• Индивидуальный пенсионный капитал станет "налогом на финансовую неграмотность". Не только минусы

    02.05.2019

    Реформирование российской пенсионной системы не ограничатся повышением возраста выхода на пенсию, что подтверждают и последние обсуждения проблемы накопительной пенсии в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы РФ.

    Минфин готовит законопроект об индивидуальном пенсионном капитале

    Дело в том, что заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявил, что в его ведомстве рассчитывают представить законопроект об индивидуальном пенсионном капитале до конца текущего года. Это подтвердило его слова в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов, что Минфин РФ скоро разработает законопроект о накопительной пенсионной системе.

    В основе данного решения лежит идея об исключении обязательного накопительного элемента из государственного пенсионного обеспечения, что может существенно изменить вид и общую структуру отечественной пенсионной системы.

    Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это шаг Минфина и правительства РФ в правильном направлении, который очень давно назрел в нашей стране.

    «Здесь предполагается, что будет выделена категория граждан, которая не будет включаться в накопительную систему вообще – это лица с низкими доходами. Что касается с граждан с высокими доходами, то они будут автоматически включаться в накопительную пенсионную систему, но будут иметь право выйти оттуда, если у них возникнет подобное желание», - заключает Сафонов.

    В России думают, как перезапустить накопительную пенсию

    По словам Александра Львовича, гражданам с более высокими доходами будет предоставлен полуторагодичный лаг на принятие своего решения по накопительной пенсионной системе, после чего они смогут, как участвовать в ней, так и не участвовать.

    Это, на самом деле, один из наиболее чувствительных вопросов для российской пенсионной системы. Ведь накопительная пенсия в нашей стране была в 2013 году заморожена, а вчера пролонгации сложившейся на сегодня ситуации до 2021 года. Из-за этого возникает огромное количество вопросов, а какое будущее у накопительной пенсии и произойдет ли ее возвращение.

    На практике заморозка накопительной пенсии, которая произошла задолго до введения западных санкций и падения мировых цен на нефть, стала следствием того, что в России не удалось эффективно использовать пенсионные средства, как инвестиционный капитал.

    В результате, негосударственные пенсионные фонды суммарно не создавали необходимой нормы прибыли, а Пенсионный фонд, напротив, не дополучил значительных средств, которые вследствие работы накопительной системы ушли в данные структуры.

    Это шаг в правильном направлении

    «У накопительной пенсии есть будущее. Все-таки данное разделение граждан на категории говорит о том, что в России, наконец, смогли определить источник ее доходов. После этого будет узаконен новый характер работы негосударственных пенсионных фондов, что, в конце концов, закроет тот кризис, который давно существует в России по данному вопросу», - констатирует Сафонов.

    Таким образом, как считает эксперт, это шаг в правильном направлении, который создаст предпосылки для создания в России действительно эффективной накопительной пенсионной системы, чего так и не удалось добиться в период 2002-13 годов.

    Член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной думы РФ Олег Шеин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что во всех таких вопросах присутствует влияние, проведенного летом налогового маневра.

    «В рамках данного решения была увеличена норма прибыли для частного капитала, уменьшены государственные издержки, но, при этом, увеличена финансовая нагрузка на граждан. Здесь необходимо обратить внимание на то, как у нас изначально выглядела существующая в России пенсионная система со ставкой обязательных взносов в 26 процентов», - резюмирует Сафонов.

    Любые решения по накопительной пенсии повлияют на экономику РФ

    Работодатель в интересах работника перечислял в Пенсионный фонд РФ 22 процента от его заработной платы, а еще 4 процента компенсировал российский федеральный бюджет. Теперь бюджет де-факто перестает осуществлять эту компенсацию, потому что общая ставка пенсионных взносов формально сокращается в 26 до 22 процентов, и это, соответственно, снижает нагрузку на наши расходные статьи.

    «Теперь данная бюджетная льгота отменяется, и российское правительство больше не будет перечислять в федеральный бюджет разницу между 26 и 22 процентами. При этом, существует здесь и второй аспект, что данная ситуация косвенно работает на уменьшение фактических пенсий – по этому вопросу мы видели вчерашнее заявление аудиторов Счетной палаты, которые сказали, что коэффициент замещение утраченного заработка уменьшится в нашей стране к 2023 году с 34 до 32 процентов», - заключает Шеин.

    Для купирования этой проблемы, как замечает Олег Васильевич, предлагается изъять у работников часть их заработной платы и направить ее на аккумуляцию средств в накопительные пенсионные фонды. При этом, предполагается, что человек через 30-40 лет своей жизни что-нибудь получит на свое пенсионное содержание из этих структур, которые пока не доказали свою состоятельность.

    «По сути, это может привести к дальнейшему снижению покупательной способности населения. Это означает уменьшение доходов, а также возможностей граждан что-то приобретать. И это стагнация потребительского рынка, поскольку это вызовет понятные проблемы с покупателями. И это модель, которую будут приветствовать негосударственные пенсионные фонды», - констатирует Сафонов.

    Все это еще раз подтверждает, что любые изменения в российской пенсионной системе эффективно влияют на всю российскую экономику, поэтому любые подобные шаги требуют очень серьезной проработки, из-за чего Минфин РФ и взял здесь паузу.

    Так что, новый формат накопительной пенсионной системы затронет интересы всех российских граждан.

    Новую накопительную пенсионную систему, основанную на индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), можно запустить с 2020 года, сообщил 7 сентября во время пленарной сессии на Московском финансовой форуме первый вице-премьер, министр финансов Антон .

    «Нам еще нужно будет обсудить детали этой системы в правительстве. Полагаю, что где-то с 2020 года мы сможем запустить действие этого индивидуального пенсионного капитала»,

    — сказал Силуанов.

    По мнению министра финансов, система «будет работать как на гражданина, так и на экономику». Предложения, которые готовятся, дадут возможность людям, которые еще не вышли на пенсию, «накапливать свой индивидуальный пенсионный капитал», рассчитывает он.

    «Пенсии государственные будут повышаться, но при выходе на пенсию все равно в уровне доходов теряешь», — отметил Силуанов. Поэтому и нужна система ИПК.

    При этом Силуанов отметил, что отложенные на старость деньги под защитой государства «будут в сохранности». Создается система, аналогичная система страхованию банковских вкладов, отметил он.

    При этом средствами, отложенными в рамках системы ИПК, россияне смогут воспользоваться и до выхода на пенсию «в сложных ситуациях». Например, даже если гражданин не вышел на пенсию, а необходимо провести медицинскую операцию, то можно будет воспользоваться средствами, отложенными в рамках ИПК, пояснил министр финансов.

    Систему индивидуальных пенсионных накоплений (ИПК) и разработали еще в 2016 году. Это произошло на фоне объявления о продлении заморозки пенсионных накоплений. Концепция ИПК предполагала, что граждане должны сами формировать накопительную часть пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

    «Первоначально ИПК должен был заместить «замороженную» систему обязательного пенсионного страхования и строился на трех фундаментальных идеях: автоподписке, налоговых льготах и системе гарантирования. При такой конфигурации ИПК должна была стать новой национальной накопительной системой с огромным потенциалом, которая позволила бы молодым поколениям формировать пенсию в течение 40 лет»,

    — отмечает Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

    Последний известный вариант формирования гражданами ИПК Минфин и ЦБ предлагали правительству год назад — в июле 2017 года. Основным спорным вопросом прошлогоднего этапа обсуждения ИПК считались условия, на которых работники будут подключаться к системе.

    Изначально Минфин настаивал на «автоподписке». Но социальный блок правительство был против.

    Так, альтернативное предложение, которое в прошлом году было оформлено Минтрудом, — добровольное присоединение к системе. Уже в прошлом году Минфином был предложен компромисс — формально от термина «автоподписки» было предложено отказаться. Предполагалось, что большая часть работников получит право на «упрощенный порядок вступления», по которому работодатель будет предлагать условия вступления в план ИПК. Работник вправе будет или подписать соответствующее заявление, или отклонить его. Участнику ИПК предлагалось право выбрать «базовый» вариант схемы уплаты взносов либо зафиксировать ставку, а также приостановить уплату взносов в любой момент сроком на пять лет. «Базовый» вариант пенсионных отчислений предполагал их увеличение на 1% от зарплаты ежегодно до 6%.

    Работнику предлагался налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, «но не более 6% от зарплаты в год». Стимулирующая льгота для работодателя предполагала вычет из налога на прибыль: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

    Отдельно прошлогодняя концепция рассматривала перевод обязательной накопительной пенсии, которая формировалась работниками до заморозки в 2013 году в НПФах и на счетах . Прошлогодняя концепция Минфина предполагала, что накопительный элемент обязательной пенсионной системы перестанет функционировать в течение пяти лет. За это время участники накопительной системы, и прежде всего нынешние «молчуны», хранящие накопительную часть в , должны были определиться — передавать свои накопления в систему ИПК или конвертировать их в пенсионные баллы.

    В итоге, учитывая многочисленные разногласия, до президентских выборов 2018 года обсуждение системы ИПК было по сути заморожено.

    Так, по данным опроса НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), около 80% россиян «очень поверхностно знакомы с особенностями пенсионной реформы и в целом рассчитывают только на государственную страховую пенсию», отмечает он.

    Можно сказать, что детальное обсуждение ИПК с профессиональным сообществом так и не началось, говорит Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

    «Мы видим в основном презентации проекта, и в каждую последующую вносятся существенные изменения. Поэтому сложно предсказать будущее этого проекта», — резюмирует он.

    Передовые новшества формирования пенсионных сбережений довольно давно обсуждаются в России. Возникла необходимость выработать метод, позволяющий формировать индивидуальный пенсионный капитал.

    Новая концепция и ее суть

    Потребность в формировании системы индивидуального пенсионного капитала обусловлена такими факторами:

    • ориентация на модернизацию и автоматизацию промышленных производств, что приводит к резкому снижению рабочих мест для пожилых и ограниченно трудоспособных граждан;
    • трудности сбора достаточного количества денег, чтобы обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам;
    • граждане сами проявляют интерес к формированию защищенного индивидуального бюджета будущего;
    • уровень материального обеспечения в престарелом возрасте постоянно снижается.

    В настоящее время действует система обязательного пенсионного страхования (ОПС). За тружеников взносы платит работодатель. После достижения возраста, определенного законодательством, люди начинают получать небольшое пособие из Пенсионного фонда РФ (ПФР). Такой механизм обеспечения старости имеет серьезные недостатки:

    • старение населения приводит к повышению нагрузки на работающих (денег у ПФР не хватает постоянно);
    • пособие по старости постепенно снижается, что приводит к обнищанию огромного пласта граждан.
    Внимание! Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) должна решить существующие проблемы государства и его граждан.

    Условия формирования концепции новой системы


    Кризис ныне действующего метода работы с пенсионными накоплениями и выплатами ярко обозначился к 2014 году.
    Страна оказалась в критической ситуации, вызванной политической ситуацией в мире. Война санкций и контрсанкций негативно сказалась на деятельности ПФР. Она зависит от экономики страны, в которой только в начале 2017 году обозначился шанс на выход из длительного кризиса.

    Во властных кругах высказывались различные предложения по изменению пенсионного законодательства. Основные предложения связаны:

    • с увеличением возраста ухода на отдых;
    • с вводом в практику механизмов формирования накопительной составляющей пособия для нетрудоспособных.

    По расчетам правительственных структур, пенсионные накопления граждан могли бы облегчить деятельность ПФР, сняв с него часть нагрузки. Однако неэффективность экономики не позволила реализовать данный план на практике:

    1. Мероприятия по формированию накопительной составляющей не проводятся с 2014 года.
    2. Заморозка их продлена до 2020 года.

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Суть концепции пенсионного капитала граждан

    Проблемы в обороте средств ПФР предлагается решить следующими методами:

    1. Все деньги плательщиков взносов (22% от начислений) использовать на финансирование пенсий граждан. То есть не выделять 6 накопительных процентов в общем бюджете фонда.
    2. Формирование пенсионного капитала производить путем заключения плательщиками добровольных договоров с частными организациями (неправительственными пенсионными фондами - НПФ), занимающимися аккумулированием средств на индивидуальных счетах.
    3. Стимулировать переход на новую систему путем предоставления льготных условий плательщикам:
      • труженикам;
      • работодателям.
    4. Мероприятия вводить в действие постепенно, то есть с выделением переходного периода на адаптацию к новой концепции всех субъектов экономики страны.
    5. Предоставить возможность будущим получателям пенсий выбрать комфортную систему. С этой целью:
    6. Разработать новые базовые условия для граждан, отказавшихся от формирования ИПК в части размера платежа, схемы его получения после ухода на отдых.
    Внимание! Концепция предполагает переложить ответственность за свою старость на гражданина, сняв ее с государства.

    Условия участия в образовании ИПК


    Наиболее спорным вопросом новой концепции является автоматическое подключение плательщиков к системе формирования ИПК.
    Если гражданин не откажется от такого мероприятия, то бухгалтерия начнет взыскивать с его зарплаты взнос в НПФ.

    Основные условия образования ИПК:

    • по умолчанию (без заявления труженика) его первая ставка будет 0%;
    • пока продолжится переходный период люди смогут самостоятельно определить долю отчислений (этот параметр неограничен);
    • автоматически повышение ставки будет проводиться с годовым шагом в 1% пока не достигнет 6% (если не заявлено иное);
    • работнику предоставляется возможность заявить об отсрочке уплат (каникулы) на срок до пяти лет с инициативным продлением до конца трудовой деятельности.
    Внимание! Предполагается введение правила регулирования работником процента отчислений в любую сторону.

    Как отразится участие в системе ИПК на тружениках


    Новая концепция основана на принципе добровольности подключения к ее работе.
    Гражданам придется выбирать самостоятельно, к какой из систем пенсионных накоплений примкнуть, или отказаться от всех. При этом важна будет личная инициатива.

    Труженики, ее не проявившие, будут автоматически подключены к отчислениям в общем порядке. При этом первое время они не ощутят снижения доходов, так как взнос составит 0%. Но в последующем его доведут до 6%, что скажется на зарплате.

    Внимание! Центробанк обдумывает, до какого уровня повысить взнос в дальнейшем. Пока в информационном поле фигурирует показатель в 12%.

    Сроки начала работы программы ИПК


    К маю 2017 года планировалось полностью снять разногласия, мешающие принятию нового закона.
    Однако по настоящее время включительно окончательное решение так и не принято. Ключевыми разногласиями в настоящее время являются:

    • принцип участия тружеников в системе образования ИПК без инициативного заявления;
    • неопределенность размера максимальной доли отчислений.
    Внимание!Если все препятствия будут преодолены, то с января 2019 года новая система накопления капитала на старость начнет действовать.

    О правиле досрочной выдачи пенсионных накоплений


    В проекте нормативного акта, регулирующего условия работы системы ИПК, заложены широкие условия его получения вкладчиками. Накопления предлагается получать:

    1. После оформления обычной страховой пенсии. Причем сделать это можно позже установленного законодательством предельного возраста.
    2. Досрочно в случае наличия оправдывающих такое решение обстоятельств.

    Каждый из способов предполагает различные варианты реализации на практике, призванные удовлетворить потребности граждан. Владельцу ИПК предоставляется выбор варианта на его усмотрение. Первый способ предполагает:

    • ежемесячный платеж в равном объеме до полного исчерпания аккумулированных средств;
    • срочная выплата;
    • платежи, учитывающие уровень инфляции;
    • вывод остатков денег по требованию.
    Важно! Выбор вариантов использования денег ИПК ставится в зависимость от накопленной суммы. Чем она больше, тем шире перспективы.

    При необходимости досрочного использования капитала предлагается действовать по таким правилам:

    1. Вывести и использовать деньги в срок равный пяти годам до даты достижения пенсионного возраста, причем:
      • в кризисной ситуации позволено снять до 20% накоплений;
      • в исключительных случаях (тяжкое заболевание, к примеру) можно использовать всю сумму;
    2. Деньги, снятые не на регулярное пенсионное обеспечение, будут облагаться налогами.
    Скачать для просмотра и печати:

    Налоговые послабления в новой концепции


    Стимулировать тружеников и работодателей к переходу на иные принципы формирования пенсионных капиталов предполагается путем предоставления налоговых преференций разного уровня
    . А именно:

    • плательщикам, формирующим ИПК для себя или третьих лиц, предоставят право на налоговый вычет до 6%;
    • НДФЛ постепенно снизят до минимума в 10%.

    На практике последнее предложение планируется реализовать следующим образом:

    1. Повысить для работников НДФЛ до 15%.
    2. Связать его уровень со ставкой взноса в формирование ИПК.
    3. При увеличении доли выплаты в фонд ИПК снижать НДФЛ до указанных 10%.
    Внимание! Работодателям предложат налоговый вычет в размере взносов, перечисленных в ИПК работников.

    В чем отличие новой концепции от действующей


    Принципиальная разница предлагаемой обществу системы отныне реализуемой состоит в привлечении граждан к образованию ИПК. То есть каждый станет вкладывать свои деньги в старость.

    Кроме этого, существует еще ряд моментов, отличающих концепцию от старой системы. А именно:

    1. Ныне взносы за тружеников платит работодатель в размере 22%, из них 6% - накопительная составляющая. В новой системе этот платеж останется неизменным, но труженик дополнительно станет перечислять долю заработка в свой ИПК.
    2. Средства будут аккумулироваться только в негосударственных фондах и принадлежать вкладчику на праве собственности.
    Внимание! Система льгот по налогам призвана стимулировать плательщиков к переходу на новую систему. А это, в свою очередь, приведет к оздоровлению экономической ситуации в стране.

    Однако есть несколько моментов, не вызывающих оптимизма. К недостаткам новой концепции относят необходимость:

    • дополнительных бюджетных трат на первом этапе;
    • преодоления недоверия со стороны населения к нововведению.
    Важно! Несмотря на тот факт, что законопроект об ИПК должен был быть внесен еще в конце 2017 г. в ГД, по состоянию на начало 2019 г. - он туда не направлен. Однако окончательный вариант концепции проекта уже сформирован и существовавшие разногласия устранены. Ключевым изменением стало то, что автоподписку изменили на авторегистрацию. Что предполагает обязательное наличие заявление гражданина для участия в этой программе. А не наоборот, как планировалось ранее.

    Дорогие читатели!

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Последние изменения

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

    Посмотрите видео о новом законопроекте индивидуального пенсионного капитала

    28 мая 2017, 12:20 Мар 3, 2019 13:48

    В распоряжении РБК оказалась последняя версия концепции индивидуального пенсионного капитала. Ряд вопросов, возникавших к предложенной властями с 2019 года пенсионной реформе, в ней урегулирован. Однако у рынка возникло немало новых претензий. Главная - законопроект не должен работать задним числом

    Фото: Александр Рюмин / ТАСС

    Крупные участники пенсионного рынка на днях получили последнюю рабочую версию проекта закона об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), подготовленную Минфином и Центробанком (есть у РБК). По мнению участников рынка, показателен сам факт появления последней версии проекта закона. «Это свидетельствует, что правительство от реформы отказываться не будет», — считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

    Минфин направил концепцию проекта федерального закона об ИПК в правительство РФ на прошлой неделе, уточнил РБК представитель пресс-службы Министерства финансов.

    Документ — проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части формирования пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала — ИПК — в системе негосударственного пенсионного обеспечения) — вызвал целый ряд вопросов у участников пенсионного рынка.

    До 2015 года у россиян было две части пенсии: страховая — 16% и накопительная — 6%. С 2015 года население разделилось на два типа: «молчунов», оставивших свои средства в ПФР, у которых начала формироваться только страховая часть в размере 22%, и на принявших решение о будущем своей пенсии. У них 16% отчислений работодателя отчисляются в страховую часть, а 6% — в накопительную, которая инвестируется ВЭБом или НПФ.

    Индивидуальный пенсионный капитал — это новая часть пенсии россиян, которая будет введена, по плану Минфина и ЦБ, вместо страховой части. Потребность в реформировании возникла из-за продолжающейся уже не первый год заморозки накоплений. Значительных поступлений новых денег в систему нет, а массовые выплаты начнутся с 2022 года. Так, по оценке Минтруда, за период с 1 января 2022 года по 1 января 2031 года единовременную выплату средств пенсионных накоплений получат 8,83 млн человек.

    Согласно идее Минфина и ЦБ, работник будет копить на пенсию из своей зарплаты. Концепция предлагает массовое подключение граждан к системе и увеличение отчислений из зарплаты от 0 до 6% за шестилетний период. При этом гражданин может в п​ервый год со вступления в силу закона отказаться от участия в ИПК, после же у него будет право только установить комфортный уровень отчислений или же написать заявление на пятилетние «каникулы», которые можно брать несколько раз подряд. При этом работодатель продолжит отчислять из фонда оплаты труда в страховую часть 22%, если не будет введен налоговый маневр.

    Предполагается, что новая система начнет работать с 2019 года.

    Спорные моменты

    Прежде всего, в концепции уточняется, что состояние пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) для целей запуска системы ИПК фиксируется по результатам переходной кампании 2016 года. То есть деньги пересчитываются в баллы «задним числом», ведь закон еще не действует. У рынка положения, регулирующие ситуацию до вступления закона в силу, вызвали вопросы. «Закон не может регулировать ретроспективные действия, он должен быть направлен только на перспективу», — считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

    Появились в концепции и несколько важных деталей, которые ранее не были конкретизированы и вызывали вопросы у участников рынка.

    Одна такая деталь — льгота для работодателя. В концепции появился пункт о стимулировании участия в ИПК не только граждан, но и компаний. «Налоговая льгота» для работодателей будет выглядеть так: взносы работников до 6%, которые работодатель будет отчислять в ИПК, при определении базы по налогу на прибыль организаций будут приниматься к вычету в составе расходов на оплату труда с повышающим коэффициентом. В первые шесть лет отчислений на работника такой коэффициент составит 1,03, а в последующие периоды — 1,06.

    Сама по себе идея налоговой льготы для работодателей позитивна для рынка. Впрочем, формат предложенного налогового стимулирования вряд ли заинтересует работодателей участвовать в ИПК, считает генеральный директор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. По его подсчетам, для предприятия, у которого ежегодно на фонд оплаты труда уходит в районе 1 млрд руб., налоговая льгота составит всего 180 тыс. руб. Такой учет только усложнит отчетность и расчеты для работодателя, а реальным стимулом, который будет заставлять работодателей уговаривать вступить работников в ИПК, не выступит, считает и менеджер отдела услуг в области управления персоналом PwC в России Юлия Титова.

    Что касается налогового стимулирования граждан участвовать в ИПК, Минфин и ЦБ остановились на налоговом вычете до 6% от заработной платы в год. Глава НАПФ Константин Угрюмов считает, что граждане с низкими доходами могут не ощутить такой налоговой льготы. «Поэтому мы считаем, что должен быть включен механизм софинансирования со стороны государства», — говорит Угрюмов.

    Новые вопросы

    Породила концепция и новые вопросы у участников рынка. В частности, один из них связан с возможностью перевода негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в ИПК, говорит Николай Сидоров из НПФ «Будущее». В концепции говорится также, что гражданин может направить в ИПК пенсионные резервы, сформированные в его пользу по другим пенсионным схемам НПО.

    «К личным средствам такой шаг применим, а вот к средствам компаний нет. Поскольку обычно компании используют программу софинансирования, такие шаги противоречат экономической природе отношений компаний и пенсионных фондов», — говорит Николай Сидоров. «Пенсионные резервы — это взносы работодателя и физлиц, у которых с Пенсионным фондом заключен договор. Инициатива является вмешательством в эти взаимоотношения», — соглашается с ним Евгений Якушев.


    Фото: Станислав Красильников / ТАСС

    Среди прочих неясных моментов глава НАПФ Константин Угрюмов называет, в частности, вопрос о том, как будет решена проблема охвата фрилансеров, как в деталях будет работать схема вступления граждан в систему через трудовой договор. Представители крупных фондов рассказали, что они сейчас готовят вопросы к проекту, чтобы детально обсудить их с Минфином.

    Противоречивые прогнозы

    Прогнозы по популярности ИПК в том формате, в каком эта система описана в концепции, у рынка и регуляторов разошлись.

    Если концепция реализуется в обсуждаемом формате, количество граждан, вовлеченных в систему ИПК, сократится, по оценке Дениса Рудоманенко, в 15-20 раз.

    Однако, как говорит заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «у нас сейчас в системе ОПС участвуют около 55% из тех, кто имеет на это право. Причем последние годы фонды активно привлекают клиентов. Поэтому я ожидаю, что число участников в ИПК будет около 50% от экономически активного населения». Ежегодно, по нашим подсчетам, поступления составят от 0,5 трлн до 1 трлн руб. ежегодно, когда реформа будет работать в полную силу, сообщил он РБК. По его словам, согласно международному опыту в зависимости от активности маркетинговых компаний к аналогичным пенсионным системам подключаются от 30 до 60% граждан.

    Реформу накопительных пенсий оплатят россияне

    Минфин и Центробанк назвали новую дату введения индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который заменит накопительную часть пенсии. Проекта закона за годы обсуждения ни одно ведомство не обнародовало, но в теории главными новациями должны стать добровольный характер отчислений и невозможность государства использовать накопления будущих пенсионеров. Вместе с тем введение ИПК приведет к увеличению нагрузки на налогоплательщиков.

    Обсуждение идеи ИПК началось еще в 2014-2015 гг., но так и не оформилось в законопроект. В предложениях Минфина для пенсионной реформы предполагалось - ИПК - уже с 2017 г. Позднее в Центробанке прогнозировали ., но проект власти в Госдуму так и не внесли.

    Документ Минфином и ЦБ будет опубликован в течение месяца, новые сроки озвучили СМИ, по их данным, . Сейчас работодатель уплачивает в Пенсионный фонд взносы в размере 22% от зарплаты. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что от зарплаты, а дополнительный инвестиционный ресурс в экономике пополнится на 1,5% ВВП. Однако сделано это будет, вероятнее всего, за счет дополнительной нагрузки на пенсионеров.

    Переход к ИПК предполагает не замену 6% накопительной части, которую сейчас инвестируют НПФ и ВЭБ, на добровольные отчисления работников, а перераспределение платежей. 22%-е отчисления направятся в распределительную систему и станут страховой частью пенсии (сейчас только страховая часть формируется у "молчунов", оставивших свои деньги в ПФР). Работнику предложат дополнительно, из своей получаемой на руки зарплаты, отчислять до 6% в накопительную часть.

    Предварительно власти заявляли о готовности предоставить гражданам возможность отказаться "копить на пенсию" или самостоятельно установить желаемый процент отчислений. Однако в каком формате закон будет представлен - большой вопрос: еще в 2016 г. Минфин хотел принудительно подключить к ИПК всех налогоплательщиков, если работник самостоятельно не установит размер взноса, то автоматически станет откладывать по 6% от зарплаты.

    В текущем варианте ИПК станет дополнительной нагрузкой на налогоплательщиков, говорит аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин .

    "Взносы фактически будут уплачиваться в дополнение к обычной ставке страховых взносов в ПФР. Их будет делать сам работник, взнос будет увеличиваться с 0 до 6% на 1 процентный пункт в год, но может быть отменён по желанию работника. В итоге ИПК представляет собой ни что иное, как налог на финансовую неграмотность. Очевидно, что уплачивать подобные взносы будут в первую очередь граждане, которые не знают о подобной реформе и не контролируют свои расчёты с государством. Тем не менее надо признать - нововведение эффективно повысит размер средней пенсии в будущем", - рассказал аналитик.

    Идея существующей накопительной части, которую в свое время агитировали переводить в НПФ, тоже в увеличении будущей пенсии. Но с подачи государства деньги россиян находятся в "заморозке" с 2014 г., тогда отчисления в размере 6% от зарплаты россиян направили на выплаты пенсионерам. Принято решение о продлении меры до 2020 г., что в трехлетней перспективе принесет

    Деньги, перечисленные в рамках ИПК, будут собственностью самого гражданина по аналогии с банковским вкладом. Но в отсутствие проекта сложно сказать, сможет ли государство после перехода к ИПК принять в отношении денег россиян решения, аналогичные "заморозке" накопительной части пенсий, добавляет Нигматуллин.

    "Теоретически это возможно с точки зрения ежегодно поступаемых платежей, а не суммы накоплений. Например, их можно принудительно направить на погашение дефицита ПФР. Возможно, для этого даже не потребуется принятия нового закона", - говорит он.

    По мнению участников рынка, ИПК позволит сбалансировать пенсионную систему. По расчетам Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), дефицит взносов на страховую пенсию в 2017 г. оценивается в 34%, его снижение возможно за счет роста тарифа страховых взносов с текущих 22% до минимум 34%. В случае выполнения поручения президента о росте зарплат потребуется еще больший тариф. Введение ИПК решит проблему только в случае максимального охвата населения, но не менее 25% наемных работников с облагаемым доходом не менее 50 тыс. руб., отмечают в альянсе. Там выступают за рост тарифа выше 6%.

    Условия привлекательности ИПК: право собственности на средства, правопреемство пенсионных средств в случае смерти участника до назначения ему пенсии и самой пенсии, досрочное получение средств при тяжелой болезни, травме или уничтожении имущества, гарантированный инвестиционный доход, возможность приостановки участия в программе.

    Переход к новой системе не сможет сразу покрыть дефицит ПФР, говорит доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец , он будет существовать еще достаточное время.

    "Переход к ИПК приведет к тому, что государство будет выплачивать только обязательную часть, и происходить это будет не сразу, а по мере достижения пенсионного возраста теми, кто перешел на такую систему. Это, скорее, приведет к большей дифференциации пенсионных выплат, так как граждане очень по-разному отнесутся к переходу к ИПК - одни будут стараться больше зарабатывать или их доход позволит накопить больше, соответственно, и пенсия их может быть больше, а некоторые все равно либо останутся в тени, либо не очень поверят новой системе, и получать будут только минимум. Но самое опасное в этой схеме то, что работающие граждане с низкими заработными платами не смогут накопить на достойную пенсию", - рассказала она .

    Низкий уровень доверия к государству в вопросе формирования пенсий (здесь стоит вспомнить не только "заморозку", но и отказ от второй индексации в кризисные годы, остановку роста пенсий работающих пенсионеров, ) заставит работников задуматься о целесообразности добровольно копить. Власти уже придумывают стимулы, так, есть решение по освобождению накопительной части от налога на доход физических лиц. Идею в 2017 г. выдвинули участники рынка, регулятор ее поддержал. Однако есть риски того, что россияне при возможности уйдут на пятилетние каникулы для выплат или установят 0% взносов велики. В АНПФ отмечают, что льготы по подоходному налогу - значимый фактор только для высокооплачиваемых работников, а для значительной части снижение реальных доходов существенно превысит эффект господдержки.

    У большинства россиян с низкими доходами просто нет возможности в долгосрочном режиме откладывать существенную часть зарплаты на пенсию, говорит заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин . Сейчас порядка 70% россиян получают зарплату ниже средней, отмечает он.

    "Если при зарплате в 40 тыс. руб. у человека есть семья, дети, то душевой доход домохозяйства ниже и существуют более императивные траты. Подтверждение этому - относительно небольшие накопления россиян. При этом чтобы накопительная пенсия была значимой, речь должна идти о накоплении не десятков и даже не сотен тысяч рублей. Второй момент, вызывающий сомнение - инфраструктура НПФ. За предыдущие годы фонды не показали себя, как институт, способный обеспечить доходность, хотя бы соизмеримую с инфляцией. По целому ряду причин доходность НПФ была в полтора раза ниже инфляции. Если ИПК введут в принудительном порядке, люди будут вынуждены отчислять взносы, но это уменьшит их и без того падающие доходы и негативно отразится на экономике, так как снизится платежеспособный спрос", - рассказал он .

    Налоговые льготы, по его словам, увеличат доходность НПФ на несколько десятых процента, но выпадающие доходы получат субъекты, которые являются администраторами НДФЛ. Кроме того, льготы по подоходному налогу опять же получат россияне с высокими доходами - именно они могут быть заинтересованы в ИПК - это сделает плоскую шкалу налога фактически регрессивной.

    Так как у многих работников необходимость отчисления дополнительных взносов может вызвать протест, система ИПК, вероятнее всего, станет принудительной, говорит Людмила Иванова-Швец: "Скорее всего, рычаги давления могут передать работодателям, то есть предусмотреть схему, при которой работодателю было бы выгодно, чтобы его работники были включены в эту систему".

    Она добавляет, что одной разъяснительной работы среди населения по вопросу формирования пенсий мало, нужна стабильность пенсионной системы, чего нельзя сказать о ней в настоящее время

    "За последние 13 лет произошло столько реформ пенсионной системы, что граждане перестали доверять государству, но из-за высокой инфляции и низких доходов не имеют возможности и не видят смысла заниматься самостоятельно пенсионными накоплениями. Государство должно выступить гарантом стабильности", - отмечает эксперт.



    Похожие статьи