• Опыты на тему воздух в детском саду. Упадет или не упадет? Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода

    27.04.2019

    Наталья Манякина
    Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»

    Образовательная область основная : Познание.

    Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Тип : Интегрированное.

    Возраст детей : 5-6 лет, старшая группа .

    Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

    Формы организации : подгрупповая .

    Программное содержание :

    Образовательные задачи.

    Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

    Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха .

    Развивающие задачи.

    Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

    Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

    Ввести в активный словарь детей слова : опыт , воздух перемещается

    Воспитательные задачи.

    Воспитывать умение договариваться между собой.

    Предварительная работа.

    Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

    Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

    Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы» , «Смешарики. Воздух для вдохновения » .

    Опыты . «Как увидеть невидимку – воздух » , «Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха » , «Почему лопнул шарик» , «Почему всплывает подводная лодка»

    Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует – лодочка плывет»

    Просмотр презентаций «Ветер» .

    Оборудование и материалы :

    Фартуки, шапочки, стаканы, колбы, лейка, воронка, шарик, пластиковая бутылка, два мандарина, емкости с водой, картинки на тему «Воздух » .

    Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, практические действия, контроль, указания, оценка.

    Ход НОД

    Дети приходят в лабораторию

    Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные опыты .

    Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (Проводят опыты и эксперименты , делают выводы) .

    Дети. Лаборанты : Вова, Злата, Ваня, Катя.

    Воспитатель. Кто будет руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов?

    Дети. Руководитель лаборатории.

    Воспитатель. Можно я буду заместителем руководителя лаборатории. Я буду помогать проводить опыты .

    Для проведения опытов мы с вами оденем спецодежду (фартуки, шапочки, бейджики) .

    Воспитатель. Уважаемые ученные для чего мы с вами будем проводить опыты ?

    Дети – лаборанты. Разгадать загадки природы.

    Воспитатель. И для вас у меня загадка (представляю «волшебную коробочку» ). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, его мы не видим, его можно только ощущать, что это?

    Дети. Воздух .

    Воспитатель. Что такое воздух ?

    Дети. Это смесь разнообразных невидимых газов.

    Воспитатель. Уважаемые лаборанты нам надо провести опыты и узнать все о воздухе , на бейджике указано, за каким столом вы работать. (опознавательные знаки квадраты на столе и бейджике : красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый)

    Чтобы провести опыты надо подготовить необходимый материал. Идите к своему рабочему месту и все необходимое приготовьте, что лишнее и не нужное уберите.

    Руководитель лаборатории Асиль. О воздухе расскажет лаборант Злата и проведет опыт «Как обнаружить воздух , воздух невидим ».

    Лаборант Злата. (рассказывает и проводит опыт ) Я закреплю салфетку ко дну стакана внутри. Переверну стакан отверстием вниз и опущу в воду. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаю его из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

    Дети лаборанты. Сухая.

    Лаборант Злата. Почему? Потому что в стакане воздух , он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняю его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

    Вывод : стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух . Воздух невидимый . Молодец ты справилась с заданием.

    (Каждый опыт проводится за отдельным столом, дети переходят с одного места на другое)

    Руководитель лаборатории Асиль. О своих исследования расскажет Вова и докажет, что невидимый воздух легче воды , мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух содержится в различных предметах.

    Лаборант Вова. (рассказывает и проводит опыт ) Я выдохну в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это воздух . Воздух легче воды , поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах ? Проверим. Это ракушка. Я кладу ее в воду. В воде появляются пузырьки. Это – воздух . Есть ли воздух в сахаре ? Опускаем его в воду. В воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

    Вывод : Нас окружает невидимый воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

    Мы не можем не дышать.

    Воздух находится в различных предметах, не имеет вкуса.

    Воспитатель. Молодец у тебя поучительный опыт .

    Воспитатель. Лаборант Катя расскажет и покажет, о том может ли воздух перемещаться .

    Лаборант Катя. Это воронка. Мы уже знаем, что в ней воздух . На воронке сдутый шарик. Я опускаю воронку в воду, вода заполняет воронку, шарик надулся. Воздух переместился из воронки в шарик. Я достаю воронку из воды шарик сдулся, воздух вернулся в воронку .

    Воздух может перемещаться , он не имеет формы.

    Воспитатель. Молодец ты смогла доказать, воздух перемещается .

    Руководитель лаборатории Асиль. Лаборант Ваня покажет опыт «Плавающий мандарин» .

    Лаборант Ваня У меня два мандарина один с кожурой, другой без кожуры. Я кладу в воду мандарин с кожурой, он не тонет, плавает. Кладу в воду мандарин без кожуры. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха . Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

    Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

    Ваня доказал, что мандарин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть воздух , а мы знаем, воздух легче воды .

    Воспитатель. Молодец Ваня у тебя интересные исследования.

    Воспитатель. Музыкальный опыт нам покажет руководитель нашей лаборатории.

    «Почему поют колбы?»

    Руководитель лаборатории Асиль. Я наполнила колбы разным количеством воды. Ударяю палочкой о колбу. Каждая колба издает свой звук. Почему так произошло? Когда палочка ударяет о колбу, то воздух в колбе начинает содрогаться, и слышен звук.

    В колбах разное количество воздуха , поэтому меняется звук. Воздух не имеет цвета .

    Воспитатель. Молодец, у тебя очень интересный и сложный опыт , но ты справилась с этими исследованиями.

    Воспитатель. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что вы видите?

    Дети. Шарик надулся.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. В бутылке находится воздух .

    Воспитатель. В бутылке находится воздух , он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставлю бутылку в холодную воду, что вы видите?

    Дети. Шарик сдулся, почему?

    Воспитатель. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

    Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

    Уважаемые ученые, что мы знаем о воздухе ?

    Дети. Воздух не имеет форы , цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды. Воздух находится в различных предметах, может перемещаться.

    Воздух необходим для жизни человека.

    Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух , который выполняет какие то действия.

    Наш руководитель лаборатории, Асиль, скажи, тебе понравились опыты лаборантов .

    Руководитель лаборатории Асиль. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

    Воспитатель. Наблюдайте за миром вокруг , задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы. А сейчас нам пора в группу .

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮна тему:«Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    Цель : Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

    Задачи:
    1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

    2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

    3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

    4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

    5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

    Интеграция образовательных областей;

    Социализация (совместная деятельность)

    Коммуникация (продуктивный диалог)

    Здоровье (физ. мин.)

    Познание (ФЦКМ, конструирование)

    Труд (уборка своего места)

    Предварительная работа:
    наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

    Оборудование:
    оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей
    Ход занятия:

    Организационный момент:

    Воспитатель: Я предлагаю вам начать наше занятие.

    Для этого нам нужно пройти на ковер.

    Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

    (Игра на общение)

    Станем рядышком, по кругу,
    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
    Если каждый улыбнётся -
    Утро доброе начнётся.
    - ДОБРОЕ УТРО!!!

    В: теперь присаживайтесь на подушечки.

    Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

    Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

    Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

    Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

    Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
    - Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

    В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать

    Научиться наблюдать,

    Будем вместе развивать качество - внимательность,

    А поможет всё узнать

    Наша наблюдательность.

    В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

    В: Мы опыты начинаем

    Интересно здесь бывает

    Постарайтесь все понять

    Много нужно здесь узнать

    В: Итак, начнем наши опыты:

    Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
    (одевает халат, шапочку, очки).

    А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

    Правила
    Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

    Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

    Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

    Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

    Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

    В: Итак, начнем наши опыты:

    Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

    (Ответы детей)
    Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

    Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

    Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

    Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

    Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

    Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

    Восп : Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

    Э ксперимент №2 «Как поймать воздух?»

    Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

    Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

    Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

    Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

    Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

    Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

    А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

    Вывод: обнаружили воздух - почувствовали его

    Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

    А кто считает по-другому?

    При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

    Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

    Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

    Эксперимент №4 «Слышим воздух»

    Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

    Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

    А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

    С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

    Вывод: воздух можно услышать разными способами.

    Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

    Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

    Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

    Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

    Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

    Проводиться упражнение.

    А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

    Проводиться упражнение.

    Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

    Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.

    Бензин-водитель или автомеханик;

    Хлеб - пекарь;

    Лён - водопроводчик или сантехник;

    Духи - парфюмер;

    Лак для ногтей - маникюрша;

    Приправа – повар;

    Конфета – кондитер;

    Земля – агроном;

    Порошок – прачка;

    Опилки – плотник, столяр.

    Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.

    Физкультминутка

    Дует ветер с высоты,

    Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

    Вправо – влево, влево - вправо

    Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

    А теперь давайте вместе

    Все попрыгаем на месте (прыжки)

    Выше! Веселей! Вот так!

    Переходим все на шаг (ходьба)

    Вот закончилась игра,

    Заниматься нам пора (садятся)

    Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

    Кто как думаете? Давайте проверим?

    Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»

    Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан - чистую воду, во - второй стакан - газированную.

    В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

    В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

    Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

    Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушны е шары) и пластилин всплывает на поверхность.

    Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

    Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

    Восп : Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

    Подведен ие итогов:

    А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
    -Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

    Работа по схемам:
    -Сегодня мы узнали
    :

    Увидели воздух:

    С помощью трубочек и ёмкости с водой.

    Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

    Почувствовали воздух;

    С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

    Услышали воздух:

    С помощью бутылочек, баночек.

    С помощью шарика.

    Воздух имеет вес:

    С помощью газированной воды и пластилина.

    Воздух переносит запах

    С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

    Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:

    Первая пара рисует, как можно увидеть воздух;

    Вторая пара - как почувствовать воздух?

    Третья пара – как услышать воздух?

    Четвёртая пара – как воздух переносит запах?

    Пятая пара – имеет ли воздух вес?

    Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.

    Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.

    Воспитатель : - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.

    Алёна Садченко



    Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух » разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности » .

    Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста .

    Цель :

    Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности .

    Задачи :

    1. Познакомить с понятием «воздух » , его свойствами.

    2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы .

    4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.

    5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.

    6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.

    Интеграция образовательных областей :

    Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.

    Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка) .Безопасность.

    Оборудование :

    Воздушный шарик , халаты и бейджики на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.

    Организационный компонент

    (Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер» , в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).

    Воспитатель : Ребята куда попал шарик?

    Воспитатель : Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.

    Воспитатель : А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!

    Воспитатель : Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?

    Дети : Да.

    Воспитатель : Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)

    И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории» .

    (На экране появляются схематические рисунки-подсказки)

    1. Соблюдай тишину в лаборатории.

    2. Не толкай соседа во время работы.

    3. Сначала подумай, потом сделай.

    4. Убери за собой рабочее место.

    Воспитатель : Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, наденьте халаты и подходите к столам.

    ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

    Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

    Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух , который движется.

    Хотите почувствовать, как движется воздух ? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха ) .

    Делаем вывод : Ветер-это движение воздуха .

    Дети, что в стакане? (ничего) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

    Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

    Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.

    А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .

    Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана , а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух , попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

    Делаем вывод : Воздух легче воды

    А чтобы увидеть воздух его надо поймать , возьмите пакетик. Что в нём?

    Дети : Ничего

    А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух ? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух , каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух , что надо сделать?

    Дети : Его надо поместить в «оболочку»

    Делаем вывод : Чтобы обнаружить воздух , нужно поймать его в оболочку.

    А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

    Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух ? Из нас.

    Делаем вывод : Воздух находится внутри нас.

    Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Мы вдохнули глубоко,

    Дышим мы легко-легко.

    Плавно руки вверх подняли

    И кистями помахали.

    Руки мы к плечам прижали

    И локтями повращали.

    Сделали по пять прыжков.

    И к работе все готовы!

    Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?

    Дети : нет

    Делаем вывод : Человек не может без воздуха

    Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух , какого он цвета? (бесцветный)

    Вдохните ртом воздух и попробуйте , какого он вкуса? (безвкусный) .

    Вдохните носом воздух . Какого он запаха? (без запаха) .

    Вывод : Чистый воздух не имеет цвета , запаха, вкуса.

    А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах .

    Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух , если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

    Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.) .

    Дети отгадывают запахи.

    Воспитатель : А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха , а когда воздух будет иметь запах (Итак делаем вывод : Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запахи других предметов.

    Рефлексия

    Воспитатель : Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе . Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!

    -Воздух окружает нас со всех сторон.

    -Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

    -Воздух тяжелее воды .

    Человек не может жить без воздуха .

    Ветер это движение воздуха

    Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

    Чистый воздух имеет запах .

    Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)

    (раздача шариков)

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности. Цель: формирование элементарных представлений.

    «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе. Цель: Познакомить детей с природным явлением.

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.

    Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.

    Программное содержание1. Образовательные задачи: - уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания.

    Организованная познавательно - исследовательская деятельность

    «Тайны воздуха» в подготовительной группе

    Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность

    Задачи :

    Образовательные:

    1. Продолжать формировать представление о воздухе , его свойствах;
    2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
    3. Расширять словарный запас детей.

    Развивающие:

    1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

    2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

    2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

    3.Соблюдать правила поведения в лаболатории.

    Предварительная работа :

    Беседа : «Чистый воздух » ; «Для чего нужен воздух и кому » ,

    Рассказ «Где живет воздух » , загадки про явления природы,

    рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

    Использовала различные методы приемы : Худ. Слова,(приветствие, и загадка), сюрпризный момент (Карлсон), ИКТ, макет (город) , музыкально - ритмическая композиция «Пузыри», рефлексия, поощрение детей (воздушные шары) .

    Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, пробирки, микроскоп и т.д.

    В ходе организованной познавательно-исследовательской деятельности эмоционально общалась с детьми,старалась добиваться полных ответов от детей,задавала наводящие вопросы.

    Ход занятия

    Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

    Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

    Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь.

    Он невидимый, и все же

    Без него мы жить не можем. (Воздух .)

    Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,

    :- А что такое воздух ? (ответы детей) -

    Воздух - это то , чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух , как людям.

    Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха

    А в космосе есть воздух ? (в космосе воздуха нет ) слайд

    А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах - скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания ).

    (Звучит шум пропеллера).

    (влетает Карлсон)

    К : - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?

    В : Мы с ребятами говорим о воздухе .

    К : - О воздухе ? А кто его видел, этот воздух ? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух ! А вы, ребята?

    В : Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас ?

    Дети : Нет, не видим.

    В : Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

    Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

    Карлсон : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

    В : Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас!

    Карлсон : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть !

    В : Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть ! Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? (Хотим) . Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие . Полетели с нами Карлсон.

    (звучит мелодия)

    В : Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.

    А что такое лаборатория, (презентация)

    Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза.

    В : Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух ? Подумайте. (ответы детей)

    Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

    В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети : Он пуст.

    В : Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет .

    Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха , он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

    Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети : В нём нет воздуха .

    Вывод : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать.

    И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

    Карлсон : А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух ! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у вас в бассейне спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

    Ребята, а имеет ли воздух вес?

    Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес

    В : Это мы сейчас проверим.

    В : На столе разложены предметы : резиновая игрушка, кусок резины

    В : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

    Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

    (воздух ) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
    К: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.

    Вывод : воздух имеет вес , но он легче, чем вода.

    Карлсон : Конечно! Ведь воздух легче воды ! И если внутри матраса воздух , то он, конечно же, плавает!

    Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах ? (Ответы детей)
    Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
    Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

    Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

    Физминутка «Мыльные пузыри» .

    Давайте возьмем в руки мыло

    Осторожно пузыри… (намыливают руки)

    Дети : Ой, какие! Ой, смотри! («подбрасывают» шарики, ладошками вверх)

    Раздуваются! Блестят! (руками «надувают» шар)

    Отрываются! Летят! (руки вверх)

    Мой со сливу! (Показывают разные

    Мой с орех! Размеры руками)

    Мой не лопнул дольше всех! (хлопают)

    Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)

    Молодцы ребята сколько много у вас получилось мыльных пузырей. (убираем пузыри на стол)

    Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

    Карлсон : Конечно, же мыло!

    Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух . Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

    Карлсон : Понятно! Вы выдыхаете воздух . Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

    Воспитатель : Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
    Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
    Давайте пройдем присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
    Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
    Какой в лесу воздух? (ответы детей)
    Почему он там чистый? (ответы детей)

    (там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
    Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
    (продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
    Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
    Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

    А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
    почему вы так сделали?

    : Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

    В: Хотите попробовать?

    В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

    Какие вы молодцы.

    Карлсон : Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели

    Воспитатель : - Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух .

    Дети : без воздуха ничто живое не может жить;

    воздух бесцветный , поэтому мы его не видим;

    чтоб увидеть воздух , его надо поймать;

    воздух легче воды ;

    воздух есть внутри людей ;

    воздух не пахнет и может передавать запахи;

    Ребята у меня на подносе лежать смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухам, и вы узнали, что-то новое то возьмите смайлик с улыбочкой, а не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика

    Воспитатель :. Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?

    Карлсон : Я тут! (дует) . Я надувал воздухом шарики , хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух .

    Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

    Экспериментирование с воздухом

    Трубчик Марина Станиславовна воспитатель разновозрастной группы МБДОУ "Детского сада №39 комбинированного вида"
    Цель экспериментирования: познакомить детей со свойствами воздуха. Показать что воздух невидим, без запаха, но может впитывать чужой запах, может двигаться, необходим для жизни.

    Оборудование : баночки одна-пустая прозрачная, одна- с чесноком, одна с капелькой духов, пакет, мешок, веер из бумаги, стакан с водой, трубочки для коктейля, султанчики.

    Ход экспериментирования
    Для сюрпризного момента я использовала загадку.
    Ребята, а кто мне скажет для чего нам нужен воздух? (воспитатель слушает ответы детей). Нужен для того чтобы дышать. Воздухом мы дышим. Он поступает к нам через нос и через рот(проводим эксперимент).
    А мы можем увидеть воздух (ответы детей)? Нет, не можем. Значит воздух какой? Невидимый. А давайте поиграем с воздухом, попробуем его поймать.(эксперименты с пакетом и мешком). Закручиваем пакет и видим что он не пустой, в нем воздух. А воздух какого цвета? Он без цвета, т.е. прозрачный.
    А воздух имеет запах? Давайте с вами понюхаем воздух в баночках(дети нюхают баночки и выясняют что в каждой баночке пахнет по разному). Значит воздух имеет свойство впитывать в себя посторонние запахи.
    Воздух находится не только вокруг нас, но и в нас есть воздух. Давайте проверим. Возьмите трубочки и подуем в стакан с водой. Что мы видим? Пузырики. Это пузырики воздуха. И в предметах есть воздух. Возьмем губку опустим в воду и тоже видим пузырики т.е. выходит воздух.
    Воздух находится вокруг нас и мы можем его двигать. Возьмите веер и надо им помахать. Что вы чувствуете? Ветерок. Это мы воздух гоняем веером.
    Ребята вам понравилось быть настоящими исследователями? Я предлагаю сходить на улицу подышать свежим воздухом. Возьмите с собой султанчики и мы проверим как ветер будет гонять воздух и шевелить наши султанчики.

    Презентация на тему: Воздух. Свойства воздуха

    Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования

    Похожие статьи