• События не случайны. Бывают ли в жизни случайности

    07.05.2019

    Часто цитируются в социальных сетях, в качестве эпиграфа они звучат на различных тренингах, используются в СМИ и книгах. Но аналогично крылатому выражению "за каждым великим мужчиной стоит великая женщина", у каждого такого высказывания есть свой автор, хотя история далеко не всегда сохраняет его имя. После выхода культового мультфильма "Кунг-фу панда", очень популярным стало изречение "случайности не случайны". Кто сказал эту фразу и кому приписывают ее авторство, об этом читайте ниже.

    Версия первая: мультфильм "Кунг-фу панда"

    Если задать вопрос, кто сказал "случайности не случайны", то подавляющее большинство опрашиваемых ответит: один из персонажей мультфильма "Кунг-фу панда", вышедшего на экраны в 2008 году. Однако на самом деле в мультфильме используется лишь известное изречение. А кто является автором цитаты "случайности не случайны"?

    Поклонники анимационной истории о панде-воине не только считают, что эта фраза прозвучала в мультфильме, но и путают того, кто сказал "случайности не случайны". Многие почему-то считают, что эти слова произнес мастер Шифу, наставник главного героя, хотя это не совсем так. Согласно сюжету мультфильма, в ответ на слова Шифу о появлении панды именно был тем, кто сказал "случайности не случайны". На самом деле, появилось гораздо раньше, чем вышел мультфильм "Кунг-фу панда".

    Версия вторая: великие европейские мыслители

    В разное время о случайности рассуждали многие великие люди, например австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, физик Альберт Эйнштейн, Блез Паскаль или немецкий философ XIX века Фридрих Ницше. На самом деле у каждого была своя версия крылатого выражения о случайностях со схожим смыслом, но ни один из них не был тем, кто сказал "случайности не случайны".

    Также существует версия, что это мысль принадлежит китайскому философу Конфуцию. Она уже ближе к истине - пословица действительно родилась в Китае. Однако Конфуций к ней отношения не имеет, он жил на пару веков раньше, чем автор знаменитого изречения.

    "Случайности не случайны" - кто сказал эту фразу на самом деле?

    История тем и замечательна, что воссоздать события с абсолютной достоверностью мы не можем. Не можем мы и утверждать точно, кто сказал "случайности не случайны". Поиск автора этого афоризма усложняет тот факт, что в разное время эти слова в той или иной форме произносились многими великими умами. Однако исторические данные указывают на то, что автор цитаты "случайности не случайны" - Чжуан-Цзы, великий китайский мыслитель, живший в IV веке до нашей эры. И хотя информации об этом философе сохранилось очень мало, это достаточно субъективные источники (мемуары и жизнеописания), а достоверных материалов с данными о нем практически нет, некоторые из изречений Чжуан-Цзы все же дошли до нашего времени. Это касается и вопроса о том, кто сказал "случайности не случайны". Эта фраза носит глубокий смысл, о котором поговорим далее.

    Чем еще знаменит автор цитаты "случайности не случайны"?

    Кроме этого афоризма, Чжуан-Цзы является автором и многих других К таким относятся истории о мастере, которому приснилось, что он стал бабочкой, а также диалог между Чжуан-Цзы и посланниками правителя, принесшими приказ о привлечении философа к государственной службе. Афоризм о том, что если украсть крючок с пояса, будешь казнен, а если царство - коронован. Он впервые был высказан этим китайским мыслителем.

    Аналоги знаменитого афоризма

    Представления о случайности появились, когда люди делали первые попытки понять природу происходящих событий и их влияние на судьбу человека. Неудивительно, что практически у каждого из великих умов (не только философов, но и деятелей науки и искусства) всех времен и народов обязательно найдется высказывание об этом понятии.

    Существует множество афоризмов на тему случайностей. Некоторые авторы известны, а кто-то остался в тени. Вспомним крылатые выражения о случайностях, близкие по смыслу фразе "случайности не случайны".

    Древнегреческий философ Демокрит писал: "Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем". Эти слова отражают базовые философские понятия: случайность и необходимость, где случайность считается непознанной необходимостью.

    Аналогичную мысль высказывал и один из величайших французских философов XVIII века Вольтер, говоря, что случаем принято называть любое действие, у которого мы не видим первопричины или не понимаем ее.

    Похожее мнение было и у Франца Кафки, который называл случайность лишь отражением границ познания.

    Французскому математику Блезу Паскалю принадлежат слова о том, что случайные открытия делают только подготовленные умы.

    Известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд писал, что нет ничего случайного, у всего есть первопричина.

    Лев Толстой был уверен, что случайностей не существует, скорее, человек создает свою судьбу, чем встречает ее.

    Афоризм об этом философском понятии, принадлежащий оставшемуся неизвестным математику, прозвучал в советском фильме "Самая обаятельная и привлекательная": "Случайность - частный случай закономерности".

    Каждый из приведенных выше афоризмов имеет схожее смысловое значение со словами китайского мыслителя Чжуан Цзы, поэтому нет ничего удивительного в том, что его высказывание приписываются и другим философам, литераторам и деятелям науки.

    Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться в необычайными и зачастую необъяснимыми совпадениями. Наверное, многие задумывались над тем, что могут означать эти стечения обстоятельств. Возможно, это знак свыше?.. Иногда люди, столкнувшись с такими предзнаменованиями, отказывались от мирской жизни и уходили в монастырь. Некоторые разочаровывались в вере.

    Нужно отметить, что религия трактует разного рода чудеса как промысел Божий. В то же время наука вообще не допускает никаких совпадений, хотя бы по причине существования теории вероятности. Ученые не занимаются изучением совпадений, поскольку в данном явлении невозможно повторить эксперимент.

    Какова же природа совпадений? Какой природный механизм определяет их появление? Мало того, что совпадения опровергают теорию вероятности, так еще их частота исключается этой же теорией.

    Если проанализировать подобные случаи, то складывается мнение, что в большинстве из них скрыто определенное символическое значение, словно кто-то пытается что-то доказать людям. К сожалению, зачастую люди намеков подобного рода не понимают.

    Только таким символическим значением можно, к примеру, объяснить историю, которая произошла в 1848 году. Тогда мещанина по имени Никифор Никитин сослали в далекое поселение за крамольные речи о полете на Луну. И самое поразительное, что местом его ссылки оказался Байконур, тот самый, где сейчас находится известный космодром.

    А вот еще одна интересная история. Начиная с 1955 года в прессе периодически появляются упоминания о некоем жителе Великобритании по имени Ватермен (с английского его фамилия переводится, как «водяной»), дом которого на протяжении многих лет подвергается ежедневным потопам. Сантехники ничего с этим сделать не могут…

    В 1975 году маленький ребенок из Детройта выпал из окна 14-го этажа. К счастью, в это время под окнами проходил мужчина Джозеф Фиглок. Оба участника происшествия отделались легким испугом, малыш весил немного, а джентльмен отличался изрядной тучностью. Однако на этом история не закончилась. Случилось так, что через несколько лет этот же мужчина вновь оказался под окнами того же дома, и, конечно же, ему на голову вновь свалился тот же ребенок. Правда, малыш немного прибавил в весе, и упал с другого окна, расположенного чуть пониже. Как ребенок оказался на окне, неизвестно, но и на этот раз все закончилось вполне благополучно.

    Занятная история произошла и в 1664 году. В начале декабря в проливе Па-де-Кале пошел ко дну английский корабль «Меней». Спастись удалось только одному моряку – Хуго Уильямсу. Через 120 лет в Ирландском море, недалеко от острова Мэн, затонуло еще одно судно. И вновь спасся один человек. И имя его было …Хуго Уильямс…

    Таких примеров можно привести очень много. Но в истории был один человек, жизнь которого практически полностью определялась такими необычными совпадениями. Речь идет об известном российском поэте А.Пушкине. О нем написано настолько много, что удивить человека, который интересуется его персоной и творчеством, очень сложно, но мистика, которая буквально преследовала поэта по жизни и неоднократно определяла важнейшие этапы его судьбы, способна заинтересовать даже самого отъявленного скептика.

    Итак, что мы знаем о Пушкине? Да практически все, ответит большинство и будет не право. В жизни поэта было немало моментов, которые почему-то ускользали от внимания его биографов. Практически нигде не упоминается, что Пушкин был очень суеверным человеком. Иногда его даже упрекали в излишней вере в разного рода суеверия, приметы и предсказания. На подобные нападки поэт говорил, что у каждого человека свои странности. Однако однажды он все-таки признался, что суеверным стал, уже будучи взрослым человеком. А всему причиной стала цепь загадочных происшествий, которые сильно повлияли на дальнейшую жизнь.

    Конечно, в это трудно поверить, но начало той драмы, которая разыгралась в 1837 году на Черной реке в пригороде Санкт-Петербурга, было положено еще в 1817-1818 годах, именно тогда, когда в город приехала известная немецкая гадалка Александра Кирхгоф.

    Однажды зимним днем Пушкин со своими приятелями П.Мансуровым, актером Сосницким и братьями Н.и А.Всеволожскими решил прогуляться по Невскому проспекту. Во время прогулки они наткнулись на дом, в котором остановилась прорицательница из Германии, и о которой так много говорили в Петербурге. Пушкин решил проверить, говорит ли она правду, и если что, поднять на смех и рассказать о шарлатанстве.

    Однако план компании пошел наперекосяк с того самого момента, как молодые люди перешагнули порог дома. Ведь внешний вид гадалки не вязался в тем стереотипом, который утвердился в представлении приятелей. Немка очень надменно и сухо, но в то же время подчеркнуто спокойно поприветствовала посетителей и спросила о цели визита. Мужчины попросили погадать, при этом подчеркнули, что прошлое их совершенно не интересует, а только будущее.

    Немка приступила к гаданию. Сначала она рассказала Пушкину о том, что в самое ближайшее время он получит письмо, которое принесет неожиданные деньги. На днях поэт повстречает старого приятеля, который предложит ем хорошее место по службе. Кроме того, А.Кирхгоф сказала, что Пушкин станет кумиром своих соотечественников и два раза побывает в ссылке, женится. Но и предупредила, что жизнь поэта закончится неестественным путем.

    На тот момент Пушкин не был настолько легковерным, поэтому обо всем услышанном он забыл в тот же день. Но события, которые произошли с поэтом вечером того же дня, заставили его всерьез задуматься о пророчестве немки. А все началось с того, что он и правда получил письмо с деньгами, хотя не ждал никаких денежных поступлений. Как оказалось, позже, это был старый карточный долг, который вернул ему приятель-соученик Корсаков.

    Пушкин задумался над тем, откуда немка могла знать о старом долге. Но после длительных раздумий пришел к выводу, что гадалка просто угадала.

    Впрочем, в скором времени Пушкину пришлось убедиться, что это вовсе не так. Через несколько дней на Невском проспекте поэт повстречал старого приятеля, который служил в Варшаве при дворе князя Константина. Однако некоторые причины заставили его искать себе место в Петербурге. Но чиновник не хотел создавать проблемы своему начальнику, поэтому решил найти достойную замену себе. Он и предложил это место Пушкину.

    Получалось, что немка в первой части своих предсказаний совсем не ошиблась. Тогда Пушкин и понял, что и все остальное, сказанное А.Кирхгоф, сбудется. Поэт убедился, что не зря о немке так много говорили в Петербурге. Именно с этого момента он стан чересчур суеверным.

    Фрау Киргхоф предупредила Пушкина, что жизненный сценарий, который она предсказала, не единственный, и если поэту удастся пережить жизненный рубеж в 37 лет, то дальше его ожидает спокойная долгая жизнь. Но обойти опасности, которые ждали мужчину на 37-м году жизни будет очень непросто. Немка предупредила, что нужно остерегаться белого человека, белой головы или белой лошади.

    После, на протяжении многих лет, Пушкин ждал, когда исполнится предсказание. И очень надеялся, что ему удастся каким-то образом его избежать. Тогда же поэт решил уехать в Польшу, но узнав одно обстоятельство, решил остаться в России. Дело в том, что фамилия одного из повстанцев была Вейскопф, что переводилось как «белая голова».

    Из-за предсказаний немецкой гадалки Пушкин расстался и с братством масонов. Изначально поэт вступил в организацию вольных каменщиков по собственным убеждениям, но когда узнал, что к этой ложе имеет отношение человек, имя которого также означало «белая голова», решил: лучше остаться непоследовательным, но живым, нежели идейным, но мертвым.

    Впрочем, все эти ухищрения не помогли Пушкину обмануть судьбу. В предсказанный гадалкой день и час в жизни поэта появился человек, которому и было суждено поставить точку в его жизни. Убийца Пушкина, Дантес, полностью подходил под описание, данное Киргхоф: это был белокурый молодой человек, который носил белый мундир и служил в полку кавалергардов, в котором все лошади были белой масти….

    Необходимо отметить, что Пушкина предупреждала о насильственной смерти не только немецкая прорицательница. Мало кому известно, что сестра Пушкина, Ольга, была довольно сильным медиумом, и очень хорошо разбиралась в хиромантии и физиогномике. Девушка старалась не гадать близким людям, но Пушкин настоял на том, чтобы для него девушка сделала исключение. Ольга по руке прочитала судьбу брата, но долге время не решалась рассказать об этом. Наконец, она призналась, что очень переживает за брата, поскольку того ожидает насильственная смерть.

    По мнению некоторых специалистов, пророчества, которые обещали смерть поэту, и в которые он поверил, соединились в мощном энергоинформационном импульсе. В подсознании Пушкина этот импульс трансформировался в определенную программу будущих действий. А первые предсказания, которые так быстро исполнились, выступили неким магическим крючком, на который не клюнуть было просто невозможно. Творческое воображение, сила веры в необратимость судьбы и обычный страх стали тем фактором, который помог материализовать мысли, превратив их в реальные события.

    Но был ли у Пушкина шанс обмануть судьбу? А.Киргхоф предупреждала, что в жизни Пушкина возможно два сценария. О первом мы уже рассказали, теперь обратимся ко второму. Итак, изначально Пушкин собирался жениться на Екатерине Ушаковой, но буквально перед свадьбой решил посетить гадалку, которая предсказала, что поэту суждено умереть от собственной жены. Кода он рассказал об этом свой невесте, та решила, что свадьбу лучше отменить. Тогда Пушкин обратил внимание на другой предмет своего обожания – Наталью Гончарову, которую впервые увидел на балу в белом (!) платье. Возможно, именно этот белый штрих и стал началом роковой цепочки, которая привела к гибели поэта. Семейная жизнь пары, к слову сказать, была очень несчастливой. Наталья была особой ветреной, блистала в светском обществе, ею был очарован император, а Пушкин сгорал он ревности.

    Однако императору так и не удалось добиться взаимности, а сделал это Жорж Дантес, который и стал впоследствии убийцей великого поэта. Пушкин ненавидел Дантеса, их ссора продолжалась на протяжении многих месяцев и дело неоднократно доходило до дуэли. Но самое поразительное, что в тот момент, когда подошел срок исполнения предсказания Киргхоф, все о нем почему-то забыли. Можно даже сказать, что кто-то словно стер все воспоминания о предсказании прорицательницы.

    Но представим на минутку, что Наталья не отвергла бы притязания императора. Пушкин, конечно же, впал бы в ярость, но стреляться на дуэли уж точно не стал бы. Скорей всего, он бы уехал за границу, о которой так мечтал, и вполне возможно, дожил бы до глубокой старости. Но… все случилось так, как случилось…

    Вот и получается, что все случайности в жизни вовсе не случайны.

    Закон Кармы говорит о причинно-следственных связях, на которых строятся события нашей жизни. Каждая ситуация не случайна. В мире нет ничего случайного, все чем-то обусловлено и все несет в себе смысл.

    Карма – это не наказание, это не предначертанная судьба, неизбежная и точно определенная кем-то. Карма – это лишь следствие выбора человека. И только этот человек и никто другой несет ответственность за сделанный выбор.

    Всякая причина имеет следствие, всякое следствие имеет свою причину.
    Гермес Трисмегист

    Для кармических законов нет времени. И если вы не видите причины, это не значит, что ее нет. Но это может означать, что она уходит корнями куда-то настолько далеко в прошлое, что ее уже не так просто найти.

    Что такое кармический долг?

    Если в вашей жизни часто повторяется одно и тоже событие – это кармический урок, который вам необходимо пройти. Часто человек не обращает внимание на подобные «знаки» и винит в неприятностях случай. Однако непройденные уроки никуда не исчезают, а лишь накапливаются, формируя кармический долг. Своей неправильной реакцией на очередное следствие человек создает еще одну «обучающую» причину. Эти причины накапливаются, словно снежный ком, ситуация за ситуацией, реакция за реакцией. И в результате мы получаем запутанный клубок причин и следствий, и для человека становится совершенно непонятно, чем он заслужил так много «бед». И все потому, что первопричина может находиться далеко в прошлом этой или даже предыдущей жизни.

    Согласно закону Кармы плохих событий не существует

    То, что вам кажется плохим на самом деле является ценным уроком, подарком Вселенной, который дает вам шанс уберечь себя от чего-то еще более разрушительного. Мир словно говорит с нами ситуациями. Он направляет наше внимание на наши уязвимые места, на те части нашего «Я», которые требуют совершенствования для гармоничного существования. Если у вас возникают неприятные эмоции типа обиды, разочарования, злости – это и есть проявления уязвимости вашей личности. И дело совершенно не в людях, которые эти чувства у вас вызывают. Эти люди – лишь инструменты Вселенной, которые приводят в исполнение законы кармы.

    Если человек игнорирует подсказки Вселенной, каждый последующий урок будет более явным и «жестоким». В конечном итоге вы можете оказаться в ситуации, когда мир поставит вас перед выбором: измениться или умереть. Так появляются серьезные болезни, либо обстоятельства, грубо разрушающие комфортный порядок жизни.

    Карма – есть то, что помогает нам двигаться вперед и совершенствоваться

    Следует помнить, что карма – не кара и не наказание за «грехи». Карма – это божественный закон природы, который ведет нас по дороге жизни, давая нам всевозможные подсказки и оберегая нас от ошибок. Стоит только научиться видеть эти подсказки, и вы почувствуете себя тем избранным ребенком Вселенной, ради которого все существует.

    По удивительному стечению обстоятельств, это оказался единственный симпатизирующий англичанам человек на 20 миль вокруг. Совпадения такого рода показывают, что, когда возникает серьезная опасность, разум использует не логику, а интуицию. Обычно очень рациональный Черчилль доверился ей из-за физического истощения. Потеря способности критически оценивать действительность помогла ему использовать силы, которые были недоступны в нормальном состоянии. Можно, сказать, что совпадение - просто способ достучаться до наших глубинных ресурсов и разглядеть намеки и предзнаменования, помогающие выжить. Вероятно, это одна из естественных способностей психики к предвидению, и мы обращаемся к ней в экстремальных обстоятельствах. Замечено, что подаваемые нам знаки судьбы лучше воспринимают люди с открытым разумом - то есть те, кто предпочитает опыт логике.

    Бывают ли в жизни случайности

    Так на собственной шкуре он испытал силу теории совпадений. Словом, стоит относиться к странным совпадениям со вниманием. Использовать интуицию, как Черчилль, и не быть слепым, как горе-таксист.


    Это будет верный подход к жизни, о чем свидетельствует и подборка известных случаев совпадений, сделанная британским журналом «Инкаунтерс». О совпадении, подтвержденном документами, рассказывает писатель Артур Кестлер. В 1939 году на одном из американских кораблей плыл некий инженер. Когда судно подошло точно к тому месту, где затонул «Титаник», что-то подсказало ему: надо остановить корабль.
    Ему удалось убедить капитана сделать это. И тут из темноты возник гигантский айсберг. Судно получило повреждения, но не пошло ко дну. Оно называлось «Титаниан».

    Случайности не случайны — это закономерность жизни

    Часто меня спрашивают о судьбе и предназначении. И самый часто задаваемый вопрос: «бывают ли случайные встречи?». И если они не случайны, то означает ли это, что мы не владельцы своей судьбы? Я могу ошибаться и считаю, случайных встреч не бывает. Люди встречаются, и любая встреча ведёт к решению самого насущного вопроса в данный момент в жизни.

    Вселенная, высшие силы, Бог – называйте, как вам ближе – даёт вам урок. Ваша задача – понять его и принять результат встречи.Раздумывая, бывают ли случайные встречи, вспомните самые важные из них. Самые поворотные. Те что сильно повлияли на вас и после которых вы стали совершенно другим человеком.

    Включая встречи, после которых вы до сих пор «икаете» при одном воспоминании об этом человеке. Это и есть уроки жизни, вселенной, бога. Направленные, чтобы вы стали другим. Не лучше, не хуже, другим. Для того, чтобы вы перешли на новый уровень этого мира.

    Бывают ли в жизни случайности?

    Важно

    В их жизни встречается больше примеров работы совпадений на их благо. Эти люди часто сталкиваются с такими совпадениями, словно устроенными какими-то высшими силами, и интуитивно прослеживают цепочки взаимосвязанных, полных значения событий. Они напоминают автомобилиста, попавшего в «зеленую волну», когда он чувствует, что проскочит, не останавливаясь, и первый, и второй, и третий светофор.

    Откуда появляется такое чувство? Из ощущения, что человек живет правильно, что он «поймал судьбу за хвост», иначе говоря, существует в одном ритме с миром и высшими силами. Профессор психологии Аллан Комбс из университета в Эшвилле (штат Северная Каролина, США) говорит: «Мой долголетний опыт наблюдений показывает, что совпадения обычно идут чередой. Чем больше вы привыкаете к ним, тем чаще они случаются.
    А если вы отметаете их, считая глупостями, они избегают вас.

    Бывают ли случайности

    Внимание

    Отдаться на волю судьбы или действовать? Известное высказывание гласит: «Характер – это судьба». Конечно, тяжело противоречить многим шаблонам, но все же стоит попробовать. Вершители судеб, своих и людских – может, они просто достигают того, что им суждено? А те, кто пассивно относится к жизни, пропускают все данные им судьбой возможности? Как поступает человек со своей жизнью? Ради чего сражается? Что приносит в жертву? Действительно ли то, что ценят люди, обладает истинной ценностью? Как понять, в чем подлинное предназначение человека? Как найти своего единственного партнера, дело своей жизни, самого себя? Просто задавая себе эти вопросы, можно достичь уже очень многого.

    Будьте внимательным к себе и к людям, к сигналам, которые посылает Вселенная.

    Случайны ли совпадения?

    Хотя совпадения могут происходить в результате случайности, истинная синхронность возникает тогда, когда индивид нуждается в ней. Чтобы донести до широкой публики эти революционные мысли и объяснить, о чем все же идет речь, Юнг взял в качестве примера для сравнения сны. Большинство из них не имеет значения: в них не присутствует важная символика. Но когда разум потрясен или что-то его тяготит, возникают сны, полные смысла. Бывает, что сон предсказывает катастрофу или напоминает человеку о чем-то важном. Если продолжить сравнение, то в совпадениях, или явлениях синхронности, окружающий мир используется высшими силами, чтобы послать человеку предупреждающую весть.

    Есть ли в нашей жизни место случайностям?

    Этот термин одновременно и независимо друг от друга впервые был предложен двумя выдающимися учеными в области физики и психологии. Нобелевский лауреат Вольфганг Паули и прославленный психолог Карл Густав Юнг пришли к выводу, что совпадения - это нечто большее, чем просто случайность. Они полагали: никакие связанные между собой события на самом деле объединены общей причиной или вообще могут происходить безо всякой причины независимо от известных законов природы. Оба ученых объясняли свою позицию тем, что законы природы не являются абсолютными. Юнг и Паули говорили, что связь между событиями может иметь основополагающее значение для человека, несмотря на то что противоречит сложившимся представлениям о мироздании и законах, управляющих им. Юнг выдвинул постулат: Космос такими маленькими чудесами отвечает на внутреннюю глубокую потребность психики.

    Правда ли, что ничего в жизни не происходит просто так?

    Создается впечатление, что за таинственными кулисами мировой сцены работает идеальная организация, которая создает для нас совершенные связи. Вам остается только выбрать самый подходящий из предлагаемых жизнью эксклюзивных сценариев. Существует мнение, что совпадения - это чудесные события, творец которых, Бог, не желает о себе заявлять.

    В планах Вселенной случай не играет совершенно никакой роли. Для нее так же легко сделать из вас миллионера, как, например, подарить вам на день рождения часы, о которых вы давно мечтали. Стоит только послать волну своих мыслей в Космос. Думайте о результате, а Вселенная сама позаботится, каким способом это сделать.
    Не убегайте от ответственности и не прикрывайтесь случаем. Всё, что происходит в вашей жизни здесь и сейчас, - это результат ваших мыслей и намерений. Если что, Бог знает, где вас найти.

    Случайных встреч не бывает: 5 типов неземной связи

    И если, например, девушка случайно попала на вечеринку и также случайно там познакомилась с парнем, а потом они случайно занялись любовью и она случайно «залетела», а потом она поняла, что случайно влюбилась в него и теперь страдает, т.к. он ее случайно забыл, то у нее случайно может быть выкидыш, невроз и неудачная судьба. Она также, будучи в депрессии от случайной вечеринки, случайно может переходить дорогу в неположенном месте и попасть под машину.., или случайно вывалиться из окна…, а может она случайно растолстеет, заедая депрессию и будет никому не нужной и одинокой, или случайно станет алкоголиком, спившись с горя… Вся ее жизнь - сплошные случайности? Вовсе нет - здесь все закономерно. Как выглядит закономерность случайностей в переводе с иррационального в рациональное Сценарий всей вашей жизни уже записан в голове - он иррационален и не осознаваем.
    Юнг шел даже дальше, высказывая совсем уж фантастическую гипотезу: для того, чтобы заставить нас обратить внимание на нечто важное, наша внутренняя психика фактически меняет мир, создает совпадения, которые способны указать путь к спасению, выход из безнадежной ситуации и т.п. В общем-то, это равноценно признанию, что чудеса существуют и возникают не без участия человека. Примером могут быть эпизоды, когда случай и интуиция помогают нам выйти из трудного положения, а совпадение спасает жизнь.

    Так, в молодости сэр Уинстон Черчилль работал военным корреспондентом в Южной Африке во время Англо-бурской войны. Он попал в плен, но ухитрился бежать и оказался без всяких ориентиров в саванне. Уже совсем потеряв силы от голода, он почти не надеялся выжить, как вдруг увидел вдали огоньки.

    Черчилль двинулся по направлению к ним и оказался в доме, хозяин которого дружелюбно встретил его.

    Бывают ли случайности в жизни или случайные люди

    В душе же, сама того не осознавая, она не просто не любила, она ненавидела сына. Всем своим поведением и отношением к ребенку она создала постоянный симбиоз, сохранившийся на всю его короткую жизнь, и сделав из него невротика уже с раннего детства. Неуважение, непринятие, нелюбовь к ребенку от главного человека жизни - по сути, и ласки, телесные контакты и псевдолюбовь под настроение, сверхзаботы в виде делания за него буквально всего, послужили родительским программированием, написанием негативного, хамартического сценария жизни, за счет восприятия ребенком родительских приказов и запретов таких как «Сгинь» (Не живи), «Не думай», «Не делай», «Будь маленьким», «Радуй маму»… В итоге: выросла незрелая, инфантильная, не приспособленная к выживанию в мире, пассивная, инертная и истеричная личность, с нездоровым симбиозом с мамой (невротической привязанностью к ней).

    Я бы хотел сегодня поговорить об одной очень важной вещи, без понимания которой наша жизнь кажется порой слишком тяжелой, порой слишком запутанной, а иногда просто невыносимой, поговорить с вами о Промысле Божием и о том, как он в нашем земном бытии проявляется.

    Чем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? Сплетением обстоятельств, различных ситуаций, событий, которые, на первый взгляд, никоим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с самого мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл - удивительное слово, и мне, как человеку, который долгое время связан с редактированием различных текстов, часто приходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова «Промысл» пишет - «Промысел». И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел - пушной, например, хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ промысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам «силки», чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет.

    Преподобный авва Дорофей говорит, что Бог не презирает даже самую малую нужду человека. Нет ровным счетом ничего в нашей жизни, что не касалось бы Бога. Есть замечательное, небольшое по объему произведение - «От Меня это было», которое называют духовным завещанием преподобного Серафима Вырицкого, хотя и существуют определенные споры относительно его авторства. Те из вас, кто о нем слышал или читал, наверняка очень хорошо его помнят, а тем, кто не читал, очень советую его найти. Это обращение Бога к человеческой душе, и самая главная мысль, которая в нем выражена, такова: все, что человек, оглянувшись на прошлое, видит в своей жизни, было от Него - и взлеты, и падения, и радости, и горе, и мгновенья счастья, и мгновенья лютой скорби. “Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего«,- говорит душе Господь: настолько близко Богу все, что происходит с каждым из нас.

    И в это бывает порою очень трудно поверить, потому что Бог близок, а мы бываем от Него очень далеко. Господь всеми силами старается нас к Себе привлечь, а мы в противовес устраиваем себе какую-то систему, благодаря которой можем по-прежнему от Бога находиться в удалении. Почему? Потому, что нашему спасению зачастую служат вещи, которые нас отнюдь не радуют. Нам заповедано в терпении спасать свои души, а как это возможно, если не будет случаев, когда придется потерпеть? И вот Господь на протяжении всей нашей жизни посылает нам множество ситуаций, которые надо именно претерпеть. Ну а поскольку и терпеть не хочется, и смиряться не хочется тоже, мы всеми силами стараемся уйти от всего того, что для нас этот крестный путь образует. Но Господь, как все предвидящий, все знающий заранее, тем не менее умудряется нас, порой помимо даже нашей собственной воли, на путь спасения снова и снова возвращать.

    Хотя это на самом деле сложный вопрос: что значит «помимо нашей собственной воли»? Есть такая известная логическая загадка: может ли Бог создать камень, который бы Он не мог поднять? И предлагается два варианта решения: если Бог может создать такой камень, которого не может поднять,― значит, Он не всемогущ; если же Он не может создать этот камень, то опять-таки Он не всемогущ. И есть единственно верный ответ, выходящий за пределы человеческой логики: такой камень Богом уже сотворен ― это человеческое сердце.

    Господь не неволит человека, не спасает его без его ответного отклика; и более того: не просто не спасает, а даже, если можно так сказать, не может спасти. Как же тогда бывает так, что Господь нас спасает «помимо нашей собственной воли»? Возьмем для примера жизнь преподобной Марии Египетской. Казалось бы, жила она в бездне греха и ничто не предвещало возможности обращения к Богу. И тем не менее почему-то именно в ее жизни совершается такое чудо: она приходит с самыми неблагими намерениями в Иерусалим, пытается войти в храм, но благодать Божия ее не допускает.

    Не одна преподобная Мария была грешницей среди тех, кто в тот день входил в храм Гроба Господня, наверняка там было немало грешных людей. Достаточно хотя бы вспомнить о том, что на корабле, на котором она плыла в Иерусалим, было достаточно много паломников, которые бросили все свои дела, для того чтобы поклониться Древу Честного Креста, но при этом некоторые из них, и даже не некоторые, а как говорится, достаточно многие на этом корабле, охотно пали с нею в грех блуда. И тем не менее не говорится о том, что кто-то из них не смог войти в храм. Они смогли войти - а она почему-то не смогла.

    И это было явное чудо - чудо Промысла Божия о ней, потому что Господь предвидел, каким образом ее сердце отзовется и откликнется. Мне не раз приходилось видеть людей, которых какая-то сила из храма гнала, которые в храме теряли сознание,- и могу сказать, что среди этих людей процент задумавшихся о том, почему им в храме плохо, достаточно невелик. А преподобная Мария не только задумалась, но, встретившись с этой силой, не пускающей ее в храм, тотчас же обратилась к покаянию. И можно сказать, что ее спасение началось помимо ее собственной воли, но Господь перемену в ее воле, этот потенциальный отклик по всеведению Своему предвидел.

    Промысл Божий - это то, что невозможно в своей жизни разглядеть без определенного внимания к самому себе, к тому, что с нами в нашей повседневности происходит. Если для нас каждый день проходит сумбурно, мятежно, если мы не останавливаемся вечером для того, чтобы просто на прожитые сутки посмотреть, если утром мы опять-таки вываливаемся в эту бурную, мятежную жизнь, не успев приготовиться, то мы не сможем заметить в ней ни каких-то закономерностей, ни каких-то особенных обстоятельств, которые нас очевидным образом в этом Промысле уверяют.

    Есть в моей памяти такой небольшой, но серьезный эпизод: шел человек, должен был переходить дорогу. При этом человек читал на ходу Псалтирь, понимая, что иначе не успеет ее прочитать, потому что было слишком много дел. На светофоре он остановился для того, чтобы дочитать «славу», не сразу отреагировав на зеленый свет для пешеходов. И в это время по проезжей части пролетела машина именно там, где человек находился бы, если бы начал свой путь, «славу» не дочитав. Что это такое - Промысл Божий или случайность?

    Наверное, тут уместно вспомнить слова епископа Василия (Родзянко): когда ему говорили, что события, происходящие по молитве, кажутся многим случайными совпадениями, он отвечал примерно так: «Действительно, это можно считать совпадениями, но пока я молюсь, совпадения происходят, а когда перестаю молиться, совпадения прекращаются». Поэтому, наверное, главный ключ к тому, чтобы Промысл Божий в собственной жизни рассмотреть, - это молитва. Молясь, мы пытаемся воззреть на Бога, увидеть Его перед собой и так же увидеть Его в своей жизни. И наш духовный взор благодаря молитве просвещается и становится более острым.

    Рассматривая Промысл Божий в своей жизни, каждый из нас мог бы задуматься о том, каким образом он оказался в Церкви. Наверное, среди нас практически нет людей, которых привела в храм совершенно прямая, простая и ясная дорога. Скорее всего, оглянувшись назад, мы опять-таки увидим некое сцепление обстоятельств. Пришли мы куда-то, в какое-то место, в которое могли в этот день не прийти, и именно там услышали что-то или столкнулись с чем-то, что направило нас к Богу. Какой-то человек появился в нашей жизни, о чем-то с нами заговорил, что-то нам подсказал, почему-то мы этого человека послушали.

    Или случилось с нами нечто, что определенным образом настроило нас, направило наши мысли… Порой бывает даже так, что та дорога, которая привела кого-то из нас в храм, первоначально должна была идти в противоположном направлении. Есть замечательные слова из не менее замечательного фильма «Покаяние», в советские еще времена вышедшего: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Хотя нет на самом деле такой дороги в жизни человека, которая к храму бы не вела. Просто мы сами можем с этой дороги сворачивать, но тем не менее Господь нас на нее постоянно старается вернуть.

    Говоря о Промысле Божием, нужно, наверное, сказать и о том, что бывают случаи, когда мы сталкиваемся с какой-то тяжкой скорбью и несправедливостью. И в это время у нас порой рождается если не ропот на Бога - это удел все-таки людей совсем маловерных, - то ропот на людей, уныние, печаль, а иногда ожесточение, озлобление, от которого мы буквально вскипаем и не можем в себе удержать этот праведный или кажущийся нам праведным гнев.

    А происходит это опять-таки потому, что мы не способны бываем рассмотреть, как Господь это зло и эту скорбь может обратить во спасение. Часто бывает так, что люди, далекие от Церкви, когда заходит речь о младенцах, убитых в Вифлееме, не могут с этим примириться и говорят: как же Бог попустил смерть этих невинных младенцев в таком количестве? Ну и, естественно, этот вопрос переходит в другие вопросы: как Господь попускает смерть множества невинных людей во время войн, каких-то стихийных бедствий… И когда начинаешь объяснять, что есть вечность, в перспективе которой можно совершенно иначе понять все происходящее в этой жизни, то у собеседника, даже если он и принимает эту логику, зачастую рождается множество других возражений.

    Но вы, наверное, помните замечательную притчу из патерика о том, как некий подвижник постоянно задавался вопросом, по какой причине злые благоденствуют, а добрые умирают в нищете и в болезни. И вот однажды ему понадобилось проделать долгий путь, и к нему присоединился странный спутник, который на протяжении всего их совместного пути совершал не менее странные деяния. Когда они ночевали в доме человека, который принял их очень гостеприимно, этот спутник монаха украл у хозяина серебряное блюдо и потом выкинул по дороге. Когда они вышли из другого дома и владелец этого дома послал своего сына проводить их, то спутник столкнул этого мальчика в реку, и он утонул.

    Потом они остановились на ночлег в каком-то пустынном месте, где стоял полуразрушенный дом, и провели ночь под кровом этого дома, а с утра спутник монаха разломал стену, и дом рухнул. Тогда монах, при всем своем бесстрастии, не выдержал и воскликнул: «Кто ты - ты человек или демон?! Почему всю дорогу ты творишь зло? Один человек нас принял с любовью, а ты у него блюдо украл, другой послал своего сына нас проводить, а ты его в реке утопил, а сейчас мы здесь ночь провели, а ты этот дом разрушил? Что ты за исчадье ада такое?!». А тот ему ответил: «Я не человек и не демон - я Ангел Божий, посланный тебе для того, чтобы научить тебя хотя бы отчасти познавать пути Промысла Божия. Это блюдо человек, который нас принял, приобрел неправедным путем и не в силах был от него отказаться. Я лишил его этой вещи для того, чтобы его сердце не привязывалось к украденному. А мальчик у этого доброго человека, если бы вырос, стал бы отъявленным негодяем и погубил бы не только свою душу, но и жизнь своего отца. Поэтому, пока он еще в состоянии, пригодном для вечности, Господь повелел мне прервать его жизнь. А что касается этого дома, то на самом деле еще немного и он бы рухнул, а в следующую ночь здесь должны проходить несколько человек, которые, остановись они здесь, погибли бы под развалинами. Теперь возвращайся в свою келью и не испытывай судеб Божиих, не задавай вопроса „почему?“». Вот иллюстрация к тому, о чем мы говорим.

    И на самом деле этот случай не кажется каким-то фантастическим и из ряда вон выходящим: даже в окружающей нас жизни мы порою такого рода обстоятельства видим. Опять же в памяти такой случай: один мой хороший знакомый летит в другой город, причем летит для того, чтобы стать крестным сына своего друга. При этом он покупает, как это сейчас бывает, билет через интернет, приезжает в аэропорт и, поскольку по дороге были пробки, попадает к самому концу регистрации на рейс. Девушка за стойкой предлагает ему: давайте вы сегодня на следующем рейсе улетите.

    Он остается на следующий (там разница буквально в два-три часа) и уже решает по этому поводу не беспокоиться, но потом все-таки опять подходит и говорит: «Может, я все-таки на этом улечу? У меня ведь нет с собой никаких вещей, успею я сесть». Ему удается пройти, он улетает на этом самолете, а следующий самолет разбивается и погибают абсолютно все люди, которые в нем находились. В его жизни это, конечно же, чудо, это Промысл Божий.

    А бывает иначе: бывает, что мы куда-то хотим попасть - может быть, на борт того же самолета, а Господь нас всеми силами от этого отводит. Мы возмущаемся, переживаем, но неизвестно, что было бы, если бы мы попали туда, и чем бы все это закончилось. Из этого всего можно для себя сделать очень важный вывод: если Господь нас от чего-то отводит, если Господь нам чего-то не дает, то как бы нам этого ни хотелось, не надо к этому изо всех сил стремиться.

    Надо всегда давать возможность Богу исполнить Свою волю в нашей жизни, потому что стремясь к исполнению собственной воли, мы можем не просто навредить себе, а можем погибнуть. Сколько бывает в нашей жизни случаев, когда мы просим чего-то во что бы то ни стало, и, хотя порой Господь через обстоятельства показывает нам, что просить этого и стремиться к этому не надо, мы все равно просим. Очень важно уметь примириться с Промыслом Божиим.

    Отец Иоанн (Крестьянкин), годовщину кончины которого мы сегодня отмечаем, часто говорил о том, что самое главное в жизни - это вера Промыслу Божию с рассуждением, основывающемся на опыте, и человек, который так живет, будет самым счастливым и самым благонадежным на пути, ведущем ко спасению, потому что такой человек уподобляется, по очень точному образному сравнению митрополита Антония Сурожского, парусу, надуваемому ветром: как только ветер поднимается, он поднимает и парус и гонит судно в том направлении, в котором ему и нужно бывает двигаться. Человек, который доверяет Промыслу Божию, имеет возможность экономить силы, не тратить их попусту и пребывать в созидательном труде. Это одно из важнейших следствий послушания - того послушания, о котором мы читаем в житиях святых и в патериках.

    Мы часто в своей обычной жизни - в быту и еще чаще на работе - сталкиваемся с тем, что приходится не столько тратить сил и трудов на то, чтобы сделать какое-то дело, сколько на то, чтобы исправить то, что было сделано неправильно. И в том, что касается нашего спасения, тоже часто бывает так, что мы не столько что-то созидаем, сколько восстанавливаем разрушенное: в общем-то, вся жизнь наша на это уходит. Из этого можно понять, какое это великое благо - не тратить время и силы на сопротивление обстоятельствам и людям в том, в чем это на самом деле бывает совершенно лишним, а просто превратиться в такой «парус», готовый направлять судно нашей жизни туда, куда угодно его направить Богу.

    И еще, говоря о тех недоумениях, от которых мы, размышляя о Промысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мной романа американского писателя Торнтона Уайлдера «День восьмой». К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни семьи которого случилось много странных, непонятных обстоятельств. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: «Что ты видишь?». Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: «А что ты видишь сейчас?». Юноша говорит: «Я вижу узор». И тогда проповедник произносит поразительные слова: «Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку - беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь». Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем.

    Нам зачастую не хватает опыта праведного Иова, который заключается в том, чтобы не искать силами и средствами человеческого ума объяснений тому, что можно постичь только в общении с Богом. Помните этот момент: когда Иов внутренне мечется и приходит в смятение, потому что не может понять, за что Господь ему все это послал? Его не смущает то, что с ним произошло, внешняя сторона скорбей,- его мучает непонимание: что в его жизни было настолько Богу неугодным? И ни объяснения друзей, ни его собственные размышления не могут ему на этот вопрос дать ответа. И лишь когда Господь ему является, Он Сам становится для него ответом на все вопросы, и происходит то самое, что выражено уже в Новом Завете в словах Спасителя: В тот день вы не спросите Меня ни о чем. Наверное, отсутствие или скудость такого опыта непосредственного богообщения, переживаемого в молитве и во время участия в церковных таинствах, не дает до конца поверить Промыслу Божию и всецело ему отдаться.

    Ну и в заключение скажу, что, решаясь Промыслу Божию довериться, мы уподобляемся апостолу Петру, который, доверившись Христу, получил удивительную способность идти по воде, по бурным волнам морским, словно посуху. Человек, который Промысл Божий принимает, точно так же получает возможность - удивительную и в то же время такую важную, такую необходимую для нас - небедственно идти по волнующейся поверхности моря житейского, в котором многие утопают и в котором действительно можно утонуть и погибнуть навсегда.

    ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ

    Отец Нектарий, у меня один-единственный вопрос, но не очень простой. Все-таки «судьба» в мирском понимании - это в каком-то смысле правильно, да? И если, как говорят, от судьбы не убежишь и все уже о человеке предугадано, чего ему тогда в жизни трепыхаться-то?

    Ради чего нужно в жизни «трепыхаться», я могу сказать совершенно определенно, и, наверное, большинство здесь присутствующих понимает, ради чего это нужно делать. Ради того, с чем мы придем к моменту нашего исхода из этого мира.

    А вот в отношении того, можно ли избежать чего-то, чему Господь определил с нами быть, можно сказать так. Безусловно, избежать мы этого не можем, но мы же не знаем, что Господь о нас судил, и никто этого знать не может, а потому даже думать об этом, в принципе, не надо. Достаточно знать и понимать: все, что с нами в жизни происходит, происходит потому, что Господь ведает наше сердце и наш выбор в той или иной ситуации и на основании этого нашу жизнь определенным образом строит. Поэтому нельзя сказать, что наша жизнь во всех своих обстоятельствах только лишь от Бога зависима: она зависит от нас самих. Нам сложно бывает понять это соотношение предопределенности и наших действий, потому что мы воспринимаем течение времени в одном направлении, от прошлого к будущему, а в вечности совершенно иные категории.

    Вот знаете, бывает так: мы чувствуем, что может произойти какая-то беда с близким нам человеком, и молимся о том, чтобы эта беда не произошла. В какой-то момент наша душа успокаивается, и мы понимаем, что эта молитва услышана и Господь дал близкому нам человеку избежать того, о чем мы просили. А потом мы вдруг узнаем, что человек избежал этого еще до того момента, как мы начали молиться. Правда ли, что это могло быть по нашей молитве? Да, действительно, это может быть истинной правдой, хотя сама молитва совершилась позже. Но если бы мы не молились, то избежал бы он беды?.. Бог есть Владыка и настоящего, и прошлого, и будущего, и Он может откликнуться на какую-то нашу мысль раньше, чем мы успеем ее сформулировать. Понимаете, о чем я говорю?

    Батюшка, у митрополита Антония Сурожского есть объяснение, что Господь не предопределяет, а предузнает: получается, между этими понятиями большая разница?

    Об этом разные отцы говорили по-разному. Господь не просто предузнает - Он знает. Нельзя сказать, что Господь в какой-то момент что-то предузнал, поскольку не было такого мгновения, когда бы судьба каждого из нас не была известна Богу. Можно говорить о том, что каждый из нас существовал еще прежде того, как мы были сотворены, потому что каждый из нас, как и любой неодушевленный предмет этого мира, есть некая, как говорили святые отцы, Божественная идея.

    При этом нельзя сказать, что появился какой-то момент, когда мы начали существовать в качестве идеи, потому что Бог всегда был один и тот же: Он неизменен. И от этой мысли, на самом деле, замираешь - иногда от восхищения, а иногда от ужаса: вот как это вместить, что мы не только существовать будем вечно, но и существуем уже вечно, то есть не было момента, когда бы нас, хотя бы в замысле Божием, не было! И вот каким образом соединяется то, что, с одной стороны, все зависит от нас, а с другой стороны, все заранее про нас известно, человеческим умом тоже вместить до конца невозможно.

    Батюшка, еще по поводу предопределения… Говорят, что когда человек умирает и о нем кто-то молится, это еще может до Страшного Суда изменить его участь. А если некому о нем молиться, то уже ничто на его судьбу повлиять не может?

    На самом деле, об этом тоже замечательно говорил митрополит Антоний Сурожский. Он задавал вопрос: а почему, собственно говоря, молитва может что-то изменить в судьбе человека? Безусловно, на этот вопрос нельзя ответить до конца, потому что опять-таки это выходит за рамки познания человеческого, но есть очень простой и важный момент, на который он обращал внимание. Если о человеке молятся люди,― значит, он что-то такое в своей жизни сделал, что был ими любим. И это становится «поводом» для милости к усопшему: его дела и любовь продолжают приносить плоды после его кончины.

    Ну а что касается вопроса: «а если некому о нем молиться?», то я думаю, что если нигде нет ни церковного поминовения этого человека, ни частной молитвы за него, то ничто уже не повлияет на его загробную участь. Хотя опять-таки можно вспомнить, что мы молимся в некоторые дни поминовения усопших и о тех людях, имен которых мы не знаем - о погибших в самых различных обстоятельствах, умерших от каких-то тяжких болезней, о павших на поле брани.

    Это не какое-то новое веяние, а то, что идет из глубокой древности церковной, и поскольку Церковь ничего не делает бессмысленно, неоправданно, то можно сказать, что и эти молитвы какое-то значение в жизни людей усопших имеют. Хотя, безусловно, главным образом все зависит от того, что человек в своей жизни сеял, то и будет всходить там, в жизни иной. А все остальное, в том числе молитва церковная,- это то, что может в большей или меньшей мере проявить посеянное нами.

    Если человеку было что-то предназначено, а он сделал другой выбор и мучается теперь, понимая, что поступил неправильно, что делать? Если вернуть ситуацию уже нельзя, остается наблюдать, как вся жизнь идет под откос?

    Дело в том, что Господь в нашей жизни присутствует не только в тот момент, когда мы совершаем какой-то выбор, пусть даже и важный, и необратимый, а присутствует в нашей жизни на всем ее протяжении. И если мы в какой-то момент не задавались вопросом, что Богу угодно о нас, то ничто не мешает нам задаться этим вопросом в тот момент, когда мы наконец очнулись. Вот совершал человек в своей жизни ошибки, совершал и потом остановился: а что же мне дальше делать, когда я уже столько в своей жизни всего наворочал? Так в этот момент и надо задаться самым важным вопросом: а что именно сейчас Богу от меня угодно? Если человек захочет это действительно узнать и, главное, исполнить волю Божию о себе, Господь ему ее откроет. И у человека будет возможность не то чтобы все начать сначала, но, по крайней мере, с этого момента идти тем путем, который к Богу и ко спасению будет вести, то есть безнадежности нет, даже если были сделаны ошибки. Нам же еще какое-то время Богом отпущено, и мы можем либо продолжить идти путем ошибок, либо положить этому шествию предел.

    - Действительно ли Господь тех людей, у которых все хорошо, любит меньше?

    Нет, так рассуждать вряд ли можно. Господь, безусловно, всех любит, и любит равно. Отличается лишь способность людей воспринимать эту любовь и откликаться на нее. Образно говоря, Господь щедрою рукой в каждого из нас, как в некие сосуды, неистощимой струей вливает живую воду благодати, и один вмещает чайную ложку, а другой словно и дна не имеет… То есть вливается во всех равно, но кто-то ее принимает, а кто-то исторгает из себя. Вот только от этого все и зависит, больше ни от чего.



    Похожие статьи