• Функции механических часов. Какие бывают часы

    12.06.2019

    Классически все механизмы наручных часов делят на две группы - механические часы и кварцевые часы .

    Рассмотрим для начала кварц. Кварцевые механизмы или англ. QUARTZ работают за счет кварцевого кристалла. Его принцип работы заключается в простой истине - при прохождении тока он способен выдавать импульс с определенной частотой. Именно она и лежи в основе счета секунд в таких часах.

    Чаще всего встречаются такие типы кварцевых часов:

    Аналоговый или стрелочный. Этот механизм имеет высокий уровень точности, он способен выстоять при внешних неблагоприятных воздействиях (удары, тряска и т.д.) Такой механизм можно сделать боле тонким, чем механический. Батарейки в часах хватает от 3 до 10 лет в зависимости от качества элемента питания. Строк службы механизма такой же, как и в механике (детали изнашиваются одинаково). Не такой сложный принцип работы позволяет с легкостью производить многофункциональные часы с датой, календарем, лунным календарем и будильником.

    Кварцевые механизмы бывают и цифровыми. По сути, они обладают такими же характеристиками, что и кварцевый аналоговый механизм, разве что имеют цифровую индикацию времени и других показателей. В таких часах чаще всего встречается множество функций, особенно в спортивных сериях. Кстати, последние бывают и комбинированные, когда в одном корпусе совмещается как аналоговый показатель, так и цифровые индикаторы.

    Интересным изобретением является кварцевый механизм с использованием альтернативных источников энергии. Это кварц с автоподзводом и кварц на солнечных элементах . В первом случае используется кинетическая энергия, то есть движение вашей руки во время ходьбы превращается в электрическую энергию и таким образом заряжает аккумулятор.Принцип работы выработки энергии, кстати, идентичен автоподзаводу механических часов, но о них чуть позже.

    Вторым способом зарядить аккумулятор в кварцевых часах считаетсяфотоэлемент или солнечные батареи, которые преобразовывают энергию света.Такие технологии появились вследствие экологических тенденций в энергетической сфере и производства зарядных устройств.

    Механические часы

    Для начала следует уточнить, что механика считается более престижным аксессуаром, нежели кварц. Уникальные модели этих часов имеют достаточную точность, чтобы конкурироать с кварцом, а вместе с тем и несколько преимуществ. Среди них и возможность измерять отрезки в доли секунд, а также небольшой размер механизма. Но без недостатков, как правило дорогие часы, хотя среди серийных часов средней цены тоже есть достойные модели.

    Механика с ручным заводом - то, что последнее время встречается все реже. Пружину нужно заводить с помощью головки завода приблизительно раз в сутки. Такие часы не так, как кварцевые ударопрочны, поскольку имеют множество мелких деталей и сложный механизм. Механические часы нужно промывать и перенастраивать раз в несколько лет. Они имеют не такую высокую точность, как у кварца.Где-то +/- 20 минут в месяц и сильно чувствительны к магнитным полям. Но среди плюсов - это сложность часов, часто их красота (особенно если в часах есть прозрачные элементы - скелетоны). Часы имеют плавность хода стрелки и характерный звук.



    Механика с автоподзаводом имеет практически те же недостатки, что и классическая механика. Кроме того толщина корпуса таких часов не может быть очень маленькой, поскольку в часах находится ротор, который от колебаний при ношении часов заводит пружину, которая в свою очередь вращает механизм.Часы с автоподзаводом живые и по сути позволяют владельцу забыть о необходимосте смены батарейки или подзарядки, что весьма удобно.

    Часто некоторые часы называют хронометрами, что означает особенный сертификат точности, которая проверяется в Палате мер и весов Швейцарии. Не стоит путать с хронографом - механическим секундомером с автоподзаводом или ручным заводом.



    Наталья Ерофеевская 8 августа 2018, 12:20

    Часы такие разные! Именно многообразие часовых механизмов, дизайнов и форм, цветовых решений оригинальных элементов позволяют подобрать этот ставший неизменным спутником современного человека аксессуар. Казалось бы, в эпоху цифровых гаджетов хронометры на руке совсем необязательны , однако ни мужчины, ни женщины не торопятся отказаться от них в пользу смартфонов или планшетов. Женщины видят в наручных часах стильный аксессуар, способный гармонично и эффектно дополнить любой образ – от классического делового до дерзкого спортивного. Для мужчин же дорогие брендовые часы – это статусная вещь, такая же как автомобиль или фирменный костюм.

    Фото наручных мужских часов

    Выбор наручных часов редко кому покажется простым и незатейливым делом. Как разобраться во всем этом множестве механизмов, изящных или, наоборот, абстрактных дизайнерских идеях? Предлагаем развернутую классификацию наручных часов, которая включает в себя и основные разделы, предусматривает и функциональные нюансы.

    Фото дизайнерских наручных часов скелетон

    Основные типы часов: механика и кварц

    Все наручные часы по принципу действия часового механизма подразделяются на:

    • механические – классические (с ручным пружинным заводом, который требуется выполнять раз в сутки-трое) или с автоподзаводом. Механические наручные часы известных фирм-производителей считаются более престижным аксессуаром, чем кварцевые в той же ценовой категории. Срок службы качественных механических часов составляет порядка 50 лет;
    • кварцевые , работающие на кварцевых кристаллах, которые при прохождении тока от батарейки выдают импульсы с определенной частотой. Подразделяются на аналоговые (стрелочные) и цифровые – в зависимости от способа представления информации для пользователя. Частным случаем кварцевых часов являются электронные – они работают по тому же принципу, но информация в них отражается на цифровом дисплее (причем иногда в виде стрелок).

    Механические часы за счет небольших размеров механизма могут принимать очень изящные формы, которые особенно ценят утонченные элегантные женщины. Дорогие хронометры позволяют измерять временные отрезки в доли секунд, хотя, по большому счету, для обычного обывателя практической роли это не играет. Механика с ручным подзаводом имеет тонкий сложный механизм, состоящий из множества деталей, весьма чувствительный к ударам и встряскам. Для тех же, кто часто забывает о ежедневной необходимости заводить свои часы, рекомендуются модели с автоподзаводом – внутренний ротор механизма при движении руки передает свои колебания в движение вращающей механизм пружины.

    Часы женские, SL (цена по ссылке)

    Любые механические часы реагируют на магнитные поля, требуют периодических чисток и настроек, обычно проводимых раз в несколько лет. Многие любят классическую механику за плавность хода стрелок, характерное «тикание» и красоту – в современные модели дизайнеры часто включают скелетоны, позволяющие видеть работу механизма прозрачные элементы корпуса. Хронометрами обычно называют часы определенной степени точности , подтвержденной сертификатом Палаты мер и весов Швейцарии, — именно поэтому швейцарские часы считаются признанной иконой точности.

    Фото мужского хронометра

    По сравнению с механическими часами кварцевые обладают более высоким уровнем точности и устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям (ударам, падения, встряске и т. д.). Сроки службы самих механизмов в обоих типах часов вполне сопоставимы – износ базовых деталей одинаков, а качественная батарейка в кварцевых работает до 10 лет. Зато функционально кварцевые часы во многом превосходят механические – многие модели не только показывают очное время, но и текущую дату, позволяют работать с календарем, устанавливать будильник.

    Спортивные кварцевые часы обладают расширенным функционалом и нередко совмещают аналоговые элементы и цифровые индикаторы

    Альтернативой привычным батарейкам в кварцевых механизмах могут быть автоподзавод и солнечные батареи (фотоэлементы). Механическое движение руки во время ходьбы преобразуется в электрическую энергию, достаточную для автоматической подзарядки аккумулятора – автоподзавод очень удобен, поскольку обычно человек находится в состоянии постоянного движения. Фотоэлементы – это естественная зарядка часов от вырабатываемой солнечной энергии: и простое решение, и экологичное.

    Фото наручных часов на солнечной батарее

    Дополнительные характеристики мужских и женских наручных часов

    Помимо непосредственного отображения времени и часто даты современные модели наручных часов для мужчин и женщин имеют множество дополнительных характеристик, которые делают использование этого аксессуара максимально комфортным. Вот о таких характеристиках идет речь:

    • антибликовое покрытие стекла не только визуально улучшает восприятие циферблата или электронного дисплея, но и делает стекло прочнее. Производственное нанесение такого покрытия считается серьезной технологической процедурой, удорожающей стоимость изделия, но для бюджетных моделей чаще используют антибликовую пленку, минусом которой является ее быстрое истирание и недолговечность;
    • водонепроницаемость и герметичность наручных часов важны для людей, работающих в соответствующих средах, часто подвергаемых воздействию влаги и грязи. Герметичность внутренних механизмов обеспечивается резиновыми уплотнителями, которые время от времени необходимо менять. Водонепроницаемые модели обычно выполняются с ударопрочным стеклом и корпусом, имеют указанный на задней панели или на циферблате часов соответствующий класс герметичности:
    • класс 1 (water resistant) , достаточный для аккуратного мытья рук, не снимая часы, но не рассчитанный на плавание, душ или принятие ванны, кратковременного случайного попадания в воду. Это самый простой класс защиты механизма от пыли, грязи, влаги;
    • класс 2 (3 атм) рассчитан на мытье рук или попадания в сильный дождь, но не плавание или купание;
    • класс 3 (5 атм) рассчитан на погружение в воду на глубину до 30 см, но не на ныряние. Если вода была соленой морской, часы необходимо ополоснуть пресной водой и высушить естественным путем;
    • класс 4 (10 атм) выдержит ныряние с трубкой, но погружения с аквалангом не рекомендованы;
    • класс 5 (20-30 атм) – самые герметичные изделия с ударопрочным корпусом, предназначенные для дайверов и способные выдержать давление воды в течение 3 часов.

    В качестве источника питания/энергии для движения стрелок используются алкалиновые, литиевые или оксид-серебряные батарейки, солнечные элементы, кинетика заряжающего аккумулятор ротора в кварцевых механизмах и завод пружины в механических. Как уже было сказано, автоподзавод используется и в механических моделях, и в кварцевых.

    Часы женские, Sergey Gribnyakov (цена по ссылке)

    Золото, серебро, платина, драгоценные камни делают модель роскошнее и, конечно, сказываются на ее стоимости. Наручные часы из драгметаллов могут быть выполнены из них полностью или с частичным использованием (напылением) – например, изготовлены из цельного золота или с позолотой. Показатель веса драгоценного металла на изделиях позолоченных или посеребренных не проставляется, в лучшем случае в документации может быть указана толщина напыления и проба.

    Защита механизма (противоударность) – это способность механизма сохранять свою работоспособность после удара, встряски и т.д. К этому показателю относится тип стекла (пластиковое, минеральное, сапфировое и т. п.) и материал корпуса (пластик, титановый сплав).

    Часы мужские, UT (цена по ссылке)

    Немногие знают, что красивое дизайнерское решение с полностью или частично прозрачным корпусом имеет название – скелетон. Эффектные прозрачные дизайны позволяют наблюдать работу приводящих в движение стрелок шестеренок, поэтому часто внутренние элементы механических часов украшают орнаментальной росписью или драгоценными камушками. Такие часы обычно изготавливают с сапфировым ударопрочным стеклом, на котором практически не остаются отпечатки пальцев и царапины.

    Фото наручных часов с прозрачным корпусом скелетон

    Методы отображения, непосредственно, времени в современных моделях наручных часов могут быть самыми разными: от классического стрелочного варианта (на две или три стрелки) и цифрового до комбинированного (аналогового и цифрового) и бинарного (точками, палочками, цветными лучами и различными геометрическими фигурами).

    Циферблат современных хронометров – благодарное поле для деятельности дизайнеров

    Не один десяток лет традиционно сохраняются виды циферблатов (стрелочный, смешанный, цифровой) и четыре способа разметки временного круга (арабскими цифрами, римскими, смешанные варианты и просто метки). Цифры на циферблате в последнее время часто носят весьма креативный характер изображения, а могут и отсутствовать вовсе – все чаще вместе с цифрами дизайнеры отказываются и от любой разметки: ни о какой точности указания времени на таких часах и речи быть не может, но дизайн в целом смотрится оригинально и очень стильно.

    Фото наручных часов без стрелок и временной разметки циферблата

    Дополнительные функции наручных часов

    Помимо основной функции указания времени в современных хронометрах заложено много другого функционала, облегчающего или, как минимум, делая комфортнее жизнь владельца. К таким дополнительным удобствам относится:

    • подсветка дисплея ;
    • автоподзавод , присутствие которого в часах делает механизм сложнее, а часы массивнее и толще – поэтому включение производителями такой функции в женские часы обычно не практикуется;
    • GPS – вполне соответствующее духу времени решение, отслеживающее местонахождение, позволяющее строить маршрут и запоминать движение по нему. Обычно используется в детских моделях-трекерах с навигатором и в спортивных сериях; функция GPS часто соседствует с компасом, такие часы обычно характеризуются водонепроницаемостью и ударопрочностью;
    • будильник и вибросигнал (своего рода часовая напоминалка, которая задается на точно установленное время);
    • календарь, лунный календарь/указатель лунных фаз ;
    • записная книжка ;
    • шагомер ;
    • встроенная Flash-память для хранения небольшого объема информации, такие модели часто оснащаются портом mini-usb для подключения к ПК.

    Каждая функция, естественно, влияет на стоимость изделия, поэтому при выборе определенной модели наручных часов стоит подумать, а будет ли то или иное удобство использоваться в дальнейшем. Зачем переплачивать за то, чем не придется пользоваться – например, за GPS-навигатор, фазы Луны или высотомер? Следует также учитывать образ жизни, характер, привычки и темперамент, а также стиль в одежде. Среди известных фирм-производителей, модели часов которых пользуются особенным спросом, стоит назвать бренды Adriatica, Anne Klein и Calvin Klein, Casio, Citizen, Diesel, Orient, Romanson, Seiko.

    Платина или плата — это основная деталь механизма часов, на которой крепятся все детали и узлы. Диаметр платины соответствует калибру часов. Часовые механизмы с диаметром платины менее 22 миллиметров считаются женскими, 22 и более считаются мужскими. В механических карманных часах «Молния» диаметр платы 36 мм. Платина может иметь как круглую форму так и не круглую. Изготавливают платину обычно из латуни марки ЛС63-3т, в кварцевых часах платина может быть изготовлена из пластмассы. Для установки и расположения деталей на плате делают различные расточки и отверстия, которые имеют различную высоту и диаметр. В наручных часах в плату запрессованы камни, выполняющие роль подшипников колёсной системы и баланса. Камни изготовленные из синтетического рубина и имеют высокую прочность. В малогабаритных будильниках «Слава» вместо камней колёсной системы используются латунные втулки. Они запрессованные в плату и в мост ангренажа, если происходит износ втулок (появляется отверстие овальной формы), то они подлежат замене. В крупногабаритных часах плата не имеет ни камней, ни латунных втулок, при выработке отверстия стягиваются пуансоном. Платина очень редко приходит в негодность, поэтому при ремонте часов редко подлежит замене. Так как для вращающихся деталей (колёс, баланса и т.д.) обычно используют два подшипника т.е. камня, то для установки второго камня используют мосты. В мостах как и в платине делают различные расточки и отверстия. Отверстия в платине и в мостах должны быть строго соосны, что бы обеспечить правильное положение деталей. Соосность обеспечивают посадочные штифты или втулки, которые запресованы в платину (в некоторых случаях в мосты). Латунные платины и мосты обычно никелируют, для защиты от окисления и придания им красивого внешнего вида.

    Колёсная система или ангренаж состоит из четырёх и более колёс. Основная колёсная система содержит в себе:
    1. Центральное колесо
    2. Промежуточное колесо
    3. Секундное колесо
    4. Анкерное колесо
    Если быть точным не всё анкерное колесо, а только триб анкерного колеса. Полотно анкерного колеса относится к другой системе, системе спуска.
    Все колёса в часовом механизме состоят из следующих составных частей — ось, триб, полотно. В наручных часах ось и триб являются единым целым и так как несут на себе значительные нагрузки изготавливаются из стали. Верхняя и нижняя части оси имеют меньший диаметр и называются цапфы. Полотно колёс имеет зубья, перекладины и изготавливается из латуни. Исключением является полотно анкерного колеса, оно изготавливается из стали (в большинстве часовых механизмов). При ремонте часов нужно знать несколько правил:

    1. Полотно центрального колеса входит в зацепление с трибом промежуточного колеса.

    2. Полотно промежуточного колеса входит в зацепление с трибом секундного колеса.

    3. Полотно секундного колеса входит в зацепление с трибом анкерного колеса.

    Центральное колесо в большинстве часовых механизмов располагается в центре платы, за что и получило название — центральное.
    Секундное колесо делает один оборот за одну минуту, поэтому на одну из его цапф одевают секундную стрелку.
    Промежуточное колесо находится «между» центральным и секундным колёсами. Между в кавычках потому, что в часах с центральной секундной стрелкой промежуточное колесо будет находиться рядом с центральным и секундным, секундное колесо проходит сквозь центральное. Поэтому «между» это не место положения, а порядок передачи энергии от двигателя к маятнику.
    Чем толще ось колеса тем ближе к двигателю оно располагается имеется в виду не место положение на плате, а место по передаче энергии. То есть самая толстая ось будет у центрального колеса, самая тонкая у анкерного.

    Двигатель. Двигатель в механических часах служит для накопления энергии. Существует два типа двигателей гиревой и пружинный. Гиревой двигатель наиболее точен, но из-за больших размеров и конструктивных особенностей используется только в стационарных часах. Состоит он из гири, цепи или струны (шёлковая нить). Одной и единственной поломкой гиревого двигателя является обрыв цепи или струны. При длительной зксплуатации звенья цепи могут растянуться, их можно восстановить с помощью плоскогубцев. Растянутые звенья цепи сжимают в продольном направлении для того, чтобы сошлись разошедшиеся концы.

    Пружинный двигатель менее точен, но более компактен его используют в наручных, настенных, карманных часах. Пружинный двигатель состоит из пружины, вала (корэ), барабана. Барабан служит для предохранения пружины от попадания на неё пыли, влаги. Состоит барабан из корпуса и крышки. По периметру корпус имеет зубья, которые служат для передачи энергии на колёсную систему. В центре дна корпуса имеется отверстие для вала (корэ), такое же отверстие имеется и в центре крышки барабана. В большинстве случаев в крышке имеется ещё одно отверстие для замка пружины, оно находиться с краю.

    Пружины в часах имеют S-образную форму, и спиральную. Пружина имеет отверстие для крепления к валу на одном конце (в центре) и замок для крепления к барабану на другом конце. В часах с автоподзаводом используется фрикционное крепление пружины, это когда пружина не имеет жёсткого крепления к барабану, а проскальзывает при заводе.

    Анкерная вилка входит в состав системы спуска часового механизма. Система спуска предназначена для преобразования вращательного движения колёс в колебательные движения маятника. В состав системы спуска также входит: полотно анкерного колеса, двойной ролик баланса. Анкерная вилка состоит из:

    1. Ось анкерной вилки старые мастера называют её чиж.
    2. Тело анкерной вилки, бывает одноплечная и
    двухплечная.
    3. Рожки находятся в хвостовой части тела анкерной вилки.
    4. Копьё располагается снизу рожков точно по центру.
    5. Паллеты находятся в пазах тела на плечах вилки.
    Ось анкерной вилки изготавливается из стали как и все оси в часовом механизме. Она имеет самый маленький размер по отношению к другим осям механизма за что её и прозвали чиж. На ось напресованно тело анкерной вилки которое изготавливается из стали или латуни.

    В пазы тела вставлены паллеты изготовленные из синтетического рубина. Крепятся паллеты при помощи специального клея который называется шеллак. Шеллак при нагревании растекается и заполняет щели между паллетами и пазами тела анкерной вилки. При остывании шеллак затвердевает, что приводит к прочному крепление паллет в пазах тела. Для того чтоб приклеить паллеты с помощью шеллака существует специальный инструмент называемый жаровня.

    В хвостовой части тела анкерной вилки располагаются рожки и копьё. Рожки изготовлены как единое целое с телом, а вот копьё изготовленное из латуни и крепится к телу анкерной вилки методом запрессовки.
    Копьё предназначено для предотвращения выхода эллипса из зацепления с рожками анкерной вилки так называемый заскок. ЗАСКОК это когда эллипс находится не между рожками, а за пределами то есть заскакивает за один из рожков анкерной вилки.

    Баланс, маятник.

    Колебательная система или регулятор хода включает в себя баланс (используется в наручных, карманных, настольных и в некоторых настенных моделях часов) или маятник (используется в настенных и напольных часах). Маятник представляет из себя металлический или деревянный стержень, на одном конце которого находится крючок на другом конце находится линза. От расположения линзы относительно стержня зависит точность хода часового механизма. Чем выше тем быстрее колебания, чем ниже тем медленнее.

    Баланс состоит из следующих — ось, обод, двойной ролик, спираль (волосок).

    Обод с перекладинами крепиться по центру оси, обод должен быть плотно напрессован, чтоб исключить его проворачивание во время колебаний баланса. Под ободом на ось напрессован двойной ролик в состав которого входит эллипс или как его ещё называют импульсный камень. Над ободом находиться спираль, она должна располагаться параллельно ободу и ни в коем случае не соприкасаться с ним. На внутреннем конце спирали находится колодка с помощью которой спираль крепиться к оси баланса. На наружном конце находится колонка, с помощью которой спираль крепится к мосту баланса. От длины спирали зависит точность хода часового механизма. Для регулировки точности хода существует градусник (регулятор) который располагается на мосту баланса. Градусник представляет из себя рычаг на одном конце которого находится два штифта или специальный замок, на другом конце выступ с помощью которого можно регулировать точность хода. Между штифтами градусника проходит наружный виток спирали, при повороте градусника штифты скользят вдоль наружного витка спирали тем самым удлиняя или укорачивая рабочую часть спирали. Рабочая часть спирали считается — длина спирали от колодки до штифтов градусника плюс одна треть расстояния от штифтов к колонке.

    МОСТЫ — мосты фиксируют все детали к плате, мост баланса, мост анкерной вилки, мост ангренажа, мост двигателя.

    Механизм завода и перевода стрелок (ремонтуар) состоит из следующих деталей:
    1. Переводной триб его ещё называют бочонок
    2. Заводной триб или полубочонок
    3. Заводной рычаг
    4. Переводной рычаг
    5. Мост ремонтуара или фиксатор

    Бочонок (1) имеет с двух сторон зубья, с одной стороны они имеют правильную форму и служат для перевода стрелок, с другой стороны зубья скошены и служат для зацепления с полубочонком (2), который через коронное и барабанные колёса заводит пружину часов.

    Давайте разберёмся как работ
    ает система ремонтуар.

    СТРЕЛОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ — состоит из часового колеса, вексельного колеса и минутного триба.

    Календарные устройства в часах.

    Одним из дополнительных устройств в часах, является календарное устройство. Календарное устройство используется как в механических, так и в кварцевых часах. Различают два вида календарных устройств:

    • 1. показывающие дату в окне циферблата
    • 2. показывающие дату на дополнительной шкале циферблата

    Наиболее широко распространены календарные устройства показывающие дату, и дни недели в окне циферблата. Такие календарные устройства можно разделить на два вида:

    • 1. календарное устройство мгновенного действия

    Календарное устройство располагается на платине часового механизма под циферблатом.

    Время, в течении которого происходит смена показаний календаря, называется продолжительностью действия календарного устройства.

    Календарное устройство, в различных моделях часов, имеет разнообразную конструкцию и составные части. Но существуют некоторые детали, которые являются неотъемлемой частью во всех видах календарных устройств, к ним относятся:

    Диск календаря или числовой диск.
    Имеет на своей поверхности числовые значения от 1 до 31.

    Суточное колесо. Название говорит само за себя, делает один оборот в сутки. На суточном колесе располагается кулачок который приводит в движение диск календаря.

    Часовое колесо.
    Имеет дополнительный венец зубьев, который называется первое колесо календаря.

    Фиксирующий рычаг или фиксатор диска календаря.
    Предназначен предотвращения самопроизвольного вращения диска календаря.

    Автоподзавод. Календарное устройство не имеет автономного источника энергии, и работает от пружины завода хода. Это в свою очередь сказывается на точности хода часов. Следует помнить, что часы с календарным устройством и без автоподзавода лучше заводить вечером, это позволит календарю сменить дату в тот момент когда энергия пружины будет максимальной.

    В часах с исправным автоподзаводом пружина должна подзаводиться при повороте инерционного сектора в любую сторону. Если пружина заводится только при повороте инерционного сектора в одну сторону это может привести к тому, что пружина не будет полностью подзаводиться и часы будут останавливаться. Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Для того чтоб пружина не порвалась она имеет фрикционное крепление к барабану. Это когда достигнув максимального значения пружина проскальзывает в барабане на два — три оборота, что даёт возможность автоподзаводу постоянно работать и избежать его поломки. Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных часов за счёт механизма автоподзавода который располагается над основным механизмом часов.

    В часах Российского производства Слава 2427, Восток 2416 в системе автоподзавода используются фрикционные и передаточные колёса. Для того чтоб завести пружину часов система автоподзавода затрачивает достаточно много энергии на вращение этих колёс. В часах импортного производства — Ориент, Сейко, Ситезен и других система автоподзавода состоит из эксцентрика, гребёнки, бархатного колеса. Инерционный сектор вращаясь поворачивает эксцентрик на ось которого одета гребёнка, гребёнка в свою очередь начинает поворачивать бархатное колесо которое взаимодействуя с барабанным колесом заводит пружину. Причём независимо в какую сторону поворачивается сектор автоподзавода бархатное колесо должно крутиться только в одну сторону. Для вращения одного бархатного колеса требуется меньше энергии, поэтому коэффициент полезного действия такой конструкции автоподзавода намного больше.

    Часовой спуск — часто сравнивают с человеческим сердцем, хотя это сравнение не совсем верно. Ведь сердце, кроме того, что выполняет регулирующую функцию, берет на себя еще и роль пружины (привычнее — насоса). Правильнее было бы сравнить его с сердечным клапаном,
    Различные виды спусков по-разному «звучат», а часы из-за этого по-разному тикают. Данте имел честь наблюдать за работой часов, в которых спусковое устройство звучало, «как звуки струн на лире».
    Вообще, за годы существования часового дела были созданы сотни различных видов спусковых механизмов. Но многие были изготовлены только в единственном экземпляре или очень ограниченными сериями и, таким образом, были преданы забвению. Другие просуществовали дольше, но от них окончательно отказались из-за трудностей в их производстве или из-за весьма посредственного исполнения. В этой статье приведен краткий обзор основных видов спусков, учитывая их роль в историческом развитии часов вообще и спусковых устройств в частности.

    Шпиндельный ход . Дедушкой всех спусковых механизмов является шпиндельный ход, изобретенный великим голландским математиком и физиком Христианом Гюйгенсом (1б29-1б95 гг.). Гюйгенс применил его еще в маятниковых часах. В 1б74 году по проекту Гюйгенса парижским часовщиком Тюре были изготовлены часы переносного типа. Шпиндельный ход, сохраненный в карманных часах, продолжали применять и после Гюйгенса. С самых ранних образцов и до 80-х годов XIX столетия шпиндельный ход в своих существенных чертах почти не изменялся. Главным недостатком шпиндельного хода являлся откат назад ходового колеса, оказывавший дестабилизирующее действие на точность часового механизма. Устранением этого дефекта и начали заниматься часовщики Англии и Франции. Однако все их старания избавиться от него, сохранив шпиндельный ход, к сожалению, не увенч ались успехом.


    . Шпиндельный ход стал постепенно вытесняться после появления цилиндрового хода. Томас То мпион, который его изобрел, сумел устранить проблему отката назад ходового колеса. Но широкое применение цилиндровый ход приобрел только с 1725 года, после его усовершенствования англичанином Георгом Грэхемом, которого, в общем-то, и принято называть изобретателем цилиндрового хода. Интересно, что хотя этот ход был придуман англичанами, его чаще использовали во Франц ии.

    А этот ход, будучи изобретенным во Франции, получил широкое применение среди часовщиков Англии. Его изобретение приписывается Роберту Гуку и Иоганну Баптисту Дю-тертру из Парижа. Более поздняя и весьма обычная форма дуплекс-хода была основана на изобретении выдающегося французского часовщика Пьера Леруа (1750 год). Оно заключалось в замене двух колес одним и в совмещении на этом колесе зубцов, которые до этого были разнесены на два колеса. Этот ход нашел применение в так называемых «долларовых» часах, предназначенных для массового производ ст ва часовой фирмой «Waterburry» (США). Дуплексный ход считается теперь устаревшим, но сохранился в некоторых старинных часах.

    В 1750 — 1850 гг. часовщики увлекались изобретением все новых и новых ходов, отличных по своему устройству И было изобретено их свыше двухсот, но лишь немногие получили распространение. В «Руководстве по часовому делу» (Париж, 1861 год) отмечено, что из большого количества появившихся ходов, так или иначе ставших известными, к тому времени сохранилось не более десяти-пятнадцати. К 1951 году их количество вообще свелось к двум.

    Свободный анкер ный ход. В настоящее время в карманных и наручных часах чаще всего применяется свободный анкерный ход, изобретенный Томасом Мьюджем в 1754 году. В основу его был положен несвободный анкерный ход, разработанный его учителем Георгом Грэхемом для маятниковых часов. В отличие от последнего, свободный анкерный ход обеспечивает свободное колебание баланса. Баланс в течение значительной части своего движения не испытывает какого-либо воздействия со стороны спускового регулятора, так как он разъединен с балансом, но вступает с ним во в заимодействие на мгновение для освобождения ходового колеса и передачи импульса. Отсюда происходит английское название этого хода detached lever escapement — «свободный анкерный ход». Анкерным же он называется потому, что по форме напоминает якорь (франц. — anchor). Первый свободный анкерный ход в исполнении Томаса Мьюджа был применен в часах, изготовленных им в 1754 году для супруги короля Георга III Шарлотты. Эти часы находятся теперь в Виндзорском замке. Хотя сам Мьюдж изготовил только две пары карманных часов с этим ходом, но его изобретение положило начало всем используемым ныне во всех карманных и наручных часах современным свободным ходам. Мьюдж справедливо считал изобретенный им ход слишком трудным в изготовлении и применении и даже не пытался найти возможность для распространения своего детища. Отсутствие высоких технологий в часовом производстве середины XVIII века надолго задержало широкое применение анкерного хода. И потому же он долго не был оценен по достои нству.

    Изобретение Мьюджа долго не использовалось, пока Георг Севедж, знаменитый часовщик из Лондона, не развили идеи Мьюджа и не привел их к более современному виду — классическому типу английского анкерного хода . Дальнейшим усовершенствованием устройства свободного анкерного хода занялись швейцарцы. Именно они предложили ход, в котором ходовое колесо изготавливалось с широким зубом на конце (в английском варианте зуб был заостренным). Изобретение швейцарского анкерного хода п риписывают выдающемуся часовщику Аврааму Луи Бреге. Сегодня почти в каждом свободном анкерном ходе в точных переносных часах зубья ходового колеса изготавливают с широким концом.

    Штифтовой анкерный ход в карманных часах был применен Георгом Фредериком Роскопфом около 1865 года и впервые был представлен на Парижской выставке в 1867 году. Обычно этот ход относят к типу свободных ходов, предназначенных для применения в карманных и наручных часах. Однако, в нем применены штифтовые металлические палеты (для сравнения: в английском и швейцарском анкерных ходах палеты изготавливаются из рубина или сапфира). По своему качеству штифтовой анкерный ход ус тупает во всех отношениях всем видам свободных ходов и имеет несравненно более ограниченную область применения. Он используется только в недорогих часах массового производства. Часто ход со штифтовым и палетами выдают за ход Роскопфа, но это не совсем верно. Этот ход не может считаться изобретением Роско пфа. Заслуга хитроумного швейцарца в том, что он сумел удачно объединить в созданной им конструкции хода изобретения, сделанные другими, и организовать м ассовое производство дешевых часов с этим ходом. Роскопф применил простейшие и экономичные в изготовлении детали и узлы. Немало он потрудился и над усовершенствованием технологии их массового производства. Штифтовой ход широко применяется не только в дешевых карманных и наручных часах, но и в будильниках, изготовление которых также носит массовый характер. В этом случае штифтовой ход стои т вне конкуренции. Вообще, штифтовой ход в смысле точности и постоянства нисколько не хуже английского и ш вейцарского анкерных ходов. К его недостатку следует отнести недолговечность. Часы со штифтовым ходом раньше изнашиваются.

    Наручные часы — это аксессуар, который подчеркивает вкус и статус владельца, а также создает определенный имидж. Чтобы подобрать часы, которые будут не только отлично смотреться, но и долго служить, необходимо разобраться в видах и особенностях механизмов и узнать из чего они состоят.

    Виды наручных часов

    Механизм — это сердце любых наручных часов. В зависимости от того, как работают эти механизмы, в часовой промышленности выделяют:

    • механический (с ручным и автоподзаводом);
    • кварцевый (стрелочный, жидкокристаллический, комбинированный, с другими источниками энергии).

    Каждый из них имеет свой принцип работы и особенности строения. Это отражается на спектре функций, износостойкости и функциональности аксессуара.

    Аксессуар на механической основе считается элитными. Таким аксессуарам отдают предпочтение люди, которые ценят классику и надежность. Уже много лет данный механизм показывает свою функциональность и безотказную работу.

    Такая работа возможна благодаря слаженной работе следующих деталей:

    • пружина;
    • спусковой механизм;
    • маятник;
    • механизм завода (подзавода) — ремонтуар;
    • система шестерёнок — ангренаж;
    • циферблат;
    • стрелки.

    Схема работы данных устройств основана на процессе раскручивания заведенной пружины. Благодаря пружине в действие приходит механический маятник, который воздействует непосредственно на колесный механизм. Все это становится причиной передвижения стрелки через определенные равные интервалы времени. В момент, когда пружина полностью раскручивается, стрелки перестают идти. Чтобы это исправить, необходимо завести часы заново.

    Существует два основных вида завода:

    • Автоподзавод — встроен специальный ротор, который заводит пружину и приводит механизм в действие. Отличаются плавностью хода. Однако наличие дополнительного устройства делает корпус более толстым и массивным. Также автоподзавод требует дополнительную настройку несколько раз в год, понижает точность и прочность часов.
    • Ручной — пружина заводится не с помощью ротора, а самостоятельно раз в сутки. Мало чем отличается от аксессуара с автоподзаводом. Но он более тонкий и точный.

    Несмотря на чувствительность к пыли, подобные часы не переносят воду и механические повреждения. Также они намного больше ценятся благодаря следующим уникальным характеристикам:

    • уникальная точность;
    • способность измерять отрезки 0,1 доли секунды (36 тысяч колебаний в час);
    • необходимость завода;
    • тонкий механизм (до 7 мм).

    Кварцевые изделия

    Устройство кварцевых часов отличается от механических тем, что маятник заменен на кварцевый кристалл. Он обладает потрясающими свойствами: при воздействии электрического тока он сжимается и образует электрический импульс. Благодаря такой технологии кристалл можно заставить беспрерывно колебаться при воздействии тока и выдавать импульсы. В случае правильно подобранного размера кварца, колебания происходят с частотой 32,8 МГц. После этого импульс достигает 1 Гц, затем усиливается и передается на механизм.

    Строение данного механизма определяет вид кварцевых часов:

    • Стрелочные — импульс переходит на шаговый механизм, который движет стрелки. Такие аксессуары зачастую многофункциональны, показывают текущую дату, лунный календарь, а также поддерживают функцию будильника. Они неимоверно точные, надежные и простые в обслуживании (замена батарейки необходима не чаще 1 раза в 3 года).
    • Жидкокристаллические — имеют схожие характеристики со стрелочными, но состоят из жидкокристаллического цифрового экрана, который отображает время, дату и т.д. Чаще всего такие часовые механизмы устанавливаются на спортивные часы;
    • Комбинированные — имеют как аналоговую, так и ЖК-индикацию. Таким образом, в классический корпус помещается высокофункциональный аксессуар. Чаще всего являются спортивными моделями;
    • С альтернативным источником питания — относят модели «Автокварц» и «Эко-Драйв». Первые превращают кинетическую энергию вращения маятника в электрическую, концентрируя ее в специальной емкости. Вторые преобразуют световую энергию. Проблемы экологии заставляют людей искать альтернативные источники энергии, из чего и возникла необходимость создавать подобные аксессуары.

    Профессиональная помощь в подборе стильных часов

    В нашем интернет-магазине «Секунда» вы можете приобрести часы с любыми механизмами от зарекомендовавших себя брендов. Порадуйте себя стильными и элитными аксессуарами по самым выгодным ценам. Мы предлагаем не только наручные часы, но и настенные, напольные и настольные изделия. В нашем интернет-магазине можно оформить заказ в любое удобное для вас время. Подчеркните свой имидж и статус с модными и практичными часами от известных производителей!

    Споры о качестве часовых механизмов беспокоят умы любителей часового дела уже давно. Вопрос цена/качество вполне разумен, если рассматривать покупку аксессуара с точки зрения вложения средств, а так же долговечности службы.

    Ответ на этот вопрос мы поможем найти в статье . Возможно, это поможет вам сделать правильный выбор при покупке часов, если вас все еще терзают сомнения. А данная статья раскрывает тонкости и принцип работы механики и кварцевых механизмов, что точно поможет вам окончательно разобраться в работе часов.

    Часовой механизм, известный так же как калибр, это двигатель часов, который действует, как источник энергии, который заставляет часы и их функции работать.
    Механизм внутри часов заставляет стрелки двигаться, и отвечает за работу хронографа, календаря, часовой зоны. Приводя в движение все часовые функции, часовой механизм – это сущность часов, от которого зависит точность времени. Без механизма часы — просто коробка.
    Существует бесчисленное множество различных часовых механизмов, которые создаются фабриками, используя запатентованные нововведения, но каждый из этих механизмов относится к одной из двух категорий: кварцевый или механический.

    Самый простой способ отличить кварцевый от механического – наблюдать за секундной стрелкой. В кварцевом часовом механизме секундная стрелка делает движение резкое и дерганое один раз в секунду, в то время как в механических часах движения плавные, мягкие.

    Кварцевый механизм

    Кварцевый механизм очень точен, требует минимального обслуживания, кроме замены батарейки. Они стоят не дорого, так как питание происходит от внешней батарейки и имеют несколько движущихся частей.
    Кварцевые часы не всегда желанная покупка любителей часов, так как они не являются шедевром технического мастерства и инженерии создателей. Что и отличает их от механических часов.
    Швейцарские бренды, такие как Patek Philippe работают на кварцевых механизмах, и созданы исполнять их требовательные стандарты качества.

    Как работает кварцевый механизм

    Кварцевый механизм задействует батарейку как основной источник питания и это основной и наиболее типичный механизм, который можно найти в стандартных часах без излишеств.
    Чтобы создать энергию в кварцевом часовом механизме, батарейка посылает электрический разряд через маленький кварцевый кристалл, таким образом возбуждая кристалл создавать вибрации или колебания. Эти вибрации заставляют механизм колебаться и приводят в движении часовые стрелки.

    Механический механизм


    Механический механизм выбирают чаще кварцевого для дорогих элитных часов из-за уровня качества и мастерства изготовления. Умело созданный часовыми мастерами, механизм состоит из замысловатой последовательности крошечных компонентов, работающих вместе, питающих часы. Хотя основной дизайн механических часов не менялся столетиями, технологии изменились до более точных, и повысилось внимание к деталям часов.

    В отличие от кварцевого, механический механизм использует энергию от намотанной пружинки, лучше чем от батарейки, чтобы часы работали. Пружинка накапливает энергию, передавая ее по шестеренкам и пружинкам, регулируя выпуск энергии для питания часов.

    Отличия механических механизмов

    В элитных часах используют два вида механических механизмов: ручной и автоматический. Каждый со своими уникальными характеристиками. Хотя механические часы выбирают чаще, выбор вида часового механизма – личное дело каждого.

    Механика с ручным подзаводом

    Рассматривая самые традиционные механизмы, ручной часовой механизм один из старейших. Часы с ручным подзаводом, которые мы носим, часто любим за открытый часовой механизм, который видно через заднюю крышку часов. Такие механизмы часто относят к механизмам с ручным заводом, потому что их нужно заводить руками, чтобы придать энергию главной движущей пружине.

    Как работает часовой механизм с ручным подзаводом

    Владелец должен покрутить заводную головку несколько раз, чтобы завести основную ходовую пружинку и чтобы она накопила энергию. Потом она медленно разматывается и высвобождает энергию через последовательность шестеренок и пружинок, которые регулируют силу высвобождения энергии. Эта энергия двигает стрелки часов и питает часовые элементы.

    Интервал подзавода

    Интервал ручного завода часов зависит от возможности накапливать механизмом определенный объем энергии, который варьируется от 24 часов до 5 дней. Некоторые часы нуждаются в ежедневном заводе, а другие, такие как Panerai Luminor 1950 GMT, держат заряд целых 8 дней.

    Многие обладатели наручных механических часов с ручным заводом привыкли подводить их каждый раз, когда надевают часы на руку.

    Но мы бы не советовали так делать, так как часы могут быстро выйти из строя. Это же рекомендуют и продавцы.

    Механика с автоподзаводом

    Второй тип механических часов – часы с автоподзаводом или с автоматическим механизмом. Автоматический механизм черпает энергию из естественных движений запястья владельца часов. Механические часы с автоподзаводом очень популярны, потому что владельцу не надо ежедневно беспокоиться о подзаводе часов.
    До тех пор, пока владелец носит часы постоянно, они всегда будут ходить и накапливать энергию самостоятельно.

    Как работает автоматический часовой механизм

    В большей степени часы с автоподзаводом работают так же, как и с ручным. Только добавляется небольшая деталь – ротор. Ротор соединен с механизмом и свободно вращается. С каждым движением запястья, ротор вращается, преобразуя энергию и автоматически вращая основную пружинку.

    Интервал подзавода

    Часы, оснащенные механизмом с автоподзаводом, все еще нуждаются в том, чтобы их заводили, но значительно меньше, чем часы с ручным подзаводом. Если носить часы каждый день, энергия будет поступать постоянно. Но если не носить часы длительный период, понадобиться быстрый завод, чтобы накопить первоначальную энергию.

    Отличной альтернативой ручному заводу для часов с автоподзаводом может стать специальное устройство для автоподзавода часов, которое можно найти в часовых магазинах, а так же купить в интернет-магазине. Такое устройство будет заряжать часы, даже когда вы их не носите.



    Похожие статьи