• Планирование и проведение режима дня средняя группа. Картотека на тему: Картотека режимных моментов

    23.05.2019

    Конспект проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе «Малыши» (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать).

    Утренний прием

    Цель : создать бодрое эмоциональное состояние на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.
    Проведение :
    За 10-15 минут прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки.
    Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну, как дела? Будешь сегодня с нами играть?»
    Затем завожу ребенка в группу и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).

    Умывание

    Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать руки, приучать не бояться воды.
    Проведение:
    В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их помоем».
    Веду детей в умывальник и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
    Льется чистая водица
    Мы умеем с вами мыться
    - Ставим под воду ручки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми движениями.
    Мыли мылом ушки,
    Мыли мылом ручки,
    Вот такие ладушки
    Ладушки - ладошки.
    - Снова подставляем ручки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает ручки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места. Вот и стали чистыми наши руки!

    Кормление

    Цель: Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их правильно есть, воспитывать еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.
    Проведение :
    - «Дети, все, кто помыл ручки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.
    Все ровненько сидят,
    Ножки вместе стоят,
    Глазки в тарелку глядят,
    Локти убраны со стола,
    Тихо кушает детвора.
    Дети! Пришел сегодня в гости


    Не доктор Айболит

    Пришел сегодня в гости-
    Хороший Аппетит!
    Всем приятного аппетита
    Во время еды слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.
    Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.
    Детей, которые не едят, пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).
    Тех ребят, которые едят медленно или не умеют есть, докармливаю отдельной ложкой.
    Ребенку, который поел, говорю: «Даша, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стульчик».

    Подготовка к прогулке (одевание)

    Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку все детей; сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий).
    Проведение:
    Перед выходом на прогулку напоминаю детям посетить туалет. Затем беру подгруппу детей и мы вместе выходим в раздевалку.
    Начинаю одевать детей на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки., кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Во время этого использую художественное слово:
    Одеваемся по порядку,
    Привыкаем к порядку.
    Спрашиваю детей:
    - Данила, а какого цвета у тебя штаны?
    - Ваня, а что мы одеваем на голову?
    Если дети не могут ответить, помогаю им.
    Побуждаю детей одеваться самим: «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».
    - Дети, чтобы одежда была чистой, нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.

    Возвращение с прогулки (раздевание)

    Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки, формировать культурно-гигиенические навыки раздевания (аккуратно складывать вещи и класть их в шкаф, не толкаться возле шкафчиков), развивать речь (закрепить названия предметов одежды, действий).
    Проведение:
    Всех детей при входе в садик прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать)
    - Какие вы все веселые пришли с прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся.
    Снимаю со всех детей шарфы и развязываю шапки, дальше предлагаю им раздеваться самим.
    - Сначала снимаем куртку, затем шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки.
    Слежу за опрятностью детей после прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).
    Обращаюсь и к другим детям: «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»

    Подготовка ко сну

    Цель: создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон).
    Проведение: Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.
    - Ребята, сегодня мы так хорошо поиграли и наши ручки, глазки и ножки устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои стульчики, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою одежду на стульчики?
    Помогаю детям раздеваться. Первых в кроватку кладу детей, которые дольше засыпают.
    Положим под спинку мягкую перинку
    Сверху на перинку чистую простынку
    Положим под ушки белые подушки.
    И накроем одеялом,
    Чтобы дети крепко спали.
    - Ребята, кто разделся, ложитесь в кроватки и укрывайтесь одеялом.
    Когда все дети лежат в кроватках, спокойным, тихим голосом говорю:
    Вот и люди спят,
    Вот и звери спят.
    Птицы спят на веточках,
    Лисы спят на горочках,
    Зайцы спят на травушке,
    Утки - на муравушке,
    Детки все по люлечкам…
    Спят -поспят, всему миру спать велят.
    Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки.
    Приятных снов!
    Во время сна детей слежу за ними (чтобы не раскрывались, чтобы не упали).

    Конспект проведения режимных процессов в 2 половине дня в группе «Малыши»

    Подъем и закаливание

    Цель: обеспечить радостное и бодрое эмоциональное настроение детей после сна. Воспитывать положительное отношение к процессу подъема.
    Проведение.

    В 15-00 говорю спокойным голосом:
    - Дети, вот вы и поспали, но уже пора вставать. Я думаю, что вам всем снились интересные сны.
    К детям, которые не проснулись, подхожу и тихонько говорю, что пора вставать.
    - Ребята, а теперь давайте каждый станет возле своей кроватки.
    Провожу закаливающие процедуры:
    - Дети, покажите свои ручки - «вот они», а теперь спрячем руки за спину - «где ручки»? «Вот они!» (Показываем ручки) Молодцы! Дети, а теперь посмотрите в это окошко (показываю окно), нету там ничего. А сейчас посмотрите в другое окно, там мы видим машину. Посмотрим опять в первое окно - ничего нету, а теперь во второе. Ребята, давайте с вами спрячемся за кроватки (приседаем возле кровати), а теперь покажем какие мы большие (встаем во весь рост). Какие вы молодцы! Большие уже выросли. Сейчас давайте возьмем с вами сандалики в руки и пойдем к своим стульчикам с одеждой.

    Одевание
    Цель: учить одеваться в правильной последовательности; побуждать к самостоятельности в процессе одевания, учить замечать и исправлять неопрятности в одежде, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
    Проведение:
    Дети садятся на свои стульчики, я помогаю детям одеваться, соблюдая принцип постепенности: колготки, юбки и штанишки, сандалики, кофту. Во время одевания использую художественное слово:
    Одеваемся по порядку,
    Привыкаем к порядку.
    Спрашиваю детей
    - Ваня, а что ты сейчас одеваешь?
    - Катя, а кто купил тебе такое красивое платье?
    - Оля, скажи, пожалуйста, какого цвета у тебя кофта?
    Если дети сами не могут ответить, помогаю им. Побуждаю детей одеваться самим.

    Умывание:
    Цель: продолжать обучать детей навыкам правильного умывания: закатывать рукава, мыть руки с мылом круговыми движениями, насухую вытирать их полотенцем, воспитывать аккуратность и организованность.
    Проведение
    Беру детей, которые едят медленнее, веду их в умывальник и говорю:
    - Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
    Ай лады-лады-лады
    Не боимся мы воды
    Чисто умываемся,
    Дружно улыбаемся.
    Ставим под воду ручки, намочим их. А теперь возьмите мыло и намыливайте руки круговыми движениями (показываю). Снова подставляем руки под воду и смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает руки со всех сторон.
    Полотенце Катино
    Даша не возьмет.
    С птичкой не спутает
    Синий самолет.
    Молодцы, дети, все такие чистые, красивые!

    Кормление
    Цель: формировать культурно-гигиенические навыки еды, есть аккуратно, тщательно пережевывать пищу, учить пользоваться салфеткой, задвигать стул, благодарить за еду.
    Проведение :
    - Дети, все кто помыл руки садитесь за столы. Сядьте ровно, не горбитесь, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.
    Все ровно сидят
    Ножки вместе стоят
    Локти убраны со стола
    Тихо кушает детвора.
    Всем приятного аппетита!
    Во время еды слежу, чтобы дети ровно сидели, кушали молча.
    В конце еды напоминаю каждому ребенку, что надо вытирать рот и руки салфеткой. Напоминаю, чтобы дети задвигали за собой стулья, благодарили, не мешали кушать другим.

    (1.02.12 вторник)

    1. Прием детей:

    Цель: создать хорошее, бодрое настроение детям.

    Прием: Игра «Паровоз»

    Ход: Дети встают в замкнутую цепочку. Одному из детей даётся предмет, который удобно держать в руке. Дети хором начинают повторять слова: «Чух-чух-чух, стучат колёс, поезд мчит меня вперёд. Кто сойдет на остановке, тот нам спляшет и споёт ». Ребенок, у которого на последнем слове оказался в руках предмет, должен спеть, сплясать, присесть или пробежать.

    2. Индивидуальная работа:

    А ) Пальчиковые игры.

    Цель: развивать моторику рук. Учить согласовывать слова с движением рук и пальцев.

    Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит . Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевелит ими.

    Листья падают в саду, я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

    Утро.

    Беседа «Вода - живительная влага!»

    Задачи. Формировать у детей представления о значении воды в природе, для живых существ, в быту. Обсудить, как каждый из нас может беречь воду.

    Творческая мастерская: аппликация «Орнамент из геометрических фигур».

    Задачи. Учить детей выкладывать орнамент по образцу, аккуратно наклеивать фигуры на лист бумаги. Учить детей воспроизводить такое же расположение фигур при выкладывании орнамента, как на образце. Развивать зрительное восприятие, аккуратность

    Дежурство по столовой.

    Задачи. Побуждать детей выполнять заданную работу согласно правилам и плану, согласуя свои действия с другими детьми. Учить оценивать качество совместной работы.

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

    Задачи. Закреплять умение детей самостоятельно создавать игровой замысел, распределять роли, подбирать атрибуты. Формировать умение считаться с интересами товарищей, передавать в игре взаимоотношения людей.

    Игровая ситуация «Буратино на прогулке».

    Задачи. Предложить детям рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть во дворе, на участке детского сада. Помочь детям сформулировать правила безопасного поведения, познакомить с необходимыми мерами предосторожности.

    НОД

    Лепка

    Тема:

    Физкультура

    Прогулка

    Познавательный рассказ о лягушке.

    Задачи. Актуализировать и дополнить знания детей о лягушках, познакомить с особенностями питания лягушек, рассказать о пользе, которую они приносят. Обогащать словарный запас детей, поддерживать познавательный интерес.

    Дидактическая игра «Башня из кубиков».

    Задачи. Учить детей сравнивать несколько объектов (до пяти) по величине и располагать их по убыванию величины, самостоятельно проверять правильность результата. Учить передавать в речи отношения трех соседних элементов («самый большой», «поменьше», «еще меньше», «самый маленький»).

    Подвижная игра «Найди и промолчи».

    Задачи. Учить детей находить предмет по ориентирам, которые дает ему водящий. Закреплять умение следить за своей осанкой во время ходьбы, сохранять перекрестную координацию движения рук и ног, учить ориентироваться в пространстве.

    Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

    Задачи. Продолжать работу по развитию сюжета, учить детей использовать в игре свои знания и личный опыт, творчески перерабатывать их. Выяснить, какие названия остановок в своем городе знают дети, обсудить, почему эти остановки транспорта так называются.

    Игровое упражнение «Пингвины».

    Задачи. Совершенствовать выполнение детьми основных движений, упражнять ходьбе приставными шагами вправо и влево, закреплять умение двигаться с изменением темпа. Формировать правильную осанку. Поощрять творчество фантазию, учить поддерживать дружеские взаимоотношения в игре.

    Трудовые поручения: подметание дорожек на участке.

    Задачи. Учить детей применять свои умения для решения практической задачи, учить правильно подбирать и использовать инвентарь. Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело.

    Вторая половина дня.

    Дид. игра «Вспомни разные слова».

    Цель . Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

    Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

    Прогулка

    Наблюдение за ящерицей.

    Задачи. Предложить детям рассмотреть ящерицу, рассказать о ее строении, особенностях жизнедеятельности, об удивительной способности ящерицы отбрасывать хвост. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

    Коллективный труд на участке: поливаем растения на клумбе.

    Задачи. Учить детей правильно поливать цветы, объяснить, почему растения поливают утром и вечером.

    Подвижная игра «Птичка и кошка».

    Задачи. Учить детей правильно выполнять прыжки на двух ногах, преодолевая препятствия, следить за согласованием движений рук и ног при ходьбе и беге. Воспитывать у детей уверенность в себе.

    3адачи. Учить детей пропевать вопрос, импровизируя мелодию. Развивать тембровый и звуковысотный слух детей, интерес к творчеству.

    Игровое упражнение «Звонкий мяч».

    Задачи. Закреплять умение детей бросать мяч друг другу снизу и из-за головы с расстояния 1,5 метра. Учить детей отбивать мяч от земли, быть внимательными, развивать двигательные умения, ловкость, меткость, повышать подвижность суставов рук.

    Вечер.

    Самостоятельная игровая деятельность: настольно-печатные игры.

    3адачи. Учить детей подчиняться правилам игры, оценивать соответствие игровых действий правилам. Поощрять стремление детей самостоятельно осваивать правила игры.

    Заучивание стихотворения Е. Благининой «Эхо».

    3адачи. Учить детей рассказывать наизусть небольшие отрывки, выразительно декламировать поэтические строчки, самостоятельно подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием произведения. Развивать память.

    Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

    3адачи. Учить детей использовать в игре свои знания и личный опыт, брать на себя определенную роль, правильно использовать инструменты, называть действия. Формировать начала социокультурных компетенций.

    Работа в уголке сенсорного развития: упражнение «Найди по образцу».

    Задачи. Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем наложения или приложения, проверять правильность выполнения задания, рассказывать о ходе и результатах работы. Обогащать сенсорный опыт, активизировать словарь.

    Конспект проведения режимного момента в средней группе «Подготовка к обеду, дежурство по столовой, обед».

    Неткачева Елена Сергеевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №34 «Колокольчик», г.Моздок, РСО-Алания.
    Описание материала: Предлагаю вам конспект проведения режимного момента для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Подготовка к обеду, дежурство по столовой, обед». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы.
    Образовательные задачи:
    - формировать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, соблюдая определенную последовательность действий;
    - совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищи понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды;
    - продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, салфетницы, чашки, глубокие тарелки, столовые приборы;
    - уточнять и расширять словарь по теме «Посуда»;
    - совершенствовать грамматический строй речи.
    Развивающие задачи:
    развивать: - память, внимание, мышление, речь;
    - самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, трудовых действий.
    Воспитательные задачи:
    воспитывать: - умение спокойно ждать, когда подадут следующее блюд;
    - вежливость (умение благодарить за еду), потребность в чистоте и аккуратности.
    Словарная работа:
    активизация – глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, салфетница, ложки, вилки.
    обогащение – столовые приборы, сервировать, хлебница.
    Методические приемы по ходу организации режимных моментов:
    1. Словесные: напоминания, указания, объяснения, поощрение, беседа, вопросы.
    2. Наглядные: средства личной гигиены, приборы для сервировки.
    3. Практические: мытье рук, трудовые действия дежурных.
    Оборудование: мыло, полотенца на каждого ребенка, скатерть, столовые приборы (ложки, вилки), столовая посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, хлебница), салфетницы, салфетки, стаканчики для полоскания рта (на каждого ребенка.)
    Предварительная работа:
    - Рассматривание посуды;
    - Отгадывание и разучивание загадок о посуде;
    - Разучивание потешек, пословиц;
    - Чтение сказки: К. Чуковского «Федорино горе»;
    - Дидактическая игра: «Большой – маленький», «Какая посуда спряталась?» и др.

    Ход режимного момента:
    Дети приходят с прогулки, переодеваются, проходят в умывальную комнату.
    Организовываю гигиенические процедуры после прогулки постепенно, небольшими группами детей. Напоминаю детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду, не оставлять краны открытыми.
    Напоминаю правила умывания:
    Воспитатель: Давайте расскажем, как правильно вымыть руки.
    закатываем рукава
    открываем кран с водой
    намочим руки водой
    берем в руки мыло
    намыливаем до густой пены
    смываем тщательно мыло водой
    отжимаем руки «замочком»
    закрываем кран с водой
    вытираем досуха руки от воды своим полотенцем
    опускаем рукава.

    Воспитатель: Чтоб микробов не бояться,
    Нужно часто умываться.
    Мыть ладошки только с мылом,
    Чтобы всегда здоровье было.

    Данные процедуры провожу в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.
    Дежурные одни из первых моют руки; надевают фартуки и колпаки и под руководством помощника воспитателя, накрывают на стол.
    Дети выходят из умывальной комнаты.

    Воспитатель: Что мы сейчас делали?

    Дети: Мыли руки.

    Воспитатель: А зачем нужно мыть руки? (Ответы детей)
    Все болезни у ребят,
    От микробов, говорят.
    Чтоб всегда здоровым быть.
    Надо руки с мылом мыть!

    Воспитатель: Пока наши дежурные накрывают на стол, мы с вами поиграем.

    Игра «Загадки»
    1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу -
    Больше греться не хочу.
    Крышка громко зазвенела -
    Пейте чай! - Вода вскипела! (Чайник)

    2. По моей тарелке
    Лодочка плывёт.
    Лодочку с едою
    Отправляю в рот. (Ложка)

    3. Если хорошо заточен,
    Все легко он режет очень –
    Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
    Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

    4. Она бывает глубока.
    Она бывает мелка.
    Однако, это не река. (Тарелка)

    5. Чайника подружка
    Имеет два ушка,
    Варит кашу, суп для Юли.
    И зовут её… (Кастрюлей)

    6. Среди ложек я полковник.
    И зовут меня… (Половник)

    7. Круглоухая сестрица
    Чаю даст тебе напиться. (Чашка)

    Дидактическая игра «Большой - маленький»
    Тарелка – тарелочка Банка …
    Чашка – чашечка Ведро …
    Блюдце … Кувшин …
    Кастрюля … Графин …
    Сковорода … Кружка …
    Поднос … Ваза …
    Чайник … Миска …

    Воспитатель: А как можно назвать эти предметы, одним словом? (Посуда.)
    Вот большой стеклянный чайник
    Очень важный, как начальник.
    (Надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
    Вот фарфоровые чашки
    Очень хрупкие, бедняжки.
    (Приседают, правая рука на поясе, левая опущена.)
    Вот фарфоровые блюдца
    Только стукни, разобьются.
    (Руки в стороны, кружатся на месте.)
    Вот серебряные ложки,
    (Стоя на месте, руки сомкнуть над головой.)
    Вот пластмассовый поднос
    Он посуду нам принес.
    (Берутся за руки и делают круг.)

    Пальчиковая гимнастика.
    Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:
    Чайник, чашку, ковшик, ложку,
    И большую поварёшку.
    Мы посуду перемыли:
    Чашку даже не разбили,
    Ковшик тоже не сломался,
    Нос у чайника остался.
    Ложка чудом уцелела.
    Мы посуду моем смело.

    Когда стол накрыт, дежурные подходят к детям и оглашают меню.

    Беседа «Из чего приготовлен суп?».

    Воспитатель: Давайте, мы с вами, вспомним правила поведения за столом. Как нужно вести себя за столом?
    1. Садиться за стол только с чистыми руками.
    2. Сидеть прямо и не раскачиваться.
    3. Не ставить локти на стол.
    4. Не разговаривать с полным ртом!
    5. Не торопиться! Есть небольшими кусочками, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом.
    6. Во время еды не крутиться и не размахивать руками.
    7. Закончив прием пищи, вытереть салфеткой рот и положить ее в стаканчик для грязных салфеток.
    9. Сказать «Спасибо!»

    Воспитатель: Молодцы! Вижу, что вы знаете правила поведения за столом. Проходите и присаживайтесь тихонько, каждый на свое место.

    Разместив детей за столами, желаю им приятного аппетита.

    Воспитатель: Желаю вам приятного аппетита!

    За столом мы все сидим,
    Не играем, а едим!

    Периодически обращаю внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляю индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.

    Воспитатель: Ребята, не забывайте, что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо, вилка у нас всегда «смотрит» вниз.

    Во время приема пищи провожу индивидуальную работу с детьми: хвалю детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи).
    А так же задаю правильный алгоритм действий, если вижу, что кто-то затрудняется в чем-то.

    Воспитатель: Овощи повар в кастрюле варил.
    Самое вкусное туда положил.
    Морковь, горох, картофель, укроп
    Очень хотят попасть детям в рот.
    Давайте не станем их обижать,
    И все, что в тарелке будем съедать.

    Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд.

    Воспитатель: Вставая из-за стола, тихо задвигаем стул и обязательно благодарим за вкусный обед!

    Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, идут в умывальную комнату принимать культурно-гигиенические процедуры: полощут рот, моют руки.
    Помогаю детям готовиться ко сну (раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать одежду).

    Создание режима дня в детском саду - обязанность воспитателя, которая является одним из важнейших аспектов в работе. Важно понимать, что несмотря на то, что именно педагог и младший воспитатель производят контроль режимных моментов в ДОУ и следят за их соблюдением, составить план и распорядок дня самостоятельно не получится.

    Создание режима в детском саду по ФГОС

    Абсолютно каждое дошкольное учебное заведение имеет собственный строй и режим. Режим дня распространяется на ребенка и помогает сбалансировать времяпрепровождения малыша на период его пребывания в ДОУ. Все режимные моменты в детском саду являются общедоступной информации, которая размещается на сайте садика, информационных уголках в группах.

    Нет единственно правильного режима, и он может изменяться исходя из следующих параметров:

    1. Время работы дошкольного образовательного учреждения. В первую очередь при планировке режимных моментов учитывается время работы ДОУ. Рассчитывается планирование дня исходя из времени начала приема детей до закрытия образовательного учреждения.
    2. Возрастная группа детей. Для разных групп детей режимные моменты могут отличаться. То есть дети младших, средних и старших групп проводят свой день по разному: где-то увеличивается количество сонных часов, где-то прогулки или наличие свободного времени и прочего.
    3. Вынужденные поправки, связанные с праздниками. Подготовка малышей к выступлениям или утренникам требует от педагогов и организаторов большего времени для репетиций, что и может повлиять (на временной или постоянной основе) на составление режима дня.
    4. Наличие дополнительных типов обучения и развития на базе ДОУ. Некоторые детские сады советской или современной постройки имеют специализированные залы для занятий, плавательные бассейны, курсы актерского мастерства и прочее. Наличие таких дополнений может повлиять на режимные моменты в ДОУ, если это позволяет администрация и уполномоченные органы районного и городского советов.
    5. Региональное или религиозное направление. Российская Федерация - большая и многонациональная страна со свободой вероисповедания, поэтому нельзя забывать и о религиозных общинах, во владении которых могут присутствовать некоторые важные дополнительные правила и требования. Например, молитвы, соблюдения постов и прочее может быть включено в распорядок дня малышей.
    6. Сады для детей группы риска или с оздоровительным уклоном. Детские сады для детей с проблемами со здоровьем предполагают индивидуальные или групповые занятия для предупреждения развития заболеваний, лечение, своевременный осмотр медперсоналом учреждения. Подобные действия требуют организации режимных моментов в ДОУ с учетом потребностей малышей.

    В качестве общего примера можно привести режимный распорядок дня средней группы в одном из государственных детских садов общего типа:

    Режимные моменты

    Время проведения

    Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

    Подготовка к завтраку, завтрак

    Игры, самостоятельная деятельность детей

    Организованная детская деятельность, занятия со специалистами 1

    Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

    Подготовка к обеду, обед

    Подготовка ко сну, дневной сон

    Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

    Полдник 3

    Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

    Подготовка к прогулке, прогулка

    Примечания:
    1. Указана общая длительность, включая перерывы.
    2. Второй завтрак не является обязательным элементом режима и проводится по желанию администрации и при наличии соответствующего решения. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049–13, второй завтрак включает напиток или сок и (или) свежие фрукты.
    3. При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотнённого полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049–13).

    Как можно увидеть в примере, режим работы детского сада 7:00–18:00. Это классическая схема с тремя (четырьмя) приемами пищи, дневным сном, прогулками, играми, обучением и т.д. В зависимости от типа садика, пожеланий и распоряжением администрации время проведения любых режимных моментов, их количество и порядок могут быть изменены.

    Новые возможности для карьерного роста

    Попробуй бесплатно! Программа «Стратегическое планирование и управление ДОО» За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

    Кто составляет режим дня для детей

    Любые режимные моменты в ДОУ по ФГОС являются тщательно проработанной и сбалансированной системой, которая учитывает уровень активности и развития ребенка определенного возраста. Разрабатывается общая система режима психологами, ведущими педагогами, медиками, специалистами по детскому воспитанию, диетологами и т.д. Также любые правила и режимы утверждаются отдельно на государственном, областном, городском и районном уровне. На правовом уровне к корректировке режима могут быть допущены только высшие органы управления и администрация детского сада. Самостоятельно изменять и кардинально перерабатывать режимные процессы в детском саду воспитатель не имеет права.

    Стоит отметить, что довольно часто правовое поле этого вопроса кардинально отличается от действительности. Нередко можно встретить ситуации, когда начало режима ребенка переносится по вине родителей, на что повлиять педагог не может.

    Простейший пример: начало рабочего дня 7:00, на которое уже запланирован прием работы и составлен план по распорядку игнорируется родителями или опекунами воспитанников. Опоздание всего на час требует от педагога принятия кардинальных мер по перепланировке и изменению режима. Отодвинув на полчаса–час начало дня, приходится сокращать другие обязательные процедуры: игры, зарядку, прогулки и прочее.

    К сожалению, государство не регулирует вопрос изменения графика и режима, что усложняет работу педагогов. Тем не менее, цели и задачи режимных моментов в ДОУ , с поправкой на несоблюдение правил родителями не изменяются. Повлиять на ситуацию может только администрация дошкольного учреждения, но серьезные меры принимать нет практически никакого смысла.

    Как приучить ребенка к режиму

    Работа по созданию режимных моментов - обязанность не только воспитателей, но и родителей. Педагог должен донести родителям необходимость правильно спланированного дня, ведь режим является дисциплинарной мерой, которой нельзя пренебрегать. Ребенок должен соблюдать режим дня, как в садике, так и дома, на выходных и в праздничные дни без каких-либо исключений. В раннем возрасте основные режимные моменты в детском саду позволяют сформировать ответственность малыша, его предрасположенность к графику, обязанностям и прочему.

    Для педагогов может оказаться проблемой создать оптимальные условия для нормального восприятия режима воспитанникам. При трудностях не стоит бежать за помощью к администрации или психологам. Главное, правильно настроить ребенка на предстоящее действие. Многочисленные педагогические пособия и методики говорят о том, что ребенку лучше всего воспринимать любые обязанности в игровой форме. Идеальным вариантом будет разработать ряд игр или стихов, которые поспособствуют обучению и привыканию к режиму. Рассмотрим режимные моменты в детском саду в виде таблицы, цель которых научить ребенка не только систематике выполнения действий, но и направлены на правильное выполнение этих обязанностей.

    Режимный момент

    Произведения

    Утренняя зарядка

    Мы шагаем на зарядку,
    Утром - спорт по распорядку.
    Наши майки и трусы
    Замечательной красы!
    Скоро каждый станет рослым
    И расправит плечи вширь.
    Скоро скажет каждый взрослый:
    Наш ребёнок богатырь!

    Малыши-крепыши
    Вышли на площадку,
    Малыши-крепыши
    Делают зарядку!

    Умывание

    Надо, надо умываться
    По утрам и вечерам,
    А нечистым трубочистам -
    Стыд и срам! Стыд и срам!
    Да здравствует мыло душистое
    И полотенце пушистое,
    И зубной порошок,
    И густой гребешок!

    Знаем, знаем, да-да-да,
    Где здесь прячется вода!
    Выходи, водица,
    Мы пришли умыться.

    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Хлюп-хлюп ручками,
    Полон мыла таз.
    Ты не трогай, Машенька,
    Мыльной ручкой глаз.
    А водичка булькает,
    А водичка пенится.
    Машенька помоется,
    Причешется, оденется.

    Приём пищи

    Час обеда подошёл,
    Села Машенька за стол.
    Двери отперты и вот
    Мама всех к столу зовёт:
    Пса Арапку,
    Кошку-царапку,
    Курочку-рябку.
    Никому отказа нет,
    Подан каждому обед:
    Собачке - в миске,
    В блюдечке - киске,
    Курочке-несушке -
    Пшена в черепушке,
    А Машеньке - в тарелке.
    В глубокой, не в мелкой.

    Ой, ладушки, ладушки,
    Испечём оладушки!
    На окно поставим,
    Остывать заставим.
    А остынут, поедим
    И воробушкам дадим.
    Воробушки сели,
    Оладушки съели,
    Оладушки съели
    И улетели.

    На плите сварилась каша.
    Где большая ложка наша?
    Мишке я перед едой
    Лапы вымою водой,
    Повяжу ему салфетку -
    Ешь котлетку, ешь конфетку,
    Молоко своё допей,
    И пойдём гулять скорей!

    Яблоко спелое, красное, сладкое,
    Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
    Яблоко я пополам разломлю,
    Яблоко с другом своим разделю.

    Одевание

    Наша Маша маленькая,
    На ней шубка аленькая,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Собираемся гулять.
    Завязали Катеньке
    Шарфик полосатенький.

    Укладывание

    Ай, люли, люленьки,
    Прилетели гуленьки.
    Сели гули на кровать,
    Стали гули ворковать.
    Стали гули ворковать,
    Стали детки засыпать.

    Ай люли, ай люли,
    Прилетели журавли.
    Они сели на ворота,
    А ворота скрип, скрип.
    Вы, ворота, не скрипите,
    Наших деток не будите.

    Баю, баю, баиньки,
    Прилетели галоньки.
    Прилетели галоньки,
    Сели у качалоньки.
    Стали галки ворковать
    И качалоньку качать,
    И качалоньку качать,
    Стали детки засыпать.

    Котик серый, хвостик белый,
    Приди, котик, ночевать,
    Наших деточек качать.
    А уж я тебе, коту,
    За работу заплачу:
    Дам кувшин молока
    Да кусок пирога.

    Ой, баюшки, баюшки,
    В огороде заюшки
    Травушку щипают,
    Деток забавляют.
    И детки умные, очень разумные.
    Спи-усни, спи-усни,
    Крепкий сон тебя возьми.

    Кошки, котятки по печке идут,
    Нашему Петеньке сон несут.
    Спускаются по облучкам,
    Сон кладут по уголкам.
    Бай, бай да побай,
    Поскорее засыпай.

    Пробуждение

    Солнышко-вёдрышко!
    Взойди поскорей,
    Освети, обогрей
    Телят да ягнят,
    Ещё маленьких ребят.
    Травка-муравка со сна поднялась,
    Птица-синица за зерно взялась,
    Зайки - за капустку,
    Мышки - за корку,
    Детки - за молочко.

    Котик серенький присел
    На печурочке
    И тихонечко запел
    Песню Юрочке:
    Вот проснулся петушок,
    Встала курочка,
    Подымайся, мой дружок,
    Встань, мой Юрочка.

    Выход на прогулку

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ, топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька.
    Пройди по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой!

    Наблюдения на прогулке

    Солнышко, вёдрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Твои детки плачут,
    По камушкам скачут.

    Дождик-дожлик,
    Полно лить,
    Малых деточек мочить!
    Радуга-дуга,
    Не давай дождя,
    Давай солнышка,
    Колоколнышка!

    Как по лугу, лугу,
    По зелену лугу
    Разливалася вода,
    Расстилалася трава,
    Расстилалася трава,
    Трава шелкова.

    Дождик, дождик, подожди,
    Надоели нам дожди!
    Ты по крышам зачастил,
    Ребятишек разбудил.
    Сбил ограды, залил ров,
    В стаде распугал коров.
    Дождик, дождик, пожалей,
    Хоть дороги не залей!

    Как у нашего кота
    Шубка очень хороша,
    Как у котика усы
    Удивительной красы,
    Глаза смелые,
    Зубки белые.

    Сел на ветку снегирёк,
    Брызнул дождик - он промок.
    Ветерок, подуй слегка -
    Обсуши нам снегирька!

    Травка зеленеет,
    Солнышко блестит,
    Ласточка с весною
    В сени к нам летит.

    Смотрит солнышко в окошко,
    Смотрит в нашу комнатку,
    Мы захлопаем в ладошки,
    Очень рады солнышку!

    Кто мяукнул у дверей?
    - Открывайте поскорей!
    Очень холодно зимой, -
    Мурка просится домой.

    Снег, снег кружится,
    Белая вся улица!
    Собрались мы все в кружок,
    Завертелись, как снежок!

    Я - весёлый воробьишка,
    Серый маленький воришка.
    Я беспечен и болтлив,
    И пуглив, чив-чив!
    Мне едою служат мошки,
    Мне едою служат крошки.
    Я хитер и шаловлив,
    Суетлив, чив-чив!
    Дни мои зимою тяжки -
    Нет ни крошки, ни букашки.
    Вот когда я молчалив,
    Еле жив, чив-чив.

    Дождик, дождик, веселей
    Капай, капай, не жалей!
    Только нас не замочи!
    Зря в окошко не стучи -
    Брызни в поле пуще:
    Станет травка гуще!

    Улитка, улитка,
    Высуни рога,
    Дам кусок пирога,
    Пышки, ватрушки,
    Сдобной лепёшки.

    Ласточка, ласточка,
    Милая касаточка,
    Ты где была,
    Ты с чем пришла?
    - За морем бывала,
    Весну добывала,
    Несу, несу
    Весну красну!

    Ты, рябинушка
    Раскудрявая,
    Ты когда взошла,
    Когда выросла?
    - Я весной взошла,
    Летом выросла,
    По зорям цвела,
    Солнцем вызрела.

    Ах ты, радуга-дуга,
    Ты высока и туга!
    Не дай дождичка,
    Дай мне вёдрышко!
    Чтобы деткам погулять,
    Чтоб теляткам поскакать,
    Нужно солнышко,
    Колоколнышко!

    Гуля, гуля-голубок,
    Гуля сизенький,
    Сизокрыленький,
    Всем миленький.

    Пчёлка, пчёлка,
    Золотая холка,
    Полети на лужок,
    Принеси мне медок!

    Как на горке - снег, снег!
    И под горкой - снег, снег!
    И на ёлке - снег, снег!
    И под ёлкой - снег, снег!
    А под снегом спит медведь.
    Тише, тише. Не шуметь!

    Голуби, голуби,
    Раз, два, три…
    Прилетели голуби
    Сизари.
    Сели и нахохлились
    У дверей.
    Кто накормит крошками
    Сизарей?

    Подобные режимные моменты во второй младшей группе одного из государственных ДОУ позволили сконцентрировать внимание малыша на предстоящем действии и многократно увеличили привыкание новых детей к режиму. Стишки легко запоминаются детьми и радуют родителей, а воспитатель может спокойно проводить плановые занятия, согласно расписанию, не отвлекаясь на очередные разъяснения необходимости предстоящего или происходящего действия.

    Вторым, не менее популярным и удобным для педагога способом обучить ребенку выполнять систематические режимные обязанности - использование профильного инвентаря в игровой форме. Рассмотрим как пример режимные моменты в средней группе по ФГОС в таблице с наименованием режима и общедоступным инвентарем:

    • Продолжать учить детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем.
    • Закрепить знания об отдельных предметах личной гигиены (мочалка, мыло, расчёска, зубная щётка, полотенце).
    • Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
    • Обогащать и активизировать словарь детей.
    • Обогащать запас потешек, стихов.
    • Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса умывания.

    Оборудование

    • Мыльницы,
    • кусочки мыла,
    • полотенца на каждого ребёнка,
    • плакат «Правила умывания».

    Вступительная часть

    Воспитатель заводит детей в групповую комнату.
    В.: Сейчас мы пришли с улицы. Погуляли, поиграли, переоделись, в шкафчиках сложили все аккуратно. Все дети выглядят аккуратными? Да, они заправили футболки в шорты, подтянули колготы, девочки поправили резиночки на волосах. Вот теперь вы все красивые и аккуратные.
    Можем мы садиться за стол обедать? (Нет, не помыли руки).
    Что будет, если не мыть руки? (Ответы детей).
    Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, в организм не попали микробы, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что же это такое? (Ответы детей). Гигиена - когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов.
    Назовите предметы личной гигиены. (Мыло, мочалка, расчёска, зубная щётка, полотенце).
    Когда необходимо мыть руки? (По мере загрязнения, после туалета, после прихода с улицы, перед едой).
    Пальчиковая гимнастика.

    • Что же детям пригодится,
      Чтобы начисто умыться?
      Нам нужна водица.
      Что с рук грязь смывает?
      Мыло детям помогает,
      Чисто-чисто умывает.
      В умывальник мы идём,
      Мыло и полотенце сейчас найдём!

    Основная часть

    В умывальной комнате.
    В.: Давайте расскажем, как правильно вымыть руки.
    «Правила умывания» (плакат):

    1. Закатай рукава.
    2. Намочи руки.
    3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
    4. Потри ладони, тыльную сторону, между пальцами.
    5. Смой пену, не разбрызгивая воду.
    6. Вытри руки своим полотенцем.

    Дети по 2 человека подходят к раковинам и начинают мыть руки.
    В.: Какие друзья есть в нашей умывальной комнате? Правильно, это мыло.

    • У мыла есть забота,
      Мыло ходит на работу.
      Деток мылит, отмывает,
      Часто в гости приглашает.
      Приглашенье принимай,
      Мыльце ты не забывай.

    А также полотенце.

    • Махровое, душистое,
      Мягкое, пушистое.
      Любит воду промокать,
      Где, что влажно вытирать.

    И, конечно, водица.

    • Льётся чистая водица,
      Мы умеем сами мыться.

    Запомните правило:

    • Руки мой перед едой,
      Грязные руки грозят бедой.

    Заключительная часть

    В.: Покажите свои ладошки. Какие вы все чистые и красивые! Теперь нам можно идти обедать.

    Пока ребенок находится в детском саду, его жизнедеятельность протекает в соответствии с регламентированным распорядком. Чередование учебных занятий и подвижных игр, отдыха и активного бодрствования помогает избежать нервного переутомления малышей. В зависимости от возраста, дети осваивают те или иные навыки самообслуживания, учатся культурному общению. В этой статье мы рассмотрим особенности проведения режимных моментов в средней группе.

    Основные принципы организации

    Важно, чтобы ребенок в детском саду не только развивался, но и удовлетворял свои потребности в активных движениях, еде, своевременном отдыхе и т. д. Планирование режимных моментов в средней группе основано на исследованиях детской физиологии. Учитываются возрастные особенности воспитанников.

    В основу режима положены следующие принципы:

    Планирование дня: первая половина

    Пребывание ребенка в детском саду можно разбить на два периода. Первая половина дня - это время, предшествующее тихому часу. После него начинается вторая половина дня, заканчивающаяся уходом ребятишек домой.

    Перечислим режимные моменты в средней группе (по ФГОС), проводимые в первой половине суток:

    1. Прием детей, самостоятельные игры (1 час 20 мин.).
    2. Зарядка (10 мин.).
    3. Завтрак (30 мин.).
    4. Образовательная деятельность, включая подготовку к ней и перерывы между занятиями (1 час).
    5. Прогулка вместе с одеванием (2 часа).
    6. Возвращение в группу (20 мин.).
    7. Обед (30 мин.).
    8. Дневной сон вместе с подготовкой к нему (2 часа 15 мин.).

    Утренний прием

    Согласно плану режимных моментов, в средней группе день начинается с прихода ребятишек в детский сад. Задача воспитателя - радостно встретить их и включить в интересные игры с товарищами. Некоторые малыши с трудом отпускают родителей. Их нужно отвлечь: разыграть сценку при помощи игрушек, показать распустившийся цветок, предложить поухаживать за растениями.

    Хорошей традицией станет проведение утреннего круга. Он включает в себя следующие элементы:

    • Приветствие. Ребятишки обнимаются, стоя в кругу, радуются утру, говорят добрые пожелания, передавая "волшебный" предмет.
    • Игра (она может быть посвящена времени года, погоде за окном или направлена на создание хорошего настроения).
    • Обмен новостями. Дети рассказывают о любых событиях, случившихся с ними. Можно передавать игрушку по кругу или оформить эту часть как интервью, использовав игрушечный микрофон.
    • Планирование дня. Воспитатель рассказывает о том, чем займутся ребята сегодня, выслушивает их пожелания. Для выбранной ими деятельности выделяется 15 минут после полдника.

    Зарядка

    Чтобы дети окончательно проснулись, были бодрыми и активными, проводится утренняя гимнастика. Этот режимный момент в средней группе предусматривает обязательное включение бега, ходьбы с разными построениями (врассыпную, парами, гуськом), подскоков. Общеразвивающие упражнения чаще всего проводятся в кругу.

    Темп должен быть бодрым, без долгих пауз. Его задает музыка. Воспитатель дает короткие и четкие объяснения в начале выполнения упражнений, сопровождая их показом. В этом возрасте надо учить детей двигаться в одном темпе, правильно держать корпус. В комплексе могут быть задействованы различные предметы: мяч, кегли, мягкие кубы. Менять упражнения стоит каждые 1-2 недели.

    Режимный момент "умывание"

    В средней группе у детей уже сформированы элементарные навыки самообслуживания. Они умеют мыть руки до локтя и лицо. Воспитатель следит, чтобы ребятишки подходили к умывальникам по очереди, не толкались. Большое внимание уделяется аккуратности. Дети должны предварительно заворачивать рукава, не брызгать воду на стены и на пол, смывать мыльную пену под краном, тщательно закрывать его после окончания процедуры. Вытирать руки надо своим полотенцем насухо, а затем вешать его на место.

    Воспитатель рассказывает детям о важности личной гигиены, о микробах. Сделать процесс интересным помогут стихи и загадки, а также введение игрушечного персонажа, который не умеет умываться. Дети должны знать, что руки моют после визита в туалет, а также после возвращения с прогулки, перед завтраком, обедом. Стоит обращать внимание и на аккуратность прически. Если после игр ребенок ходит растрепанный, воспитатель помогает ему причесаться, переплетает косички. Нужно донести до детей, что нельзя пользоваться чужой расческой или полотенцем.

    Одевание

    Воспитатель старается создать спокойную, доброжелательную атмосферу во время проведения того или иного режимного момента. Детей средней группы нельзя торопить, когда они собираются на прогулку или готовятся ко сну. В то же время им не дают отвлекаться на игры или разговоры.

    Ребятишек учат:

    • располагаться рядом с личным шкафчиком;
    • помнить о порядке надевания вещей, который можно повесить на стену в раздевалке;
    • самостоятельно справляться с пуговицами;
    • выворачивать одежду на лицевую сторону;
    • правильно обуваться, используя специальную ложечку;
    • аккуратно складывать вещи при раздевании;
    • чистить и сушить одежду, если это требуется.

    Дошкольникам 4-5 лет не всегда удается завязать шнурки или застегнуть молнию. В таком случае они должны уметь вежливо попросить воспитателя о помощи и поблагодарить за нее.

    Дежурство по столовой

    Этот режимный момент в средней группе воспитывает у детей ответственное отношение к порученному делу, стремление заботиться о своих друзьях. Дежурные облачаются в фартуки и поварские колпаки, что создает дополнительную мотивацию. Каждый ребенок накрывает свой стол. Количество обязанностей значительно увеличивается, по сравнению с младшей группой. Дежурные учатся правильной сервировке, раскладывают столовые приборы, в том числе ножи, расставляют хлебницы, чашки, блюдца, наполняют вазочки салфетками. Их действиями руководит помощник воспитателя.

    После обеда ребятишки убирают хлебницы, салфетницы и тарелки, сложенные стопкой, аккуратно сметают крошки, вдвоем сворачивают скатерть. Воспитатель постоянно подчеркивает важность такой работы. Остальные дети, пообедав, благодарят не только повара, но и дежурных. При правильном подходе дошкольники с удовольствием выполняют подобную работу и к концу года справляются с ней без помощи взрослых.

    Прием пищи

    Важно, чтобы дети положительно относились к режимным моментам. В средней группе приему пищи предшествуют спокойные игры или уборка игрушек. Воспитатель может рассказать детям о вкусных блюдах, которые приготовили для них заботливые повара, загадать загадки про них. Все это возбуждает аппетит.

    Ребятишки уже умело орудуют вилкой и ложкой. Их учат культуре поведения за столом. За него нельзя садиться с грязными руками. Спину необходимо держать ровно, есть аккуратно. Некрасиво жевать, открыв рот, проливать суп или компот на скатерть, крошить хлеб. Если малыш испачкался, ему предлагают вытереться салфеткой. По окончании еды все дружно задвигают стулья, благодарят обслуживающий персонал и дежурных, полощут рот.

    Усвоить эти правила помогают специальные сказки, стихи, разыгрывание историй про невоспитанного мишку, который не умел есть аккуратно. Закрепить правильное поведение призвана похвала и поощрение воспитателя.

    Образовательная деятельность в средней группе

    В включаются специальные занятия по математике, музыке, физкультуре, развитию речи, рисованию и т. д.

    При этом учитываются следующие моменты:

    • Ребятишки пятого года жизни способны воспринимать новую информацию не более 20 мин.
    • До обеда проводятся 2 занятия. Пару раз в неделю после полдника можно поставить еще одно занятие (физкультура, театральный кружок, музыкальные игры).
    • Математика, а также развитие речи - предметы, предполагающие высокую нагрузку на интеллект малыша. Их нельзя совмещать в один и тот же день.
    • Математику лучше поставить в середину недели, чтобы в понедельник и пятницу не нагружать дошкольников.
    • Дети должны учиться, играя. Если занятие проходит за столом, в середине обязательно проводится занимательная физкультминутка. Между двумя уроками юным ученикам дают побегать 10 минут.

    Прогулка

    В холодное время года на этот режимный момент в средней группе отводится 4 часа. Летом дети гуляют целый день, заходя в группу только для еды или сна. Чтобы занять ребятишек, на улицу выносится инструментарий:

    • предметы для уборки участка (ведра, веники, лопаты, совки);
    • игрушки (мячи, наборы для песочниц, детские лопатки, кегли, скакалки);
    • маски или шапочки животных, необходимые для организации подвижных игр.

    Традиционно на прогулке дети:

    1. Проводят наблюдения за различными осадками (снег, туман, дождь), растениями, насекомыми, птицами. Воспитатель обращает внимание на работу взрослых людей: дворников, строителей, водителей.
    2. Наводят порядок на участке: поливают цветы, собирают мусор, разгребают снег или складывают игрушки.
    3. Играют. При этом нужно учесть, что малыши еще не понимают смысла соревнований. Более уместны будут коллективные игры. В начале прогулки проводятся наиболее активные из них (2-3). За полчаса до возвращения в группу приходит время тихих забав. В неделю ребятишки знакомятся с 3-4 новыми играми.

    Воспитатель оставляет время для самостоятельной деятельности детей. Во время нее проводится индивидуальная работа с отдельными воспитанниками.

    Тихий час

    Пока дошкольники посещают туалет, раздеваются и аккуратно складывают одежду на стульчиках, помощник воспитателя проветривает спальню. В период подготовки к тихому часу нельзя шуметь, ругать детей. Ребятишкам может потребоваться 20-30 минут, чтобы заснуть. Те, кто бодрствует, не должны мешать своих товарищам.

    Настроиться на сон помогает спокойная музыка, колыбельная песня, добрая сказка. Взрослые должны постоянно находиться в спальне. Если ребенок внезапно проснулся, он должен вести себя тихо. Разрешается встать, сходить в туалет, попить воды.

    Правильная организация режимных моментов в средней группе приводит к тому, что дети становятся более самостоятельными. У них появляется стремление к поддержанию порядка, вырабатывается привычка к вежливому общению с другими людьми. Все это - основы культуры, без которых невозможно формирование воспитанной личности.



    Похожие статьи