• Психологическая проблема: не могу раздавать детские вещи. Желанный и любимый

    24.04.2019

    У психотерапевтов есть такая шутка: общество, социум - это то место, где нам гарантированно снижают нашу собственную самооценку. В этой шутке - лишь доля шутки, остальное - правда.

    Однако низкая самооценка это не просто бла-бла-бла. Знаете, как это называется ещё? Заниженная самооценка - это недоразвитое Я. А недоразвитое Я, Самость - это не Человек, а пол-человека, треть человека, это отсутствие Человека. Можно сказать, убийство Человека. Помните пьесу «Живой труп»? Так вот, люди с заниженной самооценкой - это и есть ходячие зомби, в них очень мало человеческого, только внешний облик. Вот лиса - это лиса, муха - опять же, муха. А человеком нужно не родиться, а стать. Низкая самооценка мешает этому.

    Как не убить Человека в собственном ребёнке? Сначала, присмотритесь к нему - есть ли у него

    симптомы того, что детские психиатры смело относят к проявлению заниженной самооценки.

    Вот перечень этих симптомов:

    1. Ребёнок постоянно хныкает.
    2. Ребёнок упрямо добивается своего, не умея менять планы и внимать доводам рассудка.
    3. Ребёнок не умеет проигрывать в играх, при проигрыше затевает истерику или драку.
    4. Ребёнок хвастается и лжёт о том, чего у него нет.
    5. Ребёнок привлекает к себе внимание антисоциальными выходками, кривлянием, передразниванием.
    6. Ребёнок раздаёт детям (и взрослым) угощения, сладости, деньги, дарит игрушки, пытаясь задобрить всех, с кем его сталкивает жизнь.
    7. Ребёнок переедает по своей инициативе (речь не идёт о тех детях, которых перекармливает, скажем, бабушка)
    8. Ребёнок сверх меры себя критикует.
    9. Ребёнок постоянно перекладывает вину на других (то есть, наоборот по сравнению с пунктом 8, но тоже признак отклонения от нормы)
    10. У ребёнка слишком много страхов, которые мешают ему жить.

    Если у Вас есть хотя бы пять из этих симптомов, это повод обратиться к детскому психотерапевту. Однако никакой детский психотерапевт никогда не работает с одним только ребёнком. К сожалению, детская психотерапия подразумевает необходимость психотерапевтической работы со всеми членами семьи, которые оказывают на ребёнка самое значительное влияние. То есть начинать нужно всё равно с себя. Любая детская фобия, невроз, заикание, ночное недержание и т.п. - это лакмусовая бумажка, которая показывает - какая атмосфера в семье. Психотерапевты говорят: не бывает больных детей, бывают плохие, нездоровые отношения у папы с мамой. Или у мамы с бабушкой, что гораздо печальнее...

    Итак, начинаем с себя. В принципе, то, что будет написано ниже, скажет Вам любой квалифицированный семейный психотерапевт, но за Ваши деньги.

    Для того, чтобы простимулировать у ребёнка развитие его Я, не затоптать его самооценку, родители должны придерживаться в воспитании следующих принципов:

    1. Выслушивать ребёнка, признавать его право иметь свои чувства и принимать их такими, какие они есть.
    2. Относиться к ребёнку с уважением,принимать его всерьёз. Принимать его таким, какой он есть! (Повторяю второй раз).
    3. Всегда поощрять за реальные достижения. Тогда они будут иметь цену.
    4. Быть честным с ребёнком. Вы можете быть нечестным с кем угодно, но со своим ребёнком нечестность не пройдёт. Лгущий родитель разрушает простую картину бытия маленького человечка, оставляя его в волчьем одиночестве посреди пустого и холодного мира.
    5. Не начинать фраз со слова «ТЫ», предпочитать фразы со словом «Я» (так будет честнее, см. пункт 4). Например, не говорить «ТЫ шумишь», говорить «Я не выношу, когда раздаются громкие звуки этой ужасной игрушки». Не говорить «ТЫ испортил мне блузку», говорить «Ну вот, блузка испорчена. Я теперь не знаю в чём идти на работу». Побольше «якайте» вообще, это как раз будет очень честно.
    6. Делать только конкретные замечания. Запретить себе употреблять конструкции типа «Ты всегда» или «ты никогда»...
    7. Для начала быть о себе самой очень высокого мнения, придерживаться в жизни своих интересов. (Звучит странно? А Вы подумайте).
    8. Никогда не критиковать ребёнка при посторонних людях. Кстати, то же самое рекомендуется и при общении с супругом. Супруга, как и ребёнка при посторонних необходимо только хвалить.
    9. Разрешать ребёнку проявлять творческие способности, когда он этого хочет и не навязывать ему занятия, когда у него нет охоты проявлять творческие способности. И та и другая крайности убивают творческие способности детей!
    10. И НАКОНЕЦ, НИКОГДА НЕ КОРМИТЬ РЕБЁНКА НАСИЛЬНО. РЕБЁНОК САМ ЗНАЕТ, КОГДА ОН ГОЛОДЕН, А КОГДА НЕТ.

    Ребёнок мало читал и смотрел по телевизору. Он не может с умным видом рассказать Вам о своих проблемах. Единственный путь у ребёнка как-то это всё выразить - проявление негативных эмоций. Запомните, только когда негативные чувства открыто выражаются, они могут быть исследованы полностью.

    И лучше психотерапевта это никто не сделает. Ведь он может (и знает как!) направить эти негативные эмоции в позитивное русло, обычно используя приём творческого самовыражения, изображения проблемы через рисунок.

    Я предвижу возражения со стороны читателей. Да, психотерапевта могут заменить Безусловная Любовь и Безграничное Терпение. А что для Вас проще, решать Вам.

    Елена Назаренко

    Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребенка работать как можно быстрее - это только ухудшит ситуацию, ребенок начнет нервничать, скорость деятельности снизится, а нервное напряжение, наоборот, возрастет. Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

    Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.

    Даются упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки).

    Игры со сменой темпа движений:

    а) Ходьба - бег - ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.

    б) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.

    в) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.

    Игры с максимально быстрыми движениями:

    а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему "забегу".

    б) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.

    в) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

    г) Обмоталочки (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.

    д) Горячий мячик. Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку - останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют - из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.

    е) Цветочный волчок. Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза.. ).

    Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:
    - Ромашка!
    - Я! - отзывается "Ромашка" и быстро подкручивает волчок.

    Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка.
    Кто не успел отозваться или у кого упал волчок - выходит из игры.

    Игры для развития внутреннего торможения:

    а) Игровая гимнастика.

    Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся разные условия:

    1."Запретное движение" . Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.

    2."Замена" . Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает - присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.

    3."Все наоборот" . Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания.

    Затем задания меняются. Услышав "Быстрей!" - дети должны замедлить темп, "Медленней!" - напротив, убыстрить его, "Тише!" - хлопать и топать как можно громче, "Громче!" - хлопать и топать как можно тише.

    б)Ведущий говорит детям: "Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: "Летает!" Если назову нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки".

    Орел!
    - Воробей!
    - Стрекоза!
    - Змея!
    - Собака! и т. д.

    в) Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.

    - "Хоп!" По этой команде ведущего хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Следить за темпом, который можно менять.

    В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление.

    В последней игре тренируется и запаздывательное торможение - нужно ждать своей очереди хлопнуть в ладоши.

    Прямо на тренировку запаздывательного торможения направлены такие игры, как эстафета: дети делятся на две группы, первые от обеих групп бегут первую дистанцию, где их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь возможны самые различные варианты: проскакать какую-то дистанцию, проползти и т. д. - для нас важно, что каждый следующий ожидает своей очереди на конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.

    Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет:

    1. Бежать, держа в руках горящую свечу, так, чтобы она не погасла;
    2. Бежать со стаканом воды, так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливают лишь на треть, позже - почти доверху);
    3. Бежать, отбивая рукой или головой воздушный шарик;
    4. Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи;
    5. Бежать с башенкой из трех кубиков на ладони (потом число кубиков можно увеличить).

    Очень хорошей является следующая игра: воспитательница готовит заранее на столике новую игрушку, накрытую салфеткой, затем усаживает детей вокруг стола и говорит: "Закройте глаза и не открывайте, пока я не сосчитаю до пяти!" Когда вы откроете глаза, то увидите мой сюрприз!" Дети закрывают глаза, но сначала не выдерживают до счета "пять", постепенно этот промежуток времени удается довести до счета "десять".

    Игры для будущих школьников.

    Эти три игры сконструированы на основе традиционных игр и выполняют конкретную задачу: помощь инертным детям, собирающимся в школу. Дети играют в них с определенным увлечением.

    а) Дом-улица-детсад-школа.

    Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название.

    Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному.

    Дом: мама, завтрак, кровать;
    - Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий;
    - Детсад: воспитатель, игрушки, группа;
    - Школа: учитель, доска, звонок;

    Кто сбился или замешкался - выходит из игры.

    Для пятилетних детей: каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней.

    Для шестилетних детей: перед каждой новой игрой можно устраивать маленький "мозговой штурм", предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых слова.

    Второй вариант той же игры.

    Ведущий становится в центр круга, образованного участниками и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на каждого, перечисляет: "Дом, улица, садик, школа, дом... ). Внезапно ведущий замолкает.

    Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие, соответствующее последнему названному слову.

    (В основе - традиционная игра многих народов "Небо-земля-вода-огонь". По ее схеме построено множество современных тренинговых игр.)

    б) Рассеянный Ваня.

    Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов, наполняющих портфель первоклассника:

    Ручка,
    -карандаши (два),
    -линейка,
    -тетрадки (две),
    -учебники (два),
    -дневник.

    Водящий произносит:

    Ваня ищет карандаш!
    - Здесь! - откликается "карандаш", вскакивая. Затем опять садится.
    - Ваня ищет тетрадки!
    - Здесь! - откликаются обе "тетрадки" и быстро меняются местами.

    В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает игру, по очереди выкликивая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по одному разу, он произносит:

    Ваня ищет весь портфель! Все играющие вскакивают и быстро меняются местами. Ведущий занимает место зазевавшегося, и игра начинается заново.

    (Первоисточник - неоднократно описанная в этнографических сборниках забава детей прислуги, дворового люда. Расторопность ценилась в этом кругу едва ли не более других добродетелей. Дети, подражая родителям, обыгрывали процедуру утреннего одевания барыни.
    "Барыня просит чепчик! - Здесь! - Барыня просит перчатки! - Здесь! - Барыня просит весь туалет!..")

    в) Без света.

    Если лампа в комнате перегорела или электричество отключили, портфель придется собирать на ощупь. Получится ли? По одну сторону стола ставят портфель, по другую - корзину для игрушек. На столе раскладывают школьные принадлежности: тетради и папку к ним, карандаши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого - мелкие игрушки, машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает равномерно считать вслух или включает секундомер. Ребенок собирает портфель, причем сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и ручку - в пенал. Попадающие под руку игрушки отправляются в корзину.

    В этой игре ребенок соревнуется сам с собой, запоминая, на каком числе он закончил сборы в первый раз, а затем, постепенно, это число уменьшая. Возможно соревнование двоих детей, если они сопоставимы по темпу деятельности.

    (Первоисточник - девичья забава. Во время зимних деревенских посиделок девушки могли смешать на столе два вида крупы, затем затушить свечу или лучину. Каждая начинала в темноте сортировать крупу, беря ее из общей кучи. Через некоторое время свечу зажигали, и все смотрели, кто сколько крупы разобрал. Парни в игре не участвовали, но между делом присматривались, насколько хозяйственны их будущие невесты).

    Здесь приведены лишь примеры, родители и педагоги по образцу этих игр могут подобрать подходящие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов или какого-то вида внутреннего торможения.

    Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

    О том, что генетическая аномалия - это еще не трагедия, сегодня говорят уже многие. Информация о том, что дети с такой особенностью способны к нормальному развитию и социализации, все чаще появляется в СМИ. При этом подчеркивается, что жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

    Однако до сих пор для многих родителей слова «синдром Дауна» звучат, как приговор. Как ведут себя люди, столкнувшиеся в своей жизни с подобной проблемой, какой выбор они делают и почему? На эти вопросы нам помогли ответить женщины, детям которых в свое время был поставлен этот диагноз.

    «У вас одна лишняя хромосома»

    О том, что у нее родится ребенок с синдромом Дауна, Екатерина во время беременности даже не подозревала. Анализы были в норме, и только после родов акушер произнесла роковую фразу:
    - У вашей дочери подозрение на синдром Дауна. Запомните, как она выглядит, чтобы вы не сказали потом, что вам ее подменили.

    Эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба. Лежа в одиночестве в палате, Катя все еще не могла поверить, что такое может случиться именно с ней. Она не отвечала на телефонные звонки близких людей и их поздравления, и даже не решалась сообщить родным о предварительном пока диагнозе.
    - Возможно, если бы это было сказано в другой форме, и моя реакция была бы другой, - вспоминает Екатерина.

    Целые дни проводя с новорожденной дочкой, молодая мама надеялась, что диагноз не подтвердится, но результаты из генетического центра пришли неутешительные: «у вас одна лишняя хромосома». Тем не менее, Екатерина была полна решимости забрать девочку домой. Однако ее супруг Александр и родственники рассудили иначе. Боясь, что Катя забросит мужа и старшую семилетнюю дочь Дашу, они настояли на том, чтобы женщина написала отказ от ребенка-инвалида.

    Сердцем я так и не приняла свой отказ, и тайком от родных продолжала каждую неделю ездить к моей Вике в роддом, привозила подгузники, кормила дочь, играла с нею, - рассказывает Екатерина.

    Затем маленькую Викторию перевели в Дом ребенка N1. К счастью, администрация интерната разрешила несчастной матери раз в неделю навещать дочь.

    Первые недели я просто рыдала каждый раз, когда к ней приходила. Вика смотрела на меня, такая маленькая, беззащитная, а я постоянно повторяла: «Прости меня, доченька, я оставила тебя, предала», - со слезами вспоминает Катя.

    Условия содержания и отношение персонала к детям в доме ребенка оказались очень хорошими, но внимания ребенку все равно не хватало. Вика часто болела, лежала в изоляторе и в больницах, где некому было заниматься ее развитием. Екатерина не теряла надежду забрать девочку домой, но супруг был непреклонен. В результате все чаще начали возникать скандалы, слезы, взаимные упреки. Поставить под угрозу счастливый брак молодая женщина не решалась.

    Все чаще Катя принялась выходить на сайт организации родителей детей с синдромом Дауна «Солнечные дети», читать истории различных семей, собирать информацию об особенностях развития «особых» детей. Наконец, она решилась написать на сайт письмо, в котором рассказала свою историю. В ответ руководитель организации Татьяна Черкасова пригласила Екатерину на специальный семинар для родителей с участием московских специалистов. После него Катя окончательно решила во что бы то ни стало забрать своего ребенка домой, даже пожертвовав ради этого отношениями с мужем. К счастью, на ее стороне оказались не только родители, но и свекор со свекровью. Они даже предложили свою помощь в воспитании девочки. После этого Александр сдался. Особых сложностей с оформлением документов не было, и уже через две недели Вика была дома.

    Теперь маленькая Виктория окружена вниманием и заботой. Даша буквально не отходит от младшей сестры, а сама Катя души не чает в своей маленькой «принцессе». Конечно, год в детском доме не прошел даром - Вика пока еще не умеет даже вставать. В остальном же она ничем не отличается от обычного ребенка: с такой же радостью тянется к маме, начинает, лежа в кроватке, «пританцовывать» и по-своему «подпевать», когда слышит музыку, играет погремушками и живо интересуется окружающим миром.

    Когда мы приехали домой, Саша просто не отпускал ее с рук. Он носил ее по комнате, играл с ней, разговаривал, а потом подошел ко мне и сказал: «У нас все будет хорошо», - со счастливой улыбкой рассказывает Катя.

    Кстати, в практике Дома ребенка N 1 это уже третий случай, когда родители забирают малышей с синдромом Дауна назад. Ни один из принявших такое решение об этом не пожалел.

    Желанный и любимый

    Сегодня Оксана уже не сомневается в том, что у нее родится «особый» ребенок.
    - Все началось на сроке двенадцати недель, когда в больнице, где я состою на учете, врач предложил мне сдать кровь на пороки развития плода, - рассказывает Оксана.

    Затем девушку пригласили на консультацию в Центр планирования семьи, где сообщили, что кровь выявила высокий риск синдрома Дауна у ребенка. Результаты УЗИ и двух генетических анализов окончательно подтвердили этот диагноз. Первой реакцией Оксаны на это известие было отчаяние и страх. Разумеется, тут же пришла мысль о прерывании беременности. Однако в аборте девушке отказали – срок беременности был слишком большим. Правда, врачи подсказали еще одно, «гуманное», как они выразились, решение проблемы: преждевременные искусственные роды на двадцатой неделе развития плода.

    Когда ребенок начал шевелиться в животе, я уже стала сомневаться в том, стоит ли прерывать беременность. Мы с мужем провели своего рода голосование: независимо друг от друга написали решение, а потом обменялись бумажками. Я заранее знала, что он напишет, поэтому написала противоположное. Он написал: «Оставить ребенка»…, - вспоминает Оксана. - Потом и я изменила свое мнение. Просто я очень совестливый человек, и знала, что убийство ребенка себе никогда не прощу. Я понимала, что выбираю свой путь не в рамках месяца или года, но в рамках всей последующей жизни, - продолжает она.

    Немалую роль в этом выборе сыграла организация «Солнечные дети». Татьяна Черкасова приехала к Оксане домой в течение часа после ее первого звонка. После разговора с родителями «особых» детей девушка окончательно перестала мучаться сомнениями.

    Приняв решение, Оксана стала продолжать обычную жизнь беременной женщине. Малыш был запланированным и желанным, и будущая мама начала приготовления к рождению ребенка: перестановку мебели, покупку вещей и одежды, чтение специальной литературы об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Внутренне она уже готова к любым трудностям.

    Параллельно с синдромом Дауна моей дочке ставят предварительный диагноз: порок сердца. Конечно, мне все равно страшно, ведь возможно, что в первый же месяц жизни нашей девочке будут делать операцию. Но я стараюсь сохранять позитивный настрой. Мы с мужем делаем все то, что и планировали делать изначально, когда думали, что у нас обычный ребенок. Например, провели 3D-сканирование, записали его себе на память, уже сделали первую внутриутробную фотографию ребенка, - рассказывает Оксана.

    Кстати, родственники девушки и даже ее родная мать до сих пор не приняли ее решения оставить ребенка. Тем не менее, менять своего мнения Оксана не собирается, а со временем и близкие начали помогать будущей маме. Долгожданный малыш еще не родился, но девушка уже вступила в актив организации «Солнечные дети». Конечно, ее пугают предстоящие трудности, но она уже знает, что не будет сожалеть о своем выборе.

    Черно-белое ожидание

    Положительный результат теста на беременность породил в душе Юлии невыразимую радость и в то же время волнение. Как-никак, она была уже не очень молода, к тому же несколько лет назад у нее удалили щитовидную железу, что увеличивает риск возникновения отклонений у будущего ребенка.

    В тот же день я появилась в женской консультации со словами: «Я беременна, и беременность буду сохранять!», - вспоминает Юлия.

    Из консультации женщину отправили наблюдаться в городской центр планирования семьи – в районной консультации врачи не решились брать на себя ответственность за «проблемную» беременную. К счастью, в центре все прошло благополучно, Юлию поставили на учет и тут же назначили все долженствующие анализы. Кровь на гормоны щитовидной железы показала совершенно немыслимые цифры - превышение нормы в несколько десятков единиц. Эндокринолог и невропатолог при консультации тут же стали говорить о том, что подобные патологии у матери могут привести к серьезным нарушениям в деятельности и к порокам развития центральной нервной системы ребенка.

    Примерно с этого момента и началось мое черно-белое ожидание. Врачи говорили, что при моих патологиях тесты могут дать положительный результат даже в случае, если патологий развития плода нет. И некоторые результаты действительно пугали, — рассказывает Юлия.

    В числе прочих процедур будущая мама должна была сдать кровь на ИФА-скрининг для исключения синдрома Дауна у ребенка. Результат оказался шокирующим: риск синдрома Дауна составлял один к шестидесяти.

    Врач сказала, что теперь я должна сделать кордоцентез, причем очень быстро – до 25 недель, чтобы успеть сделать преждевременные роды, пока плод, по законодательству, считается не жизнеспособным. После этих слов меня с головой затопило чувство паники, горя, какой-то близкой беды. Я помню только, что спрашивала у врача: «Этот анализ, прокол – он опасен для ребенка? Чем это чревато? Я могу его не делать? Что будет, если я откажусь? Насколько велик риск действительно, что у моего малыша будет синдром Дауна?», — вспоминает Юлия.

    Тем временем врачи вкрадчивыми голосами принялись убеждать женщину:
    — Зачем вам ребенок-даун? И решайте быстрее – надо успеть до 25 недель. Сегодня пятница, так что давайте, мы запишем вас на понедельник.
    При этом медики признались, что в случае, если Юлия согласится сделать анализ, риск выкидыша составит около 90 %. Мысль о том, что она может потерять своего ребенка, так и не увидев его, остановила женщину.

    В тот день я позвонила своей самой близкой подруге, и она мне сказала: «Ну ты подумай сама: ведь у нее (тогда уже было известно, что в животе растет девочка) уже есть все – ручки, ножки, она умеет сосать пальчик, и когда ты ее родишь, она будет плакать». После этого у меня прошли все сомнения. Я поняла – это же мой ребенок. Моя дочка, которая будет любить свою маму любой. Но ведь и мама любит своего ребенка любым! Даже если он другой, не такой, как все остальные дети, — делится своими мыслями Юля.

    Юлия так и не стала делать рискованный анализ, решив принять своего будущего ребенка, каким бы он не оказался. Несколько недель спустя на свет появилась девочка: очаровательная, рыженькая и… абсолютно здоровая!

    Я смотрела на нее и понимала, что вот это создание могло так легко погибнуть из-за того, что ее мама испугалась… чего? Неизвестности? Трудностей? Общественного мнения? Но разве все это стоит того, что ваш ребенок будет улыбаться вам самой счастливой, самой любящей и самой солнечной улыбкой?! Конечно, нет! — заключила Юлия.

    В самом деле, опыт всех этих женщин показывает, что материнская любовь становится выше любых сомнений и тревог, а сама возможность дарить эту любовь своему ребенку – лучшей наградой для матери.

    Когда в семье растет несколько детей, родителям приходится задаться вопросом, как распределить между ними свое внимание. Как сделать так, чтобы дети не ревновали родителей друг к другу? Недавно в издательстве «Эксмо» вышла книга « ». Ее авторы – всемирно известные эксперты по общению между родителями и детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш, – дают своим читателям несколько важных рекомендаций.

    1. «Оживите» новорожденного для старшего ребенка

    Всем известно, что новорожденные – не самые веселые товарищи для игр. Все, что они умеют, – плакать, есть и спать. Скучно! Попробуйте заинтересовать старшего малыша новым членом семьи. Например, одна мама заходила в комнату трехлетнего сына с грудничком и говорила: «Антон, Ваня спрашивает, может ли он полежать с тобой на кровати?» Антон улыбался и говорил: да, может. Тогда мама поворачивалась к грудничку: «Ваня, Антон говорит – да! Давайте заберемся под одеяло!» Мама также помогала старшему увидеть, как сильно младший его любит и нуждается в нем: «Если малыш плакал, я говорила: «Не бойся, Ваня, Антон рядом». А еще мы стараемся привлечь внимание старшего ребенка, если младший делает что-нибудь забавное. Например, если он начинает жевать игрушки, я могу сказать: «Ох, Ваня! Игрушки-то на завтрак не едят!» Антон смеется и добавляет: «Да! Нельзя есть игрушки, глупыш!» Как будто наш Ваня сам придумал шутку, чтобы всех рассмешить, – с ним весело.

    2. Обращайтесь к детям, как будто они – одна команда

    Старайтесь всеми силами избегать соперничества между детьми, пусть они привыкают рассчитывать друг на друга. «Братья готовы идти на детскую площадку?», или «Давайте-ка устроим сестрам ванну», или «Брат и сестра хотят запрыгнуть на кровать?» В человеке заложено стремление найти своих и принадлежать к группе – этот инстинкт можно использовать, чтобы дети чувствовали себя одной веселой командой. Братья (или сестры, брат и сестра) против мира!

    3. Не вешайте ярлыки

    Адель Фабер и Элейн Мазлиш категорически не советуют раздавать детям «роли» – «наш маленький художник», «музыкант», «спортсмен». Сюда же относятся хулиган и жертва. «Если Лиза толкает маленькую Полину, я стараюсь не называть ее плохой, задирой, а Полину – слабенькой и беззащитной, – делится опытом мама Ксения. – Я говорю: Лиза, это слишком сильно. Вы, сестры, должны быть бережнее друг с другом. Лиза и Поля, вам ясно? Вы согласны? Не забывайте беречь друг друга».

    4. Выделите время на каждого ребенка

    «До того как родился Егор, мы со Степой проводили очень много времени вместе, – рассказывает мама четырехлетнего и восьмимесячного сыновей Марина. – Каждый вечер мы с ним ходили на детскую площадку или катались на велосипеде. После того как появился Егор, мы стали все делать втроем. Спустя какое-то время я заметила, что Степа изменился – «прилипал» ко мне в течение дня, тянул время до бесконечности, когда я укладывала его спать. Тогда я поняла, что время перед сном было для него редкими минутами наедине со мной и он скучал по «нашему» времени. Поэтому мы стали заранее планировать вылазки – только для нас двоих, когда Егор оставался дома с папой и наоборот. По вечерам в воскресенье муж берет Степу с собой в ресторан, отводит его в школу каждое утро. Так каждый ребенок получает свое время наедине с каждым родителем. Мы заранее планируем наши «свидания» и обсуждаем их по мере приближения даты – от предвкушения они кажутся еще более особенными».

    5. Не игнорируйте старшего ребенка, если младший – в центре внимания

    «Когда Варя была новорожденной, она по большей части спала, но теперь, научившись ходить и общаться, она привлекает к себе гораздо больше внимания, – рассказывает Игорь, отец трехлетнего Коли и годовалой Вари. – Незнакомые люди часто подходят к нам на прогулке, обращаясь к Варе: «Какая хорошенькая, какая миленькая!» – и совершенно игнорируя Колю. Ничего страшного в этом нет, дети не нуждаются в том, чтобы вокруг них носились 24 часа в сутки. Но по Коле я вижу, что ему обидно, когда его не замечают из-за сестры – он начинает громко петь, чтобы привлечь к себе внимание. Поэтому я стараюсь сразу же включить его в разговор. Если кто-то спрашивает: «Сколько вашей девочке?» – я отвечаю: «Недавно исполнился год, а ее старшему брату недавно исполнилось три». Или если кто-то говорит: «Как хорошо она у вас уже ходит», я благодарю: «Спасибо! Старший брат помог ей научиться». Так Коля не чувствует, что про него забыли или что он лишний».

    Утро в детском саду Монтессори. В холле раздаются первые детские голоса. Румяные дети появляются в открытых дверях, здороваются каждый на свой лад с педагогами, прощаются с родителями и проходят в группу. Родители остаются за дверью, в класс они не входят, дети переодеваются сами. Процесс этот длительный и забавный: кто-то делится впечатлениями от событий прошедшего дня в тот момент, когда уже в третий раз пытается стянуть с себя комбинезон; кто-то вот уже пять минут сидит, задумавшись, в одном ботинке; кто-то копошится в своем шкафу в поисках одежды для переодевания; а кто-то уже давно переоделся и болтается на шведской стенке в игровой. В Монтессори группе начался новый день.

    Спустя примерно полчаса еле слышно звенит звонок. Я даже не осознаю этот звук сначала, но проходящий мимо Никита сообщает: «Собираемся на круг!». И все дети быстро собирают игровые модули, ускоряются в натягивании одежды и стекаются со всех концов класса к красной линии, которая в виде эллипса нарисована посредине самой большой комнаты. Начинается круг или работа на линии, как это обычно называется в классических Монтессори школах. Педагог Надя звонит в колокольчик и объявляет о начале занятия.

    На круг приходят не все. Настя все еще переодевается, Соня и Гоша ушли на кухню и нашли себе какие-то занятия, Никита сел в уголок на кресло и читает книгу. Педагоги никого не торопят и никого не зовут специально. Круг – дело добровольное. Всего в группе 28 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Разновозрастный принцип – это один из самых важных критериев Монтессори групп. В такой среде дети учатся друг у друга, старшие помогают младшим, младшие тянутся за старшими.

    Между тем все пришедшие на круг, включая двух педагогов, садятся на линию, берутся за руки и поют незамысловатую приветственную песенку. После приветствия выясняют, какой сегодня день, месяц и время года, дату обозначают на специальном календаре. Затем обсуждают, что нового у ребят произошло. На кругу говорят по очереди и в полголоса, я сижу в отдалении, и мне приходится прислушиваться. За это время приходят еще двое опоздавших детей. Саша быстренько переодевается и бежит в круг, а Полина все делает медленно-медленно, прислушивается к тому, о чем говорят.

    А на кругу тем временем уже начали обсуждать новую тему. Педагог просит приложить детей руку к груди и сказать, что там стучит. Дети высказывают свои предположения о том, зачем человеку сердце, какого оно размера и какую важную роль играет в нашей жизни. Педагог рассказывает детям о системе кровообращения, показывает картинки. Вены – синие, артерии – красные, сердце работает как насос.

    «Сейчас мы будем рисовать схему кровеносной системы человека, - педагог Надя кладет в центр круга большой лист картона, - для этого нам необходимо обвести контур кого-то из вас». Вызываются многие, решают взять самую маленькую Катю. Девочка ложится на картон и педагог фломастером обводит ее контур. Теперь можно наглядно показать, где у человека находится сердце, а также нарисовать как вены и артерии распределяются по всему телу до самых кончиков пальцев.

    монтессори.jpg

    По такому принципу проходят все занятия на кругу. Обсуждаются естественнонаучные или социальные темы, там же проводят эксперименты, химические или физические опыты. Самое главное - дать детям почувствовать предмет обсуждения, по возможности потрогать или увидеть.

    Я смотрю на часы и понимаю, что занятие длится уже 40 минут, при этом дети с интересом продолжают обсуждать довольно сложную для них тему.

    Монтессори.jpg

    Круг заканчивается, все дети разбредаются по классу в поисках занятий. А у нас тем временем, есть возможность внимательнее разглядеть все пространство. Монтессори-класс – это специально подготовленная развивающая среда с низкими полками вдоль стен и с методическими материалами на них. Важный момент – каждый материал (а именно так здесь называются все пособия - не игрушки, а материалы) представлен в единственном экземпляре. Это учит детей договариваться о совместной работе или о работе по очереди. Учит ждать и уважать право первого.

    детский сад.jpg

    Вся среда разбита на несколько зон. Первая – зона практической жизни. Здесь дети учатся овладевать важными навыками, необходимыми в быту – учатся переливать воду, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить обувь, утюжить и складывать одежду. Зона практической жизни очень удобно переходит в большую кухню, в которой все оборудовано специально для детей – низкая мебель, маленькие раковина, плита и духовка. Здесь дети учатся готовить, мыть посуду, стирать, ухаживают за цветами.

    детский сад.jpg

    Далее мы переходим в зону сенсорного развития. Это пространство, наполненное предметами, позволяющими развивать и утончать в ребенке восприятие цвета, размера, веса, шума, и запахов. Это классические Монтессори пособия – розовая башня, коричневая лестница, цветовые таблички, шумовые цилиндры.

    Затем, мы проходим в зону математики. Вместо привычных нашим представлениям о математике цифрам и примерам на стене мы видим полки, заставленные странными на первый взгляд пособиями, – это стержни, кубы и цепочки из бусин, деревянные таблички, длинные штанги с отрезками. Все это - уникальный математический Монтессори материал, который позволяет познавать математику не как нечто абстрактное, а как совершенно конкретное и материальное.

    На следующих полках мы видим деревянные таблички с шершавыми буквами, множество карточек, а также коробочек с предметами для изучения звуков – это зона русского языка. По методу Монтессори дети не учат буквы алфавита, но учат звуки, т.е. звук «м»», а не «эм». Письмо в Монтессори предшествует чтению, а чтению как таковому не учат вовсе, дети постигают этот навык самостоятельно.

    И, наконец, мы попадаем в зону космического воспитания. Она в классе самая большая и полки ее уставлены множеством интересных пособий и материалов – глобусы, карты, флаги, образцы насекомых, макеты географических ландшафтов, мини-лаборатория для проведения химических и физических опытов. Также в классе есть уютно оборудованная комната для уединения – небольшое пространство с маленьким креслом, напольными подушками, полкой для книг и аквариумом в углу.

    Каждый вид деятельности, будь то отдых или работа ребенок здесь выбирает сам, также ребенок сам решает, сколько времени он будет заниматься с тем или иным материалом. Теперь я предлагаю понаблюдать за детьми. Все ребята уже давно разбрелись по своим делам. Ричард обводит буквы в прописях. Володя учится резать яблоки. Соня режет ножницами и клеит что-то из бумаги. Вова слушает классическую музыку. Гоша перемалывает сахар в ступке. Нина учится считать на счетных штангах. Саша режет хлеб на сухарики. Никита читает.

    Детский сад.jpg

    Дети хаотично передвигаются по классу, при этом в классе очень тихо, и каждый чем-нибудь занят. Маша застегивает пуговицы и что-то напевает еле слышно, но увлекшись, девочка повышает голос и поет все громче и громче. Мимо проходит Саша и демонстративно закрывает уши. «Маша, очень громко!» - говорит он, Маша замолкает. Мария Монтессори называла это воспитанием свободой. Когда ребенку разрешено делать все, что не опасно для его жизни и то, что не ограничивает свободу других людей. Кричать, безусловно, можно, но тогда ты помешаешь другим, а в следующий раз кто-то сможет помешать тебе. Дети легко улавливают логику простых житейских правил.

    Со стороны кажется, что педагоги практически не включены в процесс. На самом деле это не так. Монтессори педагоги заняты своей главной задачей – они наблюдают за детьми. И вовремя умеют направить детей в нужное русло, проводят презентации материалов индивидуально или в малых группах. В итоге, дети не остаются без внимания. Но главный принцип все же остается неизменным – не вмешиваться, давать максимум свободы самовыражения, не давать никаких шаблонов и следовать за ребенком.

    Рассказывает педагог Инга: «Недавно все наши дети начали писать. Причем независимо от возраста и знания букв. Когда ребенок что-то просит, а я не могу ему помочь в данный момент, потому что занята, я предлагаю ребенку написать мне записку, чтобы я не забыла о просьбе. Сначала ребенок недоумевает - «я не умею писать», но я отвечаю: «Все дети умеют писать. Напиши, как умеешь». И трех-четырех летний малыш идет за листочком и ручкой и выводит какие-то каракули. Затем он приносит записку мне, и я спрашиваю: «Что здесь написано?». Ребенок рассказывает: «Инга помоги мне, пожалуйста, завязать колечко, я подарю его маме». Разумеется, просьбу я выполняю как можно скорее. И, вот, через пару дней я замечаю этого ребенка в зоне русского языка, он начинает проявлять интерес к буквам. Так к шести годам дети у нас начинают довольно сносно писать».

    Незаметно проходит около двух часов. Слышатся звуки классической музыки. «Заканчиваем!» - раздаются детские голоса со всех сторон. Дети завершают свою работу и торопятся навести порядок – все убрать на место, выбросить мусор, задвинуть стулья. Кто уже освободился, помогает другим. Все снова собираются на кругу. Теперь сюда пришли уже все дети, никто не остался вне круга.

    На кругу педагоги благодарят всех за еще один плодотворный день, а потом передают мячик, и каждый из сидящих делится своими впечатлениями о том, что он сегодня сделал или узнал нового.

    «Сегодня я сделала дом из бумаги, - говорит Настя и показывает свой бумажный домик, - Раньше не умела, а сегодня вот научилась». Кто-то работал с красными штангами, кто-то составлял макет местности и нарисовал карту, кто-то занимался со звуковыми коробочками, а кто-то научился считать десятками. У каждого есть о чем рассказать.

    «А я сегодня резал и сушил сухарики, - говорит Саша. И действительно из кухни доносится аромат подсушенного хлеба. «Да, - поддерживает педагог, - Саша приготовил для нас целый противень сухариков, сейчас мы закончим и пойдём пробовать их».

    Круг заканчивается, дети идут мыть руки и направляются на кухню, где берут блюдца, выстраиваются в очередь и каждый накладывается сухарики себе в тарелку.

    Перекусив, дети собираются на прогулку. Одеваются сами, старшие помогают младшим завязывать шапки и застегивать замки на верхней одежде. Выходят гулять двумя-тремя партиями, так как кто-то одевается быстро, а кто-то медленно.

    Педагоги рассказывают, что случается, что ребенок не успевает погулять. Он так долго одевался и отвлекался на что-нибудь, что в итоге, собравшись, на пороге уже встречает группу возвращающихся детей. Расстраивается, конечно, но в следующий раз одевается одним из первых.



    Похожие статьи