• История бисерной вышивки. Вышивка бисером для начинающих: основы, секреты, схемы и описания

    02.07.2019

    Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.



    История происхождения бисера
    Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый . Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – . Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.



    История происхождения бисера в России
    А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война



    Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.

    Вышивание бусинами – популярный вид рукоделия, в процесс которого создаются великолепные рисунки с подчеркнутой детализацией на ткани и коже. Современные образцы и материалы, бесплатные видеоуроки и мастер-классы, курсы в режиме онлайн, пошаговые инструкции делают это творчество доступным для начинающих.

    Что такое вышивка бисером

    Технология создания рисунка на ткани при помощи бусинок отличается простотой, требует начальных навыков владения иголкой, знания основных швов, выполняемых вручную. Материал, используемый для такого вида творчества, имеется в продаже, доступен по стоимости. Вышивка бисером для начинающих не отличается от обыкновенного процесса создания картины при помощи ниток. Разница только в том, что всякий раз при выполнении стежка на иглу нанизывается бусина.

    Вышивка из бисера – занятие интересное, увлекательное, но кропотливое, требующее времени, терпения и усидчивости. Освоив технику этого рукоделия, можно не только украшать обувь, одежду, сумочки, кошельки, чехлы мобильных телефонов и кошельки, но и создавать красивые картины, изображающие розы, птиц, животных, или иконы с ликами святых. Изображения, аккуратно выполненные бисером по всем правилам, оставляют впечатление объемности, изящества и роскоши.

    Каких материалов требует вышивание бисером

    Вышивка бисером для начинающих предполагает использование следующих инструментов и материалов:

    • схема или рисунок, по которому можно вышивать изображение;
    • бусины нужных цветов;
    • хлопчатобумажные или лавсановые нитки (можно заменить леской), подходящие по цвету к канве или бисеру;
    • отрезок канвы или ткани, достаточный по размеру для вышивки;
    • специальная иголка для вышивки бисером;
    • пяльцы;
    • ножницы.

    Как вышивать бисером

    Начинающим лучше приобрести в специализированном магазине набор для вышивки. Напечатанное на канве изображение, входящее в комплект, разбито для удобства на квадраты. Существуют разные способы крепления бусин к канве:

    • Монастырский, при котором бисеринки пришиваются отдельными диагональными стежками.
    • Арочный, предполагающий нанизывание нескольких бусин. Для закрепления на канве нужно провести иглу сквозь последнюю из них.
    • Вприкреп, когда бусины нанизываются на нитку, затем прокладываются короткие стежки между бисерин.

    Вышивка изображения монастырским швом представлена пошагово:

    1. Вденьте нить в иглу, сделайте на ней узелок.
    2. Введите инструмент в нижнем левом углу, вытяните его наверх.
    3. Нанижите на иголку бусинку.
    4. Протащите инструмент на изнаночную сторону через отверстие в верхнем правом углу квадратика. Бисеринка при этом пришивается к ткани.
    5. Повторяйте указанные действия до окончания ряда.
    6. Зафиксируйте вышивку узелком, продолжайте работу дальше.

    Как использовать схемы для вышивания бисером

    Схема вышивки бисером для начинающих похожа на рисунок для создания изображений крестиком (можно ознакомиться подробнее - ).­Благодаря четкости узора можно свободно ориентироваться в процессе работы. Каждый цветной квадратик означает бусинку определенного цвета. Кроме того, качественные схемы, как правило, содержат указание номеров использованных оттенков, что упрощает для начинающих подбор нужных материалов. Можно скачать узоры в интернете. Советы по выполнению работ, имеющиеся в сети, тоже полезны для обучения.

    Вышивание бисером

    Создание изображения при помощи бусинок начинается с подбора соответствующего рисунка. Если планируется вышивка картины или иконы, необходимо иметь основу и бусины нужных цветов. Для отделки детской вещи подходит маленькая картинка – ягодка, котенок, зайчик, цветочек, бабочка и т.п. Хорошо смотрятся отдельные фрагменты вышивки, выполненные бусинами – например, цветок из петель. Простую вышивку бисером для начинающих можно приобрести в магазине в виде набора для творчества, включающего нитки и иглу.

    Чтобы по завершении работы получить привлекательную вещь, надо знать, как правильно вышивать бисером. Есть моменты, которые решают многое:

    • Важно, чтобы изнаночная сторона работы была аккуратной. Это говорит о мастерстве рукодельницы и придает изделию презентабельный вид.
    • Выполнять стежки нужно в промежутке 1 мм друг от друга. Слишком тесно расположенные бусины коробят полотно.
    • Натяжение нитки в процессе вышивания должно быть одинаковым. Это гарантирует отсутствие перекосов у готового изделия.
    • Обработка нити пчелиным воском улучшает ее прочность и скольжение.

    Картины

    Создание картины из бисера отличается простотой, доступно новичку и даже ребенку. Весь процесс сводится к следующему:

    1. Начните вышивку с верхнего левого квадратика рисунка, то есть с угла. Завяжите на нитке крепкий узелок или закрепите ее несколькими стежками.
    2. Проложите горизонтальный ряд в правую сторону, закрепляя бусины диагональными стежками.
    3. Выполните следующий ряд в обратную сторону.
    4. Используйте арочный шов для округленных элементов.
    5. Оформите готовую картину рамкой.

    Вышивка на одежде

    Вышивание бисером для начинающих можно делать на одежде. Этому можно научиться. Чтобы выполнить такой узор, например, на джинсах, сделайте следующее:

    1. Найдите изображение, которое вы желаете нанести на вещь. Для начинающих рекомендуется простой узор.
    2. Распечатайте рисунок, перенесите на кальку.
    3. Прикрепите схему с узором на ткань.
    4. Пришейте бисеринки к вещи, следуя рисунку на кальке. При этом не следует чрезмерно затягивать нить.
    5. Обрежьте кальку там, где украшение выполнено.

    Видео: техника вышивания бисером

    Почему многие рукодельницы предпочитают вышивку бисером любому другому виду рукоделий? Скорее всего потому, что бисер придает великолепную фактурность любому изделию, украшая его и придавая блеск и объемность готовой работе. Не удивительно, что все больше и больше мастериц хотят научиться вышивке бисером. К тому же, если вы уже освоили вышивку нитками и знаете много различных техник этого вида рукоделия, то научиться украшать одежду и ткани вышивкой бисером будет не так уж и сложно. Но все же не стоит пускаться в новое дело, не зная азов и не имея нужных материалов и инструментов для этого. В этой статье мы собрали самые полезные советы начинающим мастерицам, которые облегчат вам подготовку и процесс обучения этому рукоделию. Давайте же узнаем, что нужно для того, чтобы уметь владеть нитью, иголкой и бисером.

    1. Материалы и инструменты

    Первым делом вам стоит запастись всем необходимым для вышивки бисером. Следуйте советам из этого раздела и ознакомьтесь с этим полным списком того, что должно быть в шкафчике у каждой мастерицы.

    Схема или рисунок, по которому вышивать бисером

    Если вы еще ни разу не держали иголку с ниткой в руке, то вам определенно нужно приобрести схему для вышивки бисером. Обычно в готовых наборах уже есть схемы, но, если вас не устраивает их рисунок или что-то другое, всегда можно купить схему отдельно или даже найти что-то подходящее онлайн. Схема позволяет лучше ориентироваться во время работы и к тому же имеет цветовое обозначение. То есть каждый крестик или квадратик на схеме означает определенный цвет. Такие рисунки также содержат полезную информацию о том, какие оттенки бусин нужно приобрести. Для этого каждый оттенок или цвет имеет свой номер, что значительно упрощает процесс поиска нужных материалов.

    Бисер разных цветов

    Самой первой трудностью во время подбора материала может оказаться поиск нужного, качественного бисера определенного размера и цвета. Качество бисера должно быть отличным. Уж лучше сэкономить на чем-то другом, иначе ваше изделие быстро потеряет свою красоту и респектабельный вид.

    На рынке представлено три вида бисера – из пластика, стекла, керамики. Все три вида имеют яркий и насыщенный цвет, прочны, практичны и сохраняют прекрасный внешний вид в течение длительного периода времени. При выборе бисера учитывайте диаметр бусинок. Он должен соотноситься с плотностью полотна и толщиной нитей. Чем плотнее ткань и толще нить, тем массивнее должны быть бусинки. Аналогичный принцип в выборе бисера действует и при поиске материала для тонкого полотна.

    Пластиковый бисер

    Керамический бисер

    Стеклянный бисер

    Лучше всего приобретать чешский бисер (изготавливается из цветного стекла), он очень качественный и меньше попадается бракованных бисеринок.

    Нитки по цвету подходящие под бисер или основу

    Для этого типа рукоделия подойдут хлопковые или шелковые нити. Они не растягиваются, не перетираются, им не страшно влияние влаги и ультрафиолета. Еще один вариант, который подойдет для создания картин и икон, – полиэстеровые нити, а также изделия с восковой пропиткой. Их плюс в том, что они не перекручиваются и обеспечивают плотное прилегание бисера к полотну. Подбирать нити лучше всего под цвет бисера.

    Если натереть нить воском, то она будет меньше запутываться в процессе вышивки.

    Канва или отрезок ткани

    Канва – это специальное полотно для вышивки, изготовленное из льняной ткани. При ее выборе обратите внимание на размер «квадратиков», на которые она разделена.

    Такая ткань значительно упрощает процесс переноса рисунка на полотно. Но если вы хотите упростить себе задачу, приобретайте канву с уже нанесенным, понравившимся вам рисунком. Чаще всего за основу вышивания бисером берут именно плотную льняную или хлопковую ткань, хотя можно также вышивать и на других материалах, таких как бархат, синтетика и т.д. Но это уже немного сложнее, так как вам придется наносить схему-рисунок на изнаночную сторону материала, чтобы избежать неровности рисунка.

    Вышивка бисером на канве Aida

    Вышивка бисером на канве с нанесенной схемой

    После того, как вы определитесь с выбором канвы, стоит открахмалить ткань, чтобы она лучше натягивалась. Таким образом, ваша вышивка получится ровной и безупречной.

    Пяльцы

    Благодаря этому изделию вы существенно ускорите процесс вышивания. Это происходит за счет того, что участок ткани с вышивкой будет идеально ровным и слегка натянутым. Вам не придется все время выравнивать ткань и следить за тем, чтобы нить не рвалась и не спутывалась.

    Опытные мастерицы советуют выбирать пяльцы, изготовленные из дерева или пластика, поскольку эти материалы устойчивы к воздействию влаги, к резкой смене температуры и другим факторам, оказывающим негативное воздействие на целостность изделия.

    Иголка для бисера

    В магазинах такие иглы так и называются - "бисерные". Бисерные иглы отличаются от обычных тем, что имеют одинаковую толщину по всей длине. Используются обычно иглы от №10 до №16, в зависимости от размера самого бисера. Для маленького бисера - 15-16, а вообще все зависит также и от способа вышивки, поэтому проще приобрести сразу набор игл. Если игла свободно пронизывает бисер, значит она подходит.

    Ножницы

    В таком виде рукоделия, как вышивка, нужны хорошие острые ножницы. А в вышивке бисером такие ножницы будут просто незаменимы. Возможно вам и не понадобится покупать ножницы совсем - для такого вида рукоделия сгодятся и обычные маникюрные ножницы, которые будут намного удобнее обычных ножниц с закругленными кончиками.

    Рамка для готовой работы

    Если вы вышиваете картину или рисунок, который вы собираетесь повесить на стену, то нужно учесть такой пункт, как подготовка рамки для уже вышитой картины. Конечно, вы можете сделать ее самостоятельно, но мы настоятельно рекомендуем вам обратиться в багетную мастерскую и заказать нужную вам рамку. В таких мастерских, как правило, есть все необходимое, чтобы сделать красивую и эффектную рамку для вашего изделия.

    Прежде всего нужно позаботиться о материале и цвете рамы. Так, например, не стоит выбирать рамку, которая будет не под цвет вашему изделию. Также лучше отдавать предпочтение деревянным рамам - они выглядят намного колоритнее, чем их пластиковые аналоги. К тому же, деревянный цвет будет как нельзя кстати к любому изображению. Заказав определённую рамку, проследите, чтобы мастер не использовал клей или скобы, когда будет натягивать полотно на раму. Это может испортить изделие.

    1. Пошаговое руководство по вышивке бисером

    Теперь вы готовы приступить к работе. Придерживайтесь наших рекомендаций и отличный результат не заставит вас ждать. Вот что вам нужно для этого:

    Подготовка

    Прежде чем приступить к работе, нужно выбрать рисунок или орнамент, который вы будете вышивать, а также приготовить все, что для этого понадобится (нужный бисер и все материалы для работы). Как только вы нашли нужный рисунок и его схему, отрежьте столько канвы, сколько вам понадобится, и рассортируйте бисер согласно требуемым цветам.

    Для новичка, как в случае и с вышивкой крестиком, - лучше всего подойдут готовые наборы со схемами и всеми необходимыми материалами.

    Обрабатываем края канвы

    Для того, чтобы края канвы не осыпались и выглядели опрятно, ее необходимо обработать. Есть несколько способов обработки канвы. Некоторые рукодельницы предпочитают обрабатывать края ткани вручную обметочным швом. Но есть метод проще и быстрее - обработка края канвы с помощью клея ПВА, клеящего карандаша или прозрачного лака для ногтей.

    Чтобы не стянуть ткань, используем пяльцы

    Они бывают пластиковые и деревянные. Если вы хотите купить деревянные пяльцы, то проследите за тем, чтобы дерево было обработано надлежащим образом. Любые мелкие шероховатости и деформации поверхности могут привести к тому, что вы испортите ткань и возможно саму вышивку. Для больших работ лучше купить прямоугольные гобеленовые пяльцы.

    Видео: готовим рабочее место и аксессуары для вышивки бисером:

    Выбираем технику вышивания бисером:

    Вышивка горизонтальными стежками , также называется «монастырский шов». Его используют для вышивки картин, икон, мелких изображений на носовых платках и одежде. Реализовать его не составит труда даже новичкам: начинать стоит с верхнего левого угла, куда вы продеваете нитку с иголкой, затем нанизываете бусинку и закрепляете ее, «отправляя» иголку в левый нижний угол. Следующий стежок выполняете точно так же. При правильной реализации этой техники у вас все стежки будут располагаться по диагонали. Шов монастырский по принципу напоминает технику вышивания «полукрест», с единственным отличием – тут вы ещё и используете бисер.

    В случае, если вам нужно пропустить ряд или перейти к соседнему, пропустите нить через правый верхний угол лицевой стороны, а затем перейдите в противоположный угол внизу этой клетки.

    Монастырским швом лучше всего начинать учиться вышивать бисером.

    Видео: как вышивать бисером (монастырским швом):

    Шов строчный: зафиксируйте бусинку по горизонтали. Иголку с ниткой нужно продеть на середине «клетки» справа, затем закрепить бусинку и «отправить» ее влево. Эта техника – точная копия вариации «назад иголку», которую мы знаем еще с уроков труда. С помощью этого шва можно самому определять расстояние между бусинами.

    Вышивка строчным швом (назад иголку)

    Если бисер плохо зафиксирован на ткани, просто образуйте еще одну линию с помощью обратного шва.

    Шов стеблевой: его используют, чтобы надежно зафиксировать бисер на полотне. Этот вид техники реализуется по тому же принципу, что и строчный шов, но с минимальными отличиями. Игла продевается слева, нанизывается бусинка, затем иголка продевается через противоположный угол. После этого верните иголку на исходную позицию и проденьте нитку через ушко бусинки еще раз.

    Вышивка стеблевым швом

    С помощью такого шва вы добьётесь более плотного рисунка, так как проколы делаются максимально близко к предыдущей бусинке.

    3. Оформляем готовую работу в рамку

    Поздравляем! Вы уже справились со всеми этапами, кроме последнего. Оформление вашего готового изделия - тоже немаловажная задача. Нужно быть предельно аккуратным, чтобы не испортить всю проделанную работу. Ни в коем случае нельзя приклеивать полотно к картону. Просто приложите его к ней и подверните лишнюю ткань. Следите за тем, чтобы натяжение ткани было достаточно плотным, но не чересчур, чтобы не порвать нити. Теперь можно обрамлять изделие рамкой.

    Воспользовавшись фильтром, в магазине Цветное можно подобрать багетную рамку почти на любой размер вышивки:

    Если же вы боитесь допустить ошибку на этом финальном этапе, то всегда можно отдать работу в багетную мастерскую, где ее быстро и красиво оформят.

    Вот так просто и быстро можно украсить свой дом прекрасными картинами, вышитыми бисером. Со временем вы сможете вышивать все более и более сложные узоры и картины, самостоятельно и безошибочно подбирая нужный материал. С готовыми наборами вы определенно научитесь этому виду рукоделия быстрее, что мы вам и рекомендуем.

    Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия

    Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера.

    Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Первоначально изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из костей, зубов животных, раковин моллюсков, камней и защищали древних от злых духов.

    Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где–то в горах есть пещера – жилище Дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер. Так гласит легенда .

    В еще одной древнегреческой легенде рассказывается о возникновении стеклоделия: ,Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло”. Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в 1 веке, то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

    История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина 3 тысячелетия до нашей эры); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

    Археология Древней Месопотамии, в особенности – Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака – цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её – около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает – есть все основания считать,что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет”.



    Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от,фальшивого жемчуга”, изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по–арабски назывался бусра или бусер .

    Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 16 – века. В 1670–1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из–за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт–Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по–прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания – изготовление бисера.

    По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть–Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть–Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

    Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

    Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля,стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”.

    Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный – поневный, состоящий из рубахи, поневы и,сороки”. Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатством отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем что полностью скрывали волосы, так как. по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

    Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с 10 века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения.

    С середины 18 века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения .

    В светском искусстве распространилось шитье,в прикреп”. Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках.

    Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье,в прикреп” можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну–две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы.

    Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно. Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

    В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. С 1830–х годах использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

    Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносы. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце 19 – начале 20 века бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

    К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала 20 века бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски .

    С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце 19 веке древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891году М. Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально–ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий. В наши дни сохраняется интерес к вышивке бисером среди многих мастеров, которые изготавливают картины, иконы, украшают одежду.

    В 30–50–е годы 20 века искусство бисероплетения и вышивки возродилось. В моде были, расшитые бисером, сумочки и кошельки, платья. В 60–е годы стали популярны фенечки (в движении хиппи).

    К большому сожалению, на данный момент утрачено множество старых секретов мастеров. Но интерес к бисероплетению окончательно не угас.

    В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. В настоящее время создаются уникальные курсы и кружки по вышивке бисером и бисероплетению, так же часто можно встретить украшения из бисера на прилавках магазинов, выставках.

    Большое вниманием пользуются картины, вышитые бисером. В них отображается разная тематика, такая как: духовное направление (иконы, церкви); копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский); мир животных и птиц, природа (пейзажи, натюрморты) .

    Тех, кто сегодня стремится приобщиться к этому виду рукоделия, иногда смущает трудоемкость вышивки и ее кажущаяся сложность. Но, если разобраться, то при достаточном усердии и усидчивости необходимый опыт и мастерство быстро накапливаются, а, значит, и результаты не заставят себя долго ждать.
    Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий как и столетия, назад женщина хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это то что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду .



    Похожие статьи