• Семья в современном обществе. Традиционная и современная семья

    13.06.2019

    УДК 17.023.32(470 + 571) Гурджиян Мадонна Вартановна

    аспирант кафедры философии Поволжского государственного технологического университета

    ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

    Gurdzhiyan Madonna Vartanovna

    PhD student, Philosophy Department, Volga Region State University of Technology

    TRADITIONAL FAMILY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

    Аннотация:

    В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи, сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и мен-тальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.

    Ключевые слова:

    традиционная семья, семейные отношения, семейные ценности, кризис семьи, патриархальная семья, духовность, стабильность брака, вера.

    The article presents the social and philosophical foundations of the traditional family functioning in the modern Russia. Basing on the study of the typical features of a traditional family, comparison of its principles and values with the features of a modern family, the author concludes that the traditional model of family, updated in accordance with the realities of today, should become a promising model of family relations organization in the Russian society taking into account traditions and mentality of the Russian people, and it will be positively received by the society.

    traditional family, family relations, family values, crisis of family, patriarchal family, spirituality, stability of marriage, faith.

    Одной из ключевых причин обращения к вопросу о роли традиционной семьи в российском обществе представляется системный кризис семейных ценностей и отношений в современной России. Этот кризис проявляется прежде всего в сокращении числа ежегодно регистрируемых браков на фоне роста числа регистрируемых разводов. Кроме того, кризис семейных отношений отчетливо проявляется в низкой ценности детей в семьях: в 2014 г., по данным Росстата, среднее число рожденных детей составило 1,75, что, очевидно, не обеспечивает простого воспроизводства населения. Причин у данного явления, безусловно, немало, однако нельзя отрицать определенную обусловленность низкой рождаемости характером восприятия современным российским обществом семьи и семейных ценностей.

    Приведенные обстоятельства делают вопросы, связанные с изучением роли семьи в современном обществе, восприятия обществом основополагающих семейных ценностей, важным направлением исследования множества наук. С социально-философской точки зрения интерес представляет вопрос о том, какая из моделей семейных отношений характеризуется наибольшей устойчивостью и призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе. При этом социальную философию в не меньшей степени волнуют вопросы о том, воспринимается ли указанная модель организации семейных отношений обществом положительно, каковы возможности ее пропаганды и популяризации.

    Следует отметить, что в России сосуществуют три типа семьи: традиционный (патриархальный), детоцентрический и супружеский. У каждой модели семейных отношений свой пик популярности, этап доминирования. Так, до Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья с доминирующим авторитетом мужчины в доме, с послевоенных лет - детоцентрические семьи, в которых дети представляли центр интересов семьи, благополучия и сохранения брака. Начиная с 90-х гг. формируются супружеские пары, в которых доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества жизни супругов.

    В специальной литературе указываются сущностные признаки традиционной семьи. Как отмечает Ю.Е. Коростылева, «традиционная семья - это большая семья, в которой представители не одного поколения проживают в одном доме и занимаются коллективным трудом (общим делом). Традиционная семья основана на патриархальном идеале» .

    Выделяются следующие черты патриархального идеала. Во-первых, главенствующее положение мужчины в семье. Это мог быть отец, дед, старший сын, ответственные за выполнение следующих обязанностей: представление семьи перед внешним миром; выплата долгов, налогов; ответ перед обществом за нравственные поступки, а может быть, проступки членов семьи; распоряжение семейной кассой. Другими словами, в руках «отца семейства» сосредоточены экономические ресурсы и управленческие функции. Во-вторых, распределение основных функций жизнедеятельности: женщины выполняют экспрессивные функции (женщина - мать, хранительница семейного очага), мужчины - инструментальные (мужчина - добытчик, кормилец семьи). В-третьих, регламентация трудовой деятельности: мелкая работа поручалась детям, старики и больные выполняли легкие виды работы, мужчины - тяжелые, женщины работали по дому. В-четвертых, формирование семейных, гражданских профессиональных функций. Патриархальная семья представляла собой как домашнюю церковь, так и школу семейного воспитания .

    Дополнительно подчеркнем, что само по себе понятие «традиционная семья» применительно к поликультурному российскому обществу не является монолитной конструкцией. Российское общество, как на предыдущих исторических этапах развития, так и сегодня, состоит из сотен этносов, исповедующих десятки различных религий, проживающих компактно или рассеянно на разных территориях. В то же время исследования позволяют выделить некоторые общие признаки традиционной семьи для полиэтнического, поликультурного и полирелигиозного российского социума.

    В частности, сущностные основы традиционной семьи основаны на патриархальном идеале, а именно уважении к родителям и старшим, служении ближнему, почитании памяти своих предков и семейных святынь, выполнении семейных, профессиональных и гражданских ролей, то есть личность воспринимается и на уровне сознания и моделей поведения. Еще в первой половине XX в. философ Иван Ильин писал о тесной связи личностных и семейных ценностей: «Духовный кризис подрывает семью; если духовность колеблется в семье, она начинает слабеть и вырождаться в человеческих отношениях» .

    Приведенное описание достаточно ярко характеризует концентрацию в рамках традиционной семьи многочисленных социально-положительных элементов, включая высокие нравственные основы формирования семейных отношений, преемственность поколений и комплексность морально-этического и духовного воспитания в семье. Указанные характеристики пребывают в дефиците в современной российской семье, на что указывают как приведенные выше статистические данные, так и наблюдения многочисленных авторов.

    А.В. Ковалева с сожалением констатирует: «В настоящее время традиционная семья в том виде, какой мы знали ее в былые времена, практически полностью ушла в прошлое, сохранив лишь отдаленно напоминающие ее характеристики. Происходящие процессы отражаются на семье как целостной единице, и в частности на семейных отношениях. Семья претерпевает трансформационные процессы семейно-брачных отношений, это изменение структуры и численности семьи, образование новых ценностных ориентаций и новых нормативных семейных кризисов и многое другое. Изменяя свои формы, семья приобретает новые характеристики, отдельные из которых порождают определенные риски в ее благополучии. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на жизнеспособность семьи в современном мире» .

    Причины трансформации традиционной семьи в детоцентрическую, а затем в супружескую преимущественно очевидны и достаточно хорошо осмыслены различными исследователями.

    Можно сказать, что в основе современной российской семьи лежат не специфические функции семьи, которые имманентно исходят из ее сущности и отражают специфику семьи как социального феномена (воспроизводство, содержание и воспитание детей), а производные, неспецифические ценности и потребности, в частности получать и отдавать любовь и заботу, обеспечивать душевный комфорт. Данное обстоятельство, очевидно, и породило забвение традиционной семьи в современном обществе: для осуществления неспецифических функций семья не требуется в принципе - получать и отдавать любовь и заботу, иметь душевный комфорт, сексуальные отношения, детей, пребывать в общем благополучии с известной степенью успешности можно и вне семьи.

    В современном обществе данная тенденция проявляется в высоком уровне разводов по отношению к числу браков, в слабом стремлении лиц разных возрастов регистрировать супружеские отношения, в малодетности, снижении числа поколений в семье (так называемой нуклеаризации). В более широком контексте данные ценностные ориентации, на наш взгляд, являются стимулами к таким негативным социальным явлениям, как ранний уход (бегство) детей из семьи; ориентация индивида, откладывающего брак, на карьерное развитие; неконтролируемый рост случаев абортов и отказов от детей; нерелигиозная полигамия в ее различных проявлениях (от супружеских измен или неразборчивой добрачной половой жизни до так называемых «шведских семей») и др. Для западных обществ характерны и такие экстремальные проявления деформации традиционных семейных ценностей, как признание и одобрение гомосексуальных семей, развитие педофилии, зоофилии и т. п.

    Анализ этих негативных тенденций приводит к выводу о том, что для современного общества именно традиционная семья является единственной моделью семейных отношений, способной преодолеть кризис в данной сфере, существенно повысить значимость и роль семейных ценностей. Примечательно, что исследования выявляют тенденцию к усилению положительного восприятия традиционной семьи и семейных ценностей российским обществом, причем не только той ее частью, которая проживает в религиозной и социокультурной среде с хорошо сохранившимися элементами традиционного уклада семейной жизни .

    Следовательно, общественное признание требуется именно традиционным семьям, и государство и общество должно оказывать им всемерную поддержку. Речь, безусловно, не идет о насильственном насаждении идеалов традиционной семьи в российском обществе. Здесь надлежит учитывать и светский характер Российского государства, свободу вероисповедания, и определенные черты традиционной семьи, такие как низкая социальная и географическая мобильность, делающие данную модель семейных отношений недостижимым идеалом в текущих общественно-экономических условиях. Наконец, современное общество может оказаться не готовым принять такие черты традиционной семьи, как фактический запрет абортов, выбор супруга по предписанию родителей, жесткое табу на предупреждение и прерывание беременности.

    Однако полагаем, что духовность и коллективизм, традиционно присущие русской менталь-ности, должны и могут стать фундаментом возрождения модели традиционной семьи в российском обществе. Организация жизни по принципу многопоколенности семьи с преимущественной ценностью родства, думается, ни в коей мере не противоречит современным правовым и нравственным ориентирам, а в отношении других особенностей традиционной семьи еще предстоит прийти к общественному консенсусу, результатами которого могут быть как трансформация правовых и моральных норм (включая отношение к абортам и разводам), так и гибкость обновленной модели традиционной семьи (допустимость разводов и абортов при определенных условиях, повышение роли женщин в семейном управлении, выход семейного труда за рамки домохозяйства).

    Таким образом, традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в современном российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа, призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе и, очевидно, будет позитивно воспринята социумом.

    1. Коростелева Ю.Е. Патриархальный идеал как основа традиционной семьи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3, № 1. С. 31-33.

    3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб., 2008.

    4. Ковалева А.В. Негативные факторы трансформации традиционной семьи в современную // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6, № 1. С. 265-272.

    5. Голова А. Социально-экономические механизмы разрушения традиционных семейных отношений // Общество и экономика. 2013. № 9. C. 178-186.

    1. Korostelyova, YE 2015, "The patriarchal ideal of the traditional family as the basis", Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

    2. Korostelyova, YE 2015, "The patriarchal ideal of the traditional family as the basis", Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

    3. Ilyin, IA 2008, The path of spiritual renewal, St. Petersburg.

    4. Kovaleva, AV 2015, "Negative factors of transformation of the traditional family in the modern", Scientific notes of TOSU, vol. 6, no. 1, p. 265-272.

    5. Golova, A 2013, "Socio-economic mechanisms of destruction of traditional family relations", Society and economy, no. 9, p. 178-186.

    Прочитайте и выделите основные положения.

    Запишите:

    Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной.

    Прочитайте:

    Данный переход влечёт за собой следующие изменения :

            развитие двух жизненных центров работы и дома ; раньше профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали вместе, в пределах одной семьи.

      рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность ; Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины.

      снижение престижа и влияния религии ;

      сексуальную революцию ; эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространённому числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей. Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловеческих нравственных ценностей.

      демократизацию брачно-семейного законодательства ; происходит либерализация взглядов на сексуальную моралью

      изобретение надежных средств контрацепции.

    Запишите:

    Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи , индустриальному и постиндустриальному – современная .

    Прочитайте:

    Характеристики традиционной и современной моделей семьи

    Традиционная семья

    Современная семья

    1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью

    1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида

    2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя

    2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим

    3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной

    3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире

    4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца

    4. Высокая социальная и географическая мобильность

    5. Централизованная расширенная семейно-родственная система с доминированием старших

    5. Децентрализованная нуклеарная семья

    6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи

    6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи ‑ серьезная причина для конфронтации и отчуждения.

    7. Патриархальная семья

    7. Эгалитарная семья

    8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций

    8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности

    9 Культура многодетности с жёстким табу на предупреждение и прерывание беременности. В Латинской Америке, Азии и, особенно, в Африке, у многих женщин нет иного выбора, как рожать и растить детей. В этих странах семья с 4, 5 и даже 6 детьми - до сих пор обычное явление.

    9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл. Тенденция к сокращению численности семьи наиболее заметна в странах с высоким уровнем доходов.

    Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений.

    Запишите:

    В течение XX в. произошёл всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим.

    Прочитайте:

    Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи.

    Запишите:

    Жёсткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему общественного труда, осуществившимся в течение XX столетия.

    Запишите:

    Было бы неверно предполагать, что нуклеарная семья повсеместно становится доминирующей формой. В большинстве обществ современного мира расширенная семья по-прежнему остается нормой, и сохраняется традиционная практика семейных отношений. Но становятся разнообразными типы семейной жизни.

    За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.

    О сновные тенденции развития семьи за последние несколько десятилетий:

    1. Абсолютное и относительное увеличение количества разводов. Прочитайте:

    Общество активно отстаивает институт семьи, и большинство сограждан в какой-то определённый момент решают вступить в брак. Но ныне далеко не все супружеские узы оказываются прочными: многие не выдерживают «испытания на прочность». Если и муж, и жена работают, у них остается меньше времени и сил на семейную жизнь, отчего растить и воспитывать детей, сейчас трудно, как никогда. Рождение ребенка стабилизирует некоторые браки, но чаще разводятся именно молодые супруги, у которых и стаж семейной жизни невелик, и дети ещё маленькие.

    В прежние времена на страже брака стояли культурные - и прежде всего религиозные - ценности. Сегодня ситуация изменилась. Развод перестал быть позорным клеймом, каковым был еще 100 лет назад, и ныне семьи и друзья конфликтующих супругов менее склонны отговаривать их от развода.

    Разводов, в будущем, скорее всего, по-прежнему будет много, хотя уже доказано, что это причиняет вред детям. Не стоит, впрочем, забывать и другое: современные браки не менее продолжительны, чем в прошлом веке, когда основной причиной прекращения супружеских отношений была смерть одного из супругов. Разница же в том, что сейчас больше пар сами выбирают разрыв отношений, не оправдавших их ожиданий. Именно поэтому, хотя количество разводов в последнее время и стабилизировалось, возврат к невысоким показателям, которыми было отмечено начало XX века, маловероятен.

    Запишите:

    2. Увеличение числа детей, которые родились вне брака и воспитываются в неполных семьях. Сожительство, неполные семьи, гомосексуальные и смешанные семьи - их число будет увеличиваться. Большинство семей до сих пор - плод заключения брачных уз, и у многих супругов есть дети. Но разнообразие всех форм семьи выявляет тенденцию, выражающуюся в стремлении людей к свободному личному выбору.

      Уменьшение средней продолжительности брака.

      Откладывание момента вступления в брак.

      Увеличение количества людей, которые проживают в гражданском браке.

      Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.

    Прочитайте:

    В США около 65% родителей признаются, что хотели бы посвящать своим детям больше времени. Но поскольку они не соглашаются на более низкий уровень жизни, экономические реалии требуют от большинства родителей, чтобы они работали вне дома и делали карьеру, даже если это означает, что им придётся уделять меньше внимания своим семьям.

    Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в информационном обществе должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

    Алгоритм "качество информационного производства ‑ качество информационного работника ‑ качество жизни" неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

    Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.

    На протяжении 10-15 лет в Украине сохраняется низкий уровень рождаемости, который не обеспечивает даже нормального воспроизведения следующих поколений. В результате этого, население государства сократилось с 52 млн. (1991 г.) до 45,9 (данные на 01.02.2010). По данным ООН, с такими темпами к 2050 году, украинцев может остаться всего 20 млн.

    Запишите:

      Увеличение числа одиноких людей, которые не вступают в брак.

    Прочитайте:

    Поскольку 9 из 10 граждан Америки состоят в браке, жизнь в одиночестве рассматривается как некое переходное состояние, промежуточный этап в жизни человека. Однако в последние десятилетия многие сознательно выбрали именно этот «способ существования». В 1950 г. только 10% американских семей состояли из одного человека. К 2000 г. их доля возросла и составила 25%, а общее количество живущих в одиночестве людей в США равно 27 млн. чел. В Нью-Йорке в 2009 году к категории одиноких людей относилось 28 % населения мегаполиса, к услугам которых 35 тысяч ресторанов, 3,8 тысячи баров и 745 музеев.

    Более всего поражает рост числа незамужних молодых женщин. В 1960 г. таковыми были 27% американок в возрасте от 20 до 24 лет; к 2000 г. их стало уже 75%.Увеличение количества работающих женщин в западных странах способствует тому, что, будучи материально независимыми, они считают брак скорее делом выбора, нежели экономической необходимостью. Иными словами, всё большее число работающих женщин не желают расставаться со своей свободой только лишь для того, чтобы никто не смог назвать их старыми девами.

    Однако, вступив в средний возраст, многие незамужние женщины начинают ощущать, что свободных мужчин недостаточно. Поскольку мы привыкли, что замужество должно «поднимать статус» женщины, чем она старше, образованнее и успешнее как профессионал, тем труднее ей найти подходящего супруга.

    Традиционная семья может жить долго сама в себе. Она экономически и психологически независима. Для ее успешного длительного существования нет никакой необходимости во внешнем мире, который находится за пределами жизненного круга семьи.
    Самый яркий пример, семья староверов Лыковых, которая многие годы жила в полной изоляции от внешнего мира.
    Когда в девятнадцатом веке, начале двадцатого века по всему русскому северу стали строить маяки, станции наблюдения за погодой, столкнулись с проблемой, кто будет жить на диких островах длительное время вдали от людей. Первоначально селили команду солдат во главе с офицером. Результаты были печальны. На севере короткое лето, когда на остров с маяком и гидрометеостанцией завозились запасы продуктов, а потом наступала полярная ночь и люди оказывались оторванными от большой земли на долгие зимние месяцы. Постепенно накапливалось психологическое напряжение, случались конфликты, которые нередко перерастали в трагедии. Когда, наконец, море освобождалась ото льда, и прибывал первый корабль, обнаруживалось, что все люди погибли или находятся в таком состоянии, что не способны к дальнейшему проживанию вдали от людей и успешной работе.
    Тогда стали селить на далеких островах семьи, вместе с детьми. И там, где суровые одинокие мужчины погибали, семья, как ни в чем не бывало, могла жить годами, не испытывая никаких психологических проблем. Естественно подбирались люди с соответствующим складом характера, склонностью к изолированному образу жизни.


    Смотрители маяка Курбатова на острове Шумшу в Охотском море Елена Барбашева с мужем Владимиром и собакой

    Как отцы наши жили, так и мы будем жить
    В традиционной семье представление об окружающем мире молодой человек получает от старших членов семьи. Патриарх (дед) непререкаемый авторитет, слово которого во всех спорах - последнее. Это высший суд, решения которого уже обжалованию не подлежат. Сыновья, поддерживают авторитет деда (авторитет старейшин), потому что прекрасно понимают, что скоро они сами займут это место, и их авторитет будет зависеть от того, как они сегодня воспитают своих сыновей, дедовых внуков.

    Вне традиционной семьи, человек никто. Если человек нарушает обычаи семьи - его изгоняют. Очень мало шансов, что его примут в другую семью, где он будет всегда на роли приживалы, которым все помыкают. Изгнанный за пределы семьи, рода, например, за убийство, человек становится , презираемым всеми отщепенцем.
    Все члены традиционной семьи это понимают и при всех внутренних разногласиях всегда отстаивают интересы семьи. Взамен традиционная семья берет всех своих членов под защиту. В традиционной семье одинаково заботятся и о заболевшем, и о престарелом, и об инвалиде, и о сироте. Всем найдется и кров, и пища, и постель, и дело по силам.
    Государство традиционной семье нужно только для защиты от иноплеменников, которые приходят убивать, грабить, уводить в рабство.
    Для существования традиционной семьи не имеет никакого значения, что думают ученые об устройстве мира: Земля плоская и покоится на трех китах, или это шар, который несется через пустыню космического пространства.
    Более важными являются знания помогающие выживанию семьи в конкретных природных условиях. Эти знания передаются из поколения в поколения, из уст в уста и охватывают весь цикл жизни человека от его рождения до смерти, и весь годовой цикл сельскохозяйственных работ и другой деятельности. Важнее научных представлений о мире, для традиционной семьи являются - религиозные. На ткань религиозного мировоззрения легко ложатся все практические знания о мире, накопленные за жизнь предыдущих поколений.

    В традиционной семье глава семьи одновременно руководитель семейного предприятия. Под его руководством проходили все сельскохозяйственные работы у крестьян или рыбная ловля, как у поморов на этом снимке.
    Без традиционной семьи невозможно существование традиционного государства. Не вкладывая в жизнь семьи ни копейки, государство регулярно получало с нее доход, вначале в виде дани, собираемой дружиной князя, потом в виде налогов.
    Традиционная семья для государства неисчерпаемый источник людских ресурсов: рабочие на заводы, ополчение и новобранцы на войну.


    Художник И.Лучанинов. Благословение ополченца. 1812 г.

    У каждого свой бог
    Традиционная семья не нуждается в писаных законах. Вся жизнь семьи проходит в соответствие с традициями и религиозными представлениями. В решении спорных вопросов последнее слово за патриархом (дедом), как он решит, так и будет.
    Для традиционной семьи нет нужды и в общей с другими семьями религии. У каждой семьи свой бог. Во что наши деды верили, в то и мы будем верить. Языческие представления о мире легко вписываются в замкнутый мир традиционной семьи.
    Но проблема в том, что семьи редко живут в полной изоляции от окружающего мира. Мировоззренческие различия влияют на взаимоотношения между людьми.
    Местный князь собирает ополчение на войну, а старейшины родов и племен в сомнении, нужно ли князю помогать, не нашим богам он молится. У каждого роду, племени свой бог - нет единого государства. Каждый смотрит в свою сторону и готов защищать от врагов только свою семью.

    Объединить в единый народ разрозненные племена на Руси могла только единая вера. Один народ, одна вера - победить невозможно. Это хорошо понимал Великий князь Владимир, Киевский, когда принял решение о принятии для всех единой веры - православия, и который последовательно начал ломать языческие религиозные устои традиционной семьи.

    Вывод. Мировоззрение традиционной семьи основано на религии, а все необходимые для жизни знания передаются из уст в уста, от старших младшим. Традиционная семья может жить длительное время в полной изоляции и нуждается в государстве только для защиты от многочисленных и сильных врагов.

    Одной из традиционных ячеек общества является семья. Еще с детства ребенку прививается важность семейных отношений, благодаря чему в будущем человек понимает необходимость брачных уз и родства.

    Современный мир диктует свои правила, разрушая многие стереотипы, существующие в обществе. Сексуальная революция, изменение уровня жизни в последние десятилетия, привели к переменам в менталитете молодежи и их ориентировании на семью. Это повлекло возникновение современного типа семьи, которая ориентирована на преобладании частной жизни, чувственной стороны отношений. Однако никто не отменял и традиционный тип семьи, который, хоть и не часто встречается, является удачной возможностью связать себя узами Гименея раз и навсегда.

    Традиционная модель семьи базируется на родственных, кровных связях, где важнейшей частью отношений является постоянное общение с родственниками. Такой тип семьи, как правило, содержит три поколения: родители, дети, внуки, где слово старших, фактически, является законом для их детей.

    Чем же хороша традиционная семья? Основой здесь является прочность отношений. Высшая ценность – это стойкость брака в любых обстоятельствах. Вступающие в такой союз люди либо являются однолюбами по своей натуре, либо воспитывались в благополучной семье, где присутствовало взаимопонимание. Консервативность взглядов родителей, не нагруженных в свое время огромным потоком информации, также может стать причиной спокойной и строгой обстановки в супружеской жизни детей.

    Традиционный тип семьи имеет свои преимущества. Например, здесь есть четкое распределение функций между супругами: если мужчина является кормильцем, то женщина обязана быть хранительницей домашнего очага. Стандартный набор ее обязанностей: уход за домом и семьей, присмотр за детьми и их воспитание. Кстати, насчет детей – как правило, традиционная семья является многодетной, поскольку одна из концепций супружеской жизни – расширение семьи.

    Родительство играет ведущую роль. Дети в такой семье являются «цветами жизни» и весь мир, после рождения ребенка, начинает вращаться вокруг него.

    Традиционная семья была нормой в странах Советского Союза. Тогда также имел место патриархат , а семья была важнейшей ячейкой общества. До сих пор во многих семьях родственники, общение между поколениями является наивысшей ценностью.

    Несмотря на бешеные темпы акселерации молодежи, ее увлечение западными тенденциями, семья все же остается важным пунктом в жизни любого человека. Если семья создается один раз, это не отдает старомодностью, а означает, что люди, вступившие в брак, всегда могут найти компромисс и уважают мнение друг друга.

    «Важным элементом этой сессии форума, - отметил председатель форума Владимир Якунин, - стало проведение круглого стола о семье. Колоссальное значение, колоссальная информативная база - и выводы о необходимости поддержки традиционной семьи как средства борьбы с демографическим кризисом не только в России, но и во всем мире».

    Круглый стол «Семья: истоки и будущее цивилизаций» состоялся в рамках данного форума впервые и привлек большое число экспертов, выступающих за традиционные семейные ценности и преодоление демографического кризиса, охватившего многие страны мира.

    Показательно, что инициатива по проведению данного мероприятия исходила от российской стороны. Изначально идея обсуждения проблем семьи в международном формате была предложена Натальей Якуниной - председателем Попечительского совета Всероссийской демографической программы «Святость материнства».

    В работе круглого стола приняли участие представители 24 стран. С докладами выступили Наталья Якунина, академик Патрик Фейган (США), директор европейского отделения противоабортной организации «Human life international» Эва Ковалевски (Польша), руководитель православного центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов (Россия), директор Института демографических исследований Игорь Белобородов (Россия), вице-президент Всемирного конгресса семей Ларри Якобс (США), заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ профессор Анатолий Антонов (Россия), член коллегии адвокатов Мадрида Игнасио Орсуага (Испания), президент Национальной ассоциации семей Великобритании доктор Томас Вард (Англия), заместитель директора Шанхайского института международных исследований Сяоюнь Цян (Китай), представитель организации «Focus on the family» Юри Мантилья (Боливия), член правления Ассоциации семей Латвии Бертуле Марика и многие другие.

    Центральными темами для собравшихся стали глобальное снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства и мировая эпидемия абортов. В числе болезненных демографических аспектов были названы рост разводов, распространение внебрачных сожительств, увеличение доли неполных семей, распространение социальных девиаций (гомосексуализма, педофилии, отказа от деторождения (феномен child-free), проституции, порнографии и т.п.), деформация половозрастной структуры, изменения исторически сложившегося этноконфессионального баланса. Все это, как сказано в проекте резолюции, ставит под угрозу будущее цивилизаций.

    Главным итогом мероприятия стало принятие определения семьи, исключающего такие социальные девиации, как гомосексуализм, внебрачное сожительство, child-free и другие. Согласно проекту итоговой резолюции, семьей является базовая ячейка (первоэлемент) общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми признаками:

    Союзом мужчины и женщины (согласно 16-й статье Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

    Добровольностью вступления в брак;

    Совместным проживанием супругов;

    Ведением общего домашнего хозяйства;

    Вступлением в брачные отношения с соблюдением процедуры общественного признания в виде государственной регистрации брака и/или соответствующего религиозного обряда;

    Стремлением к воспроизводству и социализации новых поколений. Семья является незаменимым демографическим условием существования, воспроизводства и устойчивого развития цивилизаций. При этом матери и отцу неотъемлемо, согласно человеческой природе, принадлежат фундаментальные, приоритетные и первичные права и обязанности непосредственно осуществлять образование, воспитание, защиту, обеспечение и всестороннюю духовную и морально-психологическую поддержку своих детей;

    Нерасторжимостью брака - изначальными обоюдными намерениями супругов пожизненно быть вместе, несмотря на любые жизненные трудности.

    Знаменательно, что именно в стране, входящей в Евросоюз, сторонники традиционной семьи выступили за семейные ценности и борьбу с демографическим кризисом во всем мире.

    Об итогах круглого стола рассказали его российские участники.

    Протоиерей Максим Обухов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

    Важным компонентом родосского форума стала тема семьи, которой был посвящен специальный круглый стол. Множество экспертов из разных стран сошлись во мнении, что проблема сохранения семьи и противодействие ее распаду актуальна для всех стран мира. Мало того, эта опасность носит глобальный характер. К кризисным явлениям были отнесены разводы, резкое катастрофическое падение рождаемости, наблюдаемое повсеместно, аборты, так называемая «коабитация», или внебрачное сожительство, отказ от вступления в брак и прочее. На круглом столе прозвучали интереснейшие доклады о ситуации с семьей в различных странах. Обрадовало участников круглого стола то, что, как оказалось, семейные ценности объединяют людей совершенно разных народов, религий и цивилизаций. Уже признание универсальности базовых, всеобщих ценностей, на которых строится семья, является само по себе уникальным событием и требует продолжения разговора.

    Семья - это поистине универсальная ценность для всех цивилизаций. Я подробно изучал вопрос о происхождении современной моногамной семьи. Результаты ретроспективного анализа свидетельствуют о том, что традиционная семья была часто встречаемым явлением в человеческих популяциях еще во II тысячелетии до нашей эры. Поэтому совершенно неверно бытующее порой мнение, что наши древние предки были сплошные дикари и развратники. Другими словами, семейные ценности присущи человечеству с самых ранних пор.

    Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований, редактор портала Demographia.ru , один из модераторов круглого стола «Семья: истоки и будущее цивилизаций»:

    Круглый стол в рамках Родосской сессии форума - это очень важное событие. В последнее время во всем мире активизировались антисемейные силы. Уже в восьми странах разрешены так называемые однополые браки. Недавно евробюрократы вообще додумались до того, чтобы упразднить самые близкие для человеческого сердца слова - «мать» и «отец». Их хотят заменить безликим и бесполым словом «родитель». Все это делается в угоду агрессивному гей-лобби, у представителей которого по известным причинам могут быть только усыновленные дети. Мама среди двух, а порой и более, мужчин из воздуха не появится, а папой таких извращенцев тоже язык не повернется назвать. Вот они и продвигают нейтральное обозначение «родитель».

    Но не только извращенцы разрушают нормальную семью. Эпидемия абортов - это тоже во многом результат навязанной Западом идеологии «планирования семьи». Кроме того, таким образом из наших младенцев уже давно получают сырье для омоложения под названием «фетальные препараты». Вообще антисемейная деятельность, щедро финансируемая различными заморскими фондами и правительствами ряда либеральных государств, привела к снижению рождаемости не только в России, но практически на всех мировых континентах.

    Нам давно пытаются навязать мысль о том, что планета якобы перенаселена. Однако это наглая ложь, и мой доклад был как раз об этом. На всех без исключения мировых континентах из года в год снижается рождаемость. В последнее время эта тенденция приобрела слишком угрожающие темпы. Даже в Африке, безусловном демографическом лидере, многие страны имеют фактически европейскую рождаемость: ЮАР, Марокко, Тунис, Алжир и другие. В Азии тоже серьезные демографические проблемы. Там не так давно был достигнут исторический минимум рождаемости - 0,7 ребенка. Причем не где-нибудь, а в китайских провинциях Макао и Гонконг. Население Китая, как бы его ни боялись, начнет сокращаться уже через два-три десятилетия. Средняя китаянка сегодня рожает меньше француженки или датчанки. Япония, Корея, Сингапур - вымирающие страны. Про Европу вообще стыдно говорить: ее население себя не воспроизводит и активно заселяется иммигрантами. Сегодня в Европе нет ни одной страны с коэффициентом рождаемости, достигающим хотя бы простого воспроизводства. Аналогичная ситуация у нас в России. Вся эта дезинформация о грядущем перенаселении, нехватке питьевой воды и прочая неправда вытекает из концепции «золотого миллиарда», согласно которой жить на планете имеет право только население США и стран-сателлитов. Отрадно, что англичане и американцы, участвовавшие в круглом столе, выступают категорически против такой концепции.

    Я рад, что в разгар демографического кризиса, охватившего многие страны западного и восточного мира, нам удалось собраться в таком многочисленном составе и принять общее и во многом судьбоносное решение. По сути 11 октября 2010 года произошло историческое событие: эксперты из разных стран приняли определение естественной традиционной семьи, которая выступает единственной альтернативой вымиранию человечества. К сожалению, настало время, когда понятие нормы приходится отстаивать всеми силами и подробно расписывать. Приходится даже особо указывать, что семья - это союз исключительно мужчины и женщины, что начало подлинно семейных отношений предполагает обязательную регистрацию брака, что семья предполагает деторождение, что только родителям (а не ювенальным службам) принадлежит первичное и приоритетное право на воспитание своих детей.

    Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ имени М.В. Ломоносова:

    Очень приятно, что заявленный первоначально круглый стол перерос в полноценную секцию. Вместо стандартных трех-пяти часов было три дня продуктивной работы, были утренние и вечерние заседания. Собрались представители более 20 стран, было довольно много докладов и сообщений. Проблемы семьи и демографии очень острые и, безусловно, заслуживают такого высокого внимания. Примечательно, что собрались не просто люди, которые занимаются общественной деятельностью, связанной с семьей, и не просто ученые, которые исследуют семью, а представители профамилистической парадигмы - то есть люди, которые признают высочайшую ценность семьи и что-то стараются сделать для того, чтобы семья как институт смогла существовать дальше.

    Некоторые считают, что на форумы, где подразумевается диалог цивилизаций, должны приезжать представители разных взглядов, чтобы в этих столкновениях противоположных мнений рождалась истина. Диалог цивилизаций и разных культур состоялся, и собравшиеся не тратили время на то, чтобы переубедить друг друга.

    Для представителей феминистических теорий семья - враг номер один. Для них это самый гнусный институт на земле. Семья выполняет безобразное, ужасное, с их точки зрения, дело. Она воспитывает девочек - девочками, мальчиков - мальчиками, и тех и других пытается воспитать будущими родителями, отцами-матерями. Феминизм - это величайшее преступление. Хотя, на мой взгляд, торжество и торжествующее шествие феминизма по миру - это доказательство явной шизофрении этого мира. Феминизм в начале XX века назывался суфражизмом, и он выполнил свою задачу. В развитых странах мира удалось добиться действительного социального и политического равноправия женщин и мужчин, а именно эти задачи и ставились.

    Когда эти задачи оказались реализованными, женщины получили доступ к образованию, могли сочетать семейные дела, связанные с воспитанием детей, с профессиональными обязанностями. Но феминистские организации остались, и оказалось, что им и делать вроде бы теперь нечего. А самораспускаться не хотелось, и тогда они, по всем законам бюрократических организаций, должны были что-то придумать, чтобы существовать дальше. И они придумали гендерный феминизм. Пошла война против природы, против разделения в природе людей на два пола. Не могут феминистки (и феминисты) успокоиться. Они считают, что анатомическое, физиологическое строение человека отнюдь не доказывает различие человека по двум полам. Они считают, что пол - социокультурное понятие, и как сам человек определяет свой пол, так и должно быть. И в феминизме существует теория андрогинности, когда люди в общем-то и не мужчины, и не женщины, а некие андрогины, в которых сосуществует мужское и женское, и каждый выбирает свою принадлежность к тому или иному полу сам. Пропагандисты этих теорий прочитали много философских книг и сами пишут совершенно заумные философские «труды». Когда рассказываешь даже студентам о том, что пишется в статьях этих феминиствующих авторов, многие не верят. Но это правда. И каждый день тысячи изданий пишут совершенно невероятные вещи. И кому-то это очень нужно!

    Феминистское движение очень мощное в современном мире. Меня парадоксальность этой ситуации немножко удивляет. Американцы всегда боролись с коммунизмом, но, добившись развала социалистического лагеря и СССР, американцы внутри себя вырастили ту же самую коммунистическую гидру, только под другим названием - «феминизм».

    Но на нашем круглом столе были американцы - докладчики и участники - совсем других взглядов и убеждений. Не феминистских. Это люди, которые отстаивают традиционные ценности, в том числе семейные. Многих из них я знаю с 1995 года, то есть уже 15 лет. В 1995 году к нам приезжал известный американский ученый-фамилист Алан Карлсон. В итоге родилась идея создания Всемирного конгресса семьи, который объединял бы людей разных политических взглядов на основе общей заинтересованности в защите традиционной семьи. И этот конгресс мы создали. И в 1997 году прошел первый конгресс в Праге, потом второй - в Женеве (1999), третий - в Мехико (2004), потом в Варшаве (2007), Амстердаме (2009). Мы знаем друг друга достаточно давно.

    На всех континентах земного шара институт семьи пребывает в кризисе, не выполняет своей функции по демографическому воспроизводству новых поколений и их надлежащей социализации. Мы приводим массу фактов в своих выступлениях, докладах, показывающих, к сожалению, неэффективность современной семьи, в которой в лучшем случае один-два ребенка. Такие малодетные семьи более подвержены распаду, разводам. Более того, мы живем в то время, когда люди вообще предпочитают не вступать в брак. Например, в скандинавских странах число сожительств, когда отказываются от официальной регистрации брака, выше, чем число законных браков. Имеются в виду гетерогенные сожительства, хотя в последнее время все больше говорят о гомосексуальных сожительствах, и кто-то усиленно проталкивает эти антисемейные идеи. Однако гомосексуальный союз - это социальная патология.

    В целом же основная мысль, неоднократно звучавшая на круглом столе, состояла в том, что кризис современной семьи - это, в первую очередь, кризис ценностей. Печально, что большинство государств недооценивают семейные и демографические проблемы.



    Похожие статьи