• План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Весна - красна". Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа)

    27.06.2019

    Игровое занятие в подготовительной группе детского сада. Игра – викторина «В гости к весне»

    Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
    Описание: Данная разработка представляет собой игру-викторину на весеннюю тематику для детей подготовительной группы. Данная работа будет полезна воспитателям старших групп, учителям-логопедам и учителям начальных классов школы.

    Цель:
    - обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
    Задачи:
    - развивать мышление, внимание, память и восприятие;
    - воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата
    - обучать детей связной грамматически правильной речи;
    - повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
    - воспитывать уважительное отношение к природе.
    Предварительная работа. Чтение произведений, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов, прослушивание музыкальных произведений.
    Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).


    Ход викторины:
    Воспитатель: Ребята вот и наступила долгожданное весна, которая нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке.
    Вы, наверное, заметили, что природа принарядилась, а совсем скоро ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги.
    А вы любите цветы? Знаете, как надо за ними ухаживать?
    А можно ли рвать цветы?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы. И вспомнить праздники, которые мы отмечаем в каждом месяце?
    Ответы. Март: 1 марта - Всемирный день кошек, 3 марта – Всемирный день писателя, 8 марта – Международный женский день, 20 – 21 марта – день Весеннего Равноденствия, 21 марта – День Земли, 22 марта – Всемирный день воды, 27 марта – Международный день театра.


    Ответы: Апрель: 1 апреля – День смеха и день птиц, 2 апреля – День детской книги, 7 апреля – День здоровья, 12 апреля – день космонавтики, 23 апреля – Всемирный день книг, 29 апреля – день танца, 30 апреля – день пожарной охраны.


    Ответы: Май – 1 мая – праздник Весны и труда, 3 мая – день Солнца, 9 мая – день Победы, 15 мая – день семьи, 18 мая – день музеев, 27 мая – день библиотек, 28 мая – день пограничника.
    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, а заодно проверим, готовы ли вы к встрече с весной. Для начала встанем в круг и немного разомнемся:
    « Мы по кругу пойдем,
    Названия цветов найдем.
    Например: я говорю ромашка,
    А кто рядом со мной стоит,
    Говорит на последнюю букву,
    А точнее на «А» - астра.
    Ну, что, поиграем,
    Названия цветов повспоминаем».
    Воспитатель: Мы разминку провели,
    А к викторине готовы вы?
    Ответы.
    Воспитатель: Викторину начинаем,
    На стульчики сесть вас приглашаю.


    - Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)

    Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
    - Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
    - Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
    - В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
    - Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
    - Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
    - Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
    - Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка?(тюльпан)
    - Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь?(гвоздики)
    - Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки?(мимоза)
    - Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
    Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
    Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
    Упражнения выполняют.
    А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
    Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
    Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
    Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
    Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
    Заниматься вновь начнем.
    Воспитатель: Викторину продолжаем,
    И загадки отгадаем.


    - Рыхлый снег на солнце тает,
    Ветерок в ветвях играет,
    Звонче птичьи голоса
    Значит, к нам пришла…(весна)
    - Весной зеленеет,
    Из земли растет.
    Осенью желтеет,
    В стог сена идет.(трава)
    - По весне деревья их распускают,
    И на себя надевают,
    А осенью снимают,
    И на землю роняют.(листья)
    - Весной бежит, журчит,
    А зимой замерз и стоит.(ручей)
    Воспитатель: Назовите мне произведения, которые вы знаете, в которых говорится о весне, о цветах, название произведения называете, и цветок, о котором в нем говорится?
    Ответы: - Произведение «Аленький цветочек» и цветок также называется.
    - «Двенадцать месяцев» - цветы подснежники;
    - Стихотворение «Мамин день» - цветок подснежник;
    - Стихотворение «Одуванчик» - цветок одуванчик.
    Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много всего знаем о весне. Предлагаю устроить конкурс чтецов на лучшее стихотворение о весне.


    Ребенок: Травка зеленеет…
    Травка зеленеет,
    Солнышко блестит;
    Ласточка с весною
    В сени к нам летит.
    С нею солнце краше
    И весна милей…
    Прощебечь с дороги
    Нам привет скорей!
    Дам тебе я зерен,
    А ты песню спой,
    Что из стран далеких
    Принесла с собой…
    Ребенок: Черемуха
    Черёмуха душистая
    С весною расцвела
    И ветки золотистые,
    Что кудри, завила.
    И кисточки атласные
    Под жемчугом росы
    Горят, как серьги ясные
    У девицы-красы.
    А рядом, у проталинки,
    В траве между камней,
    Бежит, струится маленький
    Серебряный ручей.
    Ребенок: Весенние певцы
    У весны весёлый старт
    На пороге уже Март,
    Неба синяя река,
    Кораблики в ней – облака,
    Дружно так поют скворцы,
    Они – весенние певцы,
    И вокруг всё расцветает –
    По земле весна шагает.
    Воспитатель: А сейчас предлагаю музыкальную викторину. Я вам включаю музыку без слов, а вы вспоминаете слова? Отвечаем поднимая руку, не выкрикивая.


    Ответы: «Желтые тюльпаны»; «Белые розы»; «Есть на свете цветок алый - алый, Яркий, пламенный, будто заря. Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря»; «В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречик…»; «Вот какой, вот какой маленький цветочек мой, Он фиалкою зовется, пахнет солнцем и весной»; «Это значит, это значит, это значит, Что в природе - новизна. Это значит, это значит, это значит, Что опять пришла весна»; «Белая ромашка».
    Воспитатель: Вы все молодцы, столько всего знаете о весне и цветах.
    На столах вам предложены игры и раскраски по теме, можете отдохнуть и заняться, кто - чем пожелает.
    А я всех вас благодарю,
    И спасибо вам говорю.
    За хорошую работу,
    Весна прислала вам угощенье.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»

    Воспитатель: Попова Е.Ю.
    Программные задачи:
    I часть

    Приобщать детей к истокам народной культуры;
    расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
    закреплять знания детей о народных играх;
    формировать желание использовать в речи фольклор;
    продолжать формировать уважение к традициям русского народа;

    Воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
    воспитывать патриотов.

    Закреплять умение делать птиц по принципу оригами;
    совершенствовать навыки работы с бумагой;
    воспитывать аккуратность в процессе деятельности.
    Предварительная работа:

    Беседы о праздниках и традициях русского народа;
    чтение художественных произведений;
    заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
    рассматривание иллюстраций;
    разучивание хороводов, подвижных игр;
    прослушивание музыкальных произведений о природе;
    занятия по конструированию из бумаги;
    проведение праздников и досугов.

    Словарная работа:
    Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

    Оборудование:
    Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр, аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.

    Ход занятия:
    1 часть занятия.
    Звучит музыка.
    Дети рассаживаются на стульчики.
    Слайд 2.
    Воспитатель: «Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой взмахнет,
    В лесу подснежник расцветет»
    Воспитатель: - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)
    Воспитатель: - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и
    хорошую погоду.
    Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
    Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.
    Воспитатель: - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
    Воспитатель: - «Март, март пришел
    Белый снег сошел.
    А за ним апрель,
    Отворил окно и дверь.
    А за ним пришел и май
    Солнце в терем приглашай!»
    Воспитатель: Матушка весна, всем красна!
    Слайд 3.
    Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)

    Слайд 4.
    Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре?
    Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.
    Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.
    Дети: « Ой, весна моя
    Ты, весняночка!
    Из-за темных лесов,
    Из-за синих морей приходи!
    Солнцем, светом озари!»
    ***
    Весна, весна красна,
    Тепло солнышко,
    Приди скорей,
    Согрей детей!
    Приди к нам с радостью,
    С великой милостью,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебом богатым!

    Воспитатель: - Весну на Руси встречали трижды, когда?
    Дети: 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается);
    22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);
    7 апреля - в Благовещенье.
    Воспитатель: - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.
    Воспитатель: - Назовите какие вы знаете приметы марта?
    Слайд 5.
    Дети:
    увидал грача- весну встречай;
    сухой март- плодородие, дождливый - неурожай;
    сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.
    Воспитатель: - Молодцы! Назовите второй весенний месяц (Апрель).
    Воспитатель: - Какие названия имел апрель в народном календаре?
    Слайд 6.

    Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.
    Воспитатель: - Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).
    Воспитатель: - Хорошо, правильно. Какой праздник отмечал народ в апреле?
    Дети: - Благовещение- третья встреча весны.
    Воспитатель: - Что интересного вы знаете об этом празднике?
    Слайд 7.
    Дети:
    - На Благовещенье весна зиму победила.
    - Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Слайд 6.
    Слайд 8.
    - Существовал обычай выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.
    - Люди примечали:
    гроза на Благовещенье - к урожаю грибов;
    как Благовещенье проведешь - так и весь год будет.
    - Люди пели заклички, закликали птиц.
    Слайд 9.
    Воспитатель: - Можете ли вы сейчас закликать птиц?
    Дети: «Жаворонки прилетите,
    Студену зиму унесите,
    Теплу весну принесите:
    Зима нам надоела:
    Весь хлеб у нас проела!»
    ***
    Жаворонки, перепелушки,
    Птички, ласточки!
    Прилетите к нам!
    Весну ясную,
    Весну красную
    Принесите нам!
    Воспитатель: - Какие еще отмечали люди праздники в апреле?
    Дети: - Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.
    Слайд 10.
    Воспитатель: - Какие вы знаете приметы, связанные с вербой?
    Дети:
    без вербы - не весна;
    верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
    если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.
    Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который будем отмечать в воскресенье, мы не поговорили? (О Пасхе.)
    Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный. Расскажите, что вы знаете о нем!
    Слайд 11.
    Дети:
    - Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.
    - Яйцо - это символ зарождения новой жизни.
    - По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.
    Слайд12.
    - Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.
    - Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.
    Воспитатель: - Молодцы, дети! Как много вы знаете о народных праздниках!
    Назовите последний месяц весны? (Май) Как в старину называли май?
    Слайд 13.
    Дети: - Травень, розоцвет, цветень.
    Воспитатель: - Что говорил народ про месяц май?
    Дети:
    май леса наряжает, лето в гости ожидает;
    май холодный - год хлебородный;
    много майских жуков - к засухе;
    запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.
    Воспитатель: - Хорошо, дети. Вы правильно вспомнили приметы весны, назвали народные весенние праздники. А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».

    Слайд 14.
    Физминутка:
    Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)

    2 часть занятия.
    Слайд 15.
    Дети садятся за столы:
    Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».
    Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.
    Я предлагаю каждому сделать свою птичку.
    Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.
    Вспомните, с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

    Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.
    Слайд 16.
    Воспитатель: - Молодцы, дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные.
    Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).
    Воспитатель: - Наше занятие законченно.
    Слайд 17.

    Конспек НОД в подготовительной группе по теме: "Сказочная весна

    Автор: Бочкарева Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ № 236 детский сад комбинированного вида "Золотой лучик" г. Кемерово.
    Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовтельной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему: "Сказочная весна". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это конспект занятия по развитию связной речи, направленный на расширение представлений по теме "Весна", расширению любознательности, закреплению навыков составления рассказа и развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.
    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на Тему: «Сказочная весна»
    Интеграция образовательных областей: "Развитие речи", "Коммуникация", "Социализация", "Художественная литература"
    Цель: Активизировать и обогащать словарь по теме "Весна"
    Задачи:
    Образовательные:
    а). Расширять представления по теме: «Весна»
    б). Уточнять представления детей о весенних признаках
    Развивающие:
    а). Закрепить навыки составления связного описательного рассказа.
    б). Развивать произвольную память
    в). Упражнять детей в согласовании числительного+ существительного
    Речевые:
    а). Активизировать и обогащать словарь по теме «Весна» (расцветать, распускаться, набухать, почка, подснежник, расцветает, проталина).
    Воспитательные:
    а) Воспитывать любовь к весне
    б) Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать
    в) Формировать чувство взаимопомощи
    Демонстрационный материал: картинки, искусственные листочки, цветы, костюм "Весны"
    Раздаточный материал: солнышки-улыбки
    Методические приемы: игровая ситуация, чтение художественной литературы, анализ художественного слова, вопросы, коллективные рассказы, образец, рассматривание, хоровое проговаривание.

    Ход занятия:
    Организована выставка весенних картин. Дети расположены так, чтобы им было видно.

    Ребята, вы уже догадались какое время года здесь изображено? Сраните, какая картина более подходит к погоде за окном. Почему? Ведь на дворе уже весна, значит должно быть тепло. Такая мрачная погода от того, что злая Вьюга - колдунья заколдовала весну. Расколдуем ее?! Ведь всем радостно, когда светит солнышко, когда тепло и пушистые облака красиво плывут по небу, будто улыбаются, когда на них смотришь. Для того, чтобы спасти весну нужно выполнить несколько заданий. Ну, что же, начнем! Для начала я расскажу весеннее стихотворение:
    Сладко спит весна-царевна
    В белоснежном саркофаге.
    Спит, а скоро уж в долинах
    Солнце белый снег растопит.
    И пойдут бурлить потоки
    По долинам и оврагам
    Налетят лесные птицы
    Зашумят грачи, а с ними –
    Засветут, зазеленеют,
    Оживут леса и рощи.
    Ребята, красивое стихотворение, правда? Оно похоже на сказку, я знала, что оно всем понравится, несомненно. Что вам запомнилось в этих строках? О чем это стихотворение? Это стихотворение можно назвать рассказом о том, как наступает весна, о ее основных признаках. А вы сможете составить свой рассказ о весне. Давайте попробуем составить свой рассказ о весне, например, на тему «Весна наступила»


    Что происходит на улице, когда приходит весна? (Тает снег) А когда снег растает, что бывает? (Бегут ручьи.) Если припекает солнце, то ручьи журчат. А что происходит с деревьями?(Набухают почки.) А где находятся птицы? (Они летят из теплых стран.) Также весной появляются насекомые, животные, которые меняют свои шубки. Так что же бывает, когда наступает весна.
    Коллективный рассказ.
    Расстаял снег…Побежали ручьи…Они стали журчать…На деревьях набухли почки…Прилетели птицы из теплых стран…Появились насекомые…Животные поменяли шубки.


    Ребята, а чего не бывает весной? (Метели, листопада, вьюги, мороза, снегопада…)
    А отгадайте такую загадку:
    Тает снежок, ожил лужок.
    День пребывает, когда это бывает? (Весной.)
    А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, если оно о весне, то вы хлопаете в ладоши. (Пригревает, листопад, тает, вьюга, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.)
    Хоровое проговаривание трудных слов: проталина, набухают.


    Скажите, как правильно должно быть:
    - Распускаются листочки или цветочки?
    - Порхают птички или лисички?
    - Тает снежинка или слезинка?
    - Журчат ручьи или грачи?
    - Набухают почки или листочки?
    - Прилетают насекомые или птицы?
    Трещит лед или ледоход?
    Сосчитай до пяти:
    - один мохнатый медвежонок…
    - один пушистый зайчонок…
    - один серый волчонок…
    - один маленький подснежник…
    - один звонкий ручеек…
    - одна душистая мимоза…
    Добавь слово:
    Солнышко светит как? – Ярко.
    Снег растаял. На улице стало как? – Сыро, мокро, грязно.
    Ребята, у нас получилось! Получилось расколдовать весну. Посмотрите – вот она к нам вышла красавица Весна. (Выходит Весна в красивом костюме или нарядном платье, в искусственных листьях. Весна благодарит детей, раздает сюрпризики-картинки-улыбки, ведет хоровод, кружится с детьми.)

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 92

    Конспект

    занятия по развитию речи

    Тема: «Весна»

    (подготовительная группа)

    Воспитатель:

    Ноздрина О.А.

    Сочи , 2016

    Цели:

    1. Закрепление представлений о весне.

    2. Развитие логического мышления - учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы.

    3. Образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы.

    4. Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев.

    5. Развитие временной ориентации.

    Предварительная работа:

      Наблюдение с воспитателями и родителями торжества весны в природе.

      Чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи».

      Повторение стихов о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», А. Н. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», С. Я. Маршака «Весенняя песенка», «Апрель», И. Токмаковой «Весна».

      Заучивание стихов С. А. Есенина «Черемуха», А. К. Толстого «Колокольчики » (по выбору детей).

    Оборудование:

      Пейзажные картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна».

      Карточки-схемы звукобуквенного анализа названий весенних месяцев.

      (У каждого ребенка по одной карточке.)

      Простые карандаши.

    Ход занятия

    I. Отгадывание загадки о весне В. И. Мирясовой.

    II. Припоминание примет весны в природе.

    III. Повторение весенних месяцев.

    1. Упражнение « Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!» - звукобуквенный анализ и синтез слов, вписывание букв в индивидуальные карточки-схемы.

    2. Игра «Раз - два-три»:

    а) на «раз» поднимают карточку-схему первого месяца весны и называют его;

    б) на «два» - второго месяца;

    в) на «три» - третьего месяца.

    3. Игра «До-между-за» - закрепление последовательности месяцев, развитие временной ориентации.

    IV. Беседа о весне.

    С чего начинается весна?

    Назовите самые первые приметы весны в природе.

    (Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились черные проталины, побежали, зазвенели ручьи.)

    Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи?

    Какие изменения в жизни животных происходят весной?

    Как вы понимаете выражение писателя Н. Сладкова « Птицы весну принесли»?

    Кто весну принес на самом деле?

    Почему говорят: грачи открыли весну!

    А какие птицы прилетают последними?

    Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»?

    Сравните, какая весна в марте, какая в мае? (Ранняя - поздняя.)

    Чем отличается поздняя весна от ранней?

    Найдите эти отличия на картинах.

    Как можно по деревьям, цветам, земле, птицам определить, ранняя или поздняя весна?

    Ранняя весна: Поздняя весна:

    Земля: Темный снег, черные Снега нет, зеленеет

    проталины, травка, пестреет среди

    лужи, ручьи, травы много разных

    кое-где белые полевых цветов.

    подснежники

    и синие пролески.

    Деревья: Стоят голые, Почки лопнули,

    начинают набухать почки. распустились листочки,

    зацвела сирень

    и черемуха.

    Птицы: Громко кричат первыми Звонко щебечут

    вернувшиеся грачи, ласточки, кукует

    появились трясогузки. кукушка, весело поют

    скворцы, по утрам

    и вечерам заливаются

    соловьи.

    Ручьи: Маленькие ручейки В траве бегут, журчат,

    пробиваются из-под снега, весело поют ручьи.

    Вспомните стихи, описывающие раннюю и позднюю весну.

    Ранняя: Поздняя:

    Ф. И. Тютчев. Весна. С. А. Есенин. Черемуха.

    А. Н. Плещеев. Весна. А. Н. Плещеев. Сельская песня.

    И. Токмакова. Весна. А. К. Толстой. Колокольчики.

    С. Я. Маршак. Апрель.

    С. Я. Маршак. Весенняя песенка.

    (Дети читают наизусть стихи по выбору.)

    V. Лексико-грамматические игры и упражнения.

    1. Подберите признаки и действия.

    Весна Солнце

    Дружная наступает весеннее греет

    ранняя приходит теплое светит

    поздняя борется (с зимой) яркое радует

    веселая побеждает ласковое блестит

    звонкая радует

    красивая цветет

    теплая благоухает

    цветущая звенит

    долгожданная поет

    2. « Образуй признаки» - словообразование относительных прилага-тельных по образцу и подбор предметов к ним.

    Образец: весна - весенний день,

    весеннее солнце,

    весенняя одежда.

    март -

    апрель -

    май -

    3. «Подбери родственные слова»

    (При затруднении детям предлагается выделить родственные слова из контекстов).

    Весна - Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Дети одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появились веснушки. К празднику дети разучили народный танец «Веснянка».

    Солнце - Весной солнышко ярче светит и сильнее греет. Солнечный зайчик, ворвался в окно и забегал по стене. Уже стало жарко на солнцепеке. Люди прикрыли глаза солнцезащитными очками. Желтые подсолнухи повернули головки к солнцу. Их них сделают душистое и полезное подсолнечное масло.

    Трава - «Зяблики появились - зеленая травка появилась». Травушка-муравушка зелененькая! Заяц, белка, лось - травоядные животные. Человека, который знает травы, умеет собирать целебные растения и лечить ими людей, в народе зовут травником. Чай, приготовленный из сухих целебных трав, называют травяным.

    Цветок - «Пеночки прилетели - цветы на лугах запестрели. Черемуха расцвела - в роще появились соловьи». Вместе с проталинами из-под снега выглянули первоцветы: пролески, крокусы, подснежники. Перед домом в цветнике вот-вот расцветут разноцветные колокольчики. Ветер приносит запах цветущей сирени и шелестит страницами детской сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

    VI. Итог. Почему и люди, и природа радуются приходу весны?

    Закрепление вне занятия

    1. Повторение стихов о весне.

    2. Игра «Вспомни родственные слова» (трава, цветок, весна, солнце).

    3. Игра «Образуй родственные слова» (ветер).

    4. Игра «Подбери признаки, действия» (ручей, трава, цветы).

    5. Рисование красками «Весна».

    6. Составление схем слов (трава, ручей, ветер).

    7. Доучивание загадки о весне В. И. Мирясовой.

    Конспект НОД

    в подготовительной к школе группе

    Тема: «Весна идет»

    Образовательная область «Познание»

    Направление – «Познавательно-речевое развитие»

    Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

    1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

    2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

    3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    В подготовительной к школе группе

    Тема: «Весна идет»

    Образовательная область «Познание»

    Направление – «Познавательно-речевое развитие»

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

    Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

    Задачи:

    1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

    2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

    3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

    Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

    Материалы:

    · Картинки к ребусу «Весна», набор букв, картинки с изображением 4-х времен года.

    · Картинки с изображением примет весны.

    · «Солнышко».

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

    2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

    3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

    4. Чтение художественной литературы.

    5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

    Прослушивание мелодии «Весенняя капель».

    Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

    Дети: О весне.

    Воспитатель: Почему вы так думаете?

    Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

    Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

    Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель: Какое слово получилось?

    Дети: Весна.

    Воспитатель: Она приходит ласково.

    И со своею сказкою.

    Волшебной палочкой взмахнет,

    В лесу подснежник расцветет.

    Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.

    Воспитатель: Ответьте на вопросы:

    После какого времени года наступает весна?

    А перед каким временем года?

    Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

    Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».

    (Дети выполняют задание).

    Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

    Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.

    Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?

    Дети: Нет, солнце - главный помощник весны.

    Дети: Что-то загрустило наше солнышко.

    Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

    Дидактическая игра «Подбери слово»

    Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

    Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»

    Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

    Физкультминутка

    Улыбаются все люди,

    Весна! Весна! Весна!

    Она везде она повсюду,

    Красна! Красна! Красна!

    По лугу, лесу и полянке,

    Идёт! Идёт! Идёт!

    На солнышке зовёт погреться,

    Скорей! Скорей! Скорей!

    И ручеёк бежит задорно,

    Звенит! Звенит! Звенит!

    По камушкам река широко,

    Журчит! Журчит! Журчит!

    И запахи кругом повсюду,

    Цветы! Цветы! Цветы!

    И всё живое сразу слышит,

    Весенний звон!

    Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:

    Какая погода бывает весной?

    Какие облака весной?

    Какая весной капель?

    Какое небо весной?

    В какую одежду одеваются весной люди?

    Какая весной вырастает травка?

    Дидактическое упражнение.

    Скажите со словом «Весенний» - день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.

    Воспитатель: Послушайте загадки :

    1. Дует теплый южный ветер.

    Солнышко все ярче светит,

    Снег худеет, мякнет, тает,

    Грач горластый прилетает.

    Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

    1. Яростно река ревет

    И разламывает лед.

    В домик свой скворец вернулся,

    А в лесу медведь проснулся.

    В небе жаворонка трель.

    Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

    1. Зеленеет даль полей,

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Птицы первые летят.

    Гром грохочет, угадай,

    Что за месяц это? (МАЙ)

    Дети повторяют все месяцы весны.

    Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

    Викторина.

    1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
    2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
    3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
    4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
    5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
    6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
    7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
    8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)

    Игра «Исправь ошибку»

    Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

    Весной идет листопад?

    Звери делают запасы весной?

    Весной на юг улетают птицы.

    Дети весной надевают весеннюю одежду

    Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)

    Что было легко, а что трудно?




    Похожие статьи