только на их отношения. Если не наблюдать их вместе, можно вообще не заметить никаких нарушений. Их общение с другими людьми будет вполне нормальным. Хотя возможны отдельные искажения. Например, у этой дочери с женщинами материнского типа – с начальницами, преподавателями-женщинами.

    К. К.:

    А что предрасполагает к возникновению такого разделенного безумия? Какой-то особый тип личности, какие-то условия воспитания?

    М. Т.:

    Очень сложный вопрос. Здесь необходимо напомнить о фигуре отца. Одна из его функций в семье – в какой-то момент встать между матерью и дочерью. Так появляется треугольник, в котором есть отношения и у дочери с матерью, и у дочери с отцом, и у матери с отцом.

    Но очень часто мать старается устроить так, чтобы общение дочери с отцом шло через нее. Треугольник разрушается. Я встречала семьи, где у нескольких поколений воспроизводится эта модель: есть только матери и дочери, а отцы удалены, или они в разводе, или их и не было, или они алкоголики и не имеют никакого веса в семье. Кто в этом случае их близость и слияние разрушит? Кто поможет им отделиться и смотреть куда-то еще, кроме как друг на друга, и «зеркалить» свое сумасшествие?

    Кстати, вы знаете, что практически во всех случаях Альцгеймера или каких-то других видов старческого слабоумия матери называют дочерей «мамами»? На самом деле в таких симбиотических отношениях нет различения, кто кому кем приходится. Все сливается.

    К. К.:

    По поводу важной роли отца в семье. Меня в какой-то момент удивило, что я про многих знакомых женщин могу понять: мамина она дочка или папина. Есть девочки, которые больше любят отца, больше ему подражают, следуют за ним, а есть, наоборот, мамины дочки. Можно это как-то объяснить?

    М. Т.:

    Знаете, как в народе говорят? Для того чтобы ребенок был счастливым, девочка должна быть похожа на папу, а мальчик на маму. И еще есть поговорка, что отцы всегда хотят сыновей, а любят больше дочерей. Эта народная мудрость вполне соответствует предуготованным природой психическим отношениям. Я думаю, что девочке, которая растет «маминой дочкой», особенно тяжело от матери отделяться.

    К. К.:

    Отношения матери и дочери в подростковом возрасте особенно сложны?

    М. Т.:

    Да, это тяжелый период. Девочка вырастает, вступает в детородный возраст и оказывается как бы на поле взрослых женщин, тем самым выталкивая мать в поле старых женщин. Это не обязательно происходит в данный момент, но суть изменений в этом. И многие матери, не отдавая себе отчет, переживают это очень болезненно. Что, кстати, отражено в народных сказках про злую мачеху и юную падчерицу.

    Действительно, трудно выносить, что девочка, дочка расцветает, а ты стареешь. У дочери-подростка свои задачи: ей нужно отделиться от родителей. По идее то либидо, которое пробуждается у нее после латентного периода в 12–13 лет, должно быть повернуто из семьи вовне, на сверстников. И ребенок в этот период должен из семьи выходить.

    Если связь девочки с матерью очень тесная, ей трудно вырваться. И она остается «домашней девочкой», что воспринимается как хороший знак: вырос спокойный, послушный ребенок. Для того, чтобы отделиться, преодолеть притяжение в такой ситуации слияния, у девочки должно быть очень много протеста и агрессии, что воспринимается как бунт и испорченность.

    К. К.:

    Но если мать осознает все опасности и подводные камни подобных отношений, им с дочерью будет легче разделиться?

    М. Т.:

    Все осознавать невозможно, но, конечно, им будет легче. Вы как-то задали мне такой радикальный вопрос: «Обязана ли дочь любить свою мать?» На самом деле дочь не может не любить свою мать. Но в близких отношениях всегда есть и любовь, и агрессия, а в отношениях матери-дочери этой любви море и агрессии море. Вопрос лишь в том, что победит – любовь или ненависть?

    Всегда хочется верить, что любовь. Всем нам известны такие семьи, где все относятся друг к другу с уважением, каждый видит в другом личность, отдельного человека, и при этом чувствует, насколько он родной и близкий.

    Об эксперте

    Мария Тимофеева – психоаналитик, действительный член Московского психоаналитического общества, член Международной психоаналитической ассоциации.

    1 Интервью записано для программы «Статус: в отношениях», радио «Культура», сентябрь 2016 года.



    Похожие статьи