• Виды фольклора в литературе. Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

    30.04.2019

    Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах - определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования. Тем не менее, до сих пор нет единого мнения по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике, общепризнанных принципов классификации текстов.

    Отсутствие классификации следует объяснить и тем, что не было единой терминологии. Колыбельные песни нередко назывались «байками», считалки - «пересчетками», «конаньем». Исследователи приводили названия, данные теми лицами, от которых были сделаны записи. Неопределенное содержание вкладывалось и в сами термины. Понятия «прибаутки», «присказки», «приговоры» в разных работах имели неодинаковое значение. О.И. Капица впервые написала о том, что в изданиях и научных исследованиях следует пользоваться устойчивой и однообразной терминологией, обязательно указывая местное название данного вида детского фольклора, выявленное при записывании.

    Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты только в начале XX века в трудах Г.С. Виноградова и О.И. Капицы.

    Развивая предложенную П.А. Бессоновым классификацию детского фольклора в зависимости от возраста детей, О.И. Капица отмечает наличие двух групп носителей текстов. К первой она относит взрослых, опекающих и воспитывающих детей с рождения до 5-6 лет. Рассказываемые ими произведения воспринимаются и осмысливаются детьми. К второй группе она относила самих детей в возрасте от 5 до 15 лет. Но все произведения составляют единое целое - детский фольклор. Современный исследователь также видит необходимость выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей, прежде всего поэзии пестования (колыбельных песен, пестушек, прибауток, докучных сказок).

    О.И. Капица полагает, что в зависимости от тех целей, которые ставит исследователь, классификация детского фольклора может быть сделана в разных разрезах: по возрастам, по сезонам, по местностям записей, по назначению данного произведения.

    Ее вывод основан на сходстве бытования подобных форм: «Провести грань между пестушками и потешками для маленьких и песнями, входящими в репертуар детей, самостоятельно забавляющихся, почти невозможно. Дети удерживают в памяти то, что воспринимают, что отвечает их запросам и интересам, кроме того, подобные процессы наблюдаются из поколения в поколение.

    Вторую группу произведений образуют те тексты, которые бытуют среди детей, когда они уже самостоятельно развлекают себя. Сама же исследовательница признается, что не располагает достаточным материалом для более детального выделения возрастных групп. Современные исследователи выделяют разнообразные группы детей, поскольку многие жанры бытуют в среде с более узким возрастным интервалом.

    Другим критерием выделения детского фольклора О.И. Капица считает его назначение. Она называет колыбельные песни, поэзию пестования («пестушки»), игровой фольклор, потешки, прибаутки, календарный фольклор, дразнилки, загадки, задачи, вопросы, замечания (типа звуковых игр), заговоры, сказки, считалки (в том числе и жеребьевые прибаутки), детские игры, приговоры.

    О.И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастным группам детей, предложенное в работе П.А. Бессонова. Она учитывала не только возраст носителей детского фольклора, но и его происхождение.

    По генетическому принципу строит свою систему В.П. Аникин. Он выделяет три группы произведений: поэзию взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей. Внутри них исследователь рассматривает отдельные жанры и их разновидности.

    В.А. Василенко, предлагает функциональный принцип классификации, выделяя группы текстов по наличию в них игровых элементов:

    1) колыбельные песни, или байки;

    2) произведения, связанные с игровыми действиями;

    3) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.

    Очевидно, что игровое начало можно отметить у всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.

    Однако деление детского фольклора на игровой и неигровой не приближает нас к пониманию сложной системы жанров. Система, которой наиболее последовательно придерживается В.П. Аникин, точно отражает многосоставность и генезис детского фольклора. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки), докучных сказок, создателями и носителями которых в первую очередь являются взрослые. Очевидно и наличие в детском устно-поэтическом репертуаре произведений, выпавших из репертуара взрослых, - собственно детского творчества. Но она не может быть основой рабочей классификации, так как многие жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе - собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые приговоры, дразнилки, поддевки, скороговорки), строятся, как показывает анализ, на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых или литературы.

    Классификация М.Н. Мельникова более удачна. Она опирается на наблюдения Г.С. Виноградова, но учитывает принцип возрастной градации детей и некоторые другие положения работы О.И. Капицы. Рассмотрим ее подробнее. По назначению и характеру бытования ученый выделяет лишь основные группы детского фольклора. На основе общности поэтики, музыкального строя и выполняемой в быту функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры. В колыбельный период дети могут только слушать и полностью зависят от взрослых. Матери, бабушки, няни создали для них поэзию пестования (материнскую поэзию).

    Для детей более старшего возраста предназначен игровой фольклор. Его выделяют практически все современные исследователи, но каждый из них понимает его содержание по-своему. Г.А. Барташевич относит к нему считалки, игровые песни и приговоры. В.А. Василенко прибавляет к ним пестушки и потешки. Все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, он обозначает как «поэзию словесных игр». Детские игры он рассматривает как форму, предшествующую детской народной драме.

    Г.С. Виноградов относит к игровому фольклору все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии». Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевые стихи, приговоры. Он считает, что словесные компоненты «не могут изучаться вне драматической игры, компонентом которой они являются».

    К другой группе текстов Г.С. Виноградов относит потешный фольклор. Его назначение - развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. В него входят «забавы, не связанные с драматическим действием», их игровая основа заключена в словах и вспомогательных действиях (сечки, голосянки) или только в словах (словесные игры, перевертыши, скороговорки, молчанки, поддевки).

    Неигровой фольклор исследователь делил на три группы: сатирическую лирику, календарный и бытовой фольклор. Каждая группа включала несколько жанров. К календарному фольклору относились детские обрядовые песни, заклички и приговоры; к сатирической лирике - дразнилки, поддевки; к бытовому фольклору - детские сказки, песни, загадки, страшилки.

    О.И. Капица отмечала, что выделение детского бытового фольклора не правомерно, поскольку все жанры «теснейшим образом связаны с детским бытом». Только поэзия пестования с доминирующей воспитательной функцией «привносится» в быт детей взрослыми. Жанры игрового или потешного фольклора естественно объединяются благодаря своей функциональности, приемам исполнения. Вместе с тем у каждого жанра своя функция, своя поэтика, приемы исполнения. По форме одни жанры можно определить как словесно-речевые, другие - как повествовательные, третьи - как песенные. Последние две группы, за отсутствием термина, целесообразно объединить в группу бытового фольклора. Отметим, что с этим согласен и М.Н. Мельников, и многие современные исследователи.

    Определение групп детского фольклора по назначению и характеру бытования - лишь первое звено классификации, предполагающее обязательное выделение внутри каждой группы по признаку единства поэтики, музыкального строя, манеры исполнения и бытовой функции составляющих ее жанров. Предложенная выше классификация далеко не совершенна, но может рассматриваться в качестве рабочей. Она последовательно реализована в структуре данного пособия.

    О.И. Капица отмечала, что детский фольклор является «арсеналом и почвой» русской детской литературы, постоянно питает и обогащает ее. Творчество каждого литератора, писавшего для детей, тесно связано с детским фольклором, освоением накопленного в нем опыта. В свою очередь, детские писатели оказывают заметное влияние на детский устно-поэтический репертуар. В нем появляются устные реминисценции произведений, особенно малых форм, созданные профессиональными литераторами. В результате происходит расширение жанров детского фольклора. Однако анализ поэтики страшилок, оправдок, садистских стихов, отдельных форм школьного фольклора показывает, что все они являются детскими аналогами тех или иных жанров фольклора взрослых.

    Проблема фольклоризма русской детской литературы имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования.

    Виды устного народного творчества

    Фолькло́р (англ.Folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

    1. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмичное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, поучение.

    ñ «Слезами горю не поможешь»

    ñ «Хлеб-всему голова»

    ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

    ñ «Семеро одного не ждут»

    ñ «У семи нянек дитя без глазу»

    ñ «Семь раз отмерь - один отрежь»

    ñ «Сытый голодному не товарищ»

    ñ «Кто не работает, тот не ест»

    ñ «Слово - дорого, а молчание - золото»

    ñ «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»

    ñ «Делу время - потехе час»

    ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

    ñ «Любишь кататься - люби и саночки возить»

    ñ «Своя ноша не тянет»

    ñ «На воре и шапка горит»

    ñ «Волков бояться - в лес не ходить»

    ñ «Овечка гавкнет - стадо повторит»

    ñ «Упрямая овца - волку корысть»

    ñ «Копейка рубль бережёт»

    ñ «Бережёного Бог бережёт»

    ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»

    ñ «Знание - сила»

    ñ «Один в поле не воин»

    ñ «С миру по нитке - нищему рубаха»

    ñ «Клин клином вышибают»

    ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»

    ñ «На полатях лежать - так и ломтя не видать»

    2. Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

    Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

    ñ « Голод не тётка, пирогом не накормит»

    ñ « Яйца курицу не учат»

    ñ « Назвался гру́здем - полезай в короб»

    ñ « Ложка дёгтя в бочке мёда»

    ñ « Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»

    ñ « Дорога́ ложка к обеду»

    ñ « Да, кудри извилин не заменят!»

    ñ « Друзья познаются в беде»

    ñ « От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»

    ñ « Нашла коса на камень»

    ñ «Без Бога ни до порога»

    ñ « Целует - значит любит»

    ñ «Бьёт - значит любит»

    3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

    4. Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

    5. Загадка - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

    Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

    6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

    Потягунюшки, порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ручки фатюнюшки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    7. Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

    Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
    Сорока-ворона,
    Деткам отдала.
    (загибают пальчики)
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил?
    - Зачем воду не носил?

    8. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

    Сова, совинька, сова,
    Большая голова,
    На колу сидела,
    В стороны глядела,
    Головой вертела.

    9. Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

    Жаворонки, жавороночки!
    Прилетите к нам,
    Принесите нам лето теплое,
    Унесите от нас зиму холодную.
    Нам холодная зима надоскучила,
    Руки, ноги отморозила.

    10. Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

    Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.

    11. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

    Ехал грека через реку.
    Видит грека: в реке рак,
    Сунул грека руку в реку -
    Рак за руку грека - цап!

    Виды малых жанров фольклора

    Колыбельная песня

    Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

    Пестушка

    Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

    Потягунюшки, порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ручки фатюнюшки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ!

    Потешка

    Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

    Примеры

    «Сорока»

    Вариант 1
    Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
    Сорока-ворона,
    Деткам отдала.
    (загибают пальчики)
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил?
    - Зачем воду не носил?

    Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка »):
    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    Деток кормила:
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала.

    «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

    Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
    А что ели? Кашку!
    А что пили? Бражку!
    Кашка масленька!
    Бражка сладенька!
    (Бабушка добренька!)
    Попили, поели, ш-у-у-у...
    Шуууу!!! (Домой) Полетели!
    На головку сели! ("Ладушки" запели)
    Сели посидели,
    Дальше (Домой) полетели!!!

    Прибаутка

    Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

    Сова, совинька, сова,
    Большая голова,
    На колу сидела,
    В стороны глядела,
    Головой вертела.

    Пословицы

    Поучают чему-то.

    Дорога ложка к обеду.
    Волка бояться в лес не ходить.
    Рыбак рыбака видит издалека.
    Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
    У страха глаза велики.
    Глаза боятся, а руки делают.
    Под лежачий камень вода не течёт.
    Не надобен клад, коли в семье лад.
    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
    Старый друг лучше новых двух.
    Друзья познаются в беде.
    Знал бы, где упадёшь, - соломки бы подстелил.
    Мягко стелешь, да жёстко спать.
    Родина - мать, умей за неё постоять.
    Семеро одного не ждут.
    За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
    Пчела мала, но и та работает.
    Хлеб всему голова.
    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Игры

    Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

    • целовальные . Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
    • обрядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
    • сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».

    Пример целовальной игры:

    Селезень

    Селезень утку загонял,
    Молодой серу загонял,
    Пойди, Утица, домой,
    Пойди, Серая, домой,
    Утя семеро детей,
    А восьмой Селезень,
    А девятая сама,
    Поцелуй разок меня!

    В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

    Заклички

    Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

    Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

    Жаворонки, жавороночки!
    Прилетите к нам,
    Принесите нам лето теплое,
    Унесите от нас зиму холодную.
    Нам холодная зима надоскучила,
    Руки, ноги отморозила.

    Считалка

    Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

    Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля
    Аты-баты, он какой?
    Аты-баты, золотой.
    Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, кто выходит?
    Аты-баты, это я!

    Скороговорка

    Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

    Ехал грека через реку.
    Видит грека: в реке рак,
    Сунул грека руку в реку -
    Рак за руку грека - цап!

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Загадка

    Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

    Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

    Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

    Общая история

    Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

    Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

    Ссылки

    • Ирина Гурина. Полезные стихи и сказки на все случаи непослушания

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Малые жанры фольклора" в других словарях:

      ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

      Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Елеазар Мо … Википедия

      - (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1 Биография 2 Сочинения … Википедия

      Мелетинский, Елеазар Моисеевич Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической… … Википедия

      Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

      Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

      Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

      Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

    Устное народное творчество - это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.

    Роды фольклорного творчества

    Фольклор представлен тремя родами:

    1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.

    2. Лирическая литература. В основе всех лирических произведений присутствуют мысли и переживания лирического героя. Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, баятами, гаивками, пасхальными и купальскими песнями. Кроме этого, существует отдельный блок - «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

    3. Драматическая литература. Это род литературы, соединяющий в себе эпические и лирические способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

    Отдельные произведения могут содержать черты лирической и эпической литературы, поэтому выделяют смешанный род - лиро-эпос, который подразделяется в свою очередь на:

    Произведения с героическими персонажами, лиро-эпического содержания (былина, дума, историческая песня).

    Негероические произведения (баллада, песня-хроника).

    Также различают фольклор для детей (колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка).

    Жанры фольклора

    Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

    1. Обрядовые произведения УНТ.

    Исполнялись во время проведения обрядов:

    Календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);

    Семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);

    Окказиональные произведения - пришли в форме заговоров, считалок, закличек.

    2. Необрядовые произведения УНТ.

    Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

    Драма (фольклорная) - вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

    Поэзия (фольклорная) - былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

    Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.

    Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.

    Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.

    Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

    Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича - это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.

    Литература и фольклор

    Фольклор разнится от литературы уникальной системой построения произведений. Характерное его отличие от литературы в том, что жанры фольклорных произведений имеют запевы, зачины, присказки, ретардации, троичности. Также существенными отличиями стилевых композиций будет употребление эпитета, тавтологии, параллелизма, гиперболы, синекдохи.

    Так же, как и в устном народном творчестве (УНТ), фольклорные жанры в литературе представлены тремя родами. Это эпос, лирика, драма.

    Отличительные черты литературы и УНТ

    Большие произведения литературы, представленные романами, рассказами, повестями, написаны в спокойных размеренных тонах. Это позволяет читателю, не отрываясь от процесса чтения, анализировать сюжет и делать соответствующие выводы. Фольклор содержит присказку, зачин, говорок и запев. Прием тавтологии - это основной принцип рассказывания. Также большой популярностью пользуются гиперболы, преувеличения, синекдохи и параллелизмы. Такие образные действия не допускаются в литературе всего мира.

    Малые фольклорные жанры как отдельный блок произведений УНТ

    В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

    Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.

    Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».

    Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.

    Фольклор народностей

    Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.

    Из вышесказанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.

    Классификация фольклора

    (Исследователь Г.С. Виноградов)

    1.Поэзия пестования

    2. Игровой фольклор

    3. Календарный фольклор

    4. Потешный фольклор

    5. Внеигровой фольклор

    1. Поэзия пестования.

    Носителями обычно являются взрослые, использующие фольклорные произведения для общения с маленьким ребенком в момент успокаивания, развлечения, обучения и т.д.

    Колыбельная песня

    Это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. «Колыбель» обнаруживает на себе следы двух языков – украинского («колыхать») и русского («колыбать»). Колыбельная песня еще называется «байка», от русского «баить».

    Ребенок с первых минут своей жизни оказывается во власти слова и музыки. В колыбельных песнях сочетается нежность мелодии и ласковость слов. Колыбельная песня – это ритуал общения матери с ребенком.

    Баю-баюшки-баю.

    Баю деточку мою

    Прилетели гулюшки,

    Садились на люлюшку,

    Они стали гурковать,

    Стали Митеньку качать:

    Спи, Митенька, засни,

    Угомон тебя возьми…

    Пестушки

    От «пестовать» - нянчить, носить на руках, растить. Это короткие стихотворения-приговоры, которые сопровождают младенца в первые месяцы жизни. Пестушки – это свод приемов физического воспитания.

    Потягунюшки, поростунюшки!

    Роток – говорунюшки,

    Ручки – хватунюшки,

    Ножки – ходунюшки.

    Потешки

    Песенки, которые сопровождают игры ребенка с различными частями тела.

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая:

    Ножками топ-топ!

    Глазками хлоп-хлоп!

    Кто кашки не ест,

    Кто молока не пьет,

    Того забодает, забодает!

    1. Игровой фольклор.

    Игры (хороводные, подвижные, игры с подражанием)

    Игра сопровождает человека всю жизнь. Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена игры выполняют важные социальные функции, являясь частью досуга, дают возможность человеку развеяться, отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Игра всегда отражает внутренний мир личности. Большинство народных игр – игры с правилами. Детская игра защищает детскую психику от ежедневных переживаний.

    Считалки

    Народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др. Это короткий рифмованный список, состоящий из придуманных слов и созвучий, с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

    Шишел,

    Вышел,

    Родион.

    Выйди вон!

    Теля, меля,

    Ты Емеля,

    Третий бас,

    Поводи-ка ты

    За нас.

    Сговор

    Если игра требует разделения на команды, используется сговор. Играющие сговариваются между собой, кого как называть. Разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.

    Что возьмешь:

    Медведя лохматого

    Или козла рогатого?

    Из речки ерша

    Или из леса ежа?

    Белую березу

    Или красную розу?

    Угады

    Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!» К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой руке берет?» Они выбирают. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.

    Или:

    По количеству играющих берут палочки. Одна из них должна быть короче или длиннее. Верхние концы палочек нужно сравнять, а нижние

    спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку – как уговорились, тот и водит.

    1. Календарный фольклор

    Заклички

    Стихотворное обращение детей к различным явлениям природы.

    Дождик, дождик, пуще!

    Дам тебе гущи,

    Хлеба каравай,

    Хоть весь день поливай.

    Радуга-дуга,

    Не давай дождя,

    Давай солнышка,

    Колоколнышка!

    Приговорки

    Короткие стихотворения. Обращение детей к животным, насекомым, птицам.

    К улитке:

    Улитка, улитка,

    Высунь рога!

    Дам кусок пирога

    Да кувшин молока.

    В поисках грибов:

    Грибы на грибы, а мой поверху.

    В бане:

    С гоголя – вода,

    С младенца – худоба!

    1. Потешный фольклор

    Молчанка

    Все участники произносят приговорку:

    Чок, чок,

    Зубы на крючок,

    А язык на полочку,

    Молчок!

    Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками. Если кто-то рассмеется, платит водящему фант. Молчанка вырабатывает в детях волевые качества.

    Соревнование – кто дольше протянет звук, не переводя дыхание. Голосянка стимулирует дыхание

    Поддевки

    Веселые шутки-балагурки. Средства забавы «за счет товарища», основанные на игре слов.

    Скажи: медь.

    Ну, медь.

    Твой отец – медведь!

    Тебе поклон послала.

    Кто?

    Маша.

    Какая Маша?

    Свинья наша!

    Мирилки

    Мир, замирение, которые приговаривают дети после ссоры.

    Мирись, мирись, мирись,

    Больше не дерись!

    При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

    Дразнилки

    Вид творчества, почти всецело развит детьми. Это рифмованное прибавление к имени. Часть дразнилок осуждает ябедничество, воровство, лень, обжорство, жадность.

    Лиза-подлиза.

    Света-конфета

    Саша-каша-простокваша

    Плакса, вакса, гуталин,

    На носу горячий блин

    Жадина-говядина,

    Турецкий барабан.

    Кто на нем играет?

    Коля-таракан!

    Пословицы и поговорки

    Система норм и правил, которые регламентируют поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они сопровождают человека с раннего детства. В них хранятся красота и многие народные знания о мире природы и мире людей. Вырабатывают отношение ребенка к родителям, труду и т.д.

    Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.

    Красна птица перьем, а человек – ученьем.

    Дружба и братство – дороже богатства.

    Всякой матери свое дитя мило.

    На слово скор, да на дело не спор.

    Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность:

    Семь пятниц на неделе.

    Убил двух зайцев.

    Загадки

    От слова «гадать» - думать, рассуждать. Это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке. Загадка – слово со скрытым смыслом. Разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Развивает мышление.

    Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник).

    Красный сапог в земле торчит. (Свекла).

    Черен, да не ворон,

    Рогат, да не бык,

    Шесть ног без копыт. (Жук).

    1. Внеигровой фольклор.

    Прибаутки

    Смешной небольшой рассказ или смешное выражение.

    Шла торговка мимо рынка,

    Споткнулась о корзинку

    И упала в яму – бух,

    Раздавила сорок мух.

    Небылицы

    Поэтические произведения с изображением нереальных событий. Задачи небылиц – способствовать активизации рассудочной деятельности детей. В небылицах-перевертышах все поставлено с ног на голову. Применяются для воспитания находчивости, сообразительности.

    Длинноухая свинья на дубу гнездо свила,

    Поросила поросят ровным счетом шестьдесят.

    Распустила поросят всех по маленьким сучкам.

    Поросята визжат, полететь они хотят.

    Полетели, полетели и на воздухе присели.

    Сказки

    О животных. В них заключаются нравственные основы человеческого общежития. Животные наделены главными чертами человеческого характера

    Волшебные. Больше по объему, сюжет сложный. В них заключена мечта человека о лучшей жизни. Развивают фантазию.

    Бытовые. Посвящены житейской тематике. Высмеивают общечеловеческие и социальные пороки.

    Докучные. Шутки-балагурки сказочного характера.

    Жил-был царь, у царя был двор,

    На дворе был кол, на колу – мочало.

    Не сказать ли с начала?

    Страшилки

    Детские устные рассказы фантастической направленности. Это сугубо детское творчество.




    Похожие статьи