• Сценарий на Масленицу в детском саду в помещении. Подготовительная группа

    27.06.2019

    Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица» Воспитатель: Новосёлова В.Л. Д/О №20 «Дидар»

    Программное содержание:

    Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

    Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

    Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

    Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний,Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

    Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

    Ход занятия:

    Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

    Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

    Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
    Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

    В этот праздник не скучают,

    Все в веселье превращают.

    Печь на улице стоит,

    Выпекать блины велит.

    С маком, творогом, капустой,

    Чтобы было очень вкусно,

    К самовару подходи –

    Ароматный чай бери.

    Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

    К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
    На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

    Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
    Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

    Физкультминутка

    «Малечена-калечина»

    Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
    Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
    После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

    Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

    Желтый, круглый, ароматный
    И на вкус такой приятный
    И с вареньем, и с медком,
    Со сгущенным молочком!
    Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

    Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

    Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
    С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
    Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»
    После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
    А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
    Тин-тин-тинка,
    Подай блинка,
    Оладышка-прибавышка,
    Масляный кусок!
    Уж вы не скупитесь,
    Масляным кусочком поделитесь!
    Подайте широкой Масленице!
    Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
    Паршивые блины, по аршину длины! -
    и убегали.

    К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
    Во вторник - заигрыши.
    С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
    Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

    Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
    Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
    Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
    Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

    Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
    Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
    Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

    Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

    На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

    Ты прощай, прощай,
    Наша Масленица.
    Ты прощай, прощай,
    Наша широкая.
    Ты пришла с добром,
    Со блинами, пирогами
    Да со оладьями.
    Мы катаемся с горы
    От зари и до зари,
    А сегодня, в воскресенье,
    Наше кончилось веселье.
    Прощай, прощай,
    Наша Масленица!

    После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни. А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

    Игра «Гори, гори ясно»

    Вопросы к детям.

    Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

    Знакомство с весенними закличками.

    Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
    Красное, разожгись!
    С весной красною вернись!

    Красно-солнышко,
    В дорогу выезжай!
    Зимний холод прогоняй!

    Солнышко-колоколнышко,
    Ты пораньше взойди,
    Нас пораньше разбуди:
    Нам в поля бежать,
    Нам весну встречать!

    Обсудить смысл закличек..
    Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

    Составлен и проведен в тематическую неделю «Масленица»

    Тема: «Масленица дорогая - наша гостья годовая»

    Цель: развивать математические способности посредством развивающих игр.

    Задачи: учить решать задачи, воссоздавать из частей целое; упражнять считать до 20, учить составлять число из двух других; закрепить дни недели; развивать внимание, логическое мышление, память.

    Задачи интегрируемых областей

    Познавательное развитие . Познакомить детей с празднованием Масленицы, развивать интерес к праздника на Руси.

    Речевое развитие . Совершенствовать грамматический строй речи, развивать самостоятельность детей в общении. Познакомить со словами: прощённое воскресенье, посиделки, заигрыш, лакомка, разгул. Продолжать учить выразительно читать стихотворения.

    Коммуникативно-личностное развитие . Воспитывать умение просить прощение и прощать. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности во время танца, работая с ножницами. Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении творческой работы.

    Художественно-эстетическое развитие . Развивать способность детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить выполнять движения танца согласно музыки и тексту.

    Физическое развитие . Развивать мелкую моторику, следить за правильностью осанки.

    Предполагаемый результат : собирают целое из частей, знают состав чисел первого десятка, правильно называют порядковые числительные.

    Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная, коммуникативная

    Форма организации деятельности.

    Интеллектуальные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, подвижные дидактические игры, танец, поделки из ткани, игровые ситуации, свободное общение.

    Предварительная работа : разучивание стихотворений, ознакомление с русскими традициями встречи весны.

    Материал: кукла Масленица, календарь, картинки с предметами с разным количеством предметов, распечатки для выполнения заданий, материал для изготовления поделки, пазлы, карточки с цифрами.

    Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки.

    Мы хотим обо всём знать!

    Мы хотим поиграть!

    А еще будем творить!

    Будет интересней жить!

    Отгадайте-ка загадку: (о календаре)

    Как мы можем узнать, какой год, месяц, число, день недели?

    Зачем нужны календари? Что из них мы узнаем?

    Что общего у календарей? Чем отличаются?

    Какие вы знаете календари?

    Как назвать календарь на стене?

    А у меня для вас есть сюрприз.

    Это тоже календарь.

    Да, не простой, перекидной,

    Он не на год, а только на неделю,

    На масляную.

    Кто мне подскажет, сколько дней в неделе?

    Сегодня какой день?

    Если сегодня среда, то вчера какой был день? Будет завтра?

    Давайте посмотрим этот календарь.

    На первой странице написано понедельник. Кто помнит, как называется первый день масленичной недели? Правильно ВСТЕЧА.

    А что делали люди в этот день? (ответы детей)

    У нас то же есть кукла Масленица.

    Давайте встречать Масленицу приветливыми словами

    Дети рассказывают закличку.

    Посмотрите, а Масленица приготовила для вас задания. Возьмите каждый по листку, садитесь за столы и слушайте.

    Пальчиковая гимнастика про блины

    Теперь посмотрим, какой следующий день недели.

    (Ребенок читает стихотворение)

    В этот день люди играют, забавляются, угощают друг друга блинами.

    Молодые люди приглашают девушек покататься с горки, девушки зовут юношей - есть блины. Зовут родных и друзей поесть блинов

    А мы поиграем в «Ручеек», но в непростой, а с цифрами.

    Следующий день - ЛАКОМКА.

    (Ребенок читает стихотворение)

    У меня есть картинки с разными сладостями. Мы поиграем с вами в игру «А что у тебя?»

    Посмотрим, какой следующий день. четверг

    (Ребенок читает стихотворение)

    Чем занимались в этот день?

    Мы с вами повеселимся! Потанцуем.

    Танцевальные движения под народную песню «Блины»

    Потанцевали от души. Ай да, молодцы! Сядьте, посидите, да веселые задачки решите.

    Задачки в стихах (карточки)

    Посмотрим следующие два дня. Пятница, суббота

    (Ребенок читает стихотворение)

    В выходные дни ходили в гости к родственникам и знакомым.

    А как радовались в эти дни, мы узнаем, когда вы соберёте пазлы.

    Дети складывают картинки под «Камаринскую»

    Вот и осталась последняя страничка нашего календаря.

    Воскресенье -- самый главный день Масленицы.

    (Ребенок читает стихотворение)

    В воскресенье надо простить друг другу обиды. Потому что встретить весну полагается с чистой совестью. Люди дарили куколок, сделанных из ниток и просили прощения.

    Педагог имитирует сожжение чучела Масленицы, накрывая его темной тканью. Дети поют закличку о весне.

    А, чтобы мы помнили о празднике, сделаем с вами куколок Веснянок.

    Дети выполняют поделки из ткани и ниток.

    Сегодня по календарю уже весна. Весной появляются первые цветы. Посмотрите на эту полянку. Возьмите красный цветок, если вам все понравилось и задания были несложные. Возьмите желтый, если было интересно, но некоторые задания были трудные. И синий, если было совсем тяжело.

    Праздник «Масленица »

    Цель :

    познакомить детей с русским народным праздником , традициями, обычаями, самобытной культурой;

    Задачи :

    Познакомить детей с народными традициями проводов зимы празднования Масленицы

    Развивать интерес к истории праздников ,

    Воспитывать уважения к семейным ценностям и традициям.

    Методические задачи :

    Показать связь традиций семьи с культурой народов малой Родины.

    Показать возможность творческой деятельности на практике.

    Ожидаемый результат :

    1. Активное участие воспитанников в мероприятии

    2. Участие родителей

    3. Сплочение участников

    Участники праздника

    1. Дети подготовительной группы

    2. Родители детей

    Предварительная подготовка :

    Воспитатель с детьми проводит ознакомление с праздником Масленицы .

    Оформление зала.

    Приглашение родителей, гостей.

    Подготовка презентации .

    Оборудование : компьютер, презентация, костюмы для детей, блины, чучело Масленицы .

    Ход мероприятия

    Ребята собираются в зале, где уже все готово к празднованию Масленицы . На стенах развешаны улыбающиеся солнечные круги, в центре зала стоит стол, украшением которого является расписной самовар. Ребята рассаживаются. Звучит фонограмма веселой плясовой песни, и в центр зала выбегает скоморох.

    Первый скоморох :

    А мы Масленицу повстречали ,

    Сыром гору набивали,

    Маслом гору поливали ,

    На широк двор зазывали!

    Выбегает второй скоморох.

    Второй скоморох :

    Ах, ты Маслена , дорогая,

    Дорогая, лёли, дорогая,

    К нам в гости приезжала, приезжала,

    Лёли, приезжала.

    Скоморохи рассаживаются возле стола с блинами. Появляется Сказительница. Она несет расписной поднос, на котором лежат ароматные блины.

    Сказительница :

    Масленицу величаем и чего только ей не обещаем :

    Реки сметаны, горы блинов, лишь бы скорее приехала она.

    Сказительница ставит в центр стола блины и обращается к скоморохам.

    Сказительница :

    Здравствуйте, добры молодцы! Приехала Масленица , приехала сырная, а вы сидите и молчите, народ не веселите!

    Первый скоморох :

    Считалось на Руси, что, если плохо отпраздновать Масленицу , придется жить в горькой нужде.

    Второй скоморох :

    На Масленицу было принято обжорство, что символизировало сытую жизнь в течение года.

    Сказительница (обращается к ребятам)

    Здравствуйте, люди добрые! Мы рады, что вы пришли по старинному обычаю Зимушку-зиму проводить, а Весну-красну встретить. (слайд 1) Наша Масленица пришла к нам на праздник из далеких времен . Народ величал се ласково : «веселая касатка» , «перепелочка» , «ясочка» .

    Сказительница (слайд 2)

    В конце зимы люди праздновали веселый праздник Масленицу . Масленица – самый веселый , самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник .

    (слайд 3)

    Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление.

    Сказительница.

    Дорогие гости! Я напекла для праздника блины , а вот и самовар не закипел! Давайте с вами сядем за стол и отведаем блинов! Но, прежде чем сесть за стол, я хочу убедиться, что мои гости знают праздник Масленицы . Ребята, кто нам сможет рассказать об этом празднике ?

    Ребята начинают со своих мест по очереди рассказывать все, что они знают о празднике Масленицы .

    Сказительница.

    Я вижу, что вы очень хорошо подготовились к приходу праздника . Ребята, скажите мне хором, кто главный гость на нашем празднике ?

    Ребята (хором) . Масленица !

    Сказительница. Где же наша Масленица ? Скоморохи, найдите нам ее, скажите, что ребята ждут ее. Пора песни петь, блины есть!

    Скоморохи убегают, а Сказительница начинает рассказывать о празднике Масленицы .

    Сказительница.

    Масленица , ребята, относится к одному из самых древних народных праздников . Она появилась задолго до празднования Нового года , но продолжает оставаться любимым народным праздником .

    Праздник Масленицы относится к переходным праздникам . Начинают праздновать Масленицу на последней неделе Великого поста, который длится 7 недель и заканчивается праздником Пасхи .

    В народе Масленицу называют сырной неделей или блинной неделей. Я думаю, что вы, ребята, должны догадаться, откуда взялись эти названия. Так почему Масленичные недели имеют такое название?

    Ребята поднимают руки и высказывают свои версии названий недели.

    Сказительница.

    Ребята, вы все правы. Названиям недели дали обычаи, пришедшие к нам из далекого прошлого русского народа. По православному обычаю на этой неделе уже нельзя есть мясо, его исключают из пищи, но можно продолжать употреблять молоко и молочные продукты. Поэтому на Руси сложился обычай печь в эти дни масленые блины .

    Каждый день Масленичной недели имеет свое собственное название. Давайте познакомимся с ними! (слайд 4)

    Сказительница.

    Блин был символом Масленицы . Круглый, румяный, он символизировал солнце, которое почитали еще древние славяне, связывая его с культом бога Ярило. На Руси начало весны начиналось с праздника Масленицы . Считалось, что именно в этот день все живое пробуждается ото сна.

    В комнату входят скоморохи. Они несут чучело Масленицы .

    Сказительница.

    Вот и наш самый дорогой гость пожаловал. Ребята, давайте крикнем, как в старину : «Масленица приехала

    Масленицу устанавливают в зале. Возле нее рассаживаются скоморохи.

    (слайд 5)

    «Вторник» . Второй день Масленицы - «Заигрыш» В этот день на Руси проходили самые смешные и веселые игры.

    Сказительница :

    Ребята, давайте с вами тоже сыграем в игру. Для игры нам понадобятся четыре человека, которые должны будут накормить друг друга блинами при помощи китайских палочек. (игра)

    «Среда» . Среда по масленичному календарю - это «Лакомка» . В среду готовились самые вкусные блюда. Каждая русская хозяйка в этот день старалась приготовить самое свое любимое блюдо, та-кое, что ни у кого на столе не встретишь. В этот день продолжали выпекать блины. Блины были и тонкие, и толстые, с начинкой и без начинки. Ели блины все с большим удовольствием!

    (слайд 6)

    Сказительница.

    На Руси существовал обычай делать блины с начинкой. Начинкой могли быть сметана, яйца, икра.

    «Четверг» . Четверг - это день-«разгуляй» . В этот день на Руси катались на лошадях строго по движению солнца, чтобы помочь солнышку прогнать зиму лютую. В этот день строились снежные горки и снежные крепости, которые штурмом брали молодые ребята. (слайд 7)

    Игра «Петушиный бой»

    Начинается игра «Бег в мешках» .

    Сказительница.

    А вот в пятницу были так называемые тещины вечера. В этот день зять должен был прийти к теще на блины, а та его угощала да потчевала. (слайд 8)

    Сказительница идет к чучелу Масленицы и встает рядом с ним.

    Первый скоморох.

    Суббота - это «Золовкины посиделки» . В этот вечер все ходят в гости к родственникам, вместе с которыми угощаются блинами. (слайд 9)

    Сказительница :

    В Маслену неделю полагалось

    Есть – до икоты,

    Орать – до хрипоты,

    Петь – до надсаду,

    Плясать – до упаду!

    Эй, девчата-хохотушки!

    Запевайте-ка частушки!

    Частушки : (минусовка (текст частушек)

    Второй скоморох.

    В воскресенье наступал Прощеный день. В этот день все просят прощения друг у друга независимо от того, совершал человек плохой поступок или нет. (слайд 10)

    Сказительница :

    В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. (слайд 11)

    Когда горела Масленица , замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.

    Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

    Сжигали Масленицу под слова :

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

    В небе птички летят, колокольчики звенят.

    Солнышко, посвети, ясное, посвети!

    Празднуют Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют , тем богаче год будет. Вот какие поговорки придумал народ : «Масленица – объедуха , деньгам – приберуха» . «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить » .

    Первый скоморох :

    А всего милее Масленице

    Угощенье – блины вкусные,

    Блины вкусные, румяные,

    С яйцом, с маслом , со сметаною.

    Ведущий. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

    Исполняется русская народная песня "Блины".

    Сжигание чучела Масленицы и исполнение песни (текст)

    Пышные гуляния

    Ярмарка венчает.

    До свиданья,

    Масленица , приходи опять!

    Через год Красавицу

    Снова повстречаем. Вперёд

    Проект

    «Масленица»

    Подготовительная группа

    Проект: краткосрочный

    Вид проекта: познавательный, творческий.

    Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

    Возраст детей: 5 - 6 лет.

    Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

    Цель работы:

    Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

    Задачи:

    1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

    2. Развивать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства русской культуры.

    3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

    4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русскойкультуре в семье.

    Ожидаемый результат:

    Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы»

    Итоговый результат:

    1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей

    2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»

    Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы это сделаем Результат

    Масленица -это блины, соломенная кукла, которую сжигают

    Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть

    Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»

    Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

    Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).

    Через художественное слово: сказки, потешки, заклички.

    Выставка продуктивной деятельности детей

    Рассказывание стихотворений о «Масленице»

    Название дней недели

    Тематическое планирование

    Понедельник «Встреча Масленицы»

    Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

    Вторник - «Заигрыш»

    Цель : Дать детям представления о русских народных играх - забавах.

    Среда « Лакомка»

    Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

    Четверг «Разгуляй четверток»

    Цель: Дать представление о русской тройке

    Пятница «Тёщины вечёрки»

    Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

    Социально-коммуникативное развитие

    Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

    Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»

    ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх

    Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»

    Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

    Художественно-эстетическое развитие

    Аппликация «Кукла-веснянка»

    Рисование: «Масленица глазами детей»

    Познавательное развитие

    ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»

    Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

    Речевое развитие

    Предварительные беседы по темам

    Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине

    Заучивание стихотворения «Масленица»

    Физическое развитие

    Подвижные игры, Физкультминутки

    Катание на санках с горы.

    Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша-растеряша»

    Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    в подготовительной группе

    На тему: Масленица.

    Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

    Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

    Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

    2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

    3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

    Интеграция образовательных областей:

    «Социализация»

    Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

    «Музыка»

    Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

    «Чтение художественной литературы»

    Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

    Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

    Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

    Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

    Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    I.Беседа .

    Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

    Звучит минусовка «Петрушки».

    Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

    Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

    1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

    2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

    II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

    Весеннее солнце

    Круглое как блин,
    Улыбаясь светит.
    Рады теплой встрече с ним
    Взрослые и дети..

    Как на масленой неделе
    Из печи блины летели!
    С пылу, с жару, из печи,
    Все румяны, горячи!
    Масленица, угощай!
    Всем блиночков подавай.
    С пылу, с жару - разбирайте!
    Похвалить не забывайте

    3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

    4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

    Этот праздник к нам идет
    Раннею весною,
    Сколько радостей несет
    Он всегда с собою!
    Ледяные горы ждут,
    И снежок сверкает,
    Санки с горок вниз бегут,
    Смех не умолкает.
    Дома аромат блинов
    Праздничный чудесный,
    На блины друзей зовем,
    Будем есть их вместе.
    Шумно, весело пройдет
    Сырная Седмица,
    А за ней - Великий пост,
    Время, чтоб молиться.

    Масленица-девица

    Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
    К нам на двор примчится блинами угоститься!
    Встанут мастерицы у печи крутиться,
    Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
    Ароматными блинами,
    Удалыми пирогами с красноперыми боками
    Станем солнышко будить,
    Будем весело кутить!

    5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

    «Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

    6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

    Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

    Играли в игру «Взятие снежного городка»;

    Проводили кулачный бой;

    Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

    Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

    7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

    (Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

    III. Исполнение детьми песни о блинах.

    В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

    Песня «Мы давно блинов не ели....»

    Мы давно блинов не ели,
    Мы блиночков захотели,
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!

    Наша старшая сестрица
    Печь блины-то мастерица.

    Ой, блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!

    Гости будьте же здоровы,
    Вот блины мои готовы.

    Ой, блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!

    IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

    Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

    Присели за столы и приступили.

    Звучит минусовка песни «Блины».

    V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

    А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

    Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

    VI. Подведение итогов.

    Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

    На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!



    Похожие статьи