• Сколько пальцев у собаки: интересные факты о строении. Анатомическое строение кошки

    03.07.2019

    Строение глаза

    Зрение у кошки основано на способности организма обнаруживать свет - видимую часть электромагнитного излучения.У кошки глаза большие, по сравнению с головой, и слегка выпуклые. Если бы человек имел такие же большие глаза (по отношению к размерам тела), они были бы около 20 см в диаметре. В сущности, глаз - это наполненный жидкостью шар, расположенный в глазнице черепа. С задней стороны глазного яблока находится множество мышц, которые двигают глаз в различных направлениях. Хрусталик, зрачок и ресничное тело разделяют глаз на две части: переднюю камеру глаза, заполненную внутриглазной жидкостью, и заднюю камеру, заполненную стекловидным телом. Внешний плотный слой глаза называется склерой. В передней части склера образует прозрачное окно, которое называют роговицей. Нормальное давление внутри глаза поддерживается процессом образования и удаления внутриглазной жидкости. Когда этот механизм нарушается, внутриглазное давление начинает расти, глаз увеличивается в размерах, роговица мутнеет. Это заболевание называется глаукомой. Хрусталик выполняет роль линзы и прикреплен связками к ресничному телу, в котором находятся мышцы. Хрусталик преломляют световой поток, и фокусируют изображение

    Зрачок при ярком свете

    Зрачок при
    нормальном свете


    Зрачок в темноте

    предмета на сетчатке. При рассматривании предметов на разных расстояниях от глаз происходит аккомодация - фокусировка изображения точно на сетчатке за счет изменения формы хрусталика, регулирует поток света к сетчатке. У ночных животных глаза большие, с большим зрачком, у дневных - значительно меньше. У кошек, которые видят в темноте, но любят погреться на солнышке, зрачок щелевидный , так как он лучше, чем круглый, уменьшает световой поток к чувствительной сетчатке. В задней части глаза находится отражательная оболочка, которая отражает свет. Глаза кошки ночью способны светиться зеленым светом, так как небольшие пучки света, отражаются от этой оболочки. В сосудистой оболочке, состоящей из сети питающих глаз кровеносных сосудов, в месте выхода зрительного нерва располагается слой клеток с кристаллическими включениями - зеркальце. Задняя часть глаза покрыта сетчаткой, которая является частью мозга. Свет попадает на сетчатку через зрачок. На сетчатке световой поток попадает на фоторецепторы. В глубине глазного яблока (ретина) со зрительными клетками находятся Фоторецепторы - это клетки,
    содержащие окрашенное вещество - пигмент, которые под действием света обесцвечиваются, при этом молекулы пигмента изменяют свою форму, что приводит к возникновению электрического потенциала. Фоторецепторы различаются по форме и делятся на два типа: палочки и колбочки. В палочках содержится один пигмент, поэтому они обеспечивают сумеречное бесцветное зрение. В колбочках пигменты трех видов, они составляют основу цветового дневного зрения. Соотношение палочек и колбочек у животных разных видов отличается. Способность отличить мелкие детали (острота зрения) обеспечивается колбочками. В сетчатке существует место наилучшего видения, которое у человека имеет форму ямки, а у кошки - диска. У кошки как сумеречного животного сетчатка глаза в основном снабжена палочкам, и только в центральной части ретины, в области острого зрения, сконцентрированы колбочки. Повороты головы и взора способствуют попаданию изображения предмета в область лучшего видения на сетчатке.В сетчатке, кроме фоторецепторов, есть еще несколько слоев нервных клеток, от которых электрический сигнал по зрительному нерву поступает в мозг. Пути от правого и левого глаза перекрещиваются, так что в каждое полушарие мозга приходит информация от обоих глаз. Пространства, которые кошка видит правым и левым глазом (поля зрения) перекрываются спереди на 45 % так, что животное может видеть один и тот же предмет одновременно обоими глазами. Это лежит в основе способности животного определять форму предмета и расстояние до него. Кошки с расстояния в один метр различают удаленность площадки, на которую они прыгают, с точностью до 3-5 см. Информация от сетчатки приходит в зрительную область коры мозга, где происходит самая существенная ее обработка. Нервные клетки коры мозга меняют свою активность в зависимости от того, показывают ли кошке светящуюся линию, пятно или мышь. Если кошки потеряют зрение в раннем возрасте, то область нейронов, связанных со зрением, в коре мозга уменьшается, и за их счет увеличивается количество нейронов, связанных с различением слуховых и кожных раздражителей. Усы у таких кошек становятся на 30 % длиннее, чем у зрячих кошек. Увеличение роли слуха, обоняния и других органов чувств компенсирует потерю зрения так хорошо, что поведение таких животных ничем не отличается от поведения нормальных. Однако, нарушения в мозговых зрительных структурных приведут к тому, что тонкая психика животных, нюансы настроения не будут отражаться в прекрасных глазах кошки.


    Спереди глаз защищен верхним и нижним веками, выстланными слизистой оболочкой, которые в сомкнутом состоянии полностью закрывают глаз. С помощью век кошки регулируют количество света, попадающего в глаз. Место соединения век называют углом глаза. У кошек есть третье веко, которое тесно примыкает к оболочке глаза в его внутреннем углу. Третье веко продвигает по глазу слезную жидкость и дополнительно защищает глаз. Когда глаз уходит внутрь глазницы, а это случается при плохом самочувствии или при уменьшении количества смазки в задней части глаза, то третье веко наполовину закрывает глаз, чтобы защитить его от повреждений. В стрессовом состоянии (длительная поездка в машине или на выставке) также наблюдается закрытие глаз третьим веком. Слезная железа находится под третьим веком. Иногда она увеличивается и выпадает за пределы третьего века, что связано с определенными проблемами. Внутренняя поверхность век, соприкасающаяся с роговицей, называется конъюнктивой. Под веками конъюнктива продолжается и образует конъюнктивальный мешок. Поверхность глаза постоянно смачивается жидкостью (слезой), которая скапливается в конъюнктивальном мешке. Избыток ее выделяется через специальный канал, расположенный во внутреннем углу глаза и идущий к носу. При большом избытке слез этот канал закупоривается, слезы начинают течь по лицевой поверхности и могут вызывать раздражение и воспаление кожи. Форма головы, а, особенно лицевой части некоторых плосконосых пород длинношерстных кошек может быть связана с затруднениями в оттоке слез, что приводит к их скоплению в углах глаз. Ресницы растут на линии соединения кожи и конъюнктивы. У

    некоторых кошек может быть дополнительный ряд ресниц, которые натирают роговицу и вызывают раздражение. По различным причинам происходит заворот век, тогда ресницы также начинают тереть роговицу, что приводит к воспалению, которое называется энтропион.
    Совсем недавно считалось, что кошки совсем не обладают цветным зрением и все окружающие предметы выглядят для них черно-белыми, примерно так же, как мы видим их на экране телевизора. Однако в настоящее время установлено, что кошки все же способны различать, хотя и хуже, чем мы, несколько цветов. Но что они различают значительно лучше нас, так это оттенки серого цвета, аж до 25 оттенков. Такую особенность зрения можно объяснить окраской их жертв - мышей и полевок, цвет меха которых варьирует от светло-серого до темно-серого и буровато-серого. Приматы же, включая человека, никогда не нуждались в таком различении оттенков серого цвета, и поэтому эволюция не подарила им этой особенности.

    Уши

    Иногда, полагаю, в порядке невинного троллинга, меня спрашивают, что я думаю о тех, кто говорит, будто бы Аристотель утверждал, что у мухи восемь ног, а также что я думаю об Аристотеле в связи с этим. Чтобы закрыть тему раз и навсегда, отвечаю отдельной записью. Сразу хотел бы подчеркнуть, что рассуждения по данному вопросу выходят далеко за пределы компетенции любого, кто не владеет древнегреческим. Поэтому то, что я пишу, можно признать верным только в той мере, в которой я знаком с вопросом по переводам на современные языки и способен сопоставить переводы с оригиналом.

    В известных мне сочинениях Аристотеля о животных (История животных, О частях животных, О движении животных, О походке животных, О возникновении животных, Parva naturalia) вопрос о точном количестве ног у мух не обсуждается (UPD: хотя можно интерпретировать один из фрагментов О частях животных как явное указание на наличие именно трех пар, поскольку он пишет сначала о том, что передние ноги бывают длиннее прочих, и можно видеть, как мухи и пчелы трут ими глаза, а потом -- о том, что задние бывают больше средних PA 683a, а далее -- о том, что речь шла о шестиногих -- Ἑξάποδα -- PA 683b). Аристотель неоднократно указывал, что у «животных без крови» более четырех ног (см., например, HA 489a). Он подробно разбирал вопрос о количестве ног у осьминогов, каракатиц и кальмаров, а также различных ракообразных, и там считал их довольно аккуратно (см., например, HA 523b-524a, 525a-b et ff.). Вместе с тем, ни одно аристотелевское животное, которое можно так или иначе идентифицировать с мухами (по крайней мере, он отличал двукрылых насекомых от четырехкрылых, см. HA 490a) -- myia, myops, konops, empis, oistros (понять, что это за насекомые, довольно трудно, и сходство с современной номенклатурной латынью не должно вводить в заблуждение -- это не Conopidae, не Empididae и не Oestridae, например, но это, скорее всего, Diptera в современном понимании) не стало в этом отношении предметом детальных разбирательств.

    Вместе с тем, имеется одно аристотелевское животное, которое могло бы послужить основой для этой байки. Это ephemeron, дважды обсуждающийся в Истории животных (см. HA 490a-b, 552b). Животное крылатое четвероногое (ζῷον πτερωτὸν τετράπουν NB! не восьминогое, т. е., количество ног по отношению к насекомым в современном понимании занижено, а не завышено), живущее в реке Гипанис (что это за река тоже не вполне ясно: Южный Буг или Кубань, скорее, последняя, поскольку Аристотель поясняет, что речь идет о Гипанисе около Босфора Киммерийского: HA 552b). Судя по описанию и месту происхождения, животное это было известно Аристотелю только с чужих слов. Есть некоторые основания отождествлять его с поденками (краткий срок жизни, появление из воды), хотя ни количество ног, ни обстоятельства его жизни в воде не могут быть соотнесены с точным описанием поденок. Отмечу особо, что ephemeron представлялся Аристотелю примечательным именно как летающее четвероногое (HA 490a-b), так что количество ног в данном случае, вероятнее всего, не может быть принято за описку.

    Обсуждение того, каким образом Аристотель считал ноги у животного, которого он никогда не видел (а местных поденок, не образующих таких поражающих воображение скоплений, он специально нигде не рассматривал) представляется мне делом довольно бесперспективным. Уверен, попадись это животное ему в руки, он бы тщательно пересчитал ему ноги и лучше других описал бы его появление из воды. Однако, не имея возможности сделать это, Аристотель полагался на известное с чужих слов. В общем, ничего удивительного. Всепоглощающий скепсис по отношению к свидетельствам очевидцев стал надежным спутником зоолога только вместе с профессионализацией науки во второй половине девятнадцатого столетия. Однако не понимаю, почему именно эта история наделала столько шума. В конце-концов, нас не очень занимают его же сообщения о крылатых змеях из Эфиопии (HA 490a), и вопрос о том, что за реальное животное описано таким образом (да и было ли оно вообще, это реальное животное?), довольно второстепенен.

    Урок составлен с учётом требований ФГОС начального общего образования, по технологии системно-деятельностного обучения и обеспечивает реализацию учебной программы по предметной линии учебников системы "Перспектива" авторов А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования администрации города Липецка

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

    Конспект урока по окружающему миру

    по теме: «Какие бывают животные»

    Митина Людмила Валерьевна,

    Учитель начальных классов

    МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

    города Липецка

    Липецк – 2014

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

    Учебно-методический комплект «Перспектива»

    Тема урока: «Какие бывают животные»

    (1 класс)

    Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

    Цели:

    1. Обобщить знания обучающихся о животных и на этой основе учить разделять животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.

    2. Познакомить с основными отличиями животных этих групп.

    3. Расширить кругозор учащихся о природе.

    4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    1. Рисунки детей на тему «Животные живого уголка».

    2. Карточки с названиями групп животных и отличительными признаками.

    3. Конверты с изображениями животных.

    4. Муляжи насекомых в коробочках.

    5.Презентация – слайды из электронного приложения к учебнику «Окружающий мир» 1 класс М.Ю.Новицкая. Н.Н.Гара, З.Д.Назарова.

    Ход урока.

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Прозвенел, друзья, звонок

    Начинается урок.

    Мы сегодня снова будем наблюдать,

    Выводы делать и рассуждать,

    А чтобы урок пошёл каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

    А что значит быть активным? (С желанием выполнять все задания)

    2. Актуализация знаний.

    - А начнём работу с повторения необходимых знаний.

    Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).

    Какая бывает природа? (Живая и неживая).

    Назовите признаки живой природы. (Всё, что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и умирает).

    Что относится к живой природе? (Мир растений и животных).

    О каких животных мы говорили на прошлом уроке? (О животных живого уголка)

    Посмотрите на нашу выставку с изображениями питомцев.

    Животных много на планете и большинство из них живут в дикой природе.

    3. Выявление причины и места затруднения.

    У вас на столах у каждой группы лежит конверт с изображением животных:

    1 группа – бабочка, жук, стрекоза, воробей, божья коровка

    2 группа – окунь, щука, кузнечик , ёрш, карась

    3 группа – синица, лиса, орёл, пингвин, гусь

    4 группа – ёж, волк, ворона, белка, медведь.

    Рассмотрите изображения, найдите лишнее и подумайте, как одним словом назвать животных вашей группы.

    Приступаем к обсуждению.

    Время вышло, представитель от каждой группы перечисляет животных, называет лишнее и даёт название оставшимся (Насекомые, рыбы, птицы, звери)

    Слайд № 1 с изображением четырёх групп животных

    Сегодня мы поговорим о животных только этих четырёх групп, а с другими познакомимся в дальнейшем.

    Ребята, подумайте над вопросом: «Что объединяет животных в каждой группе?»

    Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы? (Нет)

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    Значит, чему мы будем учиться на уроке? Поставьте цель урока.

    (Находить отличительные признаки животных разных групп)

    Какая будет тема урока? (Какие бывают животные).

    Учитель открывает тему урока.

    А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.

    (На доске вывешивается план )

    1. Название группы.

    2. Количество конечностей.

    3. Чем покрыто тело?

    5. Реализация построенного проекта.

    - Приступаем к исследованию первой группы – это насекомые.

    Карточка с названием группы помещается рядом с 1 пунктом плана.

    Слайд №2 с изображением насекомых

    - Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

    А теперь нам нужно найти отличительные признаки этих животных согласно плану.

    Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе, и рассмотрите представителей этой группы.

    Какое количество ног у насекомых? (6 ног)

    Что заметили у них на брюшке? (Поперечные полоски, словно насечки)

    Поэтому и название этой группы насекомые .

    На доске появляется запись:

    1. Название группы. Насекомые

    2. Количество конечностей. 6 ног

    3. Чем покрыто тело? насечки

    Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы.

    Физкультминутка:

    Утром бабочка проснулась.

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась.

    Три – нагнулась и присела

    На четыре полетела,

    У реки остановилась,

    Над водою закружилась.

    А кого могла увидеть в реке бабочка, мы узнаем, отгадав загадку:

    У маленькой животинки сто серебряных монеток на спинке.

    В воде они живут: нет клюва, а клюют (Рыбы)

    Следующим пунктом нашего плана будет группа рыб.

    Карточка с названием группы помещается на доску

    Слайд №3 с изображением рыб появляется на экране

    Обсудите в группе: «Где живут эти животные? Чем отличаются от других?»

    После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй. На доске появляется запись:

    1. Название группы. Насекомые Рыбы

    2. Количество конечностей. 6 ног нет

    3. Чем покрыто тело? насечки чешуя

    Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

    А что умеют животные следующей группы?

    Карточка с названием группы птиц помещается на доску

    Слайд №3 с изображением птиц появляется на экране

    Можно сказать, что это их отличительная особенность?

    А все ли представители этой группы могут летать?

    (Нет, страус, казуар, пингвин летать не могут.

    А летать умеют и насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы).

    Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

    Обсудите, что есть только у этих животных, и нет у других.

    Проанализируйте, сколько конечностей (ног) у птиц.

    На доске появляется запись:

    1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы

    2. Количество конечностей. 6 нет 2

    3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья

    Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

    И последняя группа нашего исследования – звери

    Учитель выставляет карточку с надписью на доску .

    Слайд № 5 с изображением зверей.

    Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие.

    Рассмотрите, сколько конечностей у зверей? (4)

    Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть) На доске появляется запись:

    1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы Звери

    2. Количество конечностей. 6 нет 2 4

    3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья шерсть

    К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности, которые мы вместе с вами смогли выявить.

    Откройте учебник на с. 43 и прочитайте вывод.

    А теперь каждая группа назовёт основные признаки животных своей группы.

    Обратитесь и к полученным записям на доске.

    Представитель от каждой группы проговаривает отличительные особенности животных каждой группы.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Предлагаю обобщить полученные знания и поработать самостоятельно.

    Откройте рабочую тетрадь на странице 33 № 2.

    Соедините стрелками названия групп животных с отличительными признаками этих групп.

    После отведённого времени учитель предлагает проверить свои работы и открывает обратную сторону доски с выполненным заданием.

    Кто справился без ошибок, поставьте знак «+»

    Кто ошибся? В чём ошибка? Поставьте знак «?»

    Допущенные ошибки исправьте. Дома ещё раз повторите вывод в учебнике.

    8.Включение в систему знаний на повторение.

    - Ребята, послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте, к чему призывает нас

    Нам жить в одной семье,

    Нам петь в одном кругу,

    Идти в одном строю,

    Лететь в одном полёте.

    Давайте сохраним ромашки на лугу

    И белочку в тайге, и цаплю на болоте.

    Мы должны бережно относиться ко всем животным, охранять и защищать их. Нам доставляет радость общение с ними, даже если это маленький хомячок или аквариумная рыбка.

    Подумайте, какую пользу приносят животные?

    9 . Рефлексия учебной деятельности .

    Какая была тема урока?

    С чем познакомились? (С группами животных и их отличительными признаками).

    Какое задание было самым интересным на уроке?

    Оцениваете свою работу на уроке?

    Если вы на уроке узнали что-то новое, всё было понятно, то приклейте в рабочей тетради смайлика с улыбкой, если что-то не совсем понятно, приклейте задумчивого смайлика.

    1. Литература: Окружающий мир. Учебник для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.: ил.
    2. Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2013.
    3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 368с. – (В помощь школьному учителю).
    4. 4 stupeni. ru (клуб учителей начальной школы)

    Вопрос, сколько пальцев у кошки, может показаться странным. Любителям этих домашних животных хорошо известно, что в норме пальцев у кошки на задних лапах 4, на передних пять, из которых четыре расположены на стопе, а пятый поднят над ней. Он не используется при ходьбе, но при этом помогает ловко лазать по деревьям. Однако встречаются и случаи, когда происходит увеличение числа пальцев. Это явление носит название полидактилия. Она является генетической мутацией, которая встречается не только у кошек, но и у людей. Впервые полидактилия была официально зарегистрирована в 1868 году.

    Общее о кошках-полидактах (у которых лишние пальцы)

    Считается, что подобные кошки, у которых есть лишние пальцы на лапах, впервые появились в Америке ещё в 17 веке и были преимущественно корабельными животными. Особые кошки, у которых были дополнительные пальцы, встречались на торговых судах, уходивших из портов, расположенных на территории современных США. Произошла ли эта мутация из-за близкого родства у животных, находящихся на кораблях в ограниченном сообществе, или же уже имелась у местных видов, попавших на борт, сегодня установить не удалось.

    В Норвегии котов-полидактов считали именно корабельными крысоловами. Их дополнительные пальцы объяснялись особенностями жизни. Предполагалось, что строение лап, при котором есть дополнительные пальцы, позволяет кошкам удерживаться на корабле в шторм и не оказаться за бортом. Долгое время даже существовало поверье, что кошки, имеющие лишние пальцы, помимо своей основной обязанности по ловле мышей и крыс, ещё и приносят удачу. Разбираться с тем, от чего количество пальцев у кота изменилось, никто не собирался.

    Когда в Европе началась охота на ведьм, большинство котов и кошек, имевших придаточные пальцы, было истреблено. В те же самые времена на территории теперешних США таких животных становилось, наоборот, больше, так как переселенцы охотно везли их с собой. Считалось, что касаться таких животных к счастью.

    Около 50 уникальных кошек-полидактов жили у писателя Э. Хемингуэя, большого любителя этих домашних животных. Из-за этого котов с лишними пальцами иногда называют хемингуэевскими.

    Жил кот-полидакт и в Белом Доме. Звали этого кота Слиппер, и он являлся питомцем президента США Т.Рузвельта. Это отмечает особый интерес к котам, у которых необычная лапка.

    Сегодня среди всех кошек породы мейн-кун у 40% отмечается наличие добавочных пальцев. Такое явление связано с происхождением мейн-кунов от кошек британских переселенцев. Хозяева полидактов считали, что особое строение лап у животных возникло для того, чтобы кошки могли легко перемещаться по глубокому снегу и выуживать рыбу в быстро текущих ручьях. Кот рекордсмен по количеству пальцев был зарегистрирован в 1974 готу. Он мог похвастаться 32 пальцами.

    Сегодня кошки, имеющие лишние пальцы, по стандарту породы мейн-кун считаются выбраковкой, и поэтому такие животные не могут быть пущены в размножение. На территории Нидерландов и Бельгии кошек с лишними пальцами стали разводить в качестве экспериментальной породы. Ряд заводчиков породы мейн-кун отрицательно смотрят на такое разведение полидактов, так как считают, что это может навредить классической породе, так как закрепит мутацию и сделает её встречающейся слишком часто.

    О полидактии (лишние пальцы)

    Коты-полидакы, как правило, имеют по 7 пальцев на каждой лапе. Для них это норма. Два дополнительных пальца на передних лапках расположены аналогично большому пальцу на руке у человека, то есть под углом к остальным. На них имеются когти и полноценная подушечка. Наличие гена полидактии не определяет то, какое количество добавочных пальцев будет у животного. Единственные общие признаки, которые имеют пальцы, появляющиеся при мутации, – это их положение на лапе и увеличение в размере подушечек на лапах у кошки.

    Чаще всего особенное строение, при котором есть лишние пальцы, наблюдается только на передних лапах, а задние остаются нормальным. Если же и на них появляются добавочные пальцы, то тоже со стандартными особенностями. У ряда котов-полидактов возникают генетические дефекты, которые становятся причиной нарушения в строении костей предплечий, приводящих к их уродству и деформации.

    Дополнительные пальцы наследуются достаточно хорошо, и вероятность появления котят с такой особенностью, даже если она наблюдается только у одного из родителей, составляет 50%. Строение необычной лапы не всегда бывает точно таким же, как и у родителей. У потомства количество образовавшихся лишних пальцев может быть больше или меньше. У кошки на передних лапах спрогнозировать количество придаточных пальцев невозможно.

    Ген полидактии (лишних пальцев), несмотря на стойкое наследование, всё же является рецессивным и значит, даже при скрещивании кота и кошки с особенными лапами, в каждом их помёте будут и котята с нормальным числом пальцев. Иногда бывает и так, что на лапах у кошки дополнительных пальцев нет, а у котят они появляются. Сколько пальцев находится на лапках у кошки, зависит от её генетических особенностей.

    Такая особенность позволяет рассматривать кошачью полидактию как ещё не устоявшееся генетическое явление, представляющее собой мутацию. Бытует также и другое мнение, что данная особенность – это один из моментов эволюционного пути в развитии кошек, ещё не полностью сформированный и потому не так чётко просматриваемый.

    Оценивать явление как уродство недопустимо, так как эта особенность лап не мешает кошке полноценно владеть ими и не ухудшает качества её жизни. Животное, имеющее придаточные пальцы, без каких-либо нарушений выполняет следующие действия :

    • бегает,
    • прыгает,
    • ходит,
    • лазает по деревьям,
    • охотится,
    • играет.

    Кошкам-полидактам настолько удобно со своими особыми лапами, что они не замечают своей неправильности в привычном понимании хозяина. Зимой такая особенность действительно помогает животному передвигаться даже по рыхлому снегу, не проваливаясь в него глубоко. Учитывая это, можно считать, что полидактия (добавочные пальцы) у кошек, действительно, является особой мутацией, связанной с приспособляемостью к определенным условиям жизни в течение длительного времени в районах с многоснежными зимами. Возможно, со временем у кошки на каждой из передних лап появятся дополнительные пальцы.

    Откройте свои учебники на странице 20.

    Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

    Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

    Сколько мы видим? (Два) Почему?

    Сколько ног у бабочки? (Шесть)

    Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

    Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

    Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

    Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

    Сосчитайте ножки у насекомых.

    ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

    Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

    Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

    Межпредметная связь с уроком математики:

    Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

    Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

    Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

    Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

    Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

    Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

    А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

    Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи. Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

    Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

    Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).



    Похожие статьи