• Обязательные игровые материалы для второй младшей группы и требования к ним.

    05.07.2019

    У вашего любимого ребенка начинается новая жизнь в младшей группе детского сада. Уважаемые родители, мы подскажем вам как помочь ребенку пережить первое сложное время в детском саду? Что должен уметь ребенок перед поступлением в детский сад?

    Время, проведенное родителем вместе с ребенком в группе кратковременного пребывания , должно обязательно принести свои плоды. Находясь рядом с мамой необходимое для адаптации количество дней, а может быть, и месяцев, малыш постепенно начинает чувствовать себя уверенно в среде сверстников, знакомится с необходимыми правилами коллективной этики и успешно, с удовольствием начинает их выполнять. Постепенно роль мамы отходит на второй план, ведь родитель приложил максимум усилий для укрепления авторитета воспитателя. День ото дня вы все меньше обращаетесь к ребенку, отдавая «бразды правления» новому наставнику ребенка — его первому учителю. В то же время крепнет уверенность малыша в своих силах, он начинает чувствовать себя более организованным, ответственным, самостоятельным.

    Присутствие мамы лишь поддерживает ребенка психологически. Но в то же время лишать малыша этой поддержки, хоть и чисто символической на первый

    взгляд, не стоит до тех пор, пока малыш сам не захочет от нее отказаться. С детским садом у ребенка не должно быть связанно психотравмирующих установок. Поберегите спокойствие ребенка в то время, когда он склонен преувеличивать свои маленькие трудности и проблемы. Ведь его нервная система еще недостаточно устойчива и склонна к появлению так называемых зацикливаний, неврозов. Дайте малышу время, чтобы его уверенность приобрела законченную форму.

    Наконец наступает тот момент, когда вы расстаетесь с крохой на некоторое время, предварительно договорившись с малышом о часах вашего прихода. Постепенно число и время ваших отлучек должно увеличиваться. В идеале, заканчивая время пребывания в группе неполного дня, малыш должен научиться обходиться без присутствия мамы. К этому моменту его жизнь в детсадовской группе становится для ребенка его собственным мирком (интересным и безопасным), а сама дея-тельность в группе — некой работой, которую каждый из нас выполняет с удовольствием и себе во благо. Мамы и папы должны принимать в этой жизни непосредственное участие, т. е. оставаться в курсе жизни малыша (его проблем и успехов). Поэтому каждый день, встретившись с ребенком, обязательно делитесь с ним информацией о том, как провели время без него, что успели сде-лать, как у вас настроение. Малыш должен «давать вам отчет» по той же форме. Пусть это войдет у вас в хорошую привычку.

    Переживайте за кроху накануне его выступления на утреннике, вместе готовьтесь к торжествам, обязательно посещайте все концерты, открытые уроки и праздники, на которые приглашают, родителей. Участвуйте в той части жизни вашего ребенка, которая проходит за стенами его родного дома, поддерживая с ребенком эмоциональную связь. Ощущение того, что мама рядом, даже когда она физически находится в другом месте, поможет ребенку преодолевать любые психологические трудности.

    С той поры, когда малыш начинает посещать группу кратковременного пребывания самостоятельно, ваша главная забота — не терять с ребенком связь. Обязательно спрашивайте у воспитателя, как прошел день малыша, какие мероприятия происходили в группе, чем отличился ваш ребенок и т. д. Затем начинайте беседу с ребенком: выспрашивайте, интересуйтесь, покажите, что вы в курсе всего, что происходит с крохой, — не давайте ребенку отгородиться от вас, погрузившись в свои проблемы.

    Младшая группа детского сада. Что должен уметь ребенок, начинающий посещать детский сад

    К моменту поступления в младшую группу «на полный день», малыш должен адаптироваться к новым для себя правилам коллективного воспитания и обучения, то есть:

    ■ участвовать в коллективных играх, предлагаемых воспитателем;

    ■ самостоятельно инициировать знакомство, игры с детьми;

    ■ выполнять инструкции воспитателя;

    ■ успешно овладевать новыми знаниями в условиях коллективного обучения;

    ■ усовершенствовать навыки самообслуживания;

    ■ привыкнуть к режимным и другим установкам, действующим в коллективе детского образовательного учреждения.

    Но не всегда дети, которые вроде бы хорошо освоились в группе кратковременного пребывания, показывают в младшей группе хорошие результаты. И этому есть ряд причин. Многие родители делают перерыв между посещением группы кратковременного пребывания и началом посещения младшей группы полного дня. За этот небольшой период малыш успевает отвыкнуть от режима и обстановки, царящей в детском дошкольном учреждении. К тому же ребенок может получить направление в новый детский сад, а не в тот, что посещал раньше. У него наверняка изменится воспитатель, круг общения, само помещение группы, игрушки в ней. Для малыша все имеет значение, и даже к небольшим изменениям ему необходимо время, чтобы приспособиться.

    При грамотном отношении родителя к этой проблеме малыш быстро (гораздо быстрее, чем тот малыш, для которого обстановка в садике абсолютно новая) освоится в новом коллективе.

    Представьте, что ваш малыш вновь поступил в группу кратковременного пребывания. Снова, с чистого листа начните тот путь, который некогда был пройден — не бойтесь, теперь он займет у вас куда меньше времени.

    Первым делом познакомьте малыша с двумя новыми воспитателями и нянечкой. Теперь ухаживать за ребенком будут трое человек, с каждым у ребенка должен быть налажен контакт, поэтому обязательно следите, чтобы малыш здоровался, прощался, обращался к воспитателям с просьбами, рассказывал о своих впечат-лениях и проблемах. Все это можно отработать на прогулках, которые вы будете посещать вместе. Но не сто-ит ограничивать время адаптации одними лишь про-гулками. Некоторые воспитатели настаивают на том, что адаптация должна происходить именно здесь — на площадке детского сада, а в группу родителей не пускают. Как правило, в договорах на обслуживание вашего ребенка записана другая информация, ознакомьтесь с ней, заключая договор, и спокойно апеллируйте к определенному пункту. При этом постарайтесь не провоцировать конфликтов, относитесь уважительно к воспитателю, ведь он тоже делает трудное дело, и наверняка у него были причины запретить вам посещение занятий. Однако у вас тоже существуют веские доводы, и в данном случае ради благополучия ребенка их придется отстоять. Малышу важно в вашем присутствии познако-миться с новыми стенами его второго дома. Чтобы при-выкнуть к новому месту, малышу необходимо его изучить. Помогите в этом малышу.

    Ребенку необходим индивидуальный инструктаж, желательно проведенный в вашем исполнении. Покажите малышу, где теперь его шкафчик (а также что в нем будет лежать), где он может вымыть руки (и сколько раз это следует делать), где будет спать и есть и т. д. Чтобы почувствовать уверенность, малышу необходимо время. И это время должно быть проведено с наибольшим комфортом. Ребенок должен быть спокоен и уверен, что все находится под его контролем. Предоставьте ему такую возможность, не оставляйте одного сразу после прогулки. Конечно, кормить малыша и укладывать спать не имеет никакого смысла. В вашу задачу входит лишь ответственность за стабильный эмоциональный фон. Поэтому присутствуйте, но давайте ребенку возможность проявить самостоятельность: просите переадресовать свои вопросы воспитателю, если малыш по привычке обращается к вам. И заранее обговаривайте время нахождения в группе. Если первое время малыш хочет оставаться в группе только до обеда (как это было в группе кратковременного пребывания), пойдите ребенку навстречу. Утро малышей проходит, как правило, очень динамично. До обеда ребята успевают посетить все самые интересные занятия (физкультурные и музыкальные, прогулку), так что малыш получит полное представление о новой для него обстановке.

    При этом ограничивать время адаптации одной прогулкой все-таки не следует. Этому есть ряд причин. Во-первых, в отличие от группы кратковременного пребы-вания, день младшей группы не начинается на улице. А вашему малышу крайне важно сразу войти в режим, почувствовать, с чего начинается день малышей в его «новом доме». Гуляя, ребенок не может привыкнуть к среде, которая его будет окружать в группе. Прогулка, по сути, не дает информации ни о помещении, в котором ребенку придется жить (спать, есть, переодеваться), ни о том, где ему можно будет получить ряд услуг (личная гигиена, игры, развитие). Поэтому одной прогулкой ограничивать посещение не стоит, однако укорачивать его по просьбе ребенка, конечно, не запрещено.

    В этот раз не стоит посещать вместе с малышом занятия в музыкальном и физкультурном зале. Договоритесь с ребенком, что вы подождете его в группе, и сдержите слово. Малыш, скорее всего, согласится с вами, ведь уже полюбившиеся ему занятия, проводимые в группе кратковременного пребывания, не будут для него открытием. При этом оставайтесь в курсе событий, происходящих без вашего присутствия, узнавайте у педагогов разучиваемый с детьми репертуар и репетируйте упражнения дома. Вскоре ваш ребенок поймет, что его «работа» в группе есть продолжение домашней жизни. А мама — помощник в любых начинаниях. И даже когда мама занята своей работой (о которой малыш, конеч-но, имеет представление), она всегда в курсе, всегда придет на помощь — она всегда рядом. И пускай со временем у вас становится больше тех дел, которые вы осу-ществляете порознь, ваши жизни по-прежнему связаны заботой, любовью и участием.

    Постарайтесь, чтобы изменения, которые произойдут в жизни ребенка с момента поступления в детский сад, не разрушили ваши теплые взаимоотношения. Тогда становление самостоятельности в личности ребенка пройдет комфортных для его психики условиях.

    Занятия в младшей группе сада для детей имеют массу особенностей. Связано это с тем, что возраст малышей особенный. В статье расскажем о том, как проходит развивающий, воспитательный процесс с ребятами 3-4 лет. Заодно перечислим все навыки, умения, которыми должны овладеть дети.

    Особенности работы

    Возраст воспитанников ДОУ имеет свои тонкости, нюансы. Это учитывается при планировании образовательного, воспитательного, развивающего процесса. Мы перечислим их:

    • в младшую группу детского сада входят малыши в возрасте от 3 до 4 лет;
    • процесс развития кардинально отличается от того, какой проходил в яслях. Если ранее детки требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, хотят познать мир;
    • именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Малыши начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план. Это становится первой фазой развития самостоятельности;
    • считается, что развитие детей этой группы - самый сложный процесс. Объясняется тем, что воспитанники ДОУ только начинают адаптироваться к «взрослой» жизни, при этом часто заболевают;
    • именно сейчас выявляется скорость интеллектуального развития. Некоторые детки быстрее понимают то, что от них хотят воспитатели, а другие медленнее. Также это заметно в развивающем процессе. Поэтому, от воспитателей требуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
    • такой возраст, с помощью педагогического состава, позволяет деткам учиться быть самостоятельными.

      Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают ванную комнату, туалет.

    Какими навыками и умениями овладевают?

    Малыши 3-4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:

    • малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
    • есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
    • есть блюда последовательно;
    • посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
    • знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.

    Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. должна уметь, знать следующее:

    • быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др;
    • уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
    • научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
    • уметь различать цвета;
    • выполнять последовательные действия - собирать конструктор, кубики или пазлы;
    • уметь ухаживать за декоративными цветами;
    • взрослым помогать сервировать стол.

    Требования к занятиям в младшей группе ДОУ

    В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:

    • длятся они по 15 минут. Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
    • занятия должны нести уже четко выраженные цели;
    • особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
    • проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
    • посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
    • начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
    • в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте. Знакомятся с понятием ритм.

    Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

    УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

    Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

    Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; “Чудесный мешочек” с различными предметами.

    УГОЛОК СПОРТА

    Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; Профилактика простудных заболеваний; Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Доска гладкая и ребристая; - коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом (150-200 гр.); ленты, флажки.

    УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

    Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: мольберт или пюпитр; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

    УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

    Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

    ТЕАТР

    Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).

    КНИЖНЫЙ УГОЛОК

    Задачи:Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

    Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

    УГОЛОК ПРИРОДЫ

    Задачи: экологическое воспитание и образование детей

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

    УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

    Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

    УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:

    Материалы по сенсорике и математике

    1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

    2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

    3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

    4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.

    5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

    6. Блоки Дьенеша.

    7. Палочки Кюизенера.

    8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

    9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

    10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

    11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

    Материалы по развитию речи и познавательной деятель-ности.

    1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

    2. Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

    3. Серии из 3-4 картинок для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации).

    4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

    5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

    6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тема-тикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

    7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

    Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; Формирование исполнительских навыков.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.

    ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

    Задачи: Научить ребенка видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее в своей жизни.

    Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

    УГОЛОК ПО ПДД

    Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

    УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

    Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

    УГОЛОК НАХОДОК

    Задачи: Учить детей находить в окружающем мире что-то необычное, интересное, уметь объяснить, чем интересен и необычен тот или иной предмет. Учить детей усовершенствовать, видоизменить предмет, знать его назначение. Помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление, воображение, фантазию.

    РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

    Задачи: Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы; Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

    Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, “алгоритм” процесса одевания; Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и т.п.; Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационные стенды.

    Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

    1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
    2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
    3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
    4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
    5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
    6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
    7. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

    При выборе игр для младших дошкольников нужно учитывать степень физической нагрузки. Следует чередовать подвижные игры с малоподвижными, чтобы дети не переутомлялись. Желательно, чтобы взрослый сначала провел игру в небольших группах (2 — 4 чел.) и только потом во всей группе.

    Никто не должен выбывать из игры, участвуют все до ее окончания. Детям больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные, с четкими, простыми правилами. Когда игра закончена, подводится итог, называются те, кто хорошо выполнил задания, и те, кому нужно в будущем постараться.

    Если ребенок хочет играть с кем-то конкретным, нужно учитывать его желание и не разъединять детей.

    Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

    Повтори точно

    Оборудование : два стола, игрушки, бумага (салфетки). На одном столе лежат 2—3 игрушки, прикрытые бумагой (салфеткой), на другом — расставлены 3—5 игрушек.

    Воспитатель приподнимает бумагу (салфетку). Ребенок в течение 1—2 мин внимательно смотрит на игрушки, стараясь их запомнить. Воспитатель вновь закрывает их бумагой или салфеткой.

    Варианты

    1. Ребенок подходит ко второму столу и берет игрушки, которые только что видел.

    2. Ребенок подходит ко второму столу и расставляет игрушки в том же порядке, в котором они лежат на первом столе. Лишние игрушки откладывает в сторону.

    3. Игрушки лежат по-разному: перевернуты, друг на друге и т.п. На столах одинаковые игрушки. Играющий повторяет расположение игрушек.

    Узнаю цвета

    Оборудование : цветные карандаши, разноцветные палочки или полоски плотной цветной бумаги (картона).

    На двух столах лежат цветные карандаши и палочки или полоски плотной цветной бумаги.

    Варианты

    1. Нужно запомнить цвета карандашей. На первом столе лежат 6 карандашей двух цветов. Играющий смотрит на них 1—2 мин. Воспитатель закрывает карандаши бумагой. На втором столе карандаши лежат стопкой. Ребенок берет по одному карандашу нужного цвета.

    2. Нужно запомнить количество кучек и карандашей в кучке. На первом столе карандаши лежат кучками. Ребенок смотрит и запоминает, сколько кучек и сколько в них карандашей. Взрослый закрывает первый стол бумагой. На втором столе ребенок раскладывает карандаши по кучкам, как и на первом столе. С каждой игрой количество кучек и карандашей увеличивается.

    3. Нужно запомнить количество и цвет карандашей в кучке. Составить две кучки из карандашей разных цветов. Цвета карандашей не повторять. Начинать игру следует с одной кучки из двух разноцветных карандашей, потом из трех и т.д.

    Примечание . Игра будет интереснее, если к столу одновременно подходят 2 — 3 ребенка. Можно менять предметы на столах. Вместо карандашей взять пластмассовые палочки, потом цветные полоски из картона. Дети должны чувствовать материал.

    Зеркало

    Группа из 4—6 детей встает в шеренгу. Остальные — зрители. Воспитатель встает перед детьми и показывает 3—5 фигур. Каждую фигуру он повторяет несколько раз. Дети внимательно смотрят и повторяют все движения взрослого.

    Затем играет другая группа детей.

    Игра и сигнал

    На небольшой площадке дети бегают, кружатся, приседают, нагибаются. По сигналу играющие останавливаются, поворачиваются в сторону звука. Воспитатель говорит: «Все бегают хорошо». По сигналу дети снова начинают бегать. Через несколько минут по повторному сигналу они прекращают бег, воспитатель просит повторить ее слова: «Все бегают хорошо».

    Примечание . Игру нужно повторить несколько раз, изменяя фразы, которые должны быть очень короткими («Веселитесь»; «Дружите»; «Будьте умниками»).

    Один-два сигнала

    Дети встают в шеренгу. Воспитатель дает один сигнал (свисток или хлопок), игроки поднимают одну руку вверх, при двух сигналах — сразу обе руки. Подаются сигналы вразнобой: можно дать несколько раз по одному сигналу, а потом два. По окончании игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

    Ближе к финишу

    Дети встают в шеренгу. В 10—15 шагах от них воспитатель проводит линию финиша, встает около нее и считает вслух. Дети начинают шагать в ногу к финишу. Если воспитатель замолчал, они останавливаются, приставляют ногу. Играющий, который не остановился и сделал лишний шаг, переходит в конец шеренги. Внимательно слушая, дети продолжают шагать к финишу. После того как пройдено все расстояние, воспитатель хвалит самых внимательных и собранных детей. Примечание. При разучивании игры дети могут держаться за руки.

    Борщ и компот

    Оборудование: 2 стола, коробка, муляжи овощей и фруктов, 2 кастрюли.

    В стороне от детей 2 стола, на одном из них находится коробка с муляжами овощей и фруктов, на другом — 2 кастрюли. В данной игре скорость не важна, нужны внимание и знания.

    Дети по очереди подходят к коробке и перекладывают овощи в кастрюлю, чтобы «сварить борщ». Каждый играющий вынимает по одному овощу из коробки, доносит его до кастрюли и возвращается на место. «Борщ сварили». Игра продолжается. Теперь дети по очереди перекладывают фрукты из коробки во вторую кастрюлю. «Вот и компот готов».

    Варианты

    1. Каждый участник выбирает полностью продукты для варки борща или компота. Задание дает и проверяет воспитатель.

    2. Подходят двое играющих. Один откладывает в кастрюлю овощи для борща, а другой во вторую кастрюлю — фрукты для компота.

    Игры-подражания и игры-распознавания

    Кто это

    Дети садятся на скамейку. Воспитатель по очереди просит изобразить, как лает собака, мяукает кошка, мычит корова, какие звуки издает ворона (кукушка, воробей, голубь, сорока). Если детям трудно это выполнить, взрослый показывает.

    Немного меняем игру. Один из детей подражает животному или птице не только голосом, но и характерными движениями. Желающих показать, как прыгает зайчик, обычно бывает много. Пусть показывают все. Останется только решить, кто дольше пробудет зайчиком и у кого получается очень похоже.

    На всех зверей места хватит

    Дети встают в круг. Воспитатель спрашивает, кем бы каждый из них хотел быть: зайчиком, лисой, волком, медведем или даже тигром. Каждая группа «зверей» имеет свои угол, жилище.

    Дети идут по кругу, подражая зверям, которых они выбрали. Воспитатель говорит: «По местам». Все «звери» разбегаются по своим «жилищам». Кто быстрее добрался до своего «жилища», тот победил.

    Едем на лошадке

    Оборудование : палочки.

    У детей по палочке — это «лошадки». Двое детей — «добрые собачки», которые любят свою хозяйку и помогают сторожить дом.

    Дети начинают не спеша прыгать вперед на палочках под песенку.

    В конце песенки две «собачки» громко лают, а дети на «лошадках» останавливаются. Песенку напевает воспитатель или дети.

    Едем, едем на лошадке

    По дорожке гладкой.

    В гости нас звала соседка

    Кушать пудинг сладкий.

    Мы приехали к обеду,

    А соседки дома нету.

    Две собачки у порога

    Нам сказали строго:

    — Ав-ав-ав!

    — Гав-гав-гав!

    Шведская народная песня

    При повторе игры «собачками» становятся другие играющие.

    Бедный заяц

    Все дети — «зайчики». Они сидят на корточках и подпрыгивают. Только один «зайчик» хочет быстрее убежать и спрятаться. Воспитатель начинает петь песню. Если дети знают ее, то подпевают хором.

    В конце песенки «зайчик» делает 2—3 небольших круга и прячется за что-нибудь.

    Заяц мчится

    Что есть мочи,

    Заяц схорониться хочет.

    То бежит он

    И кружит,

    То лежит он —

    Весь дрожит.

    Бедный, он

    Всего боится...

    Уши — стрелы,

    Хвост — сучок,

    Прыгнул белый

    И — молчок.

    Кабардино-балкарская народная песня

    При повторе игры «зайчиком» становится другой играющий.

    Выручайте

    Оборудование : палочка или толстый прутик.

    Дети сидят на лавочке. Один ребенок - «муравей» несет «дуб» (палочку или прутик), очень старается, чтобы не уронить его. «Дуб» нужен для ремонта муравейника, кто-то неосторожно повредил домик, задел палкой.

    Дети вскакивают со скамьи, берут «муравьишку» под руки, помогают ему нести «дуб». Воспитатель или дети произносят хором стихотворение или поют песенку.

    Муравьишка в чаще

    Дуб тяжелый тащит.

    Эй, товарищи-друзья,

    Выручайте муравья!

    Коли нет ему подмоги,

    Муравей протянет ноги.

    Чешская народная песня

    При повторе игры «муравьишкой» становится другой играющий.

    Игры на развитие точности движений рук

    Кубики в коробке

    Оборудование: коробки, кубики.

    Дети делятся на две группы, у каждой коробка с кубиками. Первые играющие очень аккуратно укладывают кубики в коробки: ряд к ряду. Вторые вынимают кубики. Следующие участники делают то же — укладывают и вынимают кубики из коробок.

    Не следует спешить, главное — аккуратность. Нужно отметить детей, которые делали всё хорошо. При повторе игры участники меняются местами: кто вынимал кубики, теперь укладывает их.

    Вариант . Укладывать и вынимать кубики двумя руками (одной рукой).

    Цветные палочки

    Оборудование : цветные палочки.

    У каждого играющего 4—6 цветных палочек. Надо положить их в один ряд друг около друга. Для облегчения задания провести на столе горизонтальную линию, от которой выкладывать палочки вплотную друг к другу.

    Вариант. Положить палочки друг за другом (без промежутков) в одну линию.

    Завернем конфету в фантик

    Оборудование : небольшие кубики, цилиндры, шарики, бумага.

    Играющим раздают по одному небольшому кубику, маленькому цилиндру и шарику. Нужно завернуть их в бумажки, чтобы получилась «конфета». Кубик можно завернуть со всех сторон, как ириску. Дети могут проявить инициативу: завернуть «конфетки» как хотят, как им нравится. Можно показать несколько изображений конфет в фантиках или положить на стол настоящие конфеты.

    Сильные и ловкие пальчики

    Оборудование : несколько листков цветной бумаги размером с фантик, тетрадные листы.

    Воспитатель загадывает загадки. Дети их отгадывают.

    Пять братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы.)

    У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Рука с пальцами, руки.)

    Идут четыре брата навстречу старшему. «Здравствуй, большак!» «Здравствуй, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка-Тимошка». (Пять пальцев.)

    Воспитатель организует небольшие соревнования.

    Начинают игру одновременно все дети. У каждого играющего несколько листков цветной бумаги размером с фантик. Их нужно скомкать одной, двумя руками или скатать в шарик.

    Затем следует разгладить листки, чтобы они не топорщились: двумя руками, кулаками, ладонью (сначала одной, потом другой), двумя ладонями.

    Игра пальцев

    Дети сидят на скамейке. Воспитатель стоит так, чтобы все ее видели. Она делает простые движения пальцами и кистью: сгибает один, три пальца, растопыривает пальцы, грозит указательным пальцем, хлопает в ладоши, соединяет пальцы, ладони.

    Дети повторяют движения, которые можно усложнять.

    Примечание. Во время игры нужно рассказать, что каждый палец имеет название, назвать все пальцы.

    Сбор грибов

    Оборудование : шишки, корзины.

    Воспитатель рассыпает по полу «грибы» (шишки). По сигналу дети начинают собирать «грибы» в корзину любым способом, как хотят и могут.

    Вариант . Собирать «грибы» разрешается только одной рукой: брать в руку по одной шишке и опускать в корзину.

    Примечание . Если играющих много, разделить их на несколько небольших групп, чтобы они не мешали друг другу собирать «грибы».

    Играем с шариком

    Оборудование : шарик для пинг-понга.

    Дети берутся за руки, образуют цепь. Затем разъединяют руки. У первого игрока в руках шарик для пинг-понга. По сигналу шарик начинают передавать по цепи, перекладывая его из одной руки в другую.

    Можно провести игру по группам (3 — 4 чел.). Если ребенок уронил шарик, он должен его поднять, подержать в обеих руках и только потом передать дальше.

    Игры на развитие координации

    Простая проверка

    Оборудование: узкая дорожка.

    На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

    Аккуратно по шнуру

    Оборудование : шнур длиной 4—6 м.

    Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

    Преодолей коридор

    Оборудование : 6 стульев.

    Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

    Варианты . Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

    При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

    Кривая дорожка

    Оборудование: 4 стула.

    Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

    Вариант. 3—5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

    Дружу с маленькой подушечкой

    Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

    Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

    Дорожка по доске

    Оборудование : доска.

    Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

    Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

    Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

    С кочки на кочку

    На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

    Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

    Игры на развитие глазомера

    Что ближе

    Оборудование: игрушки.

    На некотором расстоянии от детей воспитатель ставит две игрушки: одну дальше, другую ближе — на расстояние детского шага.

    Спрашивает каждого ребенка, какая игрушка находится ближе к нему, а какая дальше.

    Варианты. Две игрушки находятся на одинаковом расстоянии от детей; три игрушки: две на одной линии, третья ближе или дальше от этих двух; три игрушки располагаются на одной линии, две из трех игрушек стоят рядом, третья немного в стороне. Нужно определить, как далеко расположена третья игрушка и сколько игрушек можно поставить между ней и остальными; желательно использовать кубики.

    Кубики в ряд

    Оборудование: кубики.

    На столе 3 — 5 кубиков разного размера. Нужно расставить их в ряд по размеру.

    Варианты

    1. На столе 5 — 7 кубиков разного размера. Нужно разложить их в ряд по размеру.

    2. Нужно собрать пирамидку из кубиков.

    Полоски в ряд

    Оборудование: полоски из картона разной длины.

    Играют несколько детей. Нужно разложить картонные полоски разной длины по кучкам. Одни дети выбирают длинные полоски, другие — короткие, третьи — полоски разной длины. Выбранные полоски участники раскладывают около себя.

    Варианты

    1. Один играющий выполняет все три задания — раскладывает полоски по трем кучкам (длинные полоски, короткие и полоски разной длины).

    2. Подобрать полоски по цвету и размеру.

    Мешочки — в обруч

    Оборудование : обруч, 3 мешочка с горохом (тряпичных мяча).

    Дети встают в колонну. Перед ними лежит обруч. Играющим дают три мешочка с горохом (тряпичных мяча). Дети по порядку бросают их в обруч.

    Расстояние до обруча выбирает воспитатель. С повтором игры оно увеличивается.

    Мячи — в корзину

    Оборудование: корзина (коробка или ведро), маленькие мячи. У каждого играющего маленький мяч. На расстоянии 1—2 м от детей стоит корзина (коробка, ведро). Участники по порядку бросают мячи в корзину. Варианты

    1. У играющих 2—3 мяча. Нужно забросить их в корзину.

    2. Игра проводится в командах (по 2—3 чел.). У каждого участника по мячу. Нужно вместе закинуть мячи в корзину.

    Кольца — на ножки стула

    Оборудование : 2—3 небольших кольца, стул. У каждого участника 2—3 небольших кольца. На расстоянии нескольких шагов стоит перевернутый стул. Дети по очереди бросают кольца на ножки стула. Нужно накинуть их все на ножки, можно на одну.

    Начинать игру следует с одного кольца и расстояния 1—1,5 м.

    Мяч — в ворота

    Оборудование: шары (мячи), коробка.

    Дети по очереди закатывают шары (мячи) в ворота. Расстояние до них около 2 м. С повтором игры оно увеличивается.

    Воротами служит коробка. Можно взять целую, из которой мяч не выкатится, а можно коробку без дна, как будет удобнее.

    Подвижные игры

    Игрушка — в круг

    Оборудование : игрушки.

    Воспитатель чертит небольшой круг, в который ставит игрушку. Она должна быть устойчивой (кубик, пирамида). Первый участник получает игрушку. По сигналу он подходит к кругу и заменяет ее. Возвращается на место, передает взятую игрушку следующему участнику. Второй играющий идет и меняет игрушки. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Игрушки нужно ставить аккуратно, чтобы они не падали. Расстояние от старта до круга — 2—4 м.

    Примечание. Круг должен быть небольшим. Дети не заходят в круг, а только тянутся к игрушке и заменяют ее другой. Это развивает внимание.

    Пирамида и быстрота

    Оборудование: пирамида из 5 — 6 колец.

    На столике пирамида из 5 — 6 колец. Первый играющий подходит к столику и разбирает пирамиду. Следующий участник собирает ее. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

    При повторе игры участники меняются местами: кто разбирал пирамиду, теперь собирает ее, и наоборот.

    Примечание. Если пирамида собрана неправильно — играющий ошибся, он еще раз выполняет задание.

    Кольцо — на колышек

    Оборудование: щиток с одним колышком, кольца.

    Воспитатель ставит щиток с одним колышком. Первый участник подходит и надевает на колышек кольцо. Второй снимает его и передает следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

    Вариант. Используется щиток с несколькими цветными колышками. Каждому ребенку дают по цветному кольцу. Дети по очереди подходят к щитку и надевают кольцо на колышек соответствующего цвета. Количество колец можно увеличить.

    Перенесем шары

    Оборудование: надувные шары.

    На столе лежат два надувных шара. Первый играющий подходит к шарам, забирает их и переносит на другое место по соседству. Второй берет их и возвращает на место, следующий снова переносит шары со стола. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

    Картошка в ложке

    Оборудование: большая ложка, картофелина.

    На небольшом расстоянии от детей стоит стул. Они встают в колонну. У первого играющего картофелина в большой ложке. Он держит ложку двумя руками. По сигналу участник идет до стула, присаживается, затем возвращается и передает ложку с картошкой следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил картошку, он должен ее поднять и продолжить движение.

    Мяч над головой

    Оборудование : мяч.

    Дети строятся в колонну. У первого играющего в руках мяч. По сигналу он передает его над головой назад второму игроку и далее по цепочке. Последний играющий, получив мяч, говорит: «Мяч у меня». Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и передать дальше.

    Прыжок кенгуру

    Воспитатель чертит линию. Первый играющий подходит к ней и делает прыжок вперед. Воспитатель отмечает длину прыжка. Дети по очереди прыгают друг за другом.

    Вариант. Можно составить команды из 2—3 детей, прыгающих одновременно. Усложнение: дети берутся за руки.

    Тройные прыжки

    Дети по очереди делают с места тройные прыжки, отталкиваясь обеими ногами.

    Примечание . Начинать игру нужно с двойных прыжков.

    Хороводные игры

    Хоровод — русская народная игра, движение по кругу с пением и пляской. Водить хороводы лучше всего под музыку — марш, плясовую или песню. Игры в сочетании с музыкой, ритмикой и движениями имеют большое педагогическое воздействие. Для детей водить хоровод всегда весело и радостно, они все вместе двигаются, поют и чувствуют музыку. Большинство игр под музыку создают свободу и легкость движений, проходят более дружно, быстрее, и дети бывают внимательнее.

    Движения и действия детей должны быть связаны с содержанием музыки и ее выразительностью. Дети в играх «слушают» музыку и руками, и ногами, а не только ушами.

    Хороводы можно водить, взявшись за руки, идти по кругу то в одну, то в другую сторону, притопывая, сходиться в центр круга, затем расходиться — и так несколько раз. Держась за руки, приставными шагами идти по кругу, остановиться и похлопать несколько раз в ладоши, затем также приставными шагами пойти в другую сторону. Держась за руки, образовать круг, сходясь в центр круга, поднять руки, расходясь — опустить их.

    Марьяна Дощанова
    Картотека. Утро. Вторая младшая группа

    Я Н В А Р Ь

    Утро . Работа в группе

    1. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская» : рассматривание иллюстраций «В парикмахерской» .

    Задачи : расширять представления детей о работе парикмахера, его обязанностях, о том, какими инструментами пользуется парикмахер. Обогащать игровой опыт детей.

    Оборудование : иллюстрации по теме.

    2. Работа в уголке природы : знакомство с бальзамином.

    Задачи

    Оборудование : цветы, лейка.

    3. Дидактическая игра «Зоопарк» .

    Задача : продолжать знакомить детей с многообразием слов.

    4. Индивидуальная работа.

    5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

    Утро . Работа в группе

    1. Наблюдение за автобусом.

    Задача : знакомить с названиями частей машины.

    2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .

    Задачи

    Оборудование : овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный) .

    3. Работа в уголке природы : знакомство с бальзамином.

    Задачи : предложить детям рассмотреть комнатные растения, назвать знакомые; определить, какого растения раньше не было в уголке природы, описать бальзамин. Развивать наблюдательность, интерес к комнатным растениям, формировать элементарные навыки ухода за растениями.

    Оборудование : комнатные растения, лейки.

    4. Индивидуальная работа.

    5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

    Утро . Работа в группе

    1. Беседа «Поведение за столом» .

    Задачи : Формировать культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом.

    Оборудование : стол, тарелки, бакалы, ложки, салфетки.

    Как правильно сидеть за столом. (показ)

    Пользование ложкой и вилкой. (показ)

    Как правильно есть суп. (показ)

    Пользование салфеткой. (показ)

    2. Дидактическая игра «Чей домик?»

    Задачи : Учить детей узнавать диких животных, называть их жилища. Обогащать словарный запас, учить правильно и четко произносить слова.

    Оборудование : игровые карточки .

    3. Работа в уголке природы : наблюдение «Полив цветов» .

    Задачи : Продолжить знакомить детей с трудовыми операциями по уходу за комнатными растениями, рассказать об их назначении. Напомнить детям названия растений.

    Оборудование : лейка.

    4. Самостоятельная деятельность в игровых уголках.

    Задачи : Способствовать организации игр детей с крупным строительным материалом, любимыми игрушками, учить договариваться о взаимодействии.

    Оборудование : крупный строительный материал.

    5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

    Утро . Работа в группе

    1. Наблюдение за свойствами воды.

    Задача : учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды : льется, имеет разную температуру.

    Оборудование : вода, тазик.

    2. Дидактическая игра «Найди предмет»

    Задачи : учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

    Оборудование : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) .

    Содержание : дети стоят полукругом. В центре расположены два столика : на одном - геометрические формы, на втором - предметы . Воспитатель рассказывает правила игры : «Мы будем играть так : к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

    3. Работа в уголке природы : знакомство с природными материалами.

    Задачи : Познакомить детей со свойствами сырой глины - мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнется, под воздействием усилий рук легко меняет форму, предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей.

    Оборудование : глина.

    4. Индивидуальная работа.

    5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

    Утро . Работа в группе

    1. Беседа «Как надо одеваться, чтобы не болеть?»

    Задачи : активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали предметов одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды людей от состояния погоды.

    Оборудование : демонстрационный материал «Одежда» .

    2. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья» : дидактическая игра «Разложи посуду» ; чтение стихотворений С. Капутикян «Маша обедает» , «Стираем» , «Пылесос» .

    Задачи : Расширять социальный и игровой опыт детей. Учить понимать обобщающее слово «посуда» . Побуждать детей воспроизводить быт семьи в игре.

    Оборудование : набор посуды.

    3. Дидактическая игра «Догадайся, что звучит» Цель : Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход игры : Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

    4. Трудовые поручения : помощь взрослым в сервировке стола к обеду.

    Задачи : Формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой : помогать накрывать стол (расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки) .

    5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

    Утро . Работа в группе

    1. Беседа «Собираемся на прогулку» .

    Задачи : формировать у детей навыки самообслуживания, учить одеваться самостоятельно, в определенной последовательности. Активизировать в речи и уточнить названия предметов одежды.

    Материал : одежда, кукла

    2. Трудовые поручения : уход за комнатными растениями.

    Задачи : поощрять стремление детей ухаживать за растениями, формировать соответствующие навыки ухода за ними, продолжать учить детей правильно определять и называть их части, воспитывать бережное отношение к растениям.

    Материал : лейка, стол

    3. Игровая ситуация «Медвежонок умывается» .

    Задачи : формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос : «Все ли он делает правильно?»

    Оборудование : медвежонок, умывальник, полотенце.

    4. Дидактическая игра «Угадай, что в руке» .

    Задача : узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

    Игровое действие : бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

    Правило : смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

    Материал : овощи, фрукты, мешочек.

    5. Индивидуальная работа. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детенышей.

    Материал : картинки с изображением зайца, медведя в берлоге, белки с детенышами.

    5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №2

    Утро . Работа в группе .

    1. Беседа «Крепкие зубы» .

    Задачи : Рассказать детям о правилах ухода за зубами : пояснить необходимость чистить зубы утром и вечером , после каждого приема пищи - обязательно полоскать рот водой; рассказать о том, почему нельзя чередовать горячую и холодную пищу, грызть орехи зубами.

    Материал : картинки , зубная щётка.

    2. Дидактическая игра «Угадай, что съел» .

    Задача : узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

    Игровое действие : угадывание на вкус.

    Оборудование : морковка, яблоко, груша, капуста.

    3. Трудовые поручения : помощь воспитателю в подготовке к занятию.

    Задачи : Знакомить детей с новыми трудовыми поручениями, учить находить и подбирать необходимые предметы и Материал : в соответствии с организуемой деятельностью.

    4. Индивидуальная работа по ФЦКМ «Умение различать правую и левую руку»

    Материал : зеркало, картинки .

    5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №2



    Похожие статьи