• Экологический проект в подготовительной группе. Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

    15.08.2019

    Анна Туманова
    Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой»

    Экологический проект в подготовительной группе

    «Дом под крышей голубой »

    Словно крыша над землею ,

    Голубые небеса .

    А под крышей голубою –

    Реки, горы и леса.

    Океаны, пароходы,

    И поляны, и цветы,

    Страны все, и все народы,

    И, конечно, я и ты.

    Кружит в небе голубом

    Наш огромный круглый дом.

    Под одною голубою

    Общей крышей мы живем .

    Дом под крышей голубой

    И просторный и большой.

    Дом кружится возле Солнца

    Чтобы было нам тепло,

    Чтобы каждое оконце

    Осветить оно могло.

    Чтобы жили мы на свете,

    Не ругаясь, не грозя,

    Как хорошие соседи

    Или добрые друзья.

    Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.

    Экологическое воспитание – это , прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

    Осуществляя работу по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе , я поставила цель : сформировать у детей экологические представления , воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде.

    Наметила следующие задачи :

    1. Расширять представления детей о разнообразии живой и неживой природы.

    2. Формировать у детей экологическое мышление , способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

    3. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать и в практической деятельности и в быту.

    4. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.

    5. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

    6. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.

    Для решения этих задач я разработала и реализовала проект «Дом под крышей голубой » .

    Тип проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.

    Длительность – 1 год.

    Во время подготовительного этапа изучила и проанализировала научную и методическую литературу по тематике проекта , обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала игры и задания экспериментального характера, разработала картотеку опытов, пополнила материалы и коллекции в нашем уголке природы и лаборатории, изготовила дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания .

    Разработала план работы на учебный год, в котором были намечены следующие темы :

    Сентябрь «Родной планеты уголок»

    Октябрь «В мире животных»

    Ноябрь «Витамины круглый год»

    Декабрь «Такие разные деревья»

    Январь «Птицы – наши друзья»

    Февраль «Волшебница-вода»

    Март «Невидимка-воздух»

    Апрель «Планета в опасности»

    Май «Живая земля под ногами»

    Работа по этим темам проводилась на основном этапе проекта с использованием разнообразных форм :

    познавательные занятия и беседы с детьми,

    чтение художественной литературы о природе,

    экскурсии и наблюдения,

    опытно-экспериментальная деятельность,

    природоохранные акции,

    художественно – продуктивная деятельность.

    «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать…» (Сладков А. Н.) Узнавать, прежде всего, мы начали природу родного края, города. Экскурсия в осенний лес по «тропе здоровья» подарила детям настоящую радость от общения с природой. Встречи со сказочными персонажами, подвижные игры и хороводы, чаепитие у костра содействовали сплочению ребят, вызвали чувство единения. Все вместе мы изучали деревья и кустарники родного края, наблюдали за птицами, за сезонными изменениями растений. Беседа на тему «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» помогла детям понять общую связь живых организмов с внешней средой. Во время экскурсии ребята собрали разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе , в уголке природы (листья, ветки деревьев и кустарников, камушки) .

    Большой пласт знаний об окружающей среде и её охране дети получили на занятиях по экологии . Ребёнок по своей натуре – исследователь, экспериментатор, ему нравится делать открытия. Опыты и эксперименты, проводимые на занятиях, позволили дошкольникам сделать собственные выводы о простейших причинных и функциональных связях в природе.

    Например, при проведении опыта «Какой формы вода?» дети наливали воду в разные емкости, рассматривали сосуды с водой, выясняли, какой формы стала вода. Ребята самостоятельно делали вывод о том, что она принимает форму того сосуда, в котором налита, то есть не имеет своей формы.

    Детям дошкольного возраста трудно осознать, что растения – это живой организм. Поэтому кроме организации наблюдений за ростом растений, я предложила провести опыт «Дыхание растений» : накрыть цветок стеклянной банкой на 3 часа и посмотреть, что будет. Увидев капли воды на стекле, убедились, что растение дышит, а значит, оно живое. Растения и нам помогают дышать, так как очищают воздух. Ребята самостоятельно пришли к выводу, что беречь растения – значит, заботиться и о своём здоровье тоже.

    На занятии «Свойства песка и глины» дети высыпали песчинки и кусочки глины на листы белой бумаги, рассматривали их с помощью увеличительного стекла и давали характеристику. Песок состоит из маленьких круглых песчинок, сыпучий, легкий. Глина, наоборот, состоит из комочков, тяжелая, липкая. Это позволило не только расширить знания детей, но и обогатить их речь.

    После ознакомления детей со свойствами магнита я предложила ребятам решить практическую задачу : как достать скрепки из воды, не намочив рук. Дети быстро разрешили эту проблему, воспользовавшись магнитом.

    Некоторые опыты напоминают детям «фокусы» , они необычны и вызывают у ребят бурю эмоций, чувство радости. А главное – дети все проделывают сами, и выводы, полученные опытным путём, более осознанны.

    Для старших дошкольников характерно стремление воплотить знания и впечатления, полученные в процессе занятий, бесед, экскурсий и наблюдений в художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) .

    В. А. Сухомлинский подчеркивал : «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

    Так, в процессе творческой деятельности детей, родились интересные выставки, коллективные коллажи и альбомы. В этой работе активное участие принимают родители.

    В преддверии «Дня земли» были выполнены замечательные семейные поделки из бросового материала. А в рамках темы «Волшебница-вода» у нас прошла выставка семейных рисунков «Берегите воду!»

    В группе мы объединили индивидуальные творения воспитанников, изготовив коллективный альбом «Портрет воды» . Рисуя иллюстрации для альбома, дети сделали открытие, что вода в природе встречается в неожиданном облике. Она может быть как приятной (снежинка, облако, ручеёк, море, так и опасной (тайфун, наводнение) .

    С большим увлечением дети рисовали запретительные экологические знаки , проявив творчество и самостоятельность в процессе их придумывания. Это позволило закрепить знания экологически -безопасного поведения в природе, реализовать свои творческие замыслы.

    К норвежской выставке изготовили художественный коллаж . В нём дети выразили свои впечатления о том, как вместе с родителями посадили летом деревья на территории детского сада.

    Наши воспитанники приняли участие в региональном конкурсе «Дорога в завтра – 2013» на тему «Сохраним природу вместе!» . Были представлены 10 работ. Трое воспитанников стали лауреатами конкурса с рисунками :

    -«Давайте станем дружно природу защищать,

    не будем больше мусорить, а лес наш очищать!»

    -«Покормите птиц зимой, сделайте кормушки,

    чтоб без песен не пришлось гулять нам на опушке»

    -«Хорошо на свете жить и с природою дружить!»

    В своей работе широко использую такую форму наглядной агитации, как листовки, в которых дети призывают соблюдать правила поведения в природе : «Берегите природу!» , «Вырубка деревьев запрещена!» , «Не оставляйте после себя мусор!» и др. Эти листовки мы сначала вывешивали в раздевалке, а затем дети распространяли их среди знакомых.

    Я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание природы, любознательность, определённые трудовые навыки, и поэтому использую и такую форму экологического воспитания как проведение экологических акций , направленных на сохранение и бережное отношение к природе, обеспечивающих высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Они с энтузиазмом и желанием принимали участие в таких акциях :

    «Наш красивый участок» Вместе с детьми и родителями летом изготовили поделки из шин и пластиковых бутылок на участках.

    «Ёлочка – зелёная иголочка» . В декабре такая семейная акция стартовала у нас в детском саду. Каждая семья ответственно отнеслась к акции, фантазии участников не было предела! Все работали с душой и желанием. Ни одна ёлочка не повторила другую, и каких только елок мы не увидели – и из мишуры, и из ниток, и из ткани, из салфеток, из теста! Все ёлочки получились красивые и оригинальные. Участие в этой акции помогло и детям, и взрослым осознать, что чудо можно создать и своими руками, сохраняя тем самым жизнь зеленой красавице.

    «Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли» . Вместе с папами и мамами дети копали ямки, носили воду, держали саженцы. Каждому ребёнку хотелось посадить своё деревце. Время пролетело незаметно. И я потом на прогулках не раз замечала, те дети, которые участвовали в этом субботнике, интересуются, как чувствуют себя эти саженцы, подросли ли они.

    «Птицы - наши друзья!» Родители совместно с детьми смастерили кормушки для птиц, которые мы вместе с ребятами развесили во время прогулки. Теперь следим, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а корм был всегда свежий.

    Проведенные акции затронули чувства детей, обогатили их духовно-нравственные представления и помогли сформировать практически-деятельное отношение к окружающей среде.

    В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры , осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.

    МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»

    Исследовательский проект экологической направленности

    подготовительная группа

    https://pandia.ru/text/78/454/images/image002_122.gif" alt="C:\Users\юлия\Desktop\Новая" align="left" width="505 height=367" height="367">

    воспитанник подготовительной группы

    Руководитель проекта: ,

    Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»,

    Томской области, Томского района

    Название: «Секреты наших растений…!»

    Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – февраль)

    Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить картофель на подоконнике?».

    Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

    Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.

    Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

    При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

    Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

    Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

    Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

    Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

    Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

    Чем полезны овощи?

    Что можно приготовить из картофеля?

    Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

    Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

    3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить картофель на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы.

    Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

    Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

    В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).

    При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

    Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

    Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

    Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

    1. Вводное занятие. «Как вырастить картофель на подоконнике?»

    Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить картофель, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

    2. Зачем растениям семена?

    Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

    Как подготовить семена к посадке?

    Как правильно посадить растение?

    Какие условия нужны для прорастания клубней картофеля?

    3. Знакомство с абиотическими факторами

    Свет.

    Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.

    Температура.

    Источник тепла – солнечное излучение.

    Почва.

    Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

    Типы почв.

    Влажность. Значение воды для растений.

    Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

    4. Культурные растения в жизни человека

    Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение.

    Знакомство с семенами картофеля (величина, форма, окраска, строение клубня)

    Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

    Значение картофеля как продукта питания. Продовольственная и кормовая ценность.

    Подготовка картофеля к посадке.

    5. Исследовательская работа

    Проращивание картофеля на свету и в темноте:

    Материалы:

    Клубни картофеля, ведерки, земля.

    Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

    Наблюдение за ростом и развитием картофеля в течение месяца. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

    Анализ результатов за неделю. Выводы.

    Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

    6. Обобщение и подведение итогов работы

    Оформление альбома по исследовательской деятельности.

    7. Заключительное занятие

    Подведение итогов. Награждение детей.

    См. Презентацию проекта.

    валентина платонова
    Экологический проект (подготовительная группа)

    Участники проекта :

    Дети подготовительной группы

    Воспитатели

    База проектной деятельности :

    МБДОУ ТР детский сад 1

    Сроки реализации :

    2016 - 2017 учебный год

    Актуальность проекта

    У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы , что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.

    Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.

    Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.

    Цель проекта :

    Формировать у детей экологические знания , бережное отношение к природе и всему окружающему.

    Задачи проекта :

    Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.

    Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.

    Задачи проекта :

    Формировать систему элементарных научных экологических знаний , доступных для дошкольника.

    Развивать познавательный интерес к миру природы.

    Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

    Прививать трудовые природоведческие знания.

    Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.

    Ожидаемые результаты :

    1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

    2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

    3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;

    Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты :

    Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

    В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.

    План проведение проекта

    1 этап Подготовка

    1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

    2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

    3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

    4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта

    2 этап Реализация проекта Проведение мероприятий в группах .

    3 этап Результат проекта 1 . Мини-выставка продуктов детской деятельности.

    2. Подведение итогов.

    3. Презентация проект .

    Тематическое планирование

    Совместная работа воспитателя с детьми Самостоятельная работа детей

    1. НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой.»

    2. Наблюдение за температурой и воздуха.

    3. Опыт с вертушкой. связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.

    4. Беседа «Можно ли морозу убить дерево?»

    5. Труд в природе :

    в уголке природы : уход за комнатными растениями и подкормка их;

    в природе : ежедневная подкормка птиц.

    6. Экологические игры

    «Отгадай и прочитай» , «Каждую птицу - на свое место»

    7. Чтение художественной литературы Ю. Коваль «Заячьи тропы» , И. Бунин «Метель» , С. Есенин «Пороша»

    8. Фольклор песенки, потешки, приговорки о январе, дразнилки о птицах, народный календарь на январь.

    1. Уголок природы Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера» , картинки с изображениями различных зимующих птиц.

    2. Книжный уголок поместить репродукции картин : А. Саврасова «Зимний пейзаж» , Н. Ульянов «Снегери»

    3. Уголок художественно-творческой деятельности

    поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» ,

    дидактическая игра «Где чей хвост?» , «Назови хозяина»

    4. Уголок экспериментальной деятельности

    Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупу для рассмотра

    1. НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса.»

    «Если хочешь быть здоровым»

    2. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений.

    3. Опыт с водой. Продолжать знакомить со свойствами воды при замерзании.

    4. Беседа «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?», «Рождение леса»

    5. Труд в природе

    В природе уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

    В уголках природы уход за растениями уголка, посадка семян лука

    6. Экологические игры «Пищевые цепочки» , «Хищник – добыча» , «К названному дереву беги»

    7. Фольклор поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. 1. Уголок природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картины, макеты

    2. Книжный уголок поместить репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж» , «Иней»

    3 Уголок экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из различных материалов (скрепки, крышки от бутылок, и т. д., альбомы для зарисовки результатов опытов.

    1. НДО «Как поссорился март и февраль»

    «Как растет человек»

    2. Наблюдение за солнцем на небе.

    3. Опыт со светом

    4. Беседа «Тайна географической карты»

    5. Труд в природе :

    В природе подкормка зимних птиц, расчистка участка от снега.

    В уголке природы дети принимают участие в пересадке комнатных растений

    6. Экологические игры «Узнай растение» , «Найди что опишу»

    7. Фольклор народные приметы в марте, загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах 1. Уголок природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» , поместить модель первые признаки весны

    2. Книжный уголок поместить для рассматривания картины : К. Юон «Мартовское солнце» ,книги согласно перечню.

    3. Уголок художественно-творческой деятельности. Рисование комнатных растений.

    4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить различные виды фильтров и емкостей для воды в картинках.

    1. НДО «Почему земля корми?» , «Зеленая аптека»

    2. Наблюдение за деревьями.

    3. Опыт с водой и почвой.

    5. Труд в природе

    весенняя работа на участке : сбор листьев, уборка сухих веток.

    В уголке природы : уход за растениями в уголке.

    6. Экологические игры «Живое - неживое» , «Дедушка Мазай и зайцы» , «Что растет в родном краю?»

    7. Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход» , Г. Ладанщиков «Весенняя песня»

    8. Фольклор. Поговорки и пословицы об апрели, апрельские приметы.

    1. Уголок природы. Поместить модель признаков весны, иллюстрации растений лекарственных и ядовитых, а также растений нашего леса, занесенные в «Красную книгу»

    2. Книжный уголок. Поместить картины для рассматривания : И. Бродская «Апрель»

    3. Уголок художественно- творческой деятельности. Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.

    4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву.

    1. НДО «Весенние заботы птиц»

    2. Наблюдение за растениями.

    Понаблюдать за гнездами птиц.

    4. Труд в природе.

    На участке оформление клумбы, рыхление почвы.

    В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.

    5. Экологические игры «Ласточки и мошки» , «Лягушки и цапля»

    6. Чтение художественной литературы Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?» , Б. Заходер «Про всех на свете» , В. Астафьев «Стриженок Скрип»

    7. Фольклор. Загадки о солнце и перелетных птиц, песенки – потешки о перелетных птицах 1. Уголок природы. Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модель признаков весны.

    2. Книжный уголок. Поместить для рассматривания картины : В. Бакшеев «Голубая весна» , А. Грицай «Первые дни мая»

    3. Уголок художественно – творческой деятельности. Поместить обводку, штриховку, разнообразные раскраски.

    4. Уголок экспериментальной деятельности. Предложить детям емкости с растворимым и не растворимыми веществами.

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеразвивающее учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №6» «Жемчужинка»

    Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

    Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы познаем загадочный мир растений»

    воспитатель

    первой квалификационной категории –

    Евтеева О.А.

    Актуальность

    Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. В данное время она является приоритетным направлением в деятельности ООН. Причины в том числе и в длительно доминировавшем антропоцентрическом отношении человечества к природе с позиции «Я царь». Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в решении проблем с биоцентрической позиции, учитывая законы природы, отождествлением себя с частью природы. Экологическое образование населения- один из путей решения проблемы. Экологическое образование дошкольников- первое звено системы непрерывного экологического образования. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Одним из средств является ознакомление с растительным миром.

    Цель проекта

    Формирование осознанно-бережного отношения детей 6-7 лет к растительному миру.

    Задачи проекта

    Формировать представления о

    Растении как живом организме;

    Условиях необходимых для роста: свет, тепло, влага, воздух, почва;

    Зависимости изменений в растительном мире от изменений в неживой природе;

    Способах приспособления к неживой природе;

    Взаимосвязи неживой природы и флоры;

    Многообразии растительного мира: деревья, кустарники, травянистые, растения огорода, комнатные;

    Конкретных видах деревьев, кустарников, травянистых растениях, растениях огородах, комнатных, их названии, характерных признаках, особенностях строения и назначении всех органов;

    Значении целостности каждого органа растения;

    Дифференцированных потребностях растений в свете, тепле, влаге, воздухе, почве;

    Приспособленности строения растений к разным условиям жизни;

    Лекарственных растениях;

    Способах ухода за растениями учитывая его биологические особенности;

    Многогранной ценности растительного мира: оздоровительной, познавательной, практической, нравственной, эстетической;

    Наличии растений как условии удовлетворяющего потребность человека в чистом воздухе, красоте, уюте в помещении;

    Развивать

    – познавательный интерес к растительному миру, желание наблюдать, задавать вопросы, рассказывать об увиденном;

    Эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и разных состояниях.

    Постановка проблемы.

    Для дошкольников понимание, что растение-это живой организм сложно. Трудно понимаются признаки живого: особенно, что растение дышит, движется, питается. Эта специфика затрудняет формирование осознанно-бережного отношения к растительному миру.

    Тип проекта

    Среднесрочный, социально-образовательный проект.

    Организация деятельности участников проекта. Формирование знаний о растительном мире и воспитанию осознанно-бережного отношения к нему предполагает использование различных форм организации дошкольников, методов и приемов. Весь объем информации условно можно разделить на 4 блока: травянистые растения, овощные растения, деревья и кустарники, комнатные растения. Реализация каждого блока помимо обогащения знаниями детей и формирования осознанно-бережного отношения предполагает эмоционально-чувственный отклик на события в природе. Данный опыт приобретается на занятиях по изобразительной деятельности и музыкальных. Результатом чувственного познания по изобразительной деятельности станут рисунки детей в жанре натюрморта, пейзажа, поделки из природного материала, коллажи, выставки в холлах ДОУ. Эмоциональным аккордом явятся экологические развлечения под руководством музыкального руководителя. На протяжении реализации проекта природоведческие и экологические знания дети будут получать от персонажа Старичка-Лесовичка, который живет в лесу, в детский сад приходит в гости. Роль Старичка-Лесовичка играет воспитатель.

    Через циклические наблюдения на экологической тропе за травянистыми растениями, деревьями и кустарниками, за овощными растениями в огороде, комнатными растениями в экологической комнате и центре природы в группе сформировать представления о разнообразии их видов, характерных признаках, особенностях строения, лекарственных свойствах. Расширять представления о многообразии растительного мира через целевые прогулки за пределы ДОУ. Осознание потребностей растений в свете, влаге, а также функциональное назначение их частей - посредством опытов воспитателя.

    Формирование представлений о растениях как живом организме, влиянии неживой природы на живую и их взаимосвязи, способах приспособления к неживой природе, способах ухода, многогранной ценности растительного мира, значении в жизни человека через занятия, беседы, экологические сюжетно-дидактические игры первично-ознакомительные, углубленно- познавательные. Обобщение знаний каждого блока через экскурсии, обобщающие беседы, занятия-путешествия. Одним из условий для применения полученных детьми знаний послужит нетрадиционная форма работы с родителями «Кто умнее дошкольника». Пополнить знания о природе воспитывающие взрослые смогут через письменную информацию от Старичка-Лесовичка под названием «О загадочном мире растений из копилки Старичка-Лесовичка». Одним из моментов совместной деятельности родителей и детей явится создание фотоальбома «Природа вокруг нас», где будут запечатлены понравившиеся виды природы.

    В связи с особенностями построения воспитательно-образовательного процесса в зимний период и во время учебного года предполагается следующий режим организации детей: в сентябре - циклические наблюдения в повседневной жизни на прогулке ежедневно; беседы, игры-занятия, сюжетно-дидактический игры первично-ознакомительные, углубленно-познавательные 1 раз в неделю, походы, экскурсии, обобщающие беседы 1 раз в месяц, целевые прогулки 1раз в 2 недели, рисование 2 раза неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю. С января-май – занятия 1 раз в неделю в первую половину дня; 1 раз в неделю во вторую половину дня беседа, сюжетно- дидактическая игра, циклические наблюдения на прогулках ежедневно, занятия с воспитателем- экологом 1 раз в неделю, рисование 1 раз в неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю.

    Ожидаемые результаты.

    В результате реализации проекта обогатится экологическое пространство ДОУ комнатными растениями, пополнится эколого-предметная среда демонстрационным материалом, настольно – печатными играми, оборудованием для опытов. Это создает дополнительные благоприятные условия для формирования начал экологической культуры дошкольников посредством получения представлений о растениях как живых организмах, их потребностях, многообразии. Пополнятся природоведческие знания детей видами флоры, их отличительными признаками, особенностями строения, назначением всех органов. Будут заложены основы экологических знаний о зависимости между явлениями неживой природы и жизнью растений, особенностью внешнего вида и потребностями. Получит развитие эмоциональная отзывчивость, познавательный интерес к растениям. Данный результат можно отследить через отношение и суждения детей в повседневной жизни: рассматривают растения, называют известные виды растений, исходя из особенностей внешнего вида и состояния осознанно выполняют работу по уходу за растениями, задают вопросы, могут аргументировано объяснить причины изменений в растительном мире от времени года, давать оценку с позиции осознанно-бережного отношения своим и чужим поступкам самостоятельно. Дети начнут видеть красоту растений и выражать ее в художественно-творческой деятельности.

    В процессе реализации проекта активизируется творческий потенциал педагогов, родители выступят в качестве субъектов воспитательно-образовательного процесса.

    Блочно-тематический план реализации проекта.

    1.Форма организаций детей

    Название «Травяной ковер»

    Задачи

    Познакомить с внешним видом, строением, характерными особенностями травянистых растений. Лекарственными свойствами некоторых видов.

    2.Форма организаций детей

    Циклические наблюдения на экологической тропе.

    Название «Путешествие в страну великанов»

    Задачи

    Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, их характерными особенностями, строением.

    3.Форма организаций детей

    Тематическое занятие о овощных растениях в огороде

    Название «Вершки и корешки»

    Задачи

    Сформировать представление о разнообразии овощных культур, строении, значении в жизни человека

    4. Форма организаций детей

    Тематическое занятие о садовых цветах

    Название «Какое все красивое».

    Задачи

    Сформировать понятие «садовые растения», познакомить с некоторыми видами.

    5.Форма организаций детей

    Циклические наблюдения за комнатными растениями.

    Название «Наши маленькие друзья»

    Задачи

    Сформировать представление о их многообразии в форме и размерах листьев, стеблей, бутонов на конкретных видах

    6. Форма организаций детей

    Опыты с комнатными растениями

    Название «Удивись и убедись»

    Задачи

    Познакомить с функциями частей растений.

    7.Форма организаций детей

    Название «Кто нам помогает».

    Задачи

    Сформировать понятие о значении растений в жизни человека.

    8.Форма организаций детей

    Нетрадиционная форма работы с родителями: игра-развлечение.

    Название «Кто умнее дошкольника».

    Задачи

    Актуализировать знания о растительном мире.

    Заключение: Реализация этого проекта на практике поднимает уровень экологической культуры, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

    Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы» .

    Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

    Проект «Экология.Вода»

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовётся,

    Лентой серебристой вьётся,

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без нее нам не прожить.

    Н. Рыжова

    Вода - основа жизни на Земле,
    Она необходима всем вокруг:
    Растениям, животным, человеку,
    Расходуй ее бережно, мой друг!

    Актуальность

    Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

    Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

    Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

    Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.

    Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».

    Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику, а также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую. Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не будем решать глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

    Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    Задачи:

    Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

    Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

    Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

    Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.).
    Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
    Познакомить с круговоротом воды в природе.
    Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
    Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

    Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.

    Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

    Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.
    Развивать экологическую культуру.

    Вид проекта: познавательно-исследовательский

    По предметной области : Познание

    По составу – групповой

    По продолжительности долгосрочный 1 год

    Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.

    Предполагаемый результат проекта:

    Дети: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

    Развитие социально-значимых качеств личности.

    Ответственное отношение детей к окружающей среде.

    Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

    Дети будут иметь достаточно представлений о воде.

    Знание особенностей Мирового океана (т.е. Мировой океан –

    это океаны, моря, реки… - вода, которая нас окружает)

    Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать

    Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле

    Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.

    Родители:

    Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.

    Педагоги:

    Повышают профессиональный уровень.

    Формы обучения :

    • Экскурсии

      Проведение акций

      Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

      Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

      Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

      Целевые прогулки на природе

      Игры: подвижные, дидактические, настольные

      Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

      Организация труда в уголке природы, на участке детского сада

      Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы

      Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

      Наблюдения:

      За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.

      Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.

      Заучивание стихотворений, отгадывание загадок

      Физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры

      Информационные листы для родителей

    План реализации проекта:

      Подготовительный этап проекта:

    Создание экспериментальной лаборатории в группе;

    рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы -

    подбор подвижных и речевых игр;

    составление конспектов тематических занятий по разным разделам

    программы;

    составление и создание опытов, экспериментов с водой.

    Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.

    На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

    Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению

    За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

      Основной этап

    Цель : закрепление и углубление знаний о воде.

    СЕНТЯБРЬ

    Тема : «Роль воды в появлении жизни на Земле».

    Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).

    Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».

    Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.

    Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».

    «Океаны и моря».

    Художественное творчество: Лепка «Морское царство».

    Рассматривание картин

    И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море»

    В. Васнецов «Аленушка»И. Левитан «Озеро»

    Игры: « Море волнуется раз».

    ОКТЯБРЬ

    Тема: « Где мы встречаем воду и какая она».

    Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной тем­пературы, в зависимости от температуры воды в водоёмах жи­вут разные растения и животные.

    Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».

    Опыты: «Фонтан»

    Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).

    Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография). Рисование «Море» Аппликация «Корабли в море»

    Игры: «Круги на воде»

    Музыка: Слушанье:шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».

    НОЯБРЬ

    Тема: « Свойства и формы воды».

    Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

    Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.

    Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.

    Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

    Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».

    Художественное творчество: «Кувшин с водой».

    Игры: «Тонет, не тонет».

    ДЕКАБРЬ

    Тема: « Свойства воды - вода растворитель».

    Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

    Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.

    Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».

    Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

    Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева».

    Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».

    Танец «Снежинки»

    ЯНВАРЬ

    Тема: « Круговорот воды в природе»

    Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

    Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».

    Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед».

    Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».

    Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). «Сосульки на крыше»

    Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.

    Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».

    ФЕВРАЛЬ

    Тема: «Жизнь в воде».

    Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

    Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

    Опыты: «Живая вода».

    Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

    Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

    Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды

    Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»

    МАРТ

    Тема: «Вода в жизни животных».

    Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

    Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».

    Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».

    Чтение художественной литературы: Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».

    Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум»

    Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».

    Игры: «Мы - водные животные».

    АПРЕЛЬ

    Тема: «Вода в жизни человека».

    Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

    Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».

    Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У

    растения внутри есть вода».

    Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

    Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».

    Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»

    Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой

    МАЙ

    Тема: «Берегите воду»

    Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.

    Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.

    Опыты: «Мыльные пузыри».

    Чтение художественной литературы: В.Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели».

    Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».

    Составление кроссвордов, ребусов.

    Музыка: Разучивание песни «Капитошка».

    Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».

    Создание «Корзины идей»

    Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?

      Исследовательский этап

    Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников

    Исследовательский этап включает в себя:

      Наблюдения

      Опыты и эксперименты

      Игры и игровые обучающие ситуации

    Подтверждение свойств воды:

      Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.

      Растворимость веществ в воде.

      Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное

      Как сделать воду чистой?

      Надо ли беречь воду?

    Проблемные вопросы:

      Можем ли мы 1 день обойтись без воды?

      Как вода попадает в дом?

      Почему растениям нужна вода?

    Творческие задания:

      Создание экологических плакатов

      Экологическая акция «Береги воду»

    Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.

    Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды:

    1. Вода – это жидкость.

    2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).

    3. Вода – не имеет запаха.

    4. Вода – не имеет цвета.

    5. Вода – не имеет формы.

    6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)

    7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.

    8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники

    9. Наблюдение за свойствами снега

    10. Изготовление цветных льдинок.

    Изготовление плакатов

    «Круговорот воды в природе»

    «Где используют воду в д/c?»

    Взаимодействие со специалистами

    Досуг: «Праздник Нептуна»

    Физкультурная деятельность.

    Работа с родителями:

    Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.

    Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.

    Совместные экологические праздники и театрализованные представления.

    Создание газет с семейными историями.

    Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас».

    Выставка детских работ.

    Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»

    Родительское собрание: «Воспитание юных экологов»

    Консультации для родителей

    «Эксперимент в детском саду»

    «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

    «Развитие исследовательских навыков дошкольника»

    5 этап: Презентация проекта

    Представление результатов проекта в виде: выставки «Для чего нужна вода?», детских плакатов, (совместно с родителями) фотографий, продуктов детского творчества.

    Заключительный этап проекта.

    РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Бесценная и всем необходимая вода»

    Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете

    Создать у детей радостное настроение;

    Вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях;

    Показать огромное значение воды для всех живых существ;

    Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках;

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Развивать умения отгадывать загадки.

    Совершенствовать гигиенические процедуры.

    Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

    Список литературы

    1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон.опт. диск (Библиотека программы «Детство»)

    2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144

    3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.

    4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.

    5. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
    6. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
    7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
    8. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?»



    Похожие статьи