• Самые странные наказания для женщин на руси. Внутрисемейное насилие на Руси: За что били крестьянских женщин, и как они могли защититься

    22.06.2019

    Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.

    «Торговая казнь»

    Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

    Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.

    Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.

    Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его

    (наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».

    Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.

    В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.

    «Виноват!»

    Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.

    Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.

    Сквозь строй

    Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

    «Поучения» для детей и женщин

    Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и

    поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.

    Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».

    Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.

    Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.

    Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.

    Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.

    Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».


    Женщина, по мнению крестьянского сообщества, требовала строгого обращения, чтобы присущие ей пороки не взяли над ней верх. Также в деревенской среде считались невысокими интеллектуальные способности прекрасной половины человечества - «у бабы волос долог, да ум короток». Все это формировало систему, где женщина должна беспрекословно подчиняться главе семьи (свекру и мужу). И она, как правило, подчинялась, но не из уважения, а из страха стать жертвой физического насилия.

    За любую провинность - невкусно приготовленный обед, нерационально потраченные деньги - женщина могла получить «нравоучение». В селе не говорили «бить», говорили «учить», рукоприкладство вовсе не было чем-то неприемлемым, напротив, считалось обязанностью любого уважающего себя мужика («жену не бить - толку не быть»).

    За какие провинности крестьянские женщины могли быть битыми


    Не приветствовалось поведение, которое подрывало мужской авторитет в глазах общественности. Возражения, критика действий мужа, - достаточное основание для побоев. Также порицалась лень, медленный темп выполнения хозяйственных работ, ненадлежащее хранение и использование сырья. Супружеская измена (или только подозрение таковой) могла стать причиной серьезных телесных повреждений. В такой ситуации к процессу «обучения» женщины могли подключиться и другие члены семьи - свекровь и свекр в частности.

    Такая жестокость объясняется риском зачать и родить ребенка от чужака. В крестьянской среде рождение нового члена семьи означало, что работать придется больше, а также делить ресурсы на большее количество людей. Перспектива кормить незаконнорожденного крайне нежелательна для главы крестьянской семьи. Не всегда физические истязания по отношению к изменнице были инициативой мужа. Нередко решение о наказании принималось на сходе, а супруг был лишь исполнителем.

    Для преступлений против супружеской верности было актуально «вождение» или «посрамление» с элементами физического насилия. В селе Ярославской губернии обманутый муж запряг жену в телегу вместе с лошадью и стал наносить удары кнутом поочередно - то животному, то женщине. Таким образом крестьянин преодолел расстояние в 8 верст. Женщина скончалась.


    Мужчина, который отказывался от наказания неверной жены, как пишет кандидат исторических наук З. Мухина, подвергался осуждению и насмешкам. Такое поведение воспринималось как подрыв основ, неспособность быть главой семьи. Физическое насилие применялось в отношении и тех, кто отказывал в сексуальной близости мужу. Специалист по гражданскому праву Е. Соловьев писал, что побои могли последовать из-за отказа быть сожительницей свекра (это явление называется снохачество). Или же наказанием для строптивой родственницы служила более тяжелая работа и постоянные придирки.

    Как пишет тамбовский историк В. Безгин, рождение ребенка женского пола тоже могло вызвать негодование родни, это связано с тем, что земельные ресурсы в сельском сообществе распределялись лишь в расчете на мужское население. Рождение девочки не сулило семье расширение надела. Случалось, что побои заканчивались смертью, существуют многочисленные свидетельства, подтверждающие летальный исход. Но такие уголовные дела вести было сложно, так как свидетели происшествия, как правило, давали ложные показания, защищая мужа-деспота от наказания.

    Обращение в суд ухудшало положение вещей


    Женщины, которые искали защиты у властей, рисковали. Такая позиция воспринималась сообществом как бунт против семейных традиций. В. Безгин пишет о следующих примерах. После рассмотрения дела в волостном суде Тамбовской губернии о побоях от мужа крестьянку-заявительницу ждало осрамление (публичное вождение по селу в знак осуждения), организованное супругом и свекром. Приговором суда был арест виновного на 7 дней. В Сараевском волостном суде, где разбиралось дело о принуждении свекром крестьянки к интимной близости, было принято наказать истицу за клевету. В качестве меры наказания назначен арест на 4 дня.

    Жертва становится убийцей


    Самый простой способ прекратить издевательства - вернуться в дом родителей - осуждался в крестьянском сообществе, так как противоречил православной морали. Не только женщина обретала плохую репутацию, но и те, кто ее приютил, получали звание потворщиков «бабьего своеволия». Жены, которые не могли выносить побоев, решались на убийство. Чтобы не встретить сопротивление физически более сильного человека, преступление совершалось, когда обидчик спал. Орудием убийства служили тяжелые предметы (топор, камень), которыми наносились удары по голове.

    Способ, не вызывающий особой неприязни односельчан, - это отравление (как правило, мышьяком). Им пользовались более трети угнетаемых женщин, решившихся на убийство обидчика. Действующее законодательство никак не выделяло этот метод среди прочих, квалифицируя как преднамеренное убийство. Но в крестьянском сообществе демонстрировали некоторое снисхождение к отравительницам. Это объяснялось тем, что преступница действовала не открыто, не проявляла дерзости, не вела себя отчаянно.

    Нередко можно услышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь нужно сечь розгами. Но и дети, и взрослые слабо себе представляют, что же это за способ наказания и как он осуществлялся.

    Что означает "сечь розгами"?

    Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла. Сечь розгами - значит наносить удары связкой прутьев по мягким Обычно этот способ применялся в качестве за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей. Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами - это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников. оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.

    Очень популярен был это способ воспитания в Англии. Там розгами секли как дома, так и в школе. Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.

    Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания. Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.

    У этого способа есть даже свое латинское наименование - "флагелляция". Если рассматривать искусство разных стран, то можно увидеть такую французскую гравюру. На картине изображена уютная гостиная. Перед камином в кресле расположился глава семейства, читающий Библию. Рядом стоит его супруга, которая готовит розги для того, чтобы высечь свою дочь. Десятилетняя девочка неподалеку плачет и

    Как секли розгами в старину

    Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, "чтобы неповадно было".

    Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.

    В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.

    При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.

    Что такое розги?

    Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги - это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину - не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался "бархатным", так как следы на теле исчезали очень быстро - от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.

    Подготовка орудия наказания

    Существует абсолютно достоверная информация о том, как проводилась подборка качественного инструмента для порки. Для этого розги вымачивались в течение нескольких часов (а лучше двух-трех дней) в обычной проточной воде. Известны и сведения о том, что для того, чтобы доставить жертве гораздо большие страдания, прутья помещались на некоторое время в соленый раствор.

    Тогда порка причиняла сильнейшую боль, которая потом не могла долго пройти. Рождение такой изощренной технологии уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно там секли розгами провинившихся. О таких случаях рассказывает в своих трудах философ и историк Гомер.

    Как нужно было правильно сечь розгами?

    Оказывается, флагелляция - это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Существовали определенные правила подготовки орудия для нее, а также техника нанесения ударов. Как сечь розгами? Основным правилом являлась необходимость соизмерять свою силу. Человек должен был испытать сильную физическую боль, но при этом не остаться изувеченным. Шрамы не должны были оставаться на теле навсегда. Поэтому человек, который осуществлял флагелляцию, должен был контролировать силу своего удара.

    Современность

    Конечно, время жестоких наказаний безвозвратно ушло. В современности такой способ, как битье розгами, или флагелляция, практически не используется. Хотя иногда имеют место случаи показательного избиения с целью доказывания своей позиции.

    В современном мире люди нарушившие закон отбывают своё наказание в тюрьмах, а дети, которые не слушаются своих родителей, отхватывают ремнём по мягкому месту или же получают устный выговор. Естественно такие меры наказания применялись не всегда и если бы люди прошлых веков попали в сегодняшнее общество, они бы наверняка очень удивились мягкотелости современных людей, ведь то, что творили наши предки в прошлом, было по-настоящему жестоко и ужасно.

    Ацтеки

    Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек - хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано - разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.

    В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями. И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец. Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.

    Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось. Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы. Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

    Древний Рим

    Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания - смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник. Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника. - Прим. «Моей Планеты») приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором. Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».

    И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний. За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке - вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов - за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов - за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.

    При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

    Китай древний и не очень

    По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи. Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз - и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение. Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо - особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.

    Во времена правления династии Тан - в VII столетии н. э. - в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века. Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади. За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью - от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.

    Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки». Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи. Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.

    А вот тюрем у китайцев не было - слишком дорогое удовольствие.

    На Руси

    Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.

    Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же - и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам. Не менее популярным было клеймение железом - буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления. Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей - такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.

    Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых - за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах - от тюрем и армии до школы - были постепенно упразднены.

    09:11 pm - Наказания на Руси.

    Как ни удивительно, но лишение свободы в виде заключения
    в тюрьму долгое время было одним из самых малораспространенных мер
    наказания на Руси.

    Княжеские и все прочие суды совершались скоро, без ненужной
    волокиты, поэтому не было нужды долго держать преступника за решеткой.
    Его просто связывали, сажали на сутки-другие в какойнибудь погреб,
    подклеть или баню и приставляли стражника, чтоб не сбежал, только и всего.
    Строить для этого специальные тюрьмы не было никакой необходимости.
    Действовали законы простые и понятные, которые в сущности сводились к несложной
    формуле: "око за око, зуб за зуб". Более того, пострадавший
    мог без всякого суда разобраться с обидчиком на месте преступления,
    не обращаясь к властям. К примеру, одна из статей Русской Правды (начало
    XI века) звучала так: "Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве,
    могут убить как собаку". А многие преступления вообще не
    подлежали наказанию, даже убийство, если оно совершено было
    при смягчающих вину обстоятельствах - в состоянии опьянения. Некий
    Гаркуша, в пьяном виде повздорив с приятелем, ударил обидчика медным
    ковшом по голове и зашиб его до смерти, но был совершенно оправдан
    на другой же день после этого, поскольку дело это было, как написано,
    - "на пиру явлено". Любопытно, что пьянство
    стало признаваться отягчающим вину обстоятельством только в начале XVIII
    века. Тяжелой обидой на Руси считалось нанесение увечий,
    отсечение руки или ноги. Сделавший это, если вина его была доказана, подвергался
    точно такой же участи - ему тоже, вместо того чтобы давать
    срок и сажать в тюрьму, без всякой жалости отрубали руку
    или ногу. Строго наказывалось оскорбление действием,
    которое называлось тогда "преступлением против чести", сейчас
    бы мы назвали это злостным хулиганством - "удар мечом
    в ножнах, или рогом, или жердью, или вырывание усов и
    бороды". Преступника тоже никуда не сажали, просто по приговору
    суда пострадавший отвечал ему тем же - рвал бороду или же ударял
    "рогом или жердью". Если же в результате судебного разбирательства
    ни одна из сторон немогла доказать своей правоты, тогда назначалось "поле". Поединок
    и его результат считался видом судебного доказательства. Кто
    победит, тот и прав. Оцепляли цепями небольшую площадку, вроде
    ринга, и противники сходились в честном бою. Обычно дрались в присутствии
    друзей и болельщиков с той и с другой стороны, которые криками подбадривали
    соперников. Зрелище было увлекательным, поскольку "дерутся в потасовку,
    кулаками, батогами и дубинами..." Те, кто сам был
    не способен драться (женщины, больные, старики и т.п.),
    имели право нанять бойца. Но тут строго следили за тем, чтобы это был не
    профессиональный боец, чтобы дрался он без хитростей и без
    приемов.

    Бывали случаи, когда женщина не могла или не желала найти
    бойца, который мог бы постоять за нее, и тогда она сама
    выходила на поединок. Так, вдова одного княжеского дружинника
    Феодосья победила в поединке на мечах какого-то поляка Гонтковского.
    Но для таких случаев, когда на поединок выходила женщина против мужчины,
    существовали особые правила - мужчина должен был сражаться
    с ней, стоя по пояс в специально вырытой яме.

    Главная суть наказаний сводилась к тому, что, вопервых,
    возмездие за преступление наступало скоро и неотвратимо, а во-вторых,
    само наказание производилось, как правило, публично, при большом
    стечении народа, для устрашения и назидания собравшихся, дабы
    другим было неповадно. Видов наказания было великое множество
    - повешение, сажание на кол, отрубание головы, битье батогами
    и кнутами, вырывание ноздрей, утопление, сожжение, закапывание
    в яму и т.д., всего не перечислить, но очень долгое время суды на
    Руси не выносили такого самого распространенного ныне
    приговора, как - лишение свободы. Потому и не было никаких
    специальных тюрем и никто не думал их строить вплоть до середины XVII века.
    Смертная казнь применялась довольно широко, и виды ее были очень
    разнообразны.

    Повешение . Этот вид смертной казни существовал с незапамятных
    времен и среди всех народов. Всегда считался одним из самых позорных
    и унизительных. Вешали за измену и предательство (возможно, это связано
    с именем предателя Иуды, который, как известно, выбрал для себя
    именно этот вид смерти, удавившись в петле).

    Сожжение. Применение этой казни тоже уходит корнями
    в глубь веков. Сжигали за преступления против веры, а также
    за умышленный поджог. Огню с древних времен приписывалась сила очищающая,
    недаром сам Господь поразил огнем погрязших в мерзости Содом и Гоморру.

    Утопление. Этот вид казни применялся обычно в тех случаях,
    когда наказанию подлежали большие массы народа, бунтовщиков и мятежников,
    до нескольких тысяч человек. Тоже напрашивается аналогия с великим
    потопом, истребившим в свое время почти все человечество.

    Отсечение головы. Это был самый распространенный и обычный
    вид наказания. Применялся в тех случаях, когда
    преступник заслуживал легкой смерти и его следовало казнить
    быстро и особенно не мучая.

    Расстрел. Впервые официально этот вид смертной казни
    введен Петром Первым, и применялся он исключительно к военным
    преступникам. Расстрел производился в торжественной обстановке с
    чтением приговора перед всем полком, который специально для
    этого выстраивался.

    Все перечисленные выше виды смертной казни считались казнями
    легкими, не мучительными. Кроме них известны страшные, показательные казни,
    которые способны были вызвать у присутствовавшей при этом толпы
    настоящий ужас.

    Колесование. Человека клали на землю лицом кверху и, растянув
    руки и ноги, привязывали в таком положении. Тяжелым колесом с железным
    обручем палач бил и раздроблял ему кости на руках и ногах. Затем
    осужденного с переломанными костями клали на это же колесо и в таком
    виде оставляли на
    медленное и крайне мучительное умирание. К слову, Пугачев тоже был
    приговорен к колесованию, но ему сперва отрубили голову, а потом уже
    переломали кости. Таким образом ему еще, можно сказать, повезло. Бывали
    случаи, когда колесованные лежали и мучились по нескольку дней.

    Сажание на кол. Смерть крайне мучительная и жуткая, когда
    заостренный кол, вставленный в задний проход, постепенно проходя внутренности,
    вылезал из спины или из груди. Казнь эта пришла к нам из Литвы. Иногда
    к колу прибивалась короткая перекладина, что замедляло проникновение
    кола, оттягивало смерть на два-три дня. После перенесенных страданий у
    многих покойников глаза вылезали из орбит.

    Четвертование. Преступнику рубили по очереди руки и ноги,
    а затем отсекали голову. Иногда руки и ноги отрывали щипцами. Казнь назначалась
    за государственные преступления. Таким образом казнен был в Москве
    Стенька Разин.

    Залитие горла. Экзотический способ умерщвления. Применялся
    почти исключительно к фальшивомонетчикам, которым в горло заливали
    расплавленный металл, из которого они чеканили фальшивые деньги.

    Закапывание в землю. Особый вид смертной казни, который
    применялся к женам, убившим собственного мужа. Преступницу закапывали
    живьем в землю по плечи и приставляли стражу для того, чтобы никто
    не мог кормить ее и поить, а так же чтобы собаки не отъели голову.
    Мучения обычно длились два-три дня. Были, впрочем, случаи,
    когда закопанные жили еще 20 и даже 31 день. Точно так же карались
    и соучастницы преступления. В 1682 году в Москве "окопаны были в землю
    трое сутки" две Женщины за убийство мужа одной из них.

    К слову сказать, за убийство мужем жены подобной статьи
    не было. Описан случай, когда "кадашенец Ивашка Долгой за убийство жены
    наказан кнутом и отдан на поруки".

    Повешение за ребро. Применялась эта казнь очень редко.
    Человеку продевался крюк под ребра, и в таком виде его подвешивали.
    Очень любил забавляться этим Стенька Разин.

    Человека, убившего своих родителей, разрывали клещами.

    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ

    Телесные наказания были двух видов - болезненные и уродующие
    (отсечение рук, ног, отрезание языка, вырывание ноздрей, клеймение и т.п.).
    Как уже было отмечено, почти все наказания в прежние
    времена совершались публично с воспитательной целью, чтобы, глядя
    на муки преступников, другим было неповадно совершать преступления. Это
    касалось не только смертной казни, но и более легких наказаний, некоторые
    из которых стоит перечислить.

    Правеж. Способ взыскания долгов, заимствованный когда-то
    у татар. Неисправного должника помещали в тюрьму, а затем каждый день
    выводили на людное место, обычно на торговую площадь, раскладывали
    на земле или на деревянном "козле" и принародно секли по ногам
    батогами - длинными тон-

    кими палками. Чем больше долг, тем длиннее был срок наказания.
    Кнут. Тяжелый кожаный ремень, длиной от метра до двух, плетенный
    из лошадиной или лосиной кожи и засушенный. Таким кнутом можно было с
    первого удара содрать мясо до костей. Наказание длилось порою до трех дней,

    но обычно наносилось тридцать - сорок ударов, и этого было
    достаточно, чтобы засечь человека до смерти. Иногда в приговорах так и
    указывалось: "забить до смерти". Битье кнутом совершалось медленно, с паузами
    и остановками, так что наказание в двадцать ударов длилось не менее часа.

    К болезненным наказаниям относились также заковывание
    в железо, хождение босиком по острым деревянным кольям, сажание
    на долгий срок на очень неудобную деревянную лошадь.

    ПАЛАЧИ

    С палачами у властей всегда были проблемы, потому
    что найти добровольца на эту должность было очень трудно.
    В народе палачи пользовались полнейшим презрением
    и отвращением.

    Осужденные преступники, выбравшие эту профессию в расчете на
    облегчение своей участи, освобождались от телесного наказания.
    Свое искусство они доводили до совершенства частыми упражнениями. Они могли
    по желанию разрезать кнутом как острой бритвой подброшенный
    лист бумаги или же так подхватить кнут, пущенный со всего размаха, что
    подставленный лист бумаги оставался невредимым. Среди палачей
    встречались редкие мастера своего дела, которые умели так протянуть кнут
    по спине, что с каждым ударом он вырывал куски мяса. Обыкновенно
    в палачи назначались сами преступники, которые после двенадцати лет такой
    службы отпускались из тюрьмы на волю. В Уложении ведено в палачи
    на Москве набирать (13 вольных людей и платить им жалованье из
    казны. Вообще предписывалось, "чтобы во всяком городе без палачей
    не были". Но охотников на такую должность из вольных людей было очень
    немного. Воеводы то и дело жаловались, что "в палачи охочих людей не находится, а выбранные принуждением
    убегают". Заплечные мастера имели большие заработки
    и получали крупные заказы. Были случаи, что и "воду секли кнутом,
    если дерзала она от ветров затевать возмущение".

    Провинившиеся иногда тайно платили палачу до
    десяти тысяч рублей, чтобы не изувечил или сделал наказание
    менее мучительным. Становился в заплечные мастера какой-нибудь
    забулдыга, бесшабашная голова, у которого был один выход - "встать в палачи
    за свои вины". Палачам деньги доставались легко. Стоило ему пройтись по базару, всякий старался
    сунуть ему грош или пятак, как бы в виде задатка. Но когда палач
    уходил на покой и селился гденибудь, соседи гнушались разделить с
    ним кусок хлеба, посадить за стол. Прикосновение рук палача считалось осквернением.
    Взгляд, брошенный случайно на палача, считался нечистым и требовал особого
    очищения и молитвы Ивану Воину. Мальчишки не упускали случая, чтобы на
    улицах не потравить палача. Ни купить, ни продать ничего бывшие палачи
    не

    могли, так что жизнь их была хуже каторжной.

    1. Преступления против религии

    Сюда относились идолопоклонство и чародейство, которые
    до Петра I карались смертью через сожжение, если доказывалось, что подсудимый общался
    с дьяволом. При отсутствии таких доказательств применялось тюремное
    заключение и телесное наказание.

    За богохульство отрезался язык.

    Появление в церкви в пьяном виде наказывалось штрафом
    или тюрьмой.

    За разрытие могилы - смертная казнь.

    Наказывалась также штрафом неявка на молитву, несоблюдение
    поста, уклонение от исповеди.

    Наказаниям подвергались хозяева, которые открывали кабаки
    до окончания церковной службы.

    2. Государственные преступления

    Вооруженное восстание против властей наказывалось четвертованием.
    То же самое за подготовку убийства царя.

    За устное оскорбление царя отрубалась голова. Бунтовщики
    и возмутители государственного порядка приговаривались к повешению.

    3. Должностные преступления

    За взятку - смертная казнь, телесные наказания, конфискация
    имущества.

    Чиновникам запрещалось носить слишком дорогие вещи - серебро,
    золото, меха. За это налагались крупные штрафы.

    Если служилый человек не поймал преступника, которого
    можно было поймать, то в таком случае он наказывался так же, как должен был быть
    наказан не пойманный им преступник.

    4. Преступления против суда

    Лжеприсяга и лжесвидетельство наказывались отсечением
    двух пальцев и ссылкой на каторгу. Те, кого хоть раз в этом уличили,
    не допускались больше ни к должностям, ни в свидетели.

    5. Преступления против благочиния

    Укрывательство преступников каралось смертью.
    Содержание притонов,распевание непристойных песен, матерщина тоже являлись
    преступлениями.

    Запрещались азартные игры, при этом все деньги конфисковывались, а
    игроки вдобавок штрафовались.

    Запрещалось нищенство. Нищие отсылались в монастыри, а
    подающие милостыню подвергались штрафу.

    Строго наказывался обман покупателей, обвес, подделка
    гирь.

    6. Преступления против личности

    За умышленное убийство - отсечение головы, за неосторожное
    убийство - тюремное заключение, шпицрутены (толстые прутья, которыми били
    преступника, прогоняя его сквозь строй), штрафы. Случайное убийство
    прощалось, но врач, который по неосторожности
    умертвил больного, подвергался смертной казни.

    За заказное убийство - к примеру, отравление отца,
    матери, ребенка

    или офицера - полагалась одна из самых страшных казней - колесование.
    За нанесение увечья отсекали руку преступнику.
    Также отсечение руки присуждалось за удар палкой или тростью.

    За легкие телесные повреждения, удар ножом виновника ставили
    под виселицу, прибивали ему руки к плахе тем ножом, которым он совершил
    преступление, и так держали в течение часа, после чего освобождали
    и били шпицрутенами.

    За явную клевету сажали в тюрьму на полгода. Если
    клевета была неустной, а в письменном виде,
    то ее автор подвергался наказанию,
    предусмотренному за преступление, в котором он обвинял свою жертву.

    Оскорбление женщины наказывалось в два раза строже,
    чем оскорбление мужчины.

    7. Имущественные преступления

    Грабеж, поджог, кража, порча имущества. Если человек крал
    по крайней нужде и необходимости, он освобождался от наказания.
    То же самое по
    отношению к сумасшедшим и малолеткам.

    Если цена украденного не превышала двадцати рублей,
    вора наказывали шпицрутенами, прогоняя шесть раз сквозь строй.

    За повторную кражу наказание удваивалось, за третью -
    отрезали нос, уши и отправляли на каторгу.

    Если ценность краденого превышала двадцать рублей,
    то казнили уже после первой же кражи.

    Смертная казнь через повешение применялась за кражу в
    четвертый раз, за кражу госимущества, за кражу во время стихийного бедствия, наводнения

    или пожара.

    За похищение людей рубили голову.

    8. Преступления против нравственности

    За изнасилование, мужеложство - смертная казнь или ссылка
    на галеры.

    За открытие или посещение публичных домов - плеть и штраф.

    Из книги Кучинского А.В. "Тюремная энциклопедия"



    Похожие статьи