• Великая суббота страстной седмицы великого поста. Страстная суббота: что ни в коем случае нельзя делать

    06.05.2019

    Для верующих Великая Суббота – и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает .

    В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

    Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

    Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

    По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

    Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего .

    После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

    Великая Суббота – это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

    В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

    По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение .

    В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

    Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

    Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

    А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

    Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

    И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

    И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

    И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

    Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

    Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.



    Последняя неделя у Великого поста особенная, а Страстная суббота – вообще последний день. Это воспоминания, скорее, дань памяти погребению и последующему пребыванию внутри гробницы Иисуса Христа, вплоть до его чудесного Воскресения. Христиане держат долгий, 48-ми дневный пост ежегодно, выдерживая ограничения и в еде, и в повседневной жизни (частности, ограничения в увеселеньях).

    • Страстная суббота
    • Что можно (традиции, обычаи)

    Страстная суббота

    Еще известна как Великая суббота – шестой день от Страстной недели, ею заканчивается долгий, Великий пост. Ежегодно длится он 48 дней, сам состоит из нескольких, идущих следом постов. Их просто соединили, чтобы вышел монолит. Так удобнее, чем держать один пост, затем пару дней «выходных» и переходить к следующему. Суббота от Страстной седьмицы (последняя неделя как раз Великого поста) посвящена событиям погребения, затем пребывания тела умершего Иисуса Христа внутри гробницы.




    Согласно большинству изложенных христианских конфессий, Спаситель даже спускался вниз, в Ад. Также, это день основных приготовлений перед Пасхой – великий праздник, символ Воскресения Христа, она празднуется ночью на воскресение.

    В богослужениях от церквей сохранилось многое от раннехристианских богослужений, это характерно именно для служб в Страстную субботу. Например:




    Великая суббота – собственно постная суббота, одновременно она канун грядущего Светлого Воскресения. Поэтому богослужения одновременно траурные и праздничные.

    Согласно обычаям, для важнейших дней у поста литургия должна идти после завершения вечерни (так делают в Великий Четверг, т.е. навечерия у Рождества Христова, также Богоявления). Происходило крещение всех оглашенных, потому как в самом богослужении есть много от ветхозаветного чтения.

    Все запреты у Страстной субботы

    Нельзя разговляться, запретный промежуток 03.00 ночи (суббота) – утро (воскресенье);
    Можно есть лишь сырое, запретна любая термически обработанная пища (даже минимальная обработка запрещена);
    Запретны любые спиртные напитки (кроме красного вина тем, кто выдержал Великую пятницу наиболее строгий пост, сидел лишь на постном хлебе с водой);
    Нельзя смеяться (по возможности), также танцевать, петь (запретны развлечения);
    Воздержаться от возможной интимной близости со своим партнером, супругом;
    Никакой рыбалки, также охоты;
    Никакой уборки, нельзя гладить и даже стирать;
    Нельзя мыться;
    Нельзя работать в огороде или саду;
    Нельзя заниматься никаким рукоделием;
    Никаких строительных или ремонтных работ (вообще нельзя заниматься никакой физической работой).




    Что можно (традиции, обычаи)

    Наблюдать за изменениями погоды. День Страстной субботы перед поможет определить течение будущего лета. например, день теплый, ясный, лето будет соответственно теплым, солнечным.

    Если выдержать без сна субботнюю ночь, то вполне реально привлечь себе счастье, причем долгое, на год. Считается, что счастье именно тогда ходит между людьми, важно его не проспать.
    Суббота считается скорбным днем. Нельзя веселиться, шутить, смеяться. Кто не воспримет данный запрет серьезно, проведет год в слезах.

    Не стоит выносить ничего, дарить, тем более дарить домашние вещи. Считается, что так человек добровольно раздает свое благополучие.

    Страстная суббота 2017, что нельзя делать

    Подготовка к Светлому Христову Воскресению у православных заканчивается Страстной субботой. В 2017 году Страстная суббота — 15 апреля. Еще этот день верующие называют Великой субботой. После смерти на кресте Спаситель нисходит во ад и, сокрушив врата адовы, выводит из его глубин праведников.
    Утром Страстной субботы во время богослужения в храмах освящаются продукты для празднования пасхи: крашеные яйца, пасхальные куличи. На церковной службе происходит благословение пяти хлебов и вина. Это делается в память того, что первые христиане оставались в храме на всю Страстную субботу до пасхальной утрени и, вкушая освященный хлеб, готовились к подвигу бдения в эту спасительную ночь.


    Верующие готовятся к всенощной Страстной субботы и утренней литургии, где будет звучать радостная весть: «Христос воскресе!».

    Страстная суббота: что нельзя делать

    До этого времени в Страстную субботу 2017 нельзя есть мясной и молочной пищи, а также рыбу и яйца. Разрешается есть икру. Исключение из строгих правил поста делается для тех, кто не может соблюдать их по состоянию здоровья, беременных женщин и детей. Всем прочим послабление делается по благословению священника.
    Однако главное в Великом посте не воздержание от определенной пищи, а забота о душе. В Великую субботу нельзя делать то, что было запрещено на все время поста: веселиться, заниматься сексом, петь и танцевать. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы сохранить душевный покой, не раздражаясь, не ругаясь и не обижаясь на ближних.
    Пасха и яйца являются древними символами праздника, освящаемая соль – символ истины и святости («Вы соль земли», — говорит Иисус своим ученикам). В пасхальную корзину, которую несут в храм для освящения, кладут фрукты и конфеты, которые после раздают детям, а также угощают ими стариков. При освящении или во время Великого повечерия зажигают свечу или лампаду из той же пасхальной корзины.


    Приметы и обряды, связанные в настоящее время со Страстной субботой имеют давнее происхождение и восходят к языческим традициям, которые отражают древний календарь природы. В некоторых деревнях они сохранились и по сей день.
    Многие приметы Страстной субботы связаны с культом возрождающегося после долгой зимы солнца. Если оно в этот и последующий день «играет», значит, год будет удачным и плодородным. С появлением светила (Христа) должны исчезнуть темные силы. В ночь Великой субботы молодежь в деревнях бегала с зажженными лучинами, ограждая поля от нечистой силы, а селение от пожаров на весь будущий год.
    Воде, зачерпнутой в реке или роднике в Светлую ночь, приписывается такая же чудодейственная сила, как и крещенской. Поэтому девушки отправлялись за водой, но нужно было обязательно донести до дому полные ведра и при этом ни с кем не разговаривать.
    Есть также приметы связанные с заклинаниями. При первом звоне колоколов в Пасхальную полночь, люди, осеняя себя крестным знамением, трижды приговаривали: «Христос воскрес, семье моей – здоровья, а дому — богатства, полю -урожая. Аминь».
    Церковь считает приметы Страстной субботы суеверием, поскольку помощь Божья является не результатом магических обрядов, а дается людям по Его Благодати.

    Это последний день поста перед Пасхой. Этот день скорбный для христиан, в который они вспоминают о мучениях, которые принял Иисус Христос и готовятся к Светлому Воскресению.

    События страстной субботы

    Чтобы описать события Великой субботы, стоит вспомнить, что в Страстную пятницу Иисус Христос был казнен ужасным способом через распятие на кресте после ложных обвинений. В этот день он прошел через истязания, преодолел нелегкий путь на гору Голгофу, неся свой крест. А после перенесенных испытаний принял смерть.

    Священное писание говорит нам о том, что в ночь с пятницы на субботу тело Иисуса сняли с креста, омыли, умастили благовониями, завернули в плащаницу и погребли. Но о том, что он может воскреснуть знали фарисеи, которые, побоявшись, что ученики могут забрать тело Спасителя, обратились к Понтию Пилату с просьбой об усиленной охране места захоронения.

    Понтий Пилат повелел завалить камнями гробницу Иисуса Христа. Но несмотря на это Спаситель воскрес, а могила его оказалась пустой.

    Служба в Великую субботу

    Субботние службы начинаются еще вечером в пятницу, когда после выноса Святая Плащаница помещена в середину храма. Утренний канон наполнен песнопениями восхваления Иисуса Христа, который победил смерть, забрав у нее ключи от ада. Утреннюю Литургию св. Великого Василия можно отнести в самой красивой службе года, начиная от входа с Евангелиями и Великого хода.

    Во всех храмах ожидают весточки о Схождении Благодатного Огня в Иерусалимском Храме Господнем. Священники читают Ветхий Завет, акцентируя внимания на пророчествах о Воскресении Господнем.

    В субботу верующие несут для освящения в храмы куличи и крашеные яйца.

    Заканчивает Великую субботу Страстной недели тропарь.

    Пост в Великую субботу

    После Страстной пятницы верующим разрешается небольшое послабление для подкрепления сил перед праздником. Можно вкушать горячую пищу с растительным маслом. При этом под запретом остается все мясное, молочное, яйца. Не стоит пробовать готовые куличи, пасхи и крашеные яйца.

    Что можно делать и нельзя в Великую субботу

    Страстная суббота - день тишины и молитвы. Предпасхальные приготовления должны быть уже закончены. В этот день не принято работать, печь куличи, петь, танцевать, веселиться, не стоит заниматься рукоделием, ходить на охоту и даже смеяться.

    Если все же не было времени для выпечки куличей, то стоит это делать в тайне, не показывая окружающим. Считается, что если кто-то увидит, как хозяйка готовит кулич в субботу, то блюдо у нее не получится.

    Народные приметы

    • Если Страстная суббота солнечная, то лето будет теплым, а год урожайным.
    • Считается, что, если девушка в ночь на Великую субботу не ложится спать, ее ожидает скорое и счастливое замужество.
    • Если в Великую субботу опустить в воду освященное крашеное яйцо, то вода становится целебной, и, если ее выпить, это сулит здоровье и удачу.

    Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
    Заключительная строка кондака и икоса

    В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

    Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

    Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, - в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

    Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

    Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день - пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, - твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

    На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

    По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

    В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

    В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

    Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

    Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
    Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. «Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
    Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. «Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

    Евангелие от Матфея

    По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

    И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

    Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

    Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

    Мф. 28, 1-20

    Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
    Рим. 6, 8

    Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

    Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

    Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

    Что же значит: жить со Христом? - Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

    Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

    Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

    Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их - Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

    Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.



    Похожие статьи