• Конспект открытого занятия "тайны воды". Где вода - там жизнь, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

    21.05.2019

    Цели и задачи:

    • показать важное свойство воды — давать жизнь живому.
    • показать свойство окрашенной воды окрашивать поставленные в них белые цветы в соответствующий цвет.
    • показать, что вода не имеет формы, разливается и течет.
    • показать что «чистая вода» — прозрачная и в ней видны предметы, а «грязная» вода – непрозрачная и в ней предметы не видны.
    • показать, что вода безвкусная и приобретает вкус того, что в нее положат
    • показать, что вода не имеет запаха.
    • показать, что вода может быть в трех состояниях:жидком, твердом, парообразном.
    • развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
    • воспитывать бережное отношение к воде.

    Материалы:

    • стаканчики с прозрачной водой;
    • белая краска;
    • соль, сахар;
    • термос с кипятком;
    • монетки для бросания в стаканы с водой;
    • заранее покрашенные в пищевой краситель цветы.

    Предполагаемый результат:

    Образовательные:

    Воспитательные:

    • воспитание бережного отношения к воде;
    • привнесение результатов работы в группе в домашние условия.

    Предварительная работа.

    1. Определение темы, цели, задач занятия.

    2. Определение времени в режиме для группы для реализации занятия.

    3. Предварительное окрашивание цветов в сосудах с водой, окрашенной пищевыми красителями разного цвета.

    4. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.

    5. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .

    6. Проведение опыта по окрашеванию цветов, помещенных в заранее окрашенную пищевым красителем белых цветов.

    7. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».

    8. Подготовка необходимого оборудования.

    9. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

    10. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    Методы и приемы:

    • Сюрпризный момент (появление Мойдодыра и Капельки)
    • Словесный (беседа о воде)
    • Наглядный (плакат «Кому нужна вода», глобус)
    • Практический (опыты, эксперименты)

    Сотрудничество с семьёй:

    • Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования в раннем возрасте.
    • Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности.

    Экспериментальная деятельность:

    • Опредление свойств воды путем проведения различных опытов с водой.
    • Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, принимает ту форму, в которую ее помещают, может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.

    Организационный момент:

    Основная часть:

    1.Здравствуйте, ребята!

    Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!

    Дети: Здравствуйте!

    Воспитатель беседует с детьми о времени суток. Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время суток? вечер, день, ночь или утро?

    Ребята отвечают – утро!

    А что мы обычно делаем по утрам? Правильно зарядку! Давайте покажем нашим гостям, как хорошо мы умеем двигаться! (зарядка проходит под несколько фрагментов классической музыки.)

    2.Садимся на пол в круг.

    Воспитатель спрашивает у детей . Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (в помощь детям воспитатель использует наглядный материал: картинки с изображением разных времен года). Дети отвечают, что сейчас весна.

    А как вы догадались, что сейчас именно весна? Что происходит весной? (снег тает, птицы прилетают, почки на деревьях появляются.)

    Правильно, а куда уходит снег и во что он превращается? Все дети отвечают, что снег превращается в воду и уходит под землю.

    Для чего нам нужна вода?

    Наша земля – это гигантский сосуд с водой. Без воды жизнь невозможна. Вода – живая. Структура воды – особенная, она записывает на себя всю информацию, это своего рода компьютер. Наши эмоции очень сильно влияют на нее. Был проделан такой опыт:

    Взяли два сосуда с одинаковой водой, в течение нескольких недель на один сосуд с водой смотрели с любовью и радостью, а на второй сосуд – с ненавистью. Структура воды после опытов в сосудах изменилась. Та вода, на которую люди смотрели с любовью, несла положительные эмоции и оказывала оздоровительное воздействие. От воды из второго сосуда многие получили желудочные расстройства и отравления.

    Затем воспитатель берет глобус и спрашивает у детей:

    Что это такое? (различные ответы детей).

    Воспитатель просит ответить ребят:

    Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?

    Ответы детей: Голубой цвет – это вода, а коричневый – суша, земля.

    Воспитатель спрашивает: Чего больше у нас: воды или суши?

    Дети дают различные ответы, но после обсуждения приходим к выводу, что воды на земле больше. А все ли воду можно пить? Нет, соленую воду в море пить нельзя и к сожалению на Земле всего 1% питьевой воды и ее надо беречь.

    Воспитатель задает вопрос:

    Есть ли в человеке вода? (Почти все дети ответили отрицательно и были очень удивлены тем, что все-таки человек в основном на 80% состоит из воды).

    Воспитатель:

    А теперь, ребята, давайте отгадывать загадки.

    Меня пьют, меня льют

    Всем нужна я. кто я такая? (вода).

    Здравствуйте мои друзья!

    В гости к вам спешила я,

    Все на свете я полью,

    Всех от жажды я спасу

    Пароходам без меня,

    Ни туда и ни сюда

    Угадайте, кто же я?

    Я не камень, не песок,

    Мой сыночек ручеек

    Догадались вы, друзья

    Как зовут меня? (вода)

    Мы говорим, она играет

    Она бежит всегда вперед

    но никуда не убегает. кто это? (вода).

    Воспитатель берет в руки картинку-капельку и предлагает детям поиграть в игру: рассказать о воде всё, что запомнили, но говорить может только тот ребенок, у которого в руках появится волшебная картинка-капелька.

    А в нашей группе есть ли вода? ребята отвечают: Да! А где же она живет?

    Ребята отвечают: В кране!

    А как же она туда попадает? Почти все дети отвечают правильно: По трубам!

    Дети подходят к умывальникам и показывают, как из кранов течет вода.

    Воспитатель спрашивает: Одинаковая вода течет из разных кранов?

    Дети отвечают: Не одинаковая – есть горячая, а есть холодная вода.

    Воспитатель: и совсем нам вода не нужна, можно из без воды прожить. Не обязательно умываться каждый день, руки мыть,….не так ли ребята?

    Нет! — хором кричат дети. — Умываться нужно всегда.

    Воспитатель: Ребята, а кто помнит вчерашнее стихотворение? Кто автор? Помнит ли кто-нибудь?

    Дети: Это Корней Чуковский!

    Сюрпризный момент: раздается громкий стук в дверь спальни (все испуганно смотрят на воспитателя).

    Воспитатель: Вдруг, из маминой из спальни…. и просит ребят продолжить

    Ребята продолжают — Кривоногий и хромой

    Выбегает умывальник

    И качает головой:

    (в этот момент из спальни выходит Мойдодыр и продолжает стих)

    «Ах ты гадкий, ах ты грязный,

    Неумытый поросенок

    Ты чернее трубочиста,

    Полюбуйся на себя:

    У тебя на шее вакса,

    У тебя под носом клякса,

    У тебя такие руки,

    Что сбежали даже брюки,

    Даже брюки, даже брюки

    Убежали от тебя.

    Ой, посмотрите пожалуйста, а кто это такой грязный и неумытый лежит на полке.! Да это кукла-грязнуля! Ей наверно никто не сказал, что нужно умываться, чтобы быть чистой. Давайте помоем ее. (ребята берут грязнулю-куклу и начинают ее мыть с мылом)

    Рано утром на рассвете

    Умываются мышата

    И котята, и утята,

    И жучки, и паучки.

    Ты один не умывался

    И грязнулею остался,

    И сбежали от грязнули

    И чулки и башмаки.

    Дети показывают чистого малыша и благодарят Мойдодыра.

    «Спасибо Мойдодыр, что ты помог ребятам помыть грязнулю, куда ты теперь пойдешь?»

    Мойдодыр: Спасибо, ребята! Пора мне идти к другим детям и посмотреть, все ли там чистюли или кто-то еще не помылся. (Ребята дружно: «До свидания, Мойдодыр! Приходи к нам еще!»)

    (За дверью слышен плач и стук)

    Воспитатель: «Ребята! Кто это снова к нам идет? Может это Мойдодыр что-то забыл? Хотите посмотреть?

    Все дружно: Да, конечно! (воспитатель берет одного из детей и идет за дверь и они приносят капельку (воздушный шар, наполненный водой).

    Капелька плачет и рассказывает ребятам историю о том, что Маму-тучку быстро унес ветер и она не успела вернуться назад и теперь ей очень грустно. Тучка очень расстроилась и не знает, что ей делать. Она не может найти место, где есть много воды.

    Воспитатель: Скажите, а где мы можем найти много воды, чтобы помочь капельке вернуться к маме-тучке. (в море, озере. реке). В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

    К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

    Игра «Вода хорошо – вода плохо»

    Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?- Да.

    Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь).

    Если весной на реке весной растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов (это плохо для людей, вода может подтопить их дома).

    А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (кладет на пол широкую и длинную голубую полоску ткани).

    На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку, остальные (можно использовать ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, ручейки впадали в большую речку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

    А давайте вместе с капелькой поиграем в игру «Через речку, через речку перейдем» (дети поочередно перепрыгивают через речку)

    Ну что ребята, все перепрыгнули через речку, никто не утонул в ней?

    Ой, смотрите! Капелька исчезла! Где же она?

    Капелька: Спасибо, дорогие дети, что вы привели меня к реке. Я наполнилась водой и скоро Мама-тучка заберет меня к себе. Я буду без вас скучать, но обещаю еще раз навестить вас.

    Воспитатель : А вы будете скучать по капельке?

    Дети: Да!

    Капелька: А сейчас я приглашаю вас всех в лабораторию. Это место, где ученые проводят опыты. А я с вами прощаюсь. до свидания, ребята!

    Дети: До свидания, капелька.

    Воспитатель: Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол).

    1 опыт. На определение вкуса воды.

    Ребята, перед вами стоят два стакана с водой. Попробуйте на вкус, какая она? (дети пробуют воду). Она безвкусная. А теперь положите в один стакан сахар и попробуйте воду из этого стакана (она сладкая). А теперь положите в другой стакан немного соли, размешайте и попробуйте воду из этого стакана. Какая она? Она соленая.

    Вывод: вода сама по себе безвкусная, но меняет свой вкус в зависимости от того, что туда добавили.

    2 опыт. На определение прозрачности воды.

    — Перед вами налито два стакана. Скажите, что там налито. Вода. Во обоих стаканах налита прозрачная вода. Если положим туда монетку, то мы увидим ее в стакане или нет?

    Дети кладут в стакан монетки и видят их.

    Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.

    А теперь давайте добавим в воду немного белой краски. Какой стала вода? Правильно, она стала мутной. Давайте теперь попробуем положить туда монетку Вы видите ее? Нет.

    3 опыт. Какую форму принимает вода.

    Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита

    Давайте нальем воду в узкий сосуд, а затем в широкий и мы увидим, что количество воды в обоих сосудах не изменилось.

    4 опыт. Чем пахнет вода?

    Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям два стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с саха­ром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор вале­рианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или апельсином.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Физкультминутка: Делать опыт- это работа непростая и требует много сил и ума. Поэтому ученым необходимо немного отвлекаться и отдыхать. Неплохо бы отдохнуть и нам. Давайте и мы немного поразминаемся.

    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись (повороты в разные стороны)

    Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

    Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо, влево)

    Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (приседание)

    Напоследок всем известно, как всегда ходьба на месте.

    От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть.

    Отдохнули, ребята! Тогда снова занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

    5 опыт. Различные состояния воды.

    — Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось (педагог раздает детям заранее приготовленные кусочки льда)

    Дети: это лед.

    А как он получился?

    Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.

    Правильно, ребята.

    — Какой он? (твердый, холодный, тяжелый).

    А если снова будет тепло? Подержите льдинки у вас в руках. Что с ним происходит?

    Дети: лед тает и снов превращается в воду.

    Вывод: Лед — это замороженная вода.

    Ребята! А это что такое? Правильно. Это термос. А для чего он нужен человеку? (в нем можно долго сохранять воду горячей).

    — Смотрите. Я открываю крышку термоса. Что вы видите? (из термоса идет пар).

    Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале? (Капельки воды).

    Откуда он и взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)

    Ребята, пар — это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. А где дома мы можем увидеть пар? Правильно, из горячего чайника.

    Вывод: вода может находиться в трех состояниях:

    1. Лед — это твердая, замороженная вода.

    2. Пар — это нагретая до состояния кипячения, парообразная вода.

    3. Жидкая-это обычная вода.

    Заключительная часть.

    Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего занятия и вспомним все, что мы сегодня узнали во время пребывания в нашей лаборатории.

    Мы узнали, что вода прозрачная, сквозь нее видны различные предметы. Вода безвкусная, не имеет запаха. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и парообразном.

    — А сейчас предлагаю всем вспомнить еще одно свойство воды и опыт, который мы проводили до этого. Все вспомнили? Да. Мы проводили опыт, как может вода окрасить белые цветы. Мы добавили в бесцветную воду пищевые красители и поставили туда веточки белых цветов и оставили их там на несколько дней. Хотите посмотреть, что стало с нашими цветами? Да!!! Смотрите, наши цветы покрасились и стали такого цвета, какой краситель мы налили в данную вазу. Значит, цветы действительно пьют водичку и если вода будет цветной, то и цветы тоже от такой воды покрасятся.

    Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.

    Литература:

    1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    2. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования)

    3. Интернет ресурсы.

    4. Мохов Д.А. «Простая наука. Увлекательные опыты для детей». Издательство ООО «Простая наука» . 2013 год.

    5. Н.В. Нищева. Познавательно-исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2013 г.

    6. Л.А. Королева Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Тематические дни. ООО « Издательство « Детство- Пресс. Санкт-Петербург 2014г.

    Программное содержание:

    1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;

    2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;

    3. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.

    Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.

    Ход занятия:

    Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.

    «Сколько знаю я дождей

    Сосчитайте поскорей:

    Дождик с ветром,

    Дождь грибной,

    Дождик с радугой – дугой

    Дождик с солнцем

    Дождик с градом,

    Дождик с рыжим листопадом»

    Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)

    А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)

    Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.

    Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)

    Давайте же мыться, плескаться,

    Купаться, нырять, кувыркаться

    В ушате, в корыте, в лохани,

    В реке, в ручейке, в океане –

    И в ванне, и в бане,

    Всегда и везде – вечная слава воде!

    Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).

    Дождик, дождик, дождик лей,

    Нам с тобою веселей.

    Не боимся сырости,

    Только лучше вырастем.

    Белый снег пушистый,

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает ложится.

    Ребята, вы любите отгадывать загадки?

    Шумит он в поле и в саду,

    А в дом не попадет,

    И никуда я не пойду,

    Покуда он идет.

    Лейся, дождь, веселый,

    Мы с тобою дружим!

    Хорошо нам бегать

    Босиком по…

    Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою.

    Но солнце ее припечет –

    Заплачет она и умрет.

    (Сосулька.)

    Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).

    Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.

    Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.

    Первый опыт «Вода прозрачная»

    Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

    В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

    Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)

    Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

    Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.

    Второй опыт «У воды нет вкуса»

    Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

    Есть ли у нее вкус?

    Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).

    А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.

    (Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)

    Третий опыт «У воды нет запаха»

    Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.

    И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).

    Конспект познавательно-игрового занятия " Волшебница вода" для детей старшей группы



    Описание: данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
    Образовательная область: познание
    Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении - вода
    Задачи: 1)образовательные
    *дать представление детям о природном явлении-круговорот воды в природе
    *способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
    *продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
    2)развивающие
    *развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
    *развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
    *развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды(лед, пар)
    3)воспитательные
    *воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
    Предварительная работа:
    *беседа «Вода вокруг нас»
    *проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
    *рассматривание фото альбома «Кругом вода»
    *работа с панно «Вода в природных явлениях»
    *игра-превращение «Росинка»
    Методы и приемы: игровой, наглядный,экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям
    Материал и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; образ капельки(из картона);панно «Путешествие капельки»; карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы слыхали о воде?» , сказкой « Путешествие капельки», игры « Лед, вода, пар»; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом(по количеству детей), термос с кипятком, зеркало; листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей)

    Ход занятия:

    Дети входят в зал, приветствуют гостей.
    Воспитатель: Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
    *В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает,
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.

    *Она и в озере, она и в лужице,
    она снежинкою над нами кружится,
    она и в чайнике у нас кипит
    она и в реченьке бежит. (вода)
    Дети: вода
    Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды(прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
    Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
    « Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
    Игра « Где живет вода» с мячом
    Воспитатель: Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
    Молодцы, отлично все справились!
    Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
    быть аккуратными
    не спешить
    внимательно слушать
    не толкаться
    Опыт №1 : Способность воды отражать предметы
    Воспитатель: Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?(таз с водой)
    - Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(свое отражение)
    - А где еще можно увидеть свое отражение(в зеркале, в речке)
    - Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
    Вывод: когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
    Опыт №2: Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
    Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
    Вывод: лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
    Опыт №3 : проводит воспитатель(на столе термос с кипятком и зеркало)
    Дети находятся на 0,5 м от стола.
    Воспитатель: возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит(из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
    Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
    Игра «Лед-пар-вода»
    Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
    Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
    Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
    пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
    - Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
    - Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
    Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
    Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
    -Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
    жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
    Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
    Под тихую музыку воды дети рисуют.

    Цель.

    Способствовать накоплению опыта у детей конкретных представлений о свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет, иметь запах, может растворять вещества. Продолжать развивать познавательную активность дошкольников. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Обогащать словарь детей.

    Оборудование.

    Модель посылки, сделанная из бумаги на каждого ребенка и педагога. В посылке стаканчики с водой, баночки с тушью, мелкие игрушки. На отдельном столе стаканы с водой, в которую добавлено вещество, имеющее запах, кусочки сахара.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель. Ребята посмотрите, мы с вами получили посылки. Посылка для каждого из вас и для меня от Дедушки Мороза.

    Как вы думаете, что он нам прислал?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Хотите узнать? Конечно, мы с вами узнаем, если загадку отгадаем.

    Это туча и туман (догадались, что это) продолжает, если дети не ответили:

    И летает и бежит, и стеклянной может быть (узнали?)
    Не пахнет и прозрачной может быть.

    Дети отгадывают загадку.

    Воспитатель. Давайте проверим. Пройдите за столы, откройте посылки. Угадали? Это вода? Дед Мороз послал нам воду не зря. Он ничего о ней не знает. Просит вас послать ему ответ и рассказать все, что вы знаете о воде.

    Какие свойства воды вам знакомы?

    Дети. Прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, меняет свое состояние и т.д. (называя свойства, воспитатель заполняет схему)

    Воспитатель. Совершенно верно. Вы очень догадливые и сообразительные.

    А как вы думаете, вода может изменять цвет и быть не прозрачной?

    Как нам это узнать?

    Дети. Спросить взрослых, провести опыт, попробовать, проверить.

    Воспитатель. Проверим? 1, 2, 3, 4, 5 будем в прятки мы играть.

    Возьмите игрушки и спрячьте ее в воде. Спряталась игрушка? Мы видим ее?

    Почему видим? А как же нам спрятать игрушку? Какой должна быть вода?

    Предположения детей.

    Воспитатель. У вас на столах краска, добавьте ее в стаканчик с водой.

    Что вы можете сказать? Спряталась игрушка? Какой стала вода?

    Дети. Непрозрачной.

    Воспитатель. Поменяйтесь стаканчиками. Посмотрите, подумайте и скажите. Почему у кого-то в стаканчике игрушки совсем не видно, у кого-то мы можем разглядеть?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Чем темнее вода, тем меньше видно игрушку.

    Ну, что вода может изменять цвет, быть не прозрачной? Мы с вами это проверили? Что мы зарисуем в нашу схему?

    Где вы встречали цветную воду?

    Дети. Газированная вода, пепси, чай, вода с вареньем.

    Воспитатель. Когда вы называли свойства воды, вы сказали, что вода не пахнет - без запаха. И это верно.

    Для вас приготовлены сосуды с водой подойдите к любому, понюхайте.

    Что вы можете сказать?

    Дети. Вода в стакане пахнет

    Воспитатель. Пахнет? Почему. Как вы думаете?

    Воспитатель. Так, что вода может пахнуть? Совершенно верно, если в нее добавить вещество, которое пахнет. Дополним нашу схему? Чем?

    Воспитатель. А сейчас у меня для вас игра “ Что мы знаем о воде”. Ваши ответы я буду обозначать фишками. (Дети встают в круг)

    Вода может быть пушистой когда? (Снег, снежинки)

    Вода может быть скользкой когда? (Лед, сосульки)

    Вода может быть высокой. (Сугроб, волны)

    Где можно найти воду в доме?

    Какая еще бывает вода?

    Воспитатель. Посмотрите сколько фишек, как много мы знаем о воде.

    Я для вас приготовила еще кое-что. Это вода и кусочки сахара. Что мы можем с ним сейчас сделать?

    Предположения детей.

    Воспитатель. Бросьте сахар в воду. Что происходит?

    Дети. Сахар растворяется.

    Воспитатель. Что мы сейчас узнали?

    Дети. Что вода растворяет вещества.

    Воспитатель. Можем дополнить схему?

    Воспитатель. А как вы думаете, может вода растворить камень, железо?

    Предположение детей.

    Воспитатель. Мы с вами обязательно это проверим, понаблюдаем, поговорим об этом.

    Итог. Что было в нашей посылке?

    Что можем рассказать Дед Морозу о воде?

    Вам было интересно?

    Мы обязательно все с вами зарисуем и отправим ответ Дед Морозу.

    Тема занятия: Вода помощница

    Программное содержание: Продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы — водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. Побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. Формировать понятия: родничок, ручеек, река, море. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать природу, желание сохранить ее красоту.

    Материал: кукла Незнайка, сундучок с загадками. Магнитная доска и атрибуты к дидактическим играм: «Подбери ключик!», «Вода - это хорошо или плохо?», «Вода - наша помощница!».

    Ход занятия

    Раздается стук в дверь, но никто не заходит. Воспитатель интересуется у детей:

    — Кто бы это мог быть? (ответы детей обсуждаются)

    Воспитатель открывает дверь, входит Незнайка и вносит волшебный сундучок.

    Дети, нам передали волшебный сундучок. Как же нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)

    Проводится дидактическая игра «Подбери ключик!»

    Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.

    Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.

    Оно весь мир обогревает!

    И усталости не знает.

    Улыбается в оконце,

    И зовут его все... (солнце)

    Ночью по небу гуляю,

    Тускло землю освещаю.

    Скучно мне без звезд одной,

    А зовут меня... (луной)

    По небесам плывет мешок

    И солнце закрывает.

    А бывает - иногда

    Что из мешка течет вода.

    Спрячемся получше!

    От дырявой... (тучи)

    Кто из вас помнит, из какой сказки эти герои? («Сказка о том, как умный мальчик Луну с Солнцем помирил!»)

    Как смог мальчик помирить Солнце и Луну? (ответы детей обсуждаются)

    Ребята, если идет дождь, это хорошо или плохо?

    Проводится дидактическая игра «Вода - это хорошо или плохо?»

    Воспитатель выставляет на магнитной доске сюжетные картинки, а дети дают свои пояснения.

    Дождик землю поливает. Все начинает быстро расти: трава, цветы, деревья. Дождик - это хорошо.

    Дождик идет, значит, гулять нельзя. Можно ноги промочить и заболеть. Дождик - это плохо.

    Если дождик идет очень долго, на улице будет много воды, растения могут погибнуть. Много дождика - это плохо.

    Если долго не идет дождик, или дождик покапал и быстро кончился, то растения могут погибнуть. Нет дождя, или если его мало - это плохо. И т.д.

    Воспитатель предлагает детям поговорить о воде.

    Зачем вода нужна человеку и всему живому на земле? (ответы детей обсуждаются)

    Воспитатель берет на руки Незнайку и о чем-то с ним говорит. Затем предлагает детям:

    Ребята, хотите узнать, какая история произошла с нашим другом Незнайкой? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательнее.

    Живет наш друг Незнайка в своем городе, поживает.

    Как называется этот город? (Цветочный)

    А называется он так потому, что в Цветочном городе было очень много... (цветов). Цветы в этом городе были очень нежные и капризные.

    Как вы понимаете эти слова нежные и капризные? (ответы детей обсуждаются)

    Цветы хотели, чтобы за ними всегда ухаживали, поливали их, зря не рвали. В Цветочном городе за цветами ухаживали все малыши и малышки по очереди. Дошла очередь и до Незнайки

    Как вы думаете, как ухаживал за цветами Незнайка и почему? (ответы детей обсуждаются)

    Незнайка решил, чтобы каждый день не поливать цветы, прокопать от ручейка канавку к цветам.

    Как вы думаете, что после этого произошло с цветами? (ответы детей обсуждаются)

    Вода из ручейка потекла к цветам, затопила все цветы. Цветы стали погибать. Вода начала затоплять Цветочный город. И случилась бы большая беда. Но вода любила малышей и малышек из Цветочного города. За их трудолюбие, за доброту за заботу. Ведь вода была для них помощницей.

    Как вы думаете, почему малыши и малышки считали воду своей помощницей? В чем она им помогала?

    Проводится дидактическая игра «Вода - наша помощница!»

    Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.

    Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.

    Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.

    Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.

    Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.

    Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.

    Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.

    Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.

    Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.

    Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.

    Вода не побежала по канавке, которую выкопал Незнайка, она спряталась в земле. А через некоторое время в другом месте вдруг появился фонтанчик воды. Такие фонтанчики называют родничками. Наш ручеек пробился сквозь землю и побежал совершенно в другую сторону. Незнайка опять начал от ручейка копать канавку. А ручеек опять спрятался в землю. Пробежал под землей немного и опять пробился сквозь землю, но уже совсем в другом месте. Тут Незнайка и спрашивает ручеек: «Почему ты от меня убегаешь?» А ручеек отвечает: «От беды тебя и твоих друзей спасаю!»

    Воспитатель обращается к детям:

    Кто из вас может объяснить Незнайке, от какой беды ручеек спасает Незнайку и его друзей? (ответ детей по желанию)

    Узнал обо всем Незнайка, и ему стало стыдно. Ведь Незнайка малыш хороший, только учиться ленится.

    Воспитатель предлагает детям и Незнайке проследить путь маленького ручейка.

    Маленький фонтанчик, который пробивается сквозь землю, называется родничок. Родничок течет и встречает на своем пути другие роднички. Эти роднички текут вместе и образуют уже ручеек. Ручейки тоже собираются и текут по земле вместе и образуют уже речку. На земле есть горы, а есть впадины или ямы. Вот в одну из таких больших впадин собираются реки и образуют море.

    Незнайка предлагает детям отгадать загадки:

    В голубой рубашке

    Журчит цветок в овражке. (родничок)

    Бегу я, как по лесенке,

    По камушкам звеня,

    Издалека по песенке

    Узнаете меня. (ручеек)

    Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе,

    Узкий кончик - в роднике,

    А широкий - в море. (река)

    Кругом вода,

    А с питьем беда. (море)

    Кто из вас знает, почему мы не пьем морскую воду? (ответы детей обсуждаются)

    В конце занятия проводится подвижная игра «Мы ручейки»: сначала дети разбегаются врассыпную по всей группе - роднички; собираются в пары - ручейки; собираются группами - реки; собираются все вместе в большой круг - море.



    Похожие статьи